Главная страница

1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры


Скачать 0.76 Mb.
Название1. Приоритетные направления гос политики в сфере культуры
АнкорMKS_gos.doc
Дата11.09.2018
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMKS_gos.doc
ТипДокументы
#24398
страница10 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

52. Киноис-во в МКС

Кинематографическая деятельность РБ делится на: 1.Производство фильмов; 2.Показ, прокат, тиражирование, продажа фильмов;

Все его достижения и просчеты белорусского кино следует рассматривать в контексте единой советской системы. Рождение белорусского кино до сих пор связывается с 1924 годом, когда было создано "Белгоскино" - Государственное управление по делам кинематографии при Наркомпросе БССР. Парадоксальным образом началом кинематографического процесса в Беларуси считается учреждение цензурного по сути органа, а не создание первого фильма. Между тем, первые хроникальные ленты были сняты в 1925 г. на первомайской демонстрации в Минске оператором М.Леонтьевым. А первая игровая картина "Лесная быль" появилась в 1926 году.

В 1928 г. в Ленинграде создана студия художественных фильмов «Советская Беларусь», с 1939 г. она работает в Минске, с 1946 г. называется «Беларусьфильм».

Тема борьбы народа за национальное и социальное освобождение была ведущей в кинематографии 1920-1930 гг. («Кастусь Калиновский», режиссер В.Гардин; «В огне рожденная», режиссер В.Корш-Саблин; «Одиннадцатое июля», режиссер Ю.Тарич и др.). С конца 1920-х гг. появились фильмы на темы современности: «Дважды рожденный» (режиссер Э.Оршанский), «Искатели счастья» (режиссер В.Корш-Саблин). Начали сниматься фильмы для детей.

Отдельный раздел в белорусском игровом кино связан с экранизациями крупных литературных произведений И. Мележа и В. Короткевича.

Самой спорной и одновременно наиболее удачной экранной интерпретацией прозы В. Короткевича считается фильм В. Рубинчика "Дикая охота короля Стаха" (1979). На основе сюжета повести авторы картины выстроили готический кинороман с серией странных событий, окутанных таинственной атмосферой старинного замка. Постановщики активно использовали изобразительные средства кинематографической выразительности, придав экранным портретам, интерьерам, пейзажам ирреальные и загадочные черты.

На «Беларусьфильме» действует студия документального кино «Летопись», а также мастерская мультипликационных фильмов. Работает театр-студия киноактера. В 1962 г. создан Союз кинематографистов Беларуси. Киностудия «Беларусьфильм» – постоянный участник многих международных кинофестивалей, с 1993 г. участвует в большинстве проводимых кинорынков. Созданные на киностудии фильмы имеют многочисленные награды и призы Международных кинофестивалей.

В 1997г. Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной.

С начала 90-х годов белорусское игровое кино вошло в полосу затяжного кризиса - кризиса творческих идей.

Лістапад — минский международный кинофестиваль (ММКФ), кинофорум.

Проводится ежегодно в ноябре по решению Совета Министров Республики Беларусь[1]. Первоначально «Лістапад» задумывался как кинофорум стран СНГ и Балтии. Отбирались, как правило, картины, которые по тем или иным причинам не попадали в широкий прокат, но наглядно иллюстрировали культуру той или иной страны. Именно в таком качестве он впервые предстал перед общественностью в ноябре 1994 года. По прошествии времени кинофестиваль расширялся, завоевывал авторитет, и в 2003-м году официально приобрел статус международного. Тогда в Минск привезли картины из России, Польши, США, Ирана, Сербии, Болгарии, Чехии, Китая, Японии.

Цели: 1. поддержка игрового кино, формирование его высокого социально-культурного статуса; 2. сохранение единого кинематографического пространства России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья; 3. развитие творческих контактов, обмен опытом и идеями между кинематографистами Республики Беларусь и зарубежных стран; 4. оказание содействия творческой молодежи в сфере кинематографии; 5. представление белорусским кинозрителям лучших кинолент производства последних двух лет, отмеченных на международных фестивалях, получивших высокую оценку кинематографистов и зрителей; 6. укрепление культурных связей между Республикой Беларусь и зарубежными странами, а также творческих связей между кинематографистами стран-участниц кинофорума; 7. популяризация достижений национальных кинематографий.

53. Междунар. сотрудничество в отрасле декоративно- прикладного ис-ва.

В середине 1990-х – начале 2000-х годов в белорусскую графику пришли молодые авторы – выпускники Белорусской государственной академии искусств Павел Татарников, Юрий Алисевич, Роман Сустов, Юрий Яковенко, Андрей Басалыга. Активно работают представители старшего поколения Николай Козлов, Валерий Слаук, Владимир Вишневский, Лев Алимов. Значительно расширяется жанрово-видовой и технический спектр белорусской станковой и книжной графики. Расширились проявления синкретизма изобразительных приемов, взаимовлияния видов искусства. Широко используется фотографика, коллаж, смешанные техники, с конца 1990-х годов применяются средства компьютерной графики. Представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов в специализированной печати, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. (Юрий Яковенко и Анжела Малышева – обладатели Гран-при Международной биеннале гравюры “Jozep de Ribera“ в Хативе, Испания, Павел Татарников получил две премии «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе).

Система художественного образования в Беларуси внешне мало изменилась и выглядит примерно так: детская художественная школа – художественное училище – академия искусств. Белорусская государственная академия искусств – единственная художественная академия в стране, дающее классическое высшее образование в области графики, живописи, скульптуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, дизайна, искусствоведения. Высшее художественное образование можно получить также на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета, в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

Нишу выставочной деятельности достаточно плотно занимает Белорусский союз художников, имеющий в Минске крупнейший в Беларуси выставочный зал – «Дворец искусств» площадью свыше 1000 кв.м., а также выставочные залы во всех крупных городах Беларуси.

С 1998 года в Минске работает Музей современного изобразительного искусства.

Выставки современного искусства регулярно показывают Музей Белорусской государственной академии искусств, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры в Минске, Областной художественный музей имени П.В. Масленикова в Могилеве, Картинная галерея Г.Х. Ващенко в Гомеле, Художественная галерея в Полоцке, музеи и галереи в Гродно, Витебске, Бресте, Барановичах. Частных галерей в Беларуси едва ли можно насчитать десять, причем все они – именно выставочные площадки современного искусства.

Существование искусства всегда зависит от публичности. Понятие «публичность» как выражение человеческих усилий по организации общественного процесса противоречит вере в новые коммуникации и технологии, сближающие людей. Искусство в публичном пространстве в последние десятилетия претерпело значительные жанровые и технические изменения. Изменилась сама среда его существования, трансформировались политические и социальные контексты. Тем не менее, под термином «искусство в публичном пространстве» большинство по-прежнему понимает именно монументальное искусство. Это понятно, потому что, во-первых, монументальное искусство традиционно выполняет эстетическую, мемориальную и воспитательную функции, и, во-вторых, большая часть населения к искусству по-прежнему относит лишь традиционные формы и виды изобразительного искусства. Вследствие глобальных и локальных политико-социальных изменений конца ХХ века многие исторические монументы перешли в разряд «следов эпохи». Современное искусство в публичном пространстве пытается стать средством интеграции общественных интересов и общественного пространства. Появляются новые культурные и социальные модели развития, финансирования и реализации проектов искусства в публичном пространстве.

В современном рационально организованном и предельно структурированном городском пространстве не так много места для художественного самовыражения. Уличное искусство, стрит-арт, граффити использует любое доступное пространство. Создаются новые скульптуры, витражи, мозаики, граффити. Происходит процесс взаимодействия художественного и социального пространств. У художников появляется интерес к выходу из музейно-галерейного в публичное пространство.

54. Творческие союзы и общественные организации МКС

Активно действуют на международной арене как традиционные организации, имеющие многолетнюю историю (Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (БЕЛОД), Белорусский комитет защиты мира (БКЗМ), творческие союзы республики), так и созданные в последние годы новые общественные формирования (Объединение белорусов мира "Бацькаўшчына", Международная ассоциация белорусистов, другие организации, фонды, исследовательские центры).

Наиболее влиятельным среди общественных организаций остается БЕЛОД, в составе которого действует более тридцати национальных обществ дружбы с отдельными странами. Общественная организация «Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами» была создана 7 1926 года по инициативе известных деятелей белорусской науки и культуры. Величайшие представители национальной интеллигенции — Янка Купала, Тишка Гартны, Михась Чарот, стоявшие у истоков Белорусского общества дружбы понимали, что самый короткий путь к взаимопониманию и дружелюбию пролегает через наследие национальной культуры. Уже многие годы БелОД старается сблизить народы, заявить о Беларуси и её традициях за рубежом и, в то же время, познать историю и культуру других стран.

В Доме дружбы проходят диалоги известных общественных деятелей нашей республики, проводятся научные конференции и семинары, выставки, дни культуры народов разных стран.

Активную работу в культурном пространстве Беларуси проводят общественные и государственные структуры Германии. Одной из наиболее влиятельных организаций этой страны является Институт Гёте. В настоящее время 127 представительств Института в 76 странах занимаются популяризацией немецкого языка и реализацией многочисленных проектов в сфере культуры и образования [9]. Представительство Института Гёте начало свою работу в Минске летом 1993 г.

Успехом за рубежом пользовались выступления артистов белорусской оперы, Государственного ансамбля танца Республики Беларусь, Белорусского государственного хореографического ансамбля "Хорошки", многих других профессиональных и самодеятельных коллективов.

Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО»

Миссия организации:

Пропаганда гуманных принципов и идей ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и коммуникации через образование клубов ЮНЕСКО по всей Беларуси.Цели организации:

1. Информировать общество о деятельности ЮНЕСКО.

2. Вовлекать детей, молодых людей и взрослых людей в деятельность по пропаганде идеалов и принципов ЮНЕСКО.

3. Воспитывать детей и молодых как настоящих граждан своей страны с активной жизненной позициейУчреждена:  17 декабря 1989 года.

 Государственное учреждение «Республиканский центр национальных культур» .





  1. Прыярытэтныя кірункі дзяржаўнай палітыкі ў галіне культуры.

  2. Структура органаў дзяржаўнага кіравання ў галіне культуры.

  3. Мэты і функцыі менеджменту.

  4. Кіраўніцкія рашэнні як вынік (прадукт) кіраўніцкай працы.

  5. Кампетэнтнасная мадэль кіраўніка сучаснай установы культуры.

  6. Сацыяльна-культурнае прызначэнне і тыпалогія ўстаноў сацыякультурнай сферы ў Рэспубліцы Беларусь.

  7. Кіраванне персаналам ва ўстановах сферы культуры.

  8. Праграмна-мэтавы і нарматыўны змест кіравання ў сферы культуры.

  9. Механізмы фінансавання арганізацый культуры ў Рэспубліцы Беларусь.

  10. Фандрайзінг у кантэксце дзейнасці ўстаноў культуры.

  11. Фінансавы менеджмент: асновы і змест.

  12. Рэклама і РК у структуры маркетынгавых камунікацый

  13. Інструментарый РК: стандартныя сродкі, дадатковыя сродкі, спецыяльныя
    мерапрыемствы

  14. Змест і структура маркетынгу ў сацыякультурнай сферы.

  15. Асноўныя сектары рынку сферы культуры і іх асаблівасці.

  16. «Жыццёвы цыкл» прадукта і паслугі ў сферы культуры.

  17. Сувязі з грамадскасцю як камунікацыйны феномен сучаснай сусветнай
    культуры.

  18. Разнастайнасць форм і відаў мерапрыемстваў па сувязям з грамадскасцю: класіфікацыя дакументаў у сувязях з грамадскасцю, планаванне і падрыхтоўка программ у СГ

  19. Асаблівасці выкарыстання сродкаў камунікацый у РК-мерапрыемствах.

  20. Псіхалагічныя асновы ў практыке выкарыстання СМІ у сістэме СГ.

  21. Катэгарыяльны інструментарый і асноўныя паняцці праектнага менеджменту ў кантэксце прыкладной культуралогіі

  22. Інструментарый і сістэма эканамічнага і тэхналагічнага комплексаў кіравання праектам

  23. Финансаванне культуры у Еурапейскі краінах.

  24. Падрыхтоўка менеджэраў у сфсры кулыуры за мяжой (ЗША. Велікабрытанія, Германия и инш).

  25. Менеджмент в сфере культуры Японии.

  26. Арганизация вольнага часу у ЗША

  27. Фестывальны менеджмент у краинах заходняй Еуропы

  28. Развицце экатурызму у краинах заходняй Еуропы

  29. Міжнародныя культурныя сувязі беларускіх зямель у перыяд Кіеўскай Русі

  30. Міжнародныя культурныя сувязі беларускіх зямель у складзе ВКЛ.

  31. Асаблівасці развіцця культурнага супрацоўніцтва беларускіх зямель у 16 ст

  32. Міжнародныя культурныя сувязі беларускіх зямель у складзе Рэчы Паспалітай.

  33. Культурныя сувязі беларускіх зямель у перыяд уваходжання ў склад Расійскай імперыі.

  34. Культурныя сувязі Беларусі ў складзе СССР.

  35. Культурныя сувязі Рэспублікі Беларусь у перыяд незалежнасці.

  36. Функцыянаванне механізму супрацоўніцтва з ЮНЕСКА.

  37. Стратэгія ЮНЕСКА ў галіне культурнага супрацоўніцтва.

  38. Міжкультурныя камунікацыі праз стратэгію ЮНЕСКА ў галіне адукацыі і навукі.

  39. ЮНЕСКА - галоўная міжнародная арганізацыя ў галіне МКС.

  40. Роля і месца ААН і яе спецыялізаваных структур у галіне міжкультурных Камунікацый


















4.

Рассматривая управленческое решение как протекающий во времени процесс, в нем можно выделять три основных этапа: подготовка решения, принятие решения, исполнение решения. Каждый из этих этапов представляет собой последовательность процедур, а каждая процедура — последовательность операций.

Этап подготовки решения включает в себя следующие процеду­ры (рис. 6.11): выявление сущности проблемы, формирование критериев принятия решения, определение перечня альтернатив.

Этап принятия решения включает в себя следующие процедуры: оценка альтернатив, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственной альтернативы (рис. 6.13).

Для разрешения проблемы решение должно быть не только принято, но и реализовано. Этап реализации решения включает в себя процедуры (рис. 6.14) организации исполнения решения, контроля исполнения решения, анализа исполнения решения.

Анализ выполнения заключается в оценке его последствий, в сравнении результатов с теми, которые руководитель хотел полу­чить. Анализу должны быть подвергнуты все этапы подготовки, формирования и реализации решения, используемые при этом методы. Особое внимание должно быть уделено позитивным мо­ментам, отмечены исполнители, достигшие успехов в работе, но при этом нельзя обходить и негативные моменты. Анализ исполнения решения завершает управленческий цикл, но вместе с тем служит началом нового цикла, поскольку разреше­ние одной проблемы неминуемо ведет к возникновению другой.


3.

Под функцией менеджментапонимается вид деятельности ра­ботников аппарата управления, основанный на разделении и коо­перации управленческого труда, характеризующийся определен­ной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления. С точки зрения создания систем ме­неджмента наиболее целесообразно выделять общие, специальные и конкретные функции. Общие функции менеджмента в той или иной степени присутст­вуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии и свойств управляемого объекта. Этими функциями являются: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, учет и контроль, анализ. Поскольку в своей деятельности любая организация использу­ет различные ресурсы, то имеет смысл говорить об управлении этими ресурсами. Поэтому по виду управляемого ресурса выделя­ются конкретные функции менеджмента. Поскольку разные орга­низации в своей деятельности могут использовать разные ресурсы, то перечень конкретных функций в каждой организации будет свой (управление финансами; управление материальными ресурсами; управление персоналом; управление продукцией и услугами). Специальные выделяются в соответствии со сферой деятельности организации (управление логистикой, маркетингом, сбытом, инновациями).

Побуждение работников к труду и росту результативности осу­ществляется с помощью методов менеджмента, которые представ­ляют собой способы целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника. В основу классификации методов менеджмента положена их мотивационная характеристика, т. е. те мотивы, на активизацию которых они направлены. С этих позиций методы менеджмента можно разделить на (рис. 4.1) административные, экономические, социально-экономические и социально-психологические.

В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы (рис. 4.2): целенаправленности, т. е. их применение должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности; реализуемости, т. е. должна присутствовать возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализо­вать избранный метод воздействия в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами; системности, т. е. применяемые методы должны представ­лять собой единую систему; адаптивности, т. е. применяемые методы должны осущест­вляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации; эффективности, т. е. применение избранного метода долж­но обеспечивать достижение максимально возможного социаль­ного и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку мероприятий, реализующих метод.


2.

Министерство культуры Республики Беларусь (Минкультуры) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия (далее - сфера культуры), и подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В своей деятельности Минкультуры руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением. В структуру Минкультуры входят департамент по кинематографии с правами юридического лица, управления, отделы и секторы. В систему Минкультуры входят структурные подразделения облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненные Минкультуры государственные организации.

. Основными задачами Минкультуры являются:  4.1. осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям;  4.2. разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий в сфере культуры, организация выполнения актов законодательства Республики Беларусь по вопросам культуры;  4.3. обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания;  4.4. определение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;  4.5. координация проведения научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;  4.6. подготовка и переподготовка кадров для организаций культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли;  4.7. содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;  4.8. развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры.

В целях дальнейшего развития, популяризации и поддержки национальной культуры и искусства принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 № 308 «Об утверждении Положения о попечительском совете организации культуры». Основной целью попечительского совета является содействие реализации уставных целей и задач организации культуры. Принятие данного решения инициировано Министерством культуры Республики Беларусь с целью стимулирования создания попечительских советов. На данный момент действует попечительский совет при Театре оперы и балета.



1/

Государственной программе "Культура Беларуси" на 2011-2015 годы, каторая утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2010 г. № 1905. Главными инновационными мероприятиями Государственной программы являются: создание системы стимулирования поступлений внебюджетных средств в сферу культуры (проведение Республиканского конкурса "Меценат культуры", введение попечительских советов при национальных и наиболее значительных учреждениях культуры, осуществление информационной поддержки мецэнацкай деятельности в средствах массовой информации); проведение реставрационных работ на наиболее знаковых объектах историко-культурного наследства Беларуси; создание Национальной электронной библиотеки, новых ресурсов, таких как электронная библиотека "Франциск Скорина - беларуский и восточнославянский первопечатник" и электронная библиотека "Radziviliana"; осуществление полной камп'ютарызацыі государственных музеев и библиотек, создание электронных и Internet-ресурсов по культуре; создание принципиально новых концепций Государственного музея истории Большой Отечественной войны и Национального исторического музея; создание Республиканского центра реставрации и консервации; создание Национального Internet-портала "Музеи Беларуси"; проведение Национального музейного фестиваля "Интер-музей-Беларусь"; создание государственного учреждения "Центр беларуского кино"; производство фильмов со статусом "национальный"; организация и проведение ежегодного Республиканского конкурса театрального искусства "Национальная театральная премия"; основание Национальной музыкальной премии Республики Беларусь; возрождение народных промыслаў и ремесел; проведение ученых исследований по разным направлениям искусства, сохранению и репрезентации историко-культурного наследства, развитию профессионального и народного творчества, какие направленный, в первую очередь, на определение дальнейшей стратегии развития культуры страны; открытие культурных центров Беларуси за границей (в Российской Федерации, Республике Литва, Республике Латвия, Федеративной Республике Германия), расширение количества и географии культурных акций в заграничных странах; разработка и реализация межотраслевой программы "Беларусы в мире"; реализация специальной программы обучения и стажировок студентов ВУЗ за границей, приглашение ведущих заграничных преподавателей в учебные учреждения Беларуси.


8.
Отступить от нормативов можно будет только в строго ограниченных случаях. Так, органы государственного управления с учетом условий деятельности государственных учреждений культуры могут устанавливать им количество спектаклей (концертов, представлений) в год ниже обозначенных пределов при переездах в другое здание, осуществлении капитального ремонта, реконструкциях, техническом переоснащении, закрытии сценических площадок и других объективных обстоятельствах.

При невыполнении нормативов выделенные из бюджета средства подлежат возврату в бюджет пропорционально невыполненному количеству спектаклей (концертов, представлений, показов фильмов).

В учетной и плановой практике к показателям развития культу­ры и искусства принято относить: 1. по библиотекам:количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения; количество книг в библиотеках в абсолютном и относител ь-ном выражениях; количество читателей; 2. по учреждениям клубного типа: количество клубов, в том числе на 1000 тыс. населения раз­дельно для разного типа населенных пунктов (городское, сельское население); количество мероприятий и клубных объединений; 3. по музеям: • количество музеев в абсолютном и относительном значени­ях и количество посетителей; 4. по учреждениям искусства: количество театров (в том числе по жанрам), их вместимость (в абсолютном значении и на 10 тыс. населения); количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств и собственных доходов; 5. по кинематографии: количество произведенных кинофильмов; количество кинотеатров; количество киноустановок; количество зрителей; валовой сбор денежных средств; 6. по радио и телевидению: объем передач в среднесуточном исчислении; средневзвешенный процент охвата населения теле- и радиовещанием.

Эффективность хозяйствования отдельной организации культуры и искусства в рыночных условиях также изменяется в зависимости от формы предоставления услуг населению. При платном оказании культурных услуг для организаций, получающих доходы, сопостави­мые с расходами или превышающие их, можно использовать коммер­ческие показатели эффективности (прирост собственных доходов, рентабельность, снижение убыточности и т.д.). Однако в большин­стве случаев эффективность хозяйственных операций определяется степенью рациональности использования ресурсов, либо теми же по­казателями посещаемости учреждения культуры и количеством посе­тителей, обслуживаемых одним работником учреждения культуры, а также — степенью заполнения залов и т.д. Для сравнения применя­ют некоторую (нормативную, среднюю) величину показателя.


7.

Основные средства управления персоналом: кадровое планирование, оценка и контроль деятельности, изменение состояния рабочей силы, мотивация труда, отбор рабочей силы, правовое регулирование трудовых отношений, оптимизация численности, социальная политика, структурирование работ, политика затрат на рабочую силу, организация труда, корпоративная культура.

Персонал учреждений культуры — это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В свою очередь, руководители различаются по уровню управления: высшее (уровни федеральный и субъекта федерации), среднее (региональный и городской уровни) и низшее звено (уровень учреждений культуры и их подразделений).

Какие же требования предъявляются к работникам в сфере культуры?

Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные)требования, в том числе: психосоматическое здоровье — физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры; профессиональная компетентность — достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности; личностно-нравственные качества — добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д.

Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения. Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами,должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.

В работе могут допускаться упущения, а то и нарушения. У руководителя могут возникать претензии к работникам, и он должен принимать по отношению к подчиненным определенные меры воздействия — санкции.


6.
По характеру деятельности организации культуры делятся на следующие основные типы: Библиотеки; Музеи; Картинные, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорамы и другие выставочные организации в области культуры; Клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и другие клубные учреждения; Парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; Книжные палаты; Театры; Цирки; Филармонии и другие концертные организации; Организации кинематографа; Творческие мастерские; Организации народных ремесел; Научно-проектные и творческие реставрационные организации; Научно-исследовательские учреждения и методические центры народного творчества (культурно-просветительской работы).

Организации культуры, которые осуществляют культурную деятельность через обеспечение доступа физическим лицам к культурным ценностям, которые находятся в фондах данных организаций, или через создание условий для занятий народным и художественным творчеством, а так же для духовного и физического развития относятся к культурно-просветительским учреждениям культуры. К данному типу можно отнести деятельность музеев, библиотек и других учреждений.

В противоположность культурно-просветительским учреждениям выделяют театрально-зрелищные организации, которые осуществляют культурную деятельность через подготовку, показ и проведение спектаклей, концертов или других публичных показов. Государственным театрально-зрелищным (концертным) учреждением признается организация, созданная республиканским органом управления (собственником) для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично из бюджета.


5.

По статистике, руководителей учреждений культуры в первую очередь беспокоит сам факт функционирования учреждения, что свидетельствует о непонимании целей существования организации. «Работа с людьми» в анкетах руководителей учреждений находится на третьей позиции, что показывает слабое значение для них работы с коллегами, партнерами и особенно с клиентами.

Большинство руководителей учреждений культуры по результатам анкетирований предстают как творческие работники, а не как управленцы. В современном обществе – это опасная ситуация, ведущая к негативным последствиям. Руководители учреждений культу-ры не видят логики в построении и развитии своей деятельности и деятельности организа-ции. Не понимают причинно-следственных связей между этапами плана. Это ведет к непо-ниманию значения плановой работы, неуме-нию составлять ежедневные и перспективные планы, принятию неверного решения и неэф-фективному делегированию полномочий. Уделяют мало внимания саморазви-тию и самообразованию, без которого невоз-можно осуществление развития и адаптации к постоянно изменяющемуся рынку труда и услуг, невозможно само понимание необхо-димости изменений и принятие эффектив-ных решений.

Выделение компетенции «Стрессо-устойчивость» указывает на слабо развитые навыки урегулирования конфликтных ситу-аций и умения строить отношения с другими людьми. А положение в списке компетенций внутри кластера указывает на то, что сами руководители недооценивают значение уме-ний строить эффективные и взаимовыгодные отношения.

Компетенция «Лидерство», включающая умение управлять отношениями, владение техноло-гиями влияния и убеждения, помещена на предпоследнюю позицию, что еще раз под-черкивает непонимание умения строить и уп-равлять отношениями. На 1-е место выходят отношения в кол-лективе, но отрицается и не понимается зна-чение и роль лидера в коллективе, без этого невозможно построить эффективные отноше-ния и добиться реальных результатов в раз-витии организации.

Отсутствует понимание необходимос-ти ориентироваться на клиента, то есть от-сутствует понимание необходимости изучать рынок услуг, поэтому кластер компетенций «Работа с информацией», включающий изу-чение, анализ информации и принятие на этой основе решений, стоит у руководителей учреждений культуры на последнем месте.

Такие компетенции, как «Способность к инно-вации и творчеству, креативность», «Способ-ность к предпринимательству», «Способность создавать и поддерживать положительный имидж организации», «Ориентация на изу-чение спроса и разработку новых продуктов и услуг в сфере культуры» (включающие ге-нерирование и обоснование идей, видение новых возможностей развития организации, отрасли) поставлены на последнее место, что еще раз подчеркивает непонимание современ-ных рыночных отношений и необходимости изучать рынок услуг для успешного развития организации.

В то же время компетенция «Стратегическое развитие», подразумевающая видение будущего организации, стоит на 1-м месте.

Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные)требования, в том числе: психосоматическое здоровье — физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры; профессиональная компетентность — достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности; личностно-нравственные качества — добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д.

Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения. Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами,должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.

12.

PR - это особая функция маркетинговых коммуникаций, которая способствует установлению и выстраиванию управляемых взаимоотношений с различными контактными аудиториями (потребителями, инвесторами, сотрудниками, окружающей средой и т.п.). В отличие от рекламы PR выстраивает коммуникацию между компанией и обществом, тогда как реклама строит все коммуникации вокруг товара. PR в первую очередь выстраивает доверие к источнику информации, т.е. к компании. В основе любой PR-деятельности лежит стремление переубедить, необходимость воздействовать, т.е. желание реализовать предположительно существовавшие даже в самых примитивных обществах социальные потребности. Движущая сила PR - убеждение и многие приемы, используемые практиками PR, - была известна еще в античности, если не ранее.

11.

Принципы организации финансового менеджмента. 1. Интеграция фин. решений в общую схему управленческих решений предприятия. Все изменения, происходящие в общей системе управления предприятием, оказывают влияние на финансовую деятельность, и наоборот, фин. решения подразумевают их соответствие общим управленческим решениям, следовательно, процесс интеграции ещё на стадии планирования является необходимым. 2. Высокий динамизм управления.Фин. менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение фактров внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и фин. деятельности, фин. состояния и других параметров функционирования предприятия. 3. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений.Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования фин. ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации не должен выходить за рамки общей финансовой идеологии функционирования предприятия. 4. Финансовый менеджмент опирается на информационные потоки. С точки зрения фин. мен-та основными финансовыми документами являются: форма 1 (бух. баланс), форма 2 (отчёт о прибылях и убытках), форма 3 (отчёт о движении капитала), форма 4 (отчёт о движении денежных средств), бизнес-планы, инвестиционные проекты, положение о финансовом отделе, инструкция фин. менеджера, программы финансового оздоровления. 5. Принцип диверсифицированности вложений. Он проявляется в двух аспектах: - инвестирование денег в ценные бумаги, различные активы и объекты; - создание много профильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. 6. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными ни казались те или иные проекты управленческих решений в области фин. деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие со стратегическими направлениями его развития. 7.Финансовый менеджмент универсален. Методы фин. мен-та приемлемы в рыночной экономике для коммерческих предприятий, а для некоммерческих – в ограниченном объёме. Принципы финансового менеджмента являются универсальными в различных странах, где существует рыночная экономика.


10.

Общие требования к успешной фандрайзинговой кампании: цели кампании должны быть убедительными, захватывающими, реально достижимыми; образцы роста и развития проекта должны быть легко воспринимаемы; организация или лидеры проекта должны быть хорошо известны; участники проекта должны быть высоко компетентными, приверженными цели; цели фандрайзинговой кампании должны быть ориентированы на людей и иметь неотложное значение; результаты кампании должны быть измеримыми.

Планированию проведения конкретной кампании фандрейзинга должна предшествовать разработка собственно содержательной программы или проекта, под которые будут привлекаться средства. Такую программу организаторы фандрайзинга должны иметь на руках за 4-6 месяцев до начала фандрайзинговой кампании.

Для оценки эффективности можно использовать такие показатели как: соотношение планируемой и фактической сумм пожертвований. Показывает в целом эффективность организации кампании; число доноров. Сам по себе показатель интереса не представляет: важна его динамика. Позволяет оценить качество работы сборщиков; средний размер пожертвований. Рассчитывается как отношение обшей суммы пожертвований к числу доноров. Интересен для правильной сегментации рынка пожертвований, позволяет сэкономить на кампании; сравнение с конкурентами. Этот метод позволяет обнаружить слабые и сильные места у себя и конкурентов; соотношение затрат на кампанию и суммы пожертвований. Нормальным уровнем считается 10–20%. 30% и выше – недопустимый уровень; число написанных и одобренных заявок, средний бюджет проектов и т.д.

Таким образом, технология фандрайзинга включает в себя совокупность методов, способов привлечения ресурсов и предполагает тщательную подготовку на каждом этапе. Во многих западноевропейских странах и особенно в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно, поэтому важной частью успеха становится разработанная фандрейзинговая кампания. Так же необходимо учитывать особенности той страны, с которой осуществляется сотрудничество. В зависимости от социально-культурных установок, приоритетных направлений государственной поддержки в странах вырабатываются модели функционирования фандрайзинговых технологий, наиболее приемлемые для данного общественного устройства и условий.



9.

Предприятиям, учреждениям культуры, организациям и творческим коллективам независимо от их ведомственной принадлежности гарантируется приоритетное обеспечение необходимым инвентарем, музыкальными инструментами, оборудованием и иными материально-техническими средствами. Первоочередным правом материально-технического обеспечения пользуются предприятия, учреждения культуры сельской местности, а также работающие с детьми и подростками. В Республике Беларусь стимулируется финансирование и материально-техническое обеспечение культуры со стороны профсоюзов, общественных организаций, творческих союзов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан.

Государство стимулирует направление средств на финансирование культуры, используя методы экономического регулирования и льготного налогообложения. Освобождаются от налога на прибыль: а) предприятия, организации и учреждения культуры, расходы по содержанию которых полностью возмещаются за счет республиканского и местных бюджетов или которые получают государственные дотации из бюджета; б) прибыль хозяйственно-расчетных предприятий, объединений и организаций, зарегистрированных на территории республики творческих союзов, Белорусского фонда культуры, объединения белорусов мира "Бацькаўшчына", Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, Общества белорусского языка имени Ф.Скорины, Белорусского ПЭН-центра, направленная ими названным союзам, фондам, обществам на осуществление их уставной деятельности; в) сумма прибыли, перечисленная зарегистрированным на территории Республики Беларусь Белорусскому добровольному обществу охраны памятников истории и культуры, Национальному фонду образования и культуры Республики Беларусь, республиканскому и местным фондам развития культуры, Обществу белорусского языка имени Ф.Скорины, объединению белорусов мира "Бацькаўшчына", а также перечисленная предприятиям, организациям и учреждениям культуры - в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь по налогообложению.

Налоговым законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться иные льготы по налогообложению предприятий, объединений и организаций культуры, включая организации, занимающиеся ремонтом, реставрацией и реконструкцией памятников истории.


16.

Но если фирма со своим товаром находится в этой стадии, то ее стратегия будет заключаться в отстаивании своей доли рынка, попытке все более глубокой сегментации, привлечении новых потребителей, все более активном стимулировании продажи, шижении цен (при наивысшем качестве товара!). Реклама на этом этапе носит наиболее агрессивный, назойливый характер, доля издержек на нее заметно возрастает, она адресуется уже к наиболее массовой и консервативной части потребителей. И очень важно, рано или поздно готовя себя к уходу из этой ЗДА, обеспечить уровень марки и репутации фирмы, создавая и ведя за с эй таким образом, потребителей — приверженцев марки фирмы.

- Затухание и спад. Это стадия уже не замедления роста, а прямого падения дохода (объемов продажи). Выход из конкуренции приобретает лавинообразный характер. Цены продолжают падать (в целях удержания потребителей). Хотя возможны и их всплески, так как за счет выхода из конкуренции на рынке могут образовываться лакуны, а инерция потребления, привычка к товару могут еще действовать. В расчете на эти всплески ("поскребыши" бизнеса) некоторые фирмы задерживают свой полный уход с рынка. Но в любом случае стратегия маркетинга на этом строиться не может.

Первостепенными целями фирмы неизбежно становятся обновление товарного ассортимента, диверсификация, плавный переход к другим товарам при сокращении позиций на рынке и репутации фирмы в обществе.



. 15.

Сегментация рынка как потребительской, так и производственной продукции возможна также исходя из отзывов Потребителей о качестве, фирменной марке, цене, организации сервисного обслуживания, рекламе и организации продвижения на рынок.

Сегментация может носить и целенаправленный характер в соответствии с установкой руководства предприятия (например, иметь дело только с оптовыми Потребителями или производителями оригинального оборудования и т.д.). Как правило, такой подход вытекает из результатов анализа прошлой деятельности, который проводится в целях определения сегментов, где удалось достичь оптимального соотношения между объёмом продаж и прибылью, а так же для прогнозирования дальнейшего развития сбытовой деятельности.


14.

В театральном маркетинге четко различаются коммерческая и социальная составляющие. Первая связана с публикой —Так, иностранный турист едва ли пойдет на драматический спектакль (прежде всего — в силу языкового барьера). На туристическую публику поэтому могут рассчитывать только музыкальные театры (опера, балет.

В принципе следует, очевидно, различать в театральном СМ две основные модели: коммерческую (Бродвейскую) модель и модель студийную. В первом случае речь идет об ограниченном репертуаре (до одного спектакля), но с привлечением ведущих драматургов, артистов (звезд). Это открывает возможности мощной рекламы, дополнительных доходов (трансляция, видео, сувениры, открытки и т. п.). Такой спектакль рассчитан на широкую публику и длительную жизнь. Во втором случае широко практикуется участие труппы в культурных, политических акциях, коммерческой рекламе; на целевого зрителя, а также нетрадиционное распространение билетов (стимулирование продаж).

Маркетинг мест (территорий)

Условия эффективного использования маркетинга в сфере культуры

- Знание рынка потребителей нонпрофита, их нужд, запросов, дискомфорта в сфере досуга, культуры и творчества.

-Знание социальных сил — попечителей (государственных и муниципальных органов, движений, спонсоров, меценатов), заинтересованных в обеспечении услуг потребителям.

- Знание мотиваций попечителей, т. е. их собственных интересов, побуждающих их оказывать соответствующую поддержку.

- Продекларированность этих мотиваций и интересов в правовых актах, решениях соответствующих органов, в уставах, принять* программах и т. п.

- Конкретизация этих интересов в конкретных приоритетных направлениях, видах и формах услуг и деятельности, их объеме, интенсивности и затратах.

Только выполнение этих условий делает возможным полноценное использование концепции маркетинга и маркетинговых технологий и методик в сфере культуры.


13.

Выставки / экспозиции. Публичное мероприятие, демонстрирующее целевым группам суть деятельности компании, ее последние достижения, вписывает компанию в контекст представителей отрасли. Выставки, независимо от формата, решают несколько задач: возможность привлечь внимание общественности, используя креативные решения в оформлении, качестве демонстрации продуктов/услуг, личной коммуникации, а также пригласить целевые СМИ и дать возможность "пощупать" руками последние новинки, разработки и т.п.
Экскурсии. Существует несколько вариантов проведения экскурсий на предприятии: - регулярные экскурсии, где тематика, область информирования целевых групп определяются заранее. Экскурсионный маршрут готовится и согласуется менеджментом компании, в данном случае для коммуникации с экскурсантами не обязательно присутствие топ-менеджмента, достаточно квалифицированных специалистов тех или иных направлений;- эксклюзивные экскурсии, чаще проводятся топ-менеджментом в рамках проведения того или иного представительского мероприятия.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. Проведение одиночных или серийных образовательных мероприятий, направленное на повышение информированности широкой общественности о деятельности субъекта PR, направлениях его деятельности и общем состоянии индустрии:


написать администратору сайта