Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенность лицейской лирики – игра масками.

  • 11. Любовная лирика А.С. Пушкина (проблема идеала; мотивы “утаенной любви” и сакрализации чувства).

  • 12. Романтические поэмы А.С. Пушкина (“Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”): основной конфликт, тип романтического героя.

  • 13. Лирика А.С. Пушкина периода южной ссылки. Образ поэта-изгнанника и мифологизация творчества.

  • ИОЛ ЗАЧЁТ. 1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма
    Дата09.11.2019
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИОЛ ЗАЧЁТ.doc
    ТипДокументы
    #94225
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    10. Лицейская лирика А.С. Пушкина (основные темы и мотивы, жанровый состав; традиции “легкой поэзии”).

    Первый период творчества – время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Пушкин родился на исходе 18 века, 26 мая ( 6 июня) 1799 года. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Царскосельский лицей, в летней царской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца, открывшийся 19 октября 1811 года. Через 6 лет, окончив лицейский курс, Пушкин стал не только высокообразованным человеком, но и самым многообещающим поэтом России.

    Первые стихотворения датированы 1813 годом. За следующие три года написано свыше 130 произведений. Развитие поэта-отрока было стремительным.

    В 1814 году журнал « Вестник Европы» публикует первое стихотворение Пушкина – « К другу стихотворцу».

    В янв. 1815 года юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В апреле оно было опубликовано в журнале « Российский музеум» и впервые подписано полным именем: Александр Пушкин. Пушкин буквально ворвался в литературу. Им заинтересовались Жуковский и Батюшков. Его благословил Державин, которого в те годы считали живым классиком. Поддержал юного поэта и дядя – В.Л. Пушкин. Началась дружба с Вяземским. И лицейские стихотворцы, и признанные поэты воспринимали Пушкина как «молодого чудотворца». Они были поражены его поэтическим слухом, восприимчивостью, жаждой новых жизненных и поэтических впечатлений. С юным пылом Пушкин включился в литературные споры. Он – последователь Карамзина, «арзамасцев», в их полемике с консерваторами Шишкова. Участие в литературном обществе под шутливой кличкой Сверчок, стало для Пушкина важным моментом эстетического самоопределения.

    Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые были против омертвевших канонов классицизма, которые стремились модернизировать литературный язык, сблизить русскую литературу с европейской. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с русскими и французскими произведениями. Он не стесняется своего ученичества, заимствовал темы, мотивы, образы, поэтический « словарь», использовал жанры (ода, элегия, послание, мадригал), существовавшие в поэзии начала 19 века.

    Пушкин-лицеист творил в ауре поэтической культуры своего времени. В 1815 году Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей словесности», увидел в нём « будущего гиганта», но подчеркнул, что он ещё пока «бродит около чужих идей и картин». Действительно, во многих лицейских стихах Пушкина звучат анакреонтические мотивы лирики Батюшкова.

    Важное для молодого поэта «обозрение» старой и новой литературы, стихотворение «Городок» (1814) эхо Батюшковских « Моих пенатов».

    Элегии 1815-16 годов ( « Мечтатель», « К ней», « Певец») написаны под влиянием поэзии Жуковского.

    В немногих гражданских стихотворениях ( « Воспоминания в Царском Селе», « Лицинию») Пушкин выступает учеником Державина.

    Поэт жадно впитывает всё лучшее, что создала европейская литература – от Вольтера до Оссиана. Особенность лицейской лирики – игра масками. Лирика была поэтически условной и не отражала ни реальное жизненное поведение, ни его духовный мир. Но именно условность поэтической лирики и была залогом поэтического новаторства Пушкина, который позднее наполнил поэтические формы-сращения конкретным жизненным содержанием.

    Книжно-условный строй лицейской лирики отразился и на образе лирического героя, - он – жанровое лицо, маска, выбираемая соответственно форме произведения. Это то мечтательный, грустный поэт ( « Певец»), то ленивый мудрец из «Городка», то весёлый и беспечный гуляка « Пирующие студенты».

    Традиции легкой поэзии, анакреонтические мотивы: пирующие студенты», «К Батюшкову», «Послание к Юдину», «Моему Аристарху»- поэтизация лени, поэт-ленивец, он создает свои пр-ия только в моменты вдохновения. «Пир»- мотив восходящий к античности; это собрание философов, которые рассуждали о глобальных вопросах мироздания. Ситуация подмены, соединения несоединимого: Пир и Студенты. Начало стих-ия- это обращение к друзьям и тема и тема досуга, поэтич объединения друзей. Преображение замкнутого хронотопа, ученические столы преображаются в пиршеские столы. «Бока, вино златое, шампанское, грог, вода чистая, бутыль вином налитый, пенистый бокал, пунш, чаша дружества, наполни кружку до краев, арак, казачья шапка»- образы пира. Для Пушкина характерно и перифрастическое мышление, когда явления получают не чёткие прямые, точные названия, а условные описательные обозначения: вместо « смерть» - «гроба близким новосельем», вместо «римляне» - « о ромулов народ!». Обращался к жанру элегии. 2 вида: 1)истоич элегия- «Воспоминание в Царском Селе», «Российский муеум», «Наполеон на Эльбе»; 2) Любовная- стих-ия повещенные Е.Бакуниной- «К морфею», «Окно», «К живописцу», «Любовь одна веселье жизни хладной». Мотив безответного чувства, несчастной любви. Прозвища Пушкина в годы лицея- Обезьяна, Француз.
    11. Любовная лирика А.С. Пушкина (проблема идеала; мотивы “утаенной любви” и сакрализации чувства).

    Подготовлено по Семановой М.Л и Томашевскому Б.В.

    Белинский говорил, что каждое чувство, лежащее в основании каждого пушкинского стих-ия «не просто чувство ч-ка, но чувство ч-ка-художника, ч-ка-артиста». Но одновременно это чувство конкретного ч-ка, живущего в конкретную истор эпоху.

    Лирич герой в стих-ии- это посредник м/д поэтом и его лирич пр-ием, делающий лирику поэта его художнической автобиографией. У П-на от стих-ия к стих-ию нарастало худ-ое сближение уловного лирич героя с реальным образом автора. Вероятно это было движение П-на от романтизма к реализму.

    Лирич послание Анне Петровне Керн «Я помню чудное мгновенье…» (1825) легче других поддаетя биограф комментированию. Адресат послания назван поэтом в заглавии уже первой публикации. Повод к написанию стих-ия послужил приезд Керн в Тригорское. С этом стих-ии в сжатых стиховых формулах рапечалены различные этапы жизн пути самого поэта. Чувство, будучи выражено в стихах подчинилось законам романтич лирики и превратидл Керн в «гений чистой красоты». Его Керн- «гений чистой красоты», «одна прелесть», «милая, божественная», и в то же время «мерзкая», «вавилонская блудница»- все это выражает истинные чувства П-на. Встреча с Керн в Михайловском стала могучим импульсом для создания знаменитого стих-ия. И не было в этом ник-ой неправды. Поэт увидел и узнал Керн прежней: в ореоле юности и чистой красоты, пробуждающей ушу, вдохновляющей на ТВ-во. И это не смотря на то, что с свете ей создали «скандальную репутацию» «вавилонской блудницы». Композиция: распадается на 3 части, по две строфы каждая, соответствующие первой встрече, годам разлуки и новой встрече с Керн. Первые строфы- первая встреча с Керн в Петербурге 1817-1820. события оборвали эту пору жизни поэта. Наступили тяжелые годы изгнания. Слезы, любовь, вдохновенье- вот спутники подлинной жизни. И П-н вспоминает те тяжелые годы 1823-1824, когда его постигло разочарование в жизни и он писал своего «Демона» и «Свободы сеятель пустынный…».

    В послании «К***» многое у П-на от Жуковского. Образ «гения чистой красоты» взят из сих-ия Жуковского «Лала Рук» и «Я музу юную бывало». Прославленный Жуковским светлый миг поэтич озарения: слияние жизни и поэзии- П-н раздвинул до понимания поэзии как условия существования само жизни. Два контрастных образа: заточение- это застой и неповижность, глушь и мрак, однообразие, в нех нет импульса для жизни вдохновенно, обновляющей душу; «гений чистой красоты»- это тот самый импульс к обновлению, пробуждению души.

    Контрастность образов проявляется во «временном» выражении. Первый образ «тянулись тихо дни… без… без… без…». Второй- сиюминутность, «мимолетное виденье». У П-на пробуждение души предшествует появлению «ее». И то не поэтич вольность, а поэтич точность. «Она», являющаяся поэту, уже не столько Керн, конкретный и реальный адресат послания, сколько Муза, ТВ-во, вдохновение. Слово «божество», как и слово «Бог», в лирике П-на не связано с религиозной сферой. Зато очевидна связь из со сферой его понятий о творческом процессе в области искусства. Божество- это искусство; пророк божий- это поэт; алтарь- это его рабочий стол, а молитва- сладкие звуки его слов, подчиненных метру и ритму. Белецкий говорит о том, что «любовная тематика в данном стих-ии подчинена другой, философско-психолог тематике, и основной его темой яв-ся тема о разных состояниях внутр мира поэта и соотношения этого мира с действительностью. Томашевский уточняет, что «любовь представлена в стих-ии не на равных правах с вдохновением, слезами, божеством. В данном стих-ии любовь определяет полноту жизненных сил. Стих-ие «Я вас любил…» единство содержания и формы проявляется в том, что словесный материал выражает преодоленную драму жизненной судьбы. В стих-ии происходит трансформация чувства почти от отчаяния- к просветлению и умиротворенному состоянию души. «Поэт» совмещает в себе П-на-творца и его лирич героя. Поэт вдумывается в свою жизнь и в жизнь других, сочувствует, оценивает. Через своего лирич героя поэт умеет говорить за других людей.

    Левкович. Я.Л. «Донжуанский список»- перечень женских имен, записанным П-ным в альбоме Елизаветы Ник Ушаковой. Альбом представлял поле сражения на котором Пушкин и сестры Ушаковы шутливо задирали и высмеивали друг друга. Прозвище Дон-Жуан появилось, т.к. Пушкин подписался по идиллически-шутливом изображением семейной жизни Елизаветы Ник. В двух списках всего 37 имен, поэт вверял, что это еще не все. Романтич излияния о якобы пережитой им таинственной любви появились в южных стихах. Биограф подлинность этого мотива П-н настойчиво внушал своим читателям. Нарочитая недосказанность сочетается с темой «безымянных старадний», о к-ых Пушкинн вспомнит в «Е.О.», так же черновики «Посвящения», к «Полтаве» 1828 появляется емкое опред-ие «утаенная любовь», к-ое стало предметом многих исследований. П-н отдает дань «утаенной любви» в загадочных буквах «N.N.» своего Донжуанского списка.
    12. Романтические поэмы А.С. Пушкина (“Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”): основной конфликт, тип романтического героя.

    Пушкин в период южной ссылки – яркий поэт-романтик. Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина. Но вместе с тем, испытав сильнейшее влияние личности и творчества Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового – активного, бунтарского – течения в русском романтизме. Не уход от реальности, выражавшийся в мистическом переживании одиночества, вдохновлял Пушкина. В его произведениях на первом плане - гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создает образы романтических героев ( пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности ( свобода, близость к природе, любовь, страсть). Его привлекают вольные, гордые люди, бросающие вызов судьбе ( Земфира, Зарема). Фабула романтической поэмы складывалась из нескольких компонентов, главные из которых – герой и среда. Герой – человек цивилизации, ищет абстрактный идеал свободы или счастья в новом для себя окружении. Среда, как правило, дана в двух аспектах - не удовлетворяющей героя и враждебной ему цивилизации и созвучная, родственная порывам мятежной души дикая природа. Сюжет – бегство из одно, в другую. Все события сосредоточены вокруг личности героя, его переживаний, который окружён эмоциональным сочувствием автора. При этом характер героя статичен на протяжении вей повести, сюжет же, напротив, динамичен, показан в стремительном развитии. Для композиции характерна инверсия - история героя развернута в середине повестей, в начале поэм сохранена таинственность. Классические образцы повестей Пушкина – « Кавказский пленник» ( о любви европеизированного русского к славянизированной черкешенке), « Бахчисарайский фонтан» ( написанной в пример « Корсару» о любовном треугольнике хана Гирея к Марии, при ныне здравствующей Зареме) и «Цыганы». В южных поэмах все время слышится образ автора, сочувствующий или осуждающий.южные поэмы отличаются единством любовной и соц проблематики пр главенстве соц мотивов. В центре «восточных» поэм «самодержавная» и во многом абстрактая личность, для которой экзотические картины лишь фон. В южных поэмах изображаются глубоко жизненные события и лица, природа и нравы в свойственных им местах. В южных поэмах более или менее отчетливо проявляются эпические и объективно-повествова реалистич тенденции. Романтич герои южны поэм покаываются в несвойственных для них условиях: человек из высшего света в плену у черкесов (Кавказский пленник), польская княжна в татарском гареме (Бахчисарайский фонтан). Протестуя против соц зла, мечтая о лучшем будуем, Пушкин строит образы южных поэм в последовательном противопоставлении отрицательным положительных. В явном контрасте рисуются здесь душевная вялость Пленника и волевая сила черкешенки (Кавказский пленник), чувственность, страстность Заремы и духовность, целомудренность Марии (Бахчисарайский фонтан). Сюжеты южных поэм весьма индивидуальны, но в основе каждого лежит реальный факт. Все герои поэм освобождены отстрогой соц-бытовой обрисовки, их хар-ка по преимуществу эскизна, условна, односторонне схематична, дана наиб важными признаками.

    Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы. ''Кавказский пленник''. Сюжет поэмы романтический. Пушкин берет романтического героя с туманной биографией. Вроде бы все идет нормально, но при дальнейшем прочтении поэмы мы обращаем внимание на то, что идет нарушение в системе образов, единодержавии героя. Сюжет романтический, герой романтический, но Пушкин не может за ним спрятаться, его начинает интересовать другой человек - девушка, в конце концов Пушкин сам, своей персоной, 'влезает' в конец поэмы, давая анализ политич обстановки на Кавказе. Итак, образовалось три героя: Пушкин, кавказский пленник, девушка. Внимание к другому человеку не позволило Пушкину соответствовать романтическому канону. Вот как говорит об этом сам Пушкин: 'Эта поэма показала только одно, что я не гожусь в романтики.'Самая романтическая из романтических поэм Пушкина- 'Бахчисарайский фонтан'. Сюжет этой поэмы романтический. Но в ней появляется три героя: Гирей, Зарема и Мария. Гирей (а, может быть, и сам Пушкин) выбирает неромантическую Марию. 'Марии ль чистая душа являлась мне, иль Зарема носилась, ревностью дыша'. Глагол 'носилась' вызывает отрицательные эмоции. Но все же, в этой ситуации любовного треугольника Пушкин сочувствует всем и допускает присутствие романтизма. В поэме сталкиваются две культуры: западнохристианская и восточномусульманская.'Цыгане'. Сюжет этой поэмы романтический, но происходит нарушение в системе образов: столкновения двух романтических героев, неспособных бескорыстно любить, ведет к страшным последствиям. Отец Земфиры понимает и принимает жизнь с радостями и горестями. Он прощает убийство дочери, как раньше сумел простить измену жены, но говорит Алеко: 'Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли'. Мы ясно можем наблюдать, что над героем происходит суд.

    Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хочет только для себя. Уже позже Пушкин скажет: 'Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей для нас орудие одно'
    13. Лирика А.С. Пушкина периода южной ссылки. Образ поэта-изгнанника и мифологизация творчества.

    Период южной ссылки (май 1820 — июль 1824) — поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Дальнейшая жизнь поэта зависела только от того, куда “подует самовластье”.В мае-сентябре 1820 г. он путешествовал на юг вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н.Н.Раевского. Эхо кавказских и крымских впечатлений, отголоски общения с представителями этой большой семьи и сердечных увлечений дочерьми Раевского почти десятилетие звучали в пушкинской поэзии. В 1820—1823 гг. Пушкин служил в Кишиневе. Генерал И.Н.Инзов благосклонно относился к беспокойному подопечному, не обременял службой, позволял длительные отлучки из Кишинева. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин - в ореоле мученика свободы, жертвы русского тирана.Прежние символы веры - гармоничная “звезда пленительного счастья” и прекрасная заря “свободы просвещенной” - уже не привлекали Пушкина. Он проявлял нетерпение, уповая не на политическую мудрость деспота, а на цареубийственный “карающий кинжал”, в котором видел “тайного стража свободы”. В романтич лирике П-на 1820-1824 гг. тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик - о кинжале, “тайном страже свободы”, грозе несговорчивых тиранов (“Кинжал”), о вожде восставших сербов Георгии Черном (“Дочери Карагеоргия”), о Байроне или Наполеоне (“Наполеон”, “К морю”), о своих думах и повседневных занятиях в посланиях к друзьям, — мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик. В послании “Дельвигу” опальный поэт провозгласил: “одна свобода мой кумир”.Свобода для Пушкина в годы ссылки- один из политич символов. Пушкин ждал восстания в России, с энтузиазмом готовился к дороге “в дыму, в крови, сквозь тучи стрел”, ведущей к торжеству свободы.Эти ожидания в 1823 г. сменились пессимистическими настроениями. Кризис был вызван разочарованием в заговорщиках, которые не решились посвятить Пушкина в свои планы. Стихотворение“Свободы сеятель пустынный...”, образы которого восходят к евангельской притче о сеятеле, нельзя воспринимать как отмену свободолюбивых идеалов- они остались прежними. Сеятель свободы остаётся одиноким в пустыне мира, не находя отзвука своим проповедям и призывам, народы не идут за ним, и его слово брошено на ветер. Это не значит, что слово – не истинно. Просто народу оно невдомёк. Тем больше становиться скорбь поэта по непреодолимости препятствия.

    Эпиграф же, взятый из Евангелия от Луки, задаёт масштаб мысли Пушкина и сообщает всеобщую значимость и вечность проблематики.В центре стихотворения «Демон» - разочарованная личность, ничему не верящая, мрачная и отрицательная. В «Демоне» объединены и привлекательность духа отрицания и сомнения, и не удовлетворяющая поэта душевная пустота. Разочарованная личность – носитель протеста против господствующего порядка – сама оказывается несостоятельной, ибо не имеет никакого идеала. Результат скептического взгляда на мир - омертвение души и неспособность к постижению жизни. Поэт испытал острый кризис веры в саму возможность скорого достижения общ-ой свободы. Это стих-ие- горькое признание крушения просветительских и романтич иллюзий, прощание с ними. Поэт подчеркнул, что его проповедь свободы была несвоевременной, а потому и бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию “живительного семени” свободы, поэтому оно и не дало всходов в их сердцах.

    Пушкин в период южной ссылки- яркий поэт-романтик. Ведущее положение в “южной” лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии “Погасло дневное светило...”, “Мне вас не жаль, года весны моей...”, “Редеет облаков летучая гряда...” и “Я пережил свои желанья...” — как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина. В них проведена резкая грань между петербургскими годами, наполненными дружеским общением, пирами, радостями любви, и новой жизнью “под бурями судьбы жестокой”, “в изгнанье скучном”, “вдали друзей вольнолюбивых”. Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами- древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А.Баратынским. Яркие образы изгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании “К Овидию” (1821), в исторической элегии “Наполеон” (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому (1822), подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории “Узник” (1822) свобода- это вольная жизнь за пределами “темницы сырой”, в которой томится “вскормленный в неволе орел молодой”. На воле есть все, что ассоциируется у поэта с личной свободой, — тучи, гора, “морские края”, ветер. К этой жизни зовет узника его “грустный товарищ, махая крылом”. Узник- это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. В стихотворении содержится намек на задуманный побег из ссылки.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта