Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Педагогические взгляды А. Дистервега.

  • 32. Вклад И. Гербарта в педагогическую науку.

  • 33. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.

  • 34. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

  • 35. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого.

  • 36. Русская революционно-демократическая педагогика

  • 37. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в

  • Полоцкая иезуитская академия

  • Горы-Горецкий земледельческий институт

  • 1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли


    Скачать 132.6 Kb.
    Название1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли
    Дата19.01.2018
    Размер132.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_ped_2_kurs_1_sem_Teterina_3.docx
    ТипОбзор
    #34620
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Начальное образование на Западе в этот период имело общие и специфические черты. В Западной Европе и США возникла начальная школа с семилетним сроком обучения. Кроме дневных, существовали вечерние и воскресные начальные школы. Повсеместно в начальных школах Западной Европы и США укоренилось деление учеников по возрастным группам. В Западной Европе обучение в начальных школах для девочек и мальчиков чаще было разделенным. В США (особенно в Западных штатах) нередко обучение было совместным.

    В среднем образовании наметились два пути: классическое образование (гуманитарное, общекультурное, теоретико-литературное) и реальное (практико-ориентированное, прикладное, естественно-научное).

    В Англии основным типом среднего образования являлась грамматическая школа. В Пруссии в сфере среднего образования сосуществовали два основных типа школ: гимназия и городская школа (реальное училище).

    Пруссия – одна из первых стран Западной Европы где наряду с частными были созданы общественные заведения женского среднего образования. Первая государственная средняя школа была открыта в берлине в 1810 г.

    Во Франции среднее образование было представлено системой лицеев и колледжей. Курс лицейского образования состоял из двух подготовительных, шести основных и одного выпускного класса. По окончании каждого класса лицеисты держали экзамен на степень бакалавра.

    31. Педагогические взгляды А. Дистервега.

    А. Дистервег (1790-1866) в историю педагогики вошёл как «учитель немецких учителей». Его творчество и интенсивная общественно-педагогическая деятельность явились кульминацией подготовки буржуазной революции 1848 г. В этот период он становится председателем Всеобщего немецкого учительского союза и выступает с предложениями по реформе школы, требует отделения её от церкви и обеспечения всеобщего обучения детей, осуществления общечеловеческого, гражданского и национального воспитания.

    Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Цель книги – дать указания, каким образом повысить свои знания и педагогические умения, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами при этом пользоваться. Им было написано свыше 20 учебников, наиболее известные – «Элементарная геометрия», «Популярная астрономия» и др.

    А. Д. выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Несмотря на отвлечённый характер этого требования, оно было исключительно важным, когда прусское правительство отстаивало идею узкого, строго сословного воспитания, основанного на религии и монархизме. По его мнению, школа должна воспитывать «людей и граждан», «человека как человека». Он часто повторял: «Человек – моё имя, немец – моё прозвище».

    В основу воспитания А.Д. положил три принципа: природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, заложенных в ребёнке природой; самодеятельность детей и их активность; культуросообразность, т.е. учёт условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребёнка.

    Его большой заслугой является разработка и отстаивание идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия «естественным путём», преодолевая трудности постепенно и последовательно. При этом учащиеся преодолевают их на основе собственных усилий, проходя три ступени: господство ощущений, памяти, разума.

    Особенно А.Д. советовал не торопиться при усвоении наук: всякая поверхность и легкомысленное отношение к действительным основам предмета неминуемо мстят за себя.

    Глубокое понимание предмета он считал обязательной предпосылкой его усвоения и решительно выступал против перегрузки учащихся. Одновременно с этим А.Д. подчёркивал большую роль своевременного повторения трудных мест в закреплении знаний. Останавливаясь на вопросе заучивания, указывал, что запоминать нужно только основное. При этом прочность усвоения укрепляет память. Особое внимание он обратил на требование наглядности обучения, при котором развитие ума начинается с чувственного наблюдения внешнего мира, далее следует переработка ощущений в представления и понятия, затем – обобщения.

    Указывал на необходимость в преподавании перехода от простого к сложному, от близкого к далёкому, от неизвестного к известному. Предостерегал от механического применения этих правил. Необходимо побуждать учеников, подчёркивал он, работать самостоятельно, добиваясь того, чтобы работа стала их второй натурой. Самодеятельность, связанная с активностью, должна вести к тому, чтобы учащиеся не только самостоятельно что-либо усваивали, но и научились самостоятельно думать, искать. Стремление всё внимательно продумать, усвоить материал должна стать потребностью учащихся.

    Всякое истинное обучение, по его мнению, обладает нравственной, развивающей силой. Обучение носит воспитывающий характер и отражается на образе мыслей складе убеждений и поведении учащихся. Школа должна предъявлять к учащимся посильные и твёрдые требования в области воспитания и обучения. Дисциплина, по его мнению, есть следствие такого обучения.

    Учитель должен наблюдать за ясностью и логичностью мысли учеников, следить за чёткостью дикции, приучать их к правильной речи.

    А.Д. много сделал для дальнейшей разработки теории развития и стимулирования обучения. Ведущей идеей его педсистемы является идея общечеловеческого воспитания, которая определила подходы к содержанию образования и к методам учебно-воспитательного процесса. Выдвинул и обосновал принципы разумного организованного воспитания: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Стремился преодолеть противопоставление формального и материального образования, а вместе с тем классической и реальной школьных систем.

    32. Вклад И. Гербарта в педагогическую науку.

    Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), философ, психолог, математик, выдающийся педагог XIX в. Его первый педагогический труд посвящён творчеству Песталоцци. Его педагогические сочинения отличаются рациональностью и сложностью восприятия.

    Видел в педагогике как науке методологический инструментарий, настаивал на суверенность педагогической науки. Понимал педагогику как искусство, владея которым, педагог в каждом случае поступает в соответствии с тем, что представил ему практический опыт.

    Педагогика, по его мнению, будучи наукой, опирается на практическую философию, т.е. этику (указывает цель образования) и психологию (путь и средства её достижения, предупреждает о возможных препятствиях при движении к цели). Самым простым элементом психической деятельности являются, по его мнению, представления, на основе которых строятся эмоции, воля, мышление. Поэтому психология – наука о представлениях, их проявлении, сочетании и исчезновении. Предложил два термина: ассоциация и апперцепция, выделил непроизвольное внимание и произвольное.

    Чувства, по Гербарту, есть ничто иное, как задержанные представления. Воздействуя на представления ребёнка, можно оказать влияние на формирование его сознания, чувств, воли. Из этого следовало, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер. Главный тезис рассуждений Герберта – формирование нравственного человека, пути достижения – управление, обучение и нравственное воспитание.

    Замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Предложил приёмы управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и др. их перечень был представлен в специально разработанной штрафной книге. Авторитет и любовь он рассматривал как вспомогательные средства управления.

    В теории обучения Гербарт стремился продолжить разработку учения Песталоцци, обнаружить «естественную последовательность» учебного процесса и найти определённую «очерёдность», посредством которых можно подвести учащихся к цели познания.

    Процесс обучения, считал он, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал и осознание его учащимися. Углубление и осознание могут осуществляться в состоянии покоя души и в состоянии её движения. Отсюда следуют 4 ступени обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Эти ступени являются формальными, потому что не зависят от содержания учебного материала, возраста учащихся, цели урока. Данная модель легла в основу авторитарной традиционной школы. Гербарт утверждал, что обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.

    Основная цель воспитания – формирование сильного характера добродетельного человека. Педагог выдвигает перед учащимися как необходимые цели, которые понадобятся в любой области деятельности, так и возможные, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определённой специальности.

    Нравственное воспитание предполагает внедрение моральных понятий. Оно отдельно от управления и опирается на прямо противоположные принципы. Общественная и личностная нравственность, по утверждению Гербарта, покоится на 5 критериях: внутренней свободе, совершенстве, доброжелательности, праве и справедливости. Они всегда неизменны.

    В системе нравственного воспитания Гербарта все методы опираются на то хорошее, что уже у ребёнка для того, чтобы «поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубокого проникающего одобрения». С этой целью он выдвигает средства и правила: устанавливать границы поведения для детей; ставить ребёнка в такие условия, когда он из слов воспитателя и из собственного опыта понимает, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям»; формулировать чёткие правила поведения; поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность»; «волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.

    Допустимы наказания, но в отличии от дисциплинарных, они не связаны с идеей возмездия, а являются доброжелательным предостережением.

    Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удаётся.

    Педвзгляды Гербарта получили широкое распространение после его смерти и в общих чертах они формируют традиционную авторитарную педагогику до настоящего времени.

    33. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881), известный русский хирург, педагог, попечитель Одесского и Киевского учебных округов, сторонник идеи общечеловеческого воспитания. Его известная статья «Вопросы жизни» (1856) стимулировала развитие интереса общественности к педагогической проблематике, способствовала формированию широкого общественно-педагогического движения в России. В ней он выступал против сословной школы, ранней профессионализации, усматривая цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.

    Идея общечеловеческого воспитания, по его мнению, могла быть реализована лишь в результате реорганизации всей системы образования. Он считал, что основанием школьной системы должна стать 2-летняя начальная школа. После – 4-летняя классическая или реальная прогимназия, затем – классическая 5-летняя или реальная 3-летняя гимназия. Завершающей ступенью образования должен был стать университет, право поступать в который получают только выпускники классических гимназий, либо высшие специальные учебные заведения, куда поступаю выпускники реальных и классических гимназий.

    Хотя Пирогов утверждал, что подготовка нравственного образования человека может быть достигнута путём классического и реального образования, но сам он оставался убеждённым сторонником классического образования. «Высшую образовательную силу» он приписывал глубокому изучению древних языков, языка отечественного, истории и математики.

    Главную роль в реформировании образовательной системы он отводил «новому» учителю, стремящемуся осмыслить мир ребёнка «во всех возможных направлениях».

    На посту попечителя Одесского учебного округа Пирогов уделял большое внимание проблемам сельской и национальной школы, повышению роли педагогических советов гимназий, много сделал для открытия в Одессе университета. В этот период он написал ряд оригинальных статей.

    Будучи попечителем Киевского учебного округа, он усиленно работал над обоснованием путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Но в вопросе о средствах установления дисциплины и порядка он проявил непоследовательность.

    В целом, прогрессивная для своего времени деятельность Пирогова, её демократическая и гуманистическая направленность, творческий подход к решению актуальных педагогических проблем сыграли важную роль в развитии отечественного образования, среднего и высшего.

    34. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

    Идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования выдвинул Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), основоположник отечественной научной педагогики, автор первого отечественного труда по педагогической антропологии «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», знаменитых учебников для народной школы «Родное слово» и «Детский мир».

    Применительно к России Ушинский выделил 3 основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Одной из главных задач русской народной школы считал сближение религиозного и светского образования.

    Основой его педсистемы являлась народность, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное историческими условиями его родины, в которых каждому народу приходится жить и трудиться. Боролся против навязывания характерных черт немецкого воспитания другим народам, выступал за самобытность и оригинальность русской педагогики и воспитания.

    В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он доказывал, что предметом воспитания является человек, а потому искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Именно антропологические знания, полагал он, дают возможность правильно, с учётом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей ребёнка определить содержание обучения и формы его организации. Поэтому он считал необходимым строить обучение учитывая возрастные, индивидуальные и физиологические особенности детей, специфики развития их психики.

    Призывал учитывать особенности развития внимания детей, памяти, воображения, воли, чувственно-эмоциональной сферы, факторы формирования характера.

    Внёс существенный вклад в дискуссию между сторонниками формального и материального образования. Выступал против чрезмерного увлечения классическим образованием как средства общего развития и его противопоставления реальному как средству подготовки к практической деятельности.

    Содержание образования, предложенное Ушинским, было ориентировано на изучение национальных ценностей: родного языка, природы своей страны, отечественной географии, истории, литературы.

    Им детально были разработаны методики повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, одновременного развития мышления и речи.

    Разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды. В целом, по мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придаётся определённое, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.

    В педсистеме Ушинского большое место было отведено вопросам воспитания личности, нравственного, совершенного человека. При этом он уделял внимание формированию у учащихся таких качеств, как любовь к Родине, гуманность, правдивость, правильно понятое чувство самолюбия, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремлённость. Протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребёнка телесных наказаний. К средствам воспитания относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на их единство в деятельности учителя.

    Существенный вклад внёс Ушинский в проблему подготовки учительских кадров. Рекомендовал основывать закрытые педагогические учебные заведения (учительские семинарии) для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания педфакультетов в университетах для подготовки учителей средних учебных заведений и педклассов при женских средних учебных заведениях.

    Своим творчеством Ушинских охватил практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения, что позволяет считать его основателем русской научно-педагогической и методической школы.

    35. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого.

    Острой критике современную ему систему образования и её идеологические основы подверг Лев Николаевич Толстой (1828-1910), русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Здесь он реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном положении о том, что именно ребёнок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому недопустимо грубое вмешательство взрослых (педагогов и родителей) в его духовный мир.

    Дав острую критику современной ему школы, российской и зарубежной, он противопоставил ей свою систему воспитания, ценными чертами которой являются уважение к личности ребёнка, развитие активности и творчества детей.

    Требовал, чтобы каждая школа была «педагогической лабораторией». Такой лабораторией была его Яснополянская школа. В ней занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, их твёрдого расписания не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, но они охотно приходили в неё и так заинтересовывались учёбой, что им приходилось напоминать – пора по домам. Замечаний за опоздание не делалось, но дети не опаздывали. Различные наказания и взыскания отсутствовали.

    В круг обучения Яснополянской школы входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование, черчение, пение. Он умел заинтересовывать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать самостоятельно мыслить и чувствовать.

    Толстой был автором учебных книг для начальной народной школы: «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Они многократно переиздавались и были распространёнными учебниками в народных школах России.

    Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения являлись: художественность, выразительность, сжатость и простота языка, доступность материала для детского понимания. Частыми были рассказы-миниатюры на нравственные темы, по 3-4 строчки, легко запоминающиеся и производящие сильное впечатление.

    Критические выступления Толстого по вопросам народного образования привлекли внимание широких кругов передовой русской общественности, однако органы официальной власти отнеслись к его статьям негативно и ничего не предприняли для реального улучшения школы, предназначено для детей народа.

    36. Русская революционно-демократическая педагогика XIX в.

    Революционно-демократическая мысль в общественно-педагогическом движении XIX в. в России была представлена В.Г. Белинским, А.И. Герценым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В центре их внимания оказались такие проблемы как цель, сущность и задачи воспитания, факторы формирования личности, вопросы дидактики, проблемы свободы личности и воспитания дисциплины.

    Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), критик, представитель русской философской мысли. Дал критику крепостнического воспитания, выдвинул идеал воспитания высоконравственного и всесторонне образованного человека, борца с крепостничеством и самодержавием. Требовал, чтобы в основу воспитания был положен принцип народности, был сторонником равноправия женщин, в т.ч. в области образования, много внимания уделял семейному воспитанию, по-новому поставил вопрос о средствах воздействия на детей, возражал против телесных наказаний. Много мыслей высказал по вопросам дидактики. Считал, что образование должно быть всесторонним, в его основу должны быть положены родной язык, литература, история, математика, естествознание. Написал около 60 рецензий на учебники, в которых дал много ценных методических указаний по преподаванию и разработал требования к хорошему учебнику.

    Александр Иванович Герцен (1812-1870), демократ, социалист-утопист, революционер, один из основоположников русской революционно-демократической педагогики, дал критику системы школьного и семейного воспитания в России, сумел увидеть отрицательные стороны буржуазного воспитания в Зап. Европе, подверг критике педсистемы Руссо и Песталоцци, указал на ряд ошибочных положений в педвзглядах Оуэна. Цель воспитания по Герцену – подготовка свободной деятельной, борющейся с общественным злом, гуманной, всесторонне развитой личности. Уделял большое внимание народности воспитания. Наука, просвещение и школа не должны отрываться от народа. Задача воспитания – подготовить людей, которые содействовали бы освобождению народа. Содержание образования, по Герцену, должно быть не классическим, полусхоластическим, далёким от жизни, и не реальным, с уклоном в прикладные науки, а всесторонним общим, основой которого являются языки, литература, история, математика и естествознание. Герцен был атеистом и в основу нравственности ставил не религию, а знание. Одной из главных черт нравственного воспитания считал воспитание гуманного отношения к людям. Выступал против телесных наказаний, прусской фельдфебельской муштры детей, требовал уважения их личности, гуманного обращения с ними, воздействуя на них путём нравственного примера, развития у них активности и творчества.

    Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), философ, экономист, писатель, его роман «Что делать?». Придавал просвещению, народному образованию большое значение. Критиковал крепостническое воспитание, считая, что подлинное просвещение народа станет возможным только тогда, когда народные массы революционным путём возьмут власть в свои руки. Цель воспитания видел в подготовке граждан-борцов с крепостничеством и царизмом, в подготовке человека, который ставит общественные интересы на первое место и любит свою родину. Протестуя против угнетения и муштры детей, требовал уважения к личности ребёнка, развития его творчества и инициативы. Выступил против телесных наказаний детей. Главным средством воздействия на них считал личный пример учителя и родителей. Критиковал раннюю профессионализацию, полагая, что молодому поколению нужно дать основательное общее образование, на базе которого может затем развиваться профессиональное. Выдвигая идею всестороннего образования, он указал разницу между наукой и учебным предметом. Доказывал, что обучение должно дать учащимся сумму знаний и развить их самостоятельное мышление, способствовать выработке правильного целостного мировоззрения.

    37. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XIX в.

    Осуществлённая в России реформа образования распространялась и на территорию Беларуси. Белорусские губернии (Витебская, Гродненская, Могилевская, Минская) вошли в состав Виленского учебного округа с Виленским университетом в центре, деятельность которого регламентировалась специальными уставами (1804). Согласно принятым уставам в Беларуси предполагалось создать: приходские училища за счет средств дворян, помещиков, прихожан; уездные училища, семейные гимназии. Устав 1804 года касался лишь гимназий.

    В 1812 году была создана Полоцкая иезуитская академия, курировавшая все иезуитские учебные заведения в России.

    Среднее и высшее образование девочки из привилегированных слоёв населения получали в частных женских школах и пансионах.

    В этот период основным типом школ оставались учебные заведения католических орденов.

    Нарушения устава 1804 г. Получили воплощение в уставе 1828 г. Для беларуси он дополнялся новыми положениями: передача денежных средств, выделяемых на католические школы, светским учебным заведениям; увеличение количества церковно-приходских школ за счёт правительственных ассигнований.

    После подавления польского восстания 1830-1831 гг. эти положения были еще более углублены и расширены: был закрыт Виленский университет (1832 г.), ликвидирован Виленский учебный округ (восстановлен в 1850 г.) и образован Белорусский учебный округ, закрыты школы католических орденов, во всех типах учебных заведений введено преподавание на русском языке и т.д. Господствующим типом школы в Белоруссии стала общеобразовательная русская школа. В 1848 г. был открыт первый в России сельскохозяйственный институт, Горы-Горецкий земледельческий институт, готовивший агрономов и управляющих имениями.

    К началу 60-х гг. в Беларуси насчитывалось 567 учебных заведений. Учебные заведения Беларуси отличались от российских своим внутренним устройством, формой управления, источниками финансирования. Деятельность учебных заведений Беларуси регламентировалась специальными положениями, действовавшими только на её территории.

    Развитие народного образования, открытие большого количества начальных народных школ ставило вопрос о подготовке для них учителей. В 60-70 годы в Беларуси были открыты 4 учительские семинарии: в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислоче.

    В 90-е гг. XIX в. В Беларуси существовала многотипная начальная школа, являющаяся тупиковым учебным заведением, наблюдался значительный рост числа церковно-приходских школ, отсутствовала преемственность между начальной народной школой и гимназией.

    В этот период продолжала развиваться педагогическая мысль Беларуси. Представителями просветительских идей были белорусские общественные деятели, писатели, учёные, педагоги Калиновский, Никифоровский, Носович, Богданович и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта