Главная страница

Куканова Е.В. _Основы политологии. 2 П. Д. Павленок, Е. В. Куканова основы социологии и


Скачать 1.9 Mb.
Название2 П. Д. Павленок, Е. В. Куканова основы социологии и
Дата11.10.2019
Размер1.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКуканова Е.В. _Основы политологии.pdf
ТипУчебное пособие
#89612
страница7 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21
§ 1. Типы социальных движений
Классифицировать социальные движения весьма непросто, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут сливаться в различные периоды своего развития, приобретать различные оттенки, изменять свой характер и т. д.
Экспрессивные движения. В тех случаях, когда люди находят- ся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно воз- никают экспрессивные социальные движения. Каждый участ- вующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помо- щью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоцио- нальное облегчение, что делает его жизнь терпимой.
Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней
Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в них, соблюдали определенные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. В качестве примера можно назвать хиппи и рокеров, лабухов и люберов, су-
76 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 77 ----------
ществование которых свидетельствует о попытках молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества.
Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют несправедливую действительность и обращают свой взор к славному прошлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, монархические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символику и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности. В то же время они могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функцио- нировать как сила, активизирующая население. Этому способст- вует также стремление большинства людей идеализировать про- шлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.
Утопические движения. Слова «утопия» и «утопический» озна- чают нечто несбыточное, неосуществимое. После того, как Т. Мор написал свою знаменитую «Утопию», под этими словами стали понимать некое общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Такое общество пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, от Платона и до Б.
Скиннера, американского психолога, лидера современного
бихевиоризма
1
. Особенно много попыток теоретически обосно- вать совершенное человеческое общество предпринималось в
XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популяр- ны. До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, со-
__________
1 Бихевиоризм — одно из течений в западной политической психологии, заключающееся в изучении объективными методами отношений между воздействиями среды и реакциями человека и животных по схеме «стимул — реакция»; предметом исследования считается наблюдаемое поведение, отвергаются субъективные методы.
77 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 78 ----------
стоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в жизнь.,
Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными
(движение первых христиан, религиозные секты Востока, созда- ваемые на основе всеобщего равенства, и др.)- Общности, создан- ные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому спустя какое-то вре- мя после распада движения они могут вновь возрождаться в дру- гих движениях. Очевидно, это происходит потому, что люди ни- когда не перестанут мечтать о совершенном обществе.
Современные утопические движения постоянно встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы и смена ролей и приоритетов в новом «наилучшем» жизненном укладе. Поэтому члены утопических движений, как рядовые, так и высокоинтел- лектуальные личности, должны обладать высоким уровнем внут- ренней энергии и активности.
Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуру общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединялись для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность высказать свое мнение и возможность для активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значи- тельную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочис- ленные типы движений реформ, такие, например, как аболицио- нистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские
(движения за равноправие женщин), запрещающие (порно- графию, строительство атомных электростанций и т. д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых по- пытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти.
78 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 79 ----------
Революционные движения. Под революцией в данном случае понимается стремительное, обычно насильственное, полное из- менение социальной системы, структуры и функций многих ос- новных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые соверша- ются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими ин- ституты и систему власти в обществе неизменными. Термин «ре- волюция» применяется иногда к мирным широкомасштабным изменениям (например, «промышленная революция», «сексуаль- ная революция»). Но в этом случае мы имеем дело с иным зна- чением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и ус- тановить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся ис- править лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.
Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. В то же время там, где авторитарное правление бло- кирует движения реформ, реформаторы вынуждены критиковать правительство и другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся рево- люционерами. Таким образом, революционные движения про- цветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно комму- нистические движения не развиты в таких традиционно демокра- тических странах как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается де- мократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ.
Любое революционное движение развивается в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. В научной литера- туре выделяются наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений: 1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; 2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать сущест-
79 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 80 ----------
вующее положение, так чтобы основная масса населения пони- мала их; 3) появление побуждений к активным действиям; 4) ре- волюционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью пра- вящей верхушки; 5) период правления умеренных, которое вско- ре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе; 6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают оппози- цию; 7) период режима террора; 8) возврат к спокойному состоя- нию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней пред- революционной жизни. По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.
Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что со- циальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро.
Иными словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование воз- можных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и рево- люционные движения. Примером могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.
§ 2. Жизненные циклы социальных движений
Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации, институционализа- ции и распада движения.
Стадия беспокойства. Истоком всех социальных движений служит возникновение состояния социального беспокойства.
Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, когда они ощущают социальную несправедливость, когда те или иные изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у
80 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 81 ----------
них возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые называются социальным бес- покойством. Если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начи- нают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства. На- пример, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались без- работными, а прежние ценности и привычные нормы поведения были преданы забвению. Это послужило причиной возникновения сильного социального беспокойства у значительной части населения России и различных социальных движений.
Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится ис- следователям как общее чувство, охватывающее определенные части общества. Когда беспокойство фокусируется на опреде- ленных условиях и причины несчастий и неудач идентифициру- ются с реальными социальными объектами, так что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбужде- ния. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов.
Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действия- ми, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.
Стадия формализации. Очень многие движения проходят свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы.
Возбужденные массы не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. В силу этого на данной стадии формализации появляется ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям об их неудов- летворенности, выявлять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, разрабатывать стратегию и тактику дви- жения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия. Формализация превращает возбу-
81 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 82 ----------
жденные массы в дисциплинированных членов движения, а не- определенную причину движения — в реальную и видимую цель.
Стадия формализации также охватывает короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институцио- нализации.
Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов.
Институционализация придает социальным движениям закон- ченность и определенность. Не случайно говорят, что приобре- тение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что институционализация движе- ния закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.
Стадия распада движения. Большинство ученых-социологов полагает, что социальное движение заканчивается стадией ин- ституционализации. Но в действительности для многих социаль- ных движений это еще не окончательный этап. Движение может прекратиться на любой стадии своего развития под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения по- ставленных целей. В случае распада движение может превра- титься в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью
(как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).
§ 3. Социальные ситуации, благоприятствующие
возникновению и развитию социальных движений
Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они по- являются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения. Каковы же основные ус- ловия, благоприятные для появления и развития социальных движений?
82 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 83 ----------
Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. Можно также привести в качестве примера культурных течений посте- пенную эмансипацию женщин, тяготение людей к материализму или, наоборот, отход от материализма к духовной жизни и рели- гии, наблюдающийся у некоторых категорий молодых людей.
Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может спо- собствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для мужчин и женщин. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления, не совпадавшие с культурными течениями, тер- пели неудачу.
Социальная дезорганизация. Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени подвержено дезорганизации. Од- нако общества различаются по скорости происходящих в них из- менений и по степени дезорганизующего воздействия этих изме- нений на культуру. Традиции же изменяющегося общества не имеют устоявшихся форм и потому не могут формировать устой- чивое и управляемое поведение его членов. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и ус- тойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ следующие основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядоч- ное; 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на ка- кую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества. По мнению Мертона, комплекс
83 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 84 ----------
чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разно- видность аномии
1
Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения
2
. По- нятие «отчуждение» включает такие компоненты, как беспомощ- ность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция.
Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества.
Отчуждение становится широко распространенным явлением в дезорганизованном обществе. Его симптомы: неуверенность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость. Ранее действующие правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми. В то же время другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недостойными для затрачиваемых усилий.
Такая неопределенность в обстановке, разобщенность служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений.
Неопределенность норм и целей чаще вызывают социальные движения, чем бедность и нищета. Люди могут быть эмоционально устойчивы и уверены в будущем, несмотря на то что они занимают низший уровень в иерархии общества, материально не обеспечены, но только при условии, что система их ценностей определяет эти лишения как необходимость и как нормальные условия существования.
Коррупция, социальное неравенство и социальная несправед- ливость далеко не всегда приводят к нестабильности и возникно- вению движений протеста. Многие социальные системы остава- лись стабильными в течение веков, несмотря на изматывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень экс- плуатации. Такой социальный порядок мог вполне благополучно существовать до тех пор, пока члены общества достигали целей, которые они ставили перед собой. Человек настолько податлив и внушаем, что почти в каждой социальной системе находит хоро-
__________
1 См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
2 Отчуждение — процесс превращения деятельности и ее результатов в силу, господствующую над людьми, подавляющую и разрушающую их социально-биологическую и нравственно- психическую целостность.
84 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 85 ----------
шее для себя, если эта система внутренне устойчива и если чело- век успешно социализирован для жизни в ней.
Таким образом, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изменения. Но как только нормы и ценности начинают подвер- гаться сомнению, происходит резкое обесценивание стремлений людей. Такую ситуацию некоторые ученые называют «револю- цией растущих ожиданий». Из истории известно, например, что революции совершались не в тех странах, где люди бедствовали, а там, где условия их жизни улучшались. Все дело в том, что па- раллельно с улучшением условий жизни значительно расширя- лись желания и потребности людей. Восстания и революции наиболее вероятны тогда, когда прерываются периоды улучшения условий жизни и возникает разрыв между увеличением по- требностей и падением возможностей для их реализации.
Социальная неудовлетворенность. Социальная неудовлетво- ренность — это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность: относительная неудовлетворенность, ощу- щение несправедливости и статусная неопределенность. Прове- денные во многих странах исследования социальных движений показывают, что при наличии этих компонентов человек испы- тывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям.
§ 4. Факторы, влияющие на участие индивида в
движении
В стабильном, высоко интегрированном обществе с незначи- тельными социальными напряжениями, со слабой степенью от- чуждения между социальными группами очень редко возникают социальные движения и немногие люди интересуются ими. Тот, кто пришел к согласию с самим собой и с обществом, вероятнее всего, будет поглощен своими собственными заботами и относится к социальным движениям равнодушно или враждебно. Однако в изменяющемся и постоянно дезорганизованном обществе такие индивиды встречаются редко, большинство людей ощущают несправедливость и неудовлетворенность. Недоверие к
85 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 86 ----------
государственным институтам, отсутствие устойчивых ценностей порождают ненависть, желание активно выступать против «чу- жих». Все это служит питательной средой для различных соци- альных движений. Вместе с тем существуют личности, наиболее подверженные желанию участвовать в социальных движениях и активно изменять окружающую действительность.
Рассмотрим некоторые факторы, влияющие на участие индивидов в движениях.
Мобильность. Перемещающиеся в обществе индивиды имеют весьма мало шансов для укоренения в той или иной социальной группе и для интеграции в жизнь общества. Их мобильность не только ослабляет социальный контроль, но и лишает эмоцио- нального удовлетворения от реальной принадлежности к какой- либо социальной группе.
Разрыв индивида в результате его социальной мобильности с прежним социальным окружением и невозможность интегриро- ваться в новое окружение приводят к объединению таких лиц в социальных движениях. Они вступают в эти движения с целью утвердиться, реализовать себя, изменить условия существования в выгодную для себя сторону. Мигранты, не имеющие корней в прежней культуре, стремятся изменить ее в своих интересах, не считаясь с культурой и традициями своей новой группы или об- щества. Они рассматривают социальное движение как эмоцио- нальное убежище.
Исследователи, изучая утопические движения в средневековой
Европе, пришли к выводу, что утопические фантазии наиболее сильно были распространены среди бывших крестьян, согнанных со своей земли и ставших городскими ремесленниками, рабочими, безработными или просто нищими. Эти люди оказались втянутыми в процесс географической, горизонтальной мобильности и, кроме того, в процесс вертикальной мобильности. Выяснилось, что если комбинированная мобильность охватывает значительные массы людей, то это всегда приводит к возникновению социальных движений. То же можно сказать и о крестьянах России, которые в начале XX в. наводнили города и стали участниками многих крупных революционных выступлений. Следует, конечно, помнить, что мобильность в процессе проявления социальных движений может быть как причиной, так и следствием. Это означает, что многие люди становятся мобильными, так как утрачивают свои культурные корни, и что многие люди утрачивают свои культурные корни и социальные связи с
86 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 87 ----------
группами в силу мобильности. Для нас важно только, что высо- комобильные группы в целом в большей степени поставляют из своей среды участников социальных движений.
Маргиналъностъ. Концепция маргинальности была впервые разработана Р. Парком в ходе изучения им процессов ассимиля- ции культур. Он полагал, что маргинальная личность — это
«культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадле- жащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам. Это человек на грани двух культур и двух обществ...»
1
Огромное количество людей являются маргинальными лич- ностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, дети от смешанных браков, лица, обращенные в новую религию. Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов. Маргинальные личности с наибольшей вероятностью могут испытывать тревогу и со- циальный страх, так как они находятся в неопределенном поло- жении и чувствуют себя чужими по отношению к социальным связям группы, ее нормам, ценностям и взаимоотношениям, су- ществующим в ней или в обществе. В дальнейшем они все больше осознают различие между собственным «я»-образом и образами других членов группы, что приводит их к недовольству и озлоб- ленности.
Часто маргинальность считают результатом сверхконформности
(судорожных попыток приспособиться к новой культуре), свидетельством чего является сверхпатриотизм новоявленных граждан государства, религиозная нетерпимость обращенных в новую религию или мелочное следование аристократическому этикету со стороны новоявленных богачей. В то же время, неко- торые маргинальные личности принимают оппозиционные идеи и присоединяются к непопулярным движениям, как бы желая сказать: «Здесь по крайней мере хоть кто-то будет ценить меня по-настоящему!»
Изучение социальных движений показывает, что многие их активисты и лидеры являются маргиналами. Однако это не озна- чает, что социальные движения состоят только из маргиналов.
__________
1 Цит. по Попову И. П. Маргинальность в российском обществе.
М., 2002. С. 81.
87 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 88 ----------
Действительно, большинство движений на ранних стадиях по- полняются в основном из их среды. Кроме того, они не столь явно привержены групповым нормам и ценностям и могут выступать против них. Но на поздних стадиях развития социальное движение обычно пополняется за счет немаргинальных лично- стей, преследующих свои индивидуальные цели.
Социальная изоляция. Исследования показывают, что личности и группы, изолированные от общества, более отчуждены и восприимчивы к массовым движениям, чем те группы, статусы, роли и деятельность которых в целом интегрированы в общество.
Наиболее восприимчивы к социальным движениям (особенно к насильственным) те рабочие коллективы, чья работа «отрезает» их от большинства членов общества: шахтеры, моряки, старатели и др. Это происходит потому, что в силу географического обособления или особенностей социальной структуры такие работники имеют значительно меньшее число контактов с другими группами в обществе. Они редко принадлежат к добровольным объединениям и организациям, распространенным среди других групп. У этих работников мало возможностей участвовать в формальной и неформальной жизни общества, свйзи со стабильным порядком ослаблены, в связи с чем их легче моби- лизовать для его ниспровержения.
Изменение социального статуса. Изменение социального ста- туса индивида усиливает и обостряет его чувство социальной не- справедливости. Потеря социального статуса или угроза его по- терять представляет собой гораздо большее зло для индивида, чем перенесение в ту статусную группу, где его позиция будет маргинальной и ненадежной. Именно поэтому в результате не- удачной мобильности он ощущает ненависть к другим группам и у него чаще возникают установки на насильственные действия.
Такие люди являются кандидатами в участники социальных дви- жений. Так, мы являемся свидетелями того, как представители рабочих коллективов, интеллигенты или предприниматели начи- нают бороться за свои права в том случае, когда статус их группы понижается или им угрожает потеря статуса. Очевидно, нет более значимой причины вовлечения в социальные движения, чем постоянная угроза экономической безопасности и социальному статусу в некоторых сегментах общества.
Потеря семейных связей. Совет «женись и успокойся» — не просто риторика, он имеет определенный практический смысл.
Когда человек живет в хорошей квартире, имеет жену и детей,
88 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 89 ----------
когда обстановка в его доме спокойная, ему не хочется идти на баррикады. Чем больше экстремизма и непопулярности в соци- альных движениях, тем чаще они делают семейные связи участ- ников разорванными и неблагополучными. Активность в соци- альном движении отнимает много времени, сил и становится серьезной помехой в семейной жизни.
Человек, живущий в благоприятной, удовлетворяющей его семейной обстановке, не имеет эмоциональной потребности за- полнить эмоциональный вакуум, а именно наличие такой по- требности признается одной из основных причин присоединения к социальным движениям.
Изучение состава участников социальных движений свиде- тельствует о том, что наиболее активные их члены не имеют се- мей. Это наиболее заметно в экстремистских и радикальных дви- жениях. Например, среди движения народников в России члены наиболее экстремистского его крыла, называвшие себя народо- вольцами, отказывались от семейных уз. Члены социал-демокра- тического движения также в основном были отстранены от се- мейной жизни. Как уже говорилось, стабильная, спокойная и счастливая семейная жизнь снижает активность индивидов в со- циальных движениях, поэтому большинство революционных движений, начиная с ранних христиан и кончая первыми комму- нистами, подвергали нападкам институт семьи.
Личностная
неустроенность.
Личностная восприимчивость социальных движений, неустроенность в личной жизни часто приводит людей в ряды социальных движений. Те, кто потерпел неудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовле- творен своей ролью в группе или обществе, кто опасается за свой социальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно или бессознательно начинают видеть в социальных движениях возможности для достижения своих стремлений, идеалов и занятия лучшего места в социальной структуре.
Социологи выделяют в связи с этим временных и постоянных неудачников.
Временные неудачники — это люди, которые не находят своего места в жизни, но надеются его найти. Молодежь, еще не определившая свой выбор, демобилизованные солдаты, люди, временно не работающие, — это наиболее типичные представи- тели данной социальной категории. Беспокойство, потерянность, неустойчивость у них может быть временной, и они активно ищут благоприятных возможностей для улучшения своего
89 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 90 ----------
положения. Такие люди могут служить дополнительным «влива- нием», усиливающим социальные движения, но если общество способно достаточно быстро удовлетворить их потребности, они в скором времени теряют всякий интерес к таким движениям.
Постоянные неудачники — это люди, у которых возможности реализации своих стремлений ограничены недостатком способ- ностей и талантов, а также непреодолимыми социальными барь- ерами. Они навсегда отстранены от желаемых ролей и статусов.
Неудачливые артисты, писатели и журналисты, которых никто не печатает, высококвалифицированные рабочие, чей труд недоста- точно оплачивается, одинокие женщины, желающие иметь мужа, дОм и детей, но отчаявшиеся устроить свою личную жизнь, — все они относятся к категории постоянных неудачников. Не надеясь реализовать себя в существующей ситуации, эти люди имеют эмоциональную потребность в том, что могло бы заполнить вакуум в их существовании.
Можно ли рассматривать социальные движения только как убежище бездомных, безработных и неудачников? Присоединя- ются ли к социальному движению в результате эмоционального порыва, а не в результате интеллектуальной оценки?
Одних людей привлекают не идеи социального движения, а поиски единения с себе подобными, принадлежности к группе, которые снижают чувство страха, беспомощности и изоляции.
Вместе с тем во многих движениях (особенно в умеренных и движениях реформ) большинство составляют люди, принимающие их идеи и стремящиеся через них достичь свои цели. Когда движение выражает согласованное мнение наиболее влиятельных членов общества, в него, как правило, входят способные и преуспевающие лидеры. Возможно, большинство членов уме- ренных движений находит в них некоторые элементы эмоцио- нальной компенсации, но в целом преуспевающие члены обще- ства осознают значение этих движений в общественной жизни, их цели и возможные результаты, а также свою роль в них.
Чего больше — вреда или пользы для общества несут социальные движения? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
Социальные движения служат одним из способов изменения об- щества. Эти изменения могут быть болезненными, и в таком случае необходимо наличие определенных социальных сил, спо- собных преодолеть отжившие традиции, убеждения и заблужде- ния. Социальные движения могут сконцентрировать такие силы.
90 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 91 ----------
Вопросы для самоконтроля
Какой смысл вкладывают ученые-социологи в понятие
«социальное движение»? На что может быть направлено социальное движение?
В чем отличие социальных движений от социальных групп и институтов?
Какие типы социальных движений выделяют ученые? В чем их сущность?
Какие жизненные циклы обычно проходит социальное движение в своем развитии?
Какие социальные ситуации благоприятствуют возникновению и развитию социальных движений? Может ли каждая из этих ситуаций в отдельности вызвать социальное движение? Какая из ситуаций может считаться наиболее важной при формировании движения?
Какие свойства личности делают ее наиболее восприимчивой к участию в социальных движениях?
Что такое маргинальная личность и почему она наиболее восприимчива к социальным движениям?
Что заставляет людей с различными социальными статусами присоединяться к социальным движениям?
Литература
Большой толковый социологический словарь. Т. 1,2. М., 1999.
Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 2002.
Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999.
Павленок П. Д. Социология. М.,2002.
Политические перемены в современной России. М., 2005.
Попова И. П. Маргинальность в российском обществе. М., 2001.
Социология общественных движений: концептуальные модели
1989—1990. СПб., 1990.
Тощенко Ж. Т. Социология. М., 2005. только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 92 ----------
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21


написать администратору сайта