Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница33 из 52
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   52

350
В.А. Сухомлинский называл природу особым фактором эстетического воспитания. Он отмечал, что в процессе воспитания ученики должны понять, что природа не может быть только объектом человеческого влияния – она является равноправным субъектом плодотворного взаимодействия. Основой эстетического воспитания он считал понимание взаимообусловленности всего живого на планете. Рассматривая цветок, лепесток, крыло бабочки, пушинку тополя, ребенок не должен забывать простую истину: природа – единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей. Она – источник и суть нашей жизни, которую нельзя отделить от человека.
Исповедуя принцип единства красоты и добра, В.А. Сухомлинский считал красоту гимнастикой души, способной выпрямлять дух, совесть, чувства и убеждения. Он был против того, чтобы детское отношение к природе мотивировалось страхом запрета, и пытался вывести воспитанников на уровень эстетического освоения окружающего мира. Его педагогическая стратегия способствовала эстетическому мотивированию чувства ценности природы в структуре сознания личности.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа способствует нравственному поведению ребенка благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы.
Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на

351 такие темы, как «В багрец и золото одетые леса», «Весны желанные приметы»,
«Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Осенний букет», «Памятники культуры нашего края» и др.
Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрных скульптур.
Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.
Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы.
К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитываются художественный вкус и потребность в прекрасном.
Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.
Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.
Формирование эстетической культуры школьников осуществляется средствами искусства. Художественные способности человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм

352 общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изобразительное искусство.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.
В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию направлено:
- на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства;
- формирование художественных и искусствоведческих знаний;
- эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье;
- приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре;
- развитие и реализацию их творческого потенциала;
- выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

353
Воспитание эстетической культуры включает в себя организацию разнообразных видов художественно-эстетической деятельности, таких как художественно-исполнительская, познавательная, исследовательская, трудовая, природоохранная, конструкторская, эмоционально-оценочная.
В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.
Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область
«Искусство»
(музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.
К методам и формам эстетического воспитания относятся: личный пример педагога, беседы, школьные уроки, занятия в кружках, студиях, экскурсии, фестивали, утренники и вечера в школе, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, посещение художественных выставок, театра, музеев, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие.
2. Возрастные особенности эстетического воспитания
Эстетическое воспитание младших школьников – это сложный, многогранный и многофакторный процесс, который является составной частью процесса развития всесторонне и гармонически развитой личности,

354 творчески проявляющей себя в различных сферах. Оно предполагает закономерное изменение эстетических свойств и характеристик личности младшего школьника как социального субъекта с учетом их психологических особенностей.
Согласно положениям отечественной психологической теории воспитания личности, у детей младшего школьного возраста имеется достаточно богатый чувственный опыт, ярко выраженная эмоциональность, намечается предрасположенность к эстетическому восприятию искусства.
Они начинают успешно пользоваться системой сенсорных эталонов, укрепляется связь первой и второй сигнальных систем.
Эстетическое воспитание младших школьников – это процесс формирования основ эстетического сознания и эстетической деятельности у младших школьников на качественно новом уровне, способствующий переходу личности ребёнка от умения воспринимать и чувствовать прекрасное до умения творить «по законам красоты».
Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников рассматривается как целенаправленный и организованный процесс воздействия средствами искусства на внутренний мир ребёнка, осуществляемый в образовательном процессе школы на уроках гуманитарно- эстетического цикла.
Можно использовать следующие типы взаимодействия видов искусства, адаптированные к психологическим особенностям младших школьников:
− коррелятивный – предполагает одновременное воздействие видов искусства, способствующее созданию и анализу определенной эмоционально-эстетической ситуации;
− интегративный – последовательное воздействие видов искусства, которые подбирались по принципу тематического сходства или контраста;

355
− коррелятивно-интегративный
– либо одновременное, либо последовательное взаимодействие видов искусства, в которых учитывалась степень их воздействия. Этот тип предусматривал двухкомпонентные и трёхкомпонентные интегрированные уроки.
Критерии эстетического развития младших школьников включают в себя:
− мотивационную готовность;
− ценностно-смысловые предпочтения видов искусства;
− полноту восприятия видов искусства, эмоциональность, глубина эстетических суждений об искусстве;
− адекватность;
− типы эстетического мышления, креативность, рефлексия.
− воздействие видов искусства на эстетическое развитие младших школьников;
− отношение младших школьников к использованию взаимодействия видов искусства на уроках эстетического цикла.
Эстетическое воспитание младших школьников на основе взаимодействия видов искусства обеспечивает единство, целостность, упорядоченность, соподчиненность и последовательность всех её компонентов.
Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст – период становления личности, особенно активного освоения многогранного мира. Это возраст романтических переживаний, возвышенных чувств и устремлений. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных

356 установок личности, системы оценочных суждений, формируется определенный тип личности.
Искусство формирует эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, их общей культуре.
Подростков в искусстве интересуют сильные, яркие личности, преодолевающие любые трудности и выходящие из них победителями; их привлекает борьба со злом, с силами природы, то есть красота человеческого духа.
Подростки склонны к глубоким сопереживаниям, к творческому воображению и поэтическому домысливанию, к выработке правильных критериев оценки нравственно-эстетического поведения. Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении подростков вплоть до девиантного поведения.
Нередко средства массовой коммуникации – печатные издания, телевидение, кино, делают модели асоциального поведения привлекательными для все более широкого круга детей. Естественно, асоциальное поведение подростков проявляется преимущественно за стенами школы, в свободное или самостоятельно освобождаемое от учебных занятий время.
Признание обществом этого факта обусловливает необходимость изменения отношения к свободному времени детей, создания цивилизованной системы его организации, в том числе и через эстетическое воспитание. Объем свободного времени детей сегодня определяется на основе остаточного принципа, в зависимости от насыщенности учебных программ. Менее всего при этом учитываются возрастные и индивидуальные потребности самих детей.
Способность юношеского возраста к глубокому, эмоциональному, адекватному восприятию обусловлена развитием самосознания и

357 обогащением эмоционального мира, которые вызывают у юношей и девушек множество новых эстетических переживаний.
В этом возрасте школьники стремятся найти и понять истину. Как показывают психолого-педагогические исследования, с наступлением духовной зрелости ученики обращаются к искусству по нравственным вопросам. Но они готовы также и к усвоению достаточно сложных теоретических знаний. В этом возрасте усиливаются ценностно- ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех моральных, политических, эстетических идеалов.
У старшеклассников проходит интеллектуализация восприятий.
Восприятие искусства у старших школьников приобретает самостоятельный характер. Они стремятся обосновать свои пристрастия и идеалы в области искусства на основе теоретических знаний и путем логических размышлений: сознательно мотивируется цель, отмечается настойчивое стремление достичь ее, оценить явление с позиции критерия, основанного эстетической закономерностью.
Именно в юношеском возрасте проходит становление эстетического сознания учащихся. Вследствие этого у старшеклассников нередко наблюдаются резкие изменения в поведении, серьезные эстетические переориентации, что делает особенно важным момент эстетического воспитания и образования, обогащение учащихся широким кругозором историко-культурных знаний об искусстве, принципах общечеловеческой морали.
В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту. Наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушным, он переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемому. Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и безобразное.

358
При эстетическом восприятии возникают определенные эмоции, поэтому воспитание должно создавать благоприятные условия для формирования эмоциональной сферы учащихся, ведь богатство эмоциональной сферы тесно связано с духовным богатством. Не менее важно формирование их способности полноценного восприятия произведений искусства. Для этого учащимся необходима элементарная теоретическая подготовка. Это имеет особое значение при использовании музыки, изобразительного искусства, скульптуры.
В контексте задач социализации, в том числе и через эстетическое воспитание, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования и насыщения именно того системного качества индивида, в котором выражен уровень его социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека.
Социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но и на всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социальной зрелости растущего человека, который и определяет возможности перехода на каждую следующую ступень онтогенеза.
Разумеется, данный процесс исключительно вариативен, обусловлен как индивидуальными особенностями детей, так и характером развития общества, системой воспитательных воздействий.
Задачи эстетического воспитания исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Прежде всего это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач – формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Необходимо обратить внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способности личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений

359 действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.
Перечисленные признаки можно считать критериями эстетического воспитания и развития личности. С.А. Герасимов поясняет это так: «Функцией эстетического воспитания и эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного <…>. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».
Из этого следует, что эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте, фактором успешной социализации. Для большей эффективности эстетического воспитания в педагогике применяется комплексный подход, т. е. «эстетическое воспитание должно стать органической частью любого воспитания».
Целостный эстетический подход к явлениям жизни и искусства – результат длительной, кропотливой индивидуальной работы с ребенком, которую в первую очередь выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и потребностями.
Современная семья активно, хотя порой и достаточно бессистемно, приобщает молодежь к художественным и эстетическим ценностям. Ей одинаково близки эстетические элементы отношения как к искусству, так и к быту, природе, общению, познанию, трудовой деятельности и т. д. Таким

360 образом, в синтезе разнообразных элементов эстетического воздействия семья имеет несомненные преимущества.
Семье присуще отношение к ребенку во всей полноте и целостности воспитания и, в связи с этим, комплексное влияние на него, на его развитие, в том числе и эстетическое. В отличие от школы, преимущественное значение семейного воспитания заключается в больших возможностях учета способностей, интересов и потребностей ребенка. В процессе такого воспитания осуществляется синтез самых разнообразных впечатлений, воздействующих на сознание как непосредственно в семье, так и в школе, на улице, в кругу друзей.
Эстетическое воспитание как фактор социализации может и должно осуществляться во взаимодействии школы, семьи и окружающего социума.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   52


написать администратору сайта