Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.1 Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

  • 6.1 Философская трагедия «Гамлет». Трагическая история о Га́млете, принце Датском

  • Гамлет, принц Датский

  • Отелло, венецианский мавр

  • 8.1. Д. Мильтон и английская буржуазная революция. Поэма «Потерянный рай»

  • Его философия – натурфил.

  • Шпаргалка - Литература Англии и Америки. 1. 1 Биография, периодизация Шекспира


    Скачать 0.81 Mb.
    Название1. 1 Биография, периодизация Шекспира
    Дата09.03.2019
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка - Литература Англии и Америки.doc
    ТипДокументы
    #69856
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    4.1 Драматические хроники у Шекспира.

    В этот же период (1590–1600) он пишет ряд исторических хроник. Первая историческая хроника – Генрих IV. Ей он начинает свой литературный путь, ею и заканчивает. Возникает вопрос о роли личности в истории. Положительный полюс – Генрих V, отрицательный полюс – Ричард III. Все остальные – в промежутке между этими положениями. В шекспироведении хроники принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них – три части Генриха VI и Ричард III – о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая – Ричард II, две части Генриха IV и Генрих V – о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

    Почти не отступая от фантастической основы своего источника, Шекспир проявляет свое творческое отношение к ней лишь в языке, в сценической компановке событий и в обрисовке характеров.
    5.1 Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

    После средневековья, когда власть церкви диктовала людям строгость, молчание о радостях жизни, искусство эпохи Возрождения, наоборот, заговорило о том, как прекрасно жить и любить, появляется немало произведений воспевающих чувства любви, такова трагедия Шекспира.

    Трагедия «Ромео и Джульетта», относящаяся к 1-му периоду творчества Ш. – это «песнь песней» новой европейской литературы , дальше которой не может идти апофеоз любви. Это (даже при том, что главные герои погибают), — песнь торжествующей любви, и страстный юноша, в том возрасте, когда объятия любимой женщины представляются высшим благом жизни, всегда с энтузиазмом скажет, — что для дня такой любви и жизни не жаль. Волшебный ореол, которым Шекспир сумел окружить своих героев, при всей трагичности, делает ужас «печальной повести» сладким, и собственные имена героев трагедии вот уже четыре века продолжают быть нарицательным обозначением высшей поэзии страсти.

    На протяжении пьесы и Джульетта, и Ромео меняются. В начале Джульетта покорна родительской воле, робка, но, полюбив, готова идти до конца. Ромео, думающий в начале, что он влюблен в Розалину, не подозревает какой силы чувства, скоро овладеют им. Гибель героев от вражды, от времени, от мира предрассудков. В пьесе затронуты такие проблемы (вопросы) как: личность и чувство, право выбора.

    Пьеса основана на новелле итальянского писателя XVI века Банделло, но сюжет, лёгший в основу обоих произведений, гораздо более древний: он разработан ещё уОвидия в истории о Пираме и Фисбе.

    Между знатными веронскими семействами Монтекки и Капулетти идет вражда. Ромеоиз рода Монтекки влюбляется в Джульетту из семьи Капулетти. Ромео убиваетТибальта, двоюродного брата Джульетты, в случайной стычке убившего его другаМеркуцио. В результате он вынужден уехать в Мантую. Джульетта, чтобы убежать из своей семьи, притворяется мертвой. А Ромео, видя, что она мертва, и не зная, что это лишь сон, выпивает яд. Джульетта просыпается и в отчаянии, видя его труп, закалывает себя.

    6.1 Философская трагедия «Гамлет». Трагическая история о Га́млете, принце Датском (англ. The Tragicall Historie of Hamlet, Prince of Denmarke; название как правило укорачивается: Гамлет, принц Датский или просто Гамлет) — трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в16001601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира. Трагедия основана на легенде о Гамлете, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком и посвящена прежде всего мести — в ней главный герой, Гамлет, как и два других, ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.

    Сюжет. Рядом с Эльсинором, королевским дворцом Дании, солдаты несколько раз видели призрака, удивительно похожего на недавно почившего короля. Новость доходит до датского принца Гамлета и он решает увидеть призрака. Встреча с ним Гамлета приводит в ужас и смятение — призрак рассказал ему о том, что его дядя, нынешний король, подло убил его, и завещает сыну месть. Гамлет поражён и растерян настолько, что его принимают за сумасшедшего. Он пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, догадываясь, что "Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью", посылает к нему его друзей — Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за соответствующее вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их распросы. В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров. Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив туда несколько строк своего сочинения. Таким образом «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действем пьесы и уходит после того, как в пьесе Гамлета происходит убийство. После этого Гамлет идёт в покои королевы и разговаривает с матерью, упрекая её в том, что выйдя замуж за Клавдия, она оскорбила прежнего мужа. Король понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию, чтобы его сразу же по приезде казнили. Принц спасается от этой участи и возвращается в Данию. Дядя прибегает к уже испытанному приёму — яду. Гамлет умирает, перед смертью убивая короля. Датский престол переходит к Фортинбрасу.

    В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох. 

    Гамлет поклялся отомстить за смерть отца и с этого момента жажда мести занимает первое место в его жизни. 
    В известном монологе Гамлета о человеке Шекспир показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных — все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что Дания — это тюрьма, век расшатался, а время сошло с ума. Отныне главный герой остается один на один с ханжеским и лицемерным миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть. Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой вопрос: быть или не быть? В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета — трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира. 
    "Гамлет" — это трагедия разбуженного сознания. Принц понимает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, использование которого оскорбляет и унижает благороднейшую мечту. Отсюда крик души, который вырывается из груди Гамлета перед решающей встречей с королевой Гертрудой. Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец. Поведение Гамлета в заключительном акте трагедии должно быть примером поведения человека вообще, примером понимания, что мысль должна быть смелой, помыслы — чистыми, совесть и душа — незапятнанными. Эта трагедия, поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствия мечты и способа ее достижения, роль личности в истории человечества. И, наконец, в чем заключен смысл жизни каждого .отдельно взятого человека. 
    7.1. Трагедия Ш. «Отелло». Отелло, венецианский мавр (англ. The Tragedy of Othello, The Moor of Venice, часто кратко Отелло по имени главного героя) — пьеса Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года. Сюжет пьесы основан на произведении Джиральди Чинтио«Венецианский мавр».

    Сюжет. Отелло похищает Дездемону, дочку Брабанцио, и женится на ней. Его помощник Яго и дворянин Родриго готовят заговор. Они хотят убрать Отелло и занять его место. Яго убеждает Оттело, что Дездемона — любовница Кассио, придворного Отелло. Отелло начинает верить Яго и ревновать Дездемону. Яго подкладывает к Кассио платок Дездемоны, который ей подарил Отелло. После этого мавр окончательно убеждается, что его жена изменяет ему. Яго советует Отелло убить Дездемону во сне. А Отелло приказывает Яго убить Кассио. После этого Отелло говорит Дездемоне всё в лицо, а жена Яго(Эмилия) убеждает, что это не так. Яго и Родриго идут к Кассио, и Родриго ранит Кассио в ногу, а потом хитрый Яго убивает наивного Родриго. Приходит охрана, другие люди и забирают Кассио, труп Родриго. Яго говорит, что защищал Кассио, а Родриго он не убивал.

    Когда Дездемона легла на крoвать, мавр начал говорить ей всё что знает и жена всё отрицает. Отелло душит Дездемону, но она не умирает, и мавр закалывает её. Она умирает. Входят стражники, Яго, жена Яго, Брабанцио, Кассио и другие люди. Жена Яго говорит всю правду всем, и Яго закалывает её. А Отелло от угрызения совести закалывает себя. Все уходят и арестовывают Яго.

    Отелло на самом деле мавром никогда не был. Реальный прототип литературной трагедии — итальянец по имени Маурицио Отелло. Он командовал венецианскими войсками на Кипре с 1505 по 1508 годы и потерял там свою жену при крайне подозрительных обстоятельствах.
    Киприоты очень гордятся, что Дездемону душили именно на их острове, и охотно показывают туристам замок Отелло в Фамагусте. Но даже они полагают, что с национальностью главного героя Шекспир перегнул. И в Венеции, и на Кипре, и во всей тогдашней Европе мавров не считали полноценными людьми и вряд ли стали бы доверять им командование флотом.
    Ключ к разгадке кроется в имени ревнивца. Уменьшительный вариант имени Маурицио звучит как «Мауро». А ещё это слово означает «мавр» по-итальянски. Видимо, поэтому Шекспир решил причислить своего героя к народу, населявшему тогда южное побережье Средиземного моря. Ошибку Шекспира усугубили театральные режиссёры, сделавшие Отелло негром, каковым он и по сей день выходит на сцену.
    Но мавры вовсе не были неграми. Они были северными арабами — смуглыми, но отнюдь не чернокожими. Напрасно на Отелло изводят в театре так много чёрного грима и изображают его пылким, страстным и недалёким. Настоящий Маурицио Отелло был вполне интеллигентным военачальником и не был чернокожим.

    Отелло, сыгранный впервые при дворе 1 ноября 1604, разительно отличается от Гамлета. Последний, подобно античным трагедиям, посвящен крушению царского дома; Отелло же больше, чем любая другая пьеса Шекспира, близка к елизаветинскому жанру «семейной трагедии». В «Отелло» показан конфликт между личностью и окружающим обществом, но в более замаскированной форме.  В I акте проходит, как бы в ракурсе, тема «Ромео и Джульетты»: любовь, борющаяся с противодействием окружающих, находящихся во власти старых, средневековых понятий. Но здесь любовь сразу оказывается победоносной, и победа ее тем блистательнее, что она одержана над одним из самых цепких предрассудков — расовым. Брабанцио не верит, чтобы его дочь могла полюбить «черномазого» без помощи колдовства. В сцене суда Огелло объясняет, как возникла эта любовь. Она зародилась из рассказов Отелло о его подвигах и испытаниях, которым он подвергался, служа в войсках венецианской республики: «Она полюбила меня за опасности, которые я перенес, а я ее — за сострадание к ним». Их соединил не расчет, не воля родителей, даже не стихийный порыв друг к другу (как Ромео и Джульетту), а глубокое взаимное понимание, внутреннее сближение, т. е. самая высокая форма человеческой любви. Эта любовь гибнет от столкновения с миром честолюбия и корысти, воплощенным в Яго. Отелло и Дездемона не находят поддержки в окружающих, которые морально неравноценны им: таковы безупречно честный, но слабый Кассио, ничтожный Родриго, жена Яго, Эмилия, до наступления катастрофы угодливая и легкомысленная. Катастрофа, которая происходит, обусловлена в равной степени действиями Яго и характером Отелло. По собственному признанию Отелло (в конце пьесы, перед тем как он закалывается), «к ревности не склонен был, но, вспыхнув, шел до предела». Он долгое время отвергал внушения Яго, сохраняя самообладание и ясность ума, пока не был вынужден сдаться перед неопровержимыми с виду доводами, которые тот представил. Характер ревности Отелло согласуется с характером его любви. Это не уязвленное дворянское чувство чести и не буржуазное чувство мужа-собственника, на право которого посягают, это чувство величайшего оскорбления, наносимого абсолютной правдивости и взаимному доверию, соединившим Отелло и Дездемону. Отелло не в силах перенести то, что он считает «лживостью» Дездемоны, которую он рассматривает не только как обиду для себя, но и как объективное зло: поэтому он убивает ее как судья, как мститель за человеческую правду. Величайшее страдание Отелло — не муки ревности, а утрата им веры в честность Дездемоны и в возможность честности на земле вообще. Но после того как обман Яго раскрылся, к Отелло возвращается эта вера, и он уходит из жизни, утратившей для него всякую цену после смерти Дездемоны, просветленным и успокоенным. Очень значителен в трагедии образ Яго. Это типичный представитель эпохи первоначального капиталистического накопления, хищный и циничный. Его ♦мировоззрение» сводится к двум правилам. Первое — «насыпь денег в кошелек» (фраза, неоднократно повторяемая им Родриго). Второе — то, что можно всему придать любой вид и что ценность вещей зависит от точки зрения. Это предельное выражение морального релятивизма и нигилизма, того, что в философском плане (а Яго тоже своего рода «философ») в Англии того времени называлось «макиавеллизмом». Диаметральная противоположность Яго — Отелло, который верит в добро и правду, полон душевной щедрости и доверчивости. Хотя Отелло и пал жертвой своей доверчивости, морально все же он оказывается в пьесе победителем. 
    В «Отелло» Шекспир основное внимание сосредоточивает на отношениях венецианского мавра и красавицы Дездемоны. Здесь снова мотив женского предательства, притом мнимого, но приведшего к непоправимой трагедии. Было бы наивно не замечать ревности Отелло, как и объяснять все случившееся его неистовой ревностью. А.С. Пушкин в свое время заметил: «Отелло от природы не ревнив - напротив: он доверчив». В нашей стране принято трактовать «Отелло» как трагедию обманутого доверия. Роковую роль в конфликте играет Яго, который ненавидит Отелло, не за то, что обойден им в чинах, а по другой причине. Его бесит то, что воину и счастливому молодожену мир кажется прекрасным, а люди честными и добрыми. Яго видит мир скопищем мерзости и порока. Он стремится осквернить идеалы Отелло, ему удается обратить его в свое неверие, «доказав», что та, которая представляется мавру идеалом, распутна и греховна. Величие Отелло проявляется в том, что поверив злодею и совершив преступление, он сурово карает себя сам.

    Это трагедия ложно понимаемой чести. В сердце Отелло нет ненависти, он берет исполнение общепринятого закона ради чести. Очерк Версаева: «Трагедие Отелло еще в его одиночестве, в отсутствии старика-наставника, ему не с кем посоветоваться».



    8.1. Д. Мильтон и английская буржуазная революция. Поэма «Потерянный рай». 1608-1674. Поэт, публицист, гос деятель. Так много сделал за свое время. Получил классическое образование в Кембридже (вольнодумные настроения). Занятия поэзией не помешали ему быть в курсе дел в политике: промонархические движения и поддерживающие парламент. Мильтон по окончании университета провел в Гортоне, в отцовском имении. Потом поехал по Европе, был в Италии, Франции, познакомился с Галилеем. По возвращении в Англию попадает в бурлящий котел событий – политический кризис. Назревала гражданская война (1642г.) В результате окончания войны Англия была провозглашена республикой. Он считал, что сам народ должен создавать идеальное гос-во (те, кто стоит в оппозиции). Человек д.б. добродетельным – повиновение естественным законам природы, отстаивание их. Его философия – натурфил. – о естесств. правах человека. Он аргументировано отстаивал свою фил. 1644 – Арионогитика (в антич. мире – высший суд. орган; в переносном значении – свод законов справедливости). Отстаивает право на свободу, деят-ть, печать. Февраль 1649 – «права и обязанности короля и членов магистрата» - памфлет. Каждый рождается свободным, если король лишает этих прав, то предает интересы нации, становится тираном. Март 1649 – предлагают занять место латинского секретаря. Вести консультации по вопросам международной политики, решение дип. вопросов. 1660 – в Англии была восст. монархия. Это годы его лучших произведений в области журналистики, наладить отношения с др странами. Он пытается развеять легенду о Карле I, показать таким, каким он был на самом деле. Книга «Иконоборец» - аргументы о гражданской войне Короля с парламентом. Пишет 3 тома: «Защита англ. народа». Но он видит, что единства в народе уже нет – он раскололся на сословия. Назревает еще одна гражданская война. Кромвель провозглашает себя лордом-протектором Англии, стремится к личной диктатуре. Он много сделал для того, чтоб монархия была восстановлена. На престол стает династия Стюартов. Мильтона бросили в тюрьму, грозились расправой. Последний период его жизни был чрезвычайно трудным. Выброшен на обочину жизни. Но он создал самые лучшие худ произведения: «Потерянный рай», «Возвращенный рай», драма «Самсон-боец».

    «Пот. рай». Мильтон решает написать поэму на библейский сюжет: борьба бога и сатаны. Грех падения Адама и Евы, но трактует их по-другому. В трактовки образов, поступков героев он оригинален, даже кощунственен. Бог предстает тираном, королем небес, деспотом. Он воспринимал историю сатаны с личной стороны – поверженным ангелом, уязвленным. Главное в его х-ре – свободолюбие, он не хочет быть в положении раба. Здесь нет столкновений личных интересов, здесь столкновение мировоззрений, он без труда заручился поддержкой огромной армии (длилась война 7 веков – сравнение – 7 лет гражд войны). Войско Сатаны погружается в тяжелый сон, по щекам текут слезы, когда он взирает на свое войско с высоты небес. Сатана и его войско не утрачивают единства. Мильтон начал писать поэму в 1658 г., закончил в 1667г. Нужно быть верным прежним идеалам. Сатана для него – лидер новой формы руководства – коллективной. После долгих дебатов, сатана назначается первопроходцем, должен найти другие миры. Уже появляется другой сюжет – облетает землю, видит, что там появились люди – адам и ева. Он думал, что Бог создал их в качестве рабов, они лишены подлинного создания, покорны Богу. Однажды Еве приснился сон, что адам позвал ее полюбоваться красотой земли, выходит на луг и видит некое сущ-во – сатану. Искушение знанием Евы – она пытается пробудить спящий разум: тирания – зло, республика- добро. Грехопадением людей Мильтон предвидит эпоху просвещения. Ева понимает, познав различие между добром и злом, обретен знание. Все люди рождаются свободными, разве можно судить невинных? Поэму ночит ярко выраженный социально-политический х-р – земные проблемы. сатана-бунтарь.

    Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побежденный враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.

    Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.


    написать администратору сайта