Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Поэзия А.П. Сумарокова: жанры, авторский стиль, поэтический слог. Сумароков – теоретик русского классицизма: «Эпистола о русском языке» и «Эпистола о стихотворстве».

  • Сумароков – теоретик русского классицизма: «Эпистола о русском языке» и «Эпистола о стихотворстве».

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ 18 СТОЛЕТИЯ Драматургия 1760-х годов.

  • Русская драматургия 1770 - 1790-х годов

  • Поэзия последней трети XVIII века

  • «АНЮТА» ПОПОВА

  • билеты по истории русской литературы 18 век. 1. Повести петровского времени особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей xvii века и фольклором новизна содержания тип героя


    Скачать 389.57 Kb.
    Название1. Повести петровского времени особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей xvii века и фольклором новизна содержания тип героя
    Анкорбилеты по истории русской литературы 18 век
    Дата17.09.2022
    Размер389.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_IRL_RUSLIT-184 (1).docx
    ТипДокументы
    #681695
    страница8 из 22
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22




    Экзаменационный билет №  8

    1. Поэзия А.П. Сумарокова: жанры, авторский стиль, поэтический слог. Сумароков – теоретик русского классицизма: «Эпистола о русском языке» и «Эпистола о стихотворстве». 2. Художественные поиски русской драматургии последней трети XVIII столетия. Комические оперы М.И. Попова «Анюта», А.О. Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», комедия В.В. Капниста «Ябеда», ее проблематика, особенности обрисовки персонажей, трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский», мотив вольности в трагедии.



    1. Поэзия А.П. Сумарокова: жанры, авторский стиль, поэтический слог. Сумароков – теоретик русского классицизма: «Эпистола о русском языке» и «Эпистола о стихотворстве».



    Как поэт и теоретик Сумароков завершил построение стиля классицизма в России. Основа конкретной поэтики Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка. Поэзия должна избегать фантастического и туманно-эмоционального. Проповедует простоту в стихе и прозе.

    Сумароков много полемизирует с Ломоносовым, не соглашается с его грамматикой, словоупотреблением. Иногда обращается непосредственно к разбору произведений Ломоносова. Сумароков рассматривал изменение значения слова как нарушение правильности грамматического характера.

    В 1747 году Сумароков издал свою первую трагедию – «Хорев», в следующем году – «Гамлет». «Хорев» был поставлен в кадетском корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде кадетской труппы, которая играла при дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он был директором театра, организованного Ф. Волковым. (см. билет про трагедию)

    Сумароков писал трагедии и комедии., Капнист.. Всего Сумароков написал 12 комедий: Комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям французского классицизма Восемь комедий имеют одно действие, четыре – по три. Это маленькие пьески, почти интермедии. В первых комедиях есть рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком. Состав комических персонажей в них определен составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Их оживляет язык Сумарокова – живой, острый, развязный в своей неприкрашенности.

    Шесть комедий 1764 – 1768 годов заметно отличались от первых трех. Сумароков переходит к типу комедии характеров. В каждой пьесе в центре внимания – один образ, а все остальное нужно либо для его оттенения, либо для создания фикции сюжета. Несомненным шедевром всего комедийного творчества Сумарокова является его комедия «Рогоносец по воображению». (Вообще, я думаю, про комедию шибко подробно не надо, потому что проходили в основном трагедию, так что, думаю, хватит.)

    Поэтическое творчество Сумарокова поражает своим разнообразием, богатством жанров, форм. Считая себя создателем русской литературы, Сумароков стремился показать своим современникам и оставить потомкам образцы всех видов литературы. Он писал исключительно много и, по-видимому, быстро. Сумароков писал песни, элегии, эклоги, идиллии, притчи (басни), сатиры, эпистолы, сонеты, стансы, эпиграммы, мадригалы, оды торжественные, философские и т.д. Он также переложил Псалтырь.

    Всего Сумароковым написано 374 притчи. Он многое позаимствовал у Лафонтена. Притчи Сумарокова часто злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни его времени. Иногда они были очень малы по объему. Важнейшая тема басен – русское дворянство. Язык басен живой, яркий, пересыпанный поговорками, разговорными оборотами.. В середине 18 века определилось главное направление в развитии басни. 1-я модель: басня пишется средним стилем, александрийским стихом. Нравоучительный рассказ.2-я модель

    В Лирике Сумароков стремится дать обобщенный анализ человека вообще. Любовная лика дает изображение любви в «чистом виде». В лирических стихах нет фактов, событий подлинной жизни. Текст состоит из повторяющихся формул, лишенных специфики выражения характера.. Сумароков не печатал своих песен. В ряде песен и в идиллиях появляются пасторальные мотивы..

    1747 г. «Эпистола о языке», «Эпистола о стихотворстве». В «Эпистоле о языке» даны общие принципы усвоения античности. В «Эпистоле о стихотворстве» - своя теория, образцовые писатели, жанры. (сначала общие характеристики, затем главные образцы, затем характеристики отдельных жанров.)

    Трагедия Сумарокова.

    Сумароков – теоретик русского классицизма: «Эпистола о русском языке» и «Эпистола о стихотворстве».
     А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Сумароков начал с написания од, первые две оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 г. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. Однако жанр оды не стал главенствующим в творчестве Сумарокова, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика, создатели любовных песен, идиллий, элегий, эклог.

     Сумароковым две стихотворные эпистолы — «О русском языке» и «О стихотворстве», в которых Сумароков выступил как теоретик классицизма.

     Впоследствии обе эти эпистолы были переработаны и составили одну — «Наставление хотящим быти писателями», изданную в  1774 г.

     На упрек Тредиаковского в заимствовании эпистолы из «Искусства поэзии» Буало Сумароков отвечал, что он «не вес взял из Буало», имея в виду свое осмысление эстетического кодекса и самостоятельную разработку им отдельных жанров. Тем не менее Сумароков не отрицает своей зависимости от теории Буало. «Епистола моя о стихотворстве, — говорит он,— вся Боалова, а Боало взял из Горация. Нет: Боало взял не все из Горация, а я не все взял из Боало...»

     К 40-м годам относится и начало драматургической деятельности Сумарокова, ибо сильнейшим средством воспитания дворянства он считал театр. В трагедиях своих, одном из самых характерных жанров классицизма, Сумароков ставит большие, общественно значимые проблемы. Современники высоко оценили этот вид драматургии Сумарокова, называя его «северным Расином», основоположником драматургии русского классицизма.

     

    Эпистола «О стихотворстве»

    Эпистола о стихотворстве. — Вторая эпистола из книги А.Сумарокова «Две эпистолы». В первой эпистоле трактовались вопросы русского литературного языка.

     «Эпистола о языке» и «Эпистола о стихотворстве», созданы в 1747 году и объединены позднее под заглавием «Наставление хотящим быти писателем». В «Эпистоле о языке» Сумароков выдвигает требование простоты и ясности языка, а в «Эпистоле о стихотворстве» коротко и ненавязчиво пересказывает «Поэтическое искусство» Буало, нескуолько «адаптировав» сей труд для отечественного пользователя:

    Вкратце обрисовав систему жанров, Сумароков спешно принимается за создание образцов и-таки создает практически все.

    Однако для того, чтобы сложилась классицистическая школа не хватает еще одного звена. Сумароков построил систему жанров не иерархически, а описательно, говоря о важности и нужности в литературе каждого жанра, но все же имплицитно в «Эпистоле» выражена идея соотнесенности жанра и стиля. Вот стилевую-то теорию - т.н. теорию 3-х стилей, и разрабатывает Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных»: все слова русского языка он разделил на три группы. К первой он отнес слова общие для церковно-славянского и русского языков (бог, слава, рука, ныне) Ко второй - ушедшие из разговорного обихода, но обычные в церковно-славянской письменной традиции (отверзаю, господень, насажденный). Обветшавшие и непонятные архаизмы (обаваю, рясны) Ломоносов из этой группы исключил. В третью группу вошли исконно русские слова (говорю, ручей, которой, пока). И для этой группы тоже было исключение - грубые просторечные вульгаризмы. На основе этого деления лексического состава языка на три пласта Ломоносов  предлагает теорию стилей: «высокого, посредственного [среднего] и низкого». Высокий стиль предполагает использование слов 1 и 2 группы. Это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль формируется на основе 2 группы, но допускает осторожное использование и двух других. Средний стиль — стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на словах 3 группы, но допустимо употребление слов 2. Это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Короче говоря, ориентация на усреднение стилевой нормы.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ 18 СТОЛЕТИЯ

    Драматургия 1760-х годов.

    В последней трети XVIII века активно заявляют о себе новые тен­денции в драматургии. На сиенах кроме классицистических трагедий и ко­медий появляются пьесы в новых жанрах. К ним относятся "слезные коме­дии", или "мещанские драмы", востребованные более демократическим зрителем. Примером такой пьесы может служить "Евгения'' Бомарше, по поводу которой в 1770 году Сумароков написал возмущенное письмо Вольтеру. Глава французского классицизма Сумарокова поддержал, согла­сившись с его мнением, что пьеса в подобном роде "и не комедия, и не трагедия". Однако остановить начавшийся процесс обновления драматур­гии было невозможно –

    '"мещанские драмы" стали составлять русский на­циональный репертуар. В среде писателей демократической ориентации выделяется В.И.Лукин, с 1765 года служащий секретарем управляющего петербургским театром И.П.Елагина. Ему принадлежит первый русский образец "слезной комедии" - "Мот, любовию исправленный"' (17651. С 1763 года Лукин переводит французские комедии, "склоняя их на русские нравы", по сути переделывая в соответствии с социально-бытовыми осо­бенностями жизни России. Резко отрицательно относился к Лукину не только Сумароков. Его произведения подвергались критике в журналах Новикова и Эмина, против них выступал молодой Фонвизин. Лукин же справедливо считал, что современные ему пьесы, в том числе и комедии Сумарокова, не отражают реальную русскую действительность, поскольку слишком слепо подражают европейским образцам. В своих призывах изо­бражать русскую жизнь Лукин был прав, но выдвигаемая им программа была недостаточной: он не ставил задачи создания самобытного нацио­нального репертуара. Содержание пьес Лукина отличалось известным де­мократизмом, который сказался в интересе драматурга к публичному теат­ру с его разночинным зрителем. Но все же по занимаемой им литературно-общественной позиции Лукин был ближе к официально-правительственному лагерю - он обрел поддержку в лице "Всякой всячины" и терпел нападки со стороны передовых сатирических журналов. С середины 1770-х годов драматург отказался от литературной деятельности. Образцы национальной драматургии дал Фонвизин коме­диями "Бригадир" и "Недоросль".

    Русская драматургия 1770 - 1790-х годов

    1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первые образцов комической оперы, жанра небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пенке с разговорной речью. Она вы­водила на сиену представителей 'низших" классов - крестьян и ремеслен­ников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым демократиче­ским зрителем. Крестьянская жизнь изображается в комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов. В репертуаре появляются произведения, представляющие жизнь крестьян в идиллических тонах, да­леких от реальной действительности (В.И.Майков "Деревенский праздник, или увенчанная добродетель"). Им противостоит опера, насыщенная эле­ментами народности и социальной сатиры, рисующая бесправие, подневольное состояние крестьянства. Таковы "Несчастье от кареты" Я.Б. Княжнина, «Розана и Любим" Н.П. Николева, "Кофейница" И.А. Крылова.

    Первым образцом оригинальной комической оперы стала "Анюта" М.И. Попова, сюжет которой построен на русском бытовом материале. В последней трети века продолжают развиваться и традиции сумароковского классицизма. С особой наглядностью эта тенденция проявилась в жанре классической трагедии, самом подходящем для выражения граж­данских чувств. Яркими образцами русской тираноборческой трагедии XVIII века явились "Сорена и "Замир" Николева и в особенности «Вадим Новгородский" Княжнина. Во второй половине 1780-х годов Екатерина II пишет ряд произведе­ний: она обличает масонство в комедиях "Обманщик", "Обольщенный", 'Шаман Сибирской", стремится дискредитировать тираноборческие тен­денции в "Историческом представлении из жизни Рюрика". Один из эпи­зодов последней пьесы должен был увеличить торжество принципа само­державия - он рассказывал о восстании Вадима против Рюрика, разоблачая саму мысль о восстании. Указанную Екатериной тему подхватил Княжнин. В основу конфликта трагедии "Вадим Новгородский" им было положено столкновение монархических и республиканских идей, воплощенных в об­разах Рурика и Вадима. Рурик в изображении Княжнина является идеаль­ным "просвещенным" монархом, давшим Новгороду благоденствие. На борьбу с Вадимом его толкает не личная корысть, а "честь". Для Вадима же Рурик тиран только потому, что он монарх. Его гражданским идеалом является древняя новгородская вольность - герой не ищет власти для себя, он хочет возвратить народу свободу. Народ же, выступая в роли судии, просит Рурика и впредь владеть им. И все же дух Вадима остается неслом­ленным, и моральную победу одерживает именно он.

    'Вадим Новгородский" Княжнина написан с соблюдением основных правил драматургии классицизма, однако пьесу отмечает сложность по­становки и разрешения вопроса трагического, что послужило причиной различных толкований ее идейного смысла. Екатерина I! увидела в "Вади­ме Новгородском"' опасную и антиправительственную тему. Сенат вынес решение сжечь книгу публично. "Новгородская" тема звучит в XVIII веке не только в трагедии Княжнина. Она поднимается Радищевым в "Путешествии из Петербурга в Москву"". Карамзиным и повести "Марфа Посадница, или покорение Нов­города". Во всех перечисленных произведениях исторический сюжет явился основой для решения политических проблем современности, в связи с этим необходимо осмыслить причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII века. Эта лите­ратурная традиция нашла свое продолжение я произведениях русских классиков XIX столетия тема вольного Новгорода стала одной из основ­ных тем поэтов-декабристов, к ней обращается Пушкин и Лермонтов.

    Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса В.В. Кап­ниста "Ябеда" (закончена в 1793-1794 гг., поставлена в 1798), принадлежащая, по словам Белинского, к исторически важным явлениям рус­ской литературы, как смелое и решительное нападение на крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество прежнего времени. Тема ''Ябеды" - произвол бюрократического аппарата. Все судейские чи­новники, - от председателя судебной палаты до ее секретаря - мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В конце комедии порок на­казывается, но все ее действие проникнуто мыслью о неизбежности судеб­ного произвола, так что торжество добродетели носит условный характер. Это было очевидно для Павла, на годы правления которого пришлось по­явление "Ябеды" а печати и на сиене, полому после четырех представле­ний пьеса была запрещена "Ябеда" написана по всем правилам классицизма, но от комедий по­добного рода она отличается тем, что в ней нет центрального отрицатель­ного характера: ее героем является суд, судебные порядки. Это не столько комедия, сколько социальная сатира, в которой больше страшного, чем смешного.

    Показательна и драматургическая деятельность П.А. Плавильщикова в плане требований создания русской самобытной драматургии на нацио­нальной основе. Плавильщиков решительно выступал против правил дра­матургии классицизма - трагедия "Ермак" (1803) написана им прозой, без соблюдения единств на национально-историческом сюжете. В комедий­ном наследстве Плавильщикова выделяются комедии-драмы ''Бобыль'" (1790) и "Сиделец" (1803). Поэзия последней трети XVIII века Участники кружка Хераскова, выступившие на рубеже 1760-х голов, продолжают разрабатывать традиционные жанры классицизма - в жанре торжественной оды они следуют традициям Ломоносова, в жанре трагедии - Сумарокова, хотя не чужды им и такие жанры, как комическая опера, нравоучительная притча, дидактическая поэма, мещанская слезная драма. Однако особенно значительными их достижения были в жанрах интимной лирической поэзии, в жанре героической эпопеи, в жанре бурлескной и сказочной поэмы. Последняя треть XVIII века отмечена процессом демо­кратизации литературного сознания, что проявилось в интересе деятелей культуры к традициям национального фольклора. Влияние народнопоэти­ческой стихии особенно сказалось на жанрах басни и комической бурлеск­ной поэмы, лучшие образцы которой принадлежат В.И. Майкову и И.Ф. Богдановичу.

    «АНЮТА» ПОПОВА

    Драматургия 60-80-х гг. оставила в истории русской литературы образцы очень интересного жанра – комической оперы.

    В 1772 Попов. Его «Анюта» была первым драматургическим произведением на тему из русской крестьянской жизни. У него было желание вывести на сцену мужика и показать его не идиллически приукрашенным, а таким, каким он был на самом деле, сохранив и особенности его крестьянской речи.

    В образах крестьянина Мирона, батрака Филатки показано, что «крестьянское житье и плохо и убого». В монологе Мирона звучат озлобленное против дворян-бездельников и жалобы на тяжкий труд крестьян, на «проклятую» мужицкую жизнь. Крестьянские персонажи говорят о голоде, о поборах, о жадности подьячих. Антикрепостнический характер носит песня Мирона «Охти, охти, хресьяне! …
    Зачем вы не дворяне?» Нотки социального протеста звучат и в диалоге батрака Филатки с дворянином Виктором. Виктор, влюбленный в Анюту, приемную дочь крестьянина Мирона, который хочет выдать ее замуж за батрака Филатку, дабы в доме был даровой работник.

    Но демократизм Попова ограничен. Идейная противоречивость его воззрений сказывается в изображении им крестьянских персонажей. Сочувствуя Мирону и Филатке, он в то же время показывает непривлекательные черты, присущие им невежество, жадность, неспособность к проявлению «благородных» чувств. Достаточно было Филатке получить деньги от Виктора, как он забывает о невесте и бросается от радости на колени.

    Приемная дочь Мирона Анюта, подкинутая в младенчестве, оказывается дворянкой. Теперь особенно понятно презрение, которое испытывала Анюта к Филатке. Препятствие к ее браку с дворянином Виктором – олицетворением благородства, доброты, великодушия – исчезло.

    Весьма характерна для понимания ограниченности воззрений Попова и концовка оперы, призывающая каждого независимо от социального положения довольствоваться своим местом в жизни, своей долей.

    Первая комическая опера «Анюта», несмотря на ограниченность демократизма Попова, — положительное явление в русской драматургии. Впервые со сцены раздался голос крепостного крестьянства. Будучи собирателем русских народных песен и пословиц, он наполнил оперу песенным фольклором. «Анюта» положила начало развитию жанра русской комической оперы.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22


    написать администратору сайта