Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.2. Формирование многокомпонентных связей между результатами обучения 8.2.1. Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности Теоретические предпосылки.

  • Обучение игровой деятельности. 1. «Коршун и наседка».

  • 2. «Командная перестрелка».

  • 3. «.Пятнашки мячом».

  • 4. «Не давай мяч водящему».

  • 5. « Пробей вратаря».

  • 6. «Дриблеры в круге».

  • 7. «Салки с ведением мяча».

  • Баскетбол (теория и методика обучения). 1 Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол Принципы обучения


    Скачать 2.72 Mb.
    Название1 Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол Принципы обучения
    АнкорБаскетбол (теория и методика обучения).doc
    Дата23.04.2017
    Размер2.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБаскетбол (теория и методика обучения).doc
    ТипДокументы
    #1309
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Организационно-методические указания.

    1. Во всех заданиях контролировать технику выполнения раз­новидностей игровых приемов, не допускать ее искажения.

    2. Сложность заданий увеличивать постепенно, учитывать уро­вень подготовленности занимающихся: задания должны быть по­сильными.

    3. По мере усвоения упражнений проводить их в виде состяза­ний на качество и быстроту выполнения, включать освоенные за­дания в эстафеты и подвижные игры.

    4. Для совершенствования передач использовать набивные мячи весом 1 — 2 кг; чередовать упражнения баскетбольным и набив­ным мячами.

    5. Продолжительность и количество повторений заданий, вклю­чающих комплексное развитие координационных способностей, варьировать в зависимости от возраста занимающихся и уровня их подготовленности.

    6. При формировании навыков скоростной техники уровень вла­дения игровыми приемами должен позволять выполнять задания на близких к предельным скоростях.

    7. В заданиях, ориентированных на комплексное совершенство­вание скоростной техники, предлагается: число повторений уп­ражнений в каждый серии — 5 — 6, количество серий — 3 — 4,


    316

    317

    /

    интервалы отдыха между повторениями — 1 — 2 мин, между сери­ями — 3 — 5 мин.

    1. При направленном развитии быстроты двигательной реак­ции применять многообразие звуковых и зрительных сигналов и их сочетаний, постоянно варьировать и. п. стартующих.

    2. Для повышения эффективности развития быстроты переме­щений в структуре игровых приемов применять эффект предвари­тельного растяжения мышц: скоростным перемещениям должны предшествовать прыжковые задания.




    1. Применению ударного метода (прыжков в глубину) при раз­витии скоростно-силовых качеств в рамках совершенствования тех­ники приемов должна предшествовать достаточная прыжковая работа и соответствовать определенный уровень подготовленно­сти; начальная высота спрыгивания не может превышать 30 см, в дальнейшем она постепенно доводится до уровня высоты выпры­гивания; количество прыжков в глубину с последующим взрыв­ным пружинящим отталкиванием не должно превышать 5 — 6 раз в серии, количество серий — не более 2 — 3.

    2. Паузы активного отдыха между выполнением заданий по­лезно заполнять упражнениями на месте на технику с элементами жонглирования мячом.

    8.2. Формирование многокомпонентных связей между результатами обучения

    8.2.1. Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности

    Теоретические предпосылки.

    Подвижные игры в процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать сформированные двух-компонентные взаимосвязи в вариативных условиях противобор­ства. С помощью подвижных игр моделируются последовательно усложняющиеся игровые ситуации, требующие выборочного вос­произведения технико-физических компонентов подготовленно­сти в сочетании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т. п. Тем самым создаются условия формирования многокомпонентных на­выков игровой деятельности.

    Мастерство педагога заключается в выборе адекватных этапу обучения и уровню подготовленности занимающихся средств из всего многообразия существующих подвижных игр. При творче­ском подходе к реализации этих средств и гибком изменении пра­вил возможно эффективное использование традиционных под-

    вижрых игр в режимах мышечной работы, соответствующих игре в баскетбол. А включение в ту или иную игру специфических для баскетбола компонентов подготовленности ведет к интеграции ло­кальных результатов обучения и повышению готовности занима­ющихся непосредственно к целостной игровой деятельности.

    Высокая эмоциональность подвижных игр снижает психологи­ческую напряженность тренировочных воздействий. Присутствие сюжетно-ролевой основы, возможность неоднозначно решать кон­кретную двигательную задачу с допустимой долей импровизации; присутствие соперника и нежестко нормированная нагрузка по­зволяют моделировать конкретные игровые ситуации и формиру­ют психологический стереотип игровой деятельности.

    При выборе подвижных игр, применяемых с целью обучения навыкам игры в баскетбол, преимущество отдается коллектив­ным, предполагающим соревновательный эффект. Каждая такая игра имеет свое содержание (сюжет, правила, набор двигатель­ных действий) и форму (организацию действий участников). Фор­ма игры непосредственно связана с содержанием и определяется им. Педагог должен опираться на качественный состав двигатель­ных действий, составляющих содержание каждой игры, и воз­можность широкого выбора способов достижения результата в игровой форме.

    На занятиях по баскетболу наиболее популярны две формы проведения подвижных игр: 1) в виде эстафет и 2) в виде команд­ных состязаний. Характерной особенностью эстафет является то, что участники ведут борьбу за всю команду или самостоятельно (поочередно), или группами при взаимоподдержке и взаимопомо­щи партнеров, но без непосредственного контакта с соперниками. Структурными компонентами игр-эстафет могут служить отдель­ные технические приемы баскетбола или их многообразные соче­тания, выполняемые в заданных условиях с различной степенью сложности. А основной целью служит либо наиболее качествен­ное (результативное), либо максимально быстрое их выполнение.

    Командные подвижные игры отличаются совместной деятельно­стью членов команды, направленной на достижение определен­ного правилами результата. Согласованность действий в непосред­ственном противоборстве с соперниками становится решающим фактором достижения победы. Определение победителей в команд­ных подвижных играх происходит благодаря конечной оценке ре­зультативности командных действий в целом при условии неукос­нительного соблюдения правил всеми участниками. Как и эстафе­ты, командные игры отличаются друг от друга содержанием и формой. Соответственно их направленность может варьироваться и планироваться в зависимости от целевых установок.

    Конструирование и проведение элементарных эстафет, как правило, не вызывают трудностей на практике и во многом зави-


    318

    319

    сят от творческой мысли педагога. Вариативность их содержания и формы практически неисчерпаема. Поэтому в данном разделе по­собия мы решили остановиться преимущественно на описании некоторых командных подвижных игр, позволяющих эффективно решать проблему освоения базовых навыков игровой деятельности баскетболиста и всегда вызывающих интерес у занимающихся. Обучение игровой деятельности.

    1. «Коршун и наседка».

    Направленность — комплексное совершенствование разновид­ностей передвижений и развитие быстроты.

    Правила игры. Играют 6 — 7 игроков. Из числа играющих выби­рают «коршуна». Остальные игроки выстраиваются в колонну по одному, располагаясь в затылок друг другу и удерживая впереди стоящего партнера за пояс. Направляющий в колонне выполняет роль «наседки». Для этого он в и. п. занимает параллельную защит­ную стойку с разведенными в стороны руками. Задача «коршуна» — используя различные финты, прорваться к замыкающему «цып­ленку» и осалить его (похитить из выводка) или добиться разрыва цепочки. «Наседка» стремится всячески помешать прорыву «кор­шуна» — сберечь в целости все свое семейство. С этой целью ис­пользуются перемещения приставными шагами и другие изучен­ные способы передвижений в защите. Взявшиеся за пояс «цыпля­та» повторяют маневры «наседки», чтобы максимально затруд­нить действия «коршуна» и уберечься от него. Через определен­ный отрезок времени (24 с — 1 мин) подсчитывают общее коли­чество осаленных игроков и производят смену ролей: «наседка» становится «коршуном», а тот отправляется в хвост «выводка». Игра возобновляется по сигналу педагога.

    Определение победителей: лучший «коршун» и лучшая «наседка» определяются по результативности их действий — числу осаленных.

    Вариант: соперничают две команды: поочередно направляют своих «коршунов на охоту» в стан противников; побеждает ко­манда, захватившая больше «цыплят».

    2. «Командная перестрелка».

    Направленность — комплексное совершенствование ловли-пе­редачи мяча и развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.

    Правила игры. Играют две команды по 10—12 человек. Для игры можно использовать волейбольную площадку. В каждой команде назначается несколько «стрелков» (4 — 5 игроков), которые зани­мают исходные позиции в трехметровом коридоре у лицевой ли­нии. Остальные участники выполняют роль полевых игроков и рас­полагаются в соответствующей зоне — на противоположной сто­роне площадки между средней линией и зоной «стрелков» сопер­ников. Перед началом игры «стрелкам» каждой команды вьщают по 2 баскетбольных мяча. Цель— поразить как можно больше

    полевых игроков соперников, используя изученные способы пе­редач: выбивать можно прямым попаданием только в ноги либо с отскоком от пола в любую часть тела. Полевые игроки стараются увернуться отлетающих мячей, передвигаясь в пределах своей зоны заданным способом (бег, приставные шаги, прыжки на одной или двух ногах и т.п.). Им разрешается ловить мяч и передавать своим «стрелкам». «Подстреленный» игрок выбывает из игры, но при любой удачной попытке ловли мяча своими партнерами один из выбывших участников возвращается в стан своей команды.

    Определение победителей. Побеждает команда, первой поразив­шая всех полевых игроков противника.

    Варианты: 1) игра проводится на время с итоговым подсчетом количества «подстреленных» игроков в каждой команде; 2) в игру вводятся дополнительные мячи; 3) «подстреленный» игрок не выбывает из игры, а переходит в отряд «стрелков»; 4) полевым игрокам также разрешается поражать соперников в случае произ­веденной ими ловли мяча.

    3. «.Пятнашки мячом».

    Направленность — комплексное совершенствование ловли-пе­редачи мяча и развитие быстроты, скоростно-силовых качеств.

    Правила игры. Из числа играющих выбирают одну или несколько пар водящих. Каждая пара водящих владеет баскетбольным мячом. Остальные играющие располагаются произвольно по всей пло­щадке или на половине площадки. Цель водящих — передавая мяч в движении в своей паре, приблизиться к любому убегающе­му игроку и касанием мяча запятнать его. Такой игрок меняется ролями с водящим, выполнившим результативное действие. Иг­рающие также владеют одним или несколькими мячами-выру-чалками, которые могут передавать друг другу, стоя на месте или в движении. Игрока, владеющего мячом, пятнать не разрешается. Продолжительность игры — 10—12 мин.

    Определение победителей. По итогам игры отмечают наиболее результативных водящих или наиболее ловких игроков.

    Варианты: 1) меняются.способы перемещения игроков по пло­щадке: приставными шагами, прыжками на двух ногах, много-скоками с высоким подниманием бедра и т.п.; 2) игра проводит­ся набивными мячами; 3) каждая пара игроков водит в течение определенного промежутка времени (24 с — 3 мин); 4) каждый иг­рок владеет мячом и все передвижения выполняет с ведением мяча.

    Организационно-методические указания. Нарушения правил пе­редвижения с мячом (пробежки), выход за пределы игровой пло­щадки наказывать назначением провинившихся на роль водящих.

    4. «Не давай мяч водящему».

    Направленность — комплексное совершенствование ловли-пе­редачи мяча и развитие быстроты, координационных способно­стей.


    320

    321

    Правила игры. Пятерка игроков (нападающих), стоя на месте по периметру круга диаметром 4 —5 м, передают между собой баскетбольный мяч, используя все виды изученных передач. Пе­редача ближнему игроку запрещена. Водящий (защитник), распо­лагаясь внутри круга, стремится перехватить мяч. Передающие игроки в течение 24 с вслух подсчитывают общее количество вы­полненных передач. В случае перехвата водящий может удерживать мяч в течение 5 с. По истечении времени, отведенного нападаю­щим на владение мячом, производится смена водящего.

    Определение победителей. Побеждает водящий, чьи действия были наиболее эффективными, т. е. позволивший нападающим вы­полнить наименьшее количество передач.

    Варианты: 1) передачи выполняются только заданным спосо­бом; 2) передачи выполняются набивным мячом; 3) перед сме­ной водящий выполняет непопулярные задания (ускорения, при­седания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки на месте и т.п.) столько раз, сколько передач выполнили нападаю­щие; 4) в игре участвуют 7 — 8 нападающих против 2 водящих; 5) соперничают две команды, засылающие в стан противников своих водящих (защитников); роль водящего поочередно выпол­няет каждый игрок; побеждает команда, совершившая в сумме наибольшее число перехватов или первая набравшая заданное ко­личество передач; 6) отсчет передач возобновляют снова после каждого перехвата мяча водящим; 7) замену водящего произво­дят после каждого перехвата путем смены ролей между перехват­чиком и потерявшим мяч нападающим; побеждают игроки, ни разу или наименьшее число раз побывавшие в роли водящего.

    Организационно-методические указания. Обманные действия и быстрота передач ведут к победе. В защите проявлять заданную степень активности также в сочетании с финтами.

    5. «Пробей вратаря».

    Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча, защитных передвижений и развитие быстроты, координа­ционных способностей.

    Правила игры. На ограничительных линиях баскетбольной пло­щадки устанавливается несколько «ворот» шириной 4—5 м, штан­гами которых служат набивные мячи. В каждые «ворота» становит­ся по «вратарю». Они выбраны из числа играющих. Остальные иг­роки — «пенальтисты» равномерно распределяются на каждые «во­рота» и располагаются на расстоянии 7—10 м от них. Каждый «пенальтист» поочередно пробивает «буллит» каждому «вратарю», используя скоростное ведение мяча и обманные движения с пе­реводами мяча с руки на руку, прорывается к одной из «штанг» и стремится коснуться ее свободной рукой — забить гол. Каждый «вратарь», передвигаясь с ведением мяча в створе «ворот» (строго по линии), пытается сохранить их неприкосновенность, для чего

    322

    необходимо осалить спину нападающего до касания им «штанги». Добивать мяч, т.е. повторно атаковать «ворота», не разрешается.

    Определение победителей. После выполнения «буллитов» каж­дым игроком в каждые ворота подсчитывается суммарное количе­ство результативных действий «вратарей» и «пенальтистов». Таким образом выявляют лучших в каждом амплуа.

    Варианты: 1) «вратарь» выполняет ведение слабейшей рукой или двумя мячами; 2) соперничают две команды по 6 —7 игро­ков, «буллиты» выполняются в «ворота» соперников, а команду-победительницу определяют по разнице забитых и пропущенных мячей; 3) «штанги» устанавливают по углам трехсекундных тра­пеций (на линиях штрафного броска и на лицевых линиях), «вра­тарь» располагается либо внутри, либо снаружи трапеции и дей­ствует по тому же принципу.

    6. «Дриблеры в круге».

    Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча, выбивания мяча и развитие быстроты, координационных способностей.

    Правила игры. В центральном круге баскетбольной разметки или в специально нарисованных на площадке кругах того же диаметра располагаются по 5 —6 игроков с мячами. По сигналу педагога они выполняют ведение мяча, не выходя из круга. Цель— вы­бить мяч у других дриблеров, сохранив свой. Дриблер, потеряв­ший мяч, выбывает из игры.

    Определение победителей. Побеждают оставшиеся в каждом круге игроки.

    Варианты: 1) состязания проводятся в несколько этапов — по­бедившие в первом туре игроки образуют полуфинальные или фи­нальные пульки, проигравшие соперничают в утешительных иг­рах; 2) игру проводят многократно до тех пор, пока кто-либо из участников не одержит 2 или 3 победы; 3) продолжительность игры регламентируется временем (24 с — 3 мин), за каждое выби­вание мяча начисляется 1 призовое очко, а дриблеры, у которых выбили мяч, остаются в круге, но получают по 1 штрафному очку за каждую потерю; победителя определяют по наибольшему чис­лу набранных призовых очков за вычетом штрафных; 4) соперни­чают две команды, в каждом круге располагается равное количе­ство дриблеров от каждой команды, мячи выбивают только у со­перников, команду-победительницу определяют по одному из вышеприведенных правил.

    7. «Салки с ведением мяча».

    Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча и развитие быстроты.

    Правила игры. Каждый игрок владеет мячом. Назначается один или несколько водящих, которых снабжают отличными от других мячами. По сигналу педагога играющие начинают произвольное

    323

    передвижение по всей игровой площадке. Водящие стремятся до­гнать любого дриблера и осалить его свободной рукой. Осаленный игрок меняется с водящим ролями и соответственно мячами.

    Определение победителей. Побеждают ни разу не осаленные игроки или пребывающие в роли водящих наименьшее количество раз.

    Варианты: 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение ограниченного времени (24 с — 2 мин) и стремится оса­лить как можно больше дриблеров — определяется лучший водя­щий; 2) регламентируется способ ведения мяча (слабейшей ру­кой на протяжении всей игры, на отдельных участках площадки или ограниченное сигналами педагога время; с чередованием ви­дов дриблинга по сигналу или в указанных местах и т. п.); 3) варь­ируются способы перемещений с мячом (спиной вперед, прыж­ками на двух ногах, на одной ноге и т.п.); 3) вводятся специаль­ные условия осаливания игроков (только сильнейшей рукой, толь­ко после перевода мяча с руки на руку заданным способом и т. п.); 4) командные салки — две команды (по 6 — 8 игроков) размеща­ются каждая на своей половине площадки, поочередно 1 — 3 иг­рока отправляются на сторону противника и в течение 24 с стремят­ся осалить как можно больше соперников, одного и того же игрока можно салить неоднократно, подсчитываются и сравниваются ре­зультативные действия водящих обеих команд, победа в каждом микропоединке приносит в копилку команды 1 очко, команда-победительница определяется по сумме набранных очков.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта