Главная страница
Навигация по странице:

  • История образования и педагогической мысли

  • 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

  • 3. Воспитание и обучение в древневосточных госуд.

  • 4. Ситема воспитания и обучения в античных госуд.

  • Спартанская система воспитания (Др. Греция VIII – IV в. До н.э.)

  • Афинская система воспитания и образования.

  • Римская система образования (до VI в. Н.э.).

  • 5. Педагогические идеи античного мира.

  • 6. Просвещение и педагог. мысль в Византии.

  • 7. Развитие образования и педагог. Мысли европ. Стран в пер. в средних веков.

  • Рыцарская система воспитания (для феодалов).

  • Церковная система образования.

  • Городские учебные заведения.

  • Педагогическая мысль XVIII – IX в.в.

  • 8. Народная педагогика белорусов.

  • 9. Культура и просвещение в древнебелорусских княжествах.

  • 10. Образование и педагог мысль европейск. государств в эпоху Возрождения.

  • 1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли


    Скачать 132.6 Kb.
    Название1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли
    Дата19.01.2018
    Размер132.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_ped_2_kurs_1_sem_Teterina_3.docx
    ТипОбзор
    #34620
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Предмет и задачи курса «История образования и педагог мысли».

    История образования и педагогической мысли занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих педагогов. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

    Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

    Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

    Одной из самых актуальных проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема воспитания и образования. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая в последние годы стремиться, не просто описывать в хронологической последовательности, исторически сменявшиеся образовательные идеи и педагогические воззрения, а представлять собой их анализ и интерпретацию в максимально широком социально-культурном контексте.

    Обзор истории образования и его современное состояние подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую историческую эпоху и в любом обществе система образования, ее цели и задачи, структура и организация всегда выражают наличное состояние конкретного общественного строя, тенденции и перспективы его развития.

    Школа и педагогическая наука прошли сложный и многовековой путь развития. Педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в самостоятельную, фундаментальную науку. Изучение истории школы и педагогики является важным условием формирования общей педагогической культуры, поскольку дает знание о генезисе теории и практики воспитания и образования, содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

    История образования и педагогической мысли является отраслью педагогической науки и учебной дисциплиной. Как учебная дисциплина она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

    Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» логически связана с основными курсами педагогики и психологии и имеет цельюна историко-педагогическом материале проанализировать возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций.

    Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих учебных задач:

    - показать общечеловеческий и конкретно-исторический характер развития воспитания и образования как особого вида человеческой деятельности;

    - раскрыть сущность и содержание различных педагогических систем;

    - проследить логику развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, выявив общие черты и принципиальные отличия;

    - помочь самовоспитанию и профессиональному становлению студентов педагогических специальностей и совершенствованию у них навыков самостоятельной исследовательской работы.

    Изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
    2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

     На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).
    Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.
    Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму.  Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.
    В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

    Основной целью системы воспитания было развитие трудовых навыков, чувства верности, интересам рода и племени, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени.
    Первыми педагогами – воспитателями были старейшины, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества.
    Воспитательная система этого периода:
    • Подчеркнула значение воспитания как важнейшего фактора жизнеобеспечения общества;
    • Предложила два варианта формирования новых поколений
    а) через своеобразную систему инициаций (испытаний), таких как охота на диких зверей или выбивание зубов,
    б) посредством более свободной организации воспитания, исключающей насилие взрослых над детьми;
    • Убедительно продемонстрировала роль педагога;
    • Доказала, что во многом благодаря воспитанию, утверждались социальные начала в человеке и обществе.

    3. Воспитание и обучение в древневосточных госуд.

    Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н.э. Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа. Школа и воспитание в древнейших государствах ближнего и дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, но им были присуще общее в сфере воспитания и обучения. Возникновение и развитие письменности стало важным фактором генезиса школы. При переходе письма передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова, письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Отделение умственного труда от физического на исходе первобытной истории, вызвало к жизни появление новой специальности – учителя. Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культа, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения.

    Шумерские школы. Месопотамия.В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, была создана система нотной грамоты, процветали различные искусства. Именно шумеры развили письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Почти в каждом городе были учебные заведения. Первые заведения, где готовили писцов, получили название дома табличек . На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички – упражнения. Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. В школах обучались лишь мальчики. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание, бесконечные повторения. В школе царила суровая палочная дисциплина. Учеников били на каждом шагу: за опоздание на урок, за разговоры во время занятий, за плохой почерк и т.д.

    Школы Древнего Египта.Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. В школах учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, способные вносить плату за свое обучение. Школа Древнего Египта была небольшой по размерам. Учились в основном мальчики. Девочки редко посещали школы. Их учили, как правило дома, и многие из них владели грамотой. На первом этапе обучения каждый ученик должен был научиться считать, читать и быстро писать. На втором этапе одни ученики изучали стилистику и грамматику, литературу и музыку и сами становились авторами притч и хроник, поэм и афоризмов, песен и гимнов. Другие – овладевали математикой и посвящали себя строительству зданий и кораблей, сооружению каналов. Третьи – знакомились с основами ведения хозяйства и законодательства, занимая впоследствии административные и хозяйственные должности.

    4. Ситема воспитания и обучения в античных госуд.

    Прародиной образования считается древневосточная цивилизация. Это страны Древнего Востока: Вавилон, Ассирия, Египет, Китай, Индия.
    В Египте, например, существовали несколько типов школ (школы чиновников – писцов, жреческие, дворцовые, военные и школы колесничих – самые элитные). Обучение было долгим и дорогостоящим. Существовала палочная дисциплина. Изречение на древнегреческом папирусе «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют».
    В основе системы образования Древнего Китая лежало этико – политическое учение – конфуцианство. Основоположник учения Конфуций (441 – 479 г.г. до н.э.).

    Спартанская система воспитания (Др. Греция VIII – IV в. До н.э.). Система воспитания носила военно–физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска).

    Афинская система воспитания и образования. Целью воспитания являлось формирование гармонически развитой личности. Существовала система частных и платных школ различных уровней (школа грамматики, кифариста, полистра, гимнасия и эфебия). В них обучались мальчики с 7 до 20 лет, они изучали основы грамоты, музыки, политические науки, философию, литературу. Внимание уделялось физическому воспитанию.

    Римская система образования (до VI в. Н.э.). Система имела отчетливо выраженный гражданский характер. Она формировала устойчивый взгляд на римский государственный строй как эталон, презрение к рабам, стремление быть активным членом общества, жертвовать собой ради государства. Существовали школы только для богатых. Во ii – I в. До н.э. возникают грамматические и риторические школы.

    5. Педагогические идеи античного мира.

    Сократ (469-399 г.г. до н.э.)

    древнегреческий философ

    Призывал к отказу от насилия, к использованию убеждений, умению организовать беседу («сократовский метод беседы»)

    Платон (427-347 г.г. до н.э.)

    древнегреческий философ

    Ученик Сократа. Создал академию философского идеализма. Считал, что право на образование имеют только рабовладельцы, другие должны «крепко накрепко закрыть уши».

    Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)

    древнегреческий философ

    Педагогические идеи связаны с учением о душе, предложил возрастную периодизацию. Создал философскую школу для знати.

    Цицерон

    древнеримский оратор

    Разрабатывал риторику

    Квинтилиан (35-96 г.г. н.э.)

    римский теоретик

    ораторского искусства и педагогики Открыл риторскую школу, исповедовал идеи гуманистической ненасильственной педагогики.

    Демокрит - ученый-энциклопедист, являлся одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом подчинения. Как и Гераклит, он считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию». Одним из первых он сформировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосма».

    6. Просвещение и педагог. мысль в Византии.

    Византия - прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности, однако античные формы образования воспринимались большинством как негативные(пример: гонения Юстиниана на академию Платона, запрет на жалованье риторам и т.д) Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлян и других народов. Так что культура и воспитание в Византийской империи прежде всего были грекоязычными. Другая особенность состояла в том, что педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-пра-вославным мировоззрением. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень в Западной Европе. Социальных ограничений; на получение образования не существовало. Школы могли посе- I щать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. отсутствовала монополия церкви на образование Светская власть в лице импе-' ратора диктовала условия и ход развития школьного дела. Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника. В дошедших до нас поучениях детям подчеркнута важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много". Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей. Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 -7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, так как разговорный язык того времени существенно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты (Гомер и пр.), дополненные Псалтирем и житиями святых. Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки. В программу школ грамоты входило также церковное пение. Нерадивых школяров наказывали розгами. Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей. Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16-17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет. До первой трети X в. обычно в каждой школе был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными. Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями. Фактически вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" (пайдейя} - преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".

    Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды). В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание. Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

    7. Развитие образования и педагог. Мысли европ. Стран в пер. в средних веков.

    С установлением монополии церкви образование в Западной Европе основными типами школ стали: *nриходские(при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; *монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи, в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;* соборные, или кафедральные, они открывались п епископских резиденциях. Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты и neнию. В монастырских и соборных школах содержание образования составляли также грамматика, риторика и «диалектика»,  а в более крупных учебных заведениях такого типа наряду с указанными предметами преподавались арифметика, геометрия, астрономия, музыка данные учебные предметы были известны под названием «семь свободных искусств», определивших собой все содержание средневекового образования. Кроме этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».

    В этот период существовало несколько систем воспитания и образования.

    Рыцарская система воспитания (для феодалов). Мальчики при дворе сюзерена с 7 до 14 лет служили пажами при жене феодала, с 14 до 21 - оруженосцами при феодале, в 21 год – посвящались в рыцари. В основе содержания образования лежали «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, фехтование, охота, метание копья, шахматы, игра на музыкальном инструменте. Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному. Рыцари также не обязаны были овладевать грамотой.

    Церковная система образования. В средние века в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Церковная система включала в себя:
    - приходские школы (с 7 до 15 лет обучали грамоте, пению);
    - монастырские школы (готовили к поступлению в монахи);
    - соборные или кафедральные (давали высшее церковное образование, в них изучали риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку)
    Особенностью системы образования были зубрежка и палочная дисциплина.

    Городские учебные заведения. С ростом городов, развитием торговли в 13 – 14 веках возникают учебные заведения нового типа для торгово – ремесленных слоев населения. Это цеховые и гильдейские школы. Образование было платным, содержание образования имело практическую направленность. 

    - основоположник классно – урочной системы;
    - определит как важен учитель и его функции в обществе.

    Педагогическая мысль XVIII – IX в.в. Вслед за Я.А.Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли следующие имена:

    Джон Локк 

    Англ. ученый

    Сторонник реального образования, выступал против «врожденных идей» (т.е. наследственности), выдвинул и обосновал идею рождения ребенка как «чистой доски, на которой общество выписывает свои письмена»

    Жан-Жак Руссо 

    Французк.фил.

    Создал теорию естественного свободного воспитания ребенка, которое не должно мешать его природе, которую изложил в книге «Эмиль, или о воспитании.

    Иоганн Песталоцци

    Швейцарск. пед

    Создал институт, где среднюю школу, объединил с учительским институтом; обучение детей соединял с трудом; разработал теорию элементарного образования (чтение, письмо, счет)

    Иоганн Гербарт 

    Нем. пед

    Внес вклад в развитие педагогики как науки (управление педагогическим процессом, системность обучения, нравственность воспитания); отдавал приоритет древним языкам и математике, которые дисциплинируют ум учащихся. Частично его идеи носили консервативный характер. Он выступал за жесткое дисциплинирование, физические наказания, «дабы сократить волю ребенка».

    Адольф  Дистервег 

    Нем. Пед.

    Разрабатывал теорию развивающего обучения; выдвинул и обосновал принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности.

    8. Народная педагогика белорусов.

    Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IХ-ХII вв. зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии.

    Мудрость народной педагогики способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельческому труду и прививала им законы доброжелательности и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть детей в то время не обучалась в школе, народная педагогика играла главную роль в их воспитании и обучении.

    Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом, появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства.

    Своеобразным прообразом для становления школьного книжного образования на Руси, в том числе на ее западных землях, послужили европейские страны, и особенно Византия, началось индивидуальное обучение русичей грамоте. Первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Киевской Руси содержится в «Повести временных лет», где отмечается, что киевский князь Владимир приказал брать у знатных людей детей и отдавать их на «учение книжное». Постепенно начало складываться обучение по типу школьного. Письменные люди учили детей чтению, письму, основам математики, церковному пению.

    В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность в этом плане получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке. Полоцкая София являлась важным культурным центром во все последующие столетия. Там были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велась летопись, переписывались и распространялись книги, существовала школа.

    Берестяные грамоты, найденные в Беларуси, свидетельствуют, что грамотность получила на западных землях Руси достаточно широкое распространение не только среди духовенства и светских феодалов, но среди торгово-ремесленного населения городов.

    9. Культура и просвещение в древнебелорусских княжествах.

    Соединение племенных союзов восточных славян привело к созданию единой древнерусской народности и возникновению феодального государства Киевская Русь. На землях сегодняшней Беларуси в этот период жили главным образом племена, которые входили в племенные союзы кривичей, дреговичей, родимичей. Длительное время они сохраняли собственные политические организации – «княжества», имели своих вождей и собственные войска, а позднее (IХ-Х вв.) были включены в состав Киевской Руси. Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IХ-ХII вв. зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии (988 г.). Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом. А это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства. В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Значительный вклад в развитие культуры и образования Беларуси этого периода внесли такие выдающиеся просветители, как Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский. Ефросинья Полоцкая (1110-1173), полоцкая княжна. Предслава, в 12-летнем возрасте отреклась от светской жизни, приняла постриг в монастыре, взяла имя Ефросинии и посвятила себя делу служения своему народу. Высокообразованная для своего времени (сама писала стихи, сложила полоцкую летопись, переводила с греческого и латыни), она собрала вокруг себя талантливых людей и занялась переписыванием книг, достаточно тяжелым трудом, которым чаще всего занимались мужчины. Это были, в первую очередь, святые книги, фрагменты византийских хроник, отечественных летописей, естествоведческих трактатов. Ефросинья Полоцкая собрала богатую библиотеку, основала два монастыря, открыла при женском монастыре школу для девочек, в которой сама учила не только писать и читать, но и приобщала воспитанниц к благочестию и духовности. Православная церковь причислила первую белорусскую просветительницу Ефросинью Полоцкую к лику святых. Кирилла Туровского (1130-1182), автора многочисленных проповедей, поучений, молитв, поэта, философа, проповедника, третьего епископа Турова по праву назвали «вторым Златоустом», ибо он довел до совершенства церковное торжественное красноречие. Многие произведения Кирилла Туровского, в частности «Поучения», имели воспитательное и образовательное значение. В них он убеждал народ в необходимости приобщения к грамоте, знаниям, давал рекомендации и советы относительно чтения книг, уделял огромное внимание вопросам религиозно-нравственного воспитания.

    10. Образование и педагог мысль европейск. государств в эпоху Возрождения.

    Пед. Триода включает: *античность; *идеи средневековья;*идеи предвестн. Нового общества.

    Эпоха Возрождения (14 – 16 в.в.) – эпоха разложения феодализма, начала развития капиталистических отношений, прогресса науки и культуры. В образовании это нашло свое выражение в процессе его гуманизации и отказе от палочной дисциплины. Эти идеи выдвигали Э. Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень.
    В эпоху Возрождения возникает новый тип общего среднего образования, который получил название «классического». Изучались: латинский и греческие языки, античное искусство, вводятся естественно – научные дисциплины. Основным учебным заведением стала гимназия.
    Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении происходило в 17 – 18 веках.
    Наиболее полно педагогические идеи Возрождения выразил великий чешский педагог-гуманист, теоретик и практик образования – Ян Амос Коменский (1592 – 1670 г.г.). Главный труд его жизни книга «Великая дидактика», а также «Материнская школа». Идеи Я.А.Коменского:
    - «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения);
    - сформулировал систему принципов дидактики (обучения);
    - разработал возрастную периодизацию;
    - основоположник классно – урочной системы;
    - определит как важен учитель и его функции в обществе.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта