|
Шпаргалка - Литература Англии и Америки. 1. 1 Биография, периодизация Шекспира
14.1 Роман У.Теккери «Ярмарка тщесалвия».1811-1863. Сатирик. Теккерей родился 18 июля 1811 г. в Калькутте — его отец и дед его служили в Индии. В раннем детстве Уильяма перевезли в Лондон, где он поступил в школу Charter House. Уже с детства Теккерей славился среди товарищей своими остроумными пародиями. 18-ти лет он вступил в Кембриджский университет, где пробыл не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, «Snob», доказывает, что уже тогда он стал изучать вопрос о «снобах», столь много занимавший его впоследствии. В «Snob» помещена была сатирическая поэма «Тимбукту», свидетельствовавшая о несомненном сатирическом таланте.2 произведения, с которыми вошел в литру: «ярмарка тщеславия» (1848), «Книга снобов». Сноб – чел-к, смотрящий вверх с обожанием, вниз – с омерзением. Считал, что каждый чел. болен снобизмом. Есть снобы относительные и полные. Излюбленный образ – ярмарка. Все общество – огромная ярмарка тщеславия и ничтожества. Уч. в закр. школе, и в Оксфорде недолго. Не лю. уч. Предпринял путешествие. Хотел обучиться другим путем. Им. способности к рисованию. Не дружил с Диккенсом. Т. терпеть не мог романтизм. 1948 – пишет о революции: избирательное право хуже царя Николая. Теккири воспринимал снобизм как явление международное. Сотрудничал в сатирическом журнале «Панч». Он считает, носитель соц. пороков не так уж и виноват, виновата чел. природа. Можно избавиться от нелепых крайних форм снобизма, но природу чел-ка не переделать. Порвать порочный круг бытия невозможно.
«Ярмарка тщеславия» - на которой все продается и покупается. 1846 г. — первый роман, доставивший Теккерей громкую славу: «Ярмарка тщеславия». Роман написан без точно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можно было растянуть на сколько угодно или же закончить столь же произвольно. Теккерей только задумал несколько центральных лиц и вокруг них группировал разные инциденты. Основа всех романов и юмористических очерков Теккерей — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегда идеальный герой или героиня; Т. называет своё лучшее произведение — «Ярмарку тщеславия» — романом без героя, и в этом романе, как и в остальных, ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, возбуждает к ним интерес читателя. 1. Воспринимал персонажей как марионеток. 2. роман-хроника. 3. не приближ. к масштабным событиям, стремится малое связать с большим. В основе сюжета- 2 линии. 1-я Любовь Эмили с Сэдли, 2-я Ребекка Шарм – авантюристка, лицемерка, которая хочет попасть высший свет. Стремится разбогатеть. «И я была бы порядочной, имей я 5000тыс. в год» Ее фигура многомерна. Автор подчеркивает, что он не была дурна от природы, не была зла и была услужлива. Р. никогда не была ребенком. Вела игру с людьми, примеряла маски. она окружена мифологическими бытовыми зоологическими сравнениями. Когда на нее нападали, она проявляла вид простушки. В романе интересны только героиня и другие отрицательные типы: добродетельная Эмилия Сэдли и другие жертвы Бекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне Джо Сэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том, что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающая их человечными. Они борются за свое благополучие — но такова жизнь, и Теккерей обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни.
Ребекка обряжена в одежду императора – дух ярмарки, где малое совмещается с большим в своей суете и ничтожности. Фигура Наполеона в романе ключевая, передает авантюрный дух эпохи. Но, она за кадром – стремление дегероизировать войну. Удручен, что люди воспевают воинов. Прервать порочный круг войны невозможно. Война не избежна, т.к. такова чел. природа. Наполеон – августейший статист в комедии ярмарки тщеславия. Царь – раб истории. Авантюрный дух эпохи, театра, разыгр и Шарп и Наполеон 15.1 Противоречия эстетизма в романе О.Уальда «Портреть Дориана Грея». 16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — ирландский поэт, драматург, писатель, эссеист. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени, лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное» (гомосексуальное) поведение и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил под изменённым именем и фамилией. Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатыми словами и афоризмами, а также романом «Портрет Дориана Грея» (1891). Оскар Уайльд — крупнейшая фигура европейского декаданса. Идеи декаданса и его настроения выразил также в своей жизни — в её стиле и её облике. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Всю жизнь противостоял всему миру официального, противостоял общественному мнению и давал ему пощёчину. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар с юных лет видел в Искусстве (это слово он писал с заглавной буквы). Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира». Отцом Уайльда был один из самых выдающихся врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании — офтальмолог и отоларинголог сэр Уильям Роберт Уайльд. Мать Оскара — леди Джейн Франческа Уайльд (урождённая Элджи) — известная ирландская светская дама, весьма экстравагантная женщина, обожавшая театральные эффекты, поэтесса, писавшая зажигательные стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Speranza — надежда) и убеждённая в том, что рождена для величия.
В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки»,«Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.
В 1890 году в свет выходит единственный роман, который окончательно приносит Уайльду сногсшибательный успех, — «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray). Он был напечатан в журнале «Липпинкоттс мансли мэгэзин». Но «всеправедная» буржуазная критика обвинила его роман в безнравственности. В ответ на 216 (!) печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали. Более того, он писал, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль всего-то и состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя. В 1891 г. роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд дополняет свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму — тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд.
Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в роковой судьбе героя. В один из дней художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея, и в этот портрет влюбляется сам Дориан. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, — молодости. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу дьяволу продал за это!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось. С Дорианом знакомится непревзойдённый остроумец Генри Уоттон, в котором мы узнаём черты самого Оскара Уайльда.
Дориан Грей попадает под влияние лорда Генри, поддаётся его речам о всесилии красоты, о неподвластности её каким-либо законам. Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала порочной, лживой и грязной. Портрет становится совестью Дориана Грея. Он прячет его от глаз людей в отдельную комнату, запираемую им лично на ключ. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью были невыносимо мучительны для Дориана. В один из дней он всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля его порочной жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет). Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты. А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.
16.1 Драма-дискуссия Б. Шоу. 26 июля 1856 — 2 ноября 1950) — известный британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреатНобелевской премии в области литературы. Общественный деятель (социалист-«фабианист», сторонник реформы английской письменности). Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.
Единственный лауреат Нобелевской премии (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), бывший также лауреатом «Оскара» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата; от премии впоследствии также отказывались Борис Пастернак и Жан-Поль Сартр). пропагандист драмы идей. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884).
Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929). необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии — словом, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а «научить думать».
Современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук у аудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, и провоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая, показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских, которые Бернард Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный или социально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, а персонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертами типа, проявленными полно и наглядно.
«Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уоррен» (1893, поставлена 1902), пьесы, ставшие дебютом Шоу-драматурга, последовательно реализуют эту творческую программу. Обе они, как и ряд других, создавались для лондонского Независимого театра, существовавшего на правах полузакрытого клуба и поэтому относительно свободного от давления цензуры, препятствовавшей постановкам пьес, которые отличались смелостью изображения прежде табуированных сторон жизни и нетрафаретным художественным решением.
Цикл, получивший авторское название «Неприятные пьесы» (в него входит также «Сердцеед»,1893), затрагивает темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва викторианской Англии. Все они написаны в жанре трагикомедии или трагифарса, самом органичном для дарования Шоу. Ирония Шоу, у которого сатирический пафос сочетается со скепсисом, ставящим под сомнение разумность социального устройства и реальность прогресса, является главным отличительным свойством его драматургии, все более отмеченной тяготением к философским коллизиям. оу создал особый тип "драмы-дискуссии", герои которой, нередко эксцентрические персонажи, выступают как носители определенных тезисов, идейных позиций. Главное внимание Шоу не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных проблем. "Паладин смеха", как его назвал А. В. Луначарский, Шоу широко использует сатирическое заострение, гротеск, а порой и буффонаду. Но самое надежное оружие Шоу - его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет его осмеяния - лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. Образ Бернарда Шоу, яркой, оригинальной личности, история его любви к актрисе Патрисии Кэмпбелл запечатлены в известной, основанной на их переписке пьесе Джерома Килти "Милый лжец"; она с успехом шла во МХАТе (в исполнении А. Кторова и А. Степановой) и Театре им. Моссовета (в исполнении Р. Плятта и Л. Орловой). Какие бы темы ни поднимал в них Шоу, будь то, как в «Цезаре и Клеопатре», отдаленное прошлое человечества или, как в «Обращении капитана Брассбаунда», колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности.
17.1 «Пигмалион» Б. Шоу. Среди произведений, написанных в довоенный период, самой популярной пьесой Шоу стала комедия «Пигмалион» (1912).
Шоу дает свой, современный, вариант древнего мифа. Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев ему удастся обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы «она с успехом могла сойти за герцогиню». Но в атмосфере внимания и уважения к ее личности Элиза проявляет необыкновенные способности, ум, талант, чувство внутреннего достоинства. «Превращение» Элизы, по мысли Шоу, призвано опровергнуть утвердившееся мнение о том, что социальные барьеры непреодолимы. Они лишь препятствуют людям реализовать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам прозревшего Хиггинса, «уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души». Насколько Шоу интересовала связь характера и общественного положения, особенно доказывает тот факт, что радикальную перестройку характера он сделал даже главной темой пьесы «Пигмалион». Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос «является ли человек изменяемым существом». Это положение в пьесе конкретизируется тем, что девушка из Ист Энда Лондона со всеми чертами характера уличного ребенка, превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества. Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из одной крайности в другую. Если такое радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен сказать себе, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа. Второй важный вопрос пьесы – насколько речь влияет на человеческую жизнь. Что дает человеку правильное произношение? Достаточно ли научится правильно говорить, чтобы изменить социальное положение? Вот что думает на этот счет профессор Хиггинс: «Но если бы вы знали, как это интересно — взять человека и, научив его говорить иначе, чем он говорил, до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое существо. Ведь это значит — уничтожить пропасть, которая отделяет класс от класса и душу от души». В «Пигмалионе» Шоу соединил две одинаково волнующие его темы: проблему социального неравенства и проблему классического английского языка. Но язык не является единственным выражением человеческого существа. Выход в свет на прием к миссис Хиггинс имеет единственный промах — Элиза не знает, о чем говорят в обществе на этом языке. Один из тезисов пьесы гласит, что человеческий характер определяется совокупностью отношении личности, языковые отношения являются лишь ее частью. В пьесе этот тезис конкретизируется тем, что Элиза наряду с занятиями языком учится еще и правилам поведения. Следовательно, Хиггинс объясняет ей не только то, как надо говорить на языке леди, но и, например, как пользоваться носовым платком. Совокупность поведения, то есть форма и содержание речи, образ суждения и мыслей, привычные поступки и типичные реакции людей приспособлены к условиям их среды. Субъективное существо и объективный мир соответствуют друг друга и взаимно пронизывают друг друга. эффекта отчуждения, заставляя своих персонажей время от времени действовать в чужой среде, чтобы затем шаг за шагом возвращать их в свою собственную среду, искусно создавая на первых порах ложное представление относительно их настоящей сущности. Затем это впечатление постепенно и методически меняется. внес в свою пьесу контртезис о существовании естественных способностей и их значении для характера того или иного индивидуума. Это положение конкретизируется сразу во всех четырех главных героях пьесы: Элизе, Хиггинсе, Дулиттле и Пикеринге. «Пигмалион» – это насмешка над поклонниками «голубой крови»… каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия», - так отзывался сам автор о своей пьесе. Для Шоу было важно показать, что все качества Элизы, которые она раскрывает как леди, можно уже обнаружить в цветочнице как естественные способности или, что качества цветочницы можно затем снова обнаружить в леди. Характер человека определяется не непосредственно средой, а через межчеловеческие, эмоционально окрашенные отношения и связи, через которые он проходит в условиях своей среды. Человек — чувствительное, восприимчивое существо, а не пассивный предмет, которому можно придать любую форму, подобно куску воска. Какое значение Шоу придает как раз этому вопросу, подтверждается выдвижением его в центр драматического действия.
То, что понимается под общественным отношением, отчетливо раскрывается лишь в конце пьесы и в ее кульминационном пункте. Элиза уясняет себе, что, несмотря на успешное завершение занятий по языку, несмотря на радикальное изменение среды, несмотря на постоянное и исключительное пребывание среди признанных джентльменов и леди, несмотря на образцовое обращение с ней со стороны джентльмена и несмотря на овладение ею самой всеми формами поведения, она не превратилась еще в настоящую леди, а стала лишь горничной, секретаршей или собеседницей двух джентльменов. Она делает попытку миновать эту судьбу путем бегства. Когда Хиггинс просит ее вернуться обратно, завязывается дискуссия, раскрывающая смысл общественного отношения в принципе. Толкование концовки «Пигмалиона» очевидно. Оно не антропологического, как предшествующие тезисы, а этического и эстетического порядка: желательным является не превращение жителей трущоб в леди и джентльменов, подобно превращению Дулиттла, а превращение их в леди и джентльменов нового типа, чувство собственного достоинства которых базируется на их собственном труде. Элиза в стремлении к труду и независимости является воплощением нового идеала леди, который, в сущности, ничего общего не имеет со старым идеалом леди аристократического общества. Она не стала графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс, но стала женщиной, сила и энергия которой вызывают восхищение. Знаменательно, что даже Хиггинс не может отказать ей в привлекательности — разочарование и враждебность скоро превращаются в противоположность. Он, кажется, даже забыл о первоначальном стремлении к другому результату и желанию сделать из Элизы графиню.
18.1. «Сага о форсайтах» Д.Голсуорси. Роман «Собственник». 14 августа 1867, графство Суррей — 31 января1933, Лондон) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932). Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-Хилл(графство Суррей ), в зажиточной семье. Учился в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфорде. В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой.
Са́га о Форса́йтах (1901-1933)— монументальная серия разноплановых произведений английского писателя Джона Голсуорси, описывает жизнь состоятельной семьи Форсайтов. Всего произведения, посвящённые различным поколениям семьи Форсайтов группируются в три больших цикла. Первый вышел непосредственно под названием «Сага о Форсайтах» в 1922 году, и включил в себя такие произведения как: «Спасение Форсайта», «Собственник», «Последнее лето Форсайта», «В петле», «пробуждение», «Сдается в наем». Закончив Сагу Голсуорси продолжил писать о Форсайтах, под названием «Современная комедия» вышел следующий цикл произведений: «Белая обезьяна», «Идиллии», «Серебряная ложка», «Встречи», «Лебединая песня», Наконец, общий цикл о Форсайтах завершили три романа под общим названием «Конец главы»: «Девушка-друг», «Цветочная пустыня», «Через реку».
"Сага о Форсайтах" как отображение действительности. Семейная хроника Форсайтов. Собственность, ценность, расплата — это термины, которые в ходу на форсайтской "бирже" чувств. «Сага о Форсайтах» ставит Голсуорси в один ряд с самыми крупными писателями.
Писателя волнует необходимость осмыслить происходящее, стремление понять, куда идет все западное общество и, прежде всего, современная Англия, какова ее грядущая судьба. Писатель-реалист очень точно выбирает как объект анализа и размышления историю семьи в ее зависимости от «движения» общественно-политической действительности. Вместе с тем, что характерно для критического реализма XX века, писателя неизбежно занимает и «судьба народная», противопоставление и борьба двух миров. ». Вместе с романом «Собственник», ставшим первым романом первой трилогии, они охватывают «естественную историю» английской буржуазной семьи за 42 года, с 1886 по 1928-й, рассказывают о жизни трех поколений Форсайтов, причем эта история рассматривается с точки зрения кардинальнейшей проблемы века — ожесточенной борьбы форсайтовской цивилизации, не желающей сдаваться и постепенно отступающей под натиском новых общественных веяний. В «сценах частной жизни» перед нами возникают не только история семьи, но и какие-то основополагающие черты жизни общества и целого народа. Вот почему в начало первой трилогии совершенно закономерно был положен «Собственник» с его предвосхищением грядущей гибели форсайтского «древа, пораженного молнией в самую сердцевину», а в следующих романах рамки социального действия раздвигаются. «В петле» и «Сдается в наем» — произведения социальные, и действие, в них развивающееся, сопряжено с важными событиями эпохи. И если в них нет широкой панорамы общественно-политической жизни Англии 80—90-х годов («В петле»), исчерпывающей социально-политической характеристики послевоенной действительности («Сдается в наем»), то это и не главное. Читатель, тем не менее, осведомлен о переменах, преобразивших за 20—30 лет лицо страны. Отношение писателя к прошлому, настоящему и будущему яснее всего позволяет видеть многослойность его взглядов на действительность. И не случайно тема будущего входит в трилогию с Джоном Форсайтом — еще одной частицей «я» Голсуорси. Внук старого Джолиона исповедует те же самые взгляды, что и писатель: «Всему виной, — говорит он Флер, — инстинкт собственности, который изобрел цепи. Последнее поколение только и думало, что о собственности; вот почему разыгралась война».
19.1 Послевоенная английская литература. После второй мировой войны начался процесс стремительного рас пада британской колониальной империи, подготовившего крушение былой мощи Великобритании, как и ее мирового господства. Демократи ческие массы Великобритании, возлагавшие надежды на лейбористов, пришедших к власти в 1945 году, очень скоро испытали тяжелое разо чарование в тех социальных реформах, которые были деклари рованы: политика лейбористов в период от 1945 до 1953 года (когда к власти вернулись консерваторы) оказалась продолжением политики все тех же имущих классов. Осложнившаяся, таким образом, политиче ская обстановка ощутимо воздействовала на настроения интеллигенции и получила отражение в английской литературе 50-х годов.
В 60-х годах общественно-политическая обстановка в Великобри тании еще больше осложнилась: техническое перевооружение английской промышленности, относительное повышение жизненного уровня населения после новой победы лейбористов (1956) не решили пробле мы противоречий внутри страны. Угроза атомной войны, тесное сотруд ничество правящих кругов Великобритании и США определили пессимистические настроения в среде английской интеллигенции задол го до экономического кризиса 60-х годов и возвращения к власти консерваторов (1970). Английская литература 60-х годов отчетливо отрази ла эти настроения — бесперспективность, скепсис и растерянность.
Годы войны не стали и не могли стать периодом расцвета литера туры. Правда, горькое разочарование, характеризовавшее выступле ния английских писателей еще после поражения республиканских сил в Испании в 1939 году, сменилось после победы над фашистской Герма нией некоторым настроением подъема. Подъем этот ощутим и в публи цистике Шоу, и в драматургии 0'Кейси, и в первых романах Олдриджа. Но вся общественная атмосфера не способствовала расцвету подлин ного искусства. Цинизм в политике, усталость и ощущение бессмыслен ности существования, стремление уйти от ответственности ставили перед писателями, драматургами и поэтами вопрос, как сохранить «собствен ное лицо».
Подлинным бедствием стало распространение псевдолитературы. Богатейшие владельцы издательских фирм рекламируют, финансируют и распространяют тот вид «фикшн», который разжигает «холодную» войну, поддерживает легенду о «советской опасности» или героизирует убийц, насильников, расистов. Дешевые «пейпербеки» — сенсационное чтиво и детективы в крикливых, «завлекательных» обложках — чаще всего рассчитаны на читателя, лишенного какого-либо литературного вкуса; они, как правило, написаны людьми, не имеющими к литературе прямого отношения. Эти книги увлекают криминальным сюжетом и на громождением всяческих — обычно маловероятных — ужасов, пропа гандируют насилие, секс, преступления, торгашескую мораль, воспиты вают восхищение перед жизнью богачей, стремление к богатству любой ценой.
Остаются популярными романы «ветеранов» детективного жан ра, Агаты Кристи и других подобных авторов. В 50—60-х годах детективы, рассказывающие об уголовных преступлениях и преступниках, все больше вытеснялись политическими детективами, жанром, получившим название «шпионского романа». Обладая довольно высокой литературной техникой, Флемингпоставил свое перо на службу самому откровенному антикоммунизму. Бурное развитие в 50-х годах социального романа в его антиколо-ниалистском выражении (романы Дж. Олдриджа, Б. Дэвидсона, Н.Льюиса, Д. Стюарта и многих других менее значительных прозаи ков) в 60-е годы начало постепенно затухать в связи с крушением и распадом империи. «Рабочий роман», нашумев в середине 60-х годов, к концу десятилетия как явление перестал существовать: его создатели и представители пошли каждый своей дорогой. Реалистом по праву можно назвать крупнейшего из писателей со временной Англии Грэма Грина. Среди писателей-реалистов видное мес то занял после-второй мировой войны Чарлз Перси Сноу — мастер слова и выдающийся общественный деятель. Подводя итоги творчества скончавшегося в 1966 году известного прозаика И. Во, следует признать, что и он, несмотря на большую противоречивость своего мировоззрения, шел ко все ярче выраженному реализму. «Суть дела» — одно из самых сильных произведений Грина. Оно» ставит характерные для писателя вопросы о цели человеческих поступ ков, смысле жизни и, главное, о праве человека брать на себя ответст венность за судьбы других людей. Действие романа, развертывающеюеся в одной из английских колоний в Африке, сосредоточено вокруг по лицейского комиссара, которого окружающие не без основания назы вают «Скоби справедливый». Шаг за шагом Грин показывает, как этот человек, несмотря на суровую честность и порядочность, идет к мораль ной катастрофе и в итоге кончает жизнь самоубийством. Противоречие между законами церкви, которыми он не хочет пренебречь, и велениями собственной совести оказываются для Скоби неразрешимыми.
Беспощадной иронией окрашен образ жены Скоби Луизы, право верной католички. У Луизы, педантичной в исполнении обрядов и церковных догм, холодное, черствое сердце. Ей присущ расчетливый' эгоизм. Впрочем, ирония Грина нигде не звучит так горько, как там, где рисуется отец Рэнк, старый священник, призванный быть официальным носителем католической ортодоксии. Все суждения Рэнка (в которых явственно слышится голос самого Грина) позволяют усомниться в стойкости веры усталого и по-своему мудрого человека, усомниться в том, сохранил ли Рэнк, видевший грязную изнанку многих человеческихггобуждений и поступков, остатки уважения к принципам, кото рым призван следовать и служить. Грин постоянно с горьким сарказмом высказывал сомнение в дей ственности религиозного «утешения». В ряде егоякниг прямо ставится под вопрос значение религии. Книги Грина с большой горечью говорят о невмешательстве небес в дела, происходящие на земле («Конец любовной связи»). Во всех своих лучших романах Грин уже давно идет по пути кри тического реализма. Им великолепно раскрыта ущербность современ ной капиталистической цивилизации и порожденная ею опустошен ность людей («Англия меня создала», «Ценой потери»). Давно звучит-в романах Грина глубокое сочувствие тем, кто в современном обществе-обижен и обездолен. Достаточно вспомнить «Наемного убийцу» и «Доверенное лицо». Мотивы социального критицизма, даже социальной сатиры, возник нув в творчестве Грина еще в 30-х годах («Поезд идет в Стамбул», «Доверенное лицо», «Власть и слава»), углубились в послевоенные го ды. Они целиком определяют роман «Тихий американец» (1955).. С особенной силой они звучат в романе «Комедианты» (1966).
21.1 Творчество Д.Г. Байрона. «Паломничество Чайльд Гарольда». 1788-1824 – его боготворили и проклинали, называли гением и развратником. Пушкин далеко выводил его за пределы эпохи. Гете называл его величайшим поэтом, и слава, которой он покрыл свою страну была неповторимой в своем блеске. Л Мартин называл Б. царем бессмертных песен. Это объясняется контрастностью натуры его х-ра: меланхолия, веселость, фатализм и способность опрокинуть предначертанность судьбы. «Возможно, у Б. 2 души, а не одна». В своих произведениях он воспевал роковую страсть, наказывал тех, кто преступал запреты. У него была страсть к лицедейству. Он был не атеистом, а пантеистом – набожности ему н едостает, везде начало жизни обитает, которое творит и растворяет.
Б. сочувствовал национально-освободительному движению, он всегда сопереживал народу, попавшему в беду. Б. не забывал о своем титуле, принадлежности к знатному роду, он мог недоброжелательно отнестись к плебеям. Принадл. к старинной знати, получил титул лорда, старинный замок. Сам родился в Лондоне, детство прошло в Шотландии. Уже в колледже у него проявился интерес к современной полит. жизни, в Кэмбридже – интерес к французским писателям – Вальтер Скотт.
Б. – певец мировой скорби, но в то же время апофеоз силы. Индивидуализм и разочарование жизни бок о бок. Б. завершает линию лирических героев – Гамлет у Шекспира, Вертер – у Гете. Б. – ярко-выраженный романтик, представитель романтического индивидуализма. Дух. дарования превосходили средний чел. ур-нь. Великий ум сочетался с могучей волей. Его активное вмешательство в осв. греков – это потребность его натуры, зов души, закономерный итог его молодой жизни. Любовь с юных лет жила в его сердце. Мэри Чарт – была одна из самых больших и чистых любовей. Он имел колоссальный успех у женщин, но не разбирался в их психологии. Мягкосердечье Б. распространялось на всякую живую тварь. Он умел проникаться чужими интересами, судьбами, он мог почувствовать любого ист. персонажа, и передать эти настроения в своих стих-ях. Б. ни в чем не знал меры, любые его проявления могли закончиться в конвульсии. Лорд Б. отличался страстностью натуры, склонностью к авантюрам. Отец поэта – человек «без царя в голове», пролетел ураганов в своей жизни, покончил жизнь самоубийством. Проявились черты неуравновешенности. Не был в гармонии со своей душой. Был в разладе с обществом – этот конфликт усугублялся с годами, народ не понимал его, а он – народ. 3-й компонент – разлад с миропорядком Он мог обращаться к времени, как к категории метафизической. Вермя враждебно человеку изначально, признается времени в своих не очень приятных чувствах. Стих-е «тьма» - мировая скорбь в прямом смысле слова, мрачнейшие ощущения мироздания, это декадентное стих-е. Переживал угнетенное состояние. Б. дебютировал сборником стихов «часы досуга», он написал статью «Английские барды и шотландские завоеватели» - высмеивал лит. традиции, стать ближе к жизни. Б. отправляется в Грецию.
Поэма «паломничество Чарльд Гарольда». – он выявил его в качестве отрицательного примера своего поколения. Намного шире образ автора, чем его героя. Поэт и его герой путешествуют по одному маршруту, прежняя жизнь им опостыла, оба покинули полуразрушенный замок. Герой его охарактеризовал весьма скупо, он таинственен, прошлое описано намеками. У него средневек. паж-оруженосец, но он попадает в современную испанию, где идет война с наполеоном. Это поэма о Б., чем дальше, тем ближе слышим голос поэта. Начинается лирич. излияние – разрыв сюжета и отвращение к читателю. Б. на стороне испанцев – угнетенных, обиженных – они были под игом наполеона. Он создает монументальный образ девы Сарагосы – душа освободительного движения. Все мысли и чувства передаются в превосходной степени. Используется спец. лексика – нигде, всюду, всегда. Б. отдаляется от образа Дон Жуана. 2-я песня – о Греции – «о мужьях отважных». По возвращению в Англию он испытал все злобу и лицемерию света. Это была полоса лит и творч. успехов. Б. не терпел контроля над собой, его раздражала педантичность жены. Эта трещина в отношениях усугублялась со временем. Позже он отказался от своих гонораров, у них родилась дочь – Августа – единств. закон. дочь поэта. Потом супруги расстались. его чувства загрубели, прибавилось неприязни. Отправляется во второе путешествие в Швейцарию. Это была его страна. Он встр. новую любовь. Был принят как свой. В 3-й части пишет о природе, любви, воле в горах. 4-е путешествие – В Италию. О герое он вспоминает под занавес поэма. Паломник не даром носил свой плащ и посох – условный конец. А реальный конец – образ моря – бушующие просторы. Море кАк вечно живая, обновляющая стихия, кот. символизирует свободу. Соц компонент – дается Б. в восточных поэмах: «Корсар», «Лада». Появл образы благород. разбойников, Б. становится на стороне индивида. Во всех поэмах фигурирует герой, оторвавшийся от родных корней – поэма «Гиаур». Покой души ему не ведан, жертвами клеветы был облечен – «Корсар». Любовь – всегда боль, трагедия, утрата – «Конрад», «Яур» в его лирических стих-ях. Фил. стихи – тягость бытия, крик отчаяния. Также писал публицистику, стих-я наполеоновского цикла – героика, свобода и смерть в сражении, стих-и, посвящены Франсуа Боливару. Послед. его поэма – «Дон Жуан» - его образ лишен всякого демонизма. Гл. задачей было показать и сопоставить рус. и англ. светское общество, сатирически изобразить сов. жизнь. 22.1 «Король Лир» Шекспира. Король Лир — пьеса Уильяма Шекспира, написанная в 1605—1606 годах. Напечатана впервые в 1608.Место действия — Британия. Время действия — XI в.
Сюжет пьесы построен на истории легендарного короля Лира, который на склоне лет решает удалиться от дел и разделить своё королевство между тремя дочерьми. Для определения размеров их частей он просит каждую из них сказать, как сильно она его любит. Две старшие дочери используют этот шанс, а младшая — Корделия — отказывается льстить, говоря, что её любовь выше этого. Лир делит королевство между старшей и средней дочерьми.
Однако вскоре, после ужасного приёма, оказанного ему ими, он понимает, что ошибался и что лишь Корделия любила его по-настоящему. Но поздно: королевство готово вот-вот исчезнуть. Лир вместе с младшей дочерью попадает в плен и гибнет. В пьесу Шекспиром вплетён совершенно посторонний сюжет графа Глостера и Эдмонда, его побочного сына, не желающего мириться со своим положением. Глостер становится жертвой ужасной расправы. Две дочери выгоняют короля Лира, и он с шутом уходит в степь. Вскоре к нему приходят Кент и Глостер. А сын Глостера Эдгар, который был в розыске, притворяется сумасшедшим и присоединяется к Лиру. Две дочери хотят поймать отца и убить его. А побочный сын Глостера Эдмунд тоже желает поймать своего отца и казнить его, чтобы встать на его место. Они ловят Глостера, и дочь Лира Регана вырывает его глазa, но вскоре он уходит с сыном Эдгаром, который так и продолжает выдавать себя за другого. Корделия приводит войска с войной на сестёр. Надвигается бой. Солдаты Корделии дерутся с солдатами Реганы и Гонерильи. Но её и Лира ловят и сажают в тюрьму, где повесили Корделию. Две сестры кончают самоубийством. Лир выходит и умирает, держа в руках труп Корделии. Эдмунд тоже умирает. А Эдгар с отцом Глостерам уходят из этих мест. Гонерилья посылает своего слугу Освальда к ним, чтобы тот убил их. Но в бою Эдгар убивает Освальда. «Какой тоской душа не сражена, / Быть стойким заставляют времена» — заключительным аккордом звучат слова герцога Альбанского.
|
|
|
|