Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.

  • 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование

  • 12. Нормативный, соц иологически й и фил осо фский подходы к праву.Опр-ение права .

  • Аксиологическая концепция

  • 13. Правовые системы. Типология правовых систем

  • Статутное Право

  • Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук.. 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции


    Скачать 0.86 Mb.
    Название1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции
    АнкорСистема юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук
    Дата06.05.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #1111856
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    8. догматический метод.

    Метод предполагает изучение права как такового, в чистом виде, вне связи с эконом., политикой, моралью и др.соц. явлениями. Его назначение состоит в анализе действующего закон-ва и практики его приминения гос.органами, в выявлении внешних, очевидных аспектов правовых явлений без проникновения во внутреннюю сущностностные стороны и связи. Он осуществляентся с помощью формально-логических приемов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и др., которые способствуют установлению внешних признаков правовых явлений, их отличий друг от друга, выробатке понятий и их определений в кратких формулах. Примерами могут быть понятия «субъект права», «нормативный акт».
    9. Герменевтический метод в юриспруденции

    В юриспруденции наряду с классической методологией все боль­шее распространение получает современная (неклассическая и по­стклассическая) методология. При этом постклассическая (пост­модернистская) методология характеризуется признанием несостоя­тельности реализации проектов рационализации и реформирования общества с целью достижения свободы и справедливости; отказом от жестких детерминистических схем в объяснении социальной ре­альности.Одна из современных дисциплин, отображающая посмодернистскую методологию — герменевтика, которая активно внедряется в методологию правоведения. Герменевтика отстаивает ценность тра­диций, указывает на образцы поведения, существовавшие в прош­лом как на эталоны современности. Для герменевтики важней­шим выступает вопрос о понимании человеком сущего и должного. При этом в процессе понимания на предмет познания распростра­няется интеллект, чувства, интуиция, вообще личность того, кто стремится к пониманию. Герменевтическое мышление погружается то, что именуется "герменевтическим кругом" понимания и веры. По линии герменевтики может быть проведено различие между правоведением и государствоведением. Поскольку выделяются гер­меневтические науки, т. е. науки, занимающиеся коммуникативным взаимодействием, внутренне связанные с языком, текстом, то право­ведение — это безусловно герменевтическая наука, в то время как государствоведение не является в основной своей части таковой.Культурные ценности цивилизаций глубоко метафоричны, в них представлены многозначные смыслы и образы, зачастую не поддаю­щиеся логической интерпретации. Благодаря теории метафоры при­знано, что образный метафорический язык является первичным и имеет более фундаментальное значение для культуры, нежели науч­ная терминология. Метафоры охватывают значительную часть чело­веческого опыта и фиксируются в понятиях, объясняющих всю культуру или цивилизацию. Метафора характерна не только для литературных произведений, она есть в науке, философии, юрис­пруденции. Многие изменения в культуре происходят как следствие усвое­ния новых метафорических понятий и утраты старых. Так в нашей культуре метафора "общенародное государство" заменена на "пра­вовое государство". Метафора не просто принадлежность языка или только то, что описывает реальность. С помощью метафоры мы Устанавливаем то,что для нас является реальным. Таким образом,метафоры могут сами творить реалии. Так использование метафоры "права человека" в нашей правовой культуре не столько отражает социальную реальность, сколько творит ее.
    10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.

    Современный антропологизм исходит из признания противоречия между общечеловеческим и индивидуальным, разрешая это противоре­чие путем обнаружения параллелей между общечеловеческим и обще­индивидуальным. Отсюда юридическая антропология нацелена на изу­чение внутреннего мира человека, который позволяет ему реализовать себя как творца правовой и государственной реальности; она позволя­ет увидеть как духовный мир человека объективируется в правовых нормативах, ценностях, государственных институтах и т. п. Юридичес­кая антропология преодолевает распространенную переоценку рацио­нального поведения, указывает на значение всего богатства человечес­кого опыта и человеческих переживаний, тем самым открывая новые возможности для понимания поведения человека в правовой сфере.Юридическая антропология выступает как наука о человеке в правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, изучая их правовые формы жизнедеятельности от архаичных до совре­менных. Юридичес­кая" антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет право на автономию, и следовала бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядков, отказавшись от этноцентризма (европоцентризма). Юридическая антропология позволяет увидеть, что мифический образ мышления не только принадлежность традиционных обществ. Среди современных мифов., используемых современным государ­ством — миф о государстве как гаранте фундаментальных ценнос­тей общества, хранителе права, защитнике традиций; миф о кодек­сах и законах как основаниях права, постоянство и устойчивость которых призвано утверждать, что будущее должно строиться по модели настоящего.Вывод юридической антропологии, рассматривающей право в раз­личных обществах и цивилизациях, сводится к тому, что право выс­тупает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропологии, правоведение выходит к новым возмож­ностям объяснения существующей правовой реальности, глубже про­никает в проблематику связи человека и власти, формирование пра­вового менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации.

    11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулированиеНи одно общество не может существовать без упорядочивания поведения людей, введения его в определенные рамки, придания ему определенной направленности. Иными словами, исторически склады­вается и существует социальное регулирование, использующее нор­мативные и ненормативные регуляторы. При этом нормативное регу­лирование выступает как регулирование с помощью разнообразных норм, т. е. правил, масштабов поведения. Этими нормами могут быть: религиозные, моральные, политические, организационные, эс­тетические, правовые и т. д. Ненормативное регулирование разграни­чивается на ценностное (осуществляемое на основе сложившихся ценностей), директивное (здесь используется прямое указание, при­каз, директива, связанные с достижением цели или решением зада­чи) и информационное (информированность, обеспечиваемая СМИ, используется при решении конкретных социальных и личных про­блем). Ненормативные регуляторы часто дополняют (усиливают или снижают) действие нормативного регулирования. В системе социаль­ного регулирования заметно стремление обеспечивать соединение нормативного и ненормативного регулирования. Социальное регулирование связано не только с использованием нормативного и ненормативного регулирования. Зачастую необходи­мо эти разновидности регулирования дополнять индивидуальным регулированием, т. е. связанным с принятием индивидуальных реше­ний. В правовом регулировании существует настроенность на уста­новлении жесткой связи нормативного и индивидуального регулиро­вания. Иными словами, здесь индивидуальное регулирование может выступать только как поднормативное регулирование.Правовое регулирование отличает высокий уровень формализа­ции, иерархичности, целостности, процессуальности и гарантиро­ванности. За счет провозглашения формального равенства и наде­ления участников субъективными правами и юридическими обязан­ностями правовое регулирование способно противостоять произво­лу, а право оказывается символом свободы и справедливости.
    12. Нормативный, социологический и философский подходы к праву.Опр-ение права.Право - сложнейшее для понимания явл-е. На протяжении всей истории развития юр-ой мысли люди пытались опр-ить, что есть П., в чем состоит его природа и сущн-ть. Современ-е науч-е концепции П.понимания можно условно свести к трем - к трем подходам:1) аксиологическая (естественно-П.вая): 2) соц-ческая: 3) нормативная (позитивистская).Современная -зарубежная юриспр-я стоит на позициях либо полной несовместимости этих трех концепций, либо их действия в разных сферах юр-ого знания: аксиология есть сфера фил-фии права, соц-я - сфера общей теории права, а нормативизм - область изуч-я отраслей позитивного права. Исходной формой бытия права сторонники естественно-П.вого подхода считают общ-енное сознание, которому изначально присущи нравственно-П.вые ориентиры. Аксиологическая концепция рассматривает П. с позиций соответствия его справ-ости. В пространстве естественного права действуют П.вые аксиомы, одновременно являющиеся моральными императивами: не посягай на жизнь др-ого чел-ка и его имущество, соблюдай обещания, воздавай каждому свое и т.л. Соответствие позитивного права критериям естественного права и есть само П. как выражение и мера свободы и справ-ости. Справ--ть, а не норма - ключевое понятие естественно-П.вой теории. С позиций аксиологического подхода закон и П. рассматриваются как разл-е вещи. Закон выст-ет в качестве формы права и употребляется как тождественное праву понятие лишь тогда, когда соответ-ет критериям естественного права. Аксиологич-й подход ценен своей направленн-тью на совершенство-е права, его гуманизацию. В то же время противопоставление права и закона далеко не способствует укреплению законности в общ-е, провоцирует неисполнение законов под предлогом их неП.вого хар-а. Соц-ч-й подход к праву базируется на том, что ист-ком права и формой его бытия являются общ-ен-е отн-я. Соц-ч-й подход к праву так же, как и аксиологич-й основан на разграничении права и закона, "права в книгах" и "права в жизни. Законы могут быть не востребованы общ-ом, могут быть неэффективными и даже ненужными. Такие законы не признаются формой сущ-о-я права. Настоящее П., «живое П.» - это П.порядок, это реально сущ-ующая в общ-е сис-ма отн-й. Слабой стороной соц-ческого подхода к праву явл-я отсутствие четких границ между П.м и П.вым поведением, при этом теряются критерии для различения П.мерного и неП.мерного поведения. Перенесение всей тяжести П.твор-ва на лиц, применяющих П. (судьи, администраторы), ставит под вопрос сущ-о-е разделения властей, повышает опасн-ть административного и судейского произвола.Суть (нормативного) подхода к праву передается формулой "закон есть закон". Сторонники данного П.понимания отождествляют П. и закон, а единств-м ист-ком права считают гос-венную волю. По мнению позитивистов П. есть совок--ть уст-енных и обеспеченных гос-в-м принуждением общеобязательных норм. Понятие нормы явл-я ключевым для данного подхода к праву. П., с точки зрения позитивистов, с одной стороны, не подлежит нравственной оценке и критике, с др-ой - не нуждается ни в каком оправдании. П. следует воспринимать как объективно сущ-ующую реальн-ть и не более того.У нормативного подхода к праву есть ряд достоинств. В частности, он ориентирует на такие свойства права как формальная опр-енн-ть, однозначн-ть предписаний, обязательн-ть следо-я праву. В то же время некритическое отн-е к законод-ву тормозит его развитие. С позиции такого подхода оправдана любая несправ--ть, если она уст-ена законом.
    13. Правовые системы. Типология правовых системПравовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.Различия в отношении использования правового наследия выво­дят на глубокие перемены в понимании развития правовых систем современности, их разделения на две разновидности: отдифферен­цированные и неотдифференцированные. В отдифференцированных правовых системах право существует как обособленное, относи­тельно самостоятельное явление по отношению к религии, морали, обычаю, политике. И наоборот, в неотдифференцированных право­вых системах право неразрывно связано с другими регуляторами и ценностями. Отдифференцированные правовые системы образуют две правовые семьи: семью романо-германского (континентального) права и семью общего (прецедентного) права. В составе неотдиф­ференцированных правовых систем: религиозная правовая семья; традиционная (обычноправовая) семья; евразийская (идеологизиро­ванная) правовая семья; дальневосточная правовая семья. Нетрудно заметить, во-первых, что не­отдифференцированные правовые системы — это основной массив на правовой карте мира, и, во-вторых, эти правовые системы име­ют свою внутреннюю логику развития, которая не меняется в про­цессе диалога правовых культур. Потому логично заключить, что существование неотдифференцированных правовых систем наряду с отдифференцированными представляет собой два важнейших на­правления правового развития, во многом отражающих различия в мировосприятии, отношении к Богу, другим людям, традициям предков, выражено в особенностях правового менталитета и вос­приятии других правовых культур. Изучение и использование дос­тижений неотдифференцированных правовых систем должно со­ставлять такую же сокровищницу правоведения, каковой традици­онно выступают отдифференцированные правовые системы.Привлекает в этой связи предложение (К. Осакве) осуществлять классификацию современных правовых систем по трем уровням, два из которых основаны на традиции, а третий — использует как основание правовую семью. На первом уровне правовые системы подразделяются на основании религиозной ориентации — на рели­гиозные и нерелигиозные (светские). На втором уровне — по правопониманию и роли права в жизни общества — на западную и незападную. Наконец, на третьем уровне классификация связана с выделением правовых семей. Особенностью этой классификации современных правовых систем выступает отказ от однолинейного подхода в оценке существования разнообразных правовых культур и правовых систем на правовой карте мира.
    14.Законодательное (статутное) право

    Статутное право (англ. Statutory law или statute law, от слова статут) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными (законы) и исполнительными органами. В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем акты местных органов.Статутное право дополняется общим правом (англ. common law) — правоприменительной деятельностью судов, которые посредством судебных прецедентов толкуют существующие правовые нормы или заполняют пробелы в праве.Возникновение статутного права относится к XIII веку. Одним из первых актов Парламента Англии считается Мертонский статут. Первый выборный Парламент Англии был созван в 1265 году Симоном де Монфором

    Статутное Право - 1) нормы, содержащиеся в статутах, функционирующих в странах англосаксонской системы права наряду с общим правом. Статутное Право - главная часть права, создаваемая законодательными органами в противоположность обычному и прецедентному праву и актам, принимаемым административными органами. Отличительная черта Статутное Право Великобритании - его фрагментарность. Хотя роль Статутное Правовелика, оно не претендует на выработку общих принципов. Статутное Право включает в себя принимаемые в различные годы и эпохи акты парламента; 2) в США - писаные конституции, кодексы, законодательства штатов образуют Статутное Право, удельный вес которого более значим,чем в Великобритании (см. Статут).Лит.: Black's Law Dictionary with Pronunciations. 6th ed. L.: Publisher's editorial staff. St.Paul, West publ.Co, 1990. P. 1412.

    15. Прецедентное право. Прецедент в английском и американском праве

    Прецедентное Право - правовая система, в которой основным источником права признается прецедент судебный. Эта система дает возможность суду выполнять правотворческие функции не только в случае отсутствия соответствующего закона, но и при наличии недостаточно четкой нормы. Характерна для Великобритании (точнее, для Англии, поскольку в Шотландии действует свое особое право), США и других стран, воспринявших английское право. В рамках Прецедентное Право сложились две ветви: общее право и право справедливости.

    Возникновение семьи общего права связано с Англией, где с XII столетия формируется централизованная судебная система, дей­ствующая от имени короля, и суды выносят решения, которые ис­пользовались в дальнейшем всеми судами при разрешении анало­гичных дел. Таким образом сложилась система прецедентов, общая для всей Англии, отсюда название "общее право".Между тем далеко не все конфликты принимались к разреше­нию королевскими судами, и не все их решения удовлетворяли сто­роны. На этой основе сложилось обращение к милости короля за рассмотрением дел по совести, по справедливости, а не по существующим прецедентам. Такие апелляции подавались через лорда-канцлера, который со временем стал самостоятельным судьей. Постепенно выстроилась система канцлерского суда, где выносились решения и создавались прецеденты по справедливости. Отсюда су-шествующие ныне деление английского права на общее право и право справедливости. Прецедентное право Англии оказало существенное влияние на правовое развитие многих стран. Достаточно назвать США, Канаду, Австралию, Ин­дию, Новую Зеландию.В правовой системе Англии наряду с судебным прецедентом в ка­честве источника права используются статуты (законы). При всем значении статута, который имеет приоритет перед прецедентом в смысле возможности его отмены, действие закона осуществляется исключительно через прецеденты, которые формируются путем ин­терпретации закона. Еще одним источником права в этой системе яв­ляется обычай, который может заполнять существующие пробелы. Особенно значим обычай в регламентации деятельности парламента, взаимоотношении высших должностных лиц, поведения монарха и членов его семьи. Существенное значение для правового регулирова­ния в английском праве имеет юридическая доктрина, которая при­сутствует в виде судебных комментариев, описании сложившихся прецедентов, используемых при принятии юридических решениі.. Ан­глийская доктрина прецедента сохраняет три определяющие черты: во-первых, уважение к отдельно взятому решению одного из высших судов; во-вторых, признание что решение суда является убеждаю­щим прецедентом для вышестоящих судов; в-третьих, отдельное ре­шение всегда рассматривается как обязательный прецедент для нижестоящих судов. Общее представление о доктрине английского прецедента состоит в том, что каждый суд обязан следовать реше­нию более высшего суда, аппеляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями (Р. Кросс).Особенностью правовой системы США стал тот факт, что здесь в различных штатах существует своя прецедентная система. Кроме того, отсутствует та связанность прежними решениями, которая характерна для английского права. Согласно сложившейся практи­ке, Верховный суд США и аппеляционные суды разных штатов не считают себя безусловно связанными прежними решениями. Таким образом, в правовой системе США не только отсутствует единство прецедентного права, но и само следование прецедентам зачастую оказывается под вопросом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта