1. Основные понятия системного подхода. Системный подход в педагогике. Воспитательный процесс понятие, сущность, структура
Скачать 0.81 Mb.
|
27. Ценности науки. Рационально-научная и культурологическая парадигмы.К началу XXI в. расширение и углубление аксиологической проблематики произошло благодаря признанию того, что различные когнитивные (познавательные) и методологические формы – теория, метод, истина, факт, принципы познания и др. – сами получили не только когнитивный, но и ценностный статус. На этом основании могут быть выделены две группы ценностей, детерминирующих процесс научного познания: а) социокультурные (мировоззренческие) ценности, обусловленные социальной и культурно-исторической природой науки и научных сообществ, самих исследователей; б) внутринаучные (когнитивно-методологические) ценности, выполняющие регулятивные функции и определяющие выбор теорий и методов, способы выдвижения, обоснования и проверки гипотез, оценивающие основания интерпретаций, эмпирическую и информативную значимость данных и т.п. С одной стороны, подобная классификация является относительной, поскольку, например, научная истина – безусловная внутринаучная ценность. С другой стороны, та же истина включается (или не включается) в систему социокультурных ценностей. Существенные для науки социокультурные ценности проявляются как аксиологическая основа формирования конкретных социальных институтов. Эти ценности закрепляются в правительственных документах, в программах политических партий и общественных движений, в законах и иных правовых документах, наконец, они выражаются в практике реальных общественных отношений. Социальные институты регулируют и поддерживают те виды социальной деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. В связи с этим в рамках социального института науки социокультурные ценности (свобода, равноправие, стабильность общества и др.) могут быть основанием для критики научных исследований, выступать критериями при выборе стандартов поведения ученого. Если рассматривать совокупность внутринаучных ценностей как исторически изменяющуюся систему норм и идеалов познания (познавательных установок), то при анализе истории науки можно: – выявить конкретную взаимосвязь таких установок с общесоциальными идеалами и нормативами (так, ньютоновская парадигма классической науки не могла сформироваться ранее, чем в эпоху Просвещения); – установить зависимость познавательных идеалов и норм как от особенностей объектов, изучаемых в тот или иной момент наукой, так и от специфики культуры каждой исторической эпохи (идеалы и нормы ньютоновской научной парадигмы в существенной мере зависят от ее объекта – механистической картины мира); – проследить последовательную смену конкретных типов познавательных установок в зависимости от ценностных ориентаций познания в процессе научной революции и т.д. Внутринаучные ценности выполняют прежде всего ориентационную и регулирующую функции применительно к процессу научного исследования. К числу этих ценностей относят: методологические нормы и процедуры научного поиска; методику проведения экспериментов; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества; новое решение актуальной научной задачи и возникновение нового направления исследования; адекватное описание, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство и обоснование, четкую, логически упорядоченную систему построения или организации научного знания. Таким образом, могут быть выделены ценности-принципы, ценности-подходы, ценности-инструменты, ценности-нормы, ценности-регулятивы и др. К числу важнейших ценностей-принципов может быть отнесен принцип объективности, который реализуется: – в процедуре, фиксирующей совпадение знания со своим объектом; – процедуре устранения из знания (в идеале) всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности. Образование- социокультурный феномен. Еще С.И. Гессен образованность выделял в качестве ценностно-целевого объекта культуры. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В настоящее время к культуре относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурно-развивающая среда; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно образовательном пространстве. Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно ориентированного образования. Основными положениями этой концепции являются следующие: главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогической; образование - это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры; объектом и целью образования является человек культуры; необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру; осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создания в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации; творчество - основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества; образование должно наполняться культурными, то есть человеческими смыслами; культурологический подход является основным методом проектирования личностно ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни, осуществляется воспитание человека культуры. В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой. |