1. Основные понятия системного подхода. Системный подход в педагогике. Воспитательный процесс понятие, сущность, структура
Скачать 0.81 Mb.
|
23. Понятие «наука», признаки науки. Педагогика как наука.Наука — это сложное духовное образование. В понятии науки можно выделить несколько основных аспектов: а) Наука как система знаний, как процесс получения нового знания. Она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Изучается такой дисциплиной как эпистемология — учении о научном познании. В основе лежат понятия субъекта и объекта познания. Результатом научного познания является «объективное» знание о мире — знание, не зависящее от состояния субъекта, хотя это положение не всегда соответствует действительности. Ключевым понятием цели познания является истина — знание, соответствующее действительности. б) Наука как особый тип мировоззрения, особая форма общественного сознания. Представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, право и т.д. Развитие науки отражается на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обуславливает развитие науки. в) Наука как социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука представляет собой не область знания, а сеть различных взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Они решают узкий круг задач и выполняют определенные функции. Т.е. наука — организованная структура, призванная удовлетворять потребности общества. Признаки науки: 1. Системность, целостность научного знания (в отличие от обыденного сознания). 2. Открытость научного знания (предполагает неполноту своего знания, возможность его уточнения и дополнения). 3. Стремление обосновать свои положения фактами и логически непротиворечивым способом. 4. Критичность науки в отношении собственных знаний. 5. Воспроизводимость научного знания в любом месте и времени при наличии соотв. условий. 6. Независимость научного знания от личности ученого - интерсубъективность. 7. Наличие собственного языка, метода, приборов, аппаратуры. Педагогика - наука, изучающая закономерности процессов воспитания и обучения. Объектом педагогики является действительность, которая направлена на развитие человека. Предметом педагогики – специально организованный и целенаправленный педагогический процесс. Педагогический процесс – специально организованный, развивающийся в рамках определенной воспитательной системы процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели и призванный привести к изменению личностных свойств и качеств человека. Функции пед.науки: 1) общетеоретическая – направлена на концентрацию теоретических знаний, на анализ и обобщение 2) прогностическая – позволяет прогнозировать результат воспитания, обучения ребенка, развитие системы образования 3) практическая – отвечает за адаптацию теоретического материала для учеников и применение его на практике Система пед.наук: В университетский курс педагогики входят: - общие основы педагогик - теория воспитания - теория обучения - управление образовательными системами также можно выделить: - возрастную педагогику - дефектологию - комплекс дисциплин, связанных с пед.деятельностью (воен., мед., инженерная педагогика) - комплекс смежных пед.дисциплин (история педагогики, этнопедагогика, философия преподавания и др) - частные пед. дисциплины (методики обучения). Связь педагогики с другими науками (многоаспектный подход) - философия – философское учение является методологической основой педагогики - этика и эстетика – помогают в решении задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения. - социология - возрастная физиология - психология 24. Этапы развития науки. Подходы к формированию научного мышления.Античное знание. Главной чертой античного знания является созерцательность: не практика, а отвлечённые теоретические размышления более соответствовали статусу свободного гражданина. Поскольку знание опирается на свободный поиск, важной становится доказательность. Характерной для Греции становится атмосфера постоянных дискуссий: в столкновениях мнений оттачивается логика научного знания и воспитывается критическое отношение к авторитетам. Наконец античный космоцентризм предполагает взгляд на Вселенную (Космос) как на единое целое, поэтому каждое отдельное знание находит своё место в общей картине. Возникает систематизация наук, классическим примером чего являются работы Аристотеля. Средневековое знание двойственно в своих основаниях. С одной стороны, наследие античности позволяло развивать отдельные области знания (изобретены очки, бумага, механические часы). С другой стороны, догматизм, свойственный религиозному мировоззрению, обусловил отход от античных традиций. Место идей заняли догмы, а творчество сменилось комментариями к Библии и трудам отцов церкви. Классическая наука в целом формируется к XVII в., в эпоху становления капиталистического способа производства. Развитие промышленности требовало строгих научных данных, и в ответ на этот социальный запрос формируется экспериментальное естествознание. Революционные успехи науки в этой сфере в скором времени приводят к тому, что она начинает восприниматься как ведущая социокультурная ценность. Общество уверено, что сила объединённых разума и опыта в скором времени освободят человечество от тяжкого труда, бедности и невежества. XVII в. – век первой научной революции, сформировавшей теоретический базис науки в форме научной (физической) картины мира. Началом первой научной революции считают переворот в мировоззрении, совершенный философом и астрономом Н. Коперником(1473–1543). Он окончательно заменил геоцентрическую картину мира, господствовавшую много веков, гелиоцентрической. Итальянский математик, физик и астроном Г. Галилей (1564–1642) был основателем новой механистической натурфилософии. Галилей разработал и применил метод точного экспериментального исследования. Его открытие закона падения тел имело огромное значение для развития естественнонаучного метода. Английский математик, физик и философ И. Ньютон(1643–1727) основоположник классической физики. В «Математических началах натуральной философии» (1687) он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения. С именами Ф. Бэкона – основоположника эмпиризма и Р. Декарта – основателя рационализма связано решение проблемы научного метода познания: индукции и дедукции. Результатом первой научной революции явилось становление классической науки. Идеалом науки Нового времени становится точная механика, непосредственно связывающая теорию и практику. Неклассическая наука разрушает классическую схему, критикуя её прямолинейность и формальность. В конце XIX – начале ХХ столетия были сделаны открытия, которые вызвали настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. 1895 г. – рентгеновские лучи (К. Рентген), 1896 г. – излучение урана (А. Беккерель), 1897 г. – открытие электрона, 1898 г. – радиоактивность (П. Кюри), 1905 г. – специальная теория относительности (А. Эйнштейн), 1911 г. – планетарная модель атома (Э. Резерфорд), 1913 г. – квантовая теория атома (Н. Бор), 1924 г. – объекты микромира отличаются корпускулярно-волновой двойственностью (Л. де Бройль). В сферу критики вовлекались всё новые науки: физика с её корпускулярно-волновой теорией, биология с генетическими исследованиями, астрономия с теорией нестабильности Вселенной и т.д. Возникают новые отрасли научного знания – кибернетика и теория систем. В результате сформировалось неклассическое естествознание. Возникла соответствующая картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном развивающемся и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем. Произошли значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлениям – воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям. Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Её появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растёт количество информации. Объектами исследования на этом этапе становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией, но и саморазвитием. Для изучения и описания саморазвивающихся систем требуется строить сценарии и возможные пути развития, поэтому здесь не обойтись без компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число параметров и переменных. Существует несколько подходов к изучению мышления. механистический подход. Представители: Титченер, Брентано, Мюллер и др. Считали, что исходными элементами психического (сознательного) опыта являются отдельные чувственные, т.е. специфически модальные представления, которые были выявлены на материале сенсорно-перцептивных, мнемических процессов. Между отдельными элементами-представлениями устанавливаются связи, или ассоциации – по сходству, контрасту, совпадению в пространстве и времени и др. Законы ассоциаций и были универсальным языком описания и объяснения психических процессов. Тем самым мышление выступали как ассоциирование чувственных представлений. Характеристики подхода: Мыслительный процесс фактически рассматривается как бессубъективный: здесь не возникает вопроса «кто мыслит» и не требуется ответа на него. Реактивность мыслительного процесса, обусловленность внешней ситуацией. Неспецифичность данного подхода по отношению к мышлению проявляется в отсутствии не только вопроса «кто мыслит», но и «что такое мышление». Отсутствие понимания специфики этого процесса и задачи его исследования приводит к тому, что объяснение подменяется моделированием мышления в указанных эмпирических условиях. Для моделирования мышления используется наличный понятийный и методический аппарат как универсальный язык описания психических процессов. Телеологический подход. Целесообразность, назначение мышления со своей психологической формой и содержанием становится предметом научного исследования. Наиболее полно и ярко телеологический подход был заявлен в теоретической и экспериментальной школе, возникшей в Бюрцбурге. Основатели: О. Кюльпе и К. Бюлер, Н. Ах, О. Зельц и др. Направленность ассоциативного потока была выражена, прежде всего, понятием «детерминирующей тенденции». В процессе диффузного распространения чувственных представлений и их репродукций имеет место особая тенденция, не подчиненная законам ассоциаций, но определяющая их течение. Эта тенденция может быть задана поставленным субъекту вопросом и поиском ответа на него. Именно она определяет выделение существенного признака при образовании понятий. А. Поставленная задача детерминирует ассоциативный процесс, и в тот же момент, когда подходящее слово найдено, чувственная представленность предметов, явлений, событий уходит из поля сознания. Сознается отношение между двумя – данным и искомым – представлениями с чувством очевидности найденного ответа. Б. К классу мыслей существенного содержания решаемой задачи, ее условий и требований относятся различные психические переживания: не только чувства уверенности в правильном ответе, но и самого вопроса, сомнения и т.д. Эти факты позволили сделать вывод о том, что по своему содержанию мышление – осознание отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений. Они утверждали, что мышление безобразно и «не речевое», в акте решения задачи субъект раскрывает не наглядное, но действительное ее содержание. Определение мышления как самостоятельного психического процесса позволяет выделить общие характеристики этого подхода к его изучению: специфика мышления состоит во внутренней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос, в решении задачи. активность мыслительного процесса придает психическому опыту субъекта особое качество – его сознавание, поиск существенного в условиях решаемой задачи. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих отдельными друг от друга. Гештальтпсихология. Сам по себе процесс, который ведет от стимулирующей ситуации к ответному действию, может быть назван инсайтным, если он непосредственно определяет содержание действия, соответствующее существенным чертам данной ситуации. Мышление характеризуется следующим: Так называемым исследованием проблемной ситуации и наличием задачи. В проблемной ситуации обязательно чего-то недостает, и это недостающее звено должно быть найдено с помощью мыслительного процесса. Мышление – процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям. Чем глубже инсайт, т.е. чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. С точки зрения определения мышление внутренне и непосредственно определяется существенными чертами целостной проблемной ситуации. Проблемная ситуация должно быть прежде всего постигнута субъектом, т.е. быть воспринята как целое, заключающее в себе определенный конфликт. Это постижение, или понимание, является основой процесса мышления. После полного понимания проблемной ситуации как таковой включается процесс мышления с его «проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления. Ее содержание заключается в инсайтном схватывании тех особенностей, которые вызывают конфликт. «Проникновение» в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения. Последнее является положительным результатом проникновения. В функциональном решении содержатся существенные черты требуемого подхода к задаче, т.е. «функциональный» аспект конечного решения. Последняя стадия – процесс реализации функционального решения, выбор того, что действительно нужно для решения. |