учебная практика, сестринский уход, шпаргалка к экзамену. 1. Уход за больными понятие, виды. Задачи общего ухода за больными
Скачать 395.89 Kb.
|
1. Уход за больными: понятие, виды. Задачи общего ухода за больными. В повседневной жизни под уходом за больными понимают оказание им помощи в удовлетворении различных потребностей: в еде, питье, туалете, движениях, физиологических отравлениях, а так же создание оптимальных условий пребывания в лечебных учреждениях и дома. В медицине понятие «уход за больными»трактуется более широко. Уход за больными является неотъемлемой частью лечебного процесса и самостоятельной дисциплиной, представляющей собой систематизированные научные знания и методики обеспечения благоприятных психологических, физиологических, гигиенических условий жизни человека в период болезни, приемы оказания помощи больному и организацию безопасных условий труда среднего и младшего медицинского персонала. -Уход за больным подразделяют на общий и специальный. 1) Общийуход включает мероприятия, которые необходимы самому больному, независимо от характера имеющегося патологического процесса (питание больного, смена белья, обеспечение личной гигиены, подготовка к диагностическим и лечебным мероприятиям). 2) Специальный уход — комплекс мероприятий, применяемый в отношении определенной категории пациентов (хирургических, кардио логических, неврологических и др.). Основной целью изучения основ ухода за больными студентами медицинских ВУЗов является приобретение предварительной подготовки для последующего освоения профессиональных знаний и умений на клинических кафедрах. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач: 1) приобретение знаний основ ухода за больными в учреждениях здравоохранения и домашних условиях; 2) приобретение знаний нормативной документации по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в учреждениях здравоохранения и домашних условиях; 3) приобретение знаний норм медицинской этики и деонтологии при обращении с больным человеком, их применение на практике; 4) формирование чувства сострадания к больному человеку и желание приобрести в последующие годы учебы необходимую подготовку по оказанию медицинской помощи. 2. Организация общин сестер милосердия в России. Первая в России община сестер милосердия была открыта в 1844г. в Санкт-Петербурге. Впоследствии было открыто несколько общин, в которых сестер готовили к уходу за больными и ранеными. можно условно поделить на три группы: подчиненные епархиальному начальству, общины Российского Общества Красного Креста и общины, пользующиеся самостоятельным управлением в рамках Министерства внутренних дел. В Москве существовало семь общин сестер милосердия. Никольскую общину при Дамском Попечительстве о бедных организовала во время эпидемии холеры 1848 г княгиня Софья Степановна Щербатова . Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и в учрежденной доктором Ф.П. Гаазом больнице для чернорабочих. Более 20 воспитанниц приюта обеспечивались полным содержанием и обучались Закону Божию, чтению, арифметике и разным рукоделиям. В богадельне призревалось 12 бедных больных женщин. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма 3. Русские сестры милосердия во время Крымской войны. Главным же делом для великой княгини Елены Павловны стало основание Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Во время Крымской войны обеспечение русских войск было поставлено из рук вон плохо − на фронте не хватало самых необходимых медикаментов, помощи медицинского персонала. Те лекарства, которые поступали в полевые больницы, были либо суррогатами, либо недоброкачественной подделкой. Положение на фронте и количество умерших от полученных ран и травм всё увеличивалось − от болезней и ранений в госпиталях умирало больше солдат, чем во время сражения на поле боя. Великая княгиня была сильно обеспокоена сложным положением в Севастополе. И тогда она обратилась к женщинам, имеющим российское подданство и не связанным семейными узами, с призывом посвятить себя помощи страждущим больным и раненым защитникам родины. Эту идею встретили в свете тайными насмешками и явным неодобрением. Несмотря на это, тридцать русских женщин с самоотверженной готовностью отозвались на призыв Елены Павловны. Община объединила в себе женщин разных сословий: среди них были вдовы и дочери титулярных и коллежских советников, помещиков, дворян, купцов, офицеров российской армии и флота, но вошли в общину и те, кто не имел высокого социального статуса. Материальные заботы по обеспечению сестер милосердия великая княгиня Елена Павловна взяла на себя. Она также старалась воодушевить готовившихся к нелёгким обязанностям по уходу за больными сестёр, настроить их на духовное, религиозное начало, которое давало бы силы и воодушевляло их в тяжёлых испытаниях. Женщины во время войны трудились самоотверженно: ухаживали за больными, помогали раненым, которые размещались в общественных заведениях и в частных домах. До приезда сестёр милосердия многие раненые солдаты находились в страшных условиях: некоторые из них лежали на грязном полу без матраса, без какого-либо присмотра и должной медицинской помощи. Но с помощью Крестовоздвиженской женской общины, а также при соблюдении специально установленного принципа «сортировки» больных, который привнёс в организацию медпомощи хирург Н.И. Пирогов, в госпиталях восстановился порядок, и раненые стали получать должную медицинскую помощь и уход. Этот принцип «рассеивания больных» буквально произвел переворот в области военно-полевой хирургии. Деятельность Крестовоздвиженской общины не прекращалась и по завершении Крымской войны − великая княгиня Елена Павловна настояла, чтобы община была обращена в постоянное учреждение. Под ее эгидой создавались новые амбулаторные учреждения, появилась бесплатная школа для 30 девочек. Финансовые же заботы об обеспечения работы сестер милосердия, как и прежде, лежали на плечах Елены Павловны. 4. Роль Н.И. Пирогова в организации службы ухода за больными и ранеными. Наибольшие заслуги в организации ухода за больными принадлежат крупнейшему представителю медицины XIX в., учёному, труды которого ещё при его жизни стали достижением мировой медицинской науки - Н.И. Пирогову. Его заслуга состоит в том, что он впервые привлёк сестёр милосердия к уходу за ранеными в военных условиях. Ранее уход за ранеными осуществляли фельдшеры-костоправы и солдаты-носильщики войсковых подразделений. В 1844 г. Н.И. Пирогов на средства благотворительных организаций создал общину сестёр милосердия в Петербурге. Работа в общине позволила ему высказать в последствии следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного, окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам». Медицинских сестёр избирали из числа женщин, носящих в своей душе огонь бескорыстной любви к своему делу и к тем людям, для которых оно делается. Они дежурили возле больных в больницах и на дому. В период Крымской войны (1853-1856) 20 из них под непосредственным руководством Н.И. Пирогова были направлены в район боевых действий, где работали в медпунктах и госпиталях. Из воспоминаний А.М. Крупской, одной из первых медицинских сестёр, приехавших в осаждённый Севастополь в 1854 г.: «Нас встретил господин Пирогов. Он показал нам, как перевязывать раны и прочие необходимые приёмы ухода за ранеными. Нельзя было не последовать его великому примеру: как родной отец о детях, так он заботился о больных, и пример его человеколюбия, и самопожертвования сильно на всех действовал; все воодушевлялись, видя его; больные, к которым он прикасался, как бы чувствовали облегчение. Солдаты прямо считали Пирогова способным творить чудеса....». Множеству людей помогла пироговская идея костной пластики. Вероятно, ещё большему числу - его гипсовая повязка, которая многим воинам сохранила руки, ноги и саму жизнь на фронтах во всех странах. Впервые Н.И. Пирогов применил её на войне в Крымскую кампанию 1853-1856 гг., после чего гипсовая повязка быстро завоевала мировое признание и нисколько не утратила своего значения и в наши дни. Н.И. Пирогов совершил полный переворот во всём, что касается помощи раненым. Он создал целую отрасль науки - военнополевую хирургию, разработал научные методы транспортировки и лечения раненых во время войны. «Война - есть травматическая эпидемия» - это определение Пирогова вошло во всю мировую медицинскую литературу и стало классическим, как стала классической система распределения раненых по степени полученных ими повреждений, которую Пирогов впервые ввёл в русской армии и которая сразу же была принята во всех армиях Европы. Всё связанное с военной медициной - не плод пироговских умозаключений; Николай Иванович Пирогов был участником четырёх войн: Кавказской экспедиции 1847 г., Крымской войны 1853-1856 гг., франко-прусской 1870-1871 гг. и русско-турецкой 1877-1878 гг. Его книги «Отчёт о путешествии по Кавказу» и «Севастопольские письма и воспоминания» - это рассказ о трагической эпопее, через которую прошёл великий хирург и великий человеколюбец. Н.И. Пирогов тяжело переживал гибель больных после простых операций. Ещё не зная о существовании микробов, он высказывал мысль о том, что заражение ран вызывается «миазмами», которые передаются через инструменты, руки хирургов, перевязочный материал, постельное бельё и воздух госпиталей.
Наряду с другими мероприятиями он указывал на необходимость улучшения общего состояния раненых, придавая особое значение диете и чистому воздуху. Позднее уход за больными целиком взяли на себя женские общины - неиссякаемый источник добра, любви, терпения и сострадания к больным, раненым, престарелым, немощным, беспомощным людям. Впервые в России применив наркоз в мирное время, Н. И. Пирогов первый в истории мировой медицины использовал его и в военно-полевых условиях. Наконец, Н. И. Пирогову принадлежит первый в мировой литературе капитальный труд по военно-полевой хирургии, в котором изложены основные принципы оказания помощи на войне, не потерявшие значения до настоящего времени. Особое внимание к организации помощи раненым, их сортировка, изоляция лиц с сильно инфицированными ранами и ряд других положений Н. И. Пирогова до сих пор являются основными принципами военно-полевой хирургии. 5. Флоренс Найтингейл-ее роль в развитии сестринского дела. Начало развития с\д связано с англичанкой Флоренс Найтингейл . Первое опред с\д она сформ-ла в книге «Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть» . В "Записках" простейшие сведения о гигиене и психологии больного. Обязанности сестры, она считала создание для пациента таких условий, при которых бы обеспечивала восстановительные процессы в организме. В 1860г Найтингейл организовала школу для обучения сестер по уходу больнице святого Фомы со строгим отбором по дисциплине, чистоплотости и нравственному поведению. Вскоре по ее модели стали открываться сестринские школы в США и инициатива в развитии с\д постепенно сместилась из Европы в Америку.В США в 1886 г. было создано первое Общество м\с. Фактически оно стало первой в мире профессиональной сестринской организацией а в 1899г. при активном участии медицинских сестер из США, Канады, Великобритании и Германии был создан Международный совет сестер, определяющий философию и политику в области сестринского дела в мире.Первый профессиональный сестринский журнал тоже был издан в Америке (1900). «American Journal of Nursing» стал печатным органом Общества медицинских сестер, его первым главным редактором была медицинская сестра С. Палмер (S. Palmer). Стоит отметить, что и сегодня этот журнал является одним из наиболее популярных сестринских журналов в мире. Флоренс Найтингейл известна как основатель профессии медицинских сестер и инициатор реформы госпиталей. Сама же она видела свою высокую миссию в служении человечеству, в избавлении людей от смерти и болезней, которые можно предотвратить. Этому она посвятила большую часть своей долгой жизни (1820-1910 гг.), проявляя беспримерное упорство и настойчивость, отличавшие все ее поступки. Но все же главной ее заслугой была борьба за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии и превращение службы медицинских сестер в серьезную, уважаемую профессию на основе разработки программ специальной подготовки и предъявления высоких профессиональных требований к деятельности медсестер. Многое из того, что составляет сегодня основу медицинского обслуживания, берет начало в ожесточенных баталиях, которые Флоренс Найтингейл вела в XIX в. Менее известно, что в этих баталиях она впервые стала использовать новейшие методы статистического анализа. Ее биографы об этом почему-то не упоминают. Будучи старшей медицинской сестрой в период Крымской войны (1854-1856 гг.), Флоренс убедилась на собственном опыте, что, улучшив санитарные условия в военных госпиталях и казармах, можко резко сократить смертность и спасти тысячи жизней. Но, чтобы убедить в этом скептиков, стоящих у власти, ей пришлось вести нелегкую борьбу. Хотя в то время сбор и анализ данных в области социальной статистики еще мало практиковались, Флоренс сумела понять, что надежные данные о числе умерших в армии, чью смерть можно было бы предотвратить, могут служить убедительным доказательством необходимости реформы. Тем самым она не только способствовала осуществлению реформы медицинского обслуживания, но и одной из первых поддержала новаторскую идею о том, что социальные явления могут быть объектом измерений и математического анализа. Выдающиеся достижения Флоренс тем более значительны, что она добилась их в условиях социальных ограничений, с которыми сталкивалась женщина в викторианской Англии. Отец Флоренс, Уильям Эдвард Найтингейл, был богатым землевладельцем, и его семья принадлежала к высшим кругам английского общества. 6. Понятие о медицинской этике, деонтологии и биоэтике. Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Деонтология (от греч. δέον - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом. Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции. Деонтология включает в себя: . Вопросы соблюдения врачебной тайны . Меры ответственности за жизнь и здоровье больных . Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе . Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками . Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации. В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией. Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой. Нравственную сторону деятельности человека в медицине изучает медицинская биоэтика (или биомедицинская этика). Понятие «этика» означает учение о морали и нравственности, их смысле и назначении. Термин «биоэтика» (этика жизни) был внедрен в обиход в 1969 году американским биохимиком и онкологом В.Р. Поттером. Выдающийся врач и ученый обозначил этим термином этические проблемы человечества, связанные с существующей и вероятной опасностью для его выживания в современном Поттеру мире. А связь этики и медицины существует на протяжении тысячелетий. В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали): долг; честь; совесть; достоинство. Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой. Морально-нравственной основой, эталоном и стандартом поведения медицинских сестер является «Этический кодекс медицинской сестры России». Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения: С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга. В настоящее время медбиоэтика существует в четырех моделях (формах): Модель Гиппократа. Основной принцип — «не навреди». Истоки врачебной этики содержатся в «Клятве Гиппократа», которая актуальна и сегодня и которой руководствуется данная модель. Модель Парацельса. Основной принцип — «делай добро». Весь лечебный процесс строится на построении положительного эмоционального контакта с пациентом. Деонтологическая модель. Врачебная этика, автором является Петров. Основной принцип — «нравственная безупречность и соблюдение долга». Базируется на строжайшем исполнении установленного медицинским сообществом и собственным разумом врача «кодекса чести». Биоэтика — современная модель биомедицинской этики. Основной принцип — «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во взаимодействии с научными, техническими и технологическими, информационными и генетическим достижениями современной медицины. Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента. 7. Основные принципы медицинской этики Помимо частных моментов во взаимоотношениях между различными категориями, так или иначе связанных с медицинской деятельностью, есть ещё и общие, которые актуальны для каждого. В первую очередь доктор должен быть образованным. Деонтология и этика медицинского персонала в целом, не только врача, предписывает ни в коем случае не причинять вреда пациенту. Естественно, что пробелы в знаниях имеются у всех, однако доктору необходимо стараться их устранять как можно быстрее, ведь от этого зависит здоровье других людей. Правила этики и деонтологии распространяются и на внешний вид медицинского персонала. В противном случае пациент вряд ли будет испытывать к такому доктору достаточное уважение. Это может привести к несоблюдению рекомендаций врача, что усугубит состояние больного. При этом чистота халата прописана не только в обтекаемых формулировках этики и деонтологии, но также и в медико-санитарных нормах. Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения ещё и корпоративной этики. Если ею не руководствоваться, то профессия медицинского работника, которая на сегодняшний день и так переживает кризис доверия со стороны пациентов, станет ещё менее уважаемой. 8. Модели взаимоотношений медицинских работников с пациентом |