ИОЛ ЗАЧЁТ. 1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма
Скачать 0.53 Mb.
|
14. Михайловский период творчества А.С. Пушкина. Лирика 1824-26 гг.: жанровый состав, проблематика. Анализ одного-двух стихотворений. На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стих-ях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом»; завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина»; мыслится трагедия «Борис Годунов» (окончена в ноябре 1825). Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору («Песни о Стеньке Разине», 1826), далеким культурам («Подражания Корану», 1824), новое открытие ценностей любви [«К***» («Я помню чудное мгновенье...»), 1825], дружества («19 октября», 1825), простого и грустного бытия («Зимний вечер», 1825), убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта («Пророк», 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу. 8 сентября 1826 Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I, результатом которой стало взаимное признание; император взял на себя цензуру пушкинских сочинений. Пушкин, отдавая должное преобразованиям Николая («Стансы», 1826), сохранил верность друзьям («Во глубине сибирских руд...», 1827). Это было не двурушничество, но стремление занять государственную позицию: свободные доверительные отношения с царем давали возможность творить добро, в частности, бороться за амнистию декабристов. Отношения с императором были далеки от намеченной идеальной модели. Пушкин и его давние союзники (Вяземский, Дельвиг) не вполне сошлись с московскими любомудрами. Стремление к твердому общественному статусу оказалось трудно реализуемым — отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом «равнодушной природы», судьбы, деспотизма («Дар напрасный, дар случайный», «Анчар», оба 1828; «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», оба 1829); отсюда же мотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь («Воспоминание» 1828; «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил…» 1829).Вторая половина 1820-х гг. — время создания многих лирических шедевров — отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828) и “Поэту” (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения “Воспоминание”, “Дар напрасный, дар случайный...”, «Анчар” (все 1828 г.), “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829 г.). Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. В жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей.В мае - сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения). Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием “Путешествие в Арзрум”. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н.Гончаровой. На этот раз оно было принято.Пушкин — создатель лирической концепции творчества. В ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского “памятника нерукотворного”, — поэтические манифесты “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831). Пушкин часто использует аллегорические образы: “лира”, “алтарь”, “треножник”; архаизмы: “глагол”, “бряцал”, “внимал” и другие. Они создают впечатление, что его поэт — вне времени.Знаменитое стихотворение “Пророк”, написанное в 1826 г. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.Поэт и пророк, образы которых созданы в пушкинской лирике, имеют немало общего (“вещие” зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог — и никто другой — призывает обоих к служению. Они дополняют друг друга. Но все-таки пушкинский пророк и пушкинский поэт не сливаются в одном существе. Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот “глаголом” жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно — “угль, пылающий огнем”).Пророк “поправляет” мир — поэт отражает мир. Пророк несет людям слово Божие — поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.В сонете “Поэту” Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение “толпы”. Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это мир пустынный, “безлюдный”.Если поэт доволен своим произведением — а это может быть “приговором” “высшего”, самого строгого и пристрастного — собственного! — суда, ему кажутся смешными все попытки толпы охаять его. Она не сможет осквернить поэта, внушить ему недоверие к самому себе:Твердость, решительность, взыскательность, презрение к “суду глупца”, к наградам и почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в поэтических манифестах. “Слово” и “дело” поэта совпали. Веленью божию, о муза, будь послушна,/Обиды не страшась, не требуя венца;/Хвалу и клевету приемли равнодушно/И не оспоривай глупца. 15. Лирика А.С. Пушкина 1830-х гг. Поэтика “Каменноостровного цикла”. Здесь следует рассматривать два периода – это болдинская осень 30 года и более поздняя, столичная лирика 1831-36 годов. Для первой характерна необычайная плодотворность в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества ( из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. В этот период Пушкин создаёт совершенно разноплановые произведения – и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические « Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре – октябре. Параллельно шла работа над последними главами « Евгения Онегина» и шуточной поэмой « Домик в Коломне». В конце октября – начале ноября одна за другой появляются « маленькие трагедии». Вместе с этим происходит работа над « Историей села Горюхина» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Фон пушкинского « пира воображения» - лирическая поэзия, а это около 30 стихотворений, среди которых « Элегия» ( воспоминания о юности, от которой осталось лишь « смутное похмелье», и взгляд в будущее – « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), « Бесы» ( Угроза непонимания мира равноценна угрозе сойти с ума), « Герой» и « Заклинание». Значение Болдинской Осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта. И в то же время своеобразный пролог к его творчеству 30х.Если же брать период 1831-36 годов, то общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина, были напротив исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 31года состоялась свадьба поэта на Наталье Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу – для работы над « Историей Петра». В конце 33 года царь пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, которое сам первый поэт России счёл для себя оскорбительным. Пожалуй никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь беспокойной и несвободной. Каждый прожитый им год после его тридцатилетия, приближал « последний акт» драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только брачными узами, но и оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Мрачное пророчество высказанное в болдинской « Элегии» ( « Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море»), сбылось. Неблагоприятной стала для Пушкина и литературная обстановка 30х, когда гражданские стихотворения его вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха ( « Борис Годунов», « Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась компания травли Пушкина, инспирированная его б давним недругом, журналистом и писателем Булгариным. Побуждаемый политическими и коммерческими соображениями, под предлогом борьбы с «литературной аристократией» Булгарин пытался обосновать тезис об оскудении пушкинского таланта. Пушкин, вынужденный тратить силы на полемику, добивался разрешения на издание собственного журнала ( четыре книжки « Современника» вышли в 1836 го). Падение популярности ( « Полководец») Пушкина было вызвано не только литературной коньюктурой, но и более глубокими причинами. Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который с 1830х (до появления Лермонтова) стал эпигонским, « массовым». Критерием художественности нередко являлся коммерческий успех произведения. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, ещё в начале 20х годов решительно повернувшего к реализму, противоречили вкусам общественности. Тем очевиднее « подвиг благородный» , который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам ( « Не дай мне бог сойти с Ума!»). Он стремился стать духовным вождём общества, просвещённым дворянством. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти ( её символ для поэта Пётр Первый), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачёв. Идеалом государственности – милосердие ( « Герой, « Пир Петра Первого»). Размышления о связи трёх этих сил – самодержавия, просвещенного дворянства и народа – легли в основу философско-исторической концепции 30х годов. Летом 1836 года, живя с семьёй на даче на Каменном острове в Петербурге, Пушкин написал ряд стихотворений, которые воспринимаются как итог духовного пути поэта, как своеобразное поэтическое завещание Пушкина: «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Подражание италиянскому», «Мирская власть», «Напрасно я бегу к сионским высотам…», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Четыре стихотворения из этого списка помечены цифрами II, III, IV, VI, что обнаруживает замысел цикла, в основе которого — христианская тематика. Этот цикл, получивший у исследователей название «каменоостровского», представляет на сегодня одну из самых актуальных проблем пушкинистики, так как до сих пор неясны его состав, композиция, а значит и самый смысл — «завещание поэта остаётся пока непрочитанным» (И.Сурат) [14]. Исследователями предположительно установлен порядок стихотворений в этом цикле: I. I. Его нет II. II. «Отцы пустынники и жены непорочны…» (III, 337) В начальном варианте возможно это место должно было занимать «Напрасно я бегу к сионским высотам…» (III, 335), оставшееся незавершённым III. III. «Подражание италиянскому» (III, 334). IV. IV. «Мирская власть» (III, 333). V. V его нет VI. VI или №1 (гипотеза Фомичевой) «Из Пандемонти» В.П. Старк: «Стихотворение дошло до нас в перебеленном автографе с некоторыми поправками. Состоит оно из двух частей — своеобразного «приступа» к молитве и собственно молитвы. Первоначально оно начиналось словами «святые мудрецы», затем было переправлено на «отцы пустынники». Пушкин сопровождает текст иллюстрацией: келья, зарешеченное оконце, сгорбленный старец-монах, к которому весьма подходит определение «святой мудрец». Объяснить замену, произведенную Пушкиным, как и большинство остальных поправок (не считая правки стилистической и вставки пропущенного при переписке слова «смирение»), можно лишь обращением к источнику и биографии его создателя — Ефрема Сирина. Пушкин постепенно уточняет свой выбор из многих «мудрецов». Это прежде всего сослагтели песнопений.11 Из них он выбирает именно «пустынников», к числу которых принадлежал и Ефрем Сирин.Только одна молитва повторяется в течение всего Великого поста, во все дни недели, кроме субботы и воскресения, — это молитва Сирина. Выбор ее в качестве основной «покаянной» молитвы объясняется тем, что она соответствует состоянию души, которое должно владеть человеком в эти дни: сознание грехов и упадок духа, предшествующие его очищению и просветлению. Именно это состояние подчеркнуто у Пушкина эпитетом «падший», который в контексте стихотворения обозначает и «грешный», и «упадший духом».В 1836 г. она последний раз звучала в среду Страстной недели, т. е. 25 марта. Работа над первой частью стихотворения выявляет стремление Пушкина вложить особенное отношение к молитве Сирина. Исправления носят личностный характер, свидетельствуют о желании точнее передать свое душевное состояние. Особенно наглядно это проявилось в работе над девятым стихом: сперва «И душу мне живит...», затем «И душу мне крепит...», наконец приходит искомое — «И падшего крепит...».По мысли Пушкина, «отцы пустынники» несли в себе те же два начала, что свойственны каждому творцу: они живут «средь дольных бурь и битв», но могут «возлетать во области заочны». Несомненно родство стихотворения «Отцы пустынники...» (и всего цикла 1836 г.) со стихотворениями «Поэт», «Поэт и толпа», «Подражания Корану», «Пророк». К этому же ряду стихов тематически примыкает и стихотворение 1835 г. «Странник». Общей для всех этих стихотворений является проблема творчества, которая в 30-е годы насыщается эсхатологическими мотивами. Пушкинское переложение состоит из семи стихов и, таким образом, формально соответствует первоисточнику — «сиринской строфе».В тексте собственно молитвы имеется только одно смысловое исправление, которое как раз и относится к определению любоначалия: Пушкин заменяет эпитет «коварной» по отношению к «змее любоначалия» на более емкий — «сокрытой». Замена подчеркивает опасность этого греха: он не только коварен, но и невидим для других.Следующее стихотворение цикла, «Как с древа сорвался предатель ученик...» (обозначенное Пушкиным цифрой III), несомненно связано с четвергом Страстной недели. Именно в четверг, в ночь после среды, Иуда Искариот поцелуем указал стражникам на Христа. В четверг же после распятия Христа Иуда повесился.Дальнейшим развитием темы является третье стихотворение цикла — «Мирская власть». Сюжетно оно также связано с событиями Страстной недели. Первые строки содержат указание на день действия:»Когда великое свершалось торжествоИ в муках на кресте кончалось божество...» Согласно Евангелию, Христос скончался в пятницу. Стихотворение, таким образом, композиционно следует за воспоминанием о четверге — дне предательства Иуды. Формально оно основано на евангельских рассказах о казни Христа. В этот день в церкви читают соответствующие отрывки из Евангелия. Осторожными мазками, в нескольких словах-символах — «божество, владыко, царь-царей», Таким образом, можно говорить не только о смысловом, но и о сюжетно-тематическом единстве цикла 1836 г. Принцип композиции основан на расположении стихотворений в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина, четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница. В каждом из стихотворений Пушкин четко указывает день действия, хотя и не называет его, а сами стихотворения отмечает порядковыми номерами.Философская лирика 34-36 годов – стихотворения « Пора, мой друг, пора!», « Вновь я посетил…», « Когда за городом, задумчив я брожу», « Была пора: наш праздник молодой». Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История, в контексте Пушкинских раздумий, предстаёт как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает за собой человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой. Итог жизни для человека, который искал счастья, душевного успокоения и творческого уединения вне себя – безрадостен. « На свете счастья нет, но есть покой и воля». Семейные радости, душевный покой, личная свобода – вот истинные ценности, о которых теперь мечтает Пушкин. ( « Пора, мой друг, пора…») .Итогом долгой и трудной жизни, « Сквозь жестокий век», стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выражает эти мысли в стихотворении « Я Памятник воздвиг себе нерукотворный». Идеал его лиры – человеколюбие, гуманность, уважение власти к личности, поэт же – посланник Божьей тропы, задача – не свернуть. 16. Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: поэтика времени и пространства. Он создавался более семи лет мая 1823 г. сентябрь 1830 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. В.Баевский в статье «Сквозь магический кристалл» выделяет время внероманное и романное. Последнее он членит на несколько временных фаз: Бесконечное в конечном: глава первая начинается внезапным внутренним монологом. Временная последовательность нарушена, и создается впечатление безначального потока времени – «как в жизни». Открытый финал главы восьмой показывает, что кончился тот отрезок времени, который представлен читателю, он напоминает о том, что бесконечное время длятся и за пределами явленного читателю отрезка. Так в тексте, ограниченном началом и концом, создается иллюзия его бесконечности. Иллюзия реальности. Прошедшее повествовательное: рассказ ведется в прошедшем времени, однако это не эпическое время, которое далеко отстоит от момента повествования. Прошедшее время «Е.О» - это типичное романное повествовательное время, переплетенное с условным настоящим временем повествователя, нелинейное. Прошедшее повествовательное- это основное событийное время романа. Внутренние хронологические пометы указывают на отношение эпизодов между собой. Абсолютные внутренние хронологические пометы указывают точные временные промежутки между эпизодами: «Вот как убил он восемь лет,/ Утратя жизни лучший цвет». «Сперва», «потом», «скоро». – относительные хронологические пометы. Внешние хронологические пометы связывают романное время с большим историческим временем. Они тоже бывают абсолютные и относительные. Абсолютные прямо называют год и дату события. Относительные внешние позволяют соотнести время события, изображенных в романе, с большим историческим временем посредством промежуточных расчетов и соображений. Даты биографии Пушкина не могут служить хронологическими пометами для событийной канвы романа. Прошедшее историческое время. С самого начала романа делаются отступления от прошедшего повествовательного событийного времени в более далекое прошлое. Прошедшее повествовательное время охватывает 1820-е годы, прошедшее историческое -первые десятилетиями XIX, последняя четверть XVIIIв. Автору мало рассказать, где родился Евгений, как рос, воспитывался; в повествование включается сообщение об отце. Судьба сына детерминирована, в частности, отцом, корни его судьбы уходят в минувший век. Но не только центральные персонажи погружены в историческое время. Заходит речь о няне сестер, и в ее рассказе встает прошлое, которое объясняет не только ее судьбу, но отчасти и Татьяны, и ее матери, и ее няни выходят замуж по принуждения. Но не только люди, но и общественные явления самого разного масштаба даны во времени измерения.»Онегин полетел к театру», и сразу же следует краткая история русского театра в далеком историческом времени. Настоящее время повествователя: Прошедшее повествовательное вязано не только с прошедшим историческим , но и с настоящим временем повествования. О Зарецком автор говорит : «живет и здравствует доныне». «Ныне» - это условное настоящее время, точка на временной оси, из которой повествователь смотрит на рассказываемые им события. На настоящее время действия ясно указывает предыдущая строфа: «Свободен, вновь ищу союза», «Пишу, и сердце не тоскует». Настоящее время повествователя отчетливо выступает в главе восьмой, когда в миг окончания романа автор прощается со своим трудом, с героями и читателем. Таким образом, условное настоящее время романа соотнесено со временем его писания. Прошедшее повествовательное и условное настоящее повествователя принадлежит одному периоду большого исторического времени - 20м годам 19в. Будущее время: Временной поток – далеко историческое прошедшее время, прошедшее повествовательное, условное настоящее – струится сквозь роман, неся на себе героев и устремляясь в будущее. Для Ленского, погибшего юноши, будущего нет; но само по себе будущее – категория экзистенции - присутствует в двух его вариантах его судьбы. Поэт изображает не события в будущем времени, а само будущее время. На много лет вперед видит свою жизнь Татьяна: « Я буду век ему верна». В строфах 11-14 главы третей прослежена смена литературных стилей и направлений от сентиментализма через романтизм к реализму.(«Свой слог на нежный лад настроя, Бывало пламенный творец). Сентиментализм- недавнее прошлое литературы ( « а нынче все умы в тумане, Мораль на нас наводит сон»). Романтизм как настоящее литературы: «В меня вселиться новый бес, И, Фебовы презрев угрозы, Унижусь до смиренной прозы.». Биографическое время А.Пушкина. Сруктуру формирует еще один временной поток - биографическое время поэта. Прав был Томашевский, подметивший, что жизнь в Михайловском дала материал для срединных глав романа, московские впечатления 1826 и 1827гг.- главе седьмой, поездка на Кавказ в 1829 – для описания странствий Онегина, жизнь в Петербурге в 1828-30гг дала материал для главы восьмой. Образ пространства: Топосы- самые крупные области художественного пространства, границы между которыми трудно проницаемы для персонажей. Фабула «Е.О» знает топосы Дороги, Петербурга, Деревни, Сна Татьяны, Москвы. Единственный внефабульный топос романа Одесса, стоит вне самой границы фабульного мира: первоначально там автор должен был встретится с Онегиным, но в печатном тексте Пушкин как раз окончил повествование первым стихом той строфы, в заключительных стихах которой описывалась встреча друзей. В городских топосах преобладающее значение имеют локусы публичной жизни: Театр (С-Петер, Москва, Одесса), ресторан (Одесса), бальная зала (С-П, Москва) улица как место общения (Москва, Одесса, С.П). В отношении к различным локусам проявляются характеры и даже идеология персонажей. Изображение города в романе раздроблено на ряд изолированных эпизодов. Оно дано в главах 1.7 и 8,в «Отрывках из Путешествия Онегина». В противоположность этому Деревня дана как единый компактный топос в главах с 1 по 7 и образует композиционное ядро романа. Она противопоставлена городу как область идиллистического мира. Роль важного дифференциального признака играет кладбище, могила. Этот локус органически присущ «идиллистическому хронотопу» и чужд городским топосам. В топосе деревни основной локус- дом: дом Онегина, дом Лариных. Слонимский в «Мастерство Пушкина» пишет: «вход Татьяны в до Онегина воспринимается как вход в его внутренний мир, в его душу». Особый, сторого очерченный топос представлен в сне Татьяны. Ему сообщены сказочные , мифологические черты. Топос сна Т.- это пересозданный по законам народной сказки мир деревенской идиллии. Если мир деревенской идиллии изображен объективно, то во сне, в соответствии со сказочной поляризацией добра и зла, оставлены почти одни отрицательные коннотации. Топос сна т. противопоставлен таким образом топосу деревни.В топосе Петербурга важную роль играет Нева. Без ручьев не обходится ни один пейзаж в топосе деревни. Едва Онегин переселился в имение, как его внимание привлекло «Журчание тихого ручья»Топос дороги противопоставлен всем остальным. В дороге персонажи перемещаются из более благоприятно топоса в менее благоприятный., и сама она неблагоприятна для них. |