Главная страница
Навигация по странице:

  • Экзаменационный билет № 9 1. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова как классицистическая трагедия. Специфика обрисовки персонажей в трагедии. Трактовка и

  • Конфликт

  • ИЗОБРАЖЕНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ» ПУШКИНА. 2. Просветительские инициативы Петра I. Изменение системы

  • Специальные и общеобразовательные школы

  • Книгоиздательская деятельность в начале XVIII века.

  • билеты по истории русской литературы 18 век. 1. Повести петровского времени особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей xvii века и фольклором новизна содержания тип героя


    Скачать 389.57 Kb.
    Название1. Повести петровского времени особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей xvii века и фольклором новизна содержания тип героя
    Анкорбилеты по истории русской литературы 18 век
    Дата17.09.2022
    Размер389.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_IRL_RUSLIT-184 (1).docx
    ТипДокументы
    #681695
    страница10 из 22
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22

    МОТИВ ВОЛЬНОСТИ.

    Княжнин изображает Вадима в духе идеала свободного человека по понятиям революционных просветителей XVIII в. и в тоже время героем в древнеримском стиле вроде Катона и Брута, как их представляли себе те же просветители XVIII в. Однако же для Княжнина важна и здесь мысль об исконной свободе русского народа, о чуждом для него характере самодержавия. Вадим Княжнина – блюститель вольности, свойственной его родине, и он добивается не новых форм правления, а сохранения того, что принадлежит Новгороду по праву и по традиции. Выше уже указывалось, что эта точка зрения была унаследована декабристами.
    Во время отсутствия Вадима из Новгорода произошло важное и печальное событие: власть перешла к Рурику и республика превратилась в монархию'. Вернувшись, Вадим не хочет примириться с потерей вольности его отечеством; он поднимает восстание; но он побежден и гибнет. Кончает самоубийством вместе с ним и его дочь Рамида, влюбленная в Рурика и любимая им. Такова сюжетная схема трагедии Княжнина. Вадиму, пламенному республиканцу, противопоставлен в трагедии Рурик, идеальный монарх, мудрый и кроткий, готовый царствовать на благо страны; но тем острее и глубже постановка вопроса у Княжнина, что он все-таки осуждает тиранию, ибо он хочет раскрыть проблему в ее существе, в принципе. Он хочет сказать, что царь может быть хорошим человеком, – и все же он ненавистен как царь. Дело не в людях, а в самом принципе. Суровые республиканские доблести, могучая и мрачная фигура Вадима, для которого нет жизни вне свободы, который приносит в жертву идее и отечеству не только свою жизнь, но и счастье и жизнь своей любимой дочери, придает трагедии Княжнина величественный и сумрачный характер. Несколько слащавая кротость Рурика меркнет перед титаническим образом Вадима, великолепным, несмотря на условность его. Республиканские тирады Вадима и его единомышленников звучали как революционные прокламации и речи в 1789 г., когда трагедия была написана, и в 1793 г., когда она была напечатана, тем более, что читатели того времени привыкли видеть в трагедиях «аллюзии», намеки на живую политическую современность; да и сам Княжнин имел в виду в своей пьесе, конечно, не девятый век, а восемнадцатый, и в речах своих республиканцев обращался прямо к своим соотечественникам и современникам. При этом несущественно то, что Княжнин, говоря о свободе, представляет ее себе, может быть, достаточно ограниченно. Важна была пламенная проповедь ненависти к самодержавию.
    Итак, Рурик прав; народ сам просит его быть монархом, народу люба монархия; так и поняли Княжнина некоторые критики – и поняли неправильно.

    Княжнин весь – с Вадимом. Но он признает, что победила монархия, Народ обольщен, он верит в принцип царизма, древняя вольность Руси забыта. Благородные свободолюбцы гибнут, не поддержанные народом. Им остается одно – умереть свободными. Ведь признание победы тирании не есть ее одобрение. Княжнин ненавидит ее, борется с нею своим художественным словом, – но он пришел в «Вадиме» к пессимистическому выводу; зло победило, борьба идет к концу, если не окончена. Позор стране, покорившейся тиранам. И видя, как народ просит Рурика «владеть над ним», Вадим, т.е. сам Княжнин, восклицает, опять обращаясь к своим современникам:

    Вадим

    О гнусные рабы, своих оков просящи!

    О стыд! Весь дух граждан отселе 'истреблен!

    Вадим! Се общество, которого ты член!

    Несколько примечаний:
    1) Рурик не стандартный тиран. Он мудрый монарх.
    2) В данном произведении присутствуют черты романтизма: Вадим противостоит всем, он живёт своими идеалами, а когда они не оправдываются – умирает.
    Экзаменационный билет № 9

    1. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова как классицистическая

    трагедия. Специфика обрисовки персонажей в трагедии. Трактовка и

    изображение Смутного времени в «Димитрии Самозванце» и в трагедии

    А.С. Пушкина «Борис Годунов».

    2. Просветительские инициативы Петра I. Изменение системы

    образования в России. Книгоиздательская деятельность в начале XVIII

    века. «Юности честное зерцало» (1717) – бытовой кодекс поведения

    людей нового времени. Изменения в литературном языке.

    1. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова как классицистическая


    трагедия. Специфика обрисовки персонажей в трагедии. Трактовка и

    изображение Смутного времени в «Димитрии Самозванце» и в трагедии

    А.С. Пушкина «Борис Годунов».

    краткое - https://briefly.ru/sumarokov/dimitrii_samozvanetc/

    «ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ КАК КЛАЦИССИЦИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ».

    Трагедия «Димитрий Самозванец» явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

    Писатель полагал, что искусство классицистической трагедии призвано имен, большое воспитательное значение, его цель — «принудить чувствовать чужие нам напасти и к добродетели направить наши страсти».
    Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).

    Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.

    Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII в. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти — подозрительности, честолюбию, ревности — и в силу этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть не только печальной, но и счастливой, как в «Дмитрии Самозванце».

    Написанная на материале из эпохи Смутного времени, эта трагедия стала наиболее актуальной из всех. Изображение Дмитрия как узурпатора носило самый злободневный характер (ко времени ее создания наследник Павел должен был начать царствование, однако Екатерина 2 и не помышляла отказываться от власти). Политич.звучание трагедии усиливало и откровенное требование Сумарокова свергнуть с престола царя-тирана «Москвы, России врага и подданных мучителя». Характер Дмитрия Самозванца был определен еще до начала пьесы - издание трагедии вышло с портретом Дмитрия, под которым было помещено: «сей муж отечества смертельная был рана; // Зрим в образе его убийцу и тирана…» Сам «герой» трагедии говорит о себе «Зла фурия во мне смятенно сердце гложет. Злодейская душа спокойна быть не может…». Дмитрий тиранствует и по страстям и осознанно. В речах положит.героев (Ксении, Шуйского) проступает концепция добродетельного монарха, заботящегося о подданных. В Париже, после выхода перевода, трагедия воспринялась почти как революционная пьеса. «Дмитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии. ванце».

    Конфликт – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями.

    СПЕЦИФИКА ОБРИОВКИ ПЕРСОНАЖЕЙ

    Исторический прототип — Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с небольшим войском двинулся на Русь и 20 июня следующего года занял Москву. Через месяц был венчан на царство; в ночь с 16 на 17 мая 1606 г. убит в результате боярского заговора. Дм.Сам. нарис. только черной краской, и уже в нач. тр. ощущ. неизбежность кары, кот. должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости и самодурства. Дм. Открывает в первой сцене Пармену свой замысел: оставить жену и жениться на Ксении. Дм. Не признает законов, считая царску волю выше всяких законов: Самозванец Сумарокова свойственны не просто низкие, но патологические страсти и желания. Уже к началу пьесы он, по словам его наперсника мудрого Пармена, «много варварства и зверства сотворил», превратив «прекрасный град» Москву в темницу для ее жителей. Игнорируя предостережения наперсника, С. задумывает новое преступление, требует новой жертвы: он пытается заставить дочь князя Шуйского, Ксению, стать его женой. Свою же нынешнюю жену, «католичку», собирается отравить. С. не беспокоит, что Ксения — невеста князя Галицкого, Георгия. Он берет под стражу обоих, демонстрируя свое право использовать их в своих интересах. Законом отныне становится сама «царска власть», а основанием закона — «царска страсть». «Беззаконная воля» царя делает всякого подданного «ползающей тварью», «червем на земли». Образ С. предстает как средоточие зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной, маниакальной идеей погублен ия России, Москвы и всего народа, подвластного царю. Димитрий — традиционный тип классицистического персонажа, воплощающего зло: он привел на Русь поляков, стремится к насаждению католицизма в России, замышляет убийство жены. У Лжедмитрия в пьесе есть своя предыстория, краткая, но в основных чертах правдивая. Известно, что он беглый монах, нашедший себе «убежище» и невесту в Польше, что к российскому трону он «дошел обманами».

    признает Димитрий, ощущая себя «врагом природы всей». Он сам казнит себя, ударяя в грудь кинжалом (что не соответствует исторической правде и является следствием литературной традиции — это типичный способ наказания отрицательного героя в классицистической трагедии). Злодей и в смерти остается злодеем. «Издыхая падущий в руки стражей», он страстно мечтает, чтобы вместе с ним «погибла вся вселена». Самозванец не раскаивается в содеянном, он лишь признает свое моральное поражение.

    Развитие действия в трагедии подтверждает самохарактеристику героя: «Я к ужасу привык, злодейством разъярен, наполнен варварством и кровью обагрен». Психологическую напряженность пьесе придает ожидание неминуемой кары злодею, и сам Лжедмитрий сознает безвыходность положения: «Все против меня: и небо, и земля».

    Особое место занимет собирательный персонаж — народ.

    С темой народа в трагедии неразрывно связан образ Москвы. Это не просто фон, на котором разворачиваются события пьесы, но и действующее лицо, символизирующее всю страну.
    ИЗОБРАЖЕНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ» ПУШКИНА.


    2. Просветительские инициативы Петра I. Изменение системы

    образования в России. Книгоиздательская деятельность в начале XVIII

    века. «Юности честное зерцало» (1717) – бытовой кодекс поведения

    людей нового времени. Изменения в литературном языке.

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПЕТРА I.

    Петр с большим уважением относился к наукам и учени. Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ..
    Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. Это было первое реальное училище в Европе. Упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те,  кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии. В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств. По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.
    Специальные и общеобразовательные школы. В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве. В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела. В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами

    В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. В 1700 г. была выдвинута  целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека.

    Подробнее:

    https://studbooks.net/534693/istoriya/prosvetitelskie_reformy_petra


    Книгоиздательская деятельность в начале XVIII века.

    Интересная и полная статья. Много, но оно того стоит. Читать до 2 половины 18 века обязательно - http://maxbooks.ru/berabum/shomrak55.htm

    Начало XVIII столетия явилось особым этапом в истории русского книгопечатания и книжного дела. В первой четверти XVIII в. был осуществлен ряд государственных реформ в области административного управления, военного дела, культуры, науки и просвещения, которые отвечали жизненным интересам русского общества. Значительную роль в проведении реформ и укреплении Российской империи сыграла деятельность Петра I, его энергия и личный пример.
    Одно из важных мероприятий петровского времени — реформа русской азбуки и на ее основе — реформа печати, которые были осуществлены на протяжении 1708-1710 гг. Сущность реформы заключалась в замене старой кирилловской азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков, новой, так называемой «гражданской» азбукой. По своему рисунку буквы и литеры новой азбуки приближались к европейским шрифтам и в то же время несли на себе черты почерка русских людей конца XVII — начала XVIII в., отличавшегося от обычного полуустава округлостью ряда букв. Новая гражданская азбука была более легкой для усвоения, удачной в наборе. Ее введение способствовало демократизации чтения и, в итоге, распространению грамотности и просвещения. Не утратив своего национального характера, русская книга гражданской печати стала более близкой западноевропейской книге.

    Печатание книг гражданским шрифтом началось уже с 1708 г. Первой из них была «Геометрия славенски землемерие».

    Основные издательства. Новым в области книгопечатания в первой четверти XVIII в. явилось заведение русской типографии за границей. Учитывая возрастающую потребность в книге учебного и научного содержания, Петр I выдал в конце XVII в. голландскому негоцианту Яну Тессингу привилегию на печатание русских книг в Амстердаме. По программе, составленной Петром I, типография должна была печатать книги «европейский, азиатския и америцкня, земныя и морския картины и чертежи, и всякие печатные листы и персоны, и о земных и морских ратных людях, математическия, архитерктурския, и городостроительныя и иныя художественная книга», т.е. книги, в которых нуждалась Россия.
    Среди изданий, выпущенных в Амстердаме, следует отметить «Введение краткое во всякую историю», «Краткое и полезное руковедение в арифметику», первое на русском языке издание по технике кораблестроения — «Книга учащая морского плавания» и др. Амстердамская типография Тессинга прекратила свою работу в 1701 г., но и после этого русские книги продолжали еще здесь печатать.
    При Петре I расширилась деятельность Московского Печатного двора, и были созданы новые типографии внутри России.

    В 1701 г. реорганизован Монастырский приказ, в ведении которого находилась типография и дела книгопечатания. Начальником приказа был назначен приближенный Петра граф И. А. Мусин-Пушкин. Ему было поручено управление всеми издательскими делами и руководство государственными типографиями. Изготовление книг на Печатном дворе шло под руководством справщика Федора Поликарпова — видного деятеля русского просвещения в петровское время.

    В 1705 г. в дополнение к Печатному двору была создана гражданская типография В. А. Киприанова, которая печатала, главным образом, гравированные на меди карты, таблицы, чертежи, широко распространившиеся в России. Позже эта типография была передана в введение Приказа артиллерии и обслуживала нужды инженерных и навигационных школ.

    Деятельность Печатного двора особенно расширилась после 1708 г., когда при типографии была установлена гравировальная мастерская, в которой печатались чертежи и иллюстрации, широко применявшиеся в технической и научной книге того времени. В Москве была открыта типография при Сенате для печатания официальной литературы.

    Во втором десятилетии XVIII в. появляются типографии в Петербурге — новой русской столице. Первая Санкт-Петербургская типография была основана в 1710 г. Она выпускала основную массу гражданских книг, став за короткое время ведущей типографией в стране.

    В начале 20-х гг. были открыты типографии при Александро-Невском монастыре, при Сенате и при Морской академии. Из всех этих типографий к 1726 г. вышло большое количество книг, отвечавших требованиям и потребностям правительственной политики, развития науки, техники, нового бытового уклада России. Кроме того, продолжали свою деятельность Киевская и Черниговская типографии на Украине, издававшие, наряду с церковными, книги светского характера. Развитие экономики, общественной мысли, науки, просвещения, появление в 1725 г. такого крупного научного и культурного центра, как Академия наук, обусловили дальнейший прогресс книгоиздательского дела в России.
    Для организации типографии при Академии наук в конце 1726 г. были привезены из Голландии печатные станки и шрифты. В академическую типографию были переданы также два печатных стана со шрифтами из Санкт-Петербургской типографии. Издания Академии наук славились во всем мире не только глубоким научным содержанием, но и высоким полиграфическим исполнением.
    Регулярная издательская деятельность Академии наук началась 2 января 1728 г. с выпуска новой газеты «Санкт-Петербургские ведомости». С 1748 г. главным редактором газеты был М. В. Ломоносов. Приобрели известность и другие продолжающиеся издания Академии наук: «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», «Комментарии Санкт-Петербургской императорской Академии наук» (на латыни), «Краткое описание Комментариев Академии наук». Эти издания переводились на другие иностранные языки и издавались за рубежом.

    Первой книгой, напечатанной в академической типографии, был «Месяцеслов на лето 1729 года». Типография печатала труды по математике, астрономии, физике, химии, истории, географии, языкознанию, истории литературы, военному делу. Печатались учебники, календари, художественная литература, описания торжеств и фейерверков, законодательные материалы. Особенно широкой стала издательская деятельность Академии наук с приходом туда Ломоносова и других русских академиков. Значительная часть продукции академической типографии выходила на иностранных языках — латинском, немецком, французском, итальянском, арабском. Академия наук развернула большую переводческую деятельность. Переводчиками Академии были В. К. Тредиаковский, С. С. Волчков, И. С. Горлицкий, В. Е. Адодуров. Около половины вышедших в России в 1725-1740 гг. книг были напечатаны в типографии Академии наук; на втором месте стояла Московская типография, на третьем — Киевская. На все остальные приходилось около 1/5 издательской продукции послепетровского времени.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22


    написать администратору сайта