Главная страница
Навигация по странице:

  • Сентиментализм как лит направление.

  • Этические ценности сентиментализма. В Европе

  • Экзаменационный билет № 15 1. Г.Р. Державин о смерти и смысле бытия человека: оды «На смерть князя Мещерского», «Водопад»., стихотворение «Река времен в своем

  • «ВОДОПАД» Знаменитый екатерининский фаворит Григорий Потемкин

  • На смерть князя Мещерского

  • ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

  • «РЕКА ВРЕМЕН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…»

  • ОТНОШЕНИЯ ТВОРЕНИЯ И ТВОРЦА В ОДЕ «БОГ»

  • билеты по истории русской литературы 18 век. 1. Повести петровского времени особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей xvii века и фольклором новизна содержания тип героя


    Скачать 389.57 Kb.
    Название1. Повести петровского времени особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей xvii века и фольклором новизна содержания тип героя
    Анкорбилеты по истории русской литературы 18 век
    Дата17.09.2022
    Размер389.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_IRL_RUSLIT-184 (1).docx
    ТипДокументы
    #681695
    страница19 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

    2. Сентиментализм как литературное направление. Этические ценности сентиментализма: чувствительность, культ нравственных чувств. Система жанров сентиментализма: письма, дневники, путевые записки, повести.

    Сентиментализм как лит направление.

    Сентиментализм(от фр. sent – чувство, англ. sentimental – чувствительный) – худ. направление в искусстве и лит-ре, которое пришло на смену классицизму. Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувств, возникающих во время чтения. Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы 18 века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия 19 века занял ведущее положение. По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

    В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев,  Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением  «Бедная Лиза», В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева. В России существовало два направления сентиментализма: Дворянский:Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза», в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал, что: «и крестьянки умеют любить…». Революционный: В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

    Этические ценности сентиментализма.

    В Европе:

    - Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.

    - Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.

    - Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.

    - Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.

    - Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.

    - Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.

    - Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

    В России:

    - Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.

    - Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.

    - Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

    Система жанров

    Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались. Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие. 

    Экзаменационный билет № 15

    1. Г.Р. Державин о смерти и смысле бытия человека: оды «На смерть

    князя Мещерского», «Водопад»., стихотворение «Река времен в своем

    стремленьи…». Проблема отношения творения и Творца, человека и Бога в оде «Бог».


    1. «НА СМЕРТЬ МЕЩЕРСКОГО»



    В 1800 году Гавриил Романович Державин, ставший свидетелем смерти своего товарища А. С. Суворова, написал торжественную оду «Снигирь», в которой отразилось восхищение личностью генералиссимуса. Годом ранее поэт присутствовал на похоронах другого близкого человека – князя А. И. Мещерского. Однако стихотворение «На смерть князя Мещерского» имеет совершенно другое настроение.

    Это произведение можно назвать философским рассуждением о судьбе человека, ведь именно такие мысли вызвала у поэта кончина приятеля. Главная героиня этого глубокого по смыслу стихотворения – смерть во всей своей неминуемой величественности. Не о друге вспоминает автор, непосредственно к князю он обращается всего один раз:

    Куда, Мещерской! ты сокрылся?

    Оставил ты сей жизни брег…

    Больше поэта волнует то, что этой участи не избежать никому.

    Смерть предстаёт в самых грозных и мрачных красках. Поэт олицетворяет это явление, придавая ему поведение и черты живого существа. Смерть совершает различные действия: она «зубами скрежещет», «на всех глядит», «точит лезвие косы».

    Суровость произведения поддерживается с помощью метафор: бой часов – «глагол времён», старение – «двери вечности» и др.

    Зловещий образ смерти поэт рисует с помощью эпитетов. Героиня обладает «страшным гласом», тусклой кожей («бледна смерть») и острыми когтями. Она жадная – «глотает царства алчна смерть». Поэт подразумевает, что не только люди поодиночке сталкиваются с печальным концом, но и население целых стран порой выкашивают эпидемии или войны. В представлении поэта смерть совершенно равнодушна, она одинаково безучастна к красоте, молодости, бедности, роскоши, власти или беспомощности:

    Глядит на всех — и на царей,



    Глядит на пышных богачей,



    Глядит на прелесть и красы,

    Глядит на разум возвышенный,

    Глядит на силы дерзновенны…

    Здесь автор применяет приём анафора, который подчёркивает впечатление равенства всего в глазах смерти.

    Этот способ поэт использует ещё раз, чтобы показать, что в близости смерти и ему становятся безразличны удовольствия молодости:

    Не столько восхищает радость,

    Не столько легкомыслен ум,

    Не столько я благополучен…

    У стихотворения эффектная строгая композиция, что делает его похожим на непререкаемое наставление. Каждая строфа состоит из двух четверостиший, одно из которых имеет перекрёстную рифму, а второе – кольцевую.

    Всё стихотворение пронизано идеей: смерть неотвратима. Люди склонны не беспокоиться о будущем, стремиться к мелким наслаждениям. Но когда они сталкиваются с неизбежностью, то начинают скорбеть об упущенных возможностях. Поэт призывает не терзаться сожалениями, а принимать всё, что даёт судьба:

    Жизнь есть небес мгновенный дар;

    Устрой её себе к покою

    И с чистою твоей душою

    Благословляй судеб удар.

    «ВОДОПАД»

    Знаменитый екатерининский фаворит Григорий Потемкин изображен Державиным сперва в оде «Фелица», потом в «Вельможе». О нем же говорится в оде «Водопад» (см. её полный текст). Могущественный князь Потемкин, этот «второй Сарданапал», как его называл Державин, сыгравший такую громкую роль в царствование Екатерины, – умер внезапно, объезжая подвластный ему Крым, среди дороги. Почувствовав себя плохо, Потемкин попросил остановить лошадей и положить себя на землю, где и скончался, в безлюдной степи, без помощи врачей, далеко от обычной роскоши и славы, окружавшей его всю жизнь. Этот контраст блестящей, великолепной жизни и одинокой, убогой смерти, поразил и вдохновил Державина. Смерть князя Потемкина он сравнивает с водопадом, который, низвергаясь с необычайной высоты, с шумом, грохотом, брызгами и пеной, исчезает в темной, неведомой бездне.
    Начинается ода с описания известного водопада Кивач (на реке Суне, недалеко от Петрозаводска). Державин посетил этот водопад, будучи олонецким губернатором.
    «Алмазна сыплется гора
    С высот четырьмя скалами,
    Жемчугу, бездна, и сребра
    Кипит внизу, бьет вверх буграми;
    От брызгов синий холм стоит,
    Далече рев в лесу гремит.

    Седая пена по брегам
    Лежит буграми в дебрях темных;
    Визг пил и стон мехов подъемных:
    О, водопад! В твоем жерле
    Все утопает в бездне, в мгле»
    Любуясь этим страшным и великолепным зрелищем, поэт спрашивает себя:
    «Не жизнь ли человеков нам
    Сей водопад изображает?»
    После длинного рассуждения, он рисует картину смерти Потемкина:

    «Чей труп, как на распутьи мгла,
    Лежит на темном лоне нощи?
    Простое рубище чресла,
    Два лепта покрывают очи,
    Прижаты к хладной груди персты,
    Уста безмолвствуют отверсты.

    Чей одр – земля; кров – воздух синь;
    Чертоги вкруг пустынны воды?
    Не ты ли, счастья, славы сын,
    Великолепный князь Тавриды,
    Не ты ли с высоты честей[1].
    Внезапно пал среди степей?»
    Изобразив грустную, одинокую смерть Потемкина, Державин восклицает:
    «Где слава? – Где великолепье?
    Где ты, о сильный человек?»

     

    Ничтожество и беспомощность человека перед смертью поражают поэта. Эту мысль он развивает затем в одной из своих лучших од, «На смерть князя Мещерского».

    «Водопад» – одна из самых больших од Державина, – в ней много длиннот. Но картины природы и смерть «великолепного князя Тавриды» написаны сильными, яркими красками.

    Державин великолепно использует аллегории, которые, по его мнению могут характеризовать текущее для него положение дел. Например, он пишет про волка, который всюду рыщет и этим указывает на различные вражеские силы. Он описывает коня, который «отважно в хлябь твою стремится» и под этим подразумевается какая-то защищающая сила, к примеру, русское воинство способное отстаивать интересы державы.

    Помимо этого описывается русский народ. Он как лань – пугается каждого звука. Он нуждается в защите, но не знает о чем просить мудрого и великодушного Потемкина.

    Безусловно, Державин восхищался Потемкиным и видел в нем не только фаворита императрицы, но и великого полководца, служителя собственной страны. Образ старца, который также фигурирует в оде, символизирует зрелость и опыт Потемкина, который был не просто добродушным человеком, но и познавшим этот мир. «Любезен ты всем; сколь дивен» - так восхваляет Державин Потемкина и, конечно, кому-то подобное может казаться чрезмерным, но в действительности великие люди требуют великих хвалителей и Державин тут под стать главному герою оды.

    ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ:

    Философское содержание: тема скоротечности бытия. Автор задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Символом недолговечной славы и шаткого величия временщиков становится в оде Державина водопад: «Алмазна сыплется гора // С высот четыремя скалами...»Великолепная картина водопада, которой открывается стихотворение, заключает в себе аллегорию: водопад - быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, - знаки таких человеческих качеств, как злоба, кротость и гордость:

    Не жизнь ли человеков нам

    Сей водопад изображает?

    Он так же благом струй своих

    Поих надменных, кротких, злых.

    Не так ли с неба время льется,

    Кипит стремление страстей…

    Большинство человеческих судеб бесследно исчезает в вечности, и лишь немногие остаются в памяти потомства. Чтобы решить, кто достоин бессмертия, Д. сопоставляет два типа деятелей: Потемкина и Румянцева. Царский фаворит Потемкин, власть которого при жизни была беспредельна, не заслужил в народной памяти права на бессмертие, так как он искал «ложной славы»..
    Служение пользе общей, соблюдение долга перед человечеством - смысл жизни отдельного человека и средство преодоления небытия по Д. Эта подлинная, незыблемая слава воплощается поэтом в образе реки Суны, в нижнем ее течении, где она «Важна без пены, без порыву, // Полна, велика без разливу...»

    «РЕКА ВРЕМЕН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…»

    Стихотворение Державина «Река времён в своём стремленьи» - одно из самых мистических стихотворений русской литературы. Державин умер в возрасте 73 лет, что в начале 19 века считалось глубокой старостью. Последние 13 лет своей жизни вышедший в отставку Державин прожил в собственном имении Званка в Новгороде, где и умер 8 июля 1816 г (по старому стилю). Державин до последних мгновений оставался поэтом. За 2 дня до смерти, 6 июля, он написал своё последнее стихотворение «Река времён в своём стремленьи».
    Очевидно, поэт вдохновился таблицей «Река времён». Эта составленная немцем Страссом схема была переведена на русский язык и издана в 1805 г. «Эмблематическое Изображение Всемирной Истории» представляло историю каждого государства с древности и до 18 века как реку, на русле которой были написаны имена «славных мужей». Можно было наблюдать исток каждой реки, иссушение некоторых рек, впадение рек одна в другую. Реки существующих государств просто обрывались в конце схемы, которая наглядно показывала тленность всего сущего: не только человеческой жизни, но и великих держав. Между тем, имя Державина тоже было вписано в реку времени последним среди великих деятелей эпох Просвещения.

    Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

    С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

    По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

    Это стихотворение – ребус, первые буквы строк образуют выражение «Руина чти». Этот приём называется акростих. Возможно, фраза была бы продолжена, так как известно, что две строфы, составившие это произведение, были началом стихотворения «На тленность». Однако читателю никогда не удастся узнать, что на самом деле задумывалось автором.
    Тема плавного, но неумолимого течения времени, часто встречается в творчестве Гавриила Романовича. Читатель может проследить развитие этой мысли в оде «Водопад», «Памятник», «На смерть князя Мещерского» и в других произведениях. Связана с ней и идея неизбежности смерти. Эти мысли были уже раскрыты поэтом в стихотворениях «Облако», «Время» и т. д. Но в «Реке времён…» этот мотив звучит особенно грозно.

    Обратим внимание на образы, которые использует поэт в восьмистишии. Сравнивая время с текущей водой, автор подчёркивает его силу и необратимость. «Река не течёт вспять», «вода камень точит» — такие поговорки о мощи водного потока сразу приходят на ум. Стихия воды у Державина – не созидающая добрая энергия, а отнимающая, безразличная:
    Уносит все дела людей
    И топит в пропасти забвенья
    Народы, царства и царей.

    То, как ведёт себя вода в стихотворении, напоминает о Лете, реке забвения, которая течёт, согласно древнегреческим мифам, в царстве смерти.

    Есть и другие образы, которые говорят о разрушении. «Пропасть», унылая пустая «вечность» — всё это будет уничтожено. Недаром первое слово «руина», образуемое строками, тоже указывает на гибель.

    В предчувствии кончины Гавриил Романович подвергает сомнению даже надежду на бессмертие в своих творениях, которую он воспел в «Памятнике»:
    А если что и остаётся
    Чрез звуки лиры и трубы,
    То вечности жерлом пожрётся
    И общей не уйдёт судьбы.

    Это наполненное мрачным фатализмом произведение производит тягостное впечатление. В отличие от других стихов, оно не содержит урока, наставления или утешения. Трудно представить, в какой ситуации можно обратиться к этим строкам, но они помогают понять состояние и чувства поэта в его роковой час

    ОТНОШЕНИЯ ТВОРЕНИЯ И ТВОРЦА В ОДЕ «БОГ»

    В оде явно просматриваются идеи пантеизма – религиозно-философского учения, последователи которого воспринимают мир и Бога как единое целое. Естественно, такой подход Державина вряд ли когда-нибудь в полной мере устроит ортодоксальных представителей православной ветви христианства. По мнению известного поэта двадцатого столетия Ходасевича, изначально главной целью Гавриил Романович ставил изображение величества Господа. Но по мере развития сюжета сменились приоритеты. В итоге ода Богу превратилась в «оду божественному сыновству человека»
    Ключевая идея оды – всесильный непостижимый Бог сотворил человека, существо ничтожное, но при этом своему Создателю подобное. Именно через людей духовный мир связывается с материальным, их смертность представляет собой форму бессмертия Господа. Державин стихотворение «Бог» не зря считал одним из лучших в своем творчестве. В нем поэту удалось выразить то, что словами описать крайне сложно: вечность и бесконечность. Для этого он соединил абстрактно-метафизические рассуждения с реалиями мира материального, представленными через метафоры и сравнения.
    Более полному выражению главной мысли служит и композиционное построение стихотворения. Оно четко делится на две части и заключение. Первые пять строф посвящены Богу. Сначала Державин определяет Господа относительно времени, пространства, причинности и так далее. Затем утверждает непостижимость Творца для человеческой мысли. В третьей строфе речь идет о Боге как о создателе пространства и времени, в четвертой – окружающего мира. В пятой декларируется ничтожность всех миров перед Богом. Вторая часть рассказывает о человеке. Первая строфа – констатация его ничтожности перед лицом Господа. Во второй повествуется о том, что Бог отражается, следовательно, существует в человеке. Далее обозначается роль человека как связующего звена между «тварями телесными» и «Духами небесными». Как уже говорилось выше, четвертая строфа – кульминационная. В ней человек провозглашается центром мира, соединением духа и плоти. Пятая строфа называет смертность формой бессмертия:

    …И чтоб чрез смерть я возвратился,

    Отец! в бессмертие Твое.

    В заключении Державин извиняется перед читателями за то, что посмел обратиться к теме столь великой и безграничной.

    Духовные оды Гавриила Романовича – это не только выражение религиозных чувств, но и прекрасные образцы философской лирики, что прекрасно видно на примере стихотворения «Бог».
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта