Главная страница
Навигация по странице:

  • 46. Классификация сложных предложений.

  • 47. История письма.

  • 48. Пиктография. Логография

  • 49.Фонографическая система письма

  • 1. Языкознание как наука. Предмет и задачи курса. Языкознание


    Скачать 123.9 Kb.
    Название1. Языкознание как наука. Предмет и задачи курса. Языкознание
    Дата24.02.2020
    Размер123.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #109645
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    § по интонации (характер ударения, паузация)

    § по позиции (обычно тема помещается в начале фразы, рема - в конце)

    § по выделительно-ограничительным наречиям ("именно", "только")

    § по ремовыделительным конструкциям

    § по контексту.

    Указывать на смысловой центр сообщения (рему) может неопределенный артикль, агентивное дополнение (т.е. дополнение при пассиве, обозначающее производителя или источник действия - агенс) в пассивной конструкции, но эти показатели, как и сказуемое, не всегда являются ремоиндикаторами.

    Перемещение логического ударения в одном и том же предложении дает разное актуальное членение предожения.

    Прямой порядок следования тема - рема преобладает и именуется прогрессивным, объективным, неэмфатическим. Обратный порядок рема - тема называется регрессивным, субъективным, эмфатическим, хотя последний не всегда обусловлен целями эмфазы (ср. начальное положение подлежащего-ремы в языках с фиксированным словопорядком: Suddenly the telephone rang at the end of the corridor). Положение ремы в начале (или середине) предложения может быть обусловлено также:

    § необходимостью ее позиционной контактности с соотносимым членом предшествующего предложения

    § расчленением распространенной ремы

    § ритмом

    § желанием говорящего скорее высказать главное. В этом случае рема распознается по контексту - путем вычитания из состава предложения избыточной самоочевидной темы, обычно опускаемой или отодвигаемой в конец (например, "Вопрос хочу вам задать. Как он вам показался? - Старик он уже").

    46. Классификация сложных предложений.

    Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.

    Сложносочинённое предложение

    Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

    Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

    В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

    Классификации сложносочиненных предложений:

    На основании грамматического значения

    Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:

    · Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы и, да (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.

    · Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что, повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. ли, то ли… то ли, не то… не то, а то… а не то, наречие иначе в роли союза.

    · Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.

    · Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частица же, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.

    · Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать).

    Отношения объединяют грамматические значения, которые могут передаваться с помощью союзов (и частиц в роли союзов) и с помощью конкретизаторов, уточняющих значение средств, а также связи (и тогда, и от этого, а потому).

    По характеру связи

    В зависимости от вида сочинительных союзов

    · с соединительным союзом.

    · с разделительным союзом.

    · с противительным союзом.

    Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес.

    Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенными союзами:

    · и, да (=и), ни…ни;

    · а, но, да (=но), однако, …;

    · или, либо, ли…ли, …;

    · да, да и, тоже, также;

    · то есть, а именно.

    Сверкнула молния, и послышался удар грома.

    Запятая не ставится:

    · Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

    Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

    · Если есть общее придаточное предложение:

    Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились на прогулку.

    · Между двумя назывными предложениями:

    Регулярные свидания и объяснения в любви.

    · Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:

    Неужели опять впереди болото и путь к отступлению отрезан?

    · Между двумя неопределённо-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:

    Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад.

    · Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:

    Нужно собираться и необходимо предупредить отца о нашем отъезде.

    Сложноподчинённое предложение

    Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

    Вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон (например, Он воображает, что я расту для его удовольствия).

    Вопрос о сложноподчинённом предложении почти всегда сводился к вопросу о природе придаточного предложения и его видах. Впервые термин «придаточное предложение» был употреблён в XIX веке в работах А. Х. Востокова и Н. И. Греча. Позднее И. И. Давыдовым была предложена близкая к сегодняшнему дню классификация, включающая дополнительные (изъяснительные), определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Дальнейшее развитие вопрос получил благодаря работам Ф. И. Буслаева. Ему принадлежат попытки классифицировать обстоятельственные придаточные предложения.

    Среди грамматистов, рассматривавших придаточные предложения, следует особо выделить Е. Ф. Будде, В. А. Богородицкого, А. М. Пешковского, Л. А. Булаховского,

    А. Б. Шапиро и И. Г. Чередниченко. Структурно-семантический принцип в рассмотрении придаточных предложений использовали С. Е. Крючков и Л. Ю. Максимов. Этот принцип (в отличие от функционально-семантического) позволяет дать более полную характеристику предложению, так как он рассматривает, к чему и каким образом крепится предложение, учитывая при этом смысловые отношения двух частей сложноподчинённого предложения.

    Виды сложноподчинённых предложений

    Смысловые отношения в сложноподчинённых предложениях выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Поэтому их классификация во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства располагаются в придаточной части. Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом.

    Виды придаточных предложений

    Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто? или что?, для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой?и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что.

    Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:

    · по цели (зачем?, с какой целью?),

    · места (откуда?, куда?, где?),

    · времени (когда?, во сколько?),

    · причины (почему?, зачем?),

    · условия (при каком условии?, в каком случае?),

    · образа действия (как?, каким образом?),

    · сравнения ( как? насколько?),

    · уступки ( несмотря на что? вопреки чему?).

    Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.

    Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными

    Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды:

    · С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.

    · С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.

    · С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.

    Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях

    В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга запятой, точкой с запятой, тире, запятой и тире. В случае, когда придаточное предложение внутри главного, оно выделяется знаками препинания с обеих сторон.

    Бессоюзное сложное предложение

    В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

    Бессоюзное сложное предложение — сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей.

    Составные части такого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

    Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

    Между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Бессоюзное предложение — особый класс сложных предложений, разнообразных по семантике и структуре, иногда сопоставимых с союзными сложными

    предложениями. Для сравнения: «Она спит так, что разбудить невозможно»; «Чувствую, что устала»; «Делу — время, а потехе — час». В некоторых случаях, например в предложениях присоединительного типа («Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь» — А. С. Пушкин), подстановка союза невозможна.

    Сложное предложение с разными видами связи

    Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа).

    В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:

    · сочинительной и подчинительной связи,

    · сочинительной и бессоюзной,

    · подчинительной и бессоюзной,

    · сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

    В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи.

    47. История письма.

    Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении

    многих тысячелетий. Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

    В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со

    славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

    48. Пиктография. Логография

    Пиктография – это древний вид письма, передающий информацию о предметах, действиях, событиях, понятиях и их связях при помощи фигур, схем, зрительных образов, простых изображений. На основе этого древнего вида письменности возникло начертательное (рисунчатое) письмо.

    Этот древний способ передачи информации использует рисунки (пиктограммы) вместо букв и символов. Пиктограмма, как правило, сообщает о конкретном явлении, предмете или действии, а иногда и о целом комплексе предметов и явлений. Это не отдельно взятый звук, слог или слово. Древние люди изображали последовательность рисунков, чтобы рассказать о каком-либо событии.

    Логография-любая система письма, основанная на использовании знаков для того, чтобы представить слова или морфемы. Примерами являются системы письменности майя, ранней египетской и китайской письменности.

    Логограмма, или логограф — графема, обозначающая слово или морфему. Противопоставлена фонограмме, которая может выражаться фонемой или комбинацией фонем, и детерминативом, который определяет грамматические категории.

    Логограмматическая система, или логография, считается наиболее ранней действительной письменной системой. Множество первых цивилизаций в Индии, Китае, Центральной Америке и на Ближнем Востоке использовали логограмматическое письмо.

    Главное отличие логограмм от других письменных систем состоит в том, что графемы напрямую не связаны с произношением. Преимуществом в данном случае является то, что человеку не нужно понимать произношение или язык, на котором говорил пишущий.

    Читающий поймёт значение 1, независимо от того, звучит ли оно в языке писателя один, one, ити или wāḥid.

    Таким образом, люди, говорящие на различных диалектах китайского языка, могут не понять друг друга во время разговора, но в определённой степени поймут во время переписки, даже если они не умеют говорить на нормированном китайском. Более того, в Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония и т. д.) до Нового времени письменная коммуникация была нормой в международной торговле и дипломатии. Глухие люди также находят логографические системы более лёгкими для изучения, так как слова не связаны со звучанием.

    В то же время, подобное разделение представляет собой огромный недостаток, требующий запоминания множества логограмм в процессе обучения чтению и письму отдельно от произношения. Хотя это обычно несвойственно для логограмм, в японском языке почти у каждой имеется несколько вариантов произношения. Фонетический ряд иероглифа пишется точно также как и произносится, хотя небольшое различие в произношении может стать причиной появления двусмысленности.

    49.Фонографическая система письма

    Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока. Стимулом для этого была потребность сделать письмо более доступным для пользователей, число которых росло в связи с развитием торговли, контактов, установлением государственности. Это привело к попыткам упростить письмо, самой продуктивной из которых

    оказалось фонографическое письмо, согласно которому оно стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Самые ранние попытки в этом направлении были сделаны египтянами и ассиро-вавилонянами. Иероглиф стал обозначать слог. Это был первый этап в развитии фонографии – силлабический или слоговой (например, древнеиндийское письмо деванагари). При этом графические знаки являются не буквами, а силлабемами.

    Фонография - вид письма, в котором передается звучание языковых единиц языка, обычно фонем или аллофонов. Иначе говоря, это - звуковое алфавитное письмо, отражающее произношение слова.

    Основной знак фонографического письма - ФОНОГРАММА, т.е. фонографический знак, передающий звучание фонемы или ряда фонем. Другими словами, фонограмма - это буква, указывающая на звук или слог.

    Преимущество фонографического письма перед идеографическим( не отражающим звучание) в том, что:

    а) количество знаков сокращается с нескольких тысяч до нескольких десятков;

    б) точно передается не только содержание высказывания, но и отдельные его элементы.

    Существуют три основных вида фонографии:

    1. КОНСОНАНТНОЕ ПИСЬМО - отражает только согласные звуки, т.е. состоит из консонантных фонограмм, консонантограмм. Таким образом, КОНСОНАНТОГРАММА - это знак, передающий только согласные звуки. Наиболее типичные виды консонантного письма - это финикийское письмо, арабское письмо, еврейское квадратное письмо, в которых гласные звуки первоначально совсем не указывались, а позднее отображались только в определенных случаях (в словарях и т.д.).

    2. СЛОГОВОЕ письмо (Силлабография), в которой используются силлабограммы. СИЛЛАБОГРАММА (греч. syllabe - слог) передает последовательность звуков, обычно один слог, а не все слово. В качестве примера слогового письма можно назвать все виды индийского письма, японскую азбуку кана и эфиопское письмо.

    3. ФОНЕМОГРАФИЯ с использованием знаков (букв), передающих фонемы или аллофоны (и гласные, и согласные звуки). Письмо с применением фонемограмм традиционно называется алфавитным (буквенным) письмом. АЛФАВИТ - это набор фонографических знаков (букв), расположенных в определенной последовательности.

    Из письменностей, пользующихся фонемографическим алфавитом, наиболее известны греческое письмо и латинское письмо.

    Фонемографический знак (буква) обычно передает один звук (фонему или аллофон), но нередко одна фонема отображается двумя или несколькими буквами (анг. sh, ch , нем ch, sch, tsch)
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта