Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.2 Литература американского романизма.

  • 7.2 Творчество Ф.С. Фицджеральда. Фрэнсис Скотт Кей

  • 8.2 Роман Т.Драйзера «Сестра Керри».

  • Шпаргалка - Литература Англии и Америки. 1. 1 Биография, периодизация Шекспира


    Скачать 0.81 Mb.
    Название1. 1 Биография, периодизация Шекспира
    Дата09.03.2019
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка - Литература Англии и Америки.doc
    ТипДокументы
    #69856
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    5.2 Марк Твен. Эволюция творчества от легкого юмора к сатире. Марк Твен  30 ноября 1835, (штат Миссури) — 21 апреля 1910, (штат Коннектикут);— выдающийся ам. писатель, журналист и общест. деятель. Его тв. охв. множ. ж-в — реализмромантизмюморсатира, фил фантастика, публицистика и др., и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста идемократа.

    Уильям Фолкнер писал, что он был «1-м по-наст. ам. писателем, и мы — его наследники», а Эрнест Хем. писал, что «вся совр. аме. лит-ра вышла из одной книги Марка Твена, „Прик Г. Финна“». В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оли́вии Лэ́нгдон и переехал в штат Нью-Йорк. далее вштат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя ам. общество и политиков, это особе. заметно в сборнике «Жизнь на Миссисипи», нап. в 1883 году. Марк Твен нач. карьеру с юм. куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками чел. тщеславия,лицемерия и даже убийства.

    Лит. дорога открылась Твену, когда он стал репортером "Террит. энтерпрайз", вых. в Вирджиния-Сити. Его очерки при непритязательности пок. нек х-ные особ-ти его пера. Тогда форм. юмор Твена – неповт и глубоко ам худ. явл. Довольно быстро Твену приелся юмор, рассч. на вкусы не изб. высокой лит. старателей да переселенцев. «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» на фоне такого юмора казалась Монбланом рядом с неб. холмиками. В ней тоже властвует гротеск и вольный смех, не огляд. на искусств. разгр. комического и драматич., есть и качество, умение парой штрихв обрис. не просто потешную ситуацию, а целый жизне. уклад, мир в его необыч-ти. Это умение крепнет у Твена от рассказа к рассказу, стремит. завоев. ему изв. лучшего юмориста Ам. Он постарался сохр. тональность какой она была в уст., изложении, он добивался, чтобы рассказ смешил. Но ему было необх., чтобы читатель и за самоочевидным, буйным и несдержанным гротеском видел достов. опис. ам. жизнь со всей ее многокрасочностью. На мнимой авт. серьезности осн. весь юм. колорит рассказов молодого Твена. А у него попадались словечки грубоватые и просто жаргонные, изысканность осмеивалась беспощадно, и сам рассказ напоминал небылицу или анекдот. Он знал, что «нет такой крепости, кот. не рухнула бы, когда ее атакует смех», и выучился навыкам, необх. юмористу,— дразнил публику, расск. ей совсем не о том, что обещало заглавие, или с невозмутимым видом повествовал про явл. сов. абсурдные, делал выводы, противор. логике, и защищал их с упорством фанатика, которым овладела заведомо дикая идея,— но все это для него оставалось лишь техникой, а не сутью творчества. Он и в ранних своих рассказах был реалистом, 1-м наст. реалистом в ам. лит-ре, Влияние зап. фольклора стало важн. формир. ф-ром тв. Твена. Хотя большинство его юмористических рассказов было создано в 60— 70х годах, юмор прониз все его тв. (в уб. прогрессии). Даже в 80—90х годах, когда писатель нах. во власти растущих пессимист. настр-й, он иногда возвр. к своей прежней манере, напр. "Похищение белого слона" (1882). Ран. расск. Твена были написаны "в защиту жизни" и этим опред. принципы их худ. построения. Опорой при осущ. этой программы Твену служила не только фольк. трад., но и те лит. явл., кот. взошли на почве зап. фольклора. Он верил, что "чистые юмористы не выживают" "чтобы его произведения жили вечно, он должен учить и проповедовать". Даже самые его безобидные юморески вып. особ. соц. критич. зад.: они служат орудием разруш. догматов, условностей и всех видов лжи и фальши как в жизни, так и в

    лите-ре. Из столк. наивной логики "простака" с логикой сущ. жизн. отнош. и рожд. комич. эффект рассказов Твена. В сознании "простака" все явл. преломл. неожид. образом. Твен так любит манеру пов. от 1 лица. Она позв. раскр. внутр.мир героев и пок. комич. несоотв. их жизн. представлений с законами жизни окруж. мира. Не застл. предубежд. взор «простака» проникал в скрытые глубины обществ. жизни США. Попеременно становясь то незадач. претендентом на пост губернатора ("Как меня выбирали в губернаторы", 1870), то бедным труд. китайцем, жестоко притесняемым в "стране свободы" ("Приятель Голдсмита снова в чужой стране", 1870), то робким, дов. сотрудником буйной ам. прессы ("Журналистика в Теннеси", (1869), "простак" в соотв.с привилегией дураков, выбалтывал горькие истины относит. отеч. порядков. Он говорил о продажности прессы, о комедии выборов, о фиктивности парламентаризма, о засилье шарлатанства и невежества ("Как я редактировал сельскохозяйственную газету", 1870). Пропущ. сквозь наивное естеств. сознание "простака", впечатления ам. жизни созд. представл. о противоестеств. господствующего порядка вещей, о стране, в кот. все поставлено на голову. С большей опред-тью Твен утв., что насилие над здравым смыслом, над естеств. природой вещей является законом дух., интеллек. жизни Америки. В ходе эВ. "простака варьируется и тональность его рассуждений, в них слышится нота вполне осознанной едкой иронии. ("Как я редактировал сельскохозяйственную газету"). Также на этом этапе в "самом веселом писателе Америки" временами просыпается гневный и беспощадный сатирик. Не случайно в 1869 г. в одном из своих писем он дает сочувственную оценку Свифту. "Бедный Свифт,— пишет он,— под спокойной поверхностью его просто написанной книги струится поток яда — кипящее море его несравненной ненависти". В сущности эта характеристика в какой-то мере применима и к самому Твену, даже на начальной стадии его творчества. Постепенно достигнув высшей точки своего накала, эта яростная стихия наконец выплеснулась на страницы его романа "Позолоченный век" (1873). В этом произведении, давшем имя целой эпохе, Твен и его соавтор Чарлз Дадли Уорнер впервые покажут реальное состояние американского общества, в котором вмести ожидаемого "золотого" воцарился "позолоченный век". Вместе с тем сарказм Твена несет в себе мощный заряд оптимизма. Еще не поколеблена его вера в особую историческую миссию Америки как земного святилища для рядового человека, как образец истинной демократии, которая создает великую культуру, не оглядываясь на предшествующий опыт человечества. Исторически объяснимые верования и иллюзии, укоренившиеся в народном сознании, обретают в Твене самого талантливого выразителя. Но под знаком постепенно нарастающего сомнения в обоснованности этих чаяний пройдет вся остальная его творческая жизнь. Бурная жизнерадостность его первых книг в итоге сменится мизантропическими настроениями, столь сильными в посмертно опубликованной повести-притче «Таинств. незнакомец» (1916).

    6.2 Литература американского романизма. Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов.

    Романтизм относится к числу наиболее сложных, внутренне противоречивых и неспокойных периодов в американской литературной истории. Вместе с тем трудно переоценить его значение. Здесь закладывались непреходящие традиции национальной литературы. Но процесс ее формирования был полон драматических конфликтов, жестокой полемики, больших и малых литературных войн.

    Фундаментом романтической идеологии явилось стремительное социально-экономическое развитие страны в начале XIX в., поднявшее ее до уровня наиболее развитых европейских держав и обеспечившее плацдарм для последующего капиталистического прогресса. Подобных темпов не знала в XIX столетии ни одна страна мира. В считанные десятилетия США из конгломерата разобщенных аграрных колоний превратились в мощную державу с высокоразвитой промышленностью, торговлей, финансами, сетью коммуникаций и огромным флотом. Именно в этом процессе начал постепенно выявляться уродливый нравственный смысл прагматической этики буржуазной Америки. Традиционные формулы кальвинистской идеологии и моральная доктрина третьего сословия, сформулированная просветителями, переплетаясь и приспосабливаясь к социально-экономическому прогрессу, трансформировались в некую новую систему, отталкивающую своей антигуманностью и противоречившую идеальным предначертаниям «отцов» американской демократии.

    Энергичные преобразования в экономической и социальной структуре США в 20—30-е годы XIX в. объясняют не только самый факт возникновения романтической идеологии, но и некоторые ее специфические особенности, в частности своеобразный дуализм — соединение патриотической гордости за молодое отечество и горечи разочарования, вызванного перерождением демократических идеалов революции.

    При дальнейшем развитии романтической идеологии в США первоначальная сбалансированность этих элементов быстро нарушилась. Первый неукоснительно убывал, второй нарастал. В философии этот процесс предстает как движение от социально-этической системы, обозначаемой термином «самопомощь», к эмерсоновской теории «доверия к себе», в социологии — как отход от джефферсоновского демократического идеала и обращение к идеям утопического социализма, в поэзии — как путь от брайантовского «Тенатопсиса» к «Листьям травы» Уитмена, в прозе его вехами можно считать «Рип Ван Винкля» Ирвинга и «Моби Дика» Мелвилла. Таково общее направление эволюции романтической идеологии в США.

    Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа. Ранний (20—30-е годы) — это период «нативизма» — романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американской буржуазной цивилизации, ее заблуждений, ошибок и аномалий. Существенно, однако, что исследование это исходит в целом из убежденности в здоровой основе американской демократии, способной справиться с «внешними» отрицательными влияниями.

    Зрелый этап (конец 30-х — середина 50-х годов), наступление которого сопряжено с экономическими потрясениями конца 30-х годов, мощным подъемом радикально-демократических движений, тяжкими внутри- и внешнеполитическими конфликтами 40-х годов, характеризуется рядом трагических открытий, сделанных романтиками, и в первую очередь открытием, что социальное зло не воздействует извне на якобы идеальную общественную структуру, а коренится в самой природе американской буржуазной демократии. С этим связаны пессимистические и трагические ноты в творчестве многих американских поэтов и прозаиков: Э. По, Н. Готорна, Г. Мелвилла и др.

    Финальный этап (от середины 50-х годов до начала гражданской войны) — эпоха кризиса романтического сознания и романтической эстетики в США, в результате которого американские писатели и мыслители постепенно пришли к пониманию того, что романтическое сознание не в силах долее справляться с материалом общественной жизни, не может дать ключей к объяснению ее загадок и указать пути к разрешению ее противоречий. Через полосу тяжелейшего духовного кризиса, повлекшего за собой иногда полный отказ от творческой деятельности, прошли многие писатели этой поры, в том числе В. Ирвинг, Н. Готорн, Г. Мелвилл, Г. Лонгфелло, Д. Кеннеди и др.

    Романтическая идеология и романтическая литература в США возникли значительно позднее, чем в передовых странах Европы. К началу 20-х годов, когда американские романтики впервые обратили на себя внимание своих сограждан, романтическое движение в европейской мысли и литературе уже накопило богатый

    опыт. Американские мыслители и поэты широко пользовались завоеваниями европейского — особенно английского — романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.

    Американский романтизм в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.

    Наложил свой отпечаток на романтическое творчество и регионализм, весьма влиятельный в американской духовной жизни и, соответственно, в литературе. Он оказался одним из самых стойких элементов в сфере идеологии и культуры. И сегодня еще говорят о литературе американского Юга, о бостонских нравах, о писателях Среднего Запада и т. д. Участвуя в общенациональном культурном движении, литература каждого из регионов обладала своей идейно-художественной спецификой, своими темпами развития. Отсюда определенная неравномерность литературного процесса в разных частях Америки.

    7.2 Творчество Ф.С. Фицджеральда. Фрэнсис Скотт Кей (18961940) — американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую «эпоху джаза» 1920-х годов. Известности автора также способствовала выставленная на «всеобщее обозрение» личная жизнь Фицджеральда с женой Зельдой. Творчество Фицджеральда дает нам представление о той "особой" эпохе и о тех людях, которые "прожигали" свои жизни, и об авторе, поведавшем всему миру об особенностях "потерянного поколения".

    желание жениться на Зельде и заставило Фицджеральда искать успеха на литературном поприще, ибо только успех позволил бы ему рассчитывать на благосклонность её семьи. Именно поэтому он садится переделывать свою рукопись "Романтический эгоист", которую ему на тот момент так и не удалось опубликовать, т.к. она уже пару раз возвращалась ему издательствами.

    Этот роман выходит в марте 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise), который моментально приносит Фицджеральду успех. Месяц спустя после его публикации он женится на Зельде, которая послужила прототипом героини романа Розалинды. Сюжет романа взят из собственной жизни автора. «This Side of Paradise» показывает стандартный сценарий жизни молодого человека в США 1920-х годов. Популярность романа Фицджеральда открывает ему дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах, например «Scribner's», «The Saturday Evening Post». Помимо известности, эта работа приносит неплохой заработок. Такие неожиданные изменения в финансовом положении Фицджеральда позволили ему и Зельде жить настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения.

    В этом же году выходит в свет первый сборник рассказов Фицджеральда «Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers).

    Основное своеобразие творчества Фицджеральда заключается в том, что американский писатель являлся представителем "века джаза", того короткого периода в американской истории, который начался вскоре после окончания первой мировой войны и завершился наступлением великой депрессии тридцатых годов. Само название этого периода позаимствовано из сборника рассказов Фицджеральда "Сказки века джаза". Понятие "век джаза" стало символом, характеризующим массовое увлечение карнавальным стилем жизни, которое стимулировалось безошибочным предчувствием скорого конца послевоенной эпохи бунтов против буржуазного утилитаризма и закабаления личности окаменевшими нормами прагматической морали.

    Своим прочным положением в американской литературе он обязан прежде всего роману "Великий Гэтсби" (1925 г.) - блестяще написанному и экономно выстроенному рассказу об американской мечте, претворенной в жизнь выбившимся из низов человеком. Главный герой, загадочный Джей Гэтсби, обнаруживает страшную цену успеха в том, что касается самореализации и любви. Среди других прекрасных произведений Фицджеральда - "Ночь нежна" (1934 г.) о молодом психиатре, чья жизнь загублена женитьбой на неуравновешенной женщине, и несколько рассказов из сборников "Эмансипированные и глубокомысленные" (1920 г.), "Сказки века джаза" (1922 г.) и "Все эти печальные молодые люди" (1926). Лучше, чем какому-либо другому писателю, Фицджеральду удалось передать блистательную и отчаянную жизнь двадцатых годов. В своем втором романе "Красивые и обреченные" (1922 г.) он продолжил исследование саморазрушительной экстравагантности его времени. 

    К особенностям творчества Фицджеральда относятся его блестящий стиль, идеально соответствующий теме соблазнительной роскоши. В знаменитых строчках из "Великого Гэтсби" долгий ход времени мастерски передается в двух предложениях: "Летними вечерами на вилле у моего соседа звучала музыка. Мужские и женские силуэты вились, точно мотыльки, в синеве его сада, среди приглушенных голосов, шампанского и звезд". 

    В 1930 у Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. В 1934 году он написал роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический — в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась.

    Поэтому в 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде, где знакомится с Шейлой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.

    В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда — «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).

    В 1950 году Э. Хэмингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду.


    8.2 Роман Т.Драйзера «Сестра Керри». 27 августа 1871,Терре-Хотштат Индиана — 28 декабря 1945Голливуд) — американский писатель иобщественный деятель. Родители Драйзера — Джон Драйзер и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в университет штата Индиана. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной. райзер решает стать репортёром. В 18921894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Эври манс», и Драйзер начинает работать редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

    Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 годуДрайзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Драйзер указал в интервью для справочника «Кто есть кто в Америке» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» — очерки о Вильгельме IIБарнуме и т. д. — и «Поэмы».

    Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. НоррисС. Крейн), но уже в условиях упадка этого движения. В сюжетном отношении роман представляет собой историю профессионального становления молодой американки конца 19 века. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман — «Дженни Герхардт», в котором развивает мотивы «Сестры Керри». Американская пресса обошла выход романа молчанием.

    В романе шесть женщин, чьи судьбы изображены более или менее полно. Это - главная героиня, Кэрри, ее сестра Минни, миссис Герствуд, ее дочь Джессика, миссис Вэнс и артистка Лола. Вышеперечисленные женские судьбы подчеркивают вторичность женщин в социальной жизни того времени. Без своих мужчин они ничто, даже миссис Герствуд при всей ее властности лишь перераспределяет в свою пользу произведенное другими мужчинами (мужем и отцом зятя). Вышеперечисленные персонажи изображены настолько, сколько было необходимо для раскрытия главного образа романа - Кэрри.

    Что касается внутренней жизни Кэрри, то ее внутренняя жизнь представляет собой совокупность вялотекущих процессов, в малой степени влияющих на ее деятельность. Кэрри побывала два раза замужем за нелюбимыми мужчинами и теперь (в конце романа) живет с подругой и посылает поклонников куда подальше. Несмотря на все события, ее мировоззренческие установки что в начале, что в конце романа, это "мечтать о таком счастье, какого тебе никогда не изведать" и пассивно принимать все, что дает жизнь. Возможно, это - маркетинговый ход Драйзера, т.к. большинство девушек и женщин того времени имели точно такие же установки. Однако закрадывается вопрос, в частности, о способности Кэрри любить, и вообще, о способности к любви женщин, потому что создается впечатление, что образование семьи для женщин является лишь почетной обязанностью. У Драйзера Кэрри - полноценный человек. Более того, Кэрри в восприятии жизни стоит выше всех персонажей романа, в том числе мужчин, причем мужчин, обладающих ими самими созданным материальным благополучием и общественным положением. Более того, к концу романа Кэрри окончательно эмансипируется, т.е. живет на свои деньги и отказывает солидным мужчинам. Но вместе с тем присущий Кэрри фатализм сохраняется на протяжении всего романа. Она выиграла бой, но не осознает, что может выиграть войну. Да и она не собирается ее выигрывать. Сидеть в кресле-качалке и мечтать о несбыточном счастье оказывается вершиной ее достижений. Кэрри стала хозяйкой себе. В этом проявился прогресс цивилизации, позволивший уже в конце 19 века некоторой части женщин самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, а следовательно, будучи экономически независимыми, самостоятельно определять свою судьбу.

    А то, что простая женщина стала героиней пятисотстраничного романа, что про ее жизнь нашлось что писать, и что у подобного творчества нашелся читатель, все это показывает развитие литературы. Которое, однако, является производным к общему прогрессу человечества.


    написать администратору сайта