1. Разграничение понятий конституционного права как системы правовых норм, как науки и как учебной дисциплины
Скачать 0.49 Mb.
|
Часть дозволенного определяется через права человека (закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы). Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан . Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые. Общие принципы: Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством; Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам; В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией; Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления; Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина ; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых); Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой; Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 7. Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах Способы конституционного формулирования прав и свобод: 1) Позитивный (конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом) (выражения – имеет право, вправе, может) Так, согласно ст. 45 китайской Конституции «граждане Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи» (часть первая, предложение первое). Здесь субъект права – граждане КНР – прямо назван. Вместо выражения «имеет право» или равноценного ему «вправе» в некоторых конституциях употребляется выражение «может», как, например, в ч. II ст. 3 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года: «Частные лица могут предоставлять образование всех видов и ступеней» (предложение первое). В принципе позитивный способ может использоваться и без прямого указания субъекта, когда речь идет о правах человека. В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в ч. 1 ст. 24 Конституции Румынии 1991 года: « Право на защиту гарантируется». Из данной формулы ясно, что гарантируется это право каждому человеку, который и является субъектом указанного права . 2) Негативный (конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу). Конституция США, точнее, поправки к ней. Так, согласно поправке IV « право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением» (предложение первое); согласно поправке V «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле», а согласно поправке VIII «не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания». В первых двух случаях указаны субъекты прав и свобод – «народ» и «никто», а в третьем случае употреблена безличная формула, равноценная указанию на второй субъект, то есть «никто» (можно было бы сказать: «ни с кого не должны требоваться...»). Конечно, слово «никто» означает буквально отсутствие какого бы то ни было субъекта, но в законодательном контексте такого рода оно равнозначно выражению «все». Если в утвердительном предложении мы употребляем выражение «все», то в отрицательном, если мы имеем в виду всех вместе и каждого из них в отдельности, для обозначения этого невозможно никакое иное слово, кроме «никто». Примечательное проявление негативного способа содержится в поправке I: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений»; здесь Конституция гарантирует свободы от возможного их нарушения самим законодателем. Во многих конституциях сочетаются оба способа формулирования прав и свобод (негативный характерен для стран с англосаксонской системой права, позитивный – для правовых систем стран континентальной Европы). 8. Понятия гражданства, безгражданства, многогражданства, экспатриации в зарубежных странах Гражданство – устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. К основным характеристикам гражданства относятся: 1. Гражданство — это правовое состояние, выражающееся в юридическом оформлении, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека; 2. Устойчивый характер отношений гражданства проявляется в их постоянстве, длящемся, как правило, с момента рождения и сохранении этого правового состояния на протяжении всей жизни гражданина; 3. Двусторонняя связь человека с государством выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей, ответственности, основана на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4. Состояние гражданства предусматривает защиту и покровительство со стороны государства своим гражданам, находящимся за границей. Все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Основные принципы гражданства: 1) гражданство является единым; 2) гражданство является равным независимо от оснований и времени приобретения, а также независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства; 3) доступность и свободный характер гражданства; 4) неотъемлемость гражданства; 5) принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством; 6) защита и покровительство своим гражданам, находящимся за пределами страны. Приобретение гражданства: 1) филиация (по рождению) (на основе принципов права крови (ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения) или права почвы (ребенок становится гражданином государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей)); 2) натурализация (прием в гражданство иностранца по его заявлению при длительном проживании на территории данного государства); 3) восстановление в гражданство (для лица, которое состояло в гражданстве данного государства, но утратило его); 4) оптация (выбор гражданства) (при переходе территории от одного государства к другому жителям предоставляется право сохранения прежнего или получения нового гражданства); 5) усыновление иностранного гражданина или лица без гражданства гражданином данной страны; 6) приобретение гражданства лицами, принадлежащими к этносу, составляющему большинство населения страны (упрощенный порядок предусмотрен конституциями отдельных стран). Прекращение гражданства: 1) отказ от гражданства (выход из него) (может иметь место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства) (основания для отклонения – в законе); 2) утрата гражданства (носит автоматический характер при совершении лицом определенных запрещенных деяний); 3) лишение гражданства (санкция государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение) (обычно применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации). Безгражданство и многогражданство порождаются несовпадением принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах. Лица без гражданства (аполиды или апатриды) – те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства (может возникнуть и в результате прекращения гражданства). Основной причиной возникновения апатризма являются так называемые «отрицательные коллизии» национальных законодательств о гражданстве. Безгражданство может возникнуть при выходе лица из гражданства одного государства по собственной инициативе и невозможности приобретения им гражданства другого государства, а также при изменении гражданства женщины в силу вступления в брак, когда согласно законодательству страны она утрачивает прежнее гражданство, но не приобретает автоматически гражданство мужа. Многогражданство (наиболее частый случай – двугражданство (бипатризм) – принадлежность лица к гражданству двух государств) Бипатризм может возникать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если оно одновременно не утрачивает прежнее гражданство. Среди причин, влияющих на появление многогражданства, следует указать также на территориальные изменения, расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Государства, как правило, отрицательно относятся к такому состоянию и заключают договоры о предотвращении случаев двойного гражданства. Договоры между государствами о двойном гражданстве обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан гражданства другой страны (в частности, не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если они были выполнены по отношению к другой стране). Экспатриация (от лат. ех - из + patria - родина, отечество; англ. expatriation) – добровольный выезд или принудительное выселение государством за пределы родины лиц, являющихся гражданами этого государства, с последующим лишением гражданства (по общему правилу в демократических странах собственные граждане не могут подвергаться применению мер по экспатриации). Не допускается лишение гражданства, если в результате лицо станет апатридом — лицом без гражданства. Э. происходит, напр., при оптации, выходе из гражданства, а также и в принудительном порядке по решению высших законодательных или судебных органов государства о лишении гражданства. Иногда за лишением гражданства следует депортация 9. Режим иностранцев, убежище, высылка, экстрадиция в зарубежных странах Иностранцы – лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве. Каждое государство самостоятельно принимает решение о статусе иностранцев (международного статуса у таких лиц нет) (государство определяет правила допуска и выдворения иностранцев из страны). Наиболее распространенные режимы иностранцев: 1) национальный режим (иностранцам предоставляются права собственных граждан); 2) режим наибольшего благоприятствования (любому иностранцу предоставляются такие же права, как гражданам любого третьего государства, при этом само государство устанавливает объем прав и обязанностей иностранцев); 3) специальный режим (устанавливает правовой статус граждан иностранного государства на основе договора между государствами). В демократическом государстве иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам, за отдельными указанными в законе изъятиями (не подлежат призыву на военную службу, не пользуются избирательными правами, не могут осуществлять некоторые занятия, занимать некоторые должности, иногда приобретать объекты собственности). Право на убежище – предоставление иностранцу или лицу без гражданства, преследуемому в другом государстве по политическим, идеологическим, религиозным, научным и другим причинам, укрытия на территории страны. Право убежища предполагает: 1) возможность для каждого человека искать укрытия за рубежом; 2) право государства принимать таких лиц или отказывать во въезде. Виды убежищ в международной практике: 1) территориальное (укрытие на территории государства); 2) дипломатическое (предоставление укрытия в дипломатическом или консульском представительстве). Получение политического убежища не обеспечивает предоставления гражданства (гражданство может быть получено в соответствии с существующими правилами). Экстрадиция – передача государством лица другому государству, в котором оно совершило преступление, по просьбе последнего для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда (конституционное законодательство большинства стран запрещает экстрадицию своих собственных граждан). Демократические конституции предусматривают запрещение экспатриации и экстрадиции (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами). 10. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность, на уважение достоинства человека в зарубежных странах Данные права – основа правового статуса человека (без них другие права и свободы теряют смысл). Личные права — характеризуют статус человека как социально-биологического существа. Личные (гражданские) права и свободы часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций. Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность, свобода лица ненарушима, вмешательство в эти права допускается только на основе закона. Конституционное право на жизнь (запрет смертной казни; запрещение абортов; проблема допустимости эвтаназии (причинения легкой смерти безнадежно больному по его просьбе с целью избавить от излишних мучений)). Гарантии личной свободы, физической целостности и неприкосновенности включаются в те же статьи, в которых провозглашены гарантируемые права и свободы (неприкосновенность личности, жилища) или излагаются в отдельных статьях как особые права (часто встречаются в конституциях, принятых после ликвидации авторитарного и установления демократического строя в соответствующей стране; практически отсутствуют в социалистических конституциях). В демократических конституция данные права представлены широко и развернуто (Польша – правовая охрана жизни; никто не может быть подвергнут экспериментам; применение телесных наказаний запрещено; обеспечивается личная неприкосновенность и личная свобода и др.). В социалистических конституциях (КНДР – граждане не могут быть подвергнуты аресту иначе как на основании законов; разбирательство судебных дел открытое и обвиняемый имеет право на защиту; иностранцы могут выступать в суде на родном языке; другие гарантии отсутствуют). Свобода мысли – свобода от любого идеологического контроля (человек сам решает, что и как ему думать, во что верить, каких духовных ценностей придерживаться). Свобода совести (включает свободу вероисповедания и свободу придерживаться атеистических убеждений). Тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища (в условиях авторитарных режимов власть стремится контролировать частную жизнь людей, чтобы использовать получаемую информацию для усиления господства над ними) (в демократических странах – гарантии неприкосновенности жилища и тайны коммуникаций, охрана частной жизни и личных данных). Свобода передвижения и поселения (человек должен иметь возможность свободно передвигаться по стране и даже по планете и селиться там, где это предоставляется ему наиболее благоприятным для развития его личности) (в условиях авторитарных режимов власть стремится ограничить данную свободу, предписать определенное место жительства, контролировать передвижение человека). Эта группа прав обладает рядом особенностей: а) это естественные, неотчуждаемые права человека, т. е. они не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства; б) они включают право на охрану достоинства личности, а это возлагает соответствующие обязанности на государство и граждан, законность поведения государственных служащих, требования к членам общества не нарушать права и свободы других; в) особо значимы в этой группе права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки и т. д. Эти права входят в предмет ведения органов внутренних дел и заслуживают пристального внимания. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности). 11. Информационные права и свободы Информационные права и свободы: 1) свобода слова (свобода выражения мнений); 2) свобода печати и иных СМИ; 3) право на получение информации, имеющей общественное значение или касающейся запрашиваемого лица; 4) свобода распространения информации. Авторитарные (особенно тоталитарные) режимы ограничивают указанные права и свободы (монополизируют СМИ или подчиняют их политическому контролю с помощью цензуры, дезинформируют граждан или скрывают от них неблагоприятную для правящих кругов информацию). Демократические конституции (Испания – свободно выражать и распространять мысли, идеи и мнения; право на литературное, художественное, научное творчество; свобода преподавания; право на свободную передачу и прием информации с помощью любого средства распространения; осуществление этих прав не может ограничиваться цензурой). Свобода печати и информации не должна приводить к разглашению сведений, составляющих тайну (военную, государственную, дипломатическую, профессиональную, коммерческую, личную) (перечень сведений, составляющих тайну в демократическом государстве определяется законом, которым устанавливаются меры ответственности виновных лиц за разглашение тайны). Свобода печати – отсутствие цензуры. Как часть свободы распространения информации рассматривается академическая свобода. Право на образование – одно из наиболее существенных социальных прав человека (создает предпосылку для развития его личности и всего общества) (от уровня образованности зависит социальное продвижение человека и его общественный статус). В наиболее развитых странах образование – одна из приоритетных сфер вложения государственных средств (государственная система образования должна находиться на высоком уровне). Академическая свобода (свобода преподавания) отражает идеологический плюрализм гражданского общества (предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным) (проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова). Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми (различные взгляды, выражаемые преподавателями, побуждают учащегося самостоятельно мыслить и самостоятельно формировать свои убеждения). Тоталитарные режимы не допускают свободы преподавания (используют всеобщее образование для воспитания всего общества в желательном для правящей верхушки духе). Во многих конституциях право на образование формулируется кратко (принципиальные вопросы решаются текущим законодательством) (Япония – обязательность и бесплатность школьного обучения). Обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей (социальное развитие в условиях современного общества – появление тенденции к утверждению свободы такого выбора). 12. Индивидуальные и коллективные права Одно из оснований классификации конституционных прав в зарубежных странах связано с субъектом прав. Это деление на индивидуальные и коллективные. Индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку – коллективное потому, что индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности человека и гражданина по характеру своему индивидуальны. Однако конституционные формулы это обстоятельство отражают не всегда достаточно четко. Например, индивидуальный характер права, содержащегося в ч.2ст.35 К. Республики Болгарии «Лица болгарского происхождения приобретают болгарское гражданство в облегченном порядке» может быть определен только в результате логического анализа, ибо субъект права указан здесь во множественном числе. помимо указанного выше права на забастовки, субъектами которого могут быть только трудовые коллективы либо профсоюзы, коллективными правами по природе вещей являются права разного рода меньшинств (Напр, все национальные меньшинства равноправны – Австрийский основной закон гос-ва об общих правах граждан, королевств и земель). между индивидуальными и коллективными правами порой возникает объективное противоречие. Индивиды, принадлежащие к различным равноправным коллективам или иным общностям, могут встретиться с индивидуально различным объемом возможностей при реализации коллективного права. Например, если в парламенте равноправно представлены два территориальных коллектива, из которых один имеет вдвое больше избирателей, чем другой, то вес голоса каждого избирателя большего коллектива будет вдвое меньше веса голоса избирателя из меньшего коллектива. Эта проблема часто обостряется в конфликтных национальных отношениях. Лидеры национальных движений нередко стремятся поставить права национальной общности над индивидуальными правами человека, что мы наблюдаем в настоящее время в некоторых постсоветских государствах. Практически коллективные права национальных общностей, за приоритет которых они ратуют, они присваивают прежде всего себе, осуществляют эти права в своих личных или узкогрупповых интересах от имени соответствующих национальных общностей, порой во вред им. Такая узурпация коллективных прав человека не дает возможности демократическим путем разрешать конфликтные ситуации. Проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав, видимо, не может быть решена однозначно, однако ориентиром должны служить, как представляется, неотчуждаемые индивидуальные права. Не может быть правым тот, кто ущемляет права и свободы другого, во имя чего бы это ни делалось 13. Собственность и труд Право на собственность и труд относятся к социально-экономическим правам и свободам -определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшее - право на владение и распоряжение частной собственностью. - обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. Типичной в этом отношении является ст. 11 бельгийской Конституции 1831 г., которая гласит: «Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения». В новых конституциях закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества. ст. 43 Конституции Итальянской Республики: «В целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же передать при условии выплаты компенсации государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам или к источникам энергии, или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных общественных интересов». После Второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд. В ряде конституций право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к которой стремится государство. Так, в ст. 56 политической Конституции Коста-Рики говорится: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы». Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматриваются как органическое продолжение права на труд. Итальянская К: «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования... Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться» (ст. 36). Иногда Важнейшим завоеванием трудящихся является право на коллективные действия в защиту своих интересов, в частности право на забастовку, которое провозглашается либо признается конституционным правом всех демократических стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права. Особенно распространенным является запрещение всеобщих стачек, политических забастовок, забастовок солидарности, пикетирования. Широко применяется принудительный арбитраж, арест забастовочных фондов, запрещение или прекращение забастовок судебными приказами и многое другое. В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по безработице, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда. В некоторых современных странах все еще существует фактическое неравенство женщин, которое особенно наглядно проявляется в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины. 14. Конституционно-правовые принципы экономической деятельности Основополагающий принцип – установление в конституции целей использования национальных богатств в общих интересах независимо от того, кто их собственник (приоритеты в политике, направленной к достижению этих целей, определяются спецификой условий конкретной страны). Закон может резервировать за публичным сектором существенные ресурсы (особенно когда они представляют собой монополии), а также разрешить вмешательство в дела предприятий (когда этого требует общий интерес) (Испания - публичные власти должны заботиться о модернизации и развитии всех отраслей экономики в целях выравнивания жизненного уровня населения). Ряд конституций, принятых в последние десятилетия, предусматривают возможность государственного планирования экономической жизни (с помощью косвенных экономических рычагов, делающих для производителя выгодным направлять свои усилия на достижение желательных для общества целей). Испания – государство может планировать общую экономическую деятельность для удовлетворения коллективных потребностей, выравнивания и гармонизации регионального и отраслевого развития, для содействия увеличению доходов и богатства и их наиболее справедливого распределения. Италия – свобода частной хозяйственной инициативы, предусмотрена возможность установления законом программ и мер контроля, предназначенных для направления и координации в социальных целях публичной и частной экономической деятельности (значительное внимание уделяется экономической деятельности в с/х; признается социальная функция кооперативов; поощряются и охраняются сбережения во всех формах). Обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монополий играет важную роль в обеспечении конституционных принципов экономической системы (американский закон Шермана 1890 г.). Конституции развивающихся стран (временные нормы обеспечивающие особую охрану национального капитала, который не может конкурировать с капиталом развитых стран). Конституции социалистических государств (наряду с принципом государственного планирования экономической и социальной жизни стали определять статус государственных предприятий и принципы их деятельности, статус кооперативов (расширение их самостоятельности)) (на государство возлагаются задачи – неуклонное повышение производительности труда и эффективности экономики, развитие производительных сил общества, проведение режима экономии, рациональное распределение средств накопления и потребления, учет государственных, коллективных и личных интересов, постепенное улучшение материальной и духовной жизни народа – КНР). 15. Межнациональные отношения Межнациональные отношения – отношения между этническими (национальными) общностями, а также отношения между религиозными, языковыми, племенными общностями. Формы конституционно-правового регулирования межнациональных отношений: 1) Национально-территориальная автономия (в некоторых странах, где среди населения имеются компактно проживающие инонациональные (инорелигиозные) группы, на соответствующих территориях создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населения). Резервация – своеобразная форма национально-территориальной автономии. 2) Равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии и других подобных признаков (в отдельных странах правящие группы выдают себя за выразителей интересов определенной национальной (расовой, языковой, религиозной) общности и вводят дискриминационные меры в отношении лиц, принадлежащих к другим общностям). 3) Признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств (иногда меньшинствам предоставляются преимущества и льготы, компенсирующие ущерб, нанесенный им существовавшими прежде дискриминацией или угнетением, либо обеспечивающие выживание данной общности) (позитивная дискриминация). 4) Национально-культурная автономия (общность самостоятельно создает структуры, обеспечивающие ее коллективными правами) (наилучшим образом защищает права общности). Национальное меньшинство – этническая общность, у которой национальное государство находится за пределами данной страны. Этническая группа своего национального государства не имеет. Право на самоопределение народов (наций) – право народа (нации) самостоятельно определять форму своего государственного существования (в составе другого государства или в виде отдельного государства (может существовать отдельно или войти в федеративный или конфедеративный союз с другими государствами)). Признанное международным правом право на самоопределение не стало принципом конституционного права почти негде (международное право использует метод ограничительного толкования данного принципа, предпочтение отдается принципу территориальной целостности государств). 16. . Конституционно-правовой статус религиозных институтов Религия как система мировоззренческих представлений и верований – фактор, объединяющий людей (государствообразующий фактор).Взаимодействие религии и КП – конституционно-правовое регулирование свободы совести и регулирование отношений между государством и церковью (обычно в различных формах провозглашается отделение церкви от государства). Демократические страны являются, как правило, светскими. Их конституции провозглашают отделение церкви от государства, равноправие религий и свободу совести. Однако в мире имеются государства, в которых церковь не отделена от государства. Среди них, в зависимости от степени взаимосвязи государственной и церковной власти, различают теократические и клерикальные государства. Степень воздействия религии и церкви на государство и проводимую им политику неодинакова в различных клерикальных странах. Высока она, например, в тех мусульманских странах, которые признают ислам государственной религией. Таких стран в настоящее время насчитывается около 30 (среди них, например, Иран, ОАЭ). В них основополагающими правовыми нормами признаются принципы ислама; действуют шариатские суды. Клерикальными являются и некоторые западные государства, но степень влияния религии и церкви в них традиционно меньше. Среди таких, стран можно назвать, например, Великобританию, Швецию, Грецию. Так, в Великобритании государственными признаются англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии. Главой обеих церквей является британский монарх, который назначает высших церковных иерархов. В состав верхней палаты английского парламента входят епископы и архиепископы англиканской церкви. Следует отметить, что и в конституциях некоторых светских государств отмечена особая роль религии и церкви. Например, Конституция Болгарии 1991 года, устанавливая, что «вероисповедания свободны», что «религиозные объединения отделены от государства», вместе с тем провозглашает, что традиционной религией в Республике Болгария является восточно-православное вероисповедание». Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит от уровня демократии в стране, которая определяется уровнем ее социально-экономического развития. В демократических государствах (признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, школа – от церкви, привилегии и дискриминация по религиозным мотивам запрещены). Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей: 1) демократические страны: а) государства, в которых КП несет отпечаток антицерковной направленности (Мексика); б) государства, в которых религия провозглашена государственной, официальной или господствующей (Греция, Болгария, Великобритания, Швеция, Дания); в) государства, в которых статус религиозных общин и церквей подробно урегулирован текущим законодательством (Франция, Италия). Италия (отделение церкви от государства; отмене принцип единственности католической религии; церковные учреждения обладают статусом юридических лиц (по налогообложению приравнены к светским благотворительным и просветительным учреждениям); священнослужители освобождаются от военной и альтернативной службы; сотрудничество в области охраны исторического и художественного наследия). 2) страны с авторитарными и тоталитарными режимами (конституциями в большинстве случаев придается государственный характер религии и церкви). Мусульманские страны (огромная роль единоличного лидера в жизни общества и государства; высокая престижность всего связанного с властью; исламские нормы определяют институты государственной власти вплоть до их компетенции и порядка формирования). Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений. К оглавлению 17. Политическая система и конституционное право Политические отношения, образующие в совокупности политическую систему – отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе (концентрированное выражение политической власти – государственная власть). Власть – общественное отношение, характеризующееся способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Политическая власть – власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств (является публичной властью). Политическая власть осуществляется через политические институты, регулируемые КП (конституционно-правовые институты, главный из них – государство, власть которого легитимно (законно) распространяется на все общество и которое обладает монополией на применение в установленных случаях, установленными способами и в установленной степени физического насилия к подвластным). Политический режим – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власть в обществе. Политический режим – функциональная характеристика власти (обусловливает порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления). Типология политических режимов: 1) Демократический (высокая степень политической свободы человека; реальное существование политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на управление обществом и государством) (находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни – институты представительной и непосредственной демократии; гарантированные гражданские и политические права и свободы; независимые СМИ; партийный плюрализм; разделение властей; самоуправление мест и профессий; гарантии для меньшинств). 2) Либеральный (развитые страны XIX века, сейчас – развивающиеся страны (Индия, Филиппины))переходный от недемокр к демокр (высокая степень политической свободы; правовая отсталость общества – пользоваться демократическими политическими институтами могут немногие; государство вынуждено чаще прибегать к принудительному воздействию; низкий уровень жизни многочисленных слоев населения) демократ посылки остаются нереализованными – Индия, Турция. 3) Авторитарный (полное отсутствие свободы в политич сфере, культура, экономика и.т.д. относительно свободны; оппозиция запрещена; публичная власть прибегает к средствам подавления, администрирования; самоуправление отсутствует; выборы проводятся под контролем властей; разделение властей – формальное (все функции – в руках диктатора или правящей олигархии) ОАЭ. Тоталитарный режим (предел авторитаризма) (государственная партия, проникающая во все ячейки общества и подчиняющая их политике режима; экономика подчинена диктату политической власти, частная собственность и предпринимательство запрещены, религия преследуется, цензура СМИ) Иран, Северная Корея. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем демократичнее политический режим. 18. Правовое государство и господство права Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом (Конституция ФРГ) (принципы конституционного строя превыше всего). Законодатель, правомочный менять конституцию, не вправе действовать произвольно (в конституцию нельзя вносить изменения, устраняющие конституционный строй (сводящие на нет права человека и гражданина, ликвидирующие разделение властей)). Конституционные характеристики государства как правового: 1) провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства (практически все современные конституции демократических стран имеют такие нормы); 2) установление основ механизма гарантий прав и свобод (должная юридическая процедура – в соответствии с законом); 3) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов; 4) конституционный принцип независимости суда; 5) принцип верховенства конституции по отношению к ;другим законам 6) принцип приоритета норм международного права перед национальным законодательством (общие нормы международного права – составная часть внутреннего права). Приоритет международного договора не требует приведения национального закона в соответствие с этим договором (только руководство для правоприменителя на случай коллизии этих актов). 7) разделение властей - 8) взаимная ответственность гос-ва и личности - Господство права- необходимый принцип правового государства. означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений. В английской правовой теории отмечается три значения. Во-первых, - этим понятием исключается правительственный произвол, т. к. государственная администрация в своих актах и действиях связана правом . Во-вторых, в Англии нет никого, кто был бы выше закона, что там всякий человек, какого бы ни было его звание или положение, подчиняется обыкновенным законам государства и подлежит юрисдикции судов общегражданской юрисдикции. Следовательно, « в Англии идея равенства перед законом или всеобщего подчинения всех классов одному закону, применяемому обыкновенными судами, проводятся до крайних пределов. Третья особенность принципа господства права заключается в том, что основополагающие нормы, т. е. нормы конституционного ранга не фиксируются в отдельном документе, а выводятся из всей совокупности действующего права, которое является по преимуществу обыкновенным правом. Господство права немыслимо без верховенства парламента во всём, что касается законодательства или проведения ранее одобренного парламента политического курса правительства. 19. Светское государство Конституционная характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Так, ст. 7 Конституции Италии устанавливает, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Их отношения регулируются Латеранскими пактами, заключенными еще в 1929 году и частично пересмотренными в 1984 году. Изменения пактов, одобренные обеими сторонами, не требуют процедуры пересмотра Конституции. Согласно части третьей ст. 8 Конституции отношения некатолических конфессий с государством регулируются законом на основе соглашений с их соответствующими представителями. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством была, например, Монголия до 1921 года, а сегодня является Ватикан. Впрочем, это чрезвычайно редкий случай. Несколько чаще встречается клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Примером может служить Иран. Ряд вполне демократических государств , вполне обеспечивающих свободу совести, имеют тем не менее официальную церковь, у которой с государством существуют организационные связи. Например, в Швеции, где один из четырех основных законов – Форма правления 1974 года в п. 6 § 1 гл. 2 провозглашает свободу религии, а в § 2 запрещает принуждать гражданина к раскрытию его религиозных убеждений, действует официальная Шведская церковь евангелически-лютеранского вероисповедания. Хотя в последние десятилетия многие организационные связи этой церкви с государством отпали, доныне Правительство определяет число священнослужителей, размеры их вознаграждения, утверждает бюджет церкви и его статьи, решает вопросы о слиянии приходов, назначает настоятелей соборов и епископов. Должности епископов устанавливаются Риксдагом (парламентом) по представлению Правительства. 20. Конституционно-правовой статус вооруженных сил В демократических странах признается принцип деполитизации вооруженных сил и иных вооруженных учреждений (полиции). В современных конституциях – тенденция к определению задач вооруженных сил и установлению некоторых принципов их организации. Вооруженные силы имеют задачей гарантировать суверенитет и независимость, защищать территориальную целостность и конституционный строй (конституция Испании). Государства, входившие во время Второй мировой войны в фашистский блок (Япония – никогда впредь не будут создаваться военные силы, как и другие средства войны (на практике вооруженные силы созданы под названием сил самообороны)) (Италия – защита родины – священный долг; военная служба обязательна в пределах, установленных законом, ее несение не должно причинять ущерб трудовому положению гражданина и осуществлению им политических прав, организация вооруженных сил должна отвечать демократическому духу Республики). Возложение на главу государства функции верховного главнокомандования вооруженными силами (типично для большинства конституций) (в некоторых странах с парламентарной формой правления на главу государства данная функция не возлагается (Германия – министр обороны)). |