1. Основные понятия системного подхода. Системный подход в педагогике. Воспитательный процесс понятие, сущность, структура
Скачать 0.81 Mb.
|
28. Гуманитарные знания в системе современной науки.Гуманитарные знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарные знания - это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать, что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации. Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека, потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся. Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом. Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др. Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Поэтому, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззрения огромное влияние оказывает уровень гуманитарной образованности человека. Все гуманитарные знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общества , народов, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике. В обществе перед человеком всегда существует проблема выбора, и тогда гуманитарная образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа, а использовать осознанный общечеловеческий опыт. 29. Педагогическая парадигма и полипарадигмальный подход в образованииПарадигма - 1) "исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода"; 2) "теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач". Вопрос об уточнении парадигмы педагогики остается актуальным и в наше время. Естественно, каждая парадигма базируется на определенной концепции. Концепция - 1) "определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; 2) ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности"; 3) "система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов". По сути дела, концепция - это определенная (принятая и постоянно реализуемая) точка зрения на исследуемые процессы и явления, определенный подход к решению рассматриваемых специалистом проблем. Анализируя особенности и условия осуществления образования и обучения в средней и высшей школе, нельзя не сделать вывод о необходимости использования в этих сферах деятельности разных парадигм обучения. В результате рассмотрения школьной, вузовской и других ситуаций обучения удалось выделить четыре разные парадигмы обучения: педагогическую, андрагогическую, акмеологическую и коммуникативную. Педагогическая парадигма. Педагогическая парадигма - совокупность подходов к решению проблем образования и обучения, используемая традиционной педагогикой и ориентированная по своей сути на общеобразовательную школу, на получение образования детьми, неспособными еще осознать свои потребности и уяснить, что образование реализует одну из их личных фундаментальных жизненных потребностей. Название этой парадигмы, как и самой педагогики, происходит от греческих слов paidos (дитя) и ago (веду), соединение которых буквально означает "детоводительство". Деятельность учителя, отвечающая такой парадигме, ориентирована на воспитание, требовательность, передачу знаний, предписание, принуждение, ежедневные задания и их контроль. Средства активизации - увлечение и акцент на интерес. При таком подходе школьник неминуемо оказывается в положении воспитуемого, ведомого, что может приводить к пассивности в учении, к стремлению учащихся любым путем не получить неудовлетворительную оценку, к потере интереса. Стремление к поиску новой парадигмы проявляется достаточно стабильно. Оно нашло свое воплощение в работах В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина, Ш.А.Амонашвили и других педагогов-новаторов второй половины XX в., в разработке педагогики сотрудничества, в призывах к повороту образования в сторону развития личности. В последнее время ставится вопрос об ориентации образования на "человека культуры", которая призвана сменить прежнюю ориентацию на "человека знающего". Большинство ученых допускают сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях школьного образования при определяющей роли одной из парадигм. Анализ подходов к построению парадигм современного мирового образовательного пространства по различным основаниям подводит к выводу о правомерности их сосуществования. Кроме того, вышеизложенное позволяет нам рассматривать полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики и сформулировать его в обобщенном виде. Принцип полипарадигмальности характеризуется в педагогике следующими положениями: - допустимость сосуществования нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели образовательного процесса, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем обучения и воспитания; - ориентация процессов социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки; - использование различных парадигм на стратегическом (идеологическом) и оперативном уровнях одним педагогом; - зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформированности мотивации учения школьников (пассивной и активной установки на собственное интеллектуальное развитие); - сочетание элементов различных парадигм в рамках конкретной технологии образования; - существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из которых присущ свой, специфический набор представлений о целях, содержании и процессе воспитания и обучения. Кроме того, следует отметить факт зависимости выбора педагогической парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей. |