Главная страница
Навигация по странице:

  • ---------- 16

  • § 2. Общество как социальный организм и его признаки

  • ---------- 17

  • ---------- 18

  • ---------- 19

  • § 3. Общество как система

  • ---------- 20

  • ---------- 21

  • ---------- 22

  • ---------- 23

  • § 4. Измерение общества

  • ---------- 24

  • ---------- 25

  • ---------- 26

  • Куканова Е.В. _Основы политологии. 2 П. Д. Павленок, Е. В. Куканова основы социологии и


    Скачать 1.9 Mb.
    Название2 П. Д. Павленок, Е. В. Куканова основы социологии и
    Дата11.10.2019
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКуканова Е.В. _Основы политологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #89612
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Глава 2. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
    И КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
    § 1. Общество и природа
    Социология изучает общество как социальный организм, как самокультурную систему, подвергая анализу его связи с приро- дой, его структурные элементы и т. д.
    В широком смысле общество — это специфическая часть природы, материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле его можно рассматривать как определенную ступень человеческой истории
    (общественно-экономические формации, межфор- мационные и внутриформационные исторические стадии и т. д.) или отдельное, индивидуальное (конкретное) общество. Социо- логия исследует общество на различных уровнях его организации
    (от человеческого общества в целом вплоть до малых групп), а также в различных пространственных и временных рамках.
    Природа в широком смысле — все существующее, весь мир в многообразии его форм, синоним понятий «материя», «универ- сум», «вселенная». В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества, т. е. созданные человеком материальные условия его существования.
    По мере развития производительных сил человек, общество все более подчиняли себе природу, использовали ее в своих ин- тересах, не задумываясь о пагубных последствиях этого исполь- зования, например, о том, что вырубка леса для пашни может привести к ее опустыниванию, к потере гумуса в почве и в итоге ухудшению плодородия земли. Хищническим отношением чело-
    15 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 16 ----------
    века к природе обусловлено наличие таких глобальных проблем,
    как невозобновляемость природных ресурсов, катастрофическое загрязнение окружающей среды и др.
    Осознание этих проблем и их последствий привело к пере-оценке ценностной ориентации отношений между природой и обществом
    — от идеи абсолютного господства над природой до идеи партнерских отношений природы и общества, охраны природы и защиты окружающей среды. Однако претворение в жизнь такой правильной самой по себе цели сопряжено с рядом сложностей, что в значительной мере объясняется непониманием необходимости гармонии интересов отдельных групп и слоев, наживающихся на эксплуатации природы, и интересов всего об- щества, между потребностями и интересами ныне живущих по- колений и теми, кто придет им на смену. Именно поэтому в конце
    XX в. различные формы массовых движений за сохранение природы стали интенсивно развиваться, например, социальная
    экология как область знания, которая изучает различные аспекты взаимодействия природы и общества.
    § 2. Общество как социальный организм и его
    признаки
    В истории философской, исторической и социологической мысли понятие общества трактовалось по-разному. Однако во 'всех концепциях общество характеризовалось (с большей или меньшей степенью точности) как совокупность, соединение, сообщество людей, как отношения, которые складываются между людьми, объединенными в различные социальные и другие группы, и отношения между ними, т. е. за важнейший критерий при- нимались общественные отношения как сугубо специфические, особенные, отличающиеся от всех других систем материального мира. Такой подход привел к пониманию общества как особого организма — социального организма.
    В процессе становления социологии особенно важно было показать отличие общества как социального организма от био- логического, ибо общество представлено специфическим своим компонентом — личностью как органическим биопсихосоциальным целым.
    В наследии классиков социологии мы находим немало рас- суждений на эту тему. Особенно интересными и полезными .
    16 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 17 ----------
    представляются суждения английского философа и социолога
    Герберта Спенсера (1820—1903). Выдвинутый (им и другими классиками) тезис о том, что общество представляет собой осо- бый, социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятель- ности разных обществ на протяжении многих веков и тысячелетий своего существования.
    Отмечая сущностные признаки общества, следует учитывать его трактовку как в широком, шки в узком смысле (определенные этапы развития человеческого общества, их функционирование в отдельных странах).
    В качестве основных признаков общества можно отметить автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разно- направленных связей, системность и структурность, интегриро- ванность и целостность, целеполагание и функциональность.
    Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, не- зависимое существование и развитие каждого конкретного об- щества; регулирование процессов в обществе его же силами, соз- данными им социальными институтами и организациями.
    Способность к поддержанию своего существования посредством
    воспроизводства разнонаправленных связей означает, что об- щество может нормально функционировать, когда в нем воспро- изводится весь комплекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями). При этом главными здесь выступают отношения по воспроизводству процессов общественного произ- водства в самом широком его толковании (как материальных, так и духовных), а также воспроизводство самого человека.
    Интегрированность и целостность общества означает органи- ческое объединение всех его частей (элементов, компонентов) в нечто единое, целое, единый социальный организм, внутреннее единство общества, относительную автономность, независимость от окружающей среды.
    Целеполагание предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъектами, цели как образа настоящего и будущего результата деятельности.
    В конечном счете это связано с существованием общества, его функционированием и развитием, реализацией разнообразных потребностей людей.
    17 только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 18 ----------
    Функциональность применительно к обществу (и в социоло- гическом плане) означает определение и реализацию ролей, ко- торые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к целому — обществу, например, функции государства, семьи и т. д. в обществе. Интеграция и выполнение различных ролей, в конечном счете, обусловливает целостность и существование общества как единого социального организма. О системности и структурности общества речь пойдет в следующем параграфе главы.
    Для характеристики общества как сообщества людей и их взаи- мосвязей, отношений очень важной является категория потребно- стей, отражающая фундаментальные жизненные устои общества.
    Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для под- держания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. Потребности классифицируются по сферам деятельности (потребности в труде, познании, общении, отдыхе); по объекту они делятся на материальные и духовные, этические, эстетические и др.; по функциональной роли — на доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту — на индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
    Важно также деление потребностей на производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, эле- ментарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д.
    По признаку происхождения потребности делят на естественные
    (биогенные), или первичные, и социогенные, или вторичные. К первой группе относятся потребности в самосохранении (пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.), ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных дос- тижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знании, саморазвитии; в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными или социальными, т. е. потребности, созданные обществом. Однако следует иметь в виду, что и пер- вичные потребности человека, в отличие от животных, носят об- щественный (а не только биологический) характер. Это связано с тем, что они в значительной степени связаны с деятельностью только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 19 ----------
    человека, опосредствуются общественным производством, обще- ством. Именно общество определяет конкретные формы прояв- ления и удовлетворения первичных, естественных потребностей.
    Задачей социологии является изучение прежде всего социальных потребностей людей (потребностей в общении, самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении). В то же время социология изучает и социальные аспекты вторичных потребностей, их взаимосвязи с социальными потребностями.
    Выявление сущности и разновидности потребностей в социологии, их знание и учет являются важнейшим фактором в реализации задач социальной работы. Это объясняется тем, что главная цель ее социальной работы — удовлетворение потребностей, интересов людей, решение их социальных проблем.
    Исследуя общество в различных пространственных и временных рамках, социология в целях выявления его сущности и конкретизации содержания выделяет, в зависимости от оснований классификации, различные типы обществ, например: общества дописьменные и письменные (основание такого выделения — наличие или отсутствие письменности), общества охотников, скотоводов, земледельцев (основание — главные орудия и средства добывания пищи), доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества (основание выделения — степень развития индустриального производства). Современное общество с учетом важности информации называют также инфор- мационным. Не утратило своего значения и деление обществ в зависимости от сущности и характера способа производства ма- териальной и духовной жизни: на первобытно-общинные, рабо- владельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и коммунистические (социалистические).
    Учет типа общества имеет важнейшее значение и в общесо- циологических исследованиях, и в конкретно-эмпирическом изучении тех или иных общественных явлений и процессов, тех или иных сторон жизнедеятельности людей, решении задач их социальной защиты, оказания помощи и поддержки.
    § 3. Общество как система
    Системный подход в любой науке является, как показывает их развитие, исключительно плодотворным. Он представляет собой часть любого социологического исследования, поскольку в только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 20 ----------
    процессе логического анализа понятий, отражающих сущность и содержание тех или иных явлений и процессов (как своеобразных систем), предусматривается и процедура операционализа-ции, т. е. расчленение объекта исследования на составные части, элементы, взаимосвязанные между собой.
    Итак, общество может быть рассмотрено прежде всего как вид
    больших систем, поскольку оно включает подсистемы меньшего уровня. Как большая система оно органически сочетает в себе сферы общественной деятельности как подсистемы общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. В свою очередь каждая из них структурна, так как состоит из взаимосвязанных компонентов.
    Общество может рассматриваться, с одной стороны, и как
    статичная система (характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени), с другой — как динамичная
    система, ибо претерпевает со временем качественные изменения, порой достаточно скоротечные (во время революционных и других преобразований). Естественно, что общество является и
    системой информационной, поскольку в нем циркулирует инфор- мация.
    Как открытая система общество постоянно взаимодействует с внешней средой, особенно со «второй природой».
    Существуют и другие подходы в структурализации общества.
    Один из них связан с выделением «гражданского» общества в качестве составной части человеческого общества в целом.
    Гражданское общество как система со всеми своими компонентами
    (подсистемами) как бы противопоставляется той стороне жизни общества, которая связана с государством. Но в то же время эти два больших компонента (гражданское общество и государство) тесно взаимодействуют. При абсолютизации роли какого-то из них
    (особенно государства) общество в целом испытывает трудности в своем функционировании и развитии. Так, явление тоталитаризма связано именно с такой ролью государства и, как показывает история, не только России, но и других государств, отдельных его органов (безопасности, армии др.).
    Как
    социотехническая
    система
    общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его тех- нико-технологической базой. В связи с этим важнейшими ком- понентами этой системы выступают производство, способ про- изводства, производительные силы и производственные отно- шения. только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 21 ----------
    Производство в самом широком смысле представляет всю об- щественную деятельность людей, включая их деятельность в об- ласти науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования че- ловека, медицинского и бытового обслуживания и т. д.).
    В свою очередь, как подсистему общества в целом производство чаще всего делят на материальное и нематериальное (хотя, как отмечено выше, следует иметь в виду и производство самого человека).
    Материальное производство — это процесс создания матери- альных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага — это вещи или предметы, как непосредственно потреб- ляемые человеком, так и предназначенные для дальнейшего раз- вития производства. Материальное производство включает в себя:
    1) целесообразную деятельность, или труд; 2) предметы труда
    (различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке); 3) средства труда, служащие для воздействия на предметы труда; главная их часть — орудия про- изводства (инструменты, машины, автоматы).
    Под духовным производством понимают производство духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т. д., а также систему деятельности по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей.
    Материальное и духовное производство тесно взаимодействуют, образуя определенную подсистему общества — производство. Его
    (производства) специфика на определенных этапах развития общества проявляется как способ производства.
    Способ производства представляет собой органическое единство производительных сил и производственных отношений, основу общества. Смена способа производства происходит в результате развития и той и другой стороны его, отставания их друг от друга, усиливающейся неадекватности, несоответствия одной из сторон.
    В результате назревает необходимость изменения такого неадекватного соотношения, как правило, революционным путем в разных формах.
    В зависимости от системы классификации обществ выделяют различные виды способов производства. Наиболее распростра- ненной в отечественном обществоведении является классифика- ция способов производства на первобытно-общинный, рабовла- только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 22 ----------
    дельческий, феодальный, капиталистический и коммунистиче- ский.
    Производительные силы как сторона способа производства представляет собой совокупность людей с их навыками и опытом, квалификацией, а также предметов и орудий труда. На разных этапах развития общества эти два элемента производительных сил не остаются неизменными, постоянно совершенствуются, показателем чего являются как развитие самих работников (в частности, с точки зрения профессионализма, общего развития, сочетания в их деятельности умственных и физических компо- нентов и т. д.), так и средств, орудий труда.
    Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые склады- ваются между людьми в процессе производства. Они характери- зуются прежде всего тем, в чьих руках находятся средства произ- водства, предметы и орудия труда, как распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для удовлетворения своих разнообразных потребностей, в первую очередь материальных. Производственные отношения характе- ризуются поэтому главным образом формами собственности (в какой степени те или иные группы и слои владеют средствами производства), формами и размерами получаемых богатств (рас- пределительные отношения), видами и структурой потребления производимых материальных, духовных и других благ.
    В качестве основных структурных элементов общества, рас- сматриваемого с точки зрения общественно-экономических фор- маций, можно выделить базис и надстройку. Базис — это эконо- мический строй общества, образуемый совокупностью производ- ственных отношений, которые лежат в основе его социальной структуры, понимаемой в самом широком смысле, т. е. системы.
    Надстройка представляет собой совокупность идеологических от- ношений и взглядов (политики, права, морали, религии, филосо- фии, искусства) и соответствующих им организаций и учреждений
    (государства, партий, церкви и т. д.). Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и все общество активное воздействие. Они находятся в диалектическом единстве.
    Выше уже затрагивался вопрос о сферах общественной жизни как подсистемах общества. Переходя к другим его элементам, тесно взаимосвязанным с первыми, — общественным отношениям^
    необходимо указать на сходство и различие этих элементов общественной системы. только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 23 ----------
    В обществе выделяют основные четыре сферы: социальную, экономическую, политическую и духовную. Содержание каждой из них включает в себя определенный вид деятельности (скажем, политическую деятельность), плоды (продукты) этой деятельно- сти, включая взаимоотношения между людьми, по-другому — общественные отношения в этой области. В этом плане можно видеть как совпадение (отношения между людьми, общественные отношения по поводу чего-то), так и различия (общественные отношения в определенной области не исчерпывают все со- держание сферы; общественные отношения не сводятся только к четырем видам — экономическим, политическим, духовным, со- циальным).
    С точки зрения структуры общества важно выделение в нем
    социальных связей как взаимодействия индивидов и групп инди- видов, преследующих определенные социальные цели в кон- кретных условиях места и времени.
    Классификация социальных (общественных) связей позволяет более конкретно рассматривать общество как социальную систему. Дифференцируя эти связи, можно вывести следующие их виды: связи социальных и других групп; социальные институты; системы социального контроля; социальные организации. Многие из этих связей являются предметом рассмотрения отдельных разделов и тем пособия.
    Таким образом общество представляет собой своеобразную и сложную систему, анализ которой является предметом изучения курса социологии.
    § 4. Измерение общества
    Одним из важнейших принципов социологии является опора на такие эмпирические данные, которые позволяют измерить изучаемые социологией явления, процессы и на этой основе предвидеть их дальнейшее функционирование и развитие.
    Анализ общества как системы позволяет не только интерпре- тировать понятия, отражающие содержание общества и его структур, но и операционализировать процедуру выделения от- дельных компонентов как более конкретных образований, кото- рые можно сравнивать, а тем самым и измерять. только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 24 ----------
    Измерение — это способ изучения социальных явлений, процессов, систем разного уровня, их свойств и отношений с помощью количественных оценок; оно применимо ко всему об- ществу и к различным его структурам, элементам. Ибо в самом общем виде оно может рассматриваться как процедура извлече- ния информации из того, что наблюдает исследователь. Измере- ние предполагает: а) наличие объекта измерения (индивиды, группы, процессы, явления); б) измерение свойств объектов, их характеристик; в) отношения между объектами измерения отно- сительно изучаемых свойств.
    Все интересующие исследователя свойства объекта в социологии называются социальными показателями. Это качественные и количественные характеристики свойств и состояний социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят де- мографические, экономические, социально-структурные показа- тели политического, нравственного, социально-культурного, ду- ховного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства, количественные — меру его выраженности, развития.
    В социологии пользуются также понятием «индикатор». Его трактуют в двух смыслах: I) как тождественные социальным по- казателям; 2) как более простые свойства, образующие социаль- ные показатели; как доступные наблюдению и измерению ха- рактеристики изучаемого объекта. В последнем случае возможно не только качественное, но и количественное измерение свойств, характеристик объекта (что особенно важно в конкретных социологических исследованиях).
    Однако существуют объективные и субъективные трудности измерения. Они обусловлены сложностью объектов общественной жизни, тернистостью путей их изучения, выявлением их признаков и свойств, степенью развития наук о человеке и об- ществе, интересами людей науки, не всегда совпадающими с по- требностями получения истины, соответствующей социальной ин-
    формации.
    Последнее представляет собой совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе различными субъектами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и отношений между человеком, обществом и природой. Составной частью ее является социологическая информация, получаемая с только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 25 ----------
    помощью методов социологии и интерпретируемая в рамках со- циологической науки.
    Социальная информация может сыграть свою положительную роль, если будет своевременной, полной и достоверной. Только в этом случае она может способствовать эффективному изучению общества как объекта социологии, его различных элементов как системы, а также уяснению социальных проблем населения и их решению.
    Вопросы для самоконтроля
    Что такое общество? Что такое природа? Как они связаны между собой?
    Каковы признаки общества как социального организма?
    Каковы типы обществ вам известны? Каковы критерии их выделения?
    Почему общество можно рассматривать как систему?
    Почему необходимо измерять общество? В чем заключается процесс измерения?
    Литература
    Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность. 1992—2002: Социологический анализ. М.,
    2003.
    Давыдов А. А. К вопросу об определении понятия «общество» //
    Со-цис. 2004. № 2.
    Российская цивилизация: Учебное пособие / Под ред. М. П.
    Мчедлова. М., 2004.
    Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки.
    СПб., 2001.
    Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Осипов.
    М., 2000.
    Социология: Учебник / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2002. только для ознакомления.
    PDF-версия специально для MirKnig.com

    Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
    ---------- 26 ----------
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта