Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Основания науки. Философские основания науки как условие включения научных знаний в культуру.

  • 16. Историческая изменчивость науки и опыта, возникновение нового знания.

  • 17. Формирование теоретических моделей и законов. Их обоснование.

  • 18. Становление и развитие теории: классический и неклассический

  • Ответы к экзамену по философии. 1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен


    Скачать 210.03 Kb.
    Название1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен
    АнкорОтветы к экзамену по философии
    Дата21.05.2021
    Размер210.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_obe_chasti.docx
    ТипДокументы
    #207931
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    14. Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.

    НКМ представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате осн. естественно-научных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить 2 гл. компонента: понятийный и чувственнообразный. Концепт.компонент представлен филосовс. категориями (материя, движение, пространство, время), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучн. понятиями и законами (з. сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент НКМ – это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Мегагалактики).

    Гл. отличие НКМ от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием. Первые картины выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. НКМ XVI-XVII вв. строилась на базе классической механики, а современная – квантовой механики, теории относительности. Представления в 17-19 вв. складывались на базе зарождающегося мануфактурного производства, поэтому интерес представляли вопросы статики и механического перемещения тел в пространстве.

    К к.17 в. была подготовлена теоретическая база для объяснения фундаментальных свойств мира на основе механико-математического естествознания. Окончательное и адекватное изложение этого дал Ньютон. Его концепция успешно прошла проверку в течение всего Нового времени. Ее первый триумф составил закон гравитации. Постепенное накопление таких успехов обеспечивало развитие астрономии, физики и инженерии.

    В теч. 2-х веков большинство ученых, поражаясь почти невероятным успехам, достигнутым разумом на поприще открытия законов механики, вдохновлялось новым идеалом механистической картины. Лозунги Великой фр. Революции – свобода, равенство, братство – в качестве теоретического фундамента имели концепцию, согласно которой общество в принципе может также четко функционировать, как хорошо отглаженная машина, нужно только привести его в соответствие с разумными принципами, отвечающими природе человека. В основе соврем.представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объяснить различные объекты в классы. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т. е. каждый из них развивается из другого.

    Современной наукой сформулирован антропный принцип, кот.становится принципом объяснения мира и создания современной картины мира, способной соединить объективность видения с ценностными оценками.

    В последнее время рядом ученых сформулирована вакуумная модель мира, исходя из которой вакуум может продолжать множество миров. Признается возможность множественности миров.

    Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, кот.получило название космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию.
    15. Основания науки. Философские основания науки как условие включения научных знаний в культуру.

    Основания науки – это базис, обеспечивающий появление и развитие научного знания, его целостность. В сложившейся системе научного знания основания науки проявляются при анализе взаимосвязей между теориями. В философии науки принято к гл. компонентам оснований науки относить идеалы и нормы научного познания, философскую картину мира.

    Как и любая деят-ть, научное познание регулируется определенными представлениями, правилами, принципами, образами, получившими название идеалов, норм, ценностей научного познания.

    Роль и ценность науки в обществе задается такими свойствами, кот.отличают ее от искусства, религии, обыденного познания. Помимо внутренних детерминант она обладает и внешними (социокультурными) обстоятельствами. Культура, будучи системой взаимосвязанных между собой знаний, предписаний, величин обладает регулятивной по отношению к науке функцией. В нее формируется тот или иной образ науки, где четко пописан идеал, имеющий как исторический, так и инвариантный характер.

    Установки, регулирующие процесс познания, разделяются на нормы и идеалы: а) описания и объяснения научного знания; б) обоснованности; в) построения и организации научного исследования. Эти 3 составляющие можно рассматривать как на уровне общих для науч. исследования нормативов, так и применительно к конкретной области: физике, биологии, психологии и т. д.

    В настоящее время в науке утвердилась точка зрения, что современный этап усложнения структуры н. знания, методов его регенерации, необходимость повышения темпов роста н. знания настоятельно требуют актов рефлексии над методами, нормами, идеалами, ценностями науки.

    В период развития науки возможно бессознательное использование многих н. идеалов и норм. В период же революционных ситуаций, когда происходит перестройка основания науки, возникает настоятельная потребность в осмыслении норм, идеалов, и ценностей науки.

    Н. идеалы, нормы и ценности исторически изменчивы, что приводит к выводу об отсутствии их универсальных прототипов. Но существуют общие черты н. рациональности, кот.отличабт ее от других форм знания и кот. повторяют от эпохи к эпохе.

    М. Полани выделял в качестве важнейшей ценности в науке личностные, бессознательные формы использования приемов исследования. К. Поппер гл. ценностью науки считал рост знания на основе его критики и постоянной коррекции.

    Специфика идеалов и норм н. познания задается и спецификой исследуемых объектов. Например, для опытных наук обязателен идеал экспериментальной проверки теории.

    В истории философии науки были попытки отделения метафизики от н. знания. Сегодня для всех совершенно ясно, что филос-е принципы обладают той же ценностью, как и н-е знание. Применение философских категорий «пространство», «время», «движение», «развитие» в конкретном научном поиске обогащает его и стимулирует.
    16. Историческая изменчивость науки и опыта, возникновение нового знания.

    Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

    Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествующих эпох обнаруживает разительные перемены. Ученый классической эпохи (от XVII до начала XX в.), допустим, Ньютон или Максвелл, вряд ли бы принял идеи и методы квантовомеханического описания, поскольку он считал недопустимым включать в теоретическое описание и объяснение ссылки на наблюдателя и средства наблюдения. Такие ссылки воспринимались бы в классическую эпоху как отказ от идеала объективности. Но Бор и Гейзенберг - одни из творцов квантовой механики, - напротив, доказывали, что именно такой способ теоретического описания микромира гарантирует объективность знания о новой реальности. Иная эпоха - иные идеалы научности.

    В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла современная "большая наука" с ее почти производственным применением сложных и дорогостоящих приборных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных частиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной деятельности и обслуживающих ее; с крупными объединениями специалистов разного профиля, с целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.

    Две стратегии порождения научного знания: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

    В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в преде¬лах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосыл¬ки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духов¬ной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, само¬стоятельное целое.

    Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточ¬ных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Гре¬ции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде от¬дельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, матема¬тики и др. Вот почему геометрия Евклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая.

    В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Ни¬дерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену фео-дальным) в ряде стран Европы, Возникновение нового — буржуазно¬го — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается на¬ука, и прежде всего экспериментально-математическое естествозна¬ние, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астро¬номия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

    Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма и острая по¬требность в росте его производительных сил), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умоз¬рительного способа мышления) условий, необходим был определен¬ный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и доста-точного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систе¬матизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми воз¬никают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то в своей совокупности и образуют «перво¬начальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отли¬чие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опу-тывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действи¬тельности.

    В понимании генезиса, возникновения науки в истории и филосо¬фии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами — социальными, экономически¬ми и др. Империализм, напротив, основной движущей силой разви¬тия науки считает факторы, связанные с внутренней природой науч¬ного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.

    Обусловленность процессов возникновения и развития науки по¬требностями общественно-исторической практики — главный источ¬ник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие на¬уки соответствует уровню развития практики, но и разделение науч¬ного знания, дифференциация наук также отражает определенные эта¬пы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.
    17. Формирование теоретических моделей и законов. Их обоснование.

    Развитие научных понятий.

    Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (например, модель атома, Вселенной, генома человека и пр.), отражая их строение, свойства и поведение.

    Известный западный философ науки Имре Лакатос отмечал, что формирование первичных теоретических моделей может ис¬пользовать программы троякого рода: систему Евклида (евкли¬дову программу), эмпиристскую и индуктивистекую. Все три программы исходят из организации знания как дедуктивной системы.

    Евклида программа содержит сугубо истинные суждения и не использует ни предположения, ни опровержения. Знание как истина является верхушкой теории и без какой-либо дефор¬мации «стекает» от терминов-примитивов к определяемым тер¬минам.

    Эмпиристская программа строится на основе базовых положе¬ний, имеющих общеизвестный эмпирический характер. Если эти положения оказываются ложными, то данная оценка проникает вверх по каналам дедукции и наполняет всю систему. Следова¬тельно, эмпиристская теория предположительна и фальсифици-руема. И если евклидова теория располагает истину наверху и освещает ее естественным «светом разума», то эмпиристская рас¬полагает истину внизу и освещает «светом опыта». Однако обе программы опираются на логическую интуицию.

    Индуктивистская программа возникла в рамках усилий соорудить канал, посредством которого истина течет вверх от базисных положений и, таким образом, установить дополни¬тельный логический принцип — принцип ретрансляции исти¬ны. Возникновение

    Важными характеристиками теоретической модели являются ее структурность, а также возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания.

    На выбор абстрактных объектов оказывает существенное влия¬ние научная картина мира, которая стимулирует развитие иссле¬довательской практики, определение задач и способов их реше¬ний. Абстрактные объекты, которые иногда называют теорети¬ческими конструктами, или теоретическими объектами, являются идеализациями действительности. В них могут содержаться при¬знаки, которые соответствуют реальным объектам, а могут присутствовать свойства, которыми не обладает ни один реальный объект. Теоретические объекты передают смысл таких понятий, как «идеальный газ», «абсолютное черное тело», «точка», «сила», «окружность», «отрезок» и пр. Абстрактные объекты направле¬ны на замещение тех или иных связей действительности, но не могут существовать в статусе реальных объектов, так как пред¬ставляют собой идеализации. В реальности не существует изо¬лированных систем, которые не испытывали бы никаких воздей¬ствий, поэтому вся механика построена с помощью теоретичес¬ких конструктов.

    Формирование законов предполагает, что обоснованная экспе¬риментально или эмпирически гипотетическая модель имеет воз¬можность превратиться в схему. Причем теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, а затем адап¬тируются к определенной совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта. Затем следует этап применения модели к качественному многообразию вещей, т.е. ее качественное расширение, и лишь после этого — этап количествен¬ного математического оформления в виде уравнения или форму¬лы, что знаменует собой фазу появления закона. На всех стадиях реально осуществляется корректировка как самих абстрактных объектов, так и их теоретических схем, а также их количествен¬ных математических формализации. Теоретические схемы также могут видоизменяться под воздействием математических средств, однако все эти трансформации остаются в пределах выдвинутой гипотетической модели.

    Понятие «закон» указывает на наличие внутренне необходи¬мых, устойчивых и повторяющихся связей между событиями и состояниями объектов. Закон отражает объективно существующие взаимодействия в природе и в этом смысле понимается как при¬родная закономерность. Законы науки прибегают к искусствен-ным языкам для формулировки этих естественно-природных закономерностей. Законы, выработанные человеческим сообще¬ством как нормы человеческого сосуществования, имеют, как правило, конвенциальный характер.
    18. Становление и развитие теории: классический и неклассический

    вариант формирования теории

    Задача ученого-теоретика — создать теорию или сформули¬ровать концепцию на основе «материи мысли», эмпирик же при¬вязан к данным опыта и может позволить себе лишь обобще¬ние и классификацию. Теория (от греч. theoria — наблюдение, зрелище, инсценировка) предстает как высшая форма органи¬зации научного знания, которая обеспечивает целостное пред¬ставление о закономерностях развития того или иного уровня реальности.

    Каждая теория относится к определенной предметной обла¬сти действительности и отражает тот или иной ее уровень. Есть теории физические, химические, биологические, теория социального развития; особое место занимает эволюционная теория. Теория должна представлять (репрезентировать) ту или иную область действительности, объяснять имеющиеся факты на ос¬нове найденной закономерности, а также расширять сферу пoзнанного. Развитая теория содержит в себе сведения о причинных, генетических, структурных и функциональных взаимодействиях реальности. По форме теория предстает как система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений! Теории используют специфический категориальный аппарат! систему принципов и законов. Развитая теория открыта для описания, интерпретации и объяснения новых фактов, а также готова включить в себя дополнительные метатеоретические построения. Различают следующие теории:

    • гипотетико-дедуктивные, т.е. опирающиеся на вывод из имеющейся гипотезы;

    • описательные, не требующие иерархической подчиненности элементов, но предполагающие согласие с эмпирическим опытом;

    • индуктивно-дедуктивные, обращенные к факту и обобщению;

    • формализованные, использующие сложный математический аппарат.

    В теории можно вычленить исходные принципы, используемые законы, идеализированные объекты и модели, логическую схему доказательств, классификации, типологии, а также специфический языковой тезаурус и интерпретативную базу. Основные компоненты теории:

    1) исходный эмпирический базис, т.е. множество зафиксированных фактов, наблюдений и экспериментов;

    2) исходная теоретическая основа, т.е. множество допущений, постулатов, аксиом;

    3) логика теории, т.е. совокупность допустимых правил вы¬ вода и доказательства;

    4) основной массив теоретического знания как совокупность выведенных утверждений теории.

    Развитая теория представляет собой не просто совокупность связанных между собой положений, она содержит в себе меха¬низм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, программу построения знания. В этой связи гово¬рят о целостности теории.

    Для классической стадии развития науки характерен идеал де¬дуктивно построенных теорий. Классический вариант формиро¬вания развитой теории предполагает теорию, отражающую сис¬темы закрытого типа. Идеал такой теории — физика Ньютона. Описательные теории ориентированы на упорядочивание и си-стематизацию эмпирического материала. Математические тео¬рии, использующие математический формализм, развертывание содержания, предполагают формальные операции со знаками магематизированого языка, выражающего параметры объекта.

    Неклассический вариант формирования теории ориентирует¬ся на открытые системы. Качество открытости, объективность которого подтверждена в сфере квантовой механики и киберне¬тики работами таких крупных ученых, как В. Гейзенберг, Э. Шре-динберг, Н. Винер, К. Шеннон, У. Росс Эшби, Л. Бриллюэн и др., признано современными методологическими исследованиями неотъемлемой характеристикой бытия. Оно обнаруживается в поведении макросистем любого рода, а также в сфере социаль¬но-политических взаимодействий.

    Таким образом, теория не должна представать как «закрытая» и неподвижная система. Она содержит в себе механизмы своего развития, посредством как знаково-символических операций, так и различных гипотетических допущений. Существует путь мыс¬ленного эксперимента с идеализированными объектами, кото¬рый также обеспечивает приращение содержания теории.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта