1. Концепции человеческой психики на философском этапе развития психологии Картина мира в эпоху античности
Скачать 1.11 Mb.
|
Ценностные ориентации личности.Понятие «ценностная ориентация»используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности . Ценностные ориентации (ЦО) - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Функции ЦО:1. регуляция социального поведения личности, проявляется через побуждение к действию, направление и коррекцию процесса целеполагания человека. 2. отображение и защита идеала человека3. определение цели жизнедеятельности, ведущих принципов жизни. 4. являются критерием выбора из альтернативных способов действий.5. выступают детерминантой принятия решения Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий развития и жизнедеятельности личности. Например, А. И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами: 1)система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности; 2)система частных эталонов по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности — это ценностные ориентации личности; 3)совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях. 49. Межличностное взаимодействие как предмет социально-психологических исследований.Межличностное взаимодействие как система взаимно обусловленных индивидуальных действий.Взаимодействие (в психологии) – процесс непосредственного и опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.Межличностное взаимодействие – 1. в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, 2. в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанный циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных.Эмоциональная сторона межличностного взаимодействия (межличностная аттракция, влечение и близость).Различаются три вида, или уровня, эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Предмет анализа: инструментально – технологическая сторона общения. Способ (ы) достижения взаимности между участниками общения (взаимодействия).Межличностное взаимодействие инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения. Условием межличностного взаимодействия является формирование пространства такого взаимодействия.Уровни взаимодействия предполагают соответствующие процедуры (или механизмы) его реализации, иначе говоря, владение «сценариями» поведения в определенной ситуации. Какова их природа и чем они отличаются друг от друга .Обращение к контексту выполняет по меньшей мере две задачи в межличностном взаимодействии. Для наблюдателя – это условие объяснения того, что происходит между людьми, почему именно так, а не иначе общаются индивиды; для действующего лица – это возможность формирования собственного отношения к происходящему, выбора способов поведения, адекватных определенной ситуации, то есть возможность соотнесения действия и ситуации.Кроме того, в ходе совместной деятельности участники не только обмениваются информацией, но и организуют "обмен действиями", планируют общую деятельность. Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: 1) учет планов, "созревших в голове другого", и сопоставление их с собственными планами; 2) анализ "вкладов" каждого участника взаимодействия; 3) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.Согласно теории Т. Парсонса, в которой описывалась структура социального действия, в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность (как результат единичных действий). С точки зрения абстрактной схемы в качестве элементов взаимодействия выступают: а) деятель; б) "другой" (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие). По Парсонсу, деятель мотивирован реализацией своих установок (потребностей). В отношении "другого" он развивает систему ориентации и ожиданий: стремление к достижению цели и учет вероятных реакций другого. Автор выделяет пять пар таких ориентаций, предполагая при их помощи описать все виды человеческой деятельности.По Берну каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок. В качестве следующего показателя эффективности взаимодействия стоит рассмотреть адекватное понимание ситуации (в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Способы организации межличностного взаимодействия, предложенные Э. Берном. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения (четыре основные и два пограничных случая).1. На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. 2. Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет).3. Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. 4. Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.5. Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. 6. За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость . Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Целью его является не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, данной ситуации, заявить о своей компетентности. В случае использования манипулятивного стиля, целью взаимодействия является намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия определяется не стремлением изменить другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка. Важным моментом при анализе взаимодействия является его роль в организации совместной деятельности. Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного. |