Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Объект , предмет и цели юриспруденции. Правоведение и государствоведение Юридич наука

  • Предмет

  • 6. происхождения гос ударст ва.

  • 2 типа элит

  • 7. Соотн ошени е гос ударст ва и права. Соотн-е

  • 3 модели во взаимоотно-и

  • Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук.. 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции


    Скачать 0.86 Mb.
    Название1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции
    АнкорСистема юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук
    Дата06.05.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #1111856
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.

    Юриспруденция — это система идей, суждений, понятий, нормативов, мифологий о праве и государстве. Юриспруденция часто отождествляется с юридической наукой как системой знаний о праве и государстве. Однако не сложно заметить, что юриспруденция со­держит в себе не только научное, но и философское знание. Потом, она не ограничивается системой знаний, но выходит к юридическому опыту, к верованиям, включает в себя различные мифы (например, власть принадлежит народу, закон выражает общую волю). Таким образом, понятие "юриспруденция" значительно сложнее понятия "юридическая наука". Не говоря уже о том, что термин "юридическая наука" по отношению к религиозным правовым системам может ис­пользоваться с некой долей условности, в то время как термин "ре­лигиозная юриспруденция" вполне применим.

    В системе отечественной юриспруденции могут быть выделены такие группы юридических дисциплин:

    1) синтезирующие дисциплины — теория государства и права, философия права, социология права, сравнительное правоведение, история государства и права, история политических и правовых учений и др.

    2) отраслевые дисциплины:

    а) традиционные—конституционное,гражданское, уголовн., административное, уголовно-процессуальное и т.д

    б) комплексные — банковское, налоговое, таможенное, морское, экологическое и т. д.

    3) прикладные дисциплины — криминалистика, криминология, судебная статистика, юридическая психология и т. д.

    4) организационные дисциплины — судоустройство, прокурату­ра, правоохранительные органы, нотариат, адвокатура и т. д.

    5) международные дисциплины — международное публичное право, международное частное право, космическое право и др.

    6) региональные дисциплины — право Совета Европы, право Европейского Союза, право ОБСЕ, право латиноамериканских госу­дарств и др.

    Теория государства и права в системе юриспруденции занимает место среди синтезирующих дисциплин и имеет фундаментальное значение для всей юриспруденции. Выделим ее методологическое значение для других юридических дисциплин, направленность на обеспечение единства категориального аппарата юриспруденции. При этом теория государства и права не только использует для своих выводов наработки юридических дисциплин, а и выходит за пределы юриспруденции в сферу философии, со­циологии, политологии, теории информации и т. д. Не случайно, те­орию государства и права часто характеризуют не только как юри­дическую, но и как философскую и политологическую дисциплину.

    Юриспруденция находится в постоянном движении и изменении. Проходя процесс юридизации, выкристаллизовываются новые юри­дические дисциплины, например: общая теория прав человека, юри­дическая антропология, информационное право, инвестиционное право. Получают новое наполнение и современное звучание такие традиционные дисциплины как римское право, торговое (коммерчес­кое) право, нотариат и др. При всех этих переменах именно теория государства и права способна аккумулировать достижения юриди­ческих дисциплин и обеспечивать единство юриспруденции.

    2. Объект, предмет и цели юриспруденции. Правоведение и государствоведение

    Юридич наука – опред-й способ права и орг-ии юр-их знаний, т.е. научных знаний о таких объектах, как гос-во и П.. Один и тот же объект может изучаться разл-ми науками, причем каждая наука изучает его с позиций своего особого предмета и метода. Объект: то что еще подлежит научному изуч-ю с помощью познавательных методов и приемов соответ-ей науки. В процессе научного изуч-я исход-е эмпирические знания об объекте дополняются теор-ми знаниями, т.е. сис-мой понятий об осн-ых сущностных свойствах, пр-ках и хар-истиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функция и развития. Эти искомые сущност-е свойства и являются предметом соответ-ей науки.Предмет: изучаемый объект, то, что мы знаем о нем после научного исследо-я. Объект юр-ой науки: гос-во и П., а предмет – осн-ые сущност-е свойства гос-ва и проава (их понятия). Хотя юр-ая наука и изучает 2 объекта, она может иметь лишь один предмет. Это значит, что 2 фактически разных объекта исследуются и познаются в рамках и с позиций юр-ой науки в качестве двух необходимых компонентов одного единого предмета данной науки. Предметом единой науки о праве и гос-ве может быть или понятие права, вкл-ющего в себя П.вое понятие гос-ва (т.е. П.вое уч-е о гос-ве, юр-ую теорию гос-ва) или понятие гос-ва, вкл-ющее в себя понятие права (госуч-е о праве, гостеорию права).Юр-ая наука возникла, развивалась и развивается как юриспр-я, предмет которой – понятие права и вообще П.вое понятие гос-ва.История и теория юриспр-и как единой юр-ой науки о праве и гос-ве свидетельствует о том, что в рамках данной науки дуализм понятия права и понятия гос-ва преодолевается и необходимое понятийно-предметное единство достигается именно на основе и с позиций опр-енного понятия права, вкл-ющего в себя и соответ-ее П.вое понятие гос-ва, т.е. сущност-е (с позиций этого понятия права) П.вые свойства гос-ва.Предмет юр-ой науки: сущност-е свойства права и гос-ва в их понятийно-П.вом постижении и выражении (понятие права, вкл-ющее в себя соответ-е П.вое понятие гос-ва и выраж-ие сущност-е свойства права и гос-ва).

    3. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы, подходы и методы

    Под методом науки понимается совокупность приемов средств принципов и правил с помощью которых постигается предмет получаются новые знания.1) Всеобщие М— это философские, мировоззренческие под­ходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую ГиП как вечные и неизменные институты, глубоко не связан­ные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалекти­ку (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою оче­редь может выступать как объективный либо субъективный идеа­лизм). 2) Общенаучные М — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его эта­пах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента. Анализ — это условное разделение сложного государственно-пра­вового явления на отдельные части. Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условно­го объединения его составных частей. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объек­та, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований госу­дарственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права и т.п. Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздей­ствия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возмож­ность познать функции государства и отдельных его органов, функ­ции права и его норм и т.д. Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.3) Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достиже­ний конкретных технических, естественных и гуманитар­ных наук. К ним относят. Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкети­рования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-право­вой сфере. Статистический метод позволяет получить количественные пока­затели тех или иных массовых повторяющихся государственно-право­вых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика и т.д. Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики по­знать государственно-правовые явления.

    Среди частнонаучных следует выделить два метода: Формально-юридический метод позволяет определить юридичес­кие понятия выявлять их признаки, проводить классифи-ксацию, толковать правовые предписания и т.п. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридичес­кую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств.
    4. Теория государства и права как общетеоретическая юриспруденция. Функции теории государства и права

    предмет тгп можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. Исследование предмета тгп предпола­гает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей происхождения ГиП; г) типов и форм ГиП; д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функцио­нирования ГиП; е) общих закономерностей связи ГиП друг с другом и дру­гими социальными явлениями; и др. Нужно заметить, что к предмету тгп относится и проблематика, связанная с ее “самопознанием” - с характеристикой ее пред­мета, метода, места в системе наук и т. п. Сложность предмета тгп определяется и тем, что он охватывает не только статические моменты (собственно право и государ­ство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).Функции ТГП: онтологическая – познание и объяснение явл-й и проц-в гос и прав жизни общ-а; эвристическая — выр-ся как в глубинном познании осн-х закономер-й, так и в выясн-и их тенденций, открытий новых закономер-й, обогащение новыми знаниями о ГиП; прогнозтическая — в предвид дальн-го разв-я гос-правовых процессов.Примерное опр-е путей дальн-о соверш-я законод-а; методологическая — исследование и разработка способов изучения правовой действительности; идеологическая — в выработке фундам-х идей о путях прогр-го развития ГиП; полит-ая — влияние на формир-е полит-го курса гос-ва, полит сис-мы общ-ва и в обесп-ии их научности; практически организационная – обслуживание практики.
    5.Мононормы и происхождение права. Конфликтное предназначение права.

    Конфликт регулируется соц-ными нормами. Право оказывает воздействие на причины конфликта, его возникновение, розвитие и разрешение, а также на последствия конфликта. Законный путь разрешения конфликтов почти всегда существует, однако во многих случаях конфликтирующие сороны стремятся решать конфликт не правовым путем рассчитывая решить его в свою пользу.результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях когда при разрешении конфликта пострадала одна из сторон или были нарушены общ-ные или гос-ные нтересы. Общ-ен-е отн-я возникают из необходимости упорядочения отн-й между людьми. Их взаимоотн-я в рамках племени, заключение договоров о перемирии, где создаются первые П.вые нормы. Создан-е советами старейшин, они носят общеобяз-й хар.Причины, породившие П.: необходим-ть управления общ-ом в период расслоения. Двоякая процедура — два субъекта, троякая — третий спец S для разреш спора.

    Правила поведения в первобытном обществе называются также «мононормами». Мононормы — это правила поведения, носящие одновременно обычный, религиозный и мифологический характер.

    Право существовало не всегда. Оно возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Для того чтобы уяснить причины образования права, следует рассмотреть особенности социального регулирования в первобытном обществе.

    Этап первобытного развития был самым длительным в истории человечества. Хозяйственная деятельность первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, мифами, обрядовыми и религиозными нормами, обеспечивавшими присваивающую экономику и гармоничное сосуществование родовых общин с природной средой. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличались суровостью, не предполагали индивидуальной инициативы. Следование им осуществлялось в силу подражания, привычки, благодаря возможности применения мер принуждения органами родового управления: народным собранием, вождями, старейшинами, жрецами. Наиболее типичными санкциями были общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

    6. происхождения государства.

    Первоначальн.:теологическая теория-гос-во результат божественной воли в силу чего народ должен повиноватся гос-ной власти.,патриархальная –соотносит власть правителя с властью отца.,естествено правовая-гос-во явл.продуктом обществ.договора заключоного людьми с целью защиты прав.,теория насилия. Органическая. Классовая соотносит происх.гос. с появлением частной собственности. Психологическая.производное происх отличается от первоначального тем что новое гос-во возникает не на пустом месте а на основе отдельных элементо прежнего гос-ва и с использованием уже имеющихся моделей госуд-ности. Производное: ликидация прежнего в результате революции и возник.нового гос-ва; разделения гос-ва; сецессия; объединениея; в результате национально-освободительного движения. Рассм-ся несколько путей обр-я гос-ва: военный, при котором война явл-я способом перераспр-я общ--го продукта и выделения правящей элиты из среды военач-ков; аристокр-й – через отделение правящей арист-и от народа и сосредоточение у нее властных полномочий; плутократ-й, когда власть сосредотач-ся у отд-х лиц, облад-х значит-м имущ-вом. Это все варианты концепции олигархического возник-я гос-ва. По мнению спец-ов, несмотря на широкое распр-ние концепции элит-го возникн-я гос-ва, она не в полной мере отобр-ет всю сложн-ть процесса возн-я гос-ва. Считается, что паралл-но с выд-ем слоя властв-щих и ранее того шел процесс создания орг-ций для ведения общих дел. Моска и Ларетто. Моска выд-л элиту из всего остального общ-а. Важнейшим критерием считал организаторскую способн-ть. Ларето и Михельс — 2 типа элит: «Лисы» (переговоры, уступки, лесть, убеж-е) и «Львы» (жесткие и решитель-е правители, опир-иеся на силу). Михельс считал, что в общ-е действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть в том, что неотделимое от общ-енного прогресса развитие крупных неизбежно ведет к олигархизации управления общ-ом и форм-ию элиты. В рез-те любой орг-ией правит олигархическая элитная группа.

    Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества[

    7. Соотношение государства и права.

    Соотн-е гос-ва и пр вкл-т в себя три гл-х аспекта: единство, различие и взаимодействие. Ед-во гос-ва и права имеет сл-е эл-ты:1) общн-ть происх-я и разв-я. Гос-во и П. возникли в рез-те потребностей соц неоднородного общ-ва, перешедшего к производящей эк-ке;2) общн-ть факторов, обуслав-х сущн-ть гос-ва и права. Ими выст-ют соц-эк-е отн-я, идеология, культура, тр-ции общ-ва;3) общн-ть соц назн-я. П. выст-ет как ср-во соц-й регуляции, а гос-во предст-т собою мех-м, обеспеч-й влияние права на общ--е отн-я. Разл-я вытекают уже из опр-й этих понятий, их онтологического статуса и общ-й природы:1) гос-во — особая полит-террит-я организ-я публ-й власти, а П. - сис-ма официально уст-х и охран-х норм, выступ-их регул-ми повед-я людей; 2) гос-во и П. играют разл-е роли в соц регулиро-и. П. опр-ет модели поведения людей в типичных ситуациях, а гос-во обеспеч-т реал-ю этих моделей, в том числе с помощью своей принудит-й силы;3) гос-во и П. могут противоречить др- др-у. Тогда возник-т феномен неправ-го, тоталит-го гос-ва.Есть 3 модели во взаимоотно-и гос-ва и права:тоталит-я (гос-во выше права и им не связано) либеральная (П. выше гос-ва) прагматическая (гос-во создает П., но связано им).Взаимодействие: многообразное влияние др- на др-а. Гос-во создает, изменяет, совершенствует, охраняет, претворяет П. в жизнь. П.твор-во — исключит-я прерогатива гос-ва. Оно либо само уст-ет пр нормы, либо санкционирует уже действ-е, может делегировать отд-ые П.вые акты др-им негос-в-м орг-иям. Процесс форм-я права идет как снизу так и сверху. П. легализирует гос-венную деятельн-ть, опр-яет ее границы дозвол-ти и недозвол-ти, регламентирует и обесп-ет контроль над ее легитимн-тью.Посредством права осущ-ся задачи гос-ва, его политика, строй. Их связ-ает функц-коордитационный и причинно-следств-й хар-. Истор-и возникают одновременно всилу один-х причин: в рез-те разложения родового общ-а. П. вырастает из обычаев и эконом-ой необходимости. Обычаи переходят в законы, возникают органы, обеспечив-ие их соблюдение.Если гос-во возникает из необх-ти подд-я порядка, защиты «всех против всех», то П. созд-т юр мех-мы для этого.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта