Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Трансформация общинно-родоплеменной организации в эпоху разложения первобытно-общинного строя

  • 32. . Развитие полезных знаний и духовная культура эпохи разложения первобытно-общинного строя.

  • 33. . Первобытная периферия классовых обществ.

  • 34. Остатки первобытности в классовых обществах.

  • Билеты по первобытке 2003. 1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)
    АнкорБилеты по первобытке 2003.doc
    Дата26.10.2017
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты по первобытке 2003.doc
    ТипДокументы
    #9851
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    30. Переворот в положении полов. Обособление семьи и его социальные последствия в эпоху разложения первобытно-общинного строя

    Частнособственнические отношения начали разъедать не только общину, но и коснулись элементарной ячейки общества – семьи. Одним из главных проявлений разложения ПО и одной из важнейших его предпосылок явилось изменение в положении полов. Суть этих процессов сводилась к оттеснению женщин на второй план в большинстве сфер функционирования общества, всё большего подчинения её мужчине. Всё это несёт за собой изменения в семейно брачных отношениях, которые происходили не сразу, болезненно. Суть: переход от парной семьи через большую к семье моногамной (простой, нуклеарной, патриархальной). Изменение социального статуса полов вытекало из изменения значения мужского и женского труда. Прежде всего – переход от ручного к пахотному производству, формирование ремёсел, развитие торговли (на дальние расстояния), усиление борьбы за перераспределение прибавочного продукта. Всё это приводит к усилению роли мужчины в хозяйственной и других отраслях производства. Следовательно, мужчина стал занимать главенствующую роль в хозяйстве. Всё это повлекло за собой 3 социальных последствия:

    • Отстранение женщины от основных видов хозяйственной деятельности и ограничение её участия в общественном производстве рамками домашнего хоз-ва (обслуживание мужа и других членов его семьи).

    • Переход практически всех средств производства в распоряжение, а затем и в собственность мужчин, повлекшее за собой экономическую зависимость и неравное положение женщин, т. е. женщина, стала рассматриваться как нахлебница, иждивенка.

    • Мужчина, узурпировав собственность в семье, стал заинтересован в передаче её по наследству своим прямым потомкам.

    Таковы главные основания совершившегося в эпоху классообразования у подавляющего большинства народов мира переворота в положении полов и установления патриархата. Почти повсеместный переход от материнского счёта родства и наследования к отцовскому так же не способствовал сохранению женщиной её прежнего статуса. Более того, формируется общественное мнение о женщине как о ритуально нечистом существе, которое одним своим присутствием может осквернить окружающее. Экономические, общественные и идеологические принципы патриархата нередко активно внедрялись мужскими и тайными союзами.

    Чем больше человек мог производить, тем меньше у него было необходимости в совместной деятельности крупного коллектива. Отсюда:

    • Характерное для эпохи классообразания постепенное превращение коллективного хозяйства и собственности общины и рода в частное хозяйство и собственность отдельных семей,

    • Необходимость превращение таких семей в устойчивые, целостные экономические и социальные общности, потребовавшие новых брачно-семейных форм. Началось вытеснение непрочного парного (первобытно-эгалитарного) брака и соответствующей форы семьи прочным соединением супругов, которое обычно называют единобрачием или моногамией, патриархической брачно-семейной организацией. Происходят важные изменения в брачных отношениях: развивается покупной брак (выкуп становится не только социальной нормой, но и платой за рабочие руки женщины), выкуп, как брачный обычай, постепенно превращает невесту в предмет купли-продажи. Практика покупного брака повлекла за собой оживление других патриархальных брачных обычаев, прежде всего женитьба состоятельных стариков на молодых девушках, многожёнства, левирата, а также практиковались ортокузенные браки. Развод становится практически невозможным.

    Важные изменения, характеризующие принижение женщин охарактеризовал Энгельс: « Жена превращена в орудие его желаний, простое орудие деторождения». Это ярко проявилось и в семейно-брачных отношениях. Если сформулировать процесс изменения семейно-брачных отношений с точки зрения форм собственности в семье, то он выглядит так:

    • Образование больших семей с их частной по отношению к внешнему миру, но коллективной по отношению к самой семье групповой собственностью.

    • Выделению в большой семье обособленной собственности глав этих семей, эта собственность была обусловлена по отношению ко всему коллективу.

    • Выделение малых (нукларных), простых семей, которые стали основными носителями частной собственность.

    Таким образом, эволюция семьи в эпоху классообразования в основном совпадала с развитием форм семейной собственности.

    Переход к новой форме семьи совершался не прямо, а через своеобразные промежуточные формы – авункулат, авункулатная семья, которая состояла по вертикали не из родителей и детей, а из племянников и дядей. Но мужчина стремился предать своё имущество не племянникам, а собственным детям, что могло быть достигнуто путём замены материнского счёта родства и порядка наследования отцовским. Распространение получила перемежающаяся филиация (одни дети вели происхождение и наследования по материнской линии, а другие по отцовской) у некоторых народов возник обычай наследования от брата к брату.

    Эпохе классообразования присущ расцвет таких ставших известными уже раньше обычаев как травестизм (обычай демонстративной перемены пола) и кувада (обычай демонстрации отцом своей причастности к рождению ребёнка).

    Первой формой отдельной семьи как целостной экономической ячейкой общества была большая семья (сложная семья, семейная, большесемейная или домашняя община, патриархальная семья – с развитием патриархата). В такой семье различают два основных типа:

    • Вертикальная (однолинейная) большая семья, состоящая из нескольких, обычно 3-4, поколений женатых и не женатых родственников по прямой линии);

    • Горизонтальная (многолинейная) большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по прямой линии.

    Большая семья могла быть основана как на многожёнстве так и на единожёнстве. Все члены семьи жили вместе, сообща владели землёй средствами производства, совместно потребляли произведённое. Семью возглавлял «старший», «старшая». Важнейшие дела семьи решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Таки образом, это была ячейка, хотя и обособившаяся внутри родовой или другой общины и отличавшаяся от неё своим близкородственным составом, но внутри себя сохранявшая начала первобытного коллективизма и демократии.

    Патриархальный порядок наследования, требовавший бесспорности факта отцовства, вызвал к жизни новые правила брачной морали: супружеская неверность жены жестоко каралась, а муж продолжал пользоваться остатками половой свободы. Всё это также сказалась на бытовом положении женщины сходным с положением младших мужчин, которые постепенно всё больше попадали в зависимость от старших, и прежде всего от главы семьи.
    31. Трансформация общинно-родоплеменной организации в эпоху разложения первобытно-общинного строя

    Превращение семьи в главную хозяйственную ячейку общества вело к изменениям в роде и общине. В этих условиях нужен был иной тип общины существенно ограниченный в правах (а главное в правах собственности на землю), которыми обладал род. В условия потери рода права на землю он уже не мог быть тем центром, где строилась родовая община, следовательно, род был нужен как социальный организм, обеспечивающий социально-идеологическое единство трансформации общины. Даже самые крепки семейные общины не могли обособиться полностью т.к. существовали такие работы, которые требовали кооперации трудовых усилий. Компромисс был достигнут заменой родовых связей соседскими. Эти связи, как и прежние, обеспечивали трудовой процесс, но, в противоположность прежним, не препятствовали накоплению частных богатств. Собственность на ряд средств производства сделалась частной, а собственность на главное условие производства - землю, - ещё оставалась коллективной.

    Первобытная соседская община была формой превращения родовой общины в соседскую; её противоречивый характер заключался в том, что сородичи, даже и утрачивая постепенно территориальное и экономическое единство, ещё долго сохраняли различные черты общественной и идеологической общности; к родственникам нередко начинали относиться как к соседям или соседей во всех отношения приравнивали к родственникам. В отличие от соседской общины, где основные средства производства находились в частной собственности, в первобытной соседской общине такая собственность ещё только формировалась.

    Родовым структурам в эпоху классообразования, как и на стадии позднепервобытной общине, была присуща сегментарная организация, в которую входили три основных уровня:

    1. Ближайшие родственники, составляющие генеалогическое ядро большой семьи.

    2. Другие относительно близкие родственники, то есть члены линиджа.

    3. Члены рода.

    Линиджи этого времени часто называют патронимиями или матронимиями, что соответствует патролиниджам или матролиниджам, либо семейно-родственными группами. Члены такой группы часто продолжали жить по соседству, могли сохранять совместное владение землёй и другими угодьями. Они были объединены трудовой и материальной взаимопомощью, взаимозащитой и взаимоответственностью, общим культом и общим наименованием, восходящим к имени предка – родоначальника, т.е. эпонима. Там, где экзогамия уже стала разрушаться, патронимия, напротив, делалась носительницей эндогамии, которая достигалась практикой ортокузенных браков, позволявших сохранить имущество внутри этой родственной группы. Члены патронимии или матронимии составляли своего рода общину – более широкую и менее консолидированную (объединенную), чем большая семья.

    Вся совокупность патронимий или матронимий составляло отцовский или материнский род. Позднее отцовский род эпохи классообразования в силу господства в нём патриархальных порядков чаще называют патриархальным.

    Изменение функции позднего рода:

    1. Являясь частной собственностью, участки обрабатываемой земли, могли быть куплены на правах преимущественной покупки – преэмпции,

    2. Узы взаимопомощи, взаимозащиты и взаимоответственности были мене тесными, нежели в патронимии или матронимии,

    3. Связи внутри отцовского или материнского рода имели скорее общественный и особенно идеологический, нежели реальный экономический характер.

    Смещение м/ж собой внутри родовых групп способствовали укреплению в эпоху классообразования племенной организации, которая стала получать резкое преобладание над организацией родовой. Именно в эпоху классообразования племя как социально - потестарная общность получила наибольшее развитие.

    Племя сыграло важную роль в разложение первобытнообщинных отношений, как институт, ускоривший социально – экономическое расслоение, и как институт формирования классовой структуры. С другой стороны племенная знать и общинно-родовая аристократия становятся главными структурами, противопоставляющие себя рядовым общинникам. Именно они консолидируют племя в масштабах грабительских войн. В этих условия главной ячейкой становиться не племя, а союз племён. Они объединяются как родственные так и не родственные, как равноправные так и неравноправные племена.

    32. . Развитие полезных знаний и духовная культура эпохи разложения первобытно-общинного строя.

    В эволюции духовной культуры произошли качественны сдвиги, нашедшие своё выражение в начавшимся разделении умственного и физического труда и в утверждение принципиально новой формы накопления и передачи информации - письменности.

    Развитие земледелия требовала точного определения начала полевых работ, что вело к пересмотру астрономических и календарных знаний.

    Развитее скотоводство требовала подсчета поголовий скота, подсчета мерил стоимости. Это привело к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых были положены разные, но почти всегда связанные со счетом на пальцах принципы. Развитию математики и механики способствовали строительство укреплений, культовых комплексов, постройка усовершенствованных сухопутных и транспортных средств. С возникновение выплавки рудных металлов зародилось металловедение. Были расширены биологические знания о культурных растения домашних животных и о самих людях. Рост населения увеличил опасность заразных заболеваний, что привело к усовершенствованию медицины. Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль как генеологистика – собрание родословий. В силу возникновения формального обучения в школах, получила значения педагогика, с зарождением государства и права стали возникать правовые знания.

    В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало разделяться на элитарное и простонародное. Возникла монументальная архитектура (появились храмы, усыпальницы), монументальная структура (надгробные статуи). Расцвет прикладного искусства сопровождался выделение ремесла. Это были ювелирные изделия , оружия, домашняя утварь и т. п. Получили распространение художественное литье, золочение металлических изделий, применение эмалей и т. д. Устное творчество характеризуется рождением таких новых жанров как героических эпос, панегирик, волшебная сказка. Героически эпос уходит корнями в первобытную мифологию, отражает обстановку нескончаемых войн, культ воинской доблести и славы (сказания о Гильгамеше) . Панегирик - один из жанров прославления, восславлявший богов, вождей, великих воинов и т. п. Волшебная сказка – повествование о простом обездоленном человек, которому преодолеть трудности помогают волшебные силы, на долю простого народа оставались попытка самоотверждения мечта о восстановление социальной справедливости.

    Таким образом, если в героическом эпосе преобладает аристократическая оценка процессов эпохи классообразования, то в волшебной сказке ей противостоит народная оценка этих процессов .

    Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлении и культов. Развивалась вера в личных покровителей (нагуализм). С переходом к патриархату возникли представления о семейных патронимических и родовых предках – покровителях, ставших объектом почитания. Особенно специфичны для эпохи классообразования куль духов мужских или тайных союзов и культ племенных вождей.

    Как и сама эпоха классообразования, свойственные ей религиозные представления и культы были эклектичны. Постепенно возникала иерархия объектов культа, поклонение могущественным божествам – политеизм. С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей – жрецов ( им приписывались культовые способности, чудесные качества, тайные знания). В связи с этим получило развитие особая форма религии – шаманизм, состоящая в выделение определённых лиц - шаманов, которые имели способность в непосредственное общение с духами.

    В эпоху классообразования религия впервые стала особым миропониманием, но т средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы.

    Происходило выделение из трудовой деятельности умственного труда. Начало этому было положено выделением организаторско -управленческой, жреческой и полководческой деятельности. Процесс разделения физического и умственного труда шёл, всё дальше захватывая новые прфессионалезирующиеся области духовной жизни. Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся сказители, танцоры, знатоки обычаев, родословий, знахари и т. д. Несмотря на ценностные ориентации древнейшей интеллигенции сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовала развитию и обогащению духовной культуры.

    Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретения средства графического закрепления речевой информации – письменности. Возникновение упорядоченной письменности происходило путём постепенного превращения пиктографической в идеографию или логографию. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности. Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. В отличие от общедоступной примитивной пиктографии крайне сложная идеография требовала длительного специального обучения и была не доступна широким слоям населения. Жрецы – хранители идеографии на первых порах держали её в строгой тайне. Многие исследователи считают, что первоначально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, откуда распространилась в другие очаги цивилизации. В некоторых очагах древности упорядоченная письменность самостоятельно возникла вмести со складыванием здесь классов и государства, в других центрах она заимствовалась вступавшими на этот порог народами у соседей.

    33. . Первобытная периферия классовых обществ.

    С конца IV тыс. до н.э. передовые народы мира вступают на новый этап развития – формирование классового общества и государства. Возникают первые цивилизации в Месопотамии и Египте. Рубеж IV-III тыс. до н.э. можно считать концом эпохи первобытности и началом классовых обществ, но это не значит, что первобытные отношения ушли в прошлое, они существовали одновременно с первыми цивилизациями, остатки первобытности существует и до сих пор. В IV тыс. общество вступило в стадию государства, что поделило общество на 2 группы: классовое и периферийное. Заканчивается апополитейный этап развития – начинается синполитейный. Между классовыми и синполитейными обществами складываются разные типы отношений. Эти отношения различают потому как территориально расположена периферия к государству: 1) ближняя периферия (общества непосредственно контактировавшие с государствами); 2) дальняя периферия (контакты общества осуществлялись по периферии). Ближняя периферия развивалась быстрее – дальняя медленнее. В результате чего появляется отсталая и развитая периферия. Синполитейные общества различаются и по существование в пределах ареала распространения цивилизации: внутренние (в пределах ареала распространения) и внешние (за пределами цивилизации). Существует также вторичная периферия (захват синполитейным обществом (СПО)_ цивилизации, существует до тех пор, пока не перейдет в классовое)между периферией и цивилизацие устанавливались определенные контакты. Более тесные контакты устанавливались с ближней (внутренней) и вторичной периферией, менее тесные или опосредственные контакты устанавливались с дальней (внешней периферий). Но все контакты между цивилизацией и синполитейным обществом носили ассимитричный характер, т. е. цивилизация давала первобытному обществу больше, а не на оборот. В большинстве своем эти контакты носили прогрессивный характер. Цивилизации выступали как общественные доноры, а СПО как общественные реципиенты. Контакты могли быть как военными так и мирными. Военные контакты проявлялись в качестве военных набегов, завоеваний, грабежей, сопровождались значительной миграцией победивших народов. Контакты сопровождались стагнацией. Мирные контакты проявлялись в виде-торговобменных операций в зависимости от численности людей участвовавших в миграции различают массовую и элитарную. Контакты различают и по функциональной роли : хозяйственные, социальные, потестарно-политические, идеалогические.

    Хозяйственные контакты – самый легкий и наиболее широко распространенный вид, через них шло разделение труда. В некоторых случаях создавались новые хозяйственно культурные типы. Хозяйственные контакты могли быть как односторонними, так и двухсторонними, как прямыми, так и опосредствованными. Они способствовали распространению технических достижений от центра к периферии, стимулировали развитее первобытных обществ.

    Социальные контакты – требовали прямого взаимодействия центра и периферии, складываются с ближними и вторичными перифериями. Могли быть как массовыми, так и эгалитарными. Контакты в социальной сфере и связанные с ними воздействия были затруднены невозможностью прямого социального копирования. В тоже время косвенно, в виде тех изменений в общественном строе, к которым приводило воздействие со стороны обществ-доноров, контакты в этой сфере часто были очень действенны, при чем особенно тогда, когда они были сопряжены с миграциями или войнами. Немалое значение они могли иметь и для развития военно-племенной деятельности или военной иерархии при длительной военной конфронтации цивилизации и синполитейного общества.

    Заимствования в потестарно-политической системе исключали прямое копирование нововведений, вовлекали СПО в сферу притяжения и влияния цивилизации.

    Идеологические контакты были намного шире. Это проявляется в мифологии и религии. В тоже время многие заимствования в духовно-идеологической сфере передавалось путем элитарных контактов: вкусы, моды, роскошные образцы прикладного искусства, иногда письменность. В целом воздействия в этой сфере способствовали культурному развитию СПО.

    Эти первые цивилизации были немногочисленны и достигнутый ими уровень развития не сильно отличался от первобытных периферий., поэтому между ними складывались тесные контакты. А эндоэксплуатация тормозила развитее классовых обществ, т.к. она давала быстрое обогащение.

    Борьба за существование с классовыми обществами способствовала переходу этих обществ на новую ступень развития, к образованию классов и государств. С эпохи великих географических открытий взаимоотношения центра и периферии резко изменяются. Периферия испытывает все большее влияние цивилизации. Капиталистический способ производства оказал негативное воздействие на первобытное общество. В современном мире также существуют небольшие островки первобытной периферии.

    34. Остатки первобытности в классовых обществах.

    Они до сих пор многочисленны. Больше их было в Дальневосточных обществах. Круг таких остатков сужается по мере развития классовых обществ. Они проявляются в:

    1. Остаточных структурах классовых обществ

    2. В рамках народной классовой общности, а затем и в реликтовых племенах

    Трибализм (политика основанная на выдвижении своего представителя внутри страны) остаточное сохранение первобытности: сохранение и формирование каст в Индии и Аравии. Они имеют место и во вторичных родах. Они в значительной мере напоминают патриархальные роды поздней первобытности (взаимоотношение, поддержание общего культа и т.д.).сохраняется и сегменты таких родов: патролинеджи, матролинеджи. Введение хозяйства требует сплочения родственных коллективов. Во многих обществах сохраняется такая первобытная структура как соседская община. Она прошла три этапа: 1) азиатская или дальневосточная община; 2) античная община; 3) германская или средневековая община. Причина сохранения остаточных первобытных структур кроется в трех моментах: незавершенность развития частной собственности на землю в условиях до капиталистических обществ; необходимость совместных трудовых усилий; фискальные интересы государства. С соседской общиной одновременно существует и семейная община. Сохранялись длительное время остатки тайных обществ, обычно мужских. Часто они приобретали сакральные и военные функции, оказывались в центре народных движений. Еще больше фиксируются остатки первобытных норм и представлений: остаточные нормы кровной мести, нормы внутри групповой взаимопомощи и взаимозащиты, нормы межгруппового гостеприимства, нормы искусственного родства усыновление, удочерение (обряды адопции). Много остаточных структур сохранилось в брачных и бытовых отношениях: выкуп за невесту, главенство старшего в семье, многоженство, наложничество. Остатки первобытности прослеживается и в норме общественного сознания: в праве, в морали, в религии. Эгалитарные нормы характерны практически для всех мировых религий. В религии много пережитков обрядовой инициации, характерной для первобытности: обрезание, водное крещение, пережитков шаманизма (изгнание злых духов), вера в ангелов-хранителей, нугуализм (вера в личных духов, покровителей): таким образом первобытное наследие играет определенную роль для определенного круга народов, причем не только первобытных, но и сохраняющих остатки первобытности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта