Главная страница
Навигация по странице:

  • ---------- 228

  • ---------- 229

  • ---------- 230

  • Назначение и функции политической культуры.

  • ---------- 231

  • ---------- 232

  • Структура политической культуры.

  • ---------- 233

  • § 2. Типы политических культур Критерии типологизации политической культуры.

  • ---------- 234

  • ---------- 235

  • Особенности политических культур западного и восточного ти пов.

  • ---------- 236 ---------- Окончание таблицы Запад Восток

  • ---------- 237

  • § 3. Политическая культура России

  • ---------- 238

  • ---------- 239

  • ---------- 240

  • Вопросы для самоконтроля

  • ---------- 241

  • Куканова Е.В. _Основы политологии. 2 П. Д. Павленок, Е. В. Куканова основы социологии и


    Скачать 1.9 Mb.
    Название2 П. Д. Павленок, Е. В. Куканова основы социологии и
    Дата11.10.2019
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКуканова Е.В. _Основы политологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #89612
    страница18 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Глава 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    § 1. Понятие политической культуры
    Хотя многое из того, что в настоящее время относится к по- литической культуре, описывалось еще мыслителями древности
    (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И.
    Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50-х — начале 60-х гг.
    XX в. в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С.
    Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж.
    Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.
    Теория политической культуры позволила преодолеть огра- ниченность институционального анализа в политических иссле- дованиях, не способного объяснить, почему, например, одина- ковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной ми- фологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальное™ и прочих аналогичных явлениях, теория полити- ческой культуры дала возможность глубже исследовать мотива- цию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.
    В науке сложились два основных подхода к трактовке полити- ческой культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов
    227 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 228 ----------
    и др.) и символов (Л. Диттмер). Другие, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), сово- купность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т. д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
    Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о полити- ческой власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, полити- ческая культура отражает только самые устойчивые и отличи- тельные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выра- жает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
    Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочета- ются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т. д. Тот же разрыв (противоречие), который складывается между освоенными и неосвоенными че- ловеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
    В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной
    (чувственной) мотиваций поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней
    «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Па- рето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида.
    Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т. е. политическая культура общества в целом. Эта
    228 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 229 ----------
    политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих тер- минах, символах и т. д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.
    Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими цен- ностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) поли- тической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран
    Восточной Европы официальные цели «социалистического строительства» в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, но по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расста- вание с социалистическим строем прошло там достаточно безбо- лезненно, в виде т.н. бархатных революций.
    Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъек- тов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренеб- регающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствовать- ся чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в обще- ственном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы поли- тического участия уступают место иным взаимоотношениям гра- ждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тота- литарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.
    Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (потестарного) участия граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональ- только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 230 ----------
    ных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, «единая кровь» своей общины.
    Носители подобного рода воззрений, не зная «общего интереса» и дисциплины (И. Ильин), понимая свободу как «бесчинство разнузданности» (С. Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных этнофобий и вспышек насилия в обществе.
    Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную сте- пень обусловленности институтов власти общепринятыми ценно- стями, следует признать, что политическая культура способна су- жать или же расширять зону своего реального существования.
    Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического про- цесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказы- вать влияние на формы организации политической власти, строе- ние ее институтов, характер межгосударственных отношений.
    Назначение и функции политической культуры. Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно-значимых интересов, дейст- вовать при достижении целей в соответствии с правилами поли- тической игры, а также творчески перестраивать свою деятель- ность при изменении потребностей и внешних обстоятельств.
    Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализирован-ном виде (т. е. будучи закрепленной в строении органов полити- ческого и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.
    В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как
    230 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 231 ----------
    правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации полити- ческой системы. Такая способность политической культуры хо- рошо объясняет то, что большинство революций (т. е. стреми- тельных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность на- селения адаптировать новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
    Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
    Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
    идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в пониманий своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в вы- ражении и отстаивании интересов данной общности;
    ориентации, характеризующей стремление человека к смы- словому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
    адаптации, выражающей потребность человека в приспо- соблении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
    социализации, характеризующей обретение человеком опре- деленных навыков и свойств, позволяющих ему реализовы- вать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
    интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
    коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъ- ектов и институтов власти на базе использования общепри- нятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
    В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции полити-
    231 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 232 ----------
    ческой культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
    Структура политической культуры. Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию.
    Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т. е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т. д.
    Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину миро- восприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений
    (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т. д.). На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т. д. осуществляются крайне неравномерно.
    Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость.
    А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредст- венно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.
    232 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 233 ----------
    Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным
    (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим
    (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентации (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т. д.
    В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие канества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.
    § 2. Типы политических культур
    Критерии типологизации политической культуры. На протяже нии развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим
    233 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 234 ----------
    воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
    В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г.
    Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д.
    Элазар), открытость
    (дискурсив-ность) или закрытость
    (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).
    Особую известность в науке получила классификация политической культуры, ее предложили Г. Алмонд и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии,
    Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.
    В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида).
    234 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 235 ----------
    Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров
    — Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.
    Особенности политических культур западного и восточного ти
    пов.
    Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной
    (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
    Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей.
    Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-му-сульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
    И наиболее существенные различия этих ценностных ориентации граждан в политической жизни общества проявляются в следующем.
    Запад
    Восток
    Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над че-
    Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами
    Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом
    Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественно- го правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира
    Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов
    Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и вла- стью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности
    235 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 236 ----------
    Окончание таблицы
    Запад
    Восток
    Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, за- висимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию
    Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма
    Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, со- стязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти
    (наличия партий,
    Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм полити- ческого участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера
    Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости кон- троля за их деятельностью и
    Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля
    Примат общегосударственных законов и установлений
    (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотива- ции политических действий граждан
    Приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения
    Достаточно ощутимая идеологизиро-ванность политических позиций граждан
    Менее выраженная идеологизирован-ность позиций, веротерпимость
    (за исключением исламистских течений)
    В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, во Франции и
    Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального вла-
    236 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 237 ----------
    дычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и проч. по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т. д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.
    Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально- демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.)> — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно непреобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
    § 3. Политическая культура России
    Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизованного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уваже-
    237 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 238 ----------
    нием к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т. д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т. д.
    В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной- дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации.
    В результате ведущее на сегодняшний день положение в политической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма
    (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни). В то же время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к ее деятельности предопределяют стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера («спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса), недопонимание роли представительных органов власти, тяготе-
    238 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 239 ----------
    ние к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью. Причем явная непопулярность контроля за властями сочетается у людей со слабым уважением законов государства и предпочтением своей, «калужской законности» перед понятиями кодифицированного права.
    Неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан, поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных взаи-мооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.
    В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.
    Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, а в ряде случаев способствует активизации политических движений националистического и фашистского толка.
    В целом же сформировавшиеся черты массового стиля политического поведения поддерживают и воспроизводят в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности, являются прекрасной почвой для распространения социальных мифов, служащих интересам старой и новой элиты.
    Таким образом, одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти.
    239 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 240 ----------
    Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально- экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими.
    Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиций социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти.
    Вопросы для самоконтроля
    1.
    Что такое политическая культура? Какие основания типологии политических культур наиболее распространены?
    2.
    Охарактеризуйте основные виды религиозной политической культуры.
    3.
    Определите основные особенности российской политической культуры.
    Литература
    Бороноев А. О. Основы социологии и политологии: Учебное пособие., М.,
    2005.
    Глебова И. И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Полис. 2006. № 1.
    Лифанов А. В. Актуальные проблемы политической науки и современной политической практики: Учебное пособие. Новосибирск, 2005.
    только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 241 ----------
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта