Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Христианская теология её роль в развитии логических норм научного мышления.

  • 7 Опытная наука в новоевропейской культуре: формирование математизированного и опытного учения (Роджер Бэкон, Уильям Оккам)

  • Ответы к экзамену по философии. 1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен


    Скачать 210.03 Kb.
    Название1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен
    АнкорОтветы к экзамену по философии
    Дата21.05.2021
    Размер210.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_obe_chasti.docx
    ТипДокументы
    #207931
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    5. Античность как основа теоретической науки

    Многие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теорети¬ческой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. Первые натурфилософы («фисиологи», по определению Стаги-рита) были в большей степени учеными, чем философами, изу-чающими многообразные природные явления. Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на тео¬ретический уровень. Греческое слово «фюзис» латиняне переда¬ли как natura, поэтому физика и натурфилософия были родствен¬ными понятиями.

    В античности большое внимание уделялось постижению ис¬тины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рацио¬нализация мышления, освобождение от метафоричности, пере¬ход от мышления, обремененного чувственными образами и эрзац-понятиями, к интеллекту, категориями. Постепенно натурфилософские системы приобре¬тали вид все более рационально оформленного знания. Возник¬шая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в ка¬честве необходимого условия получения истины выдвигала про¬цедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указы¬вали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. В истории античной науки известны многочисленные попытки, направленные на то, чтобы освоить несоизмеримость.

    Античная наука доказала, что физический мир противоречив — это подчеркивал тезис Гераклита «все течет, все изменяется». Движение понималось не как модус — частное свойство материи, которое задается посредством первотолчка, а как атрибут маоперирующему абстракциями и терии — ее неотъемлемое свойство. Трудности постижения про¬цесса движения в логике посредством логического доказатель¬ства привели античного философа и математика Зенона к фор¬мулировке знаменитых апорий — трудно разрешимых проблем, связанных с противоречием между данными наблюдения и мыс¬ленного анализа.

    В целом в античности преобладала идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса. Платонистам (как логикам) противо¬стояли атомисты (как физики). Атомистика, к которой относи¬лись Левкипп (ок. 500—440 до н. э.), Демокрит (ок. 460—370 до н. э.), Эпикур (ок. 342—270 до н. э.) и Лукреций (ок. 99—55 до н. э.), утверждала, что все сущее предполагает наличие атомов и пус¬тоты как условия всех процессов и движений. Пустота непод¬вижна, беспредельна и лишена плотности. Каждый член бытия определен формой, плотен и не содержит в себе никакой пус¬тоты: он есть неделимое. По-гречески «атомос» — предел дели-мости. Атомы могут иметь разную форму, различаться порядком, положением, весом; складываясь и сплетаясь, они рождают раз¬личные вещи. Атомистическая картина мира признавала, что мир вещей текуч, мир элементов, из которых вещи состоят, неизме¬нен. Поскольку число атомов бесконечно, признается вечность мира во времени и бесконечность в пространстве. Для объясне¬ния всех мировых процессов атомистика использует атомы, пу¬стоту и движение. Движущиеся атомы собираются в «вихрь», рас-пространяясь по отдельным местам в пустоте, образуют отдель¬ный мир. Кроме установленных законов сохранения бытия, сохранения движения атомисты провозгласили закон причинно¬сти: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу при¬чинной связи и необходимости». Причина понимается как «ви-новница» того или иного события. Однако случайность понима¬ется субъективно, как то, причину чего люди не знают. Движение атомов происходит, подчиняясь закону тяготения подобного к поообмому.

    Атомистическая гипотеза, т.е. обнаружение атомарного уровня, имела огромное значение для развития естественных наук, физи¬ки и химии. Атомизм присутствовал также в индийской и арабо-язычной традиция;

    Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель — воспитатель и совет¬ник А. Македонского, который оказывал всяческое содействие развитию научного знания. Аристотель делил все науки на тео¬ретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведе¬нием (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Про- тивопоставляя природу ремеслу («техне»), Аристотель показал, что физика рассматривает сущность и природу вещей, свойства и движения, а механика — это искусство построения машин.

    Таким образом, «греческое чудо», как называют античную ци¬вилизацию, характеризовалось наличием античной логики и ма¬тематики, астрономии и механики, физиологии и медицины, впитавших в себя исторический опыт познания мира Востока, древних азиатских культур. Античная наука, по мнению Дж. Бер-нала, носила математико-механический характер, первоначаль¬ной программой провозглашалось целостное осмысление приро¬ды, а также отделение науки от философии, вычленение особых предметных областей и методов.
    6. Христианская теология её роль в развитии логических норм научного мышления.

    Для эпохи средневековья (II в. н. э. — XIV—XV вв.) характер¬ны религиозная картина мира и «стиль социокультурного пове¬дения», опирающийся на теологические ценности. Западноевро¬пейское средневековье в качестве официальной доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко ка¬рались.

    В рамках средневековья философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христи¬анскими догматами, осуждаются. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины дос¬тигается лишь на основе смирения и любви.

    Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, ас¬трономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами. Первый этап развития средневековой философии связан с пат¬ристикой (от лат.патер — отец) — учение отцов церкви. Со II по VI в. проблематику философии в рамках патристики представля¬ли Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Образ мира вопло¬щался в особую образно-знаковую систему символов. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к рас-ширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

    Средневековье в лице отцов церкви Оригена, Дионисия Ареопагита затрагивало вопрос о соотношении веры и разума, авто¬ритета и разума. Богословие вынуждено было пользоваться пра¬вилами логического мышления, что наталкивало религиозную мысль на противоречия, парадоксы и несуразности. Философ¬ская мысль не укладывалась в прокрустово ложе теологических догматов.

    Классик средневековой патристики— Тертуллиан (160— 220 н. э.), известен своей тягой к интеллектуальной провокации. Тертуллиан обнажал пропасть между реальностью веры и исти¬нами умозрения, каждый раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения.

    Представитель ранней патристики Ориген (около 185—253/ 254) — теолог, философ и ученый, автор около 2000 книг — об¬ращал внимание на то, что природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до нашего мира и после него были и будут другие миры. Про¬цесс изменения мира в его христологическом учении связывал¬ся с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось оконча¬тельным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испы¬тать новое падение.

    Христианский мыслитель Псевдо-Дионисий Ареопагит (V— VI вв.), автор «Ареопагитического корпуса», включавшего четыре трактата: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О бо¬жественных именах», «Таинственнее оогословие», основывался на доктрине безусловной неопределенности и неописуемости Бога, возможности богопознания только посредством лестницы ана¬логий.

    В IX—XII вв. появляется схоластика (от лат.школьный), стре¬мящаяся к обновлению религиозных догматов. Ранняя схоластика нашла применение в монастырях и монастырских школах. Так, в Шартрской школе при кафедральном соборе в Шартре (Франция) преподавались право, математи¬ка, логика, медицина. Школа приобретала латинские переводы ан¬тичной классики, которые в подлиннике были утрачены, греческую и арабскую литературу по математике и естествознанию. Изучались логика, физика, психология Аристотеля, возникали новые коммен¬тарии «Топики», «Софистических опровержений» Аристотеля. Схоласты шлифуют и защищают основные догматы офици¬альной теологической доктрины, приспосабливая ее к удобствам преподавания в университетах и школах. Они культивируют на¬выки интеллектуального мышления. Эволюция схоластики связана с эволюцией системы образования от монастырских и го¬родских школ в период ранней схоластики к университетам (Па¬рижскому и Оксфордскому) в период зрелой схоластики. «Уче¬ность» и «выучка» приобретают самостоятельные ценности. Ос¬новной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. В IX—XIV вв. происходил расцвет схоластической учености. Схо-ластом величал себя всякий, кто занимался преподавательской деятельностью, Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентенберрийский. Со схоластикой связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обосно¬вания знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, ар-гументы и контраргументы.

    Схоластика опиралась на учение о двойственной истине, раз¬делявшее истины богословия и истины философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Прин¬цип двойственности истины указывал на наличие двух принци¬пиально разных картин мира — теолога и натурфилософа. Пер¬вая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом. Однако взаимоотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентенбер¬рийский считает, что истины, добытые разумом, но противоре¬чащие авторитету священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079—1142) предлагает иной подход: сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Абеляр стремился к чет-кому разграничению между верой и знанием. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить». В от¬личие от веры философия, как и знание, опирается на доказа¬тельства разума. Человеческие познания постоянно возрастают, авторитет отодвигается на последнее место.

    Схоласты делились на ортодоксальных, санкционированных церковью, и оппозиционных, критикующих богословские дог¬маты. Последние стремились показать иррациональность рели¬гии, а следовательно, независимость от нее научных знаний, поднимался и вопрос о «ложных» религиях. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естествен¬нонаучным изысканиям.

    Как подчеркивают исследователи, в рамках средневековой схо¬ластики произошло мощное развитие норм логического мышле¬ния. Происходит экстраполяция, т.е. перенос структуры логи¬ческого суждения, его субъектно-предикатного членения на бытие. В сфере бытия выделяются первичные непредикативные сущности (универсалии) и вторичные предикативные, указыва¬ющие на индивидуальные качества. Средневековая логика исходит из позиции жесткой определенности понятий и точности смыс¬ла. Как отмечают исследователи средневековья, схоластика строит свою логическую систему на базе неформализованных языковых средств, учитывает богатство естественного языка. Схоластическая логика оценивается как значительный этап исторического раз¬вития логики. Ее периодизация включает:

    1) древнюю логику, основанную на комментариях «Категорий» Аристотеля (до сер. XII в.);

    2) «новую логику», основанную на знакомстве с «Аналитикой», «Топикой» и «Софистических опровержениях» Аристотеля (конец XII-XIII вв.);

    3) современную логику, связанную с систематической разработкой логической проблематики и созданием самостоятельных логических компендиумов (XIV в.).

    По мнению современных логиков, именно в рамках средне¬вековой схоластики заложены теоретические и операциональные основания математической логики; внесен вклад в развитие теории высказывания и теорию логического следования, разработаны теория логических парадоксов и теория субпозиции — подста-новки допустимых значений, теория беспредпосылочности и сознательных формулировок аксиом, методология сопоставления взаимоисключающих высказываний (идущая от «Да и нет» Абе¬ляра), анализ логического характера вопросительных предложений и пр. В целом с периодом схоластики — «книжной учености» связывают становление европейского стиля мышления и разра¬ботки категориального аппарата.

    Учение Фомы Аквинского (1225—1274) — вершина схоласти¬ческого миропостижения. В нем есть указания на метод интел¬лектуального, т.е. постигающего, созерцания, который схваты¬вает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни фи¬зика, ни математика, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит». Основной труд Фомы Аквинского «Сумма теоло¬гии» направлен на отработку вероучения в форме здравого смысла. Он находится в рамках теолого-рационалистических поисков и апеллирует к аристотелевской метафизике, что позволяет при¬дать теологии видимость научности и систематичности. Фома Аквинский считает, что вера не должна противоречить разуму. Од¬нако некоторые догматы не могут быть рационально доказуемы. В этом случае их следует объявить не противоразумными, а сверх¬разумными, доступными лишь божественному разуму, например догматы о первородном грехе, троичности, воскресении, благо¬вещении. Фома Аквинский стал главным идеологом римско-ка¬толической церкви. В 1323 г, он был причислен католической цер¬ковью к лику святых.

    Общественный порядок есть отражение небесного порядка. Люди умственного труда — их меньшинство — управляют госу¬дарством, большинство же занято физическим трудом. Государ¬ство носит теократический характер, наиболее важный статус имеют священники. Идеал государственного правления — монар¬хия. Монарх обязан поддерживать интересы церкви, в против¬ном случае он должен быть свергнут.

    Кредо средневековья, сформулированное Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские дисциплины, которые полу¬чают свое знание от разума, были дополнены наукой, священ¬ной и основанной на откровении. Священное учение есть наука теология, которая к другим наукам прибегает как к подчинен-ным ей служанкам. Таким образом, в средневековье оформился специфический критерий истинности со ссылкой на авторитет Бога.
    7 Опытная наука в новоевропейской культуре: формирование математизированного и опытного учения (Роджер Бэкон, Уильям Оккам)

    Научный и промышленный переворот, осуществленный в Новое время, был во многом подготовлен средневековой куль¬турой, в рамках которой возникли университеты, школы, рацио¬нальная «автономия» схоластического метода.

    В XIII в. возникают первые университеты в Болонье и Пари¬же. С появлением университетов начинают говорить о появле¬нии власти интеллектуалов, существующей наряду с церковной и светской властью. Первые университеты были популярными, «народными», за незначительную плату студентами становились все желающие.

    В Оксфордском университете имел большое влияние фран¬цисканский монах Робер Гроссетест (1175—1253), благодаря ко¬торому была переосмыслена роль опытного знания.

    Он описывает широко распространенный метод наблюдения за фактами, называя его резолюцией, обращается к методу де¬дукции, а соединение двух конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции. Гроссетест особо подчеркивает не¬обходимость изучения линий, углов и фигур, ибо «без них мы ничего не поймем в натуральной философии. Абсолютно во всем универсуме и его частях они имеют смысл».

    Францисканский монах Роджер Бэкон (ок. 1214—1292) был учеником Р. Гроссетеста. Ему принадлежит суждение: «Истина — дитя своего времени, а наука — дочь не одного или двоих, а всего человечества». Р. Бэкон стремился создать своего рода энцик¬лопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он счи¬тал аргументацию и эксперимент основными способами позна¬ния, однако именно эксперимент считал владычицей умозритель¬ных наук. Р. Бэкон — последний из схоластов, который подго¬товил век опытной науки. Он много времени отводил оптике и проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом.

    Энциклопедически образованный Р. Бэкон подчеркивал важ¬ность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Он различал три разновидности опыта: внеш¬ний, приобретаемый при помощи чувств; внутренний, интерпре¬тируемый в духе мистического озарения; праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

    Английский философ и логик Уильям Оккам (ок. 1285—1349) был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опоре на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами, однако теряет характер их точного воспроизведения. Представление как таковое есть состояние или акт души и образует знак для соответствующей ему внешней вещи. Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам разли¬чает интуитивное знание, связанное с восприятием и пережи¬ванием единичной веши, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без на¬добности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуаль¬ной мысли, означая, что каждый термин обозначает лишь оп¬ределенный предмет. Образование понятий у Оккама обуслов¬лено потенцией — устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение о понятиях называется терминизмом. Ес¬тественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам назы¬вает «терминами первой интенции», а искусственные, относя¬щиеся ко многим вещам и отношениям между ними, — «терми-нами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничивал применение понятия причинно¬сти сферой эмпирической констатации. Идеи Оккама были ши¬роко распространены в средневековых университетах. Поскольку Оккам выдвигал четкие логико-рационалистические требования к религиозным догматам, он был обвинен в ереси и провел че¬тыре года в заточении. Распространившийся оккамизм требовал, тем не менее, логической безупречности канонических доказа¬тельств бытия Бога и также неоднократно осуждался папством. Говоря об особенностях средневековой науки, ученые отмечают прежде всего, что средневековая наука выступает как совокупность правил в форме комментариев. Вторая особенность — тенденция к систематизации и классификации знаний, третья — компиля¬ция, обусловленная общей мировоззренческой и культурной ат¬мосферой этой эпохи и столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени. Сравнивая средневековую науку с наукой Но¬вого времени, исследователи отмечают изменение роли индук¬ции и дедукции. Средневековая наука, следуя учению Аристо¬теля, придерживалась дедукции, т.е. заключения, исходя из об¬щих принципов к отдельным фактам, тогда как новая наука (после 1600 г.) использует индукцию, т.е. начинает с наблюдаемых от¬дельных фактов и приходит к общим принципам. Дедукцию истолковывают иногда и как процесс нисхождения, который начинается от чего-то наиболее общего, фундаментального и первичного и растекается на все остальное. В такой интерпре¬тации весьма узнаваемо сходство дедукции и эманации, предпо¬лагающей истечение из лона порождающего характеристик, осо¬бенностей и сущностей более простого порядка.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта