Главная страница
Навигация по странице:

  • Воображение

  • Вопрос 4. Мышление и речь.

  • Мыслительные операции.

  • Психология. ПСИХОЛОГИЯ Синергия. 1. Объект, предмет и методы психологии


    Скачать 0.71 Mb.
    Название1. Объект, предмет и методы психологии
    АнкорПсихология
    Дата02.10.2019
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПСИХОЛОГИЯ Синергия.docx
    ТипДокументы
    #88388
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Представление.

    Особое место среди психических явлений занимает представление, поскольку ряд ученых не относят его к числу психических процессов как таковым. С.Л.Рубинштейн, например, считал представления психическим образованием, воспроизведенным образом предмета, основывающимся на прошлом опыте[28]. Вместе с тем, ряд современных авторов определяет представление как психических процесс. А.Г.Маклаков дает такое определение: «Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, а воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта»[29].

    Своеобразие представления заключается и в том, что оно занимает «промежуточное положение» между памятью и воображением, проявляясь в обоих процессах.

    Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

    С физиологической точки зрения представления являются актуализацией следов ранее возникавших чувственных образов, причем при представлении возбуждается только центральная часть анализатора. Нет проекции образа вовне. Этим представления отличаются от галлюцинаций.

    Можно выделить несколько типов представлений.

    Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

    Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия "представление", потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте.

    Представления характеризуются наглядностью (возникают как образы), фрагментарностью (полны пробелов), неустойчивостью и непостоянством.

     

    Функции представлений.

    1.  Сигнальная - отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая несет сигнальное значение.

    2.  Регулирующая функция состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ре­гулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

    3.  Настроечная функция — проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представ­лений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

     



     

    Рис. 12. Виды представлений

     

    Представления — чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение.

    Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты выражаются в биотоках мышц. В спортивной практике применяется так называемая идеомоторная тренировка.

    По степени обобщения в образе объективной реальности различают: единичные, общие и схематизированные представления.

    Единичные представления - представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства.

    Как образы памяти, единичные представления являются основой узнавания. Единичные представления - основа формирования общих представлений. Общее представление - представление, об общих чертах группы сходных предметов. Общие представления вплетены в обучение любому предмету. Схематизированные представления - отражение предмета в виде условного графического изображения.

    По степени волевых усилий различают непроизвольные и произвольные представления. Непроизвольные – представления, возникающие спонтанно, без постановки цели и усилий воли. Произвольные – это осознанно сформированные представления, результат волевого усилия.

     

    Характеристики представлений:

    1.       Панорамность – выход за пределы поля непосредственного восприятия.

    2.       Взаимообособление фигуры от фона.

    3.       Выпадение абсолютных величин - несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров.

    4.       Схематизация образа, то есть создание некоей упрощенной модели образа.

    5.       Превращение последовательного образа в одновременную структуру – стремление объединить совпадающие по времени объекты.

    6.       Сдвиги в воспроизведении длительности - отклонение психологического времени воспоминания прошлого от реального времени.

    7.       Бǒльшая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.

    8.       Сдвиги образа в сторону основных цветов спектра в зрительных представлениях - явление, при котором отдельные конкретные оттенки выпадают.

    9.       Меньшая яркость вторичных образов по сравнению с первичными (возникшими при непосредственном контакте с объектом).

    10.Неустойчивость представлений выражается в текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.

    11.  Фрагментарность представлений – утрата отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).

    12.  Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.

     

    Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

    Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины слабо соответствующей действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение связано с построением будущего – это мечта.

    Виды воображения

    По степени активности выделяют: активное и пассивное воображение.

    Активное - воображение, пользуясь которым человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное - воображение, образы которого возникают спонтанно, помимо воли и желания.

    По степени новизны создаваемых образов: продуктивное и репродуктивное.

    Продуктивным называется воображение, в котором образ действительности сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется.

    Репродуктивным является воображение, при котором ставится задача воспроизвести образы близко к реальности. И, несмотря на то, что в этом случае используются элементы фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    По степени произвольности, различают произвольное (направ­ленное на решение какой-либо задачи в бодрствовании) и непроизвольное воображение(сон);

    Произвольное воображение имеет три формы.

    1.  Воссоздающее воображение. Проявляется, когда чело­веку необходимо воспроизвести образ объекта как можно полнее. Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала.

    2.  Творческое воображение представляет собой создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово "новый" имеет двоякое значе­ние: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но человек не знает об этом. Он открывает для себя образ как оригинальный, неповторимый.

    Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное место по сравнению с первоначальным.

     

    3.  Мечта - создание образа желаемого будущего. Мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения реальной деятельности. Нереальная мечта существует в двух вариантах:

         если человек верит в достижимость мечты, но переоценивает свои возможности;

         если человек осознает невозможность реализации, продолжая воображать желаемое.

     

    4. Грезы – образы, спонтанно возникающие в сознании человека и олицетворяющие его истинные потребности. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они подменяют собой реальность, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

     



     

    Рис. 13. Виды воображения[30]

     

    Приемами воображения являются:

         агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) — создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей так, что получается образ нового предмета: кентавр (туловище быка с головой и торсом человека); русалка (женщина с хвостом рыбы);

         аналогия - построение образа, рядом признаков напоминающего реальный объект, живой организм, действие (например – название скорого поезда «Стрела» по аналогии с летящей стрелой, создание летательных аппаратов по принципам, заимствованным в живой природе);

         акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение внимания на ней (Красная Шапочка, Конек-Горбунок);

         преувеличение (преуменьшение), в отличие от акцентирования, в художественном творчестве распространяется на весь объект или ситуацию («Гулливер у лилипутов», «Белоснежка и семь гномов»);

         типизация - выражение типичного в единичном, то есть отображение тенденции, типичных черт многих людей данного круга, определенной эпохи, - общего на примере конкретного героя или ситуации. Типизация – наиболее сложный прием.

     

    Для преднамеренного воображения характерно наличие задачи на создание образа и во­левое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение.

    Тот или иной прием создания творческих образов используется в соответствии с целью, стоящей перед человеком, и зависит от материала, содержания фантазии, от эрудиции. Например, в инженерном деле большее значение имеет аналогия, в изобразительной деятельности — акцентирование, типизация, в литературном труде – акцентирование, преувеличение, типизация.

    Непреднамеренное воображение не имеет цели и характеризуется крайне незначительным включением или отсутствием волевого усилия в процесс создания образов. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. В бодрствующем состоянии у человека можно отметить непреднамеренную фантазию и грезы.

    Таким образом, воображение выполняет важные функции.

    1.  Образное представление действительности.

    2.  Регулирование эмоциональных состояний.

    3.  Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

    4.  Формирование внутреннего плана действий.

     

    Вопрос 4. Мышление и речь.

     

    Мышление – это высший познавательный процесс, обладающий рядом специфических свойств. Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но этого знания не достаточно для удовлетворительного существования. Человеку необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий, что обеспечивается мышлением.

    Мышление — есть обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредствованныйхарактер.

    Обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, всегда строится на основе чувственного отражения мира и опосредовано словом.

    Знания, полученные в результате чувственного познания, существуют в сознании человека как образы тех явлений, которые воспринимает человек. Знания же, полученные в мышления, существуют в виде понятий. Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

    Отличительными особенностями понятия от представления является то, что представление всегда есть образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса.

    Общая характеристика мышления схематично показана на рис. 14.

     



     

    Рис. 14. Общая характеристика мышления как психического процесса

     

    Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.

    Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М.Теплова, состоит в том, что «Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»[31].

     В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

    Понятийное мышление — это мышление, основанное оперировании понятиями. При решении умственных задач используются готовые знания, выраженные в форме понятий, суждений, умозаключений.

    Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы, извлеченные непосредственно из памяти или воссозданные воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей при осуществлении творческой деятельности. Эти два вида мышления постоянно дополняют друг друга.

    Наглядно-образное мышление - это мышление, осуществляемое только при непосредственном контакте с окружающей действительностью. Возникающие при этом образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления преобладает у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Наглядно-действенное мышление — это мышление, суть которого заключается в практическом преобразовании объектов окружающего мира. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является, создание какого-либо материального продукта.

    Перечисленные виды мышления характеризуются различной степенью обобщения и потому соответствуют разным уровням развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

     

    Формирование умственных действий

    П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи и выяснил, что умственные действия формируются путем преобразования материальных действий в оперирование на уровне психических структур (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала во внешней речи (когда вслух описывают материальное действие), а затем и в речи внутренней. Последний уровень – высшая форма «чисто умственного», «идеального» действия[32].

    Изменение объектов оперирования– предметов, образов, понятий, символов и пр. - приводит к изменению характеристик мыслительных операций. Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов.

    В становлении мышления выделяются три стадии[33].

    1.  Стадия допонятийного мышления, когда у ребенка неупорядоченное множество предметов может называться одним словом.

    2.  Стадия образования понятий-комплексов на основе отдельных объективных признаков. Выделяют четыре типа комплексов:

         ассоциативный (любая замеченная связь может стать основанием для объединения предметов в один класс);

         коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака);

         цепной (переход в объединении предметов в одну и ту же группу так, что одни предметы объединяются на основании одних признаков, другие – на основании других);

         псевдопонятие (объединение предметов в одну группу на основании поверхностных признаков, без выявления глубоких связей).

     

    3.  Стадия образования настоящих понятий. Эта стадия также включает в себя:

         формирование потенциальных понятий (выделение группы по одному общему признаку);

         формирование истинных понятий (выделение существенных признаков и объединение предметов на их основе).

     

    Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления.

     

    Мыслительные операции.

    Операционными компонентами мышления является система мыслитель­ных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

    Анализ обеспечивает разделение целого на части, выделе­ние отдельных признаков целого. Синтез позволяет объединить отдельные элементы. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение объединяет предметы или явления по их существенным признакам и свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация помогает разделить, а затем объединить группы объектов в классы. Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.

    Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект».

    Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

    Мышление часто связывают с качеством ума. В психологии обычно рассматривают такие качества ума, как его глубина, широтагибкость, критичность, самостоятельность.

    Своеобразное сочетание различных качеств ума, их проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека.

     

    Речь.

    Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Как метко подчеркнул Л.С. Выготский, «мысль совершается в слове».

    На уровне восприятия речь создает условия для соотнесения воспринятой информации с прошлым опытом и ее оценки. Представление формируется с помощью слова и тесно с ним связано.

    Слово оказывает эмоциональное воздействие в зависимости от оттенков смысла и от индивидуального опыта человека. Кроме того, звучание слова оказывает сенсорное воздействие (связанное с влиянием звука) на организм, вызывая определенные психофизиологические реакции. Современная отрасль психологии – психолингвистика изучает специфику воздействия речи на состояние и поведение человека.

    Волевая сфера личности также проявляется в слове. Нейролингвистическое программирование (НЛП) предполагает применение на практике закономерностей взаимосвязи речи и волевой регуляции поведения человека.

    Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь.

    Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений.

    Слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и клеточкой мышления.

    Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). В дальнейшем язык стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли [34].

    Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

    В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

    Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Это разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

    Физиологические основы речи.

    Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

    К центральным относятся структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

    В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).

    Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия).

    Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.

    В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения, а Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.

    В речи отображаются также морально-волевые качества личности. В содержании высказываний человека проявляются черты характера. Важным моментом является волевая саморегуляция речи. На речь влияют чувства человека. Темп речи и относительная сила голоса связаны с силой возбудительного процесса. Ритм речи свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается психологами за показатель темперамента.

     

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта