Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. Роль научных революций в изменении мировоззренческих оснований культуры

  • 21. Философия как генератор новых категориальных структур. Ее прогностическая роль

  • 22. Нелинейность роста научного знания. Научные революции как точки бифуркации в ее развитии

  • 23. Глобальные революции и типы научной рациональности

  • Ответы к экзамену по философии. 1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен


    Скачать 210.03 Kb.
    Название1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен
    АнкорОтветы к экзамену по философии
    Дата21.05.2021
    Размер210.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_obe_chasti.docx
    ТипДокументы
    #207931
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    19. Научные традиции и научные революции, их взаимосвязь.

    Человечество на протяжении своей многовековой истории пережило множество революций в мире науки и техники: промышленная, электротехническая, электронная, информационная и даже «зеленая» революции.

    Само понятие «революция» свидетельствует о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке оснований науки. Симптоматичны и названия научных трудов, появ¬ляющихся в период научных революций — как правило, они на¬чинаются словосочетаниями «Новые исследования», «Новые опыты», «Новые изобретения» и пр.

    Как показывают исследователи, научная революция может про¬текать двояко: 1) вызывать трансформацию специальной карти¬ны мира без изменения идеалов и норм исследования, и 2) осу¬ществлять радикальные изменения и в картине мира, и в систе¬ме идеалов и норм науки.

    Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям: 1) появление новых фундаментальных теоретиче- ских концепций; 2) разработка новых методов; 3) открытие но¬вых объектов исследования; 4) формирование новых методоло¬гических программ.

    Предпосылкой любой научной революции являются факты или та фундаментальная научная аномалия, которая не может быть объяснена имеющимися научными средствами и указы¬вает на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к науч¬ной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (или парадигма в терминологии Куна), обладающая объясняющей силой и устраняющая ранее имеющиеся противоречия.

    Революционные периоды, или научные революции, приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов и форм организации. Чем же обусловлена смена периодов спокойного развития науки и периодов ее революционного раз¬вития? История развития науки позволяет утверждать, что пе¬риоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности традиций, когда все научные дисцип¬лины развиваются в соответствии с установленными закономер¬ностями и принятой системой предписаний. «Нормальная наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития. В периоды нормального развития науки деятельность ученых строится на основе одина¬ковых парадигм, одних и тех же правил и стандартов научной практики. Возникает общность установок и видимая согласован¬ность действий, которая обеспечивает преемственность тради¬ций того или иного направления. Ученые не ставят задачи со¬здания принципиально новых теорий, более того, они даже не¬терпимы к созданию подобных «сумасшедших» теорий другими. По образному выражению Куна, ученые заняты «наведением порядка» в своих дисциплинарных областях. «Нормальная наука» развивается, накапливая информацию, уточняя известные фак¬ты. Одновременно период «нормальной науки» характеризуется «идеологией традиционализма, авторитаризма, позитивного здра¬вого смысла и сциетизма».

    Каждая научная революция открывает новые закономернос¬ти, которые не могут быть поняты в рамках прежних представ¬лений.

    Симптомами научной революции кроме явных аномалий являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании но¬вых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, острей¬шие дискуссии. Научные сообщества, а также дисциплинар¬ные и иерархические перегородки размыкаются. Научная ре¬волюция — это не одномоментный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стан¬дарты и теории, но и средства исследования, открываются но¬вые миры.

    Революционные периоды в развитии науки всегда восприни¬мались как особо значимые. Их «разрушительная» функция со временем трансформировалась в созидательную, творческую % инновационную. Научная революция была наиболее очевидным выражением основной движущей силы научного прогресса.
    20. Роль научных революций в изменении мировоззренческих оснований культуры

    Человечество на протяжении своей многовековой истории пережило множество революций в мире науки и техники: промышленная, электротехническая, электронная, информационная и даже «зеленая» революции.

    Само понятие «революция» свидетельствует о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке основа- ; ний науки. Симптоматичны и названия научных трудов, появ¬ляющихся в период научных революций — как правило, они на¬чинаются словосочетаниями «Новые исследования», «Новые опыты», «Новые изобретения» и пр.

    Как показывают исследователи, научная революция может про¬текать двояко: 1) вызывать трансформацию специальной карти¬ны мира без изменения идеалов и норм исследования, и 2) осу¬ществлять радикальные изменения и в картине мира, и в систе¬ме идеалов и норм науки.

    Примерами первого типа могут быть революция в медицине, вы¬званная открытием В. Гарвея кругообращения крови (1628); рево¬люция в математике в связи с открытием дифференциального ис¬числения И. Ньютона и Г. Лейбница; кислородная теория Лавуа¬зье; переход от механической картины мира к электромеханической в связи с открытием теории электромагнитного поля. Они не ме¬няли познавательных установок классической физики, идеалов и норм исследования (признание жестко детерминированных связей процессов и явлений, исключение помех, связанных с приборами и средствами наблюдения, и т.д.).

    Пример научной революции второго типа — открытия термоди¬намики и последовавшая в середине XX в. квантово-механическая революция, которая вела не только к переосмыслению научной кар¬тины мира, но и к полному парадигмальному сдвигу, меняющему также стандарты, идеалы и нормы исследования. Отвергалась субъектно-объектная оппозиция, изменялись способы описания и обоснования знания, признавались вероятностная природа изуча¬емых систем, нелинейность и бифуркационность развития.

    Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям: 1) появление новых фундаментальных теоретиче- ских концепций; 2) разработка новых методов; 3) открытие но¬вых объектов исследования; 4) формирование новых методоло¬гических программ.

    Предпосылкой любой научной революции являются факты или та фундаментальная научная аномалия, которая не может быть объяснена имеющимися научными средствами и указы¬вает на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к науч¬ной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (или парадигма в терминологии Куна), обладающая объясняющей силой и устраняющая ранее имеющиеся противоречия.

    Революционные периоды, или научные революции, приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов и форм организации. Чем же обусловлена смена периодов спокойного развития науки и периодов ее революционного раз¬вития? История развития науки позволяет утверждать, что пе¬риоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности традиций, когда все научные дисцип¬лины развиваются в соответствии с установленными закономер¬ностями и принятой системой предписаний. «Нормальная наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития. В периоды нормального развития науки деятельность ученых строится на основе одина¬ковых парадигм, одних и тех же правил и стандартов научной практики. Возникает общность установок и видимая согласован¬ность действий, которая обеспечивает преемственность тради¬ций того или иного направления. Ученые не ставят задачи со¬здания принципиально новых теорий, более того, они даже не¬терпимы к созданию подобных «сумасшедших» теорий другими. По образному выражению Куна, ученые заняты «наведением порядка» в своих дисциплинарных областях. «Нормальная наука» развивается, накапливая информацию, уточняя известные фак¬ты. Одновременно период «нормальной науки» характеризуется «идеологией традиционализма, авторитаризма, позитивного здра¬вого смысла и сциетизма».

    Каждая научная революция открывает новые закономернос¬ти, которые не могут быть поняты в рамках прежних представ¬лений.

    Мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений и элементарных частиц, мир кристал¬лов и открытие других галактик — это принципиальные расши¬рения границ человеческих знаний и представлений об универсуме.
    21. Философия как генератор новых категориальных структур. Ее прогностическая роль

    Будучи основой мировоззрения, философия с самого начала своего возникновения занялась обсуждением проблем строения и происхождения окружающего человека мира, причин возникновения существующих в нем вещей и явлений и трудностей, связанных с их решением. Хотя эти обсуждения специально не контролировались опытом, а опирались на чистое умозрение и логику, тем не менее, в отдельных случаях они приводили к гениальным догадкам, которые на многие столетия предопределили развитие науки. Речь в первую очередь идет об идее строения материи, выдвинутой Демокритом. Своим острием его учение было направлено не столько против стихийно-материалистических воззрений первых античных философов, сколько против отрицания движения и изменения в реальном мире, с которым выступил Парменид в своей онтологии единого, неподвижного и нераздельного бытия. По его мнению, сама идея изменения логически противоречива, поскольку она рассматривает любую вещь, с одной стороны, существующей, а с другой — не существующей, если предположить, что за определенное; время она уже в чем-то изменилась. Отсюда он сделал вывод, что, понятие изменения неприменимо к миру: нам только кажется, что мир изменился, в действительности же он остается неизменным, неподвижным и не состоящим из частей.

    Против такой картины мира и выступил Демокрит, который ут¬верждал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых матери¬альных частиц — атомов (от греч. atoms — неделимый). Эти атомы постоянно движутся в пустом пространстве и различным образом комбинируются друг с другом, образуя всевозможные вещи. Любое изменение в мире сводится, поэтому в конечном итоге к различной комбинации атомов.

    Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, научное познание вынуждено было вернуться к античной идее единого, взаимосвязан¬ного, целостного мира. В результате этого появились интегративные и междисциплинарные методы исследовании, ориентированные на изучение реальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимо¬действии. В наше время эта идея нашла свое конкретное воплоще¬ние в современном интегративном подходе к научному познанию, который получил свое теоретическое обоснование в системном ме¬тоде исследования.

    Прогностическая роль философии в развитии научного позна¬ния, как мы видим, получает свою конкретную реализацию только тогда, когда сама наука начинает осознавать необходимость исполь¬зования новых философских идей для решения своих конкретных проблем и задач. Часто это происходит стихийно под влиянием ло¬гики развития самих научных идей. Так произошло с применением идей атомизма в физике, химии и других отраслях естествознания. Нечто аналогичное происходит с использованием идеи о мире, как едином целом, в теории глобальной эволюции, экологии, самоорга¬низации и других отраслях науки.
    22. Нелинейность роста научного знания. Научные революции как точки бифуркации в ее развитии

    Прогресс научного знания, как мы убедились, не сводится к простому росту знания и поэтому не может быть представлен в виде некоторого линейного процесса приращения знаний.

    Нелинейный рост научного знания обусловлен в первую очередь столкновением различных концепций, парадигм и исследователь¬ских программ в рамках определенной отрасли науки. В ходе этого столкновения одни из них побеждают, а другие исчезают. Такое про¬тивоборство разных исследовательских программ можно заметить еще в период формирования механики, понятия и принципы которой, казалось, были чуть ли не навязаны опытом. Тем не менее, и в ней с самого начала конкурировали две программы исследования.

    Одна из них победила и стала широко известной под именем небесной механики Ньютона, в которой эллиптическое движение планет вокруг Солнца объяснялось действием их взаимного тяготе¬ния. Другая программа была выдвинута Р. Декартом, который исхо¬дил из представления о вихреобразном движении, создаваемом Солнцем, вовлекавшем в него и планеты. Хотя недостатки этой про¬граммы были очевидны, ибо она не могла объяснить даже эллиптиче¬скую форму орбит планет, тем не менее она стала общепризнанной во Франции и только впоследствии была вытеснена теорией Ньютона. : В учении об электричестве и магнетизме несколько десятилетий соперничали теория Ампера и Вебера, основанная на механистиче¬ских принципах, и электромагнитная теория Фарадея и Максвелла, опиравшаяся на новые представления о существовании поля. Победа электромагнитной теории привела к революции в физике.

    Научная революция как бифуркация в развитии знания. В современной литературе термином «бифуркация» (от лат. bifurcus — раздвоенный), заимствованным из теории нелинейных систем синергетики, обозначают переход системы при критическом значении параметра в одно из двух возможных состояний. Поскольку научная теория, дисциплина или наука в целом представляют собой систему знания, то указанный термин стали употреблять также для характе¬ристики научной революции, начало которой соответствует точке бифуркации.

    Революция в науке неизбежно приводит к новой стратегии исследования, которая связана с перестройкой идеалов, норм и методов познания, а также ее философских оснований и мировоззренческих ее принципов и традиций культуры.

    Селективную роль в отборе новых стратегий исследования осуществляют мировоззренческие установки и традиции культуры. Именно через них новые стратегии взаимодействуют с культурой, становятся доступными для общества, обогащают его духовную жизнь. Новые стратегии исследования постепенно проникают вовсе сферы культуры, определяя стиль мышления и интеллектуальный климат общества и даже эпохи. В дальнейшем они превращаются в необходимый компонент традиций культуры и начинают играть активную роль в отборе тех новых стратегий и методов познания, которые в наибольшей мере соответствуют материальным и духовным потребностям общества.

    Таким образом, бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от внутренней логики ее развития, совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем.
    23. Глобальные революции и типы научной рациональности:

    классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

    Научные революции, определяемые как смена системных ха¬рактеристик науки, стратегии научно-исследовательской деятель¬ности и способов ее осуществления, оцениваются как точки би¬фуркации в развитии знания. Они свидетельствуют о его нели¬нейности, невозможности развития на едином непрерывном основании, взаимодополняемости прерывности и непрерывно¬сти в науке, дискретности и континуальности. Научные революции могут быть представлены как многоуровневый процесс, различают три типа научных революций (В. Казютинский): I) «мини-революции», которые относятся к отдельным блокам в содержании той или иной науки (например, развитие представ¬лений о кварках в рамках микрофизики); 2) локальные револю¬ции, охватывающие конкретную науку в целом; 3) глобальные на¬учные революции, которые захватывают всю науку в целом и при¬водят к возникновению нового видения мира.

    Глобальные революции в истории науки, в свою очередь, раз¬деляются на четыре типа:

    • научная революция XVII в., которая ознаменовала собой появление классического естествознания и определила осно¬вания развития науки на последующие два века. Все новые достижения непротиворечивым образом встраивались в общую галилеево-ньютонианскую картину мира;

    • научная революция конца XVIII — первой половины XIX в. приведшая к дисциплинарной организации науки и ее дальнейшей дифференциации;

    • научная революция конца XIX — начала XXв., представляв¬шая собой «цепную реакцию революционных перемен вразличных областях знания». Эта фундаментальная науч¬ная революция XX в., характеризующаяся открытием те¬ории относительности и квантовой механики, пересмотрела исходные представления о пространстве, времени и движении (в космологии возникла концепция нестационарности Вселенной, в химии — квантовая химия, в био¬логии произошло становление генетики, возникает кибер¬нетика и теория систем). Проникая в промышленность, технику и технологии благодаря компьютеризации и автоматизации, она приобрела характер научно-техничес¬кой революции;

    • научная революция конца XXв., внедрившая в жизнь ин¬формационные технологии, является предвестником гло¬бальной четвертой научной революции. Мы живем в рас¬ширяющейся Вселенной, сопровождающейся мощными взрывными процессами и выделением колоссального ко¬личества энергии, на всех уровнях происходят качествен¬ные изменения материи. Учитывая совокупность откры¬тий, которые были сделаны в конце XX в., можно гово¬рить, что мы на пороге глобальной научной революции, которая приведет к глобальной перестройке всех знаний о Вселенной.

    Глобальные научные революции не могут не оказывать влияния на изменение типов рациональности. Идея рациональности реализовывалась в истории человеческой культуры различным об¬разом, представления о рациональности изменялись.

    Современный кризис рациональности — это кризис классиче¬ского представления о рациональности, отождествленной с нормой и жестко однозначным соответствием причины и следствия. Клас¬сический рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества. В процессе новых открытий рационального меньше, чем интуитивного и внерационального. Классическое представление о раци-ональности тесно связано с идеалом научной объективности знания. В нем провозглашалась необходимость процедуры элиминации субъективных качеств человека, всего, что не относится к объекту, так как это расценивалось как помехи научному познанию. В модели классической рациональности место реального человека, мыслящего, чувствующего и переживающего, занимал абстрактный субъект познания.

    Неклассическая научная рациональность оформилась в резуль¬тате открытия теории относительности Эйнштейна. Важным условием в деле достижения истины становится не исключение всех помех, сопутствующих исследованию, а уточнение их роли и влияния, учет соотношения природы объекта со средствами и методами исследования. Неклассический тип рациональности учитывает динамическое отношение человека к реальности, в которой важное значение приобретает его активность. Субъект пребывает в открытых проблемных ситуациях и подвержен не¬обходимости саморазвития при взаимодействии с внешним миром. В классической рациональности речь идет о предметности Вытия, в неклассической — о процессе Становления.

    Постнеклассическая рациональность показывает, что понятие рациональности включает в себя не только логико-методологи¬ческие стандарты, но и анализ целерациональных действий чело¬века. Возникает идея плюрализма рациональности. Постнеклассический этап рациональности характеризуется соотнесенностью знания не только с активно¬стью субъекта и со средствами познания, но и с «ценностно-це¬левыми структурами деятельности». Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразу¬ющий фактор.

    Различают открытую и закрытую рациональность. Закрытая рациональность реализуется в режиме заданных целеориентиров, но не является универсальной. То, что представляется рациональ¬ным в закрытой рациональности, перестает быть таковым в от¬крытой рациональности. Открытая рациональность позволяет проводить рефлексив¬ный анализ альтернативных познавательных практик, предпола¬гает, по выражению В.И. Швырева, внимательное и уважитель¬ное отношение к альтернативным картинам мира, возникающим в иных культурных и мировоззренческих традициях, нежели современная наука, диалог и взаимообогащение различных по¬знавательных традиций.

    Возникает вопрос о соотношении различных типов рациональ¬ности. Исследователи склонны видеть диалектическое притяжение открытой и закрытой рациональности, безличной рациональности космологического типа и антропоцентристской рациональности человека. Идеалы классической рациональности не должны сме¬ниться позицией «рациональности без берегов», утверждающей, что «все по-своему рационально». B.C. Степин подчеркивает, что все три типа научной рациональности (классический, некласси¬ческий и постнеклассический) взаимодействуют и появление каждого нового типа не отменяет предшествующего, а лишь ог¬раничивает его, очерчивает сферу его действия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта