Главная страница
Навигация по странице:

  • «Трамвай „Желание“»

  • 10.2. Хемингуэй и литература «потерянного поколения».

  • 11.2 Драматургия Юджин Гладстоун О’Нила

  • 12.2 К. Воннегут. Фантастика и антиутопия.

  • Шпаргалка - Литература Англии и Америки. 1. 1 Биография, периодизация Шекспира


    Скачать 0.81 Mb.
    Название1. 1 Биография, периодизация Шекспира
    Дата09.03.2019
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка - Литература Англии и Америки.doc
    ТипДокументы
    #69856
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    9.1 Послевоенная американская драма.Своеобразие абсурдизма в драматургии Э. Олби, социально-критическое содержание парадоксальных ситуаций («Случай в зоопарке», «Кто боится Вирджинии Вулф?»). Драматургия А. Миллера, «абстрактный реализм» метода, тема «среднего американца», крах традиционного делового человека в пьесе «Смерть коммивояжера». Драматургия Т.Уильямса. «Поэтический театр» Уильямса, конфликт собственничества и романтического идеализма («Трамвай «Желание», «Стеклянный зверинец»).

    начиная с 50-х гг. в американской прозе, поэзии и драматургии начали преобладать ироничность, беспокойство, самобичевание, застенчивость и чувствительность. Американской литературой за несколько последних десятилетий - с конца 40-х до 90-х - было сделано важное открытие: кризис - одно из жизненных явлений, и его следует признавать как факт и выдержать, прежде чем удастся его преодолеть.Тем не менее, моральные искания, паломничество к правде, к своему внутреннему «я» всегда находились в фокусе творчества писателей послевоенного периода - Дж. Апдайка, Н. Мейлера, С. Беллоу, Дж. Д. Сэлинджера, У. Стайрона.

    Большое влияние на американскую литературу 50-70-х гг. годов оказала философия экзистенциализма. Проблема отчуждения человека легла в основу идеологии и эстетики поколения так называемых «битников». В 50-х гг. в Сан-Франциско образовалась группа молодой интеллигенции, которая назвала себя «разбитым поколением» - битниками. Битники восприняли близко к сердцу такие явления, как послевоенная депрессия, «холодная война», угроза атомной катастрофы

    Родившийся в Нью-Йорке драматург, романист, очеркист и биограф Артур Миллер достиг вершины личного успеха в 1949 г. пьесой "Смерть коммивояжера", представляющей собой анализ поиска человеком своего места в жизни и того, как он приходит к выводу о тщетности своих попыток. Действие пьесы происходит в семье Ломенов, в которой отец не ладит с сыном, а жена - с мужем. В пьесе, как в зеркале, отражаются литературные тенденции сороковых годов - богатое сочетание реалистических приемов с примесью натурализма, тщательная обрисовка действующих лиц, законченность образов и настоятельное подчеркивание ценности личности, несмотря на все ее ошибки и неудачи. "Смерть коммивояжера" - это трогательный гимн простому человеку, на которого, по словам вдовы Вилли Ломена, "необходимо обратить внимание". В то же время эта умная и печальная пьеса является историей несбывшейся мечты. Как иронически замечает один из персонажей пьесы: "Коммивояжер не может не мечтать, мой мальчик. Это входит в его работу". "Смерть коммивояжера", сыгравшая столь заметную роль в творчестве Миллера, составляет лишь одно из целого ряда драматических произведений, написанных им на протяжении нескольких десятилетий, включая драму "Все мои сыновья" (1947 г.) и народную хронику "Тяжкое испытание" (1953 г.). Обе вышеупомянутые пьесы носят политический характер. Действие одной из них происходит в наши дни, а другой - в период колонизации. В первой главным действующим лицом является промышленник, во время второй мировой войны намеренно поставивший авиастроительным фирмам партию бракованных деталей, что привело к гибели его сына и других людей. В "Тяжком испытании" изображаются судебные процессы, проходившие в Сэйлеме (штат Массачусетс) в XIX веке, в результате которых поселенцы-пуритане были несправедливо казнены якобы за причастность к колдовству. Несмотря на то, что "охота за ведьмами", жертвами которой становятся невиновные люди, совершенно неприемлема в демократическом обществе, настроение этой пьесы было созвучно времени ее постановки на театральной сцене - периоду начала пятидесятых годов, когда крестовый поход американского сенатора Джозефа Маккар-ти и ряда других деятелей против коммунистов разрушал жизни ни в чем неповинных людей.

    «Трамвай „Желание“» (англ. A Streetcar Named Desire) — самая известная пьесаТеннесси Уильямса, закончена в 1947 году. За эту пьесу Теннесси Уильямс в 1952 году выдвигался на соискание премии «Оскар» как лучший сценарист, а также был удостоен Пулитцеровской премии (1955). Далеко не юная, но все еще привлекательная Бланш Дюбуа приезжает в Новый Орлеан к беременной сестре Стелле, живущей с мужем Стэнли в местных трущобах. Бланш сообщает сестре, что разорена, ушла с работы и жить ей негде и не на что.На самом деле ее выгоняют с работы ,не дождавшись летних каникул, за роман с 17 летним студентом. Стэнли, воплощение естественности и грубости, сразу невзлюбил её за пристрастие к алкоголю,неуместное и излишнее кокетство,за постоянно выдуманные истории, которые делают ее ангелом для новых поклонников. Вскоре у Бланш все таки появляется поклонник и призрачная надежда на замужество, но Стэнли расстраивает их помолвку...

    10.2. Хемингуэй и литература «потерянного поколения». Гертруда Стайн, кроме своих произведений, которые являются бесценным источником для изучения литературной и художественной парижской жизни 20-30 годов, известна ещё и тем, что именно с её лёгкой руки появился термин «потерянное поколение». Это выражение осталось в истории ещё и благодаря тому, что эпизод, связанный с его возникновением описан в книге Эрнеста Хемингуэя. Именно так, - «потерянное поколение», - охарактеризовал хозяин автомастерской молодого механика только что вернувшегося с фронта первой мировой войны, когда тот отказался чинить автомобиль Гертруды Стайн вне очереди. Позднее, пересказывая этот эпизод, Гертруда Стайн, будучи в раздражении, бросила ту же самую фразу и Хемингуэю: «Вы все - потерянное поколение». Впоследствии это определение стало распространяться не только на поколение, вернувшееся домой после первой мировой войны, но и на поколения, вернувшиеся с других войн. Так стали называть вообще всех молодых людей, которые после пребывания на войне не смогли найти своего места в мирной жизни. Так стали называть и литературу, в которой описывались их судьбы: «литература потерянного поколения». Постепенно этот термин стал распространяться не только на произведения Хемингуэя, Дос Пассоса или Ремарка, но и на произведения, рассказывающие о людях, вернувшихся, например, с вьетнамской или афганской войн. Так в литературе возник характерный для этого типа литературы персонаж молодого человека, безуспешно пытающийся приспособиться к мирной жизни. С этой точки зрения Джон Рэмбо – типичный представитель литературы «потерянного поколения», хотя починить мотор машины, в отличие от бедного механика, вызвавшего раздражение Гертруды Стайн, он бы, наверное, смог. Писатели "потерянного поколения" (чья юность пришлась на период между мировыми войнами - ХемингуэйФитцджеральд, Гертруда Стайн. Под этим термином имеют в виду тех европейских и американских писателей, которые совсем молодыми попали в мясорубку Первой мировой войны, разрушившей многие иллюзии, взорвавшей былой уклад мирной жизни. На творчество этих писателей легла мрачная тень войны, печать растерянности перед безумием человечества, позволившего ввергнуть себя в эту бессмысленную бойню.

    Был написан первый роман «И восходит солнце». После шумного успеха критика поспешила объявить Хемингуэя певцом «потерянного поколения», что было глубоко неверно — он не воспевал этих опустошенных людей, он просто описал их такими, какими они были, но при этом он противопоставил им своего героя, так же как сам он противостоял своей среде. Но такой точки опоры ему было недостаточно — ему предстояло еще найти незыблемые ценности, нечто, не поддающееся моральной девальвации. Прообразом этого стала в романе природа, земля, которая «пребывает вовеки».

    В их романах было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои и спасались от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества. Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса и его «ясность» представляются недостижимыми. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая «договор с войной» и дезертируя. Герои Ремарка находят утешение в любви и дружбе, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов. Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса. «Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у нее с литературой модернизма. «Кошка под дождем». В отеле 2 ам. – он и она. В окно виден памятник жертвам войны. Жена без имени. Он – предмет «потерянного поколения». время», 1925), о сущности неприкаянной жизни фронтовиков и их подруг, об одиночестве невест, не дождавшихся возлюбленных («Фиеста», 1926), о горечи прозрения после первого ранения и утраты товарищей, о попытке выбраться из ада бойни, заключив с войной сепаративный договор, как

    это сделал лейтенант Генри в романе «Прощай, оружие!» Интеллигенты Хемингуэя не видят перед собой ни надежды, ни ясной цели, они носят в себе страшный опыт фронта до конца своих дней. Они отчуждены от семьи, от дома, куда не могут вернуться душой, от стереотипов прежней жизни. Удел почти всех героев Э. Хемингуэя – душевный надлом, одиночество. Вместе с тем Хемингуэй, принадлежа «потерянному поколению», в отличие от Олдингтона и Ремарка не только не смиряется со своим уделом – он спорит с самим понятием «потерянное поколение» как с синонимом обреченности. Герои Хемингуэя мужественно противостоят судьбе, стоически преодолевают отчуждение. Таков стержень моральных поисков писателя – знаменитый хемингуеевский кодекс или канон стоического противостояния трагизму бытия. Ему следуют Джейк Барнс, Фредерик Генри, Гарри Морган, Роберт Джордан, старик Сантьяго, полковник – все настоящие герои Хемингуэя.

    11.2 Драматургия Юджин Гладстоун О’Нила. 16 октября1888 — 27 ноября,1953) — ам.драматург, лауреат Ноб. премии по лит. (За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».), лауреат Пулитцеровской (192019221928). Ам. драматург род. в Нью-Йорке и был 3-м сыном Эллы и Джеймса О'Нила, выд. актера, кот. получил изв. после исп. роли графа Монте-Кристо. первые 7 лет Юджин провел «в отелях и поездах.. В 7 Юджин пошел в кат. школу-интернат в Нью-Йорке, а тремя годами позже перешел в дневную школу в Нью-Лондоне (штат Коннектикут). В эти годы Элла О'Нил пристр. к морфию, что угнетю дейстю на ее сына. Восп. в като.х традициях, О'Н. молился за вызд. матери, но, когда все его усилия ок. тщетными, к церкви охладел. В 1902 г. О'Н. поступ. в Беттс-акэдеми, интернат для протест. и кат. в Стамфорде.

    Покинув Принстон, О'Н. вел рассеянную жизнь, а в 1909 г., женился против воли отца на Кэтлин Дженкинз и отпр. золотоиск. в Гондурас В 1911 г. О'Н. возвр. в Нью-Йорк, раб. где придется, пьет и в 1912 г. пытается пок. с собой, решает начать новую жизнь. Он устр. репортером в газету Нью-Лондона, через неск. месяцев заболевает туберкулезом, напр. в частный санаторий, где проводит 6 месяцев, разм. о жизни и переживает «втоое рождение». О'Н. нач. писать пьесы, решив «стать художником, любой ценой», и в 1914 г. поступает в Гарвар. универ. Прежде чем начать писать, О'Н. много читал Августа Стриндберга, пьесы которого были для него источником вдохновения, «уроком современной драмы». С 1920 по 1943 г. О'Н. нап. 20 полнометр. пьес и неск. одноактных: натуралист., реалист., экспрессионист.; комедии, трагедии, пьесы по мотивам древнегр. драм. Велич. фигурой в ам.м театре был О'Нил. В его многочисленных пьесах огромная техническая оригинальность сочетается со свежестью взгляда и эмоциональной глубиной. Ранние пьесы драматурга касаются тем рабочего класса и бедных; более поздние произведения исследуют область субъективного, а именно: навязчивые идеи и секс, и отражают его знакомство с теорией Фрейда, а также мучительные попытки примириться с уже ушедшей матерью, отцом и братом. В своей пьесе "Любовь под вязами", написанной в 1924 г., О'Нил прослеживает страсти, сокрытые внутри одной семьи; в пьесе "Великий бог Браун" (1926 г.) вскрывается бессознательное в личности состоятельного бизнесмена, а "Странная интерлюдия" (1928 г.), за которую О'Нил получил Пулитцеровскую премию, анализирует запутанные увлечения одной женщины. В этих мощных пьесах показано, как разные личности проявляют примитивные эмоции и замешательство в состоянии интенсивного стресса. девятиактную драму «Странная интерлюдия» («Strange Interlude», 1928), где действующие лица делятся со зрительным залом самыми своими сокровенными мыслями, которые не должны слышать другие персонажи; один из них произносит слова, проливающие свет на смысл названия пьесы: «Жизнь это странная интерлюдия между прошлым и тем, что еще должно произойти».

    О'Нил продолжал исследовать фрейдистскую тему давления любви и подчинения внутри семьи в своей трилогии под общим названием "Траур идет Электре" (1931 г.), основанной на классической трилогии Софокла "Царь Эдип", действие происходит в Новой Англии во времена гражданской войны; премьера «Электры» прошла на Бродвее с участием Аллы Назимовой и получила высокую оценку критики. Среди его поздних пьес такие признанные шедевры, как "Разносчик льда грядет" (1946 г.) -жесткое размышление на тему смерти, и "Долгий день уходит в ночь" (1956 г.) - мощная, развернутая автобиография в форме пьесы, в центре которой его собственная семья, ухудшение физического и психологического состояния ее членов, прослеженное в течение одной ночи. Это произведение входило в цикл пьес, над которыми О'Нил работал незадолго до смерти. 
    О'Нил произвел пересмотр театра, отказавшись от традиционного деления на акты и сцены (в "Странной интерлюдии" девять актов, а пьеса "Траур идет Электре" рассчитана на девять часов игры), вводя маски наподобие тех, что встречаются в азиатском и древнегреческом театрах, шекспировские монологи, греческий хор и спецэффекты с помощью освещения и звука. По всеобщему признанию, О'Нил - выдающийся драматург Америки. С присвоением ему Нобелевской премии по литературе в 1936 г. О'Нил стал первым американским драматургом, удостоенным этой чести. 

    В 20-е – начале 30-х гг. О'Н. получает почетную степень Йельского университета (1929), пишет свои наиболее зрелые и оригинальные произведения, в т.ч. «Марко-миллионщик» («Marco Millions», 1928), романтическую сатиру на буржуазную цивилизацию, материализм и религиозное ханжество, в центре которой стоит Марко Поло. В это же время написана единственная комедия О'Н. «О, молодость» («Ah, Wilderness!», 1933), проникнутая щемящим ностальгическим чувством.

    Когда Нобелевский комитет признал, что произведения О'Н. «отличаются необычайной глубиной, разносторонностью и оригинальностью», еще не были созданы три шедевра драматурга: «Разносчик льда грядет» («The Iceman Cometh», 1939, поставлена на Бродвее в 1946), «Долгий день уходит в ночь» (1941, поставлена в 1956) и «Луна для пасынков судьбы» («A Moon for the Misbegotten», 1943, поставлена в 1957).

    В философско-натуралистической притче «Разносчик льда грядет» драматург со знанием дела описывает завсегдатаев притонов и пивных. Пьеса, одна из наиболее сложных в творчестве О'Н., отличается религиозным символизмом, метафизической глубиной и эмоциональной насыщенностью. Основной смысл пьесы – в спасительности иллюзий, в стремлении человека к самообману.

    Пьеса «Долгий день уходит в ночь», премьера которой состоялась в Королевском драматическом театре в Стокгольме, насыщена автобиографическими мотивами. В семье Тайрон (под которыми подразумеваются О'Нилы) властвует Джеймс Тайрон-старший, актер-романтик и прагматик, доведший жену до наркомании, у которого два сына – один пьяница, другой – мечтатель. Писатель с удивительной силой передает сложные и мучительные отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Написанная, по словам самого О'Н., «слезами и кровью с глубокой жалостью и пониманием ко всем четырем страдающим Тайронам», эта пьеса была впоследствии экранизирована с участием таких звезд, как Ральф Ричардсон, исполнивший роль отца, и Кэтрин Хепберн, сыгравшая роль матери.

    В «Луне для пасынков судьбы», явившейся продолжением пьесы «Долгий день уходит в ночь», изображено дальнейшее падение беспутного Джеймса Тайрона-младшего после смерти его матери Мэри Тайрон.

    Последнее десятилетие жизни драматурга ознаменовалось упадком физических сил, расстройством здоровья. О'Н. планировал создать цикл пьес из истории рядовой американской семьи, но в 1943 г. полностью утратил работоспособность из-за тяжелого поражения нервной системы, лишившей его возможности даже владеть ручкой. В результате из намеченного цикла драматург успел написать только две пьесы: «Душа поэта» («A Touch of the Poet»; премьера состоялась в 1957 г. в Шведском королевлевском драматическом театре) и «Дворцы побогаче» («More Stately Mansions»; премьера состоялась там же, в 1962 г.).

    Хотя творчество писателя неоднородно, а отдельные пьесы справедливо критикуются за мелодраматизм и невыразительность языка, О'Н. по-прежнему считается одним из наиболее выдающихся американских драматургов. Как писал английский критик Мартин Сеймор-Смит, это был «человек, который сумел возвысить свои жизненные тяготы до метафоры общечеловеческих тягот».
    12.2 К. Воннегут. Фантастика и антиутопия. 11 ноября 1922Индианаполис — 11 апреля2007Нью-Йорк) — американский писатель, сатирик; в последнее время — художник, был удостоен чести называться «Писателем Штата Нью-Йорк» в 20012003 годах.

    Переживания молодости легли в основу первого произведения Курта Воннегута — фантастического романа «Утопия 14», в котором он рисует мрачные картины будущего: всю работу за людей выполняют машины, и люди становятся не нужны. К жанру научной фантастики относятся и выпущенные за этим короткие рассказы, и некоторые романы («Сирены Титана» и «Колыбель для кошки»). Впрочем, мировую славу писателю принесло во многом реалистическое произведение «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», посвящённое бомбардировке Дрездена английской авиацией совместно с авиацией США в феврале 1945 года, во время которой город был полностью разрушен.

    Во многих произведениях Воннегут выражает свои мысли голосами главных героев — таких, как писатель-фантаст Килгор Траут, прототипом которого послужил реально существовавший фантаст Теодор Старджон. Воннегут наделил своего героя богатой фантазией и цинизмом, смягчаемым его гуманизмом.

    Один из мастеров прозы, в произведениях которого современная жизнь предстает как абсурдная, неуправляемая, апокалиптическая комедия. Ведущие темы его творчества – дегуманизирующее влияние технологий, доброта как единственное средство одолеть человеческую глупость и жестокость, борьба человека с враждебной вселенной. Давая художественную интерпретацию этих тем, писатель сплавлял воедино иронию, сатиру, научную фантастику, трагикомедию; разговорный язык его прозы содержит массу неологизмов.

    Родился 11 ноября 1922 в Индианаполисе (шт. Индиана). Получив при рождении имя Курт Воннегут-младший, он отбросил слово «младший», когда опубликовал свой восьмой романБалаган, или Больше я не одинок! – Slapstick or Lonesome No More!. В 1940–1942 учился в Корнеллском университете, печатался в студенческой газете «Корнеллское солнце». В 1943 перешел в Технологический институт Карнеги (ныне университет Карнеги – Меллона) и вскоре вступил добровольцем в действующую армию. Был ранен, попал в плен и в лагере для военнопленных под Дрезденом стал свидетелем варварской бомбардировки города. Это наложило отпечаток на его жизнь и творчество и нашло отражение в лучшем его романеБойня номер пять (Slaughterhouse Five). В 1967 получил стипендию Гуггенхайма, позволившую ему приехать в Дрезден, чтобы собрать материал для Бойни. Опубликованный в 1969 роман был признан шедевром. Фильм по роману, снятый Дж.Р.Хиллом, вышел на экраны в 1972.

    Вернувшись в 1945 к гражданской жизни, Воннегут сменил несколько мест работы, последним из них стал рекламно-информационный отдел корпорации «Дженерал электрик» (1947–1950). Вспоминая, как он оставил эту работу, чтобы полностью переключиться на литературу, Воннегут заметил в свойственной ему манере: «Стал ли я морально выше после этого, сказать пока не могу. Я собираюсь спросить об этом Господа в Судный день».

    Первый роман Воннегута Механическое пианино (Player Piano), в сатирическом свете рисующий последствия автоматизации, вышел в 1952. За ним последовали Сирены Титана(Sirens of Titan, 1959), Мать тьма (Mother Night, 1962), экранизированный в 1996 с Н.Нолтом в главной роли, Колыбель для кошки (Cat"s Cradle, 1963) и Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер (God Bless You, Mr. Rozewater, 1965).

    В 1965–1967 сотрудничал с университетом Айовы, за это время подготовил сборник рассказов Добро пожаловать в обезьянник (Welcome to the Monkey House, 1968). ПослеБойни номер пять написал пьесу С днем рожденья, Ванда Джун (Happy Birthday, Wanda June, 1970), которая была поставлена в одном из внебродвейских театров Нью-Йорка и шла в течение полугода. Фильм по пьесе вышел в 1971. В 1973 появился Завтрак для чемпионов(Breakfast for Champions), познакомивший читателей с Килгором Траутом, непонятым научным фантастом и вторым «я» Воннегута. В том же году писатель стал почетным профессором в области англоязычной прозы Городского университета Нью-Йорка, сменив в этой должности Э.Берджеса.

    Другие романы Воннегута: Тюремная птаха (Jailbird, 1979), Малый Не Промах (Deadeye Dick, 1982), Галапагос (Galapagos, 1985), Синяя Борода (Bluebird, 1987), Фокус-покус(Hocus Pocus, 1990), Времятрясение (Timequake, 1997), в котором снова появляется Килгор Траут. К последним публикациям относится написанная ранее «малая проза» писателяТабакерка Багомбо (The Bagombo Snuff Box, 2000) и Дай вам Бог здоровья, докторКеворкян (God Bless You Dr.Kevorkian, 2000) – «возрастные» размышления писателя о загробной жизни.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта