Шпаргалка - Литература Англии и Америки. 1. 1 Биография, периодизация Шекспира
Скачать 0.81 Mb.
|
13.2 Уильям Фолкнер и литература Юга. (1897—1962), американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1949). Родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в семье управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Фолкнер был еще ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь. В 1918 Эстелл Олдхэм, в которую Фолкнер был влюблен с детских лет, вышла замуж за другого. Уильям решил отправиться добровольцем на фронт, но его не взяли. Тогда он поступил в летную военную школу, но, прежде, чем он успел завершить курс, Первая мировая война закончилась. Фолкнер вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи, впрочем, вскоре бросив. За год до этого - в 1919 - состоялся его литературный дебют: в журнале «The New Republic» было опубликовано его стихотворение «Дневной сон фавна» («L'Apres midi dun faun»). В 1925 Фолкнер познакомился в Новом Орлеане с писателем Шервудом Андерсоном. Тот порекомендовал Фолкнеру больше уделять внимание прозе, а не поэзии, и дал совет писать о том, что Фолкнер лучше всего знает - об Американском Юге, об одном крохотном участке этой земли «размером с почтовую марку». Вскоре в штате Миссисипи появился новый округ - Йокнапатофа, вымышленный Фолкнером, где будет происходить действие большей части его произведений. Все вместе они составляют йокнопатофскую сагу – историю Американского Юга от прихода первых белых поселенцев на земли индейцев до середины двадцатого века. Особое место в ней занимает Гражданская война 1861-65годов, в которой южане потерпели поражение. Героями саги стали представители нескольких семей – Сарторисов, де Спейнов, Компсонов, Сноупсов, а также другие жители Йокнапатофы. Переходя из произведения в произведение, они становятся старыми знакомыми, реальными людьми, о жизни которых каждый раз узнаешь что-то новое. Первое большое признание Фолкнер получил после выхода в свет романа «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929). В том же году он женился на Эстелл Олдхем, после ее развода с первым мужем. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931, и Джил. Однако произведения Фолкнера пользовались в основном успехом у критиков, а не у читателей, считаясь необычными и сложными. Чтобы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии для Голливуда и занимался этим пятнадцать лет – с 1932 до 1946. В эти же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непокоренные» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940) и другие, а также сборник рассказов «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая известная его повесть «Медведь». Только присуждение Нобелевской премии за 1949 год, принесло Фолкнеру, чье творчество уже давно пользовалось любовью в Европе, признание на родине. 14.2 Американский романтизм. Джеймс Фенимор Купер. В американских романах мы часто видим весьма революционное качество - отсутствие традиции. Во многих английских романах изображается герой-бедняк, который поднимается вверх по экономической и социальной лестнице. Причем иногда это происходит с помощью удачной женитьбы, а иногда выясняется, что герой-бедняк на самом деле принадлежит славному аристократическому роду. Но такой поворот событий романа отнюдь не бросает вызов социальной структуре Англии и ее аристократии. Напротив, роман как бы вновь утверждает традиционные ценности. Благополучное восхождение героя по социальной лестнице удовлетворяет чаяния большинства читателей среднего класса.15 сентября 1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун) — знаменитый американский романист. Классик приключенческой литературы. Вскоре после рождения Фенимора отец его, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун (Cooperstown), превратившийся в городок. Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в алабамский университет, но, не окончив курса, поступил в морскую службу (1806—1811); был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио. Этому обстоятельству мы обязаны великолепным описаниям Онтарио, встречающимся в его знаменитом романе «Следопыт, или Озеро-море» («The Pathfinder»). В 1811 г. женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»;1820). Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики. Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground», 1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе. Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт»,1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны» (Действие романа развертывается на озере Шамплейн в период освоения и колонизации англичанами и французами восточных районов Северной Америки), 1841), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас). Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов («Bravo», «The Headsman», «Mercedes of Castile»), действие которых происходит в Европе. Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828). На самом деле, все герои американской литературы того времени были "героями-одиночками". Американец как личность, индивидуальность еще должен был создать себя. | 15.2 Американская литература конца 19 в. С.Крейн (1871-1900). С развитием индустриализации росло отчуждение. В типичных американских романах того времени, таких как "Мэгги, девушка с улицы" Стивена Крейна, "Мартин Идеи" Джека Лондона и позднее в "Американской трагедии" Теодора Драйзера, описывается урон, наносимый слабому или ранимому человеку экономическими силами и отчуждением. Люди, подобные Геку Финну Твена, Хамфри Ванвейдену в "Морском волке" Лондона и оппортунистически настроенной Сестре Кэрри Драйзера, выживают благодаря своей внутренней силе, проистекающей из доброты, гибкости и прежде всего индивидуальности. Натуралисты использовали реалистический метод, чтобы соотнести личность с обществом, но делали это в более открытой форме. Они часто разоблачали социальные проблемы, находясь под влиянием дарвиновской теории и родственной ей философской доктрины детерминизма, представляющей человека беспомощной пешкой перед лицом экономических и социальных сил, которые он не в состоянии контролировать. По существу натурализм был литературным выражением детерминизма. Ассоциируемый с унылым реалистическим описанием жизни низов, детерминизм исключает религию из числа движущих сил в мире и вместо этого представляет вселенную в качестве машины. Мыслители эпохи просвещения XVIII века тоже рисовали себе мир наподобие машины, которая однако была совершенной, богоданной и склонной к прогрессу и человеческому совершенствованию. Натуралисты, напротив, представляли общество слепой машиной, безбожной и неконтролируемой. Американский историк XIX века Генри Адаме выстроил замысловатую теорию истории, состоящей из идеи генератора, или машинной силы, и энтропии, иначе ослабления силы. Стивен Крейн родился в Нью-Джерси, и в его роду были солдаты революционной войны, священники, шерифы, судьи и фермеры, жившие за сто лет до него. Будучи в основном журналистом, который видел жизнь без прикрас в трущобах и на полях сражений, Крейн также писал романы, эссе, стихи и пьесы. Эта литературная форма нашла свое выражение в его коротких рассказах, в частности в "Шлюпке", "Голубом отеле" и "Невеста приходит на желтое небо". Его незабываемый роман о Гражданской войне "Алый знак доблести" был напечатан в 1895 г. и имел большой успех. Крейн, однако, не успел вволю насладиться общественным вниманием, так как умер в возрасте 29 лет вследствие запущенного здоровья. Он был буквально забыт в первые два десятилетия XX века и воскрешен в памяти хвалебной биографией, написанной Томасом Биром в 1923 г. С тех пор его слава защитника простого человека, реалиста и символиста не ослабевала ни на минуту. "Мэгги, девушка с улицы" (1893 г.) Крейна - один из лучших и, возможно, самых ранних натуралистических американских романов. Это - душераздирающая история бедной чувствительной девушки, которая не находит поддержки у своих невежественных родителей-алкоголиков. Влюбленная и жаждущая убежать от дикостей своего домашнего очага, она позволяет совратить себя молодому человеку, который вскоре ее покидает. Когда ханжествующая мать выгоняет ее, Мэгги становится проституткой, чтобы заработать на пропитание, но вскоре от отчаяния кончает жизнь самоубийством. Приземленная тема Крейна и его объективный, научный стиль, лишенный какого бы то ни было морализаторства, характеризует "Мэгги" как натуралистическое произведение. 16.2 «Американская трагедия» Т.Драйзера (1871-1945). 27 августа 1871, — 28 декабря 1945, ) — ам. писатель иобщественный деятель. Родители Драйзера — Джон Драйзер и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в университет штата Индиана. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной. райзер решает стать репортёром. В 1892—1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Эври манс», и Драйзер начинает работать редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен». Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 годуДрайзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Драйзер указал в интервью для справочника «Кто есть кто в Америке» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и «Поэмы». "Американская трагедия" Теодора Драйзера, вышедшая в 1925 г., как и "Мартин Идеи" Лондона, исследует опасности, таящиеся в американской мечте. В романе с большими подробностями описывается жизнь Клайда Гриффитса, слабовольного юноши с ничтожно малым самосознанием. Он растет в страшной бедности в семье уличных проповедников, но мечтает о богатстве и любви красивых женщин. Богатый дядя устраивает Клайда на работу на свою фабрику. Его девушка Роберта, забеременев, требует, чтобы Клайд женился на ней. Между тем Клайд влюбляется в богатую девушку, которая символизирует успех, деньги и признание в обществе. Клайд тщательно планирует утопить Роберту во время лодочной прогулки, но в последний момент передумывает; девушка, однако, случайно падает из лодки. Хороший пловец, Клайд не спасает ее, и она тонет. Пока над Клайдом вершится правосудие, Драйзер раскручивает историю его жизни в обратном порядке, с большим мастерством используя выигрышные положения защиты и обвинения для того, чтобы проанализировать каждый шаг и мотив, приведшие кроткого Клайда, выросшего в глубоко религиозной семье с хорошими связями, к убийству. Несмотря на свой корявый стиль Драйзер демонстрирует в "Американской трагедии" сокрушительный авторитет. Из точных подробностей вырастает непреодолимое чувство трагической неизбежности. В романе дается убийственная картина мифа об американском успехе, который пошел прахом, и в то же время это -универсальный рассказ о стрессах урбанизации, модернизации и отчуждения. В нем блуждают романтические и опасные фантазии обездоленных. "Ам. трагедия" размышляет о неудовлетворенности, зависти и отчаянии, которые обуревают многих бедных трудящихся в американском обществе конкуренции и погони за успехом. По мере роста индустриальной мощи Америки представленная в газетах и фотографиях блистательная жизнь богатых все резче контрастировала с бесцветной жизнью обычных фермеров и городских рабочих. Пресса подогревала растущие ожидания и неблагоразумные желания. Такие проблемы, характерные для всех наций, переживающих модернизацию, породилижурналистику "разгребателей грязи", проницательные репортажи-расследования, которые документировали социальные проблемы и служили важным стимулом социальной реформы. 17.2. Творчество Джон Эрнст Стейнбека. 27 февраля 1902, Салинас, Калифорния, США — 20 декабря 1968, Нью-Йорк,США) — американский писатель-прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). родился в семье чиновника окружной администрации. С 1919 по 1925 г. учился на биологическом факультетеСтэнфордского университета. Не закончив учебу, переехал в Нью-Йорк, начал работать, сменил несколько профессий. Начал сочинять прозу, но долго не мог найти издателя и вернулся в Калифорнию. Первый роман, Cup of Gold («Золотая чаша»), вышел в 1929 г. и не принес автору успеха. Затем последовали циклы рассказов «Райские пастбища» (1932) и «Рыжий пони» (1933). Первой по-настоящему успешной книгой Стейнбека стал сборник Tortilla Flat (Квартал Тортилья Флэт, 1935). В 1930 г. Стейнбек женится на Кэрол Хеннинг. Этот брак продлился до 1942 г. Много сил писатель отдавал заботе о родителях (мать Стейнбека умерла в 1934 г., отец — в 1935 г.). В 1930-е в творчестве Стейнбека очень сильны социальные ноты. В 1936 г. выходит роман «Схватка с сомнительным исходом», в1937 г. — повесть «О мышах и людях», в 1939 г. — роман «Гроздья гнева», получивший Пулитцеровскую премию (русский перевод —1940 г.). Входит во многие учебные программы школ и колледжей США. Действие романа происходит во времена Великой депрессии. Бедная семья фермеров-арендаторов, Джоуды, вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме из-за засухи, экономических трудностей и изменений в принципах ведения сельского хозяйства. В практически безвыходной ситуации, они направляются в Калифорнию вместе с тысячами других семей «оки», надеясь найти там средства к существованию. В христианской и иудаистской мифологической традиции «гроздья гнева» — Божье наказание городам Содом и Гоморра за развратность нравов (в современной традиции чаще — гомосексуализм). В 1940-х тематика его произведений несколько меняется. В этот период выходят романы «Консервный ряд» (1945), «Заблудившийся автобус» (1947), «К востоку от рая» (1952). Особой популярностью пользовался роман «Зима тревоги нашей» (1961, русский перевод — 1962) и книга очерков «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962, русский перевод — 1965). В 1962 г. Стейнбеку присуждается Нобелевская премия. В годы войны во Вьетнаме выступил с оправданием политики правительства США. В 1948 Стейнбек вновь посетил Советский Союз, вместе с известным фотографом Робертом Капа[1]. Они посетили Москву, Киев,Тбилиси, Батуми и разрушенный Сталинград. Он написал слегка юмористический доклад о своем опыте, назвав его «Русский журнал». Капа проиллюстрировал книгу своими фотографиями. Избегая политических тем и рассказывая о жизни простых советских крестьян и рабочих, Стейнбек пытался понять людей, живущих в Советском Союзе, в момент, когда антикоммунизм был на подъёме в США и война между двумя странами казалась неизбежной. На протяжении всей карьеры Стейнбека гораздо больше интересовали проблемы существования отдельного человека, нежели вопросы идеологии. Сопровождаемый военным фотографом Робертом Капа, Стейнбек поставил перед собой задачу описать реальные настроения и условия жизни людей, живущих в условиях советской власти. Будучи журналистами, они были скептически настроены по отношению к агрессивной пропаганде, применяемой в то время в американских средствах массовой информации и очевидному всплеску паранойи по отношению к России, которая изображала народ в социалистических странах как фанатичных и милитаристских роботов («коммунистические орды»). Эти литературные и фотоматериалы о жизни являются ценным историческим документом. Стейнбек и Капа описали русских, проживающих в совершенно иных условиях, нежели описанные в докладах, распространяемых западными державами: жизнь советских городов и всей страны описывалась Стейнбеком как мирная и очень похожая на жизнь других народов в тогдашней Европе. Не преуменьшая тоталитарной природы сталинского режима, Стейнбек обнаружил, что средний россиянин опасался не Сталина, а повторения мировой войны. В раннем творчестве разделял романтические иллюзии о возможности бегства от буржуазного общества (роман "Чаша господня", 1929), тяготел к изображению причудливых типов провинциальной и сельской Америки (циклы рассказов "Райские пастбища", 1932, "Рыжий пони", 1933). В 30-е гг. сложился как писатель острой социальной проблематики (роман "В схватке с сомнительным исходом", 1936, повесть "О мышах и людях", 1937, рус. пер. 1963). Герои Стейнбека трагичны своей обездоленностью и непониманием причин преследующих их жизненных крушений. Вершина творчества Стейнбека роман "Гроздья гнева" (1939, рус. пер. 1940), в центре которого судьба согнанных с земли фермеров, кочующих по стране в поисках работы. Через тяжкие испытания герои приходят к сознанию того, что они - частица страдающего и борющегося народа. В 40-е гг. отступил от традиций пролетарской и революционной литературы (романы "Консервный ряд", 1945; "Заблудившийся автобус", 1947; "К Востоку от рая", 1952). Новый взлёт творчество С. пережило в начале 60-х гг. Роман "Зима тревоги нашей" (1961, рус. пер. 1962) и книга очерков "Путешествие с Чарли в поисках Америки" (1962, рус. пер. 1965) с тревогой поведали о разрушении личности в мире мещанских стандартов, в атмосфере обманчивого процветания. В годы войны во Вьетнаме выступил с оправданием агрессии США. Нобелевская премия (1962). |