Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Демократизм деятельности братских школ Беларуси.

  • 18. Влияние Реформации и Контрреформации на развитие просвещения и педагогической мысли в Беларуси.

  • 19. Педагогические взгляды Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий.

  • 21.Педагогические взгляды Дж.Локка.

  • 22. Педагогические идеи французских просветителей.

  • 23.Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо.

  • 24. Педагогическая деятельность и взгляды пиетистов, филантропистов и неогуманистов.

  • 1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли


    Скачать 132.6 Kb.
    Название1. Предмет и задачи курса История образования и педагог мысли
    Дата19.01.2018
    Размер132.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_ped_2_kurs_1_sem_Teterina_3.docx
    ТипОбзор
    #34620
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Арианские школы были 2 видов: начальные и типа гимназий, которые давали среднее образование. Учебный план арианских школ включал в себя целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось предметам природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине. Такого обширного образования в Беларуси ранее не давала ни одна школа.

    Братские школы. Дисциплина в школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался. Преподавание осуществлялось на церковнославянском и белорусском языках. Обучение было бесплатным, учились в основном дети мещан, которые состояли в братствах, дети православной шляхты и духовенства, а также «убогие сироты». Преподавался целый ряд предметов: диалектика, риторика, астрономия, математика, которая сводилась в основном к арифметике, музыка, история и география, жития святых.

    Иезуитские школы. Подразделялись на 2 типа: низшие и коллегии. Коллегии состояли из 2 отделений – низшего и высшего. Низшее имело 3 класса. В некоторых коллегиях было еще 2 класса, где изучалась этика, мораль, богословие, физика, математика. Следовательно, полная иезуитская коллегия состояла из 5 классов: низшего, среднего и высшего: грамматических, поэтического и риторического. Обучение в каждом классе продолжалось 1 год, в классе риторики – 2 года. Изучали такие предметы как: классическая латынь, греческого и древнееврейского языков, риторики, логики, философии. Обучение было бесплатным и официально провозглашалась терпимость к вероисповеданию учащихся.

    Униатские школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа изучали риторику, право, философию и богословие, в небольшом объеме историю. Учитывая то, что униатские школы предназначались в основном для бедного населения, уровень учебно-воспитательной работы в них был не высоким.17. Демократизм деятельности братских школ Беларуси.

    Православные церковные братства возникли в результате религиозно-политического движения горожан Беларуси и Украины в ответ на усиление католической экспансии, принудительное насаждение униатства и явились сильной опорой в борьбе за сохранение национальной культуры.

    В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Она очень быстро получила известность, и первой среди всех православных школ применила в учебном процессе печатные книги.

    Вслед за Виленской возникает целая сеть братских школ: Могилевсакя (1590 г.), Брестская (1591 г.), Минская (1592 г.), Гродненская (1591 г.), Оршанская (1591 г.), Бельская (1594 г.), Шкловская (1625 г.), Полоцкая и Пинская (1633 г.) и др.

    Братские школы в своей деятельности руководствовались Уставом братства и уставом школ. В них использовались элементы классно-урочной системы.

    Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.

    Преподавание в братских школах осуществлялось главным образом на церковнославянском и белорусском языках. На славянский язык были переведены почти все учебники братских школ. Обучение было бесплатным, учились в школах, в основном дети мещан (ремесленников и торговцев), которые составляли в братствах, а также «убогие сироты», дети православной шляхты и духовенства. Преподаватели в школах как духовные, так и светские образованные люди.

    В братских школах преподавался целый ряд предметов: диалектика, риторика, астрономия, математика, которая сводилась в основном к арифметике, музыка, история и география (изучались по летописным источникам, текстам священного писания, жития святых).

    Учебную и воспитательную работу в братских школах нередко вели выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того периода. В Брестской и Виленской братских школах учительствовал Л. Зизаний, в Ивьевской – М. Смотрицкий, в Виленской – Л. Карпович, И. Бобрикович, С. Косов, в Полоцкой – С. Полоцкий.

    Следует отметить огромный вклад братств в развитие издательского дела. Многие православные братства имели типографии, где печатали церковные книги, учебники и пособия на старославянском и белорусском языках.

    Развитие белорусского языка, поэзии, драматургии и музыки также было связано с братскими школами.

    18. Влияние Реформации и Контрреформации на развитие просвещения и педагогической мысли в Беларуси.

    Начиная со второй половины XVII века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации), в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце XVII в. на территории Великого Княжества Литовского были закрыты все Братские школы, а также арианские, кальвинистские и другие (на территории Белой Руси насчитывалось около двадцати одного типа тип различных школ). В 1697 году белорусский язык в Княжестве Литовском перестал быть государственным и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский. .В истории Беларуси конец XV – начало XVIвв. известен как период заметного оживления социально-политической и культурной жизни, расширения производства и общественных отношений. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным как эпоха Возрождения. Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения и науки, как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др.

    19. Педагогические взгляды Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий.

    известный белорусский просветитель, поэт, переводчик, педагог, церковный и общественный деятель. Полоцкий многое сделал для развития просвещения в России: возглавил греко-латинскую школу, в которой учили будущих дипломатов, создал привилегию первого высшего учебного заведения, открыл в Москве типографию, в которой издал несколько книг, половину которых составили учебно-педагогические взгляды, изложил в работах «Обед душевный», «Вечеря душевная» и др. Полоцкий по праву считается одним из первых педагогов-теоретиков, который создал целостную и оригинальную систему педагогических взглядов. Ведущим в этой системе стал принцип природосообразности. В его творчестве нашли отражение такие проблемы педагогики, как роль и значение воспитания, роль окружающей среды в воспитании, семейное воспитание, воспитывающая роль обучения, вопросы нравственного и гражданского воспитания, роль воспитателя и требования к нему и др. Полоцкий убедительно доказал, что человек при рождении не имеет никаких прирожденных идей, что ум ребенка – «чистая доска», на которой воспитатель и родители могут написать все, что захотят. Эта «доска» заполняется по мере взаимодействия человека с окружающей средой и в процессе обучения.

    20.Педагогическая систмев Я.А.Коменского.

    - известный чешский педагог, внес огромный вклад в развитие и оформление педагогики начала Нового времени, особенно в разработку дидактики. Характерными чертами его мировоззрения выступали народность, демократизм и гуманизм. Он мечтал о том, что педагогическая система, разработанная им на совершенно новых началах, будет способствовать созданию таких школ, которые станут «истинными мастерскими людей», чтобы новое воспитание способствовало взаимопониманию и дружбе народов, установлению всеобщего мира. Именно в воспитании он видел главное средство всеобщего благоденствия. Эти идеи носили отражение в его капитальном труде «Великая дидактика».

    Цель воспитания по Я.А. Коменскому – подготовка к вечной загробной жизни и вместе с тем подготовка к жизни реальной, деятельности в ней. Данная цель, считал великий чешский педагог, реализуется посредством следующих задач: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к Богу (религиозное воспитание).

    Методологическую основу его педагогической системы составляет принцип природосообразности. Под природой Я.А. Коменский понимал единство человека (микрокосма) и окружающей действительности (макрокосма). Поскольку, полагал он, природа и человек познаваемы, значит должны быть познаваемы законы воспитания и обучения.

    В соответствии с принципом природосообразности Я.А. Коменский предложил свою возрастную периодизацию; при этом он подробно проанализировал основные задачи воспитания в каждом из четырех периодов (по шесть лет в каждом), определил соответствующий каждому периоду тип школы (материнская школа, элементарная (начальная) школа, латинская школа или гимназия, академия); подробно проанализировал содержание образования для каждой ступени (кроме академии).

    Примечательно, что типы школ, предложенные Я.А. Коменским, были преемственно связаны между собой, тем самым он значительно опередил свое время требованием единой школьной системы. Все учебные книги Я.А. Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире.

    Одним из первых он рассмотрел проблему структуры процесса обучения, рассматривая ее с позиций сенсуалистической философии. В основе процесса обучения, как и процесса познания, считал он, лежат ощущения. Структура процесса обучения по Я.А. Коенскому выглядит следующим образом: сначала действуют органы чувств (ощущения), затем вступают в действие ум и память и завершают действие язык и руки. Центральное звено процесса обучения составляет деятельность мышления; теория связанная с практикой – единство языка и руки.

    Важное место в педагогической системе Я.А. Коменского занимают проблемы нравственного воспитания. Он отмечает «кардинальные добродетели»: мудрость, мужество, умеренность, справедливость, трудолюбие, честность и т.п. Все эти качества личности должны развиваться у каждого ребенка с раннего возраста путем наставлений, подкрепляемых конкретными делами и поступками.

    Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

    21.Педагогические взгляды Дж.Локка.

    На пороге Нового времени заявил о себе английский просветитель и философ, идеолог «Славной революции» 1688 г. в Англии, основоположник теории воспитания джентльмена Джон Локк. Решительно выступив против теории «врожденных идей» и принципов, Дж. Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств. Отвергнув учение о врожденности идей Дж. Локк распространил это положение и на нравственные понятия: они не являются врожденными, а являются результатом определенных жизненных условий и воспитания. Он признавал, что от природы имеются некоторые различия в способностях детей, но им он придавал весьма ограниченное значение.

    Свой основной педагогический труд «Мысли о воспитании» Дж. Локк посвятил вопросам воспитания джентльмена. Его книг

    а была адресована имущим классам. Что касается детей народа, то для них он предлагал создавать «рабочие школы», приюты, в которых дети своим трудом окупают стоимость своего содержания. Цель воспитания Дж. Локк видел в том, чтобы сформировать джентльмена-дельца, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно. Он представляет джентльмена человеком деятельным, физически крепким и закаленным, умеющим владеть собой, обладающим ясной мыслью и жизненно-необходимыми знаниями.

    Нравственное воспитание – главная и наиболее разработанная часть системы воспитания джентльмена. Главную задачу Дж. Локк видел в дисциплинировании характера и наметил пути воспитания характера; при этом он особо подчеркивал увеличение примера старших, убеждения, поощрения, порицания, привычек, соответствующих навыкам своего класса.

    Образование Дж. Локк ставил на второй план, считал формирование характера и благоразумия более важными задачами. Программу образования джентльмена он строит на новых для того времени основаниях: образование должно сообщать учащимся реальные, практически полезные знания (арифметика и геометрия, география и астрономия, история и хронология, этика и право, законоведение, логика и риторика), т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему, как он полагал, потребностям времени, чем классическая система.

    Юный джентльмен, считал Дж. Локк, обучается танцам, фехтованию, верховой езде и вместе с тем ремеслам и бухгалтерии. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел пригодится деловому человеку (как предпринимателю). Воспитание буржуазной молодежи завершается путешествиями.

    Образование, юный джентльмен приобретает дома под руководством опытных воспитателей. Школа, по мнению Дж. Локка, это учреждение, где собрана толпа порочных мальчиков всякого состояния, и даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее школьных знаний и умений.

    Идеи Дж. Локка оказали определенное влияние на домашнее реформирование как классической, так и реальной систем образования.

    22. Педагогические идеи французских просветителей.

    Огромное влияние на развитие педагогической мысли и школьного дела оказали идеи французских просветителей ХVIII в. (Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Видными представителями французского материализма ХVIII века были Д. Дидро и К.А. Гельвеций, проявившие большой интерес к проблемам воспитания.

    Дени Дидро - создатель и редактор «Энциклопедии», горячий поборник просвещения, в отличие от представителей правого крыла просветителей пропагандировал идею народного просвещения. Д. Дидро высказывался за всеобщее бесплатное начальное обучение, выступал против сословных ограничений при приеме в средние и высшие учебные заведения, резко критиковал засилие классицизма и вербализма, уделял особое внимание точным и естественных наукам в содержании образования, тем самым поддерживал реальное направление в образовании, требовал исключения религии из школьного обучения.

    Клод Адриан Гельвеций - считал средством создания всеобщего счастья изменение законов и улучшение воспитания. Проблемы воспитания достаточно полно рассмотрены в его работах «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Он обличал церковь и выдвигал идею светской школы. Цель воспитания – формирование здравомыслящих граждан, патриотов.

    Жан-Жак Руссо - выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путем самообразования; он был католиком, писателем, социологом и философом, музыковедом и композитором, психологом и педагогом. В мировую педагогику он вошел как создатель теории естественного (свободного) воспитания. Его произведения «Эмиль, или о воспитании». Власть и богатство, считал Ж.-Ж. Руссо, создали неравенство, и человек потерял свою свободу и стал испорченным. Испорченное общество, в свою очередь, неизбежно способствует созданию испорченных людей. Отсюда вывод: ребенка (Эмиля) следует воспитывать вне испорченного феодального общества в соответствии с природой (природосообразно) в условиях естественной жизни.

    Ж.-Ж. Руссо делит жизнь своего воспитанника на четыре периода: от рождения до двух лет, когда следует обращать особое внимание на физическое воспитание; от 2 до 12 лет – «сон разума», когда, главным образом, надо развивать «высшие чувства», так называемую сенсорную культуру; от 12 до 15 лет – широко развертывается умственное и трудовое воспитание; от 16 до 18 лет – «период бурь и страстей», когда осуществляется по преимуществу нравственное воспитание. Такое распределение по возрастам формально и ненаучно, но оно нужно Ж.-Ж. Руссо для построения своей теории естественного воспитания.

    В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.

    Во втором периоде не следует заставлять ребенка рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребенок, по мнению Ж.-Ж. Руссо, еще не способен рассуждать.

    К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию.

    23.Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо.Жан-Жак Руссо .

    - выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путем самообразования; он был католиком, писателем, социологом и философом, музыковедом и композитором, психологом и педагогом. В мировую педагогику он вошел как создатель теории естественного (свободного) воспитания.

    Ж.-Ж. Руссо был сторонником верности природе, «естественности». Основу его мировоззрения составили: естественное право, естественная религия, естественное воспитание. Его произведения «Эмиль, или о воспитании».

    Ж.-Ж. Руссо делит жизнь своего воспитанника на четыре периода: от рождения до двух лет, когда следует обращать особое внимание на физическое воспитание; от 2 до 12 лет – «сон разума», когда, главным образом, надо развивать «высшие чувства», так называемую сенсорную культуру; от 12 до 15 лет – широко развертывается умственное и трудовое воспитание; от 16 до 18 лет – «период бурь и страстей», когда осуществляется по преимуществу нравственное воспитание. Такое распределение по возрастам формально и ненаучно, но оно нужно Ж.-Ж. Руссо для построения своей теории естественного воспитания.

    В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.

    Во втором периоде не следует заставлять ребенка рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребенок, по мнению Ж.-Ж. Руссо, еще не способен рассуждать. Единственная книга, которую он рекомендует прочитать в этом периоде, является роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», который учит человека делать все самостоятельно для своей простой жизни.

    К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию. В этом возрасте, по Ж.-Ж. Руссо, подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями, не может правильно понять взаимоотношения людей, а потому, он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой (география, природоведение, астрономия).

    Теперь Эмиль приготовлен к жизни, и на 16-ом году жизни Ж.-Ж. Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город не страшен Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии.

    Что касается воспитания девочек, то Ж.-Ж. Руссо ограничивал его физическим, эстетическим и религиозным воспитанием, считая, что никаких серьезных умственных занятий им не нужно.

    24. Педагогическая деятельность и взгляды пиетистов, филантропистов и неогуманистов.

    Существенное влияние на развитие образования и педагогической мысли Германии и в целом Европы оказали пиетизм, филантропизм и неогуманизм.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта