Главная страница
Навигация по странице:

  • В России зарождается в начале 1810 и до 1830г, и держится на литературной полемике: 1800е годы

  • 1820г Спор о народности

  • 2. Литературные кружки и объединения 1810-1820-х гг. (“Зеленая лампа”, “Арзамас” и “Беседа”; “Общество любомудрия”).

  • «Беседа любителей русского слова», Санкт-Петербург (1811—1816)

  • Состав

  • Участники общества

  • В 1823 г. в Москве возникло «Общество любомудров»

  • 3. Творчество К.Н. Батюшкова: общая характеристика. Батюшков, Константин Николаевич

  • Периоды творчества

  • 4. Поэтика и проблематика сборника К.Н. Батюшкова “Опыты в стихах и прозе”.

  • ИОЛ ЗАЧЁТ. 1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма
    Дата09.11.2019
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИОЛ ЗАЧЁТ.doc
    ТипДокументы
    #94225
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

    После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими рев.-ции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны.

    Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная. " Вникни в самого себя, отврати свой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя", - говорил Фихте, субъективный идеалист, на чью философию опиралась вся романтическая традиция немецкой школы. В целом же, теоретическая концепция оформилась в среде немецких эстетиков и писателей, недовольных исходом революции во Франции и , одновременно, осознающих невозможность повтора её у себя на родине, в разрозненной на множество княжеств полуфеодальной Германии. Август и Фридрих Шлегели заложили основы лит. науки. Братья изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, Тик и иные представители йенского университета. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики: 1)природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического; 2)поэзия - часть природы, её высшее творение; 3)поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического"; 4)предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное; 5)иерархия искусств: 1. Музыка; 2. поэзия (синтез 1 и 3); 3. Живопись.

    - жанры: сказка (" канон поэзии"), роман (" история в свободной форме")

    - образец: "Годы учения Вильгельма Мейстера" ("жизнь, принявшая форму жизни")

    Итак, основными постулатами можно считать: 1)самоценность личности, её обособление от враждебного ей мира. Герой – одинок. 2)каждая личность – микрокосмос. В природе она находит созвучные ей свободу, красоту. 3) эмоции, лиризм, экспрессия, экзальтация ( Субъект. Восприятие) 4)порыв в бесконечность, томление по ней. Стремление к познанию. 5)романтическое « Двоемирие» 6) романтическая « Ирония»

    Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии, как Возрождение, как Просвещение. Идеи романтизма проникли во все страны и охватили все области духовной деятельности человека. Не мог обойти он и Россию. Русский Р. Вырастает на волне античной модели творчества-мифотворчества. 1800-1820 гг. появл образ поэтического парнаса( бог покровителей) Поэт-Пиит, а к нему все стрелки: Аониды, Культ музы, Аполлон/Феб, Пегас (крылатый конь, выбивший копытом источник, из которого поэты черпали воду). Формируется культ поэтического братства. Но в середине 1820-1830 гг появл новая модель- христианская модель мифотворчества. Поэт-пророк, провидец, предсказатель. Главное противоречие мира, в этот период: поэт/ толпа. Высшая степень сокрализации: Культ Мадонны

    В России зарождается в начале 1810 и до 1830г, и держится на литературной полемике:

    1800е годы:- спор о чистоте русского языка (Шишков-Карамзин): Имеет ли русский язык самобытную основу? Шишковисты: все иностранные слова нужно заменить на слова с русским корнем. Карамзин: иностранные слова должны вливаться органично. Но в тот момент все дворянство говорило на франц. Языке, поэтому Шишков выглядел смешно. Романтизм приходит на смену тяжелому церковно-славянскому стилю, сентиментализму, классицизму. На волне этого спора появля. настоящий русский язык.

    1815г. Спор о балладе. Жуковский переводит Бюргеровскую «Ленору» под названием «Людмила», а Катенин назвал ее «Ольга». Они обе публикуется Сыне Отечества. Завязалась полемика между Грибоедовым и Гнедичем. Гнедич говорит, что Людмила «есть оригинальное русское прелестное стих-ие, для к-ого идея взята только из Бюргера».Гедич считает «Ольгу» неудачным вариантом. Грибоедов в этот на эту рецензию пишет свою. В ней он пытается оправдывать «Ольгу». Результат: утверждается новый жанр- синтетический жанр- баллада, где есть эстетика страха, чуда, где лироэпическое начало.

    1820г Спор о народности. (Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский) Русский народ был признан самобытным- дворяне заговорили об истоках национального характера.

    1830г религиознай спор.1)(Жуковский- Гоголь) Гоголь»выбранные места из переписки с друзьями»-поломнический сюжет. Жуковский – «Толкование на молитву Отче наш», и переводит библию на русск. яз.2) Одоевский- Лермонтов ( Спор о Евангельских истинах- мысль о духовных основах.

    В русском романтизме выдел. Две лини: Гражданская: 1812г- Романт зарожд н6а волне Отечеств. Войны( Батюшков, Жуковский участники) Они видели выжженную Москву. 1825 год- восстание декабристов (5 человек казнили: Кондратья-Рылеева – последние стихотворение в камере на клиновом листве- переложение псалма. Рылеев сорвался с петли, но былл казнен второй раз. Женская поэзия только зарождалась: Каролина Павлова, Юлия Жадонская.

    Нач 19 века формирует русскую лит мирового масштаба- это феномен. Появл. Национальный гимн России. 1813 г Жуковский пишет «Боже, царя храни», но публикует только в 1815 г. в «Сыне Отечества» в 1833г утверждается как национальный гимн. Автор музыки Алексей Федорович Львов.

    Разница нашего романтизма от европейского заключалась лишь в том, что у нас гораздо сильнее. Чем в иных странах сильны были патриархально-сословные отношения, целое сословие крестьян были в плену крепостничества. Поэтому чувства мировой скорби, впрочем, как и ирония были не так сильны в нашем романтизме.
    2. Литературные кружки и объединения 1810-1820-х гг. (“Зеленая лампа”, “Арзамас” и “Беседа”; “Общество любомудрия”).

    Общественно-политическая ситуация в России начала XIX в. способствовала оживлению сторон литературной жизни. Русская литература обретает тесные связи с насущными запросами времени. Характерной особенностью этой новой эпохи стал повышенный интерес к области политической и общественной жизни. Ведущими вопросами времени становятся государственное устройство и крепостное право; они обсуждались в существовавших тогда общественно-литературных организациях и проникали на страницы периодических изданий.

    «Беседа любителей русского слова», Санкт-Петербург (1811—1816)

    Состав: консервативно настроенные петербургские литераторы. Организатором «Беседы» был А. С. Шишков, защитник классицизма, автор известного «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка».

    Концепция: Стремились вернуть русскую литературу к стилистическим и этическим нормам допетровской культуры. За «Беседой» закрепилась репутация оплота литературного староверства и последнего прибежища отмирающего классицизма. Но в исследованиях Ю. Н. Тынянова и Ю. М. Лотмана раскрыта неточность подобного представления. Наряду с ярыми реакционерами — охранителями классицизма, в «Беседу» входили такие прославленные авторы, как Державин, Крылов.

    Обсуждали: По свидетельству Ф. Ф. Вигеля в «Беседе» в распределении мест держались более табели о рангах, чем о талантах. НО здесь делались и первые шаги к изучению памятников древнерусской письменности, читали «Слово о полку Игореве», интересовались фольклором.

    Создание «Беседы» провело резкую границу между «шишковистами» и их литературными противниками — карамзинистами, активизировало литературную борьбу 1810-х гг. Ожесточенные споры, выходя за пределы узких дружеских кружков и литературных объединений, становились достоянием более широких слоев общества – на страницах журналов, в литературных произведениям. В них активно вовлекался и зритель, наполнявший театральные залы.

    Русская сцена также становится местом ожесточенных литературных схваток. С нею связана история возникновения — «Арзамаса», давшего в своей деятельности образцы новой организационной структуры и более разнообразных форм литературной полемики (памфлет, эпиграмма, шуточная кантата и т. п.).

    ИСТОРИЯ: Поводом к созданию «Арзамаса» послужила премьера комедии А. А. Шаховского (активного «беседчика») «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в1815г. Известный своими выпадками против Карамзина, Шаховской на этот раз высмеял Жуковского, приобретавшего широкую известность своими балладами. В окружении Жуковского появление «Липецких вод» было воспринято как объявление открытой войны карамзинистам. Для организации отпора «Беседе» было решено создать свое литературное общество, используя мотивы памфлета Д. Н. Блудова «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», адресованного Шаховскому и его приверженцам. Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижегородской губ., Блудов изобразил автора «Липецких вод», ополчившегося «на кроткого юношу» (Жуковского), «блистающего талантами и успехами». На этом же постоялом дворе памфлетист оказался случайным свидетелем собрания никому не известных молодых людей — любителей словесности. Эти воображаемые арзамасские собрания подали друзьям Жуковского мысль о создании литературного общества «безвестных любителей словесности», названного «Арзамасом».

    Состав: Пушкин, Жуковский, Батюшков, Вяземский, позже Муравьев, Орлов, тургенев

    Концепция: Основанное с литературно-полемическими целями, В противовес «Беседе» «Арзамас» был замкнутым дружеским обществом. Шутливые арзамасские послания и протоколы (писанные секретарем «Светланой», т. е. Жуковским) и в особенности речи арзамасцев явились живым стимулом к расцвету юмористических жанров русской литературы. Несмотря на свою внешнюю «несерьезность», «Арзамас» отнюдь не был чисто развлекательным обществом. Члены его вели смелую и решительную борьбу с рутиной, с общественным и литературным консерватизмом, с устаревшими эстетическими принципами.

    Говорили: На арзамасских заседаниях звучали лучшие произведения А. Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Вяземского. В «Арзамасе» спорили не только о литературе, но и об историческом прошлом и будущих судьбах России. Горячо осуждали все то, что мешало общественному прогрессу.

    Своей важнейшей задачей арзамасцы считали борьбу за сплочение лучших литературных сил. Общество стало центром передовой русской литературы, притягивающим к себе прогрессивно мыслящую молодежь.

    В 1817 г. в «Арзамас» вступили члены тайных декабристских организаций М. Ф. Орлов, Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев. Не удовлетворенные общим направлением деятельности «Арзамаса», связанной по преимуществу с решением литературных вопросов, декабристы стремились сделать общество трибуной острой политической борьбы. Созданный для решения иных идейно-творческих задач, «Арзамас» по своей внутренней структуре не соответствовал требованиям и устремлениям радикально настроенных новых членов общества, что привело к внутреннему расколу, а затем и прекращению всей его деятельности (1818).

    Те тенденции общественно-литературного развития, выразителями которых выступили в «Арзамасе» М. Орлов и Н. Тургенев, приводят к возникновению новых организационных форм — литературных объединений декабристской поры.

    «Зеленая лампа», получившая свое название по месту своих достоянных собраний (происходивших в Петербурге, в доме Н. Всеволожского, в зале, освещавшейся лампой с зеленым абажуром), была нелегальным литературным обществом с сильной политической окраской, радикалы. В «Зеленой лампе» господствовал дух независимости, резкого отрицания современного российского порядка.

    Участники общества: Пушкин, Ф. Глинку, А. Дельвиг, Н. Гнедич.

    деятельность общества: регулярные заседания с обсуждением всего наиболее замечательного в «российской словесности», принципиальная борьба за создание национальной литературы, разработка и анализ научных проблем (гражданской истории, политической экономии, эстетики); открытые публичные заседания; наконец, поддержка своими произведениями прогрессивных журналов («Сын отечества», «Полярная звезда»), выпуск собственного журнала («Соревнователь просвещения и благотворения») — вот далеко не полный перечень тех направлений, в которых осуществлялась программа этого декабристского литературного объединения.

    В 1823 г. в Москве возникло «Общество любомудров»

    Состав: В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский, М. П. Погодин и др.

    Концепция: явило собой объединение нового типа, тяготея уже не столько к общественно-литературным и политическим, сколько к философско-эстетическим проблемам

    Обсуждали: В преддверии 14 декабря 1825 г. и любомудры оказались вовлеченными в сферу декабристского воздействия. На заседаниях общества также ставился вопрос о необходимости «перемены в образе правления. После поражения декабристов любомудры прекратили свои собрания и уничтожили архив общества.

    Литературные общества и кружки первой четверти XIX в. были не только особой формой литературного быта. Им принадлежит значительная роль в общественно-литературном процессе той поры, в совершенствовании форм литературной полемики. Они содействовали сближению литературы с нуждами общественного развития России, пробуждению более широкого интереса к литературному творчеству. Выполнив эту важнейшую задачу, литературные общества и кружки исчерпали свою функцию, и настоятельная потребность в их деятельности постепенно отпадала.
    3. Творчество К.Н. Батюшкова: общая характеристика.

    Батюшков, Константин Николаевич. 1787-1855, происходил из старинного, но незнатного дворянского рода. Двоюродный дед его был душевнобольной, отец был человек неуравновешенный, , а мать вскоре после рождения будущего поэта сошла с ума и была разлучена с семьей; таким образом, Б. в крови носил предрасположение к психозу. Его двоюродный дядя, Михаил Никитич Муравьев, писатель и гос деятель, который направил его литературный интерес в сторону классической художественной литературы.

    В 1807 году, когда началась вторая война с Наполеоном, он вступил в военную службу, участвовал в прусском походе и 29 мая 1807 года был ранен под Гейльсбергом.

    В январе 1816 года он вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург, где был принят в литературное общество "Арзамас" (под прозвищем "Ахилл").

    С творчеством Батюшкова связывают переломную эпоху предромантизма, начало формирования романтической поэтики. Батюшков наметил центральные темы русского романтизма, в том числе тему журналистики.

    Его творческими ориентирами были Катулл, Овидий, Торквато Тассо (итальянец 16 век). Хорошо владел иностранными языками.

    Периоды творчества:

    1802-1813 – предромантический, использует влияние «легкой поэзии». Несмотря на родственные связи с Муравьевым, дел декабристов и политики не касается.

    1813-1821 – романтический

    - 1813 – стихотворение-послание к «Дашкову»

    - 1821 – уходит из литературы, прогрессирует душевная болезнь, сходит с ума, сжигает библиотеку и свой архив.

    Пушкин писал о нем: «Не дай мне Бог сойти с ума».

    Батюшков открывает гармонию стиля, тему любви, делая ее основно в своем творчестве.

    ЛЕГКАЯ ПОЭЗИЯ – развивалась у французов (Шолье, Руссо). В центре художественного мира стоит любовь. В русскую лит-ру термин вводит Батюшков. В основу его лирики легла « Легкая поэзия», которая в его представлении ассоциировалась с развитием малых жанровых форм, выдвинутых романтизмом на авансцену русской поэзии.

    - Вводит проблему гармонии: в малом роде, где нет развернутого сюжета, поэту недопустимы никакие оплошности.

    - В центре внимания герой-философ, вводится культ поэтической лени, поэт ждет вдохновения, он создает произведения только когда у него вдохновение.

    - Проповедь умеренности – светской роскоши противопоставлена пастушечья тема. Хижина, шалаш, где двое могут быть счастливы.

    - Отрицание загробной жизни – культ земных радостей, если после смерти ничего нет, то жизнь нужно праздновать сейчас.

    Направление в к-ом он работал точно определить нельзя. Фридман перечислил направления к которым причислен Батюшков: неоклассицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм. Легкая поэзия. Книги и журналист. Творчество Батюшкова ориентировано на культ красоты. «Живи как пишешь,/И пиши как живешь». Батюшков воссоздал лексический образ красоты. Он ввел в русскую литературу новую лексику, ориентированную на красоту, на культ личности.

    Самой важной чертой этой поэзии была любовь к "земному миру", к "мирским наслаждениям", к зримой и звучащей красоте жизни.
    4. Поэтика и проблематика сборника К.Н. Батюшкова “Опыты в стихах и прозе”.

    «Опыты в стихах и прозе» (1817, опубликован Гнедичем). На титульной странице книги изображен якорь с крыльями и облака. Сборник двучастен:

    1)статьи

    2)поэзия

    1 часть. Композиция:

    1)морально-философские статьи: «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии».

    2)литературно-теоретические рассуждения «нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»;

    3) исследования о писателях прошлого: «Петрарки», «Ариост и Тасс» (Торквато Тассо). «Вечер у Кантемира». «О характере Ломоносова»;

    4)искусствоведческий очерк «Прогулка в Академию художеств», «Похвальное слово сну» (эстетич шутка, несколько вариантов интерпретации снов: невинный сон младенца; счастливый сон праведника, беспокойный сон влюбленного, сон злодея. Примеры бессонницы –человек лишен сна, так как отягощен грезами; вывод «Сон - это достояние праведных душ».

    2 часть. Титульная страница- меч и лира. Композиция 3 части «опытов»:

    1)Элегия; 2)послания; 3)смесь. Эстетический манифест «К друзьям». В нем обозначена сквозная тема- история страстей. Лирика воспринимается как рефлективный жанр «жить как писать». Культ дружбы- этого не знал классицизм.

    «Мой гений»- тема любви, памяти сердца. Диалог с французом Мосье, кт ввел понятие памяти сердца. Противопоставление: памяти сердца и рассудка. В этом стих-ии Эл-ты легкой поэзии- пасторальные мотивы (образ пастушки), идеальное представление возлюбленной. Возлюбленная соотносится с образом гения-хранителя. Сновиденческая тема в финале. Звукопись, фонетич образность- традиции легкой поэзии в стих-ии.

    «К Дашкову»- 1813 эстетич манифест. Яв-ся переломным моментом в ТВ-ве Батюшкова. Это стих-ие делит ТВ-во поэта на 2 части. Начинается с обращения «мой друг». Это реквием на пожар в Москве. Описание пепелища, сожжения Москвы. Богачи превращаются в бедных. В этом сюжете- национ катастрофа. Финал стих-ия- отказ от ТВ-ва во время в-ны.

    «Мои пенаты», «Умирающий Тасс», «Беседка муз»- тема ТВ-ва.

    «Мои пенаты» послание к Жуковскому и Вяземскому. «Пенаты»- это античные божества, хранители очага

    . Открывается темой дома. «лары»- духи домашнего очага, к-ые могут охранять хозяина дома во время путешествия. Тема новоселья и приглашения гостей. Христианские представления о гостеприимстве. Финал- воспевание поэтов, обращение к друзьям. Тема ТВ-ва сливается с темой дома. Образ замкнутого пространства., ориентированного на спокойствие. «Чужое: мое сокровище»- дневник, записная книжка. В нем два ч-ка, один добр, прост, весел, услужлив, откровенен до излишества, щедр, трезв, мил. Другой- злой и т.д.- тема раздвоения ч-ка. Наличие черного и белого в человеке. «Батюшкову немного не доставало, чтобы переступить за черту, разделяющую большой талант и гениальность» (Белинский). В «Пенатах» Батюшков соединяет мечту о прекрасном и поэзию с обыденной обстановкой. Мечта спустилась на землю и нашла приют в шалаше. Портрет поэта, который нарисован в « Моих пенатах» и других стихотворениях, не тождественен точной биографии самого Батюшкова. Его лирический герой - необычайно страстный молодой покоритель сердец, вечно беспечный и ленивый философ, наслаждающийся обществом друзей в ожидании возлюбленной.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта