Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Возникновение общинно родового строя.

  • 16. Заселение неантропом Америки, Австралии и Океании. Рассогенез.

  • 17. Эпоха присваивающего хоз-ва. Развитие производительных сил и материальной культуры.

  • Билеты по первобытке 2003. 1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)
    АнкорБилеты по первобытке 2003.doc
    Дата26.10.2017
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты по первобытке 2003.doc
    ТипДокументы
    #9851
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    14. Завершение процесса антропогинеза и возникновение человека современного вида.

    Эволюция семей­ства гоминид на протяжении ран­него и среднего плейстоцена созда­ла благоприятные предпосылки для достижения последней ступени этой эволюции — возникновения человека современного вида. Уже древний представи­тель рода Homo — неандертальс­кий человек имел все необходимые для интенсивной трудовой деятель­ности органы. Но наличие у него примитивных признаков суживало его возможности. Поэтому коллектив неандертальцев имел малые потен­циальные возможности в развитии общественных форм жизни. теория факторов появления человека со­временного вида исходит из преимуществ современного человека перед неандертальским как существа социального. По мнению Я.Я. Рогинского, интенсивное развитие передних отделов мозга у современ­ного человека в сравнении с неандертальцем как раз и проистекает вследствие того, что обусловленные им социальные качества приобрели огромную роль в эпоху резкого подъема производства и складывания начальных форм родовой организации, какой была эпоха позднего палеолита. Возможно, что перестройка черепной коробки оказала какое-то влияние и на пере­стройку лицевого скелета. Время появления человека современного вида падает на вторую половину позднего плейстоцена и совпадает с началом позднего пале­олита. С одной стороны, предполагается, что различные расы современного человека произошли от разных рас неандертальцев, и таким образом весь Старый Свет можно назвать прародиной Homosapiens. Согласно гипотезе полицентризма и сформулированной Францем Вайденрайхом, европеоидная раса сформировалась на базе европейских неандертальцев, негроидная — на базе южных, пре­имущественно африканских, форм неандертальского типа, монголо­идная происходит от потомков синантропа. Другая гипотеза моноцентриче­ской и сформулированная. Я.Я. Рогинским, исходит из отсутствия ощутимых морфологических аналогий между современны­ми расами и расами неандертальцев. Тип современного человека сложился в центре ойкумены, по-видимому, в Передней Азии и Средиземноморье, вследствие интенсивного смешения различных представителей неандертальского типа, проходившего в центре ойку­мены сильнее, чем в ее окрестностях. Специфические морфологические особенности ранних позднепалеолитических форм Homosapiens получают убедительное объяснение с точки зрения обеих гипотез и не помогают сделать выбор между ними. Так, сильное выступание носа сближает верхнепалеолитических людей Западной и Восточной Европы с современными представителями европеоидной расы; широкий нос, выступание лица вперед в одина­ковой степени характерны как для древних, так и для современных представителей негроидной расы; наконец, уплощенность лица, столь характерная для современных монголоидов, может быть отмечена и на позднепалеолитических черепах с территории Китая. С другой стороны, для всех верхнепалеолитических черепов характерен ком­плекс признаков, сближающих их между собой и позволяющих утвер­ждать, что типологическая неоднородность позднепалеолитического человечества была меньше, чем современного,— явный аргумент в пользу моноцентрической гипотезы. К числу этих признаков относятся широкое низкое лицо, низкие орбиты, удлиненная форма черепной коробки. Все они придают позднепалеолитическим черепам своеоб­разный морфологический облик, отмечаемый обычно в антропологи­ческой литературе как пример «дисгармонического» соотношения между размерами лицевого скелета и черепной коробки. Возможно, оно отражает неполную завершенность процесса формирования мор­фологического типа современного человека на ранних этапах его истории.
    15. Возникновение общинно родового строя.

    Возросшая техническая вооружен­ность человека в его борьбе с природой сделала возможным сущест­вование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования, преемствен­ности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Праобщине с ее сравнительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу. Поэтому праобщина должна была уступить место более прочной форме общественной организации. О недавнего времени отеч. исследователи и др. зарубежные ученые видели в ней уже открытый Морагном материнский род. Во-пер­вых, при очень низком уровне развития того общества, единст­венной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства. Во-вторых, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие исключи­тельную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства. В-третьих, при нестабильности гаремных семей однолинейное родство должно было строится по материнской женской линии. упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, вероятно, считался коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т. е. материнский род. Другие общества жили кто материнско-родовым, а кто отцовско-родовым строем. Э. Тайлор говорит, что этнологии известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти ни одного обратного перехода. Это также постепенное обнаружение во все новых и новых отцовско-родовых обществах остатков материнско-родового строя, позволяющее полагать, что в дальнейшем такие остатки будут найдены и у многих из тех племен, у которых они в настоящее время не зафиксированы. Это, наконец, новейшие свидетельства при­матологии о матрифокальности уже в стадах высших обезьян, из чего следует, что представления о материнском родстве должны были намного опережать представления о родстве отцовском. Возникновение на стадии перехода к верхнему палеолиту общин­но-родового строя косвенно подтверждается некоторыми археологи­ческими данными. Некоторые из этих жилищ обиталища материнских родовых коллективов, в частности так назы­ваемые длинные дома ирокезов. позднепалеолитические фигурки говорят об особом месте женщины в жизни и мировоззрении общества и, возможно, действи­тельно указывают на зарождение материнско-родового культа. Другим важнейшим при­знаком рода был обычай экзогамии. По мнению Мак-Леннана, истоки экзогамии лежали в обычаях «воинст­венных дикарей», убивавших бесполезных на войне девочек, а поэтому вынужденных искать себе жен на стороне. Дарвин объяснял происхожде­ние экзогамии взаимным отвращением к половому общению, которое должно было возникнуть у близких, повседневно общавшихся между собой родственников. Б.Ф. Поршневговорил что экзогамия происходила выведением ее из такого якобы свойственного праобщине порядка, при котором более подвижные охотники-мужчины постоянно отрыва­лись от женщин и встречались с женщинами других праобщин, в свою очередь отстававшими от своих мужчин. Э. Дюркгейма, искавшего истоки экзогамии в боязни перед человече­ской кровью вообще и дефлорационной и менструальной кровью женщин из своего рода в особенности. Морган, связывавший возникновение экзогамных запретов со стремлением избежать биоло­гически вредных последствий кровосмешения. С.А. Токарев и Золотарев связали возникновение экзогамии со стремлением мустьерских праоб­щин преодолеть свою первоначальную замкнутость и установить хо­зяйственные контакты с соседними праобщинами. Ю.И. Семенов объясняет возникновение экзогамии необходимостью упорядочения хозяйственной жизни внутри первобытных коллективов. Он исходят из того, что нерегулируемые половые отношения должны были сопровождаться непрерывными столкновениями на почве ревно­сти и тем самым расшатывали праобщину как хозяйственную и обще­ственную ячейку. Путь устранения создавшихся противоречий вел к посте­пенному возникновению дуальной* организации — сочетания только двух экзогамных групп в одно постоянное взаимобрачное объединение, зародыш эндогамного* племени. Ко времени первых этнологических описаний общественного строя наиболее отставших в своем развитии племен ни одно из них уже не сохраняло дуальной организации в ее первоначальном виде, т. е. не состояло только из двух групп. С ростом народонаселения последние поделились на несколько новообразований. Однако дочерние группы не порвали связи между собой и продолжали составлять две особые половины племени, названные Морганом фратриями. Широкое распространение дуального деления свидетельствует о глубокой древности и универсаль­ности дуальной организации. Проблема возникновения экзогамии остается открытой. Одна из причин этого состоит в том, что при ее решении за отсутствием прямых этнологических сведений приходится обращаться к косвенным данным, к анализу пережитков, а подчас даже ограничиваться чисто логическими доводами.

    16. Заселение неантропом Америки, Австралии и Океании. Рассогенез.

    Расширение первоначальной ойкумены способствовало расовой дифференциации. Особенности главных расовых делений человечества, существующих в настоящее время, уже были выражены в эпоху позднего палеолита достаточно отчетливо. Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная — в Азии, представители негроидной расы населяли Африку и Австралию. в образовании морфологи­ческих различий между тремя большими расами человечества расовых различий первого порядка, основная роль принадлежала, двум факторам — приспособлению к среде, несомненно различавшейся на разных мате­риках, и изоляции на обширных пространствах целых материков в результате достаточно резких естественных рубежей между материками. Представители негроидной расы имеют очень темную кожу, курчавые волосы, очень широкий нос, толстые, как бы вывер­нутые, губы. Этот комплекс признаков представляет собой пример удачного физиологического приспособления к тем условиям среды, в которых живут негроиды и которые в первую очередь характеризуются очень высокой температурой и большой влажностью. Темный цвет кожи образуется у них благодаря наличию в покровных слоях кожи меланина — особого пигмента, предохраняющего кожу от ожогов. Он есть и в коже представителей других рас, но в значительно меньшем количестве. Монголоидная раса сложилась в областях с жарким, но сухим континентальным климатом, в условиях полупустынного и степного ландшафта, где сухой и холодный ветер поднимает и гонит громадные тучи мельчайшего песка. лицо у представителей монголоидной расы покрыто слоем жира, значительно превосходящим по толщине слой жира на лице европео­идов и негроидов, а глаза характеризуются узким разрезом и наличием особой складки во внутреннем углу глаза — эпикантуса. наиболее характерная морфологическая особенность ев­ропеоидной расы — сильно выступающий нос — также может быть объяснена как результат воздействия климата на процесс расообразования. Сильное выступание носовой полости удлиняло путь воздуха до дыхательных путей и способствовало его согреванию. Судя по палеоантропологическим и археологическим данным, вы­деление крупных ветвей в пределах больших рас относится к эпохе мезолита. Внутри европеоидной расы выделяются северная и южная ветви, внутри монголоидной —азиатская и американская ветви, не­гроидный ствол разбивается на две группы типов —африканскую и австралийскую. К этому же времени относится, по-видимому, форми­рование метисных типов в контактных зонах. Многие из локальных рас образовались под влиянием изоляции. Это справедливо в первую очередь по отношению к австралийскому и американскому стволам. Северная и южная ветви европеоидной расы; представители которых обнаруживают все гаммы переходов от самых светлоглазых и светло­волосых на земном шаре людей к негроидам, также, по-видимому, испытали влияние климатического фактора. Таким образом, разные факторы расообразования различно действовали на разных территори­ях и по отношению к разным расовым типам. подавляющая часть этих поздних расовых типов сформирова­лась на протяжении последних двух - трех тысячелетий, и формирование их заметно выходит за хронологические рамки истории первобытного общества

    17. Эпоха присваивающего хоз-ва. Развитие производительных сил и материальной культуры.

    Общие сведения. Стадия раннепервобытной общины характеризуются простым, присваивающим хоз-вом так называемых низших охотников , рыболовов и собирателей и соответствующими ему примитивными формами общественных отношений. Но не во временном , ни пространственном отношении эта стадия не была единообразной

    Прежде всего на протяжении этой стадии наблюдался заметный рост производственных сил. В 3-3 раза расширился ассортимент орудий труда. Большое значение имело изобретение лука со стрелами, появление которого часто считают гранью м/д 2 этапами присваивающей деятельности: архаическим и более развитым охотничье - собирательным хоз-вом, в ряде районов сочетавшиеся также с рыболовством. Грань эта не универсальна . В Ю. Америке, Океании и Юг-Вост. Азии известны охотничьи общества, пользовавшиеся не луком со стрелами, а другим эффективным оружием – духовой стрелометательной трубкой. Археологически эти два этапа соответствуют эпоха верхнего палеолита и мезолита. Немалое значение имели и другие сдвиги в вещественных производительных силах на этой стадии, в частности, приручение собаки, усовершенствование водных транспортных средств, орудии рыболовства и морского зверобойного промысла.

    Прогрессировали субъективные производственные силы – производственные навыки человека. Расширились знания о природной среде, накопился производственный опыт, улучшилась организация коллективного труда. Труд был простой кооперацией, т. е. сотрудничеством, не знавшим продвинутых форм разделения труда. Полной однообразности трудовых операции ни когда не было. Постепенное усложнение производственных навыков чем, дальше тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому существовавшее ещё в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту полуило дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, позднее рыболовом , женщина сосредотачивалась на собирательстве, н домашнем хоз-ве, стала хранительницей очага. Дети и старики помогали трудоспособным членам общины . старики являлись хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовление орудии труда.

    В первобытности человек в наставительно большей степени, чем позднее, зависел от природных условии. У общин, живущих в умеренных, а тем более в северных широтах, собирательство видимо, играло меньшую роль, чем у общин субтропических и тропических широт.

    Стадия раннепервобытной общины - время существования человека современного вида, и для её исторической реконструкции широко применяют наряду с археологическими материалами этнологические аналогии. Это коренное население Тасмании и Австралии и др. все эти племена как правило , - племена мезолитического облика, но в культуре многих из них сохранились и верхнепалеолитические традиции.

    Подъём производительных сил и расширение первоначальной ойкумены. С появление человека современного вида мы вступаем в эпоху заключительного этапа развития палеолитической каменной техники – эпоху верхнего палеолита. Эта эпоха характеризуется значительным подъёмом производительных сил , улучшение техники обработки камня.

    Верхнепалеолитическая ойкумена гораздо больше насыщена памятниками, исчисляемыми тысячами, чем среднепалеолитическая и тем более нижнепалеолитическая. Памятники сохранились лучше, но увеличение их числа на порядок не может отражать увеличение численности и плотности населения.

    Повышение уровня орудийной оснащённости человечества в это время имеет своей причиной изобретение новой техники обработки камня. Одно из таких изобретений это пластины, которые имели строго правильную форму и достаточно равномерную толщину и ширину но всей длине. Широкое использование дерева и кости, позволяло в большом количестве получать основные орудия труда.

    Для верхнепалеолитического времени типичны долговременные стойбища, использовавшиеся по-видимому, по нескольку десятилетий: во Франции, Чехии. То что их использовали на протяжение нескольких десятилетии, можно объяснить огромными скоплениями в культурном слое остатков сотен и тысяч крупных животных. Продуктивность охоты, и обилие добычи снабжали верхнепалеолитического периода всем необходимым для поддержания жизни в условиях перехода от мягкого климата к суровым условиям эпохи последнего обледенения, на которую падает завершение верхнего палеолита.

    Начало верхнего палеолита , отстоит от современности примерно на 40-45 тыс. лет. Окончание верхнепалеолитической эпохи по-разному датируется различными авторами. Некоторые видят в изобретение лука со стрелами ту черту, которая обозначает рубеж м/д верхним палеолитом и мезолитом. Другие настаивают на решающем значении появление чрезвычайно малогабаритных орудий. Третьи указывают на вымирание крупных представителей четвертичной фауны. По сути дела все эти признаки отражают разные стороны единого процесса

    До сравнительно недавнего времени в европейской археологии главенствовала периодизация, возникшая на заре археологической науки. Верхнепалеолитическая эпоха делилась в соответствии с этой периодизацией на три периода – ориньяк (ориньянский), солютре (солютрииский), мадлен(мадленский) все они получили название по названию местечек во Франции где были найдены. Для ориньякской эпохи были характерны более или менее все верхнепалеолитическое формы. Для солютрейской эпохи было характерно выделение двусторонне обработанного орудия, для мадленской – значительное богатство бытовавшей наряду с каменными инвентарём костяной индустрии. Свойственные им признаки характерны только для этого места.

    Сначала казалось естественным, что Америка заселена через Тихий океан из Юго- Восточной Азии. Французский этнолог Поль Реви, собрал достаточно большое число совпадений в языке и материальной культуре между американским индейцами, особенно индейцами Юж. Америки и народами Юго-Восточной Азии от океанического пути заселения Америки с запада со временем пришлось отказаться. Океанический путь заселения Америки, теоритически говоря, возможен и с востока, т. е. через Атлантический океан. Здесь же с ново указывается на аналогии в культурах м/д цивилизациями Африканского континента и древними цивилизациями Африканского континента , но и от этой теории пришлось отказаться.

    Остаётся, следовательно, только один-единственный путь, он и принят современной наукой, - путь через Берингов пролив из Азии. Заселение Америки человеком имело место примерно 20-25 тыс. лет тому назад, а в то время на месте Берингова пролива существовал обширный сухопутный мост.

    В эпоху верхнего палеолита Африка сохранила своё своеобразие, присущее её в среднепалеолитическое время. На севере сохранялась та форма индустрии, которая была здесь представлена в эпоху среднего палеолита. Типы орудий в верхнем палеолите более совершенны , но прогресс в общем несущественен.

    В мезолите хоз-во и материальная культура испытывали заметные изменения, которы сказались на многих областях ойкумены.

    К началу мезолита плейстоцен сменился голоценом: ледниковый период закончился. Это непосредственно отразилось на климате, флоре и фауне значительной части Евразии и Сев. Америки. Повсеместно здесь исчезли такие наиболее крупные животный: мамонты, шерстистые носороги.

    Из-за природно-хозяйственных особенностей различных областей ойкумены фаунистический кризис рубежа верхнего палеолита и мезолита одинаково сказался на хоз-ве и материальной культуре мезолитических общин, через культурные влияния – он коснулся и большей части ПЧ.

    Переход к охоте на менее крупных животных потребовал расширения отходнического промысла и большего разнообразия приёмов. Распространилась добыча на средних и мелких млекопитающих. Лук со стрелами а также его аналоги, копьеметалка более усовершенствованные оружия, которые использовались в охоте. Наряду с загонной охотой получила развитие индивидуальная с засадами. В мезолите была приручена собака. Она стала хорошим помощником в охоте, это и первый шаг в становление скотоводства. Наиболее шире стало практиковаться рыболовство, местами возник морской зверобойный промысел.

    Для мезолита характерно дальнейшее облегчение веса каменных орудий, достигнутое широким использованием микролитов. Микролиты – маленькие, в 1-2 см длиной, заострённые изделия из кремния, агата и т. д. в форме треугольников, ромбов трапеций. Употреблялись как наконечники стрел. Появились в верхнем палеолите , но широкое применение получили только в мезолите.

    Образ жизни мезолитических общин определялся тем, что они стремились использовать все охотничьи, рыболовческие и собирательские ресурсы. Это вело к подвижности, принимавшей одних случаях сезонно-оседлый, в других – бродячий характер. Вместе с тем было уже немало относительно оседлых общин.

    Аборигены Австралии охотились на кенгуру и др. сумчатых, страусов, а на побережье на тюлений и морских черепах. Охота коллективная и индивидуальная. По некоторым данным в охоте использовалась собака динго. Важнейшие оружия копья и палица, деревянная копьеметалька, бумеранги. Повсеместно большую роль играло собирательство.

    По другому жили мезолитические общины, ориентированные преимущественно на прибрежные ресурсы. Яганы и алакалуфы ловили рыбу, собирали моллюсков и крабов. Занимались собирательством. Гл. охот. Орудием были: копья, гарпуны. Были известны лук, праща и бола. Применялись для охоты собаки. В окружение поселения было много раковинных куч, что вообще типично для ориентированных на прибрежные ресурсы мезолитических культур. За такими кучами в археологии закрепился термин «кьеккенмьеддинги.

    18. Брак и семья в раннеродовой общине.

    С возникновением родовой организации и свойственной её дуальной экзогамии в первобытном обществе возник брак, т. е. особый институт, регулирующий отношения м/д полами. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения как м/д супругами, так и между родителя и детьми. Вопрос о начальной форме брака пока ещё не может быть решён вполне однозначно. По данным этнологии и отчасти археологии допускают две его основные трактовки. Первая: исходной формой был групповой брак, лишь позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и индивидуальной семьи. Вторая: с самого начала сущ-ли индивидуальный брак и индивидуальная семья, которые в своём развитии принимали различные формы.

    Начало первому решению было положено Л.Г. Морганом. Он наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи: кровнородственная(брачная общность м/ж всеми лицами одного поколения), пуналуальная( также общность с исключ., из неё сиблингов-родных братьев и сестёр), парная (непрочные и лишённые эконом., основы соединения 2 супругов), промежуточно патриархальна (семья с выраженной властью мужа), моногамная (прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственика). Две первые формы были основаны на групповом браке, а остальные – на индивидуальном.

    Существуют два типа систем родства: классификационные и описательные, хоты ни те, ни другие не выражены в чистом виде. В описательных системах, характерных для классовых обществ, имеются термины для отдельных родственников – «отец», «мать», «сын», «дочь». В классификационных системах, характерных для ПО, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определённых возвратных и брачных классов, или категорий.

    Доказательство группового брака усматривается в некоторых чертах брачной общности, этнологически фиксируемым на стадии раннеродовой общины. В частности они обнаружены у аборигенов Австралии с их системой так называемых брачных классов. У аборигенов Австралии имеются и др., черты брачной общности, в частности, обычай «пирауру», дающий как мужчинам, так и женщинам право на несколько «дополнительных» жён и мужей. Сходные брачные обычаи сущ-ли и у др., племён на этой стадии.

    Большая часть учёных считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у наиболее отставших в своём развитии низших охотников, рыболовов собирателей обнаружены парный брак и семья. Археологически на этой стадии также достаточно широко фиксируются небольшие одноочажные жилища.

    Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многожёнства и многомужества в двух взаимобрачных группах, а как право-обязанность этих групп поставлять друг другу фактических супругов, совместная жизнь которых могла более или менее длительной. Спор идёт не только о фактической, сколько о понятийно-терминологической стороне дела. Если групповой брак существовал лишь в потенции, то его проявлениями можно было бы считать всякую эндогамию – локальную, кастовую, даже этническую. Видимо групповой брак – это миф.

    Предменов споров остаётся также вопрос о локализации первоначального брака. Современные сторонники идей первичности группового брака считают, что он был дислокальным, т. е. супруги не селились вместе , а оставались жить в своих группах, эпизодически встречаясь. Ещё шире распространены различные обычаи обособления мужчин и женщин. Сторонники идеи первичности парного брака рассматривают его как унилокальной ведущий к совместному поселению супругов. И образованию ими семьи.

    У низших охотников и др., наряду с матрилокальным или уксорилокальным и даже патрилокальным или вирилолокальный брак . от суда не редко делаю вывод, что матрилокальность и патрилокальность возникли паралельно. В условиях бродячего мезолитического хозяиства, увиличивавшего роль охотника- мужчины. Семёновым показано, что при исходной матрилокальности с началом трудового распределения имели место два основных варианта развития зачаточных семейных ячеек, состоявших из женщины с её детьми и охотника-мужчины. В одних случаях брат женщины, и возникала ячейка, называемая большой материнской семьёй. В других случаях им оказывался муж женщины, и возникла парная семья. Бывало что при этом матрилокальность переплеталась с патрилокальностью, приходя к амбилокальности или к дуолокальности.

    Правила регулировали заключение брака: экзогамия. Для обществ низших охотников и др., характерна дуально-фратриальная экзогамия в форме так называемого, или кросскузенного, брака. Мужчины женились на своих двоюродных сестрах. Фактически в брак вступали не только двоюродные, но и троюродные, четвероюродные и т. д. братья и сестры. Экзогамия при этом не нарушалась. Ведь при унилинейном счёте родства мужчины и женщины этих двух взаимобрачных групп вообще не считались сородичами.

    В некоторых обществах возникли иные разновидности кросскузенных браков - односторонние, при которых несколько групп как бы по кольцу поставляли брачных партнёров друг другу.

    В то же время существовали механизмы для предотвращения половых, а тем более брачных связей м/д людьми, не принадлежавших к кругу понтециальных мужей и жён. Важнейшим из них был обычай избегания м/д такими лицами: запрещение разговаривать, приближаться друг к другу и т.п. У аборигенов Австралии наблюдалось некоторое избегание м/д братом и сестрой и очень ярко выраженное – м/д зятем и тёщей.

    Особенностью парного брака была его известная аморфность и недолговечность соединения в нём супругов, а основанной на нём парной семьи – крайняя слабость в ней внутренних экономических связей. Сама парность этого брака была относительной т. к широко совмещалась с «дополнительными браками». Практиковалась полигиния, в том числе в форме сорората – брака с несколькими сестрами, а в дальнейшем развитии – с сестрой умершей жены, и левирата – сожительство с женой умершего брата. Бытовала и полиандрия (многомужество). Допускались добрачные и внебрачные связи первое гетеризм, второе гостеприимный гетеризм. Вступление в драк не закреплялось какими либо или по крайней мере сколь-нибудь сложными обрядами.

    В процессе межполового разделения труда супруги в той или иной мере обменивались хозяйственной деятельностью . Могло сущ-ть общесемейное хоз-во. Семья выполняли функцию социализации детей, заботу о них проявляла не только мать, но и отец. Семья не составляла самостоятельной, противостоящей общинной ячейки. Имущество наследовалось. Дети воспитывались близкой роднёй.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта