Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Поэма “Полтава”: характер конфликта, тема “петровских деяний”.

  • 23. Поэтика поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”.

  • ИОЛ ЗАЧЁТ. 1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма
    Дата09.11.2019
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИОЛ ЗАЧЁТ.doc
    ТипДокументы
    #94225
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    21. Повести в стихах А.С. Пушкина (“Граф Нулин”, “Домик в Коломне”): проблема самопародии.

    В своем творчестве А. С. Пушкин отдал дань и реализму. Интересны и своеобразны его поэмы “Граф Нулин” и “Домик в Коломне”, написанные в шутливом тоне. «Г.Н» была написана в Михайловском 1825 году с 13 на 14 декабря, за два утра. , «Домик в К «Болдино 1830г. в основе сюжета-анектодитеское событие, пародирование высоких жанров и романтических тем.«Граф Нулин»- происшествие в отсутствии мужа, бытовой анектод. Героиня- Наталья Павловна, героиня , воспитанная в пансионате, читающая романы перед окном. Возникает мотив встречи с незнакомцем. Сюжет: Наталья Павловна – приезжает граф – муж- любовный триугольник. Сюжет построен на обмане читательского воображения. «Граф Нулин» пародия на римскую историю. Нуль – ничего –сатанистское начало. Наталья Павловна- новая Люкреция. Новоржевская губерния – вместо древнего Рима. Возможность рокового исхода бытовой ситуации подкрепляется апокалипсическими мотивами трубного звука, движением героя с Запада, сравнением его с «чудным зверем». Перед читателем два обмана: нереализованный любовн триугольник и финал поэмы – так реализуется анектотическая ситуация. Благодаря таланту, поэт из повседневности, обыденности может “сделать” высокую поэзию. “Прозаические картины” Пушкин наполняет волнующей поэзией. Таких обыденных картинок в поэмах много: Осенний ветер, мелкий снег Да вой волков.— Но то-то счастье Охотнику! Не зная нег, В отъезжем поле он гарцует, Везде находит свой ночлег. Чем же занята женская половина помещичьих усадеб? Она должна: Грибы солить, кормить гусей, Заказывать обед и ужин, В анбар и в погреб заглянуть... Необычайно органично и свободно поэт переходит с описания образа жизни в усадьбе на героиню, ее интересы, образ мыслей. Она сидит перед окном; Пред ней открыт четвертый том Сентиментального романа: Любовь Элизы и Армана, Иль переписка двух семей. В деревне все вызывает интерес, например сцена: ...возникшей драки Козла с дворовою собакой... Обыденная картинка, но Пушкин и ее умеет наполнить лиризмом, юмором. Показав однообразие деревенских будней, поэт умеет заглянуть во внутреннюю жизнь барской усадьбы, с ее нехитрыми заботами и занятиями. И настоящим событием становится приезд даже случайного гостя: Как сильно колокольчик дальний Порой волнует, сердце нам. Автор, прекрасно зная психологию человека, в нескольких фразах рисует нам одного из героев поэмы. Небольшой отрывочек, всего несколько строк, а какую емкую картину дает нам Пушкин: Граф Нулин, из чужих краев, Где промотал он в вихре моды Свои грядущие доходы. Себя казатъ, как чудный зверь, В Петрополь едет он теперь. Граф полон снобизма, он привык к легким победам в па- рижском свете, ему невдомек, что в мире существуют верность слову, чистота помыслов, преданность принципам. Гостеприимство и любопытство от скуки герой принимает за флирт и слишком быстро переходит к активным действиям. Получив решительный отпор хозяйки, граф удивлен, даже обескуражен. Он абсолютно не понимает, как себя вести в данной ситуации. С появлением нового героя, хозяина усадьбы, изменяется динамика действия. А. С. Пушкин прекрасно владеет техникой словесной характеристики героя. Речь помещика, еще не остывшего от охоты, азарта погони, строится на отрывочных фразах, непоследовательности вопросов. Создается впечатление, что он не беседует, а произносит монолог. Это тоже характеристика персонажа, самодовольного, прямолинейного и недалекого, но незлого и простосердечного человека. Помещик простодушен, видит во всех окружающих “приятелей”, он достаточно гостеприимный и хлебосольный хозяин: Какая скверная погода! У кузницы я видел ваш Совсем готовый экипаж... Наташа! Там у огорода Мы затравили русака... Эй, водки! Граф, прошу отведать... И в конце, продолжая шуточный тон повествования, поэт говорит довольно серьезные вещи. Эту мысль он проводит во многих своих произведениях: Теперь мы можем справедливо Сказать, что в наши времена Супругу верная жена, Друзья мои, совсем не диво.В «Домике в Коломне» в основе анектодитечский ход-переодевание кухарки. Сюжет вписан в особый художественный стиль. Анекдот написан октавами – восьмистишее с традиционной рифмовкой АВАВАВСС (связано с Торквато Тассо «Освобождение Иерусалима») . Пародия на античный сюжет: на воротах сада Армиды изображен Геркулес с прялкой. Героями становятся не старушки, Не Параша и Кухарка, а октава.( Тематика октав: чередование мужских и женских слогов, война, странствие, творчество.) В следующей поэме, “Домик в Коломне”, Пушкин долго полушутливо-полусерьезно рассуждает о содержании и предмете поэзии. Автор утверждает, что предметом может быть любая тема, а не только высокие чувства и порывы, идейность и патриотизм. Поэзия в первую очередь должна услаждать, восхищать, а не только воспитывать. Пушкин отстаивает свою мысль на право шутить в поэзии. Это, считает автор, ничуть не принижает истинное искусство. Отвечая возможным оппонентам, Пушкин писал: “Шутка, вдохновенная сердечной веселостью и минутною игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие...” Рассказав в поэме почти анекдотический случай о молодом человеке, нанявшемся под видом кухарки в дом своей возлюбленной, Пушкин не заканчивает своего произведения нравоучением. Это не в его правилах. Поэт шутит, вместе с читателями смеется. Но порой в его повествование входят мрачные шутки: Я воды Петы пью, Мне доктором запрещена унылость: Оставим это,— сделайте мне милость... Но в целом поэма “Домик в Коломне” необыкновенно поэтична. Кажется, что стихи рождаются в душе сами. За видимой легкостью повествования — мастерство и труд поэта. Это зрелая работа мастера, которому по плечу любая тема, размер стиха, ритм повествования. Все это читатели не замечают. Они просто наслаждаются чтением. ..Жила-была вдова. Тому лет восемь, бедная старушка, С одною дочерью. У Покрова Стояла их смиренная лачужка... Интрига в поэме доведена до кульминации, но автор так и не дает четкого объяснения: знала ли Параша, кого привела в дом. В конце поэмы автор шутливо читает мораль, оставляя на суд читателей поступок юной героини, быть может, сознательный, а может, и невольный. ...по мненью моему, Кухарку даром нанимать опасно; Кто ж родился мужчиною, тому Рядиться в юбку странно и напрасно... Произведения А. С. Пушкина, шутливые или серьезные, одинаково привлекательны для читателей, прежде всего, занимательным сюжетом, прекрасным литературным языком и всегда высокой поэзией. А. С. Пушкин — гений, который смог сделать поэзию одновременно высокой, напевной и доступной читателям. Поэзия Пушкина, как неугасимая звезда, ведет за собой все новые и новые поколения читателей, воспитывая самые лучшие качества личности: патриотизм, духовность, доброту.
    22. Поэма “Полтава”: характер конфликта, тема “петровских деяний”.

    В развитии пушкинского стихотворного эпоса «Полтаве» принадлежит особое место. Известна та высокая оценка, которую давал своей поэме Пушкин («Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, та, в которой все почти оригинально...» — XI, 158). По мысли поэта, «Полтава» по степени зрелости и оригинальности художественных решений противостояла его прежним поэмам.К созданию «Полтавы» Пушкин приступил 5 апреля 1828 г., когда он работал над началом седьмой главы «романа в стихах»; в рабочей тетради Пушкина 1828—1833 гг. (ИРЛИ, ф. 244, оп. 1, № 838) первые черновики «Полтавы» следуют непосредственно за «Альбомом Онегина»; частично совпадает во времени и продолжение работы над обоими произведениями. Прежде всего в «Полтаве» Пушкин отказывается от субъектной формы повествования .Единственная композиционная часть, в которой в «Полтаве» присутствует «я», — Посвящение — не связана непосредственно с сюжетной частью поэмы, хотя не может не играть, естественно, определенной роли в художественной структуре целого.2 В процессе работы над «Полтавой» Пушкин, подобно тому как это имело место в «Цыганах», предполагал ввести «я» повествователя в эпилог, соотнеся таким образом содержание поэмы с исходным для возникновения ее замысла моментом — посещением им в 1824 г. Бендер в поисках следов событий, разыгравшихся в 1709 г. Эмоциональная окрашенность, свойственная «Полтаве», роднит ее с предшествующими романтическими поэмами Пушкина.Отказ от субъектной формы не исключает, таким образом, авторской субъективности; в «Полтаве» она проявляется прежде всего в традиционных для романтической поэмы формах. Так, повествование окрашено явно выраженной эмоцией по отношению к событиям и героям: «Но где же гетман? где злодей? Куда бежал от угрызений Змеиной совести своей?» (V, 42). Вопросительная интонация создает здесь, как и в других случаях, эмоциональный настрой, определяющий соответствующее восприятие образа Мазепы: негодование, вызванное его поступками, вырывается наружу, воздействуя на читателя в направлении, заданном самим тоном повествования.«Полтава» — поэма историческая, и уже это кладет резкую грань между нею и предшествовавшими поэмами Пушкина, несмотря на то что некоторые из них, казалось бы, тоже повествовали о событиях прошлого и даже включали в себя исторических персонажей.

    Подлинная история взаимоотношений Матрены Кочубей и Мазепы далека от того, как она предстает в «Полтаве»; не соблюдены в ней и действительная хронология и последовательность событий, изображенных как происходившие одновременно.Стремление представить героев непосредственно в действии, вне субъектной сферы повествования и, следовательно, независимо от сознания «автора» действительно характеризует повествовательную систему «Полтавы».В «Полтаве» решительно преобладает повествовательное начало; В. М. Жирмунский отмечал «последовательность и связность эпического рассказа», Способствовали этому и жанровые особенности исторической поэмы — как рассказа о людях и событиях, по отношению к которым «автор» выступает представителем новой эпохи, со своей точки зрения оценивающим прошлое. Каждый из основных персонажей «Полтавы» предстает в определенном ореоле, создаваемом поэтическими средствами, адекватными данному образу. Наиболее показательными в этом отношении оказываются образы Марии и Петра I. В первом случае значительную роль играет народно-песенная стихия, во втором — одический стиль, соотносимый с русской поэзией XVIII в. Фольклорные приемы в воссоздании образа Марии намечаются с самого начала, предопределяя восприятие его в определенном эмоциональном ключе. Это прежде всего система оценочных эпитетов и сравнений, хотя и не всегда прямо фольклорного происхождения, но в своей совокупности воссоздающих народно-поэтический колорит описания.Эмоциональная оценка Петра I заключается в значительной мере в окружении его образа реминисценциями одического стиля XVIII вОбраз Петра Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле:Тогда-то свыше вдохновенныйРаздался звучный глас Петра:Его зов - "глас свыше", то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе:В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает.Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России. Мужество Петра, его страсть познавать самому и вводить в стране новое не могут не импонировать Пушкину. Но в 1833 году стихотворение Адама Мицкевича "Памятник Петра Великого" заставило Пушкина попытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть свое отношение. И тогда он написал поэму "Медный Всадник". В "Полтаве" образ Петра как бы дробился:Лик его ужасен.Движенья быстры.
    23. Поэтика поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”.

    В 1830 е годы Пушкин написал четыре поэмы: « Домик в Коломне», « Езерский», « Анджело» и « Медный Всадник». Последняя поэма, написанная в Болдине в октябре 1833 года – художественный итог его размышлений о личности Петра, о « Петербургском периоде» русской истории. Поэма выросла из тех политических настроений поэта, которые типичны для начала 30-х годов. Их лейтмотивом было тщетное искание примирения с правительством, стремление, которое нашло себе выражение и в ряде поэтических произведений Пушкина. К их числу принадлежит „Полтава", воспевающая славное прошлое русского самодержавия, и стансы, обращенные к императору Николаю.

    В поэме встретились две темы: тема Петра, « строителя чудотворного», и тема простого «Маленького» человека, «ничтожного героя» Евгения. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – ПетербургаПространство поэмы то раздвигается, охватывая необозримые просторы, то сужается до Петербурга, небольшого острова или даже скромного домика.ПроблематикаБелинский первым предложил наиболее распространенное толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появилось другие акценты в интерпретации поэмы.Пушкину было хорошо известно, что памятник Петру I не медный: есть части медные, есть бронзовые, есть железные. Называя всадника медным, Пушкин тем самым давал ему характеристику (ср. «медный лоб»). В начале XX века читатели все больше задумывались о символическом содержании пушкинских образов. В 1909 году произошло событие, давшее толчок этим толкованиям. Комиссия по ремонту памятника опубликовала протокол: «При вскрытии большого заделанного отверстия в крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется солидный кованый каркас, тщательно запаянный, вследствие чего вода в него не проникала и оставалась в брюхе коня. Всего выпущено до 125 ведер воды». Эти сведения вызвали целую серию толкований: когда-то Петр победил дикую стихию вод Финского залива, теперь вода почти мистически побеждает его, проникнув внутрь «медного всадника», то есть борьба не окончена… Е.П.Иванов (1907): поэма о двух всадниках — «медном всаднике» (Петре) и «бледном всаднике»; В.Я.Брюсов (1909): поэма о бунте единичного человека против всесильного хода истории. Тема Петербурга (мистический страшный город, город безумцев). Тема Петра (и судеб России после петровских реформ, судьбы европеизации).ПоэтикаСам Пушкин определил жанр «Медного всадника» термином «петербургская повесть», в таком случае «Медный всадник» — начало нового и очень популярного в русской литературе жанра, представленного позднее «Петербургскими повестями» Н.В.Гоголя, произведениями авторов «натуральной школы» (сб. «Физиология Петербурга»), произведениями Достоевского («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи» и др.), Блока, А.Белого и др. Но в собраниях сочинений Пушкина «Медный всадник», как правило, печатается в разделе поэм, в таком случае это последняя поэма Пушкина. В обоих случаях «Медный всадник» является этапным произведением, требующим особого внимания.В жанровом отношении «Медный всадник» близок «маленьким трагедиям» — оксюморон в названии, схожий мотив оживающей статуи, тема бунта человека против самой истории.Фантастика и символическая образность. Фантастика в «Медном всаднике» имеет реалистическую мотивировку — она плод воображения больного Евгения. «Как всякая реалистически мотивированная фантастика, она имеет символический, до конца логически не определимый смысл, подсказываемый, однако, символикой самого фальконетова памятника Петру» [6], то есть всадник — царь, конь — его народ и государство, змея в ногах — козни и злодеяния, мешавшие Петру. Символическая образность памятника повлияла на повесть о нем: в «Медном всаднике», например, наводнение означает не самоё себя, конечно, а некую разбушевавшуюся стихию. Конфликт принимает неразрешимый, трагический характер, поскольку, в отличие от одновременно писавшейся поэмы « Анджело», в нём нет места милости. Примирение стихий невозможно.Все критики, писавшие о „Медном всаднике", усматривают в нем изображение двух противоборствующих начал, которым каждый из них давал свое толкование. Однако в основе „Медного всадника" лежит значительно более сложная многоступенчатая система образов. В ее состав входят следующие действующие лица: 1Петр с его „спутниками" Александром, Медным всадником и Петербургом. 2Стихия, которую некоторые критики тщетно пытались отождествить с образом народа. 3Народ.4Евгений. 5Поэт, который, не выступая открыто, неизменно присутствует в качестве одного из действующих лиц.

    Евгений в качестве частного человека дан в сопоставлении с Медным Всадником, памятником Петру, в котором олицетворена государственная мощь империи. Евгению противостоит уже не Пётр- преобразователь, но самодержавный порядок. Частный человек и символ государственности – вот полюсы пушкинской повести.С первых же строк вступления в поэме "Медный всадник" появляется образ Петра-реформатора, "полного великих дум", которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к "Медному всаднику", этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие "между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами". В "Медном всаднике" есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? "Железная узда" в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник - это, конечно, не Петр, который "могущ и радостен, как бой", который "весь, как божия гроза". Медный всадник - это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы. Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке "Два лика". Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, "мощный властелин судьбы" - и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, - и безумец, поднявший руку на "строителя чудотворного"), две Невы (украшение города, "державное течение" - и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга ("Петра творенье", "юный град" - и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина - мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, "П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка". Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга, эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. Противоречие между полным признанием правоты Петра I, не могущего считаться в своих государственных «великих думах» и делах с интересами отдельного человека, и полным же признанием правоты маленького человека, требующего, чтобы с его интересами считались, — это противоречие остается неразрешенным в поэмеМятежная стихия утихла в городе, но перенеслась в Душу Евгения. Парадокс открывшейся Евгению правды состоял в том, что именно разумная, но жестокая воля Петра, основавшего город и обуздавшего стихию порядком, кажется Евгению причиной его несчастья. Разрыв между интересами частного и государственного и составляет основной конфликт поэмы. В этом – одно из противоречий истории: необходимая и благая преобразовательная деятельность осуществляется безжалостно и жестоко, становясь страшным упрёком всему делу преобразования. Непосредственного решения конфликта в поэме нет, каждая сторона выставляет весомые аргументы, поэтому должна появится третья сила, способная приподняться над обеими, во имя незримой более высокой цели. Поэма Пушкина в контексте произведений 1830х годов подтверждаем его концепцию государственной милости, необходимой и власти и частному человеку для возвышения.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта