камерон краткая история. 5 Моим внукам Лукасу, Марго Лиль, Киле, Грэхему Зэйн
Скачать 12.31 Mb.
|
Глава 4 «НЕЗАПАДНЫЕ» ЭКОНОМИКИ НАКАНУНЕ ЭКСПАНСИИ ЗАПАДА 101 Европа, особенно Западная Европа, была тем регионом мира, который с XVI в. по XX в. отличался самым динамичным развитием и пережил наиболее глубокие изменения. По большому счету, именно она несет ответственность за создание современной мировой экономики, и ее взаимодействие с другими регионами мира определило характер их участия в этой экономике и время их включения в нее. Однако до XVI в. Западная Европа была лишь одним из нескольких более или менее изолированных друг от друга регионов мира. Эта глава рассказывает о других регионах мира до начала их контактов с европейцами. Мир ислама Ислам, последняя из великих мировых религий, возник в Аравии в VII в. Его основатель, пророк Мухаммед, до того, как стать религиозным и политическим лидером, был купцом. Ко времени своей смерти в 632 г. он объединил под своей властью фактически весь Аравийский полуостров. Вскоре после его смерти число его последователей стало увеличиваться со скоростью пустынного смерча, и в течение ста лет ислам завоевал огромную территорию, простиравшуюся от Центральной Азии через Ближний Восток и Северную Африку до Испании. После нескольких столетий относительного затишья, а затем и распада Халифата (как стала называться их империя) на несколько государств, мусульмане с XII в. вновь начали экспансию, утвердив свою религию и свои обычаи в Центральной Азии, Индии, Цейлоне, Индонезии, Анатолии и Африке южнее Сахары. К этому времени арабы составляли меньшинство среди миллионов последователей ислама. Но арабский язык, на котором была написана священная книга мусульман — Коран, был языком межнационального общения для исламской Цивилизации, хотя другие языки, особенно персидский и турецкий, также служили этой цели. Первоначально арабы были скотоводами-кочевниками, хотя некоторые из них занимались земледелием в оазисах и основали несколько городских центров, таких как Мекка. Земли, которые 101 они завоевали, обладали чуть менее засушливым климатом, чем земли Аравии, но на них были расположены два древнейших очага цивилизации — долина Тигра и Евфрата и долина Нила. Здесь, как и на других территориях, мусульмане занимались ирригационным земледелием, которое в некоторых районах (например, в южной Испании) достигло высокого уровня развития и производительности. Их завоевания обеспечили им контроль над крупными городами, включая Александрию, Каир и впоследствии Константинополь, который они переименовали в Стамбул. В конце концов, ислам развился в преимущественно городскую цивилизацию, хотя многие из мусульман, включая арабов и другие народы, оставались кочевниками, разводившими лошадей, овец, коз или верблюдов — редко коров, и никогда свиней, поскольку пророк Мухаммед запретил употребление в пищу свинины. Хотя сельскохозяйственный потенциал мусульманских территорий был ограничен, их географическое расположение давало большие возможности для развития торговли. Ядро мусульманской цивилизации лежало между Персидским заливом и Средиземным морем, и имело выход к Индийскому океану. По этим территориям также проходили великие караванные пути между Средиземноморским бассейном и Китаем. Поскольку пророк Мухаммед первоначально сам был купцом, ислам не рассматривал торговлю в качестве недостойного занятия, напротив, к купцам относились с уважением. Хотя ростовщичество было запрещено, мусульманские купцы изобрели для облегчения торговли множество сложных кредитных инструментов, включая кредитные расписки и векселя. В течение столетий арабы и другие приверженцы ислама служили в качестве посредников в торговле между Европой и Азией. Выполняя эту роль, они во многом облегчили распространение технологий. Многие технологии, открытые в Китае, включая магнитный компас и искусство изготовления бумаги, пришли в Европу через арабов. Они также ввели в сельскохозяйственную практику новые культуры, такие как рис, сахарный тростник, хлопчатник, цитрусовые и арбузы, а также другие овощи и фрукты. Арабы путешествовали и осуществляли торговлю как по земле, так и по морю. Северная часть Индийского океана между Аравийским полуостровом и Индийским субконтинентом получила заслуженное название Аравийского моря, поскольку на нем господствовали арабские купцы и моряки, такие как легендарный Синдбад. Некоторые из них доходили даже до Китая, в чьих портах существовали колонии мусульманских купцов. Где это было возможно, мусульмане осуществляли транспортировку грузов по рекам, а также, особенно в Месопотамии, через густую сеть каналов. Для дальних перевозок по суше использовались верблюды, «корабли пустыни», в то время как лошади, мулы и ослы были задействованы для более коротких поездок. Колесный транспорт исчез со Среднего Востока в начале христианской эры и появился вновь 102 103 104 лишь в XIX в. Не были редкостью караваны из сотен, даже тысяч верблюдов. 104 Одним из принципов ислама был джихад, или священная война против неверных. 104 Отчасти этим объясняются успехи мусульман в обращении народов в свою веру, так как побежденным врагам давался выбор: перейти в новую веру или быть уничтоженными. Однако в отношении евреев и христиан мусульмане применяли другую политику. Ввиду того, что они также исповедовали монотеизм, мусульмане относились к ним толерантно и облагали их налогами (возможно, в этом заключалась еще одна причина успешного обращения в ислам членов этих сообществ). Евреи пользовались особенно большой свободой. Еврейские купцы имели родственников и агентов по всему исламскому миру от Испании до Индонезии. Многие наши знания о средневековом исламе опираются на документы каирского архива, где сохранялась каждая бумага, на которой было написано имя бога, в том числе и письма, включая деловую переписку еврейских купцов, в которых обычно содержались речевые формулы, призывавшие божественное благословение. В результате завоеваний на территории грекоязычной Византийской империи арабы переняли многое из наследия классической Греции. В период европейского Средневековья они вместе с китайцами стали мировыми лидерами в области научной и философской мысли. Многие работы древнегреческих авторов известны нам сегодня только по арабским переводам. Современная математика основана на арабской системе счета, а алгебра была также арабским изобретением. В период интеллектуального возрождения Западной Европы в XI —XII вв. многие христианские ученые приезжали в Кордову и другие мусульманские интеллектуальные центры для изучения классической философии и науки. В то же время христианские купцы изучали мусульманскую коммерческую практику и методы ведения дел. Хотя папа римский официально запретил торговлю с мусульманами, христианские купцы — особенно венецианцы — почти не обращали внимания на этот запрет. Османская империя 104 Среди народов, принявших ислам, были многочисленные кочевые тюркские племена Центральной Азии. Привлеченные на юг и запад богатствами Арабского халифата, они пришли сначала как захватчики и грабители, но впоследствии осели на завоеванных территориях. Один из завоевателей, известный своей жестокостью Тамерлан, в конце XIV в. покорил Персию (современный Иран). Империя Тамерлана просуществовала недолго, но в начале XVI в. 104 другой завоеватель, Исмаил, основал династию Сафавидов, которая правила Персией вплоть до XVIII в. Наибольший успех в завоеваниях сопутствовал османам, наименование которых восходит к имени султана Османа (1259 — 1326 гг.). Осман отвоевал небольшую территорию на северо-западе Анатолии (Малой Азии) у Византии, которая так и не смогла полностью оправиться от завоевания ее западными крестоносцами и существования на ее землях так называемой Латинской империи (1204—1261 гг.). Османы постепенно распространили свои владения по всей Анатолии и в 1354 г. овладели небольшим плацдармом в Европе к западу от Константинополя. В 1453 г. под их натиском пал Константинополь (рис. 4.2). В XVI в. османы продолжали расширять свою территорию, аннексируя земли на Ближнем и Среднем Востоке, которые арабы ранее отобрали у Византии, а также в Северной Африке. В Европе они завоевали Грецию и Балканский полуостров и в 1683 г. достигли Вены, после чего были отброшены назад в Венгрию. Эта обширная империя, контролируемая турками, не представляла собой единой экономики или единого рынка. Хотя между ее провинциями существовали значительные различия в климате и ресурсах, высокие транспортные издержки препятствовали подлинной экономической интеграции. В каждом регионе империи осуществлялись те виды экономической деятельности, которые преобладали там до его завоевания, а региональная специализация была незначительной. Сельское хозяйство было основным занятием подавляющего большинства подданных султана. Империя выдержала испытание временем, в отличие от своих предшественников, в силу того, что турки ввели регулярную и относительно справедливую систему налогообложения, которая обеспечивала содержание центральной правительственной бюрократии и армии. Контроль и порядок поддерживались турецкими должностными лицами, направленными в провинции и получавшими доход от определенных земель, что в некоторых отношениях напоминало средневековый европейский феодализм. В Европе турки пользовались не вполне заслуженной репутацией людей алчных и жестоких. Однако на деле они вели себя достаточно толерантно по отношению к подданным до тех пор, пока те обеспечивали регулярную уплату налогов и не были склонны к восстаниям. Они не предпринимали больших усилий обратить в ислам подданных-христиан в Европе, кроме особого случая янычар, элитных солдат, которых в детстве отнимали у родителей-христиан и усиленно обучали в условиях жесткой военной дисциплины. К евреям тоже относились терпимо. Когда испанские монархи Фердинанд и Изабелла выслали евреев из Испании в 1492 г., многие образованные люди и умелые ремесленники были счастливы перейти на службу к султану. 105 106 Восточная Азия 107 Китайская цивилизация, истоки которой восходят к началу II тысячелетия до н. э., представляет собой один из самых ярких примеров изолированного развития. Китай лишь в очень небольшой степени подвергался иностранному — «варварскому» — влиянию; когда это случалось, инородные элементы обычно быстро ассимилировались и перенимали китайские традиции. Появлялись и исчезали династии, иногда разделенные периодами анархии и «воюющих царств», но единая китайская цивилизация в своем развитии проходила путь, который производит впечатление предопределенного. Конфуцианство (философия, а не религия) окончательно сложилось еще в V в. до н. э. Хотя процветали и другие философские и религиозные учения (даосизм и буддизм), они не составили конкуренции конфуцианству как основе китайской цивилизации. Также очень рано сложились традиции бюрократического государства, поддерживавшиеся воспитанными в конфуцианской традиции мандаринами. Теоретически император был всемогущим, и некоторые императоры действительно концентрировали в своих руках абсолютную власть, но большинство их желаний исполнялось (а часто и формировалось) мандаринами. Колыбелью китайской цивилизации была территория по среднему течению реки Хуанхэ, где плодородные лессовые почвы, нанесенные ветром из Центральной Азии, легко поддавались обработке. Ее первой материальной базой было просо, культура, произрастающая в этом регионе в естественных условиях. Позже было начато возделывание пшеницы и ячменя, привнесенных со Среднего Востока, а еще позже — риса из Южной Азии. Китайское земледелие всегда было крайне трудоемким, напоминая этим огородничество, и в значительной мере опиралось на ирригацию. Использование рабочего скота было внедрено очень поздно. Однако около 1000 г. было начато культивирование нового сорта риса, что позволило получать два урожая в год и значительно увеличило производительность. На базе высокопроизводительного сельского хозяйства имели место определенный рост городов и развитие ремесел. К примеру, очень высокого уровня развития достигла обработка бронзы. Очень рано в Китае появилось производство шелковых тканей. Древние римляне получали их по караванному пути через Центральную Азию — Великому шелковому пути, и Китай был известен им как Сина или Серика («страна шелка»). Фарфор также является китайским изобретением, так же как бумага и книгопечатание. (Китайцы уже использовали бумажные деньги, когда Карл Великий отчеканил первые серебряные монеты. Результатами, неудивительными с точки зрения современного экономиста, были чрезмерная эмиссия денег и инфляция. Китайцы уже испытали несколько циклов инфляции и коллапс денежной системы к тому времени, когда Запад открыл для себя бумажные деньги.) 107 Маг-108-нитный компас, впервые использованный китайцами, возможно, пришел на Запад через арабов. В целом китайцы достигли очень высокого уровня научного и технического развития по сравнению с Западом. 108 Несмотря на свои технологические и научные достижения, Китай не испытал технологического прорыва в индустриальную эру. Ремесленная продукция предназначалась для использования правительством, императорским двором и тонким слоем землевладельцев-аристократов. Крестьянские массы были слишком бедны, чтобы предъявлять рыночный спрос. Даже железо, в производстве которого Китай занимал лидирующие позиции, использовалось только для изготовления оружия и украшений, а не орудий труда. Кроме того, купцы и вообще занятие торговлей имели в конфуцианской философии очень низкий статус. Те немногие купцы, которым удавалось накопить богатство, использовали его для приобретения земли и вступления в ряды аристократии. Тем временем, благодаря высокой рождаемости, а также плодородию земель, население Китая росло и расселялось на новые территории. По оценкам, около 600 г. оно составляло 50 млн человек; на протяжении следующих 600 лет оно удвоилось. Население расселялось вдоль реки Хуанхэ к морю и на юг до долины реки Янцзы и далее. В то время как в VII в. около трех четвертей населения жило в северном Китае, к началу XIII в. более 60% проживало в центральном и южном Китае. Для укрепления связей между этими центрами правительство соорудило сложную сеть дорог и особенно каналов. Великий канал, соединивший реки Хуанхэ и Янцзы, являлся огромным инженерным достижением. Главной целью этой транспортной сети было предоставление правительству возможности поддерживать порядок и собирать налоги и подати, но она также способствовала развитию межрегиональной торговли и привела к складыванию простейшей географической специализации труда. 108 В XIII в. произошла серия событий, которая оказала сильное влияние не только на Китай, но фактически на всю Евразию, включая Западную Европу. Это было вторжение монголов под предводительством Чингисхана, пришедших из своих земель в Монголии, к северу от Китая (рис. 4.3). Менее чем за полстолетия Чингисхан и его преемники создали самую большую из когда-либо известных империй мира, простиравшуюся от Тихого океана на востоке до Польши и Венгрии на западе. В процессе завоевания они поставили своих правителей в Центральной Азии, Китае и на Среднем Востоке. (В 1258 г. они сокрушили Арабский халифат и обратили в руины Багдад.) Хотя их имя является почти синонимом грабежа и насилия, монголы сделали то, что обычно делали варвары-завоеватели: они осели и приняли цивилизацию своих покоренных врагов. В Центральной Азии и на Среднем Востоке они приняли ислам и слились со своими тюркскими союзниками и местным населением. 108 После завоевания русских кня-109-110-жеств они, однако, не приняли православие, а сохраняли свой собственный образ жизни. 110 В Китае они выбрали средний путь: они осели и основали династию Юань (1260—1368 гг.), приняли китайские обычаи, но пытались сохранить свою этническую обособленность, что привело к падению династии через сто с небольшим лет. 110 Именно монгольского хана Хубилая, внука Чингисхана, встретил Марко Поло в своем знаменитом путешествии. К этому времени монголы закончили свои завоевания и стремились поддерживать мир и порядок во всех своих владениях. В XIII в. торговля между Средиземноморьем и Китаем процветала даже в большей степени, чем в дни Римской империи; фактически такого процветания не будет вплоть до XIX в. Другой итальянский купец, современник Марко Поло, описывал Великий шелковый путь как «совершенно безопасный и днем, и ночью». Династия Мин (1368 — 1644 гг.) восстановила традиционные китайские обычаи (особенно это касается конфуцианства) и бюрократическую систему. Первая половина правления династии Мин была также отмечена значительным экономическим и демографическим ростом. В последние годы монгольского правления и в период восстания против ханов дороги и каналы пришли в упадок, и численность населения начала сокращаться в результате наводнений, засух и войн. Правительство предприняло энергичные меры для восстановления транспортных артерий, и с установлением мира численность населения опять стала расти; примерно к 1450 г. оно превысило 100 млн человек. В 1421 г. столица была перенесена из Нанкина на север, в Пекин, что стимулировало торговлю между севером и югом. Были освоены выращивание хлопка и производство хлопчатобумажных тканей. Более выраженной стала региональная специализация. Самым значительным явлением этого периода было начало морской торговли Китая с соседними странами. До этого китайцы предоставляли вести внешнюю торговлю иностранным купцам, но в начале эры Мин китайские купцы стали торговать с Японией, Филиппинами, Юго-Восточной Азией, полуостровом Малакка и Индонезией. В первой четверти XV в. китайский адмирал Чен Хо возглавил крупную морскую экспедицию в Индийский океан. В результате экспедиций были основаны колонии китайских поселенцев в портах Цейлона, Индии, Персидского залива, Красного моря и восточного побережья Африки. Однако в 1433 г. император неожиданно запретил дальнейшие плавания, приказал разрушить морской флот и воспретил своим подданным путешествовать за границу. Колонии были оставлены на произвол судьбы. Интересно, насколько изменился бы ход мировой истории, если бы китайцы сохраняли свое присутствие в Индийском океане, когда в конце XV в. туда пришли португальцы- Корея и Япония развивались в кильватере китайской цивилизации, в значительной мере имитируя ее достижения. Особенно это касается Японии, которая во многом заимствовала китайскую 110 технологию, хотя в более 'Позднее время инкорпорирование иностранной технологии в японскую систему привело к другим результатам. Корея время от времени становилась политическим вассалом Китая. Хан Хубилай пытался осуществить вторжение в Японию из Кореи, но его флот был уничтожен тайфуном, который японцы назвали «камикадзе» («божественный ветер»). В XV — XVI вв. японские пираты грабили побережье Китая. Однако в начале XVII в., после того как сегунат Токугава укрепил свою власть, сегун, в подражание императорам династии Мин, запретил японцам заграничные путешествия (под угрозой смертной казни в случае их возвращения в страну) и строительство океанских судов. Южная Азия Индийский субконтинент, включающий в себя современный Пакистан, Бангладеш, Индию и Шри Ланку, занимает примерно такую же территорию, что и Европа к западу от границ бывшего СССР (рис. 4.4). Его население в этническом и языковом отношении было еще более неоднородным, чем население Европы. Ландшафты и климат различных регионов также значительно различались — от тропических муссонных лесов до выжженных пустынь и горных ледников. В течение всей своей истории от первых цивилизаций в долине Инда в III тысячелетии до н. э. здесь во множестве возникали и гибли княжества, царства и империи. Эта смена государств мало затрагивала жизнь простых людей — крестьян, за счет труда которых жили правители, за исключением случаев, когда некоторые из этих правителей с особенной жестокостью и настойчивостью стремились взимать подати и налоги. Аборигены субконтинента, возможно, в этническом отношении были близки к коренному населению Австралии. Однако на протяжении столетий и тысячелетий к ним присоединились многочисленные мигранты и завоеватели. Большинство пришельцев — бактрийские греки, скифы, парфяне, монголы и другие — пришли с северо-запада через Персию или Афганистан, но некоторые пришли с севера — с Тибета и из Бирмы. Впоследствии, за одним значительным исключением — мусульман — эти пришельцы приняли образ жизни местных жителей и местную культуру, а также религию. Религия имела большее влияние на экономику, чем государственное управление, но сложность этого предмета препятствует краткому его изложению. Местной религией был индуизм, который имел множество течений и гетеродоксальных сект, включая джайнов и сикхов, которые существуют и сейчас. Буддизм, зародившийся примерно в одно время с конфуцианством в Китае, был одним из вариантов индуизма. 111 Но наиболее значительного успеха 112 он добился в Китае, Корее и Японии, в то время как в Индии он практически исчез вплоть до Нового времени. В отличие от буддизма, ислам, пришедший на субконтинент в начале VIII в., сохранил свои позиции, а затем вновь обрел динамизм в XIII в. и в последующие столетия. В начале XVI в. Бабур, провозгласивший себя потомком Чингисхана, создал империю Великих Моголов в Северной Индии, которую значительно расширил его сын Акбар (рис. 4.4). Рис. 4.4. Индия около 1600 г. И сегодня политические границы между Индией и ее соседями не отражают границ расселения представителей различных конфессий, а в прежние времена смешение религий было даже еще большим. Вражда между мусульманскими государствами Декана в 112 южной Индии с индуистской империей Виджьянагара способствовала тому, что в начале XVI в. португальцы смогли закрепиться и создать здесь свои базы. Одним из каналов влияния религии на экономику была кастовая система, присущая индуизму. Касты формировались преимущественно по профессиональному признаку, но первоначально в них были, по всей видимости, и этнические элементы. Сначала существовали только четыре варны, или кастовых «сословия»: брахманы, или сословие жрецов; кшатрии, сословие воинов и правителей; вайшьи, сословие крестьян, ремесленников и купцов; и щудры - низшее сословие слуг. Однако со временем количество каст увеличивалось до тех пор, пока каждой профессии не стали соответствовать одна или несколько каст. Иерархический элемент в кастовой системе был очень сильным, с разделением по социальным и даже физическим признакам. Эндогамия внутри касты была практически абсолютной. В целом, правилом, которое управляло кастовыми отношениями, была концепция «нечистоты» в прямом и переносном смысле слова: наиболее грязные («нечистые») занятия имели самый низкий статус, причем некоторые из них были «неприкасаемыми» или даже «невидимыми» (например, те, кто стирал одежду неприкасаемых, должны были работать ночью, чтобы их никто не видел). Хотя кастовая система была, возможно, и не настолько жесткой, как ее нередко изображают, она должна была создавать барьеры как для социальной мобильности, так и для эффективного использования ресурсов. Еще одним элементом индуистской религии, неблагоприятным для экономического роста, было почитание рогатого скота — «священных коров», которые разгуливали всюду по своему усмотрению. Их убийство, равно как и употребление их мяса в пищу, было запрещено. В течение столетий огромное большинство населения субконтинента жило в деревнях и было занято преимущественно в низкопродуктивном, едва обеспечивающем прожиточный минимум сельском хозяйстве. Во многом эта ситуация характерна и для сегодняшнего дня. Даже в относительно недавнее время люди, жившие в лесистой местности, практиковали подсечно-огневое земледелие, которое было характерно для Северной Европы до появления оседлых общин. Повсюду земледельческая технология и выращиваемые культуры зависели от характера почвы и климата. В мус-сонных регионах главным сельскохозяйственным растением был рис, культура которого пришла из Индокитая. В более сухих регионах основными продуктами питания были пшеница или ячмень, которые пришли со Среднего Востока, а также просо из Китая или, возможно, из Западной Азии. Культурой, выведенной собственно в Индии, был хлопчатник, который упоминается в Ригведе, священной книге индусов. Хотя большинство населения посвящало свое время и силы сельскому хозяйству, Индия не испытывала недостатка в искус- 113 ных ремесленниках. Об этом свидетельствуют совершенные ремесленные изделия, статуи и монументальная архитектура (например, Тадж-Махал), которые в полной мере выдерживают сравнение с лучшими образцами греческого и римского искусства. Однако эти ремесленники производили продукцию для богатых и могущественных; широкие массы не предъявляли на нее платежеспособного спроса, а чего-либо, хотя бы отдаленно напоминающего средний класс, не существовало. Торговля получила незначительное развитие, да и она находилась в руках иностранцев, в основном арабов. Юго-Восточная Азия, от Бирмы на северо-западе до Вьетнама на востоке и полуострова Малакка на юге, известна также как Индокитай, поскольку ее культура представляет собой смешение китайской и индийской культурных традиций. Она восприняла многие элементы технологии и экономики из Китая, но — за исключением, возможно, Вьетнама — влияние индийской культуры было сильнее. Индонезия, как показывает ее название, также испытывала сильное влияние Индии — вначале индуистской и буддийской культуры, а позже ислама. Среди тех, кто распространял индийскую культуру, были буддистские монахи, которые основывали монастыри в безлюдных местах. Они выполняли функции, в чем-то сходные с функциями монахов-цистерцианцев в Северной Европе, распространявших передовую технологию наравне с религиозной культурой. Юго-Восточная Азия, включая Индонезию, внесла два важных вклада в мировую цивилизацию. Рис, который со временем стал главным продуктом питания не только в Китае и Индии, но и на огромных пространствах как Восточного, так и Западного полушария, первоначально был выведен в континентальном Индокитае. Специи — перец, мускатный орех, имбирь, гвоздика и другие — пришли в основном с островов Индонезийского архипелага, хотя родиной корицы является Цейлон. Письменная история Юго-Восточной Азии относительно коротка и охватывает период продолжительностью немногим более тысячи лет. Для ранних эпох историки могут опираться лишь на археологические свидетельства, такие как величественный дворец Ангкор Ват в Камбодже, и на упоминания в индийских и китайских источниках. Большинство населения обитало в долинах крупных рек, таких как Иравади, Хонгха (Красная) и Меконг, где средства к существованию давало ирригационное земледелие (выращивание риса), и на плодородных вулканических почвах островов, таких как Ява и Бали. Речная и морская рыба была еще одним важным продуктом питания; она также использовалась в локальной торговле для обмена на рис. Перец и другие специи с Молуккских островов, сказочных «Островов пряностей», нашли рынки сбыта в Индии, Китае, Среднем Востоке и даже в Европе. Мусульмане — арабы, но не только они — являлись главными посредниками в торговле между Индонезией и Индией. Они были 114 115 также и главными распространителями ислама в Индонезии (кроме Бали, где сохранялась приверженность индуистской традиции). Из Индии грузы вывозились арабами в Александрию и другие порты Восточного Средиземноморья, где они продавались итальянским купцам, преимущественно венецианцам, которые торговали ими по всей Европе. Желание разрушить эту •«монополию», как ее воспринимали европейцы, было одним из главных мотивов португальских путешествий, которые привели к открытию морского пути вокруг Африки. Африка 115 История Северной Африки с древности и до современности самым тесным образом связана с историей Европы, особенно средиземноморской Европы. Напротив, Африка южнее Сахары (Черная Африка) редко бывала вовлечена в европейские и другие мировые события до XVI в. или даже до XIX в. Почти полное отсутствие письменных источников до времени прибытия европейцев делает воссоздание ее истории проблематичным. Однако это не означает, что она не имеет истории или что ее история не представляет интереса. Современные ученые, используя археологические источники и устные предания, получили много полезной информации о «Черном континенте». Письменная история Африки начинается с Древнего Египта, о котором было вкратце упомянуто в главе 2. Финикийцы заселили побережье Северной Африки, а их колония Карфаген соперничала с Римом за контроль над Средиземноморьем. Мощный натиск ислама в период раннего Средневековья на короткое время превратил Средиземное море в мусульманское. Хотя и отделенная от Европы как религией, так и морем — первая была препятствием для коммуникаций и торговли, а последнее облегчало их — Северная Африка, тем не менее, продолжала играть важную роль в европейской, а также в исламской и африканской истории. Именно благодаря обращению в ислам народов Черной Африки они впервые вошли в контакт с европейской экономикой. (Христианство проникло в Нубию и Абиссинию, или Эфиопию, еще до возникновения ислама. Однако впоследствии, после исламского завоевания Нубии, Абиссиния была полностью отрезана от остального христианского мира.) Экономика Северной Африки была схожа с экономикой средиземноморской Европы. Выращивание зерна преобладало там, где климат был более влажным (иногда на помощь приходила ирригация), а в остальных регионах было развито кочевое скотоводство. Торговля процветала, но промышленность существовала преимущественно в рамках домашнего хозяйства. 115 Определенная транссахарская торговля с регионом Черной Африки существова-116-ла до начала христианской эры, но она не получила развития до тех пор, пока во II или III в. н. э. в качестве транспортного средства не стали использоваться верблюды, впервые одомашненные на Среднем Востоке. Но даже после этого высокие транспортные издержки ограничивали торговлю предметами, имеющими высокую стоимость при малом объеме и весе, — преимущественно золотом и слоновой костью — и рабами, которые передвигались сами. Финики, выращиваемые в оазисах, также перевозились в обоих направлениях. Экономика Африки южнее Сахары была так же разнообразна, как и ее климат, топография и флора. Вопреки широко распространенному мнению, только часть рассматриваемого региона, преимущественно в бассейне реки Конго (Заир) и на южном берегу Западной Африки, покрыта влажными тропическими лесами или джунглями. Между ними и пустынями на севере (Сахара) и юге (Калахари) простирается огромный массив саванн, поросших травой и кустарниками. Внутренние территории на востоке Африки — от Эфиопии на севере до южной оконечности континента — имеют гористый рельеф, пересеченный большими озерами. Великие реки Африки — Нил, Нигер, Замбези и другие — из-за многочисленных водопадов и порогов не способствовали развитию торговли в той мере, в какой этого можно было ожидать. Население Африки было даже еще более неоднородным, чем ландшафт. Хотя все аборигены имели темную кожу, между ними существовали огромные этнические, расовые и лингвистические отличия. Однако повсюду основной социальной единицей являлось племя. Временами появлялись более крупные социальные образования — конфедерации племен, королевства и даже империи — например, древняя империя Ганы, которая существовала необычно долгий период времени. Однако, не имея письменности, этой необходимой предпосылки эффективной бюрократической организации, большинство таких образований оставались эфемерными. Характер экономики также значительно варьировал — от примитивной охоты и собирательства до довольно развитого полевого земледелия и животноводства в саваннах и в других регионах с открытой местностью. Практика разведения одомашненных животных и возделывания сельскохозяйственных культур, возможно, пришла из Египта или других регионов Средиземноморья еще во II тыс. до н. э. Из-за различий в климате и уровне осадков, в Африке южнее Сахары не получили распространение ключевые средиземноморские и ближневосточные культуры — пшеница и ячмень. Ввиду распространения по всей Центральной Африке мухи цеце, которая является разносчиком болезни, смертельной для большинства крупных сельскохозяйственных животных, земледельцы не имели рабочего скота и занимались мотыжным земледелием, используя деревянные или железные мотыги. 116 В лесистых районах применялась подсечно-огневая техника, при которой 117 земледельцы каждые несколько лет покидали свои поля и расчищали новые. 117 Они выращивали корнеплоды и бананы (выведенные в Юго-Восточной Азии и впоследствии распространившиеся до Америки) и дополняли свой рацион речной рыбой. Хотя уровень технологии был в основном низким, это не препятствовало появлению групп населения, специализировавшихся на отдельных видах деятельности, например, кузнецов или профессиональных торговцев. 117 Торговля была почти повсеместной, даже среди охотников и собирателей — в той мере, в какой они имели контакты с другими группами людей. Кочевники сахеля, засушливой южной зоны Сахары, обменивали продукты животноводства — мясо, молоко и шерсть — на зерно, ткани и металлы у оседлых народов саванны. Другими предметами торговли были соль и рыба (сушеная и соленая). В Восточной Африке в качестве денег для облегчения обмена использовались раковины каури. Для плавания по рекам широко применялись лодки. Повсюду была распространена переноска тяжестей на голове. Америка 117 Ученые в основном согласны в том, что коренное население Америки (американские индейцы) ведет свое происхождение от монголоидных (или домонголоидных) народов, которые когда-то в далеком прошлом попали из Азии в Северную Америку, пройдя по сухопутному мосту, существовавшему на месте современного Берингова пролива. Значительно меньше согласия наблюдается по вопросу о времени переселения: по различным оценкам, это произошло от нескольких тысяч до более чем 30 тыс. лет назад. Кроме того, маловероятно, что была лишь одна волна миграций. Скорее всего, миграции происходили неоднократно в течение периода длительностью в несколько тысяч лет. Выдвигались также остроумные теории о том, что аборигены могли прийти морем через Атлантический или Тихий океан; были даже предприняты попытки доказать возможность подобных путешествий. Но даже если одно или несколько таких путешествий в древности оказались успешными, сомнительно, что все население доколумбовой Америки, широко расселенное по всему континенту и говорящее на разных языках, могло произойти от нескольких человек, выживших в ходе подобного вояжа. Задолго до начала христианской эры в Старом Свете Новый Свет был уже заселен от современной Канады и Аляски на севере до Патагонии и Огненной Земли на юге. Однако плотность населения и уровень культуры были очень различными — от редконаселенных Великих равнин Северной Америки и амазонских джунглей до густонаселенных городов Центральной Америки. 117 Плот-118-ность населения зависела от уровня производительности в экономике: она была максимальной в тех регионах, где практиковалось оседлое земледелие, и минимальной там, где люди по-прежнему жили охотой и собирательством. 118 Американские индейцы открыли земледелие независимо от народов Старого Света, но не все из них им занимались. Оно было высоко развито в Мексике, Центральной Америке и на северо-западе Южной Америки, но существовало и на юго-западе современных Соединенных Штатов, а также в лесной зоне востока Северной Америки. Основной культурой был маис (кукуруза), в дополнение к которому возделывались помидоры, тыква, кабачки и бобы, а в предгорьях Анд — картофель. Американские индейцы не имели одомашненных животных, за исключением собак и, в Андах, лам, которые могли использоваться как вьючные, но не как рабочие животные. Вследствие этого в сельском хозяйстве господствовало мотыжное земледелие. Американские индейцы умели также обрабатывать некоторые металлы — самородное золото, используемое для украшений, серебро, медь, но не железо. Их орудия были сделаны из дерева, кости, камня и обсидиана — природного вулканического стекла, которое использовалось для резания. Несмотря на достаточно низкий уровень технологии, они изготавливали совершенные произведения искусства, а также воздвигали монументальные архитектурные постройки. Рынки и торговля также существовали с раннего времени. Археологические свидетельства о существовании торговли на дальние расстояния датируются серединой II тыс. до н. э. Между VIII и IV вв. до н. э. ольмеки, проживавшие вдоль берега Мексиканского залива, осуществляли торговлю с регионом центрального Мексиканского нагорья. Предметы этой торговли включали прекрасно выполненные статуэтки и другие произведения искусства, сделанные из нефрита и высоко ценимого в ту эпоху обсидиана, а также бобы какао, которые использовались и в качестве денег, и для потребления. В это же время или немного ранее на территории современной Гватемалы и полуострова Юкатан возникла цивилизация майя. Ее наиболее яркой чертой являются огромные пирамиды, в чем-то похожие на египетские, но увенчанные храмами. Майя также имели календарь и письменность, которая лишь недавно была расшифрована. Об организации общества и экономики известно мало, но, как и повсюду, главным продуктом питания был маис. Повсеместное распространение получили рынки. Общество, возможно, было организовано по иерархическому принципу (что было необходимо для создания монументальной архитектуры), а производство продовольствия должно было быть значительным для того, чтобы обеспечивать большое число строителей и умелых ремесленников. Цивилизация майя достигла пика своего развития между IV и IX вв. н. э. Затем, по-видимому, произошло восстание населения против жрецов-правителей; возможно, восстанию со- 118 путствовало вторжение завоевателей с севера. Разоренные храмы обратились в руины и были поглощены джунглями. Наряду с майя, различные культуры Мексиканского наго-ья _ тольтеки, чичимеки и миштеки — также достигли достаточно высокого уровня развития. Примерно в середине XIV в. ацтеки, сильное и воинственное племя, столицей которого был Те-ночтитлан, находившийся на месте современного Мехико, начали завоевание и покорение своих соседей. С учетом того, что ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения, выбирая жертвы среди подвластного населения, неудивительно, что испанцы под предводительством Кортеса без труда нашли себе союзников, когда они предприняли завоевание Теночтитлана в 1519 г. Когда цивилизация майя находилась на вершине своего развития, население побережья современного Перу занималось ирригационным земледелием, используя воду с Анд. Ирригация, которая была неизвестна другим американцам, обеспечивала более высокую производительность сельского хозяйства, что сделало возможным рост городского населения, активно занимавшегося торговлей. Немногим позже 1200 г. инки, обитавшее в горах племя, столицей которого был Куско, предприняли завоевание всего нагорья и океанского побережья от Эквадора на севере до Чили на юге. Хотя инки не имели письменности, они могли передавать информацию благодаря узелковому письму. Они создали высокоцентрализованную государственную бюрократическую систему, под контролем которой находились, в частности, принадлежащие государству склады для хранения и распределения зерна, но наряду с государственной распределительной системой существовали и частные рынки. Индейцы пуэбло на юго-западе современных Соединенных Штатов также занимались сельским хозяйством и строили укрепленные городские поселения. Лесные индейцы, населявшие регион к востоку от Миссисипи, — от реки Св. Лаврентия на севере до Мексиканского залива на юге — занимались сельским хозяйством наряду с охотой и рыболовством, но жили они в деревнях, а не в городах. Согласно легенде, индейцы научили пуритан Новой Англии удобрять землю, закапывая рыбу вместе с семенами, что значительно увеличивало урожай. Все остальные американские индейцы, от эскимосов Северного Ледовитого океана до обнаженных обитателей Огненной Земли, занимавшие обширные, но редкозаселенные территории, занимались примитивной охотой и собирательством, что едва обеспечивало им средства к существованию. |