1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли
Скачать 132.6 Kb.
|
Пиетизм (от лат. pietas – благочестие), разновидность протестантизма, возглавил в Германии движение за обновление школы. Поскольку их не удовлетворяло ни содержание, ни методы традиционного школьного образования, они приступили к созданию своих учебно-воспитательных заведений. Наибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировавшихся вокруг Августа Германа Франке (1663-1727). Деятельность этих школ была связана с реализацией реально-практической направленности школьного образования и наглядности обучения в духе идей Я.А. Коменского. Среди созданных пиетистами школ были начальные, средние, школы для девочек, сиротский приют, в которых насчитывалось более 2 тыс. учащихся. В «учреждениях Франке» большое место отводилось обучению родному языку, сообщению реальных знаний, изучению природы с целью подготовки воспитанников к практической жизни, широко использовались экскурсии, организация труда учащихся в мастерских. Необходимыми средствами воспитания любви к близкому считалось краткое изложение детям христианского учения, религиозно-нравственные беседы, наставления, личный пример. С деятельностью учреждений Франке «связано возникновение в Германии первых реальных школ (математическая реальная школа в Галле (1708 г.) и экономическо-математическая реальная школа в Берлине (1747 г.). Во второй половине ХVIII века пиетизм утрачивает свое первоначальное влияние в значительной степени под влиянием новых педагогических течений – филантропизма и неогуманизма. Филантропизм (в переводе с греч. – человеколюбие) провозгласил главной задачей школы воспитание полезных и высоконравственных членов общества, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями. В связи с этим обучение в школах должно осуществляться с помощью методов, основанных на принципах наглядности и активности с широким использованием труда учащихся. Уделялось большое внимание познавательным экскурсиям, прогулкам, физическому воспитанию. Учащимся предоставлялось право изучать предметы по выбору с целью подготовки к поступлению в университет и к военной службе, торговой деятельности и т.п. В филантропинах в учебный план включались как древние, так и новые языки, философия, мораль, математика, естествознание, география, история, музыка, рисование, верховая езда, археология, бухгалтерия со счетоводством. Неогуманизм оказал значительное влияние на содержание среднего образования. Его предстваитель – В. Гумбольт по-иному подходил к оценке античности: на первое место выдвигался не латинский язык, литература и философия, а древнегреческий язык, древнегреческая античность, изучение которых, как считали неогуманисты, позволит решить две задачи: ознакомиться с античной демократией и воспитательным идеалом древних афинян. 25. Просвещение и основные направления в развитии педагогической мысли России в 18в. К ХVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I проводило различные реформы в области культуры, науки, техники. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигационных наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов и т.п. Это было первое реальное училище в Европе, в нем обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 50 учащихся. Учащиеся поступали в возрасте 12-17, а иногда и 20 лет. По указу 1701 г. за прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб., за второй 10 руб. и за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не внесут денег; у родителей, если они владели имуществом, производили конфискацию. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга. В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств. В 1715 г. старшие классы школы были переведены в Петербург и на их базе была создана Морская академия, которая функционировала как военно-учебное дворянское заведение, однако сословный состав в ней был достаточно пестрый. В начале ХVIII в. Была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. был издан указ об открытии цифирных школ, для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям об алгебре, геометрии и тригонометрии. С созданием цифирных школ вводилась своеобразная учебная повинность. Принудительность образования явилась одной из причин отмирания цифирных школ. Ученикам при поступлении в школу выделялись книги и учебные пособия. В 1721 г. В.Н. Татищевым организованы горные училища на Урале. Развитие международных связей способствовало развитию лингвистического образования. В 1701 г. В Москве открылась школа по обучению учащихся шведскому, латинскому, немецкому языкам. Кроме светских, в петровское время возникли духовные школы, где сочеталось духовное и светское образование. Для дворян начиная с 1731 г. создаются особые военные школы – кадетские корпуса. Первая закрытая сословно-дворянская школа – Сухопутный шляхетский корпус – была открыта в 1731 г. в Петербурге. В 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова был открыт Московский университет. Структура Московского университета отличалась от западноевропейских университетов, т.к. в нем отсутствовал богословский факультет. Структура и направление работы каждого факультета (юридического, философского, медицинского) обеспечивали интересы развития наук природоведческих и общественных. 26. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в 18в. До последней четверти ХVIII в. Белоруссия находилась в составе Речи Посполитой. По-прежнему лидирующее место в системе школьного образования занимали иезуитские школы. В 1704 г. иезуитская школа была открыта в Слуцке, в 1719 г. – в Смоленске. Кроме иезуитских школ в Белоруссии продолжали существовать и другие католические школы: соборные, кафедральные, монастырские, епархиальные. Значительную роль в организации католического образования на белорусских землях сыграл Краковский университет. Он составлял учебно-воспитательные планы, по которым рекомендовалось изучать латинский, греческий, польский, белорусский языки, катехизис, риторику, историю, музыку, арифметику, краткие нравственные афоризмы и поучения, а также осуществлял подготовку учителей для католической системы образования. Наряду с иезуитами, правда в несколько меньших масштабах, действовали в Белоруссии и униаты. В деятельности униатских школ активную роль играл орден базилиан. Базилианские школы были в основном организованы по типу иезуитских. Кроме иезуитов и базилиан активную деятельность проявляли доминиканцы и пиары. Первые пиарские школы (коллегиумы, уездные училища, конвикт) возникли в начале ХVIII в. Так, в 1718 г. в г. Щучины был открыт пиарский коллегиум, который относился к наиболее известным пиарским учебным заведениям. В коллегиуме преподавались восточные языки, всеобщая история, история естествознания, история римско-католической религии, логика и метафизика, которая насчитывала около 2000 книг. Значительную роль в реформировании пиарских школ в середине ХVIII в. сыграл прогрессивный деятель Польши С. Канарский. Сущность реформы пиарских учебных заведений заключалась в следующем: в учебный план вводился польский язык, общественно-этические и математические науки. Илье Копиевичу - принадлежит заслуга издания первых на русском языке книг о сотворении света, о навигации, книг по арифметике, истории, риторики и др. Он стремился привить любовь к знаниям, подчеркивал значение разностороннего обучения. Георгий Конисский– ректор Киево-Могилянской Академии был сторонником просвещения народа. Он видел прогрессивность петровских реформ в России и хотел их осуществления в Белоруссии. Казимир Нарбут был известным представителем педагогической и естественнонаучной мысли в Белоруссии 60-х гг. ХVIII в., Принял участие в работе Эдукационной комиссии. Его книга «Логика …» использовалась в качестве учебника в школах Белоруссии и Литвы на протяжении последней трети ХVIII в. Он был сторонником широкого образования под эгидой государства, ставил вопрос о единстве обучения и трудового воспитания. Новые веяния начинаются с деятельности Станислова Канарского польского педагога, одного из инициаторов Эдукационной комиссии, организатора пиарского высшего училища в Варшаве, где он провел свои реформы. По сути он исключил схоластику из процесса обучения, ввел новую философию, естествознание, обучение родному и новым языкам (преимущественно французскому). 27. Педагогическая система И.Г.Песталоцци. Существенный вклад в развитие классической педагогики внес выдающийся педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Он был не только организатором, практиком образования, не только крупным теоретиком педагогики, автором теории элементарного образования, применявшейся в ХIХ веке в начальной школе, но и писателем. Молодая Французская республика за роман «Линград и Гертруда» за его выдающуюся педагогическую деятельность наградила И.Г. Песталоцци званием «гражданина Французской республики». Основная цель воспитания по И.Г. Песталоцци – развитие природных способностей человека, заложенных в нем, постоянное их совершенствование, при этом он выступает за гармоническое развитие сил и способностей человека, считая, что все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Центром воспитания человека является формирование человечности, деятельной любви к людям. Свой идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать в двух сиротских приютах. Наряду с обучением чтению, письму, арифметике, пению воспитанники получали трудовую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских. Для экономии времени дети, работая в мастерской, одновременно следили за буквами, которые писались на доске, слушали рассказ учителя, заучивали что-либо наизусть, упражнялись в устном счете и т.д. Так у него зародилась идея об элементарном первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника, которую он воплотил в теории элементарного образования. Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к более сложному, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. Так, основными элементами знания И.Г. Песталоцци считал форму, число и слово и сводил элементарное обучение к умению измерять, считать и владению словом. Он разработал систему упражнений по формированию этих умений, настолько упростив ее, что любая мать-крестьянка могла использовать ее, чтобы начать обучение своих детей. И.Г. Песталоцци впервые в педагогике создал и подробно разработал методику начального обучения родному языку, арифметике и географии. Эта разработка частных методик нашла широкое применение в начальной школе. Разрабатывая идеи развивающего обучения (И.Г. Песталоцци выступил основоположником этой идеи), он, вместе с тем, резко разграничивал развитие мышления и накопление знаний, отдавая предпочтение первому. Он был одним из основоположников концепции формального образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Отмечая односторонний характер концепции формального образования И.Г. Песталоцци, следует иметь ввиду, что в то время она была достаточно оригинальной, поскольку противостояла традиционному представлению о школьном образовании лишь как усвоении знаний, излагаемых учителем. 28. Выдающиеся художественно-педагогические произведения 18в, их авторы и основные идеи. Яркими представителями просветителей первой трети ХVIII в. были Ф.С. Салтыков, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев. Федор Степанович Салтыков разработал план распространения образования в России, который изложил в записке-проекте «Пропозиции». Он рекомендовал в каждом городе учить всех мастеровых людей, промышленников и отдать им в учение на семь лет детей, желающих. После освидетельствования ученикам разрешалось заниматься собственным ремеслом. Ф. Салтыков выдвинул идею всенародного обучения. Для этого он предложил во всех губерниях создать по одной или две академии для обучения тысячи человек в каждой, отдать им по несколько монастырей, оставив в них лишь священников и причетников для служб. Возраст принимаемых детей ограничивался от 6 до 23 лет. В содержание образования Ф. Салтыков включал большой набор «свободных наук»: латинский, греческий, немецкий, английский, французский языки, грамматику, риторику, философию и т.п. Одним из первых Ф. Салтыков предложил организовать женские школы. Под угрозой штрафа отцам следовало приводить в школы дочерей с 6 лет и обучать их до 15 лет. Свои реформаторские идеи Иван Тихонович Посошков изложил в сочинении «Книга о скудности и богатстве». Основную роль в развитии просвещения среди крестьянства по мнению И. Посошкова, должно сыграть духовенство. Он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В процессе обучения рекомендовал следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Он рекомендовал воспитывать в детях трудолюбие, скромность, честность. Выдающимся педагогом России ХVIII в. был первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов. Демократизм М.В. Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся в них детей, о создании единой бессословной системы образования, доступной всем. Идея народности программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. М.В. Ломоносов выдвинул своеобразную для своего времени теорию воспитания, считая необходимым воспитывать молодежь на прогрессивных традициях прошлого. М.В. Ломоносов первым начал внедрять классно-урочную систему в Академической гимназии, гимназиях Московского университета, в Кадетском корпусе. Иван Иванович Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), который получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. И.И. Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, изменил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, смольный институт благородных девиц в Петербурге для девочек с отделением для девочек из мещан. 29. Педагогические идеи представителей западно-европейского утопического социализма(19в.). Для первых десятилетий ХIХ в. Было характерно возрождение идей раннего утопического социализма. Наиболее яркими представителями этого направления общественной мысли были К.А. Сен-Симон, Ф.М.Ш. Фурье, Р. Оуэн . Социалисты-утописты показали, что новое общество, основанное на рациональной организации хозяйства должно преодолять безработицу, кризисы перепроизвосдтва, обеспечить расцвет промышленности и сельского хозяйства и в своей совокупности содействовать благосостоянию всех слоев населения. Социалисты-утописты ХIХ в. принимали активное участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка. На основе своих социальных убеждений особенно активную работу в этом направлении вели Р. Оуэн в Англии и его последователи, которые с середины 70-х годов ХIХ в. создали сеть культурно-просветительных учреждений для рабочих, публикуя научно-популярную литературу. Характеризуя воспитание, присущее новому обществу А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значения индустриального производства, предупреждая о негативных последствиях, к которым может привести пренебрежение им. В их сочинениях проявилось осознание необходимости распространения всеобщего образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда. Именно в таком контексте Ш. Фурье говорил о том, что труд должен быть осмыслен знанием. Аналогичные мысли высказал и Р. Оуэн видевший в научно-техническом прогрессе основу на переустройства общества на разумной основе. Ш. Фурье оценивал традиционный для того времени отрыв школьного образования от практики как «бессмысленный ход воспитания», и, напротив, связь воспитания с практикой, с трудом представлялась ему основой материального процветания общества. В отличие от своих единомышленников Р. Оуэн не ограничивался только размышлениями по вопросам рациональной организации воспитания, но и осуществлял оригинальные педагогические опыты, начало которым было положено еще в годы, когда он был совладельцем и директором распорядителем одной из шотландских текстильных фабрик в Нью-Лэнарке (1800-1829). 30. Основные направления в развитии зарубежной школы 19в. В крупнейших странах Западной Европы и США в ХIХ в. происходило становление национальных систем школьного образования. В Англии начало создания системы государственных начальных школ было положено законом 1870 г. В 1872 г. был принят закон о начальной школе в Германии, по которому от руководства школой была отстранена католическая церковь, претендовавшая на монопольное право решать все вопросы, связанные с обучение и воспитанием детей. Во Франции введение такого законодательство фактически началось в годы наполеоновской империи. В 1801 г. был принят закон об организации коммунальных учебных заведений, а в 1833 г. при министре Гизо принято первое государственное законодательство по начальному образованию («Закон Гизо»). Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации. В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела. Так, в Пруссии была резко усилена роль центральных школьных органов. Инициатива учителей была ограничена. В школах распоряжались инспектора, которые подчинялись непосредственно министру образования. В провинции высшую власть над школой осуществлял губернатор. В Англии и США развитие школьной системы происходило в направлении децентрализации. В Англии школьное законодательство предоставляло большие права и функции местным органам. В округах избирались школьные комитеты, которые составляли школьные уставы, взымали налог за образование, открывали учебные заведения. Каждая школа действовала по собственному уставу. В США в штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались школы. Школьный комитет состоял из губернатора и вице-губернатора штата, а также суперинтенданта. Непосредственное руководство школами осуществляли советы, избранные общиной Округа и школы фактически не зависели от федерального Бюро образования и подчинялись властям штата. |