Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Древние гоминиды и их трудовая деятельность. (стр. 105-116)

  • 12. Праобщина. Ее характеристика.

  • 13. Возникновение мышления и речи. Истоки идеологических представлений.

  • Истоки идеологических представлений

  • Билеты по первобытке 2003. 1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)
    АнкорБилеты по первобытке 2003.doc
    Дата26.10.2017
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты по первобытке 2003.doc
    ТипДокументы
    #9851
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    10. Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность. (стр. 94-104)

    После обоснования теории о животном происхождении человека многие ученые высказывали предположение о существовании переходных форм первобытных обезьянолюдей и даже пытались представить себе их морфологический облик. Эти предположения получили конкретные подтверждения в 1890-1891 год, когда ископаемые остатки такого существа действительно были открыты в раннеплейстоценовых отложениях реки Соло на острове Ява. Были найдены черепная крышка и длинные кости нижних конечностей, на основании изучения которых было сделано заключение о том, что существо передвигалось в выпрямленном положении, почему и получило наименование питекантроп. Начиная с 80-х годов XX столетия на острове Ява были найдены остатки еще почти 20 подобных особей.

    Мозг питекантропа имел объем 900 см. куб., а череп характеризовался примитивной структурой и сохранением многих обезьяньих признаков, в частности малой высотой черепной коробки и сильно развитым надбровным валиком. Прямых доказательств на то, что питекантропы использовали орудия труда нет, но с другой стороны, на острове Ява в тех же слоях и с той же фауной, что и находки питекантропа, сделаны находки архаичных каменных орудий. Есть все основания думать, что эти орудия оставлены питекантропами.

    В 1954-55 в Северной Африке были найдены атлантропы, залегавшие в непереотложенном состоянии и вместе с орудиями. Ясно, что мы лишены возможности составить суждение о локомоции атлантропа. Косвенные данные, такие как обнаруженные с ним орудия труда, говорят о том, что он был существом прямоходящим. Найденные челюсти характеризуются примитивным строением – массивностью, полным отсутствием подбородочного выступа, крупными зубами. По аналогии с фрагментами челюстей и зубами питекантропа можно сказать, что атлантроп стоял приблизительно на том же уровне морфологического развития, что и яванская находка.

    С 1927 года в северном Китае, недалеко от Пекина в пещере Чжоукоудянь обнаружены более чем 40 индивидуумов – мужчин, женщин и детей синантропов. Синантроп, как и питекантроп был существом среднего роста и плотного телосложения. Объем мозга превышал объем мозга питекантропа и колебался у разных индивидуумов от 900 до 1200 куб. см., составляя в среднем 1050 куб.см. Тем не менее в строении черепа еще наблюдалось много примитивных признаков, сближающих синантропа с человекообразными обезьянами: малая высота черепной коробки, резко выраженный надбровный валик, отсутствие подбородочного выступа, величина и строение зубов. Скорее всего, синантроп уже обладал членораздельной речью. Орудия разнообразны, хотя и не имеют полностью устойчивой формы. Синантроп уже убивал таких крупных животных как олени, газели, дикие лошади и даже носороги, он имел постоянные места обитания в пещерах.

    В 1907 году в Германии близ Гейдельберга был обнаружен гейдельбергский человек, по уровню своего морфологического развития, занимавший место где-то рядом с синантропом.

    1965 году на стоянке Вертешселлеш в Венгрии обнаружена кость, предположительно питекантропа. Объем мозга превышает 1400 см.куб., что ближе к неандертальским величинам.

    Обезьяноподобные люди – питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и другие жили в теплых климатических условиях в окружении теплолюбивых животных и не расселялись далеко за пределы области своего первоначального появления; судя по ископаемым находкам заселены были большая часть Африки, юг Европы и юг Азии.

    Перечисленными факторами исчерпываются наши знания о морфологическом типе древнейших представителей человечества. Темп их развития не был равномерным, а нарастание прогрессивных качеств, приближавших их к уровню современных людей, не происходило в строгой последовательности. В ходе эволюции семейства гоминид наблюдались отклонения от этого пути и даже движения вспять. Это обстоятельство следует постоянно учитывать при изучении ИПО.

    На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю историю развития человечества. Существование рода питекантропов охватывало громадный промежуток времени и относилось как к нижнему, так и к среднему плейстоцену. Питекантроп существовал на земной поверхности более 1,5 млн. лет.

    На заре изучения нижнего палеолита считалось, что единственным жилищем нижнепалеотического человека были пещеры. Между тем, как ни богаты пещерами области Старого Света, заселенные нижнепалеотическими людьми, на огромных пространствах их попросту нет, как нет и скального ландшафта. Раскопки той же Терры-Аматы доставили нам несомненные свидетельства изобретения человеком в равнинных местностях надземных жилищ: там при раскопках были открыты следы жилищ, сложенных из ветвей деревьев, опиравшихся на центральные столбы и, по всей вероятности, покрытых шкурами животных. Размеры таких жилищ достигали внушительных размеров – до 15 метров в длину и до 5 в ширину. Кстати говоря, выложенные камнем очаги, находились именно внутри этих жилищ.

    Все сказанное свидетельствует об известной оседлости первобытных человеческих коллективов, что в свою очередь, означает наличие вокруг мест поселений охотничьих территорий.

    11. Древние гоминиды и их трудовая деятельность. (стр. 105-116)

    К концу среднего и к верхнему плейстоцену, исключая его последний этап, относятся формы, занимающие промежуточное положение между только что описанными и человеком современного вида.

    В 1856 году был обнаружен первый неандерталец. Морфологический тип неандертальцев известен много лучше, чем физические особенности древнейших гоминид. Изучение костяка показывает, что неандертальцы были людьми среднего роста и чрезвычайно сильного сложения, при котором все широтные размеры, по видимому, превышали все аналогичные размеры современного человека. Значительный рельеф на костях в местах прикрепления мышц говорит о сильном развитии мускулатуры. Судя по тому, что неандерталец охотился на очень ловких и быстрых животных, сила у него соединялась с подвижностью. Но последнее качество, видимо не распространялось на все органы. Так пропорции кисти отличались от современных, сама кисть была грубее и массивнее, подвижность ее и способность к тонким движениям были, вероятно, более ограничены, чем у современного человека. Развитие мозга приближало неандертальцев к современным людям. Его объем колебался у разных форм от 1200 до 1600 см.куб. Таким образом, у некоторых неандертальских форм объем мозга был большим, чем в среднем у современного человека. Но структура мозга еще продолжала оставаться относительно примитивной. В частности, слабо были развиты лобные доли, в которых сосредоточены ассоциативные центры, важные для функции мышления, а также центры торможения. Иными словами, способность к логическому мышлению у неандертальца была ограничена, по сравнению с современным человеком, а поведение его, можно полагать, характеризовалось резкой возбудимостью, часто приводившей, по видимому, к столкновениям в коллективах неандертальцев. В строении черепа у неандертальских форм также было много обезьяньих признаков. Черепная коробка отличалась слабым развитием в высоту, надбровный валик достигал в некоторых случаях огромных размеров, превосходя аналогичное образование даже на черепах древнейших гоминин, подбородочный выступ отсутствовал или был выражен очень слабо.

    В пещере Мугарэтэт-Схул, что по арабски означает «козья пещера» в 1931-32 годах было обнаружено несколько скелетов своеобразного морфологического типа. Они отличались более развитыми лобными долями мозга, более высоким черепом, меньшей выраженностью надбровного валика, приближающегося по своему строению к надбровным дугам современного человека, более развитым подбородочным выступом.

    Неандертальский тип не оставался постоянным и претерпевал значительную эволюцию. Так, по мнению многих антропологов среди европейских находок выделяются две группы – более раннего и более позднего времени. Ранняя группа характеризовалась более прогрессивным строением мозга и связанным с этим более высоким сводом, менее развитым надбровным валиком и вообще прогрессивностью морфологического типа, в какой-то мере приближавшегося к типу современного человека. Поздняя группа, наоборот, выделяется примитивностью строения. Согласно теории Алеша Хрдлички, неандертальский человек является предком современного, а морфологический тип последнего сформировался в результате перестройки неандертальского типа.

    12. Праобщина. Ее характеристика.

    Начальную форму организации общества называют первобытно общинным стадом. Ее начало обычно совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену его готового общинного общества –общинного строя. Следовательно конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к позднему палеолиту. Прогрессивное орудие каменных орудий изменение физическое самого человека говорит нам о том что эпоха праобщины была не застывшей во времени единообразной формой. Различаю 2 стадии 1)ранняя праобщина(древнейших людей) 2)поздняя праобщина(неандертальцы). Праобщина представляла собой небольшую группу людей. Маловероятно что большая группа могла прокормить себя при слабой вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывании пищи. Собирательство имеет много усилий но дает мало пищи. Охота была трудна и сопровождалась трудностями и большими жертвами. Скорее всего община состояла из 20-30 взрослых членов. Возможно праобщины объединялись в более крупные но это могло быть только случайностью. Жизнь не была передвигающихся с места на место охотников и собирателей это говорят нам археологические раскопки. богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пеще­ры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты. Охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов. Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, а иногда даже тысяч животных. Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить себе, как уже говорилось, без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Как правило же, древнейшие люди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, животных пугали шумом, огнем, камнями и гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота стимулировала организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма. Вместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Переход к простейшим трудовым операциям мог про­изойти только в коллективе. Это позволяет утверждать, что на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества было регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в кото­рых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолит­ные объединения. развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня —все это способствовало кон­солидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. Особенно большой прогресс приходится на заключи­тельный этап существования праобщины — мустьерское время. Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были половые отношения. Можно предполагать что эти отношения были схожи с отношениями некоторых приматов которые иногда жили парными семьями и иногда горемными в которых выделялся вожак. Праобщина как начальная форма общественной организации могла возникнуть лишь в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или проми­скуитета. Другая точка зрения, праобщина унаследовала от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни.

    13. Возникновение мышления и речи. Истоки идеологических представлений.

    Практически вся информация о формировании и развитии этапов человеческого мышления, и каковы были средства коммуникации австралопитеков, питекантропов и неандертальцев носит косвенный характер. Неразрывно подлинно человеческое мышление и его внешнее проявление с помощью языка. Н.Я.Марр, выдвинул и пытался обосновать идею кинетической речи — языка жестов, который был якобы присущ древнейшему первобытному человечеству и предшествовал звуковому языку.используемые в близких к современности и даже в современных первобытных коллективах языки имеют кинетическую жестовую природу. общественные отношения нужно было обслуживать, в этих условиях жест приобретал смысл, нес какое-то сообщение, сообщение и жест канонизировались, сообщение при­креплялось к жесту, возникла постепенно совокупность жестов с определенными привязанными к ним смыслами, образовавшая дозву­ковой этап в развитии речи. Развивая дальше эту гипотезу, можно легко представить себе, как в этих условиях формировались разные жестовые языки в отдельных стадах: разные сообщения в силу случайности или в силу каких-то еще не вскрытых современным знанием глубинных свойств человеческой психики прикреплялись к разным жестам. Эта гипотеза была в забвении но позже приобрела поддержку в опытах над шимпанзе. Сначала не получалось научить их звуковой речи, но позже после снятия анатомической трудности с голосовым аппаратом шимпанзе оказались очень способными учениками. овладение языком жестов перестроило поведение антропоидов: при объединении их с «не говорящими» особями они чувствовали свое отчуждение от них и тянулись к экспериментаторам —людям. И еще одно — матери обучали этому языку детенышей. Кинетическая речи имеет недостаток—речь жестов не дистанционна и не пригодна в темноте. Если говорить о непосредственной основе звуковой речи у древнейших гоминид, то она образована вокализацией, типичной для высших приматов. В этой вокализации выделяются два типа или две основные группы звуков—обычные звуки, выражающие угрозу, ярость, страх и т. д., и так называемые жизненные шумы, которые обезьяны издают постоянно. В.В. Бунак считал, что жизненные шумы —тот именно материал, на основе которого формируется звуковая речь, но последующее изучение воп­роса не принесло подтверждения его правоты. звуки, имеющие реальную смысловую нагрузку, у приматов — предков человека послужили истоком для оформления простейшей звуковой человеческой коммуникации. система речи должна была обслуживать формирующееся общественные отношения. Многие лингвисты полагают, что первым было осознание действия, и в языке раньше всего возникла глагольная номинация. Состав лексики трудно восстановить — наверное, это были наименования съедобных растений и т.д. Бесспорно можно утверждать, что постепенно росла лексика языка и совершенствовалась его операционная сфера. В мустьерское время появляются определенные зачатки идеологии, что не могло не повести к дальнейшему обогащению языка.с появлением человека со­временного типа язык стал уже вполне современным. Истоки идеологических представлений. Искусственные повреждения на черепах некоторых форм непременно трактуются в этом случае как следствие внутристадных конфликтов и, по мысли авторов, укрепляют вывод о господстве звериных инстинктов и столкновениях, доходящих до убийства.бесспорно доказанный каннибализм неандертальцев, проживав­ших в пещере Крапина в Югославии также служит доказательством их полузвериного поведения. Но есть и другая тенденция.коллективы неандертальцев имели сложную социаль­ную организацию, справляли сложные культы, у них были представ­ления о душе, единобожие, развитый культ предков и т. д. Наблюдения над тщательно раскопанными погребениями позволяют перейти к утверждению о предопре­деленном характере действий с покойником, т. е. о реальном сущест­вовании погребений. Подавляющее большинство погребений открыты в Европе, Передней и Средней Азии, и все они ориентированы с небольшими отклонениями по линии восток — запад, а отклонения легко объясняются удобством рытья могильной ямы, топографией пещер и т. Д. Такой характер трупоположения говорит об осознании движения солнца по своей оси и какого-то представления о связи движения светила с покойником.Тешик-Таш используется для доказательства наличия у неандертальца солнечного культа. Покойник лежит в неглубокой яме, вырытой в почве или выдолбленной в каменном полу пещеры, служившей жильем. Вокруг него часто положены каменные орудия, которыми он пользовался при жизни. Весьма вероятно, что они владели начатками магии. В Регурду кости медведя погребены в каких-то искусственных склепах, сооруженных из камней. За всем этим скрывается возможно, отражение одного из магических обрядов.воплощению форм внешнего мира в камне и глине предшество­вала падающая на мустьерскую эпоху стадия так называемого нату­рального макета, т. е. трупа или чучела животного. Над этим чучелом совершались магические обряды. Очень многие археологи рассматривают в качестве следа такой деятельности камен­ную плитку, найденную в гроте Ла Ферасси. Вся она покрыта чашеобразными углублениями, похоже, искусственного про­исхождения, а также пятнами и полосами, нанесенными охрой. Возможно это зарождение человеческого орнамента.близ Тернополя на Украине был найден кусок кости с отчетливо выполненным на нем силуэтом какого-то животного.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта