Главная страница
Навигация по странице:

  • Франсуа Рабле

  • Эразм Роттердамский

  • 11. Педагогические идеи эпохи Реформации в Зап.Европе.

  • 12. Иезуитская система воспит в Зап. Европе в период Контрреформации.

  • 13. Просвещение в Бел. в составе ВКЛ.

  • 14. Состояние и характер просвящения в Бел. в составе РП.

  • 15. Просветительская деятельность Ф.Скорины.

  • 16. Типы конфессиональных школ в Беларуси в 16-17в.

  • Протестантские школы.

  • 1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли


    Скачать 132.6 Kb.
    Название1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли
    Дата19.01.2018
    Размер132.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_ped_2_kurs_1_sem_Teterina_3.docx
    ТипОбзор
    #34620
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Томас Мор : Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения, получившим название «филологический» гуманизм, который постепенно утратил общемировоззренческое значение. Гуманитарные знания, приобретаемые за счет досуга, дававшие образованному человеку внутреннюю свободу, уводили его от собственно гуманистического идеала, что в результате привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал воспитания разносторонне развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность.

    Те же самые тенденции прослеживались и в практике учебных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике, подражание стилю Цицерона в риторике стали основным содержанием образования. Обучение, дающее одностороннее развитие, не могло не вызвать критики со стороны по-новому мысливших гуманистов. Сатира, направленная ранее на схоластическую школу средневековья, теперь стала обращать свое острие против современной им школы.

    Франсуа Рабле : Различия в построении учебных программ, образовательных целях, методах работы этих двух педагогов отражали цели обучения, базировавшиеся на общей гуманистической основе. Успех их деятельности объяснялся не только личными достоинствами и высочайшей эрудированностью руководителей школ, но главным образом реализацией ими гуманистических идей. Эти школы явились как бы прообразом классических гимназий последующих столетий. В частности, Франсуа Рабле в своем гротесковом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» подверг острой критике средневековые ханжество и аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

    Едва ли не самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский . Образование он получил в школе монахов-августинцев в Девентере (Голландия), позднее окончил Парижский университет, несколько лет жил в Англии, где познакомился и подружился с Т. Мором. В эпоху Реформации Эразм не примкнул ни к католицизму, ни к протестантизму, оставаясь гуманистом в самом широком смысле слова. Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал прежде всего с воспитанием. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи.Основные педагогические идеи Эразма Роттердамского изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529), «О методе обучения»

    11. Педагогические идеи эпохи Реформации в Зап.Европе.

    На рубеже ХV-ХVI веков набирает силу реформационное движение, выступившее против каталицизма. Его идеологМартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли требовали перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения, выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей.

    В целях распространения своего религиозного учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчило усвоение знаний. Провозглашенная обязательной начальная школа была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем, уровень знаний которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась религиозному воспитанию.

    Если начальная школа решала простейшую задачу – научить читать и понимать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача – с помощью хорошо организованной системы воспитания и образования подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества.

    Идеи для реорганизации школьного дела деятели Реформации черпали из практики обучения и воспитания так называемых «братских общин», представлявших собой формально светские организации, не связанные официально с церковью, имевших общее имущество и проповедовавших идеалы христианского гуманизма. Учебные заведения в них организовывались по типу латинских тривиальных школ, имели квалифицированный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. В этих учебных заведениях широко использовался опыт временного обучения, который впоследствии был теоретически осмыслен английскими педагогами и использован в практике многих европейских стран под названием белл-ланкастерской системы обучения.

    Шел поиск и в области содержания образования средней школы. Перестройка средней и высшей школы осуществлялась сподвижниками М. Лютера – Филиппом Меланхтоном и Иоганном Штурманом. Ф. Меланхтон разработал учебный план, известный в истории педагогики как Саксонский устав, в котором подробно изложено содержание образования для латинской школы, ему же принадлежит составление непревзойденных учебников по латинской и греческой грамматике и другим предметам. Школы, работавшие по Саксонскому плану, давали довольно высокий уровень знаний и были вскоре переименованы в гимназии.

    12. Иезуитская система воспит в Зап. Европе в период Контрреформации.

    Быстрые успехи Реформации заставили католическую церковь задуматься о возвращении былого величия.Направленной не только против реформационных религиозных течений, но и против светской гуманистической культуры. Движущей силой Контрреформации стали различные католические ордена, наиболее воинственным из которых был орден иезуитов, основоположником которого выступил Игнатий Лайола (1491-1556), испанский военный, видный религиозный деятель. Иезуиты прекрасно понимали, что успех в отстаиваемом деле можно достичь через воспитание, а потому развернули бурную просветительскую деятельность. За короткий период они создали в европейских странах широкою сеть учебных заведений: общедоступные бесплатные начальные школы, средние и высшие учебные заведения для детей господствующих классов. В конце ХVI века в их владении было 700 коллегий, 200 семинарий, университеты.

    Иезуитские школы в своем устройстве учитывали опыт лучших школ, стремились дать необходимые для жизни знания, физическое развитие, привить хорошие манеры. В обучении избегали переутомления, перегрузок. Урок тщательно разъяснялся и несколько раз повторялся. Многое изучалось наизусть.

    Содержание образования составляли древние языки и элементы светских наук (математика, география, история и др.). через латинский и древнегреческий языки школьников приобщали к культурному наследию прошлого. Самым главным в изучении языка было знание правил и выполнение упражнений по риторике. Школьники участвовали в научных спорах, диспутах.

    Интерес в иезуитской системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления школьное самоуправление и многое другое. Но все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой слежки и игрой на человеческих страхах, системой слежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом.

    Цель иезуитской системы воспитания – формирование преданности церкви, послушания, умения говорить и спорить. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.

    Иезуиты первыми ввели подготовку учителя. Иезуитские учителя заслужили репутацию лучших воспитателей юношества. Учителя имели хорошее образование, обладали умением обучать, отличались скромностью и тактом. Зная особенности каждого ученика, учитель мог влиять на него изнутри, что давало возможность избегать суровых наказаний. Вот почему питомцы выносили хорошее впечатление о школе.

    13. Просвещение в Бел. в составе ВКЛ.

    Социально-экономическая, политическая и культурная эволюция белорусских земель и всего ВКЛ вызвали рост общественной потребности в развитии письменности, становятся многочисленные государственные, частные и магистерские канцелярии. Большинство всех актов и грамот ВКЛ в ХIV-ХVI вв. были написаны «кириллицей», на старобелорусском, «русском» по тогдашней терминологии языке. Следовательно белорусский язык фактически являлся государственным языком. Развитие духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Белоруссии было неразрывно связано с процессом формирования белорусской народности.

    О расширении просвещения и письменности в Белоруссии в этот период свидетельствуют рукописные памятники, которые сохранились и дошли до нашего времени. Это такие как Пинская грамота (юридический документ Пинского княжества ХIV в.), Оршанское рукописное Евангелие, а также белорусское летописание ХV-ХIV вв. «Хроника Быховца». В ХIII-ХVI вв. преобладающую часть всей белорусской и книжно-славянской письменности составляет церковно-религиозная и богослужебная литература. Типографским способом издавались, как правило, книги религиозного содержания.

    В период ВКЛ на белорусских землях получили развитие разные по своей идейной направленности, содержанию и методам работы школы: православные, католические, а также протестантские, возникшие на закате эпохи ВКЛ.

    Система православных школ в Белоруссии была многоликой. Она включала в себя церковноприходские и монастырские школы, открываемые духовенством и сохранившие некоторые традиции школ Древней Руси, а также частные школы, школы при княжеских дворах и школы домашнего обучения. Школы при княжеских дворах готовили грамотных людей для хозяйственной и общественной деятельности, ведения летописей. В них обучали чтению, письму, счету, а в некоторых изучали также латинский и греческий языки. Распространенной формой обучения и воспитания являлось и ремесленное ученичество.

    Школы при православных монастырях и соборах, церковно-приходские школы содержались за счет церкви и находились под властью митрополита и епископов. В них учились, в основном, дети духовенства и зажиточных горожан, и служили они для подготовки работников клира. Главное внимание в этих школах обращалось на обучение чтению, письму, пению, умению говорить проповеди, иногда счету и греческому языку.

    Католицизм в конце ХIV в. был принят руководящими кругами ВКЛ как наиболее подходящая христианская религия, адекватная связям с Польшей. Однако длительное время влияние католической церкви на белорусов было незначительным. Первой кафедральной католической школой была Виленская, которая открылась в 1387-1388 гг. Она являлась ведущей по отношению к другим кафедральным школам. Эти школы состояли из трех классов и находились в подчинении капитула и схоластика. В кафедральных католических школах изучались латинское чтение, грамматика, греческий и польский языки, музыка, арифметика, а в некоторых школах, которые являлись средними, учебные предметы охватывали семь свободных наук: грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию. Основная цель католических кафедральных школ заключалась в подготовке церковных служащих, но они не являлись профессионально-духовными школами.

    14. Состояние и характер просвящения в Бел. в составе РП.

    В 1569 г. была принята Люблинская уния, в соответствии с которой Польша и ВКЛ объединились в новое государство – Речь Посполитую. Влияли на развитие просвещения религиозная уния, католическая экспансия и духовная монополия церкви. Во второй половине ХVI-ХVII вв. на белорусских землях существовали разные по своей идейной направленности, содержанию, организационным формам и методам работы школы:

    Протестантские школы. Первые известия о протестантских общинах в Белоруссии относятся к началу ХVI в. В школах обучались дети шляхты и горожан. Протестантские школы носили конфессиональный характер, и основы христианского вероучения были в них важнейшим учебным предметом. Заслугой протестантских школ следует признать сравнительно широкое использование в начальном обучении родного языка. В целом же преподавание велось на языке, знакомом учащимся (белорусском или польском). В Белоруссии существовали протестантские школы разных направлений:лютеранские, кальвинистские, арианские. В лютеранских школах преподавали катехизис, грамматику, арифметику. Значительное внимание обращалось и на изучение языков. В школах для белорусов изучался белорусский язык. Кальвинистские школы подразделялись на два типа: начальные школы и школы повышенные. В начальных школах изучалось черчение, счет, письмо, религия, основы кальвинистского вероучения (катехизис). Основными предметами в лицее считались филологические науки и в частности латинский язык. Учебный план средних арианских школ включал в себя целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось преподаванию предметов природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине.

    Братские школы. В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.

    Иезуитские школы появились в Беларуси в конце ХVI в. Первое учебное заведение было создано иезуитами в Вильнов 1569 г. Иезуитские школы подразделялись на два типа: низшие школы и коллегии. Коллегии, в свою очередь, также состояли из двух отделений – низшего и высшего. Низшее отделение имело три класса. В некоторых коллегиях были еще два высших класса, где изучались этика, мораль, богословие, физика, математика. Следовательно, полная иезуитская коллегия состояла из 5 классов: низшего, среднего и высшего грамматических, поэтического и риторического. Обучение в каждом классе продолжалось год, а в классе риторики – два года. Главными методами обучения в иезуитских школах являлись пересказ, повторение. Широко использовались также публичные театральные спектакли, религиозные мистерии.

    Униатские школы. Наряду с иезуитами, правда несколько меньших масштабах, действовали в Беларуси и униаты. Деятельность униатов в сфере образования началась с закрытия братских школ и просветительских заведений в Минске, Пинске, Орше и других городах. Первая униатская школа в Белоруссии была открыта в Бресте на месте православной братской школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа изучались риторика, право, философия и богословие, в небольшом объеме история. Учитывая то, что униатские школы предназначались в основном для бедного населения, уровень учебно-воспитательной работы в них невысоким.

    15. Просветительская деятельность Ф.Скорины.

    Ф. Скорина- выдающийся белорусский просветитель и первопечатник, человек широкой эрудиции (закончил Краковский университет (1506) со степенью бакалавра, получил ученую степень доктора свободных наук, сдал экзамены на получение ученой степени доктора медицинских наук в Подуанской университете .

    Ф. Скорина перевел всю Библию на славянский язык (в белорусской редакции) и опубликовал 23 библейские книги под общим названием «Библия»: «Псалтырь, «Малая подорожная книжица», «Апостол».

    Для Ф. Скорины был характерен новый взгляд на Священное Писание: он стремился вывести библейские книги из ограниченного круга церковных потребителей и приблизить их к широкому кругу читателей, сделать их общедоступными, народными, использовать в качестве учебников для освоения так называемых «семи свободных наук» («Псалтырь» – для изучения грамматики, «Книга святого Иова» – для изучения логики, «Книга Соломона» – для изучения риторики, «Книга Иисуса Навина» – для изучения геометрии). Он полагал, что библейские книги – это сокровища знаний, они дают много сведений и по другим областям знаний, которые выходят за рамки принятых тогда «семи свободных наук».

    Свои просветительские взгляды Ф. Скорина изложил в 49 предисловиях и 62 послесловиях, в которых он пытался дать теоретическое осмысление важнейших проблем воспитания и обучения: роль воспитания и образования в жизни человека, идеи гармонического развития личности, вера в силу человеческого разума, необходимость разносторонних знаний, развитие духовности; служение родине, значение труда в воспитании личности. Трактовка этих проблем сближала его с лучшими западно-европейскими представителями эпохи Возрождения.

    Обращает на себя внимание художественное оформление изданных Ф. Скориной книг: текст украшен гравюрами, заставками, иллюстрациями. Небольшой формат книг, красивое оформление, богатый язык делали их востребованными и доступными; выглядели они лучше, чем западно-европейские издания.

    16. Типы конфессиональных школ в Беларуси в 16-17в.

    Во второй половине 16-17 вв. на белорусских землях существовали разные по своей идейной направленности (конфессиональной принадлежности), содержанию, организационным формам и методам работы школы: протестантского направления; православные братские; католические; униатские.

    Протестантские школы. Первые известия о протестантских общинах в Беларусь относятся к началу 16 в. В 50-е гг. они возникли в Несвиже, Бресте, позднее в Витебске, Минске, Полоцке, Глубоком, а также в других городах и местечках. При каждой общине как правило имелась церковь, школа, госпиталь, а при некоторых и типографии. В школах обучались дети шляхты и горожан. Протестантские школы носили конфессиональный характер, и основы христианского вероучения были в них важнейшим учебным предметом. Обучение велось на родном языке в начальном обучении и на польском и белорусском в дальнейшем. В Беларуси существовали протестантские школы разных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские. По организации и содержанию образования они несколько отличались друг от друга.

    В лютеранских школах преподавали катехизис, грамматику, арифметику. Значительное внимание уделялось изучению языков. В школах для белорусов изучался бел.яз. Школ данного направления в Беларуси было немного.

    Большинство белорусских протестантов приняли кальвинизм. Кальвинистские школы подразделялись на 2 типа: начальные и повышенного типа. В начальных изучалось чтение, письмо, счет, религия, основы кальвинистского вероучения(катехизис).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта