Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук.. 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции
Скачать 0.86 Mb.
|
Глава государства (монарх или президент) занимает центральное место во взаимодействии элит. Как символ национального единства глава государства связывается населением с надеждами на лучшую жизнь, защиту безопасности страны, обеспечение прав граждан. Популярность главы государства часто определяется его взаимодействием с различными элитами, его способностью тонко чувствовать интересы правящей элиты. Государственная политика как деятельность правительственных учреждений и чиновников в соответствии с их компетенцией организуется бюрократической элитой. Глава государства, законодатели и суды могут лишь в самых общих чертах ограничить власть бюрократической элиты. Бюрократы контролирует информацию и технику, они неизменно пребывают на своих постах больше, нежели их политические руководители. Нередко бюрократическая элита обладает информацией, знаниями и опытом значительно большими, нежели политическая элита Законодательная элита, в силу самого порядка избрания, формируется из местных элит и тем самым привносит региональное влияние на процесс принятия государственных решений. Законодатели является частью местных элитарных структур, и их ряды пополняются, в основном, за счет местных, а не общенациональных элит. Профессионально основной состав законодателей включает лиц свободных профессий и бизнесменов Самым же элитарным государственным институтом является суд. Судебная элита, действующая на различных уровнях, является несменяемой, профессионально весьма ограниченной, для проникновения представителей других профессий, и не без оснований претендует на принятие окончательных решений. Все правящие элиты удалены от прямого влияния граждан и потому государственная политика отображает не требования масс, а господствующие интересы элиты. Представители властвующей элиты, осуществляющие отбор претендентов на вхождение в элиту, руководствуются следующими мотивами: 1) традиционными, т. е. стремлением выдвигать лиц своего круга и тем самым способствовать однородности и сплоченности элиты; 2) эмоциональными — симпатиями или антипатиями к тому или иному лицу или группе лиц; 3) оценочно-рациональными, применяя по отношении к кандидатам в состав элиты существующие в ней представления о поведении человека и его взглядах; 4) деловыми, рациональными соображениями — объективно доказанной способностью кандидата выполнять положенные ему функция. 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство В мире немало государств, в которых существуют государственные религии и церкви. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии, а с ним логически связан принцип отделения церкви от государства, поскольку проведение в жизнь первого принципа весьма затруднительно без осуществления второго. В наше время крупнейшие мировые религии: христианство, ислам и буддизм, — значительно укрепили свои позиции в мировом сообществе. Религии сегодня выступают в качестве своеобразного нравственного регулятора и основания социальной справедливости Можно констатировать, что христианские ценности концептуально утвердились в государствах Европы и Америки, исламские стереотипы определяют деятельность мусульманских государств, а буддизм нашел отображение в жизни государств Азии. Религия сказывается как во внутренней, так и во внешней политике современных государств, на выработке экономических, социальных и военных доктрин, осуществлении конкретных политических акций. Показательно изменение роли в осуществлении государственной политики духовенства, которое или непосредственно включается в деятельность государственных структур, или косвенным образом участвует в политических акциях государства. Усиливается значение партий, чьи программы основаны на религиозных началах. Самую многочисленную группу здесь составляют христианско-демократические, христианско-социальные, исламские и другие аналогичные партии, которые ориентируются на католицизм, протестантизм и ислам. Международные объединения религиозного характера оказывают заметное влияние на все стороны жизни государств В этой связи характерна деятельность Всемирного Совета церквей, включающего свыше 300 протестантских и православных церквей. В мусульманском мире видную роль играет Организация Исламской конференции, стремящаяся консолидировать деятельность входящих в нее государств (объединяет в своих рядах около 50 мусульманских государств). Буддизм представлен в мировом сообществе Всемирным буддистским альянсом и Азиатской буддистской конференцией за мир, деятельность которых направлена на обеспечение мира и сотрудничества между народами. Известна также межгосударственная деятельность католицизма, имеющего единый центр в государстве Ватикан. Отношения церкви и государства прорабатываются в таких центрах религиозных теорий как Папская академия в Риме, мусульманские университеты в Каире и Тунисе, Международный исламский университет в Малайзии, духовные академии Русской Православной церкви и других центрах. На основе религиозных постулатов формируются концепции, теории и доктрины взаимодействия церкви с государством и ее участия в социально-политической жизни общества. 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство Государство является важнейшим институтом планирования и осуществления экологической политики. Большинство государств имеет экологическое законодательство и специализированные экологические структуры власти. В сфере экологии государство использует различные экологические налоги и продажу лицензий под экологическим условием. Изменение экологической политики и увеличение расходов на экологию во многом связано с деятельностью экологических движений. Экологическое движение оказывается способным в сложных условиях современного бытия заставить государственные структуры действовать в интересах нынешнего и будущих поколений людей, сделать экологическую политику приоритетной в политике государств. К тому же экологическая безопасность реальна лишь тогда, когда экологическая политика становится частью мировой политики, осуществляется многими государствами. Затрагивая различные направления человеческой деятельности, экологическая политика может быть глобальной, региональной, общенациональной и локальной. Источниками обострения глобальных проблем экологии выступают: хищническое отношение человека к природе, материальное производство, наносящее ущерб окружающей среде, чрезмерный рост населения, противоречия в развитии самой природной среды. В соответствии с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определена стратегия природоохранного сотрудничества, вырабатывающая долговременные и универсальные принципы отношений человека, общества и природы. Ведется разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологической этики. Выделяют шесть стадий остроты экологической ситуации: условно благоприятная, удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная, катастрофическая. Три последних стадии обозначаются как острая экологическая обстановка. Среди путей выхода из экологического кризиса: разработка долгосрочной экологической программы, строжайшая экспертиза и учет общественного мнения при решении экологических проблем, экологизация экономики. Среди задач экологической политики: выработка долговременных и универсальных принципов отношения человек — общество — природа, превращение экологической политики в приоритетную в политике государства, переосмысление развития как создания человеку достойной среды обитания, максимальное приближение технологии к требованиям природы, изменение системы ценностей, образования и воспитания человека. 99. Этика и эстетика государства Институты современного государства и его деятельность должны соответствовать этическим критериям. Существует потребность в глубоком осмыслении моральных оснований государства, его нравственных целей, средств и способов осуществления государственной власти. На это нацелена политическая этика, которая задается вопросами нравственности институтов государства, законов, а также нравственных качеств должностных лиц. Показательно, что политическая этика — это одновременно этика институтов и этика добродетелей. Институты в нравственном смысле обеспечивают человеческое поведение снаружи, а добродетели стабилизируют это поведение изнутри. Институты современного государства требуют бережного с собой обращения. Критика этих институтов или желание изменить их на иные не должны противоречить здравому смыслу. Наилучшими институтами считаются те, которые не предполагают какой-то особой нравственности граждан, но позволяют достигать своих целей, пользоваться правами, способствовать общему благу. В современном государстве гражданин должен обладать нравственными задатками, которые давали бы возможность как этому гражданину, так и всем участникам отношений достигать своих целей используя существующие институты государства Проблема эстетики власти и государства стала рассматриваться во многом в связи с недемократичными (тоталитарными) государствами. Именно для этих государств характерны претензии к насильственной гармонизации всех областей жизни, стремление создать красивую видимость, эстетизировать политику, осуществить театрализацию социальной действительности. Современное государство, обеспечивая плюралистическую демократию, не вмешивается в культурную жизнь общества Однако это не означает, что в условиях демократического строя вопросы обеспечения эстетики власти и государства не являются существенными. Достаточно очевидна роль государственных символов (президент, гимн, герб, флаг), ритуалов (порядок принятия законов, заключения договоров, проведения референдумов), формирования государственной мифологии (образа жизни, национальных качеств). Современное государство стремится быть эстетичным во всех многообразных формах своего проявления на пути достижения гармонии с обществом и индивидом, что непосредственно связано с деятельностью средств массовой информации (СМИ). Используя документальные и художественные формы, СМИ создают имиджи политическим партиям, государственным деятелям, институтам государственной власти и т д Имиджи — это своего рода ярлыки, которые наряду с особенностями, присущими конкретным лицам, институтам, программам включают искусственно представленные характеристики Часто имиджи являются иллюзорными образами, призванными вызвать в массовой аудитории желательное восприятие. Через телевидение и другие СМИ имиджи внедряются в жизнь. |