Глава 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Изучение политической деятельности и политического поведения различных социальных групп предполагает выяснение роли массового политического сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных политических движениях и может носить стихийный характер, значение массового (группового) сознания всегда велико. От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно много.
§ 1. Структура и содержание политического сознания
Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфический объект отражения. В качестве такого выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется поли- тическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимодействуя, реализуют свои специфические интере- сы, ведут борьбу за власть, политическое господство, владение ресурсами, территориями и т. д. Господствующие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных
(идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в общественном сознании. Это относится ко всем формам общественного сознания, включая политическое.
Классы отнюдь не единственные субъекты политической деятельности. Наряду с ними в этом качестве выступают нации
212 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 213 ----------
и народности, социально-демографические, социально-профес- сиональные группы и социальные слои населения.
Изучение политического сознания предполагает его соотнесение с объектом отражения, т. е. с политической деятельностью
(поведением), с теми условиями, в которых она формируется, функционирует, развивается (руководствуясь при этом соотнесе- нии принципом единства сознания и деятельности).
Политическая деятельность осуществляется в рамках опреде- ленных общественных отношений, имманентных тому или иному общественному строю. Она всегда направлена либо на их раз- витие (совершенствование), либо на их разрушение (замену). Та- кого рода направленность политической деятельности придают наиболее активные группы, функционирующие внутри классов и других социальных общностей, имеющих собственные полити- ческие интересы.
Политическая деятельность, как и любая другая, включает средства и методы, с помощью которых достигаются поставленные на определенную временную перспективу цели. При этом цели и методы их достижения должны соответствовать общече- ловеческим нормам морали и нравственности. В противном случае это чревато огромными политическими и социальными из- держками, серьезными духовными деформациями.
Политическая деятельность, ориентирующаяся на сверхради- кализм, экстремизм, волюнтаризм, авторитарное подавление оп- позиции, инакомыслия, не может привести в конечном счете к позитивным переменам, к утверждению в обществе социальной справедливости, идеалов и ценностей гражданского общества.
Выяснение природы политического сознания предполагает соотнесение политической деятельности (поведения) как его ос- новного объекта отражения с экономической, ибо последняя яв- ляется тем фундаментом (первопричиной), который в конце концов определяет изменения в самом политическом сознании.
Это не означает, однако, что экономика непосредственно опре- деляет сущность политической деятельности как объекта отра- жения и тем более специфику способа его отражения в полити- ческом сознании.
Бытующие представления о том, что политическое сознание непосредственно и полно отражает экономические отношения, — явное упрощение сложных связей и взаимозависимостей между экономикой, политикой и политическим сознанием. Из весьма распространенного утверждения, что политика есть кон-
213 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 214 ---------- центрированное выражение экономики, отнюдь не следует, что политическое сознание
непосредственно отражает экономические отношения, экономический базис. Экономические отношения — первопричина появления политики.
Они обусловливают направленность и основное содержание политики. Однако поли- тика при этом остается относительно самостоятельной (автоном- ной) и в свою очередь воздействует на экономику, стимулируя ее развитие (или затрудняя его).
Политическая деятельность испытывает на себе влияние наряду с экономикой всей суммы социальных, культурных, этнических и других условий, в которых она проистекает, и особенно она зависит от социального расслоения общества и от изменений, происходящих в социальной сфере.
В политическом сознании получает отражение отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянно изменяющийся характер политического сознания.
Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое це- леполагание и политическое программирование. Они теснейшим образом взаимосвязаны. Основной задачей любой политики яв- ляется выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необхо- димых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснованное воплощение в соответ- ствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов поли- тической деятельности.
Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует оп- ределенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль. Его нормотворческая функция заключается в том, что оно формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернацио- нализм, коллективизм и т. д.). Оно выполняет также и научно- познавательную
(когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).
214 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 215 ----------
Политическое сознание, как и все другие формы общественного сознания, обладает «памятью». Конечно, в каждый конкретный момент времени оно выражает актуальные стремления и потребности тех или иных субъектов политического действия, но при этом направлено в будущее и вместе с тем покоится на опыте прошлого, на его традициях, обычаях, знаниях. Каждый период исторического прошлого соответствующим образом запечатлен в политическом сознании. Изучая его состояние, следует всегда соотносить последнее с конкретным содержанием четко определенных периодов истории. Без такого экскурса в прошлое трудно правильно оценить настоящее состояние политического сознания.
Следует подчеркнуть, что на определенных, особенно пере- ломных, переходных этапах истории происходит актуализация исторической памяти, прошлое как бы вторгается в сегодняшний день и заставляет по-новому взглянуть на себя, с одной стороны, и оказывает при этом определенное воздействие на дела текущие
— с другой. В этих условиях характерные черты политического сознания прошлого времени как бы вновь оживают и становятся характерными чертами настоящего. Конечно, это состояние преходяще, и такое столкновение идей, концепций, настроений, связанных с прошлым и настоящим, способно создать конфликтную ситуацию, определенную напряженность в поли- тическом сознании.
По степени и формам отражения сущности и содержания по- литической деятельности в структуре политического сознания выделяются два диалектически взаимосвязанных уровня: теоре- тический и обыденный. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие закономерностей (тенденций) полити- ческой жизни общества и их использование в организации прак- тической политической деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется полити- ческой идеологией. Политическая идеология более подвижна и изменчива, чем политическое сознание в целом. Субъекты поли- тической деятельности только тогда могут рассчитывать на успех, если их идеологи постоянно анализируют и обобщают социально- экономические и политические явления и вырабатывают со- ответствующие коррективы для политической стратегии и такти- ки, если умеют предвидеть изменения в общественных потребно-
215 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 216 ---------- стях и расстановке противоборствующих сил. Политическая идеология играет
значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравствен- ность. Политическая идеология многообразна. Она непосредст- венно обслуживает нужды того или иного класса (социальной группы) и в силу этого классифицируется на идеологию буржуаз- ную, пролетарскую, мелкобуржуазную и т. д. Пролетарская идео- логия, или идеология рабочего класса, воплощена в марксизме, в теориях и концепциях социал-демократического толка. Иными словами, идеология имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.
Конечно, проблемы сегодняшнего дня нельзя рассматривать в отрыве от прошлого. Прошлое не исчезает бесследно ни в ма- териальном, ни в духовном производстве. Кризис экономики, социальная напряженность и нестабильность не могли не отра- зиться на состоянии массового сознания. Сегодня есть достаточно оснований для вывода и о кризисе массового сознания. Он выражается в хаотичности последнего, его «разынтегрированно- сти», ослаблении роли идеологии, в «идеологической растерян- ности» кадров, в шараханье из одной крайности в другую, в не- обоснованном отречении от позитивного, добытого с таким трудом в прошлом только потому, что это были годы сталинского террора или застоя, в некритическом отношении к опыту западных стран, отходе от интернационализма и коллективизма, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических и религиозно-мистических настроений и т. д.
Эту ситуацию нельзя объяснить утверждением плюрализма. В основе ее лежит переходное состояние общества, рост социальной нестабильности, взрывоопасной конфликтности (особенно в межнациональных отношениях), неспособность адекватно понять и объяснить происходящее.
Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают разрушение прежних догм и стереотипов, связанных с монополией на власть и на истину узкой группы партийно-государственного аппарата. В однопартийной системе существовал единственный всевластный политический центр, олицетворяющий публичную власть. Это не могло не отразиться на политическом сознании масс, не могло не породить
216 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 217 ---------- настроений политической зависимости, безынициативности, формализма и перестраховки.
Наряду с обоснованной критикой догматизма и мифологизации политической идеологии сегодня идут откровенные атаки на нее из-за ее обоснования возможности социалистического выбора.
Под флагом «деидеологизации» идет настоящая идеологизация, но уже с другим знаком: все, что раньше превозносилось, теперь отвергается и наоборот. При этом критики часто не утруждают себя аргументацией, полагаясь больше на заранее заданные установки, а то и просто апеллируя не столько к разуму, сколько к чувствам людей.
Общество не может двигаться без целей, без ясных перспектив, без апробированной временем системы ценностей, а стало быть, без научно обоснованной идеологии.
На современном переходном этапе обществу нужна новая политическая идеология — идеология обновления политической системы, обеспечивающей становление действительно демокра- тических принципов политической жизни, утверждение соци- альных и политических инноваций, идеология, свободная от догм, иллюзий и мифов (но наследующая все лучшее из прежнего опыта), способная интегрировать разные социальные и на- циональные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.
Сегодня вопрос о политическом обеспечении оптимального функционирования и сосуществования разных форм собственно- сти стоит необычайно остро. Новые субъекты хозяйственной дея- тельности — акционеры, арендаторы, частные собственники — наряду с работниками государственных предприятий должны иметь необходимые политические структуры для формирования, обоснования и отстаивания своих специфических интересов.
Создание и развитие специальных политических организаций
(партий, ассоциаций, союзов) будет способствовать и соответст- вующим изменениям в политическом сознании: росту его реаль- ного плюрализма, с одной стороны, и весьма вероятному усиле- нию его внутренней конфликтности — с другой. Естественное развитие политического плюрализма, политических теорий и концепций не должно привести к подмене плюрализма эклекти- кой, т. е. к утрате определенной целостности в понимании зако- номерностей, целей и ценностей политической жизни, свойст- венной устоявшейся государственной идеологии. Наличие по-
217 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 218 ---------- следней является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства.
Обыденное политическое сознание, представляющее собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общ- ности, формируется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.
Внесение передовых, революционных идей в сознание масс как способ его формирования имеет длительную историю в нашей стране. Он широко применялся в годы подготовки трех русских революций, особенно в годы подготовки революции 1917 г., и в последующие годы. Его конечная цель — воспитать и сформировать способность масс самостоятельно анализировать ситуацию и делать правильные выводы для политических дейст- вий. Этим оно отличается от политического манипулирования сознанием масс, целью которого всегда является достижение бы- строго политического эффекта, нужного той или иной полити- ческой организации результата любым путем, в том числе и путем психологического давления, рекламы и даже обмана.
Неотъемлемым элементом содержания как теоретического
(политической идеологии), так и обыденного (эмпирического) уровней сознания являются политические знания. Они в различ- ной степени представлены в том и другом уровне, но поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмыс- ленный и систематизированный, они во многом определяют оба эти уровня. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподносятся затем в виде полити- ческих призывов и лозунгов и усваиваются обыденным полити- ческим сознанием.
Между политическими интересами и знаниями существует тесная корреляция. Интересы отчасти зависят от уже приобретенных знаний. В то же время они являются стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает спо- собность адекватно отражать происходящие политические изме- нения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политиче- ских решений (в нашем обществе, например, немало людей, чье политическое сознание сформировалось в более ранние периоды советской истории и плохо
поддается воздействию условий и идей, рожденных процессами реформирования). Обыденное по-
218 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 219 ----------
литическое сознание, как и идеология, связано с классовыми ин- тересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на ко- ренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциа- цию этих интересов внутри класса. Иными словами, оно носит дифференцированный, более пластичный характер. Вместе с тем на содержание обыденного политического сознания оказывают значительное воздействие не только приобретенные опыт и соци- ально-политическая ситуация, но и различные традиции, обычаи, связанные с образом жизни тех или иных групп населения.
Основным источником формирования обыденного политического сознания является политический опыт масс, их реальное участие в политической деятельности, условия, в которых это участие осуществлялось.
Не вызывает сомнения, что такие качества обыденного по- литического сознания, как политическая наивность, неустойчи- вость взглядов и оценок, подверженность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения, детерминируются в первую очередь социальными условиями, в которых эти группы находятся. Для преодоления подобного состояния, конечно, нужно время. Можно быстро пробудиться от политической спячки, но быстро освободиться от политических суеверий, а тем более преодолеть недоверие «к верхам» нельзя. Политическое сознание, как и всякое иное, обладает известной инерцион- ностью, да и сама политическая деятельность и социально-эко- номические условия, в которых она проистекает, явно недоста- точно способствуют этому.
На состояние обыденного политического сознания в обществе прямо влияют в современных условиях неудачи экономических реформ, под влиянием которых происходят изменения в самом политическом сознании, в системе социально-политических представлений, взглядов, установок и ценностей разных групп населения. Важным фактором, воздействующим на состояние политического сознания, является политический опыт масс. Этот опыт интенсивно нарастает. В нем есть и позитивные, и негативные моменты. Позитивные — это жажда перемен, открытость, гласность, участие в политических акциях (митинги, демонстрации, акты политического протеста, народная диплома- тия), негативные — это возникновение новых иллюзий, попу-
219 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 220 ---------- лизм, поиски врага, воздействие социальной демагогии, снижение политической активности масс.
На пути позитивных перемен основным препятствием являются такие укоренившиеся черты политического сознания, сформировавшиеся за многие десятилетия, как авторитарность, равнодушие, конформизм. Изменения в политической сфере связаны с переходом от авторитарного политического режима к демократическому. И этот переход возможен на пути гуманизации политических отношений, преодоления
отчуждения масс от политической деятельности, которое пока еще в полной мере не произошло.
Обыденное политическое сознание остро реагирует на те явления общественной жизни, которые воплощают в себе отступления от тех или иных норм морали и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях. Общественные настроения - самый изменчивый элемент обыденного политического сознания. На общественные настроения большое влияние оказывают также различного рода трудности, особенно экономического характера, а также политические и национальные коллизии. Так, обострение межнациональных отношений в условиях нашей страны вызвало резкий всплеск общественных политических настроений, в которых отражается тревога, озабоченность масс и их требование к политическому руководству принять все необходимые меры для ненасильственного разрешения возникающих конфликтов. Сложная гамма по- литических настроений имеет два крайних полюса: пессимизм и оптимизм. Они наиболее явно прослеживаются в соотнесении с перспективами решения насущных проблем и с глобальными перспективами в целом (например, при оценке вероятности ут- верждения демократии или тоталитаризма, победы на выборах прогрессивных или реакционных сил и т. д.).
Политические знания и настроения создают основные пред- посылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения.
Последнее образуется как результат группового (массового) об- щения, интенсивного обмена социальной информацией по акту- альным и жизненно важным для людей проблемам.
Групповое и общественное мнения являются важным показателем состояния обыденного политического сознания.
Многие исследователи отмечают такую тенденцию в развитии и функ- ционировании общественного мнения, как рост его компетент-
220 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 221 ----------
ности. Это свидетельствует о том, что научные знания (теории, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его ха- рактер и общую направленность. Состояние общественного мне- ния является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. приниматься ком- петентно), но при этом обязательно должно учитываться состоя- ние обыденного политического сознания.
Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые включен субъект политического действия.
Условием их взаимодействия и распространения служит систематическое участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств весьма богат — это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть и т. д.
Политические чувства можно подразделить на следующие категории:
1. чувства политической преданности целям, идеалам, цен- ностям класса (или государства) в целом. Они воплощают в себе и соответствующее отношение к лидерам, олицетворяющим (или защищающим их), к соответствующей символике;
2. чувства политического послушания. Возникают на основе веры в правильность целей и способов деятельности политической власти или на основе конформизма, привычки
«не рассуждать», не проявлять активности и не брать на себя ответственность;
3. чувства политического отчуждения. Появляются на основе ощущения невозможности лично влиять на политическую жизнь, на принятие важных политических решений на основе восприятия власть имущих как внешней, господствующей над человеком силы, диктующей ему нормы и правила поведения, не учитывающей его мнения и взгляды;
4. чувства страха перед власть имущими (политическим ре- жимом) имеют наибольшее распространение в условиях кризиса. Они возникают из-за ощущения незащищенности людей от волюнтаризма и произвола властей.
Чувства отличаются от настроений большей устойчивостью и большей подконтрольностью. только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 222 ---------- Политические знания, настроения и чувства оказывают зна- чительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического действия. Политические убеждения — это синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления.
§ 2. Анализ состояния политического сознания Политическое сознание масс постоянно подвержено изменениям.
Эти изменения обусловлены многими обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Их анализ не- обходим и теоретикам, и практикам, заинтересованным в дости- жении определенных политических целей.
Политология, действуя традиционными методами, способна дать необходимую информацию об актуальных состояниях поли- тического сознания и происходящих в нем изменениях. Более того, она способна и прогнозировать некоторые из них. Опыт исследований, проведенных в нашей стране в последние годы, позволяет выделить их важнейшие направления, своего рода
«болевые точки», позволяющие судить о состоянии политического сознания.
С помощью исследований становится возможным определить в каждый конкретный момент доминирующие в политическом сознании масс идеи, представления, настроения и чувства. Еще выдающийся русский историк В. О. Ключевский ввел в научный оборот понятие «господствующая нота в настроении народных масс», подчеркивая тем самым важность такого рода знания1.
Как
показывают результаты исследований, в качестве таковых выделяются две доминанты политического сознания, сфор- мировавшиеся в последнее время. Первая связана с ожиданиями действительной свободы, демократии и гласности. Она окрашена в оптимистические тона и воплощает надежды россиян на позитивные перемены.
Вторая доминанта представляет собой сформировавшийся в это же время и в известном смысле противостоящий первой «синдром исторического поражения», связанный с отказом от социа- листического пути развития, перестройки и реформ. Она, в свою очередь, порождает пессимизм, вызывает чувство разочарования
__________
1 См. Ключевский В. О. Соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1957. С. 89.
222 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 223 ----------
и социальной обиды у одних, равнодушие и апатию у других, сверхрадикализм — у третьих. Этим состоянием политического сознания масс умело пользуются в своих корыстных и амбициоз- ных целях разного рода демагоги и политические авантюристы.
Определение подобных доминант в политическом сознании предполагает в первую очередь постоянно осуществляемый ана- лиз изменений, происходящих в социально-политических пред- ставлениях разных групп населения (наибольший опыт такого рода накоплен в ходе изучения методами опроса общественного мнения по актуальным проблемам политической жизни страны).
Именно в них отражается нормативно-ценностный подход к деятельности политических институтов и организаций, всей политической системы, принципам и способам ее функциони- рования.
В социально-политических представлениях отражается с позиций классового (группового) интереса отношение не только к настоящему, но и к прошлому (и во многом к будущему). Это делает правомочным рассмотрение этих представлений в качестве важнейших индикаторов состояния политического сознания.
Степень распространения тех или иных социально-политических представлений и настроений дает возможность судить о напряженности и характере политического сознания. Важнейшим элементом его анализа является также выяснение политических позиций разных групп населения. Этим понятием охватываются:
1) убеждения, характеризующие устойчивые взгляды и отношения людей к политической деятельности;
2) предрасположенность к определенным направлениям и формам политической деятельности;
3) эмоциональные реакции на различные виды и формы политической деятельности.
Изучение политических позиций позволяет в известной мере прогнозировать групповое политическое поведение.
По мнению ученых, занимающихся изучением политических позиций, последние не поддаются непосредственному наблюдению. Вывод о наличии той или иной позиции в поведении людей можно сделать на основе анализа их заявлений, выступлений, призывов (вербальные проявления) или на основе прямых политических действий
(невербальные проявления).
Если для изучения социально- политических представлений возможно широкое применение опросных методов, которые позволяют де-
223 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 224 ---------- лать прямые и однозначные выводы, то при выяснении полити- ческих позиций чаще прибегают к косвенной интерпретации ответов и их шкалированию. Метод конструирования шкал объ- единяет содержательные элементы в ответах респондентов в не- кую целостность, позволяющую обнаружить ту или иную поли- тическую позицию. Например, группировка полученных данных на основе таких шкал, как шкала консерватизма, шкала гласно- сти, шкала либерализма, шкала отношения к политическим ак- циям и т. д.
Понятию «политическая позиция» близко понятие «политическая ценность», т. е. определенный стандарт (норма), принципиально оправдывающая или отрицающая те или иные элементы политической реальности (политической деятельности). Полити- ческие ценности отражают приверженность человека (группы людей) к тем или иным направлениям и способам политической деятельности, объясняют возникновение политических симпатий и антипатий.
Анализ состояния политического сознания предполагает вы- яснение также социально-психологических мотивов участия раз- ных групп населения в политической деятельности. Эти мотивы подразделяются на две основные группы: эгоцентристские и со- циоцентристские.
Первые отражают личные стремления и желания индивидов, связанные с их личными целями в сфере политической деятель- ности, вторые означают ориентацию на достижение каких-то це- лей (или благ) для всего общества (или для какой-то его части).
Эти мотивы отнюдь не обязательно являются взаимоисключаю- щими. Они нередко дополняют, усиливают друг друга и обуслов- ливают один и тот же способ политического действия.
Анализ первичной информации, характеризующей основные
«составляющие» и показатели политического сознания масс, по- зволяет сделать выводы относительно его качественного состо- яния.
В научной литературе различают три уровня развития поли- тического сознания.
Первый уровень — наиболее высокий — авангардное (передовое), или, иначе, «репрезентативное», сознание. Оно в наибольшей степени
испытывает влияние политической идеологии, достаточно полно отражает основные интересы и потребности общества, класса, группы.
224 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 225 ----------
Второй уровень — промежуточный (средний) — непоследо- вательно отражает интересы и потребности общества и класса, подвержен стихийным колебаниям.
Третий уровень — отсталое сознание. Оно является консер- вативным, несет в себе отпечаток прежних условий, слабо отра- жает актуальные потребности и интересы как общенародные, так и специфические групповые.
Реально в обществе сосуществуют разные качественные со- стояния политического сознания, «разнесенного» по его субъек- там. Однако в каждый конкретный момент времени одно из со- стояний может преобладать и решающим образом воздействовать на активность и деятельность политического сознания. На формирование и функционирование этого сознания оказывают влияние другие формы сознания (право, мораль, религия, искус- ство). Эта взаимосвязь исторически обусловлена и различна.
Ближе всех стоят к политическому сознанию право и мораль.
Именно реакция на нормы права и морали оказывается наиболее сильной и действенной в политическом сознании.
На состояние политического сознания влияют процессы, происходящие не только внутри страны, но и на международной арене. Рост взаимозависимости всех стран и народов, общие угро- зы существованию землян и общие сложности на пути человече- ского прогресса приводят к глобализации всех форм обществен- ного сознания, в том числе и политического. Под их воздействием возникают предпосылки для утверждения в международной политике государств общечеловеческих ценностей как безусловно приоритетных, подчинение эгоистических, местнических, сиюминутных интересов общему интересу выживания и прогресса человечества. Процессы эти весьма сложны и порой противо- речивы. Новым прогрессивным подходам мешают отжившие сте- реотипы, догматическое понимание функции классовой борьбы в современном мире, абсолютизация роли вооруженного насилия в решении проблем безопасности и многое другое, оставшееся от прежних эпох, особенно от эпохи холодной войны. Поворот от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству означает существенные изменения в политическом сознании и в политике субъектов международного взаимодействия. Таковыми сегодня являются не только государства, но и народы, демократические массовые движения, люди доброй воли на всех континентах.
Консолидация их усилий способна противостоять любым формам диктата, любой проводимой с позиции силы политике.
225 только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 226 ----------
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы структура и содержание политического сознания?
2. Какие уровни выделяются в структуре политического сознания?
3. Чем отличается теоретическое политическое сознание от обыденного?
4. Приведите примеры влияния научных знаний на характер и общую направленность обыденного политического сознания.
5. Чем обусловлено постоянное изменение политического сознания?
6. Как средства массовой информации влияют на политическое сознание в период избирательной кампании?
Литература
• Бойков В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7.
• Назаров М. М. Типы политического сознания // Социс.
1992. № 6.
• Плотникова Т. В. Политическое поведение личности.
Ростов-на-Дону, 2002.
• Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е. Ю. Мелешкиной. М., 2001. только для ознакомления.
PDF-версия специально для MirKnig.com
Электронная версия подготовлена для открытой библиотеки учебников
---------- 227 ----------