Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности

  • 18. Философия права. Отрасли философии права .

  • 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.

  • 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация

  • 21. Правовая аксиология. Право и ценности.

  • Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук.. 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции


    Скачать 0.86 Mb.
    Название1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции
    АнкорСистема юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук
    Дата06.05.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #1111856
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    16. Религиозные правовые системы. Каноническое право в Украине

    Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви. Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей. На сегодняшний день в мире существует множество правовых систем, каждая из которых обладает отличиям характерными только этой системе. Само понятие «правовая семья служит для обозначения нескольких правовых систем со сходными юридическими признаками, и это сходство является результатом их совместного исторического и логического развития.
    Западные компаративисты отрицают типологию правовых систем только по типу их классовой сущности. Они при классификации используют самые разные факторы, такие как этические, расовые, географические, религиозные юридической техники стиля права и другие. И как следствие возникает множество классификаций. Однако самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная французским ученым Давидом. Эта классификация основана на сочетании двух критериев:
    1) идеологии, включающих в себя религию, философию, социальные и экономические структуры.
    2) Юридической техники, которая включает в себя в качестве основной составляющей источники права.
    Давид предложил идею трихотомии – выделения трех систем (или семей): Романо-германской, англосаксонской, или англо-американской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, включающий в себя 4/5 планеты, который получил название «Религиозные и традиционные правовые системы».

    17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности

    Современная юриспруденция немыслима без использования сравнительного правового метода (метода компаративистики). Заглавная идея компаративистики, первоначально представлен­ная в качестве стратегической — идея "вселенского права" (Между­народный конгресс сравнительного права 1900 г. в Париже;, час­тично получила выражение в международном праве. С другой стороны, правовое развитие не может быть ограничено рамками своей правовой культуры. Не случайно ни одна нацио­нальная юридическая наука не может развиваться только на основе информации о своей правовой системе. Сравнительное право (Р. Давид) один из элементов универсализма юриспруденции, осо­бенно важного в наше время, потому компаративистике принадле­жит первостепенная роль в изучении права и изменениях права.Сравнительное правоведение выступает в качестве важного инструмента пости­жения и развития права. Его нормативная функция состоит в том, чтобы, используя чужой опыт, дать толчок процессу собственного правотворчества. При этом разумное подражание чужим законам и институтам, при формировании собственных, связано с учетом той новой среды, в которой они будут применятьсяК. Цвейгерт и X. Кетц пишут о четырех определяющих функци­ях сравнительного правоведения: 1) законодательной, когда резуль­таты сравнительно-правовых исследований используются как мате­риал для законодателя; 2) интерпретационной — сравнитель­но-правовые исследования выступают как инструмент для толкова­ния законодательства; 3) дидактической — здесь проявляется зна­чение сравнительного правоведения для юридического образования; 4) унификационной — свидетельствующей о роли социально-право­вых исследований для унификации права.Сформулированы методологические правила, которыми целесо­образно пользоваться в сравнительном правоведении:— правильный выбор объектов сравнительного анализа и кор­ректная постановка целей, обусловленная его природой и потребно­стями субъекта;— проведение сравнения на макро- и микроуровне с использова­нием различных методов для выяснения внутренних связей и зави­симостей;— правильное определение признаков сравниваемых явлений, норм, институтов и формулирование задач;— выявление степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;— разработка и применение критериев оценки сходства, разли­чия и несопоставимости правовых явлений, институтов и норм;— определение результатов сравнительно-правового анализа и возможностей их использования. Среди объектов сравнительного правоведения (Ю А Тихомиров): вся правовая реальность, ее состояние и изменения; правовые явления и институты, принадлежащие к определенной правовой семье правовые учения, концепции и правовые взгляды; правовая система- правовые массивы и комплексы межгосударственных объединений; национальное законодательство; отрасли, подотрасли законодательства; правовые институты; законы и другие правовые акты; правовые нормы; юридическая техника.Значение исследований сравнительного правоведения в необхо­димости отказа от представлений об универсальных моделях право­вого развития, поскольку правовая эволюция связана с использова­нием традиций, уникальности и самобытности различных правовых систем, культур и цивилизаций.На основе сравнительного правоведения должно развиваться отечественное общетеоретическое правоведение и профессиональная подготовка юристов, позволяющая им действовать успешно как в пределах национальной правовой системы, так в других правовых системах: международных, интегративных, национальных.
    18. Философия права. Отрасли философии права . Фи­лософия права не может считаться юридической наукой, поскольку философия и наука — это разные типы мышления о предмете. По­этому философия права выступает как особая юридическая теория. В рамках юриспруденции философия права и теория государства и права являются единственно соразмерными по масштабности взгля­да на предмет юриспруденции и действуют по принципу дополнительности. Филосо­фия права — это учение о смысле права. Иными словами: в силу каких универсальных причин и ради каких универсальных целей уста­навливается и действует право?Необходимость более широкого использования философии в со­временной отечественной юриспруденции определяется: изменением в соотношении государства и права (движение к правовому госу­дарству); формированием юридической элиты; преодолением право­вого нигилизма; перспективами права.Среди важнейших направлений (отраслей) философии права обычно выделяют:1) правовую онтологию — учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, право­вом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона; 2) правовую гносеологию — теорию и методологию познания правовой реальности, связанную с разграничением права на естест­венное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания; 3) правовую аксиологию — учение о ценностях, которые обеспе­чиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности); 4) правовую антропологию — учение о месте человека в праве, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание; 5) правовую логику - которая выражена в системе правовых понятий и правовом мышлении. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии; 6) правовую герменевтику — как теорию постижения и истолкования смыслов содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т д.) Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь вы­ступает как искусство профессионала Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.

    19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.Социология права часто рассматривается как отрасль социологии, с одной стороны, и как юридическая наука, с другой стороны. В этом втором значении социология права именуется юридической социоло­гией. Как часть юриспруденции социология права возникла в рамках общетеоретического правоведения и базируется на традициях социолого-юридического подхода в изучении права. Она обращена к праву в жизни (живое право — Е. Эрлих) Сложились три направления ис­следования в сфере отечественных разработок юридической социоло­гии: 1) социальная обусловленность права; 2) социальный механизм действия права; 3) эффективность действия законодательства и право­применительной деятельности.В общем плане предметом социологии права (юридической социо­логии) выступают специфические закономерности развития правовых нормативов, социодинамика их функционирования и последствия социального действия. Основная цель социологии пра­ва — оптимизация правового регулирования.Правовая социализация составляет важную часть общей социализации и выступает как непрерывный процесс формирования индивидуального правового опыта и усвоения социального опыта. В процессе правовой социализации личность подпадает под давление и навязывание весьма противоречивых нормативов и ценностей.Социализация может осуществляться посредством передачи опыта правового поведения другими лицами, выполнения различно­го рода деятельности, когда на практике проявляется усвоение пра­вовых норм и ценностей Наряду с научением и приобретением пра­вового опыта существует особый канал воздействия — символичес­кая социализация, которая основывается на представлениях о та­ких явлениях как правовое государство, верховенство права, права человека, судебная защита и т.п.Правовая социализация может быть определена как процесс приобретения системы правовых установок и ценностных ориента­ции, необходимых для функционирования личности в сфере дей­ствия права.Общественное мнение в отношении к праву выражено по двум определяющим направлениям. Прежде всего общественное мнение как состояние массового сознания связано с высказыванием суж­дений по общественно значимым проблемам, что должно учиты­ваться законодателем при принятии правовых решений. С другой стороны, действующее законодательство и практика его примене­ния получают свое отображение в общественном мнении, что ска­зывается на эффективности правового регулирования. В этой связи проблема изучения общественного мнения о праве, о правовой сис­теме в целом, о правовой политике, о правовых актах — составля­ет важнейшую задачу юриспруденции.
    20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурацияПод аккультурацией понимается любое перемещение одной культуры в другую Идея правовой аккультурации состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой (Ж Карбонье) Правовая аккультурация это усвоение и использо­вание правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов деятельности других правовых культур, правовых систем, правовых семей.Современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Разворачивается диалог правовых культур, т.е. циркуляция в общественном сознании различных идей, мировозренческих и ценностных установок, распространяемых через систему образования и воспитания, специальную литературу, средства массовой информации, деятельность различных организаций, в ходе которой происходит (перетекание) идей, их столкновение, взаимодействие. При этом правовая аккультурация может осуществляться властью с помощью законодательства и судебной практики. При заключении договоров правовая аккультурация может происходить частным путем. Учеными и преподавателями на уровне юридической науки и юридического образования также осуществля­ется правовая аккультурация. Отсюда разграничение трех видов правовой аккультурации властной, договорной и доктринальной.По результатам правовой аккультурации различается позитивная - свидетельствующая об утверждении правового института и негативная — связанная с вырождением правового института, либо отказом в его использовании. В качестве глобальной аккультурации рассматривается рецепция права, когда принципиально меняется правовая система, происходят глубинные изменения в правовой культуреОдна из проблем взаимодействия правовых культур — явление декультурации, т е разрушения правовой культуры при заимство­вании иных правовых ценностей, норм, институтов и т.д. Нараста­ние взаимодействия между правовыми культурами требует от каж­дой правовой культуры стойкости по отношению к другим право­вым культурам и способности к усвоению инноваций.
    21. Правовая аксиология. Право и ценности.

    Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т.е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, оп­ределяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве опреде­ляющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой ак­сиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценнос­тей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Проблему ценностей в праве, отличие правовых ценностей от других видов ценностей, а также обоснование, что идея справедли­вости есть особая правовая ценность разрабатывал выдающийся правовед и философ Н. Н. Алексеев. Рассматривая различие между нравственными обещаниями и юридической его формой, т. е. дого­вором, он пришел к заключению о разных уровнях глубины в пере­живаниях ценностей. При значительной глубине переживания цен­ностей речь идет о нравственной сфере, если же глубина сравни­тельно поверхностна, то мы оказываемся в правовой сфере. Здесь принципиален вывод о том, что право является определенным уров­нем восприятия ценностей. В этой связи важна мысль о праве как интеллектуальном, а не эмоциональном подходе к ценностям. При­чем особенностью чисто правового отношения к ценностям являет­ся признание ценностей. В качестве основной правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отноше­ний, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целост­ность, органическую связь. Иерархический порядок, в котором стоят по отношению друг к другу ценности, их правильное соотно­шение суть справедливости. Сосуществование реализованных цен­ностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок об­щественной справедливости, служащий основой для идеи права. При этом для действенности правовой системы внешнему статусу справедливости должен соответствовать внутренний статус добро­детели, ошибочно порой именуемой минимумом нравственности.
    22. Служебная (инстр-тальная) ценность права. Ценности права. Инстр-я ценн-ть права — одно из проявл-й его обще-соц-й ценности — сост в том, что П. явл-ся регул-ром общ-х отнош-й. Инструм-м для реш-ия разнообр-х задач, в т.ч. для обесп-я функц-я др соц инст-тов (гос-ва, соц управл-я, морали и др) и иных соц благ. Как инстр-т, П. испол-ся разл-ми субъектами соц жизни — гос-вом, церковью, общ-ми объед-ми, комм-ми орг-ми, гр-ми. В цивил-м общ-ве именно П. явл одним из гл-х инструм-в, способных обесп-ть орган-ть и норм-ю жизнедеят-ть, соц мир, согласие, снятие соц напряж-ти. Под ц-тью права поним-ся его способн-ть служить целью и ср-вом удовл-я научно обосн-х, соц справедл-х общечел-х потр-й и интересов гр-н и их объед-й. Ценности в праве надо восприн-ть как шкалу измер-я самого права. Ценн-ть в праве — то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой. Опред-е юр ценностей — предмет юр аксиологии. Ценн-ть — то, что имеет значение должоство-я и свободы (Кант), т.е. положительн-ть для общ-ва: первичная: жизнь чел-ка, его честь, дост-во, законы, П.порядок: вторичная: П. (охрана жизни ч-ка, его прав, собстве-ти) Ценности права раскр-ют его роль для общ-ва и ч-ка. Прво воплощает общ-ю и инд-ю волю, вносит стабильн-ть, возд-ет на поведение людей, при этом оно не должно подавлять инд-е интересы, сообразовывать их с интересами общ-ва.ЦП тем выше, чем больше оно отобр-ет инд-й интерес. П выражает идеи спр-ти — это проявл-ся в равенстве всех гр-н перед законом. По своему предназн-ю П дложно против-ть несправедл-ти.
    23. Социальная и личностная ценность права. Правовые ценности

    Наряду с инструментальной (служебной) ценностью право обла­дает собственной ценностью. Являясь достижением культуры и ци­вилизации, право противостоит произволу, оно символ свободы, справедливости, формального равенства. Наконец, противоречие между порядком и беспорядком вряд ли можно успешно преодолевать без права. С этой точки зрения право не только олицетворение порядка, но и ценность, которая обеспечивает его развитие, охрану и взаимодействие с беспорядком.Собственная ценность права получает свое выражение по таким линиям как социум (социальная ценность права) и личность (личностная ценность права). При этом в содержании собственной ценности права выделяются специфические ценности, которые в отличие от ценностей права (ценностей обеспечиваемых правом) на­зывают правовыми ценностями (права человека, субъективные права юридические обязанности, правозаконность и т.п. )Социальная ценность права определяется его способностью ре­шать возникающие в обществе проблемы, использованием право­вых средств в государственной деятельности, объемом необходимо­го правового регулирования, обеспечением стабильности в отноше­ниях, надежностью путей защиты социальной целостности. Личностная ценность права состоит, прежде всего, в том, что право является источником свободы личности, входящей в опреде­ленную социальную общность. С помощью права удается разре­шить противоречие между личной свободой и общим благом. Среди правовых ценностей — справедливость, естественное право, конституция, закон, суд и т.д. Всеобщее признание получили такие правовые ценности как право­вое государство, разделение властей, права человека. В юридической литературе признается необходимость рассмотре­ния конституции (в частности Конституции Украины) как обладаю­щей особой социальной ценностью в правовой системе общества. Поскольку значимость права для человека и общества заключа­ется, прежде всего, в разграничении сфер свободы и произвола, нужно заметить, что правомерное и неправомерное, также как доб­ро и зло для морали, служат праву в качестве определяющих пра­вовых ценностей. При этом правомерное — основная правовая цен­ность, а неправомерное — основная правовая антиценность.Из существования таких правовых ценностей как правомерное и неправомерное вытекает существование той правовой ценности, с помощью которой дается оценка правомерности действий участни­ков общественных отношений — это законность (правозаконность). Законность, по сути, (Л С. Явич) наиболее прямое выражение этической категории спра­ведливости.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта