Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ 7.1. Особенности игровой деятельности

  • Игровая деятельность в баскетболе

  • 7.3. Средства и методы обучения игровой деятельности

  • 11 Баскетбол

  • Глава 8 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ 8.1.2. Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами

  • Теоретические предпосылки.

  • Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами.

  • Баскетбол (теория и методика обучения). 1 Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол Принципы обучения


    Скачать 2.72 Mb.
    Название1 Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол Принципы обучения
    АнкорБаскетбол (теория и методика обучения).doc
    Дата23.04.2017
    Размер2.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБаскетбол (теория и методика обучения).doc
    ТипДокументы
    #1309
    страница17 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Раздел III

    ОБУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В БАСКЕТБОЛЕ

    Глава 7

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ

    7.1. Особенности игровой деятельности

    Баскетбол — это игра с нестандартными движениями и динами­ческой силовой работой переменной мощности.

    Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целост­ное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических дей­ствий, физических и психических компонентов подготовленно­сти участников в условиях постоянно изменяющихся игровых си­туаций.

    Для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии си­туаций, постоянное чередование оборонительных и наступатель­ных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних дви­гательных действий к другим, многообразие способов их выпол­нения, вариативность скорости и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке изме­няющихся условий и выборе адекватных ответных действий, ком­плексное задействование практически всех групп мышц и функ­циональных систем организма, преобладание скоростно-силово-го режима мышечной работы, синхронность в деятельности верх­них и нижних конечностей и др.

    Достижение результата в игре носит ступенчатый и множествен­ный характер, что требует от играющих многократного выполне­ния игровых действий в различных сочетаниях и с различной оче­редностью. Одномоментное результативное действие не является гарантией преимущества над соперником в конечном итоге, а представляет собой только единичный структурный элемент сис­темы игровой деятельности отдельного игрока.

    Эффективность любого игрового приема не только зависит от степени совершенства владения его техникой, но во многом пред­определяется достигнутым уровнем развития специальных физи­ческих качеств. Результативность рациональных действий баскет­болиста требует проявления на должном уровне скоростно-сило-вых качеств и координационных способностей в сочетании с бы­стротой движений и мышления. Важны также специальные виды

    301

    выносливости. Все перечисленные физические качества находят свое взаимосвязанное воплощение при осуществлении игроком того или иного приема техники игры. Причем каждому элементу техники или группе приемов присуще комплексное проявление базовых качеств при господствующей роли одного или нескольких из них. С одной стороны, чем выше уровень развития значимых для бас­кетбола физических способностей у занимающихся, тем больше возможностей для расширения и совершенствования их техничес­кого арсенала. С другой стороны, чем выше и качественнее техни­ческая оснащенность баскетболиста, тем больше возможностей у него максимально проявить свой физический потенциал.

    В свою очередь, эта двухкомпонентная связка (технико-физи­ческая подготовленность), составляющая сердцевину игровой де­ятельности баскетболиста, ведет к успеху в условиях соревнова­тельного противоборства только через тактическую оснащенность игроков. Спортивная деятельность в баскетболе характеризуется практически постоянным пребыванием игрока в условиях крайне жесткого ограничения времени, когда требуется не только одно­временное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное и внезапное их чередование. Анализ текущего со­стояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют не­посредственно один за другим или даже совмещены во времейи. Реализация же адекватного двигательного действия (игрового при­ема) ведет не к окончательному разрешению конфликтной ситу­ации, а только к ее изменению или возникновению новой. К тому же проблемные ситуации отличаются альтернативностью выбора решений. Разнообразная и совершенная тактика в баскетболе непременное условие для реализации технико-физического потенциа­ла отдельных игроков и команды в целом.

    Баскетбол относится к коллективным видам игровой деятель­ности, следовательно, требует тесного сотрудничества партнеров по команде.

    Победный результат возможен только благодаря рационально выстроенному в пространстве и времени взаимодействию игро­ков. Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху.

    Характерная черта игровой деятельности баскетболистов — напряженность ее протекания. Реализация технико-тактического мастерства — это искусство движений в условиях спортивного противоборства с целью достижения запланированного результа­та. Фактор противоборства придает соперничеству яркую эмоцио­нальную окраску. Качество игровых действий каждого игрока и команды в целом определяется не только уровнем их мастерства, но и характером и степенью агрессивности противодействия со-

    перников. Большинство игровых микропоединков в ходе баскет­больных матчей происходит в условиях активного противостояния. Кроме этого, подавляющее количество всех технических при­емов баскетболисты выполняют на максимальной скорости, в без­опорном положении или в трудных для координации движений условиях, т. е. в экстремальных ситуациях.

    7.3. Средства и методы обучения игровой деятельности

    К основным средствам, применяемым в процессе интегра­ции локальных результатов обучения в игровую деятельность, от­носятся:

    • упражнения сопряженного характера, совмещающие совер­шенствование двух или нескольких видов подготовленности;

    • комплексные упражнения с последовательным чередовани­ем компонентов подготовленности;

    • специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем зна­чении одного из них;


    304

    11 Баскетбол

    305

    • подводящие и подготовительные игры, построенные на ис­пользовании игровых действий в различных сочетаниях и с раз­личной последовательностью их воспроизведения;

    • учебные двусторонние игры с акцентированным совершен­ствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности;

    • контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.

    Ведущими методами при обучении навыкам игровой дея­тельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой дея­тельности; соревновательный метод.

    В основе метода сопряженных воздействий заложена возмож­ность успешно решать задачу развития двигательных способно­стей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на сты­ке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскет­болу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и такти­ческих умений, технико-тактических навыков и специальных фи­зических кондиций, устанавливая между ними рационально» и целесообразно необходимые количественные и качественные со­отношения, адекватные специфике игровой деятельности. Со­пряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфи­ческим требованиям самой игры.

    Игровой метод может быть представлен упражнениями в игро­вой форме и игрой. Существуют два основных подхода к примене­нию игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достиже­ние адекватности между ними; 2) применение игр с использова­нием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.

    Участие юных баскетболистов в специальных игровых упраж­нениях, подвижных и подготовительных играх связано с решени­ем в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных техни­ко-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функцио­нального состояния организма. Тем самым создаются облегчен­ные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных резуль­татов непосредственно в основную игровую деятельность.

    Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельно­сти подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особен­ности противодействия «условных» соперников. Повторное вос­произведение конкретных технико-тактических действий в напа­дении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодей­ствия позволяет адаптироваться к напряженным условиям со­ревновательного противоборства, повысить надежность и резуль­тативность основных слагаемых игровой деятельности.

    Повышение эффективности педагогического процесса путем при­менения специально организованной соревновательной деятельно­сти составляет основу соревновательного метода. Он может быть пред­ставлен соревнованиями на количественный или качественный ре­зультат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состяза­ния должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в воз­можности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предше­ствующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих.

    С целью избирательного воздействия на компоненты игровой деятельности соревновательный метод может применяться с ус­ложнением или облегчением условий состязаний в сравнении с официальными правилами игры в баскетбол. Наиболее распрост­раненными методическими приемами изменения правил в учебных играх являются:

    • уменьшение или увеличение площади взаимодействия игро­ков при выполнении игровых действий;

    • уменьшение или увеличение количественного состава проти­воборствующих команд;

    • введение в ходе соперничества дополнительной специфиче­ской информации: игра двумя мячами; условно-зрительные или звуковые сигналы, изменяющие регламент игровых действий (на­пример, по сигналу — поднятая рука педагога — соперники ме­няются корзинами и т.п.);

    • наложение ограничений на выполнение отдельных игровых действий: строгий лимит передач или попыток использования дриблинга; полное запрещение отдельных игровых приемов (на­пример, игра без ведения мяча); предварительное программиро­вание количества ходов разыгрываемой игровой фазы, ее содер­жания или способа завершения (например, атаку завершать толь­ко броском мяча в прыжке и т.п.);

    • введение временных ограничений на отдельные фазы игро­вых действий или изменение продолжительности противоборства:


    306

    307

    сокращение времени на вывод мяча в передовую зону, уменьше­ние или увеличение времени на атаку; варьирование продолжи­тельности отдельных периодов игры или всей игры;

    • усложнение процессов восприятия игровых ситуаций: игра двух команд в одинаковой форме; при недостаточном освещении; при недоброжелательных шумовых воздействиях;

    • изменение условий игровой деятельности: использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец, применение над кольцами приспособлений, затрудняющих попа­дание мяча в корзину; применение игроками утяжеленных по­ясов, манжетов, обуви и т.п.;

    • игра с гандикапом: скрытое или объявленное преимущество одной из соперничающих команд в заброшенных мячах или ко­мандных фолах, игра в численном меньшинстве и т.п.

    Выбор средств и методов обучения игровой деятельности не­обходимо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недо­пустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревновательного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около по­ловины учебного времени на начальном этапе обучения следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными двусторонними играми, без достаточного ос­воения школы техники и тактики может только навредить даль­нейшему росту игрового мастерства.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Раскройте специфические особенности игровой соревновательной деятельности баскетболистов.

    2. Дайте определение интегральной подготовки на уроках по баскет­болу. Какие задачи она призвана решать?

    3. Что представляет собой интегральная подготовка по структуре и содержанию?

    4. Назовите и охарактеризуйте основные средства обучения игровой деятельности.

    5. Дайте характеристику методам обучения игровой деятельности.

    Глава 8

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В БАСКЕТБОЛЕ

    8.1.2. Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами

    Теоретические предпосылки.

    Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в бас­кетбол является комплексное проявление практически всех фи­зических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игры происходит под знаком реализации базовых для них

    309

    компонентов физического потенциала. Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способно­сти; передачи мяча связаны с достаточным уровнем развития скоро-стно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностей быст­роты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных ка­честв, а для бросков мяча в корзину главенствующими выступают координационные способности и скоростно-силовые качества.

    К формированию взаимосвязей между компонентами техниче­ской и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития на должном уровне базовых физических способно­стей и овладения рациональной структурой технических приемов.

    Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами.

    1. Ловля мяча координационные способности:

    • выполнение разновидностей приема на месте после собствен­
    ного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнооб­
    разными двигательными действиями после выпуска мяча:

    • хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой, за спиной, спереди или сзади на уровне колен, у пола, под ногой и т.п.;

    • смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, вы­пад вперед или в сторону, сед на одной ноге и т.п.;

    -повороты на 180 — 720° переступанием, прыжками на одной или двух ногах;

    - элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот
    в сторону, равновесие на одной ноге («ласточка») и т.п.;

    • ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирова­
    ния:

    • из и. п. — стойка ноги врозь — игрок направляет мяч двумя руками в пол между ногами спереди-назад или в обратном направлении с последующим захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой;

    • то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди с ударом мяча в сторону и ловлей сбоку от себя;

    • индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от
    стены с элементами жонглирования:

    -ловля мяча на различной высоте, чередуя и.п.: сидя, стоя на коленях, лежа и т.п.;

    • изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпу­стить мяч стоя — поймать сидя на полу и т. п.);

    • то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.);

    • ловля катящегося от стены мяча после прыжка через мяч толч­ком двумя ногами и поворота кругом;

    - ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч
    в положении «ноги врозь» и поворота кругом;

    • разновидности ловли мяча после его подбрасывания над го­ловой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу;

    • ловля на месте мяча, посланного партнером:







    • то же, но в различных и. п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.;

    • ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различны­ми движениями ногами: поочередно сгибая-разгибая их на вису, скрестные движения прямыми ногами и т.п.;

    • ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока;

    • ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену (2, 3 мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены;

    • жонглирование несколькими мячами (2—4), подбрасывая их в воздух одной или двумя руками;

    • поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами;

    • ловля преднамеренно неточных передач партнера с переме­щением к мячу;

    • то же, но с передачами мяча поочередно двумя или тремя партнерами;

    • выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в па­рах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.

    2. Передача мяча — скоростно-силовые качества:

    • разновидности передач на месте в различных положениях (стоя,
    сидя, лежа), варьируя дистанцию, траекторию и направление
    полета мяча;

    . то же, но набивными мячами;

    . серийное выполнение избранного способа передач поочеред­но баскетбольным и набивным мячами;

    • передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и. п.;

    • ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;

    • то же, но используя 2 — 3 мяча в тройках, четверках и т.д.;

    • выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в соче­тании с прыжками — толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч направляется по навесной траек­тории над скамейкой;


    310

    311

    • то же, но с прыжками через вращающуюся большую скакал­ку: два партнера вращают скакалку, третий набрасывает мяч пры­гающему игроку;

    • ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль площадки: в парах — одним и двумя мячами; в тройках — двумя и тремя мячами (один из партнеров передвигается спиной вперед).

    3. Передача мяча быстрота:

    • передачи мяча в стену в течение определенного отрезка вре­мени (24—30 с) с установкой на выполнение максимального числа повторений;

    • то же, но с заданием выполнить как можно быстрее заданное количество передач;

    • то же, но передачи в парах и в различных и. п.: стоя, сидя, лежа и т. п.;

    • передачи двумя мячами в стену с элементами жонглирования:




    • ловля осуществляется после отскока мяча от пола;

    • то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, а затем послать мяч в стену;

    • то же, но перед передачей выполнить мячом «петлю» вокруг туловища (на уровне пояса) или вокруг ног (на уровне колен);

    • ловлю и передачу осуществлять непосредственно после от­скока мяча от стены, не дав ему коснуться пола;




    • передачи двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;

    • подбросить один мяч на предельную высоту, а вторым вы­полнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом;

    • то же, но с выполнением передач мяча партнеру;

    • «все мячи — одному»:




    • два игрока поочередно «загружают» своими мячами третьего партнера, получая от него обратные передачи;

    • то же, но во взаимодействии одного игрока с тремя партне­рами;

    • то же, но в ситуации «между двух огней»:

    • игрок без мяча в и. п. располагается между двумя партнерами, владеющими мячами, повернувшись лицом к одному из них; и для получения каждой очередной передачи совершает по­ворот (пивот) на 180°;

    • то же, но с большим количеством партнеров с мячами: на противоположных сторонах находятся 2 и 1 или 2 и 2 игрока;




    • передачи игроку, стоящему в круге, — «колесо»: партнеры пооче­редно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга (по часовой или против часовой стрелки), получая обратные передачи;

    • передачи на месте несколькими мячами:




    • в парах — двумя мячами;

    • в тройках (в треугольнике) — двумя и тремя мячами (по часовой или против часовой стрелки);




    • в четверках (в квадрате) — тремя и четырьмя мячами и т.п.;

    • «звездочка» — пять игроков, встав по кругу, двумя, тремя или четырьмя мячами с помощью одновременных передач в за­данном направлении «чертят» звезду (использовать различные траектории полета мяча, чтобы избежать их столкновения);




    • передачи двумя мячами в парах на месте — по сигналу под­бросить свои мячи вверх и рывком поменяться местами, не дав мячу партнера упасть на пол и т.д.;

    • то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в и.п.;

    • передачи двумя мячами в четверках со сменой мест: два игро­ка с мячами располагаются напротив своих партнеров, одновре­менно выполняют передачи и рывком меняются местами; партне­ры, получив мяч на месте, совершают те же действия;

    • выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте (с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и т.п.);

    • то же, но при параллельном движении партнеров вдоль пло­щадки;

    • передачи с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, двумя мячами в тройках (все передачи идут через среднего игрока), тремя мячами в тройках (с различной траекторией поле­та мяча).

    4. Ведение мяча координационные способности:

    • ведение мяча на месте с элементами жонглирования:

    • «маятник» — ведение с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной; ведение одной рукой с поочередным отскоком мяча вперед-назад (наложение кисти на мяч по­очередно спереди-сверху и сзади-сверху);

    • ведение мяча ударами в стену с изменением и.п.: из положе­ния стоя, постепенно приседая, прийти в сед на полу с по­следующим возвращением в и.п.;

    • то же, но с переводом мяча с руки на руку;

    • «ванька-встанька» — из и. п. сидя на полу осуществлять веде­ние мяча поочередно "в положениях лежа и сидя;

    • то же, но в положении сидя поочередно перевести мяч с руки на руку впереди под поднятыми ногами, отклонившись назад, а затем сзади за спиной, наклонившись вперед;

    • смена и. п. (стоя, в полуприседе, в полном приседе, сидя, лежа и т.п.), не прекращая ведения мяча: последовательность смены положений задается заранее или указывается педаго­гом по ходу ведения мяча;

    • поочередный перевод мяча с руки на руку, посылая мяч между ногами, в широкой параллельной стойке или в широкой стой­ке с выставленной вперед ногой;

    - «четырехточечное» ведение мяча: стоя в широкой стойке одно
    отбивание мяча правой рукой перед собой, одно — левой ру-

    312

    кой, затем перевод мяча назад между ногами и поочередное отбивание левой и правой рукой за спиной, перевод вперед между ногами и т.д.;

    - ведение с переводом мяча с руки на руку вокруг одной или
    двух ног по кругу или по «восьмерке» из различных и. п.: стоя
    в широкой параллельной стойке, стоя в выпаде, стоя на од­
    ном или двух коленях;

    • ведение мяча с нестандартными способами передвижения:

    • спиной вперед;

    • в полуприседе или в полном приседе;

    • при ходьбе в выпадах вперед или в сторону;

    • бегом с высоким подниманием бедра, с захлестыванием го­лени, семенящим бегом;

    • бегом с прямыми ногами вперед, назад или в стороны;

    • прыжками на одной, двух ногах, на двух ногах с высоким подниманием бедер;

    • то же, но передвигаясь боком: по направлению движения, спиной вперед, с поворотами кругом поочередно через пра­вое и левое плечо и т.п.;

    • приставными шагами;

    • ведение мяча с изменением направления движения перево­
    дами мяча с руки на руку перед собой, под ногой, за спиной, с
    поворотом:

    • по разметке площадки;

    • перед условными защитниками (стулья или переносные тре­нировочные стойки);

    • по звуковым или зрительным сигналам;

    • ведение мяча в движении с преодолением гимнастической
    скамейки:

    • ведение мяча по скамейке, передвигаясь сбоку от нее в одном направлении или вокруг нее;

    • ведение мяча с пробеганием по скамейке;

    • ведение с переводом мяча через скамейку и переступанием через нее, зигзагообразно продвигаясь вперед вдоль преграды;

    • то же, но с поочередным переступанием через две или не­сколько скамеек;

    • ведение мяча с преодолением легкоатлетических барьеров:

    • ведение мяча с подлезанием под барьерами разной высоты;

    • ведение мяча с перешагиванием через барьеры;

    • ведение мяча с поочередным подлезанием под и перешагива­нием через барьеры;

    • ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи,
    расположенные по одной линии или хаотично по всей площадке:
    обручи могут удерживаться партнерами или лежать на площадке
    (в последнем случае дриблер сам продевает обруч через себя, не
    прекращая ведения мяча);

    • ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических
    элементов по ходу движения: кувырки вперед или назад, пере­
    ползание по гимнастической скамейке и т.п.;

    • ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся боль­шой скакалки: пробегание под ней; прыжки на двух ногах в соче­тании с пробеганием под ней;

    • ведение мяча с преодолением полосы препятствий — «сла­ломный дриблинг»: ведение мяча с изменением направления дви­жения и преодолением по ходу перемещений различных преград (из числа вышеперечисленных) в различных сочетаниях и после­довательности;

    • ведение мяча в парах с поочередным пролезанием между нога­ми впереди стоящего партнера: после совершения маневра дриб­лер сам принимает широкую стойку как преграду для партнера и т.д. (все действия выполняются, не прекращая ведения мяча);

    • ведение двумя мячами (с одновременным и поочередным их отбиванием) в сочетании с выполнением всех вышеперечислен­ных заданий.

    5. Ведение мяча — быстрота:

    • «степ» мячом: низкое ведение на месте с заданной частотой отскоков мяча;

    • то же, но с максимальной частотой отскоков за определен­ный отрезок времени;

    • ведение мяча на месте в сочетании с бегом, высоко поднимая бедра или захлестывая голени назад с максимальной частотой дви­жений ног;

    • то же, но в сочетании с семенящим бегом на месте с макси­мальной частотой и ударным характером беговых шагов («степ» или «танец»);

    • реагирование началом ведения мяча из различных и. п. (сидя, сидя спиной к направлению движения, лежа и т.п.) в ответ на звуковые сигналы;

    • ведение мяча на месте с различными заданиями на коорди­нацию или технику движений с последующим стартовым ускоре­нием по зрительному сигналу;

    • то же, но в сочетании с предшествующими старту прыжками на месте, толчком одной или двумя ногами;

    • скоростной дриблинг по прямой на заданных участках пло­щадки;

    • «длинное» ведение мяча: преодоление отрезков дистанции с наименьшим количеством касаний мяча;

    • скоростной дриблинг с изменением направлений движения:




    • «змейкой» между расставленными на площадке переносными стойками или стульями;

    • по разметке площадки: трехсекундная трапеция, полукруг в области штрафного броска и т. п.;


    314

    315

    • по «восьмерке» между двумя полукругами области штрафного броска и центральным кругом баскетбольной разметки;

    • с оббеганием переносных фишек, используя ударный семе­нящий бег с максимальной частотой беговых шагов;




    • скоростное «челночное» ведение мяча (дистанция от 20 до 40 м);

    • скоростное ведение мяча в парах с гандикапом:




    • один из дриблеров изначально получает преимущество по дистанции (фору в 2 —3 м), второй стремится догнать его;

    • нападающий с мячом получает фору над защитником и стре­мится убежать от него, сохранив преимущество;

    • скоростной «слалом» с преодолением полосы препятствий.
    6. Броски мяча в корзину скоростно-силовые качества:

    • многократное выполнение имитации броска мяча в движе­
    нии справа и слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при
    передвижении от щита к щиту:

    • с прыжками только под корзинами;

    • с прыжками через каждые 2 — 3 беговых шага;




    • серийное выполнение завершающей фазы броска мяча в дви­жении после одного шага с места с акцентом на максимально мощное отталкивание;

    • то же, но с отталкиванием от гимнастического мостика;

    • многократные прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового движения после двухшажного разбега на песке (в воде);

    • индивидуальное выполнение разновидностей броска мяча в движении поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног после каждого подбора мяча;

    • повторное выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным удалением точки получения мяча от корзины: парт­нер в каждой последующей попытке передает мяч чуть раньше, чем в предыдущей;

    • то же, но после прохода-броска: с одноударным и много­ударным ведением мяча;

    • и. п. — стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается, как в стойке с тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, совершить смену положения ног прыжком с выносом мяча в положение для броска мяча в прыжке;

    • то же, но с набивным мячом;

    • то же, но с выпуском мяча над собой в высшей точке прыжка;

    • серийное выполнение подводящих и основных упражнений для броска мяча в прыжке:




    • запрыгивание на скамейку толчком двумя ногами в сочета­нии с выносом мяча в положение замаха;

    • выполнение броска мяча в прыжке партнеру на ориентир или в корзину, отталкиваясь от гимнастической скамейки из по­ложения замаха, с последующим приземлением на пол;

    -| спрыгивание со скамейки (прыжок в глубину) на гимнасти­ческий мат или мостик с последующим мгновенным оттал­киванием и броском мяча в прыжке;

    • то же, но после прыжка в глубину и отталкивания от пола;

    • бросок в прыжке после ловли мяча в прыжке;

    • то же, но с ловлей мяча в прыжке через гимнастическую скамейку;




    • «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке — то же в обратном направлении;

    • ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит — бросок мяча в прыжке в корзину;

    • повторное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыж­ке в верхнюю дальнюю часть щита в тройках с последующим пе­редвижением на другую сторону от щита;

    • поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением рывком в конец колонны игроков на своем щите или на другой щит;

    • серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием направляя мяч в корзину;




    • многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые движения выполняются в прыжке;

    • то же, но с установкой овладеть мячом и добить его в корзину в одном прыжке.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта