Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Наука и философия. Философия науки, ее предмет, функции.

  • 4. Возникновение науки, две стратегии зарождения знания: опыт и теория

  • Ответы к экзамену по философии. 1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен


    Скачать 210.03 Kb.
    Название1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен
    АнкорОтветы к экзамену по философии
    Дата21.05.2021
    Размер210.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_obe_chasti.docx
    ТипДокументы
    #207931
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен

    Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость и взаимообусловленность науки и общества: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом, в ее первичном — деятельностном и технологическом понимании.

    Сами отношения социальности расшифровываются как отношения людей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей.

    Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памяти. Возникают различные образы науки: наука античности, наука Нового времени, современная наука. Они пронизаны свойственными для той или иной эпохи нормами, ориентирами и установками, и обладают надындивидуальным характером. Наука претерпевает процесс адаптации к культурной среде, подключается к культурной традиции, вплетается в культурный контекст. Стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его временем. Вместе с тем и сама культурная среда трансформируется под воздействием научных открытий и достижений. Наука является весомой движущей силой социально-исторического прогресса. Она способствует обеспечению преемственности в развитии цивилизации и ощущает на себе ее потенциал. Степень развития науки говорит об уровне цивилизо­ванности общества.

    Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что она стремится не поступиться своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений. Безусловно, наука — «предприятие коммунитарное» (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна.

    Наука, понимаемая как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Согласно классификации А. Тойнби, выделяется 21 тип цивилизации. Более общий подход предлагает общецивилизационное разделение с учетом двух разновидностей: традиционные и техногенные. Последние возникли в XVI—XVII вв. в связи с появлением в европейском регионе техногенных обществ. Некоторые традиционные общества были поглощены техногенными, другие приобрели гибридные черты, эквилибрируя между техногенными и традиционными ориентациями.
    2. Роль науки в современном образовании и формировании личности

    Достижения современной науки используются во всех сферах человеческой деятельности. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса — цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы становятся дисциплинарные знания, а также принципы, методики, способствующие формированию навыков и умений, которые включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности.

    Понятие «личность» следует отличать от понятия «индивид», которое обозначает принадлежность к человеческому роду и указывает на доминирование витально-инстинктивных факторов жизнедеятельности: потребность в еде, половой инстинкт, инстинкт самосохранения. Понятие «индивид» используется для обозначения человека как представителя массы, т.е. индивид де-персонифицирован. Хрестоматийное определение личности включает в себя два основных момента: во-первых, необходимые социально-психологические характеристики человека, направленные на реализацию в нем общечеловеческой системы ценностей; во-вторых, социальная самореализация человека и его целеориентированность. Главным достоянием всемирно-исторического процесса считается всесторонне развитая личность, которая стре¬мится к самореализации и совершенствованию себя и общества. Будучи личностью, человек принимает на себя ответственность не только за собственные действия, но и за события, происходящие в мире.

    Процесс формирования личности предусматривает использо¬вание принципов экстериоризации, т.е. направленности на внешние обстоятельства, и принципов интериоризации — т.е. форми¬рование внутренних, глубинных установок. Кроме того, важна ценностная составляющая, предполагающая обращение к высшим ценностям — истине, добру, красоте, справедливости. Для личности очень важны ощущения собственного достоинства, прав, свобод, соответствующих гарантий, возможность отстаивать собственную позицию, стремление к взаимопониманию.

    В настоящий период весьма значима идея целостного обра¬зования личности, т.е. гармоничного развития разума, чувств и воли. В этой связи достаточно часты обращения к античной идее «пайдейя», обозначающей процесс формирования индивида, вклю¬чающий в себя три составляющие: воспитанность, образованность и культура. «Пайдейя» как определенная модель воспитания, способствующая формированию набора наиболее важных качеств человека-гражданина, не сводится только к интеллектуальным упражнениям и накоплению знаний. Развитие способности суждения, эстетическое чувство и этические добродетели взаимосвязаны, не отрываются друг от друга, изучение грамматики дополняется изучением музыки, занятиями гимнастикой.

    Образование подготавливает личность к выполнению социальных и профессиональных ролей. Изменения в науке и тех¬нике диктуют необходимость изменений и в образовательной системе, опирающейся на достижения НТП. Без повышения качества и уровня образования невозможны эффективное применение современной техники, непрерывное ее развитие и внедрение новых достижений.

    Наука предполагает направленное воздействие на образователь¬ный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научные подходы пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Образовательный процесс имеет собственные технологии, среди которых информационные занимают приоритетное положение. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению сле¬дующих уровней: операциональный, межоперациональный, так-тический, стратегический, глобальный. Операциональный уровень предполагает освоение логики учебного предмета, межоперациональный — освоение совокупности дисциплин данного учебно¬го курса, тактический отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин, стратегический ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности, глобальный уровень свидетельствует о сущности личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса. Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, анализ ситуационного контекста, изучение типичных и нетипичных ситуаций, компьютерные технологии и пр.

    В настоящее время на фоне мощных тенденций глобализации утверждаются личностно-ориентированная модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям в рамках поликультурного образовательного пространства.
    3.Наука и философия. Философия науки, ее предмет, функции.

    Взаимоотношения философии и науки являются острой про¬блемой для современных философов. Философия всегда была основой мироздания. Поскольку из философии исторически сле¬довала теория познания, а затем наука, возникла установка за¬менить философию базисной дисциплиной по основаниям. По¬ставленный Кантом вопрос «как возможно наше познание?» стал программой для всего последующего рационализма, доминиру¬ющего в европейской философии. Существуют следующие вер¬сии взаимоотношений философии и науки:

    • наука отпочковалась от философии;

    • философия, стремясь сохранить за собой функции «трибунала» чистого разума, сделала центральной теоретико-по¬знавательную проблематику, проработав ее во всех направлениях;

    • современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.

    И именно философия должна сделать предметом своего ана¬лиза рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропо¬логическом измерении, нести ответственность за науку перед че¬ловечеством. Наука не содержит критериев социальной значи¬мости своих результатов, а это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получа¬ется, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не наука, а филосо¬фия. Достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, подразумева-ющего предотвращение негативных последствий наисовремен¬нейших научных и технологических разработок, связанных с угрозой существованию самого рода Homo sapiens, вынесены за пределы науки. Однако их осуществление находится не только во власти философов и философии. Необходима поддержка ин¬ститутов государства, права, идеологии, общественного мнения. Положительная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность результатов на¬учных исследований в их гуманистической перспективе, двигаться в соответствии с логикой развития научных исследований, до¬ходя до исходных рубежей, т.е. до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.

    Философы науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские основания, и тот, кто хочет удовлетворительно понимать науку XX в., должен хорошо освоить философскую мысль. Хотя фило¬софия не рассматривает частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт познания человечества. Философия осмысливает природу общественного мироощущения и жизнедеятельности людей, что не попадает в поле зрения частных наук. В отличие от отдель¬ных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет общие грани пе¬ресечения с каждой из них. Это фиксируется областью, которая называлась «философские вопросы естествознания» и подчерки¬вала огромное значение достижений естественных наук.

    Фундаментальные открытия науки предвещают подвижку во всем корпусе философского знания. Философия меняет свою форму с каждым новым открытием в естествознании. Следовательно, фило¬софия, рефлексируя по поводу развития науки, одновременно про¬водит и саморефлексию, т. е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.

    О науке принято говорить как об области, в которой естествен¬ное и техническое познание неразрывно слито и способствует по¬ниманию фундаментальных физических констант Вселенной. Осо¬бые задачи науки: самосогласованность научных выводов, уст¬ремленность к самоидентификации научного образа мира, направленность на познание нового и неизвестного, — стали осо¬бенно ясны, когда произошел разрыв между наукой и филосо¬фией. Наука обеспечивает только прикладное и техническое по¬знание, а для глубинного понимания Вселенной необходима фи¬лософия. Она объясняет важность открытых наукой законов и принципов. Образно говоря, современная философия «питает¬ся» достижениями конкретных наук.

    Взаимовлияние философии и науки, когда развитие филосо¬фии стимулируется развитием частных наук, а интеллектуаль¬ные инновации философского постижения мироздания служат «строительным материалом» эпохальных открытий, обосновыва¬ется с учетом следующих обстоятельств. Философия является формой теоретического освоения действительности, которая опи¬рается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю ис¬торию человеческого мышления. В той своей части, которая на¬зывается «методология», современная философия предлагает до¬полнения формализованного аппарата конкретных наук, а также решает проблему теоретических оснований науки и конкуриру¬ющих моделей роста научного знания. Специфическая эвристи¬ческая функция философии по отношению к научному позна¬нию наиболее заметна при выдвижении принципиально новых физических теорий и соотношений. Именно философские иссле-дования формируют самосознание науки, ее рефлексивность, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перс¬пектив, задают ориентиры ее последующего развития.
    4. Возникновение науки, две стратегии зарождения знания: опыт и теория

    Существует гипотеза, согласно которой из Древнего Египта пришли основные знания и тайные, оккультные учения, оказав¬шие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов, от¬куда заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим. Уже в 6—4-м тысячелетии до н. э. цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, геогра¬фии, химии, астрономии и др. Почти одновременно возникшие в Древнем Египте многообразные области человеческого знания — геометрия, анатомия, акустика, музыка, магия и философия — имеют самый древний возраст из всех ныне известных и суще¬ствующих систем.

    В 4-м тысячелетии до н. э. Древний Египет переживал активное развитие. Основой древнеегипетского хозяйства было ирригаци¬онное земледелие. Природно-климатические условия страны, в частности происходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян, стабильный ритм жизнедеятельности страны. ' Геродот называл Египет «даром Нила», подчеркивая этим зна¬чение реки в жизни страны.

    Специалист по египетской истории Б. Тураев отмечает, что уже в Древнем царстве — один из исторических периодов раз¬вития египетской цивилизации — в связи с практикой мумифи¬цирования накопилось много знаний в области анатомии и ме¬дицины, которые обусловили появление врачей различных спе¬циализаций. Древнеегипетские врачи знали анатомию, систему кровообращения, изучали роль мозга как центра человеческого тела (паралич ног связывали с повреждением мозга), могли де¬лать трепанацию черепа, что является чрезвычайно сложной опе¬рацией и в наше время, с легкостью пломбировали зубы, чего не умели делать даже в XVIII в. (не зря этот век вошел в исто¬рию под названием «щербатый»). Имелись руководства и для ветеринаров. Рецепты доказывают значительные познания в об-ласти химии. В Египте существовали и специальные учебные заведения, так называемые дома жизни, в которых, по мнению некоторых ученых, составлялись священные книги и велись изыс¬кания в области медицины. Египетские медики точно описыва¬ли течение многих болезней, а искусство бальзамирования тру¬пов и изготовления лечебных средств до сих пор поражает сво¬им эффектом. Найденные при раскопках гробниц различные хирургические инструменты свидетельствовали о высоком уровне развития хирургии.

    Мифология Древнего Египта развивалась на базе достаточно высокой цивилизации и сопровождалась изобретением письмен¬ности.

    Широкое применение находила астрономия — и в теории сол¬нечных часов, и в математической географии. Создав солнечный календарь, древние египтяне внесли существенный вклад в аст¬рономию.

    Многие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теорети¬ческой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. Первые натурфилософы («фисиологи», по определению Стаги-рита) были в большей степени учеными, чем философами, изу-чающими многообразные природные явления. Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на тео¬ретический уровень. Греческое слово «фюзис» латиняне переда¬ли как natura, поэтому физика и натурфилософия были родствен¬ными понятиями.

    В античности большое внимание уделялось постижению ис¬тины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рацио¬нализация мышления, освобождение от метафоричности, пере¬ход от мышления, обремененного чувственными образами и эрзац-понятиями, к интеллекту, оперирующему абстракциями и категориями. Постепенно натурфилософские системы приобре¬тали вид все более рационально оформленного знания. Возник¬шая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в ка¬честве необходимого условия получения истины выдвигала про¬цедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указы¬вали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. В истории античной науки известны многочисленные попытки, направленные на то, чтобы освоить несоизмеримость.

    Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель — воспитатель и совет¬ник А. Македонского, который оказывал всяческое содействие развитию научного знания. Аристотель делил все науки на тео¬ретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведе¬нием (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство).Про тивопоставляя природу ремеслу («техне»), Аристотель показал, что физика рассматривает сущность и природу вещей, свойства и движения, а механика — это искусство построения машин.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта