Главная страница
Навигация по странице:

  • Сельскохозяйственный базис

  • Сельское общество

  • Механизм стабильности

  • камерон краткая история. 5 Моим внукам Лукасу, Марго Лиль, Киле, Грэхему Зэйн


    Скачать 12.31 Mb.
    Название5 Моим внукам Лукасу, Марго Лиль, Киле, Грэхему Зэйн
    Анкоркамерон краткая история.doc
    Дата24.04.2017
    Размер12.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакамерон краткая история.doc
    ТипДокументы
    #4628
    страница5 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
    Глава 3

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

    Для предыдущего поколения экономических историков фраза «экономический рост в эпоху Средневековья» показалась бы па­радоксальной. Под влиянием авторов Возрождения, которые, вос­хваляя вновь открытое великолепие классической цивилизации, преуменьшали достижения своих непосредственных предшествен­ников, Средние века долгое время воспринимались как время эко­номического и культурного застоя. Однако на деле средневековая Европа переживала расцвет технологического созидания и эконо­мического динамизма, которые резко контрастировали с рутиной античного Средиземноморья. Более того, специфические институ­ты, возникшие в Средние века, служили базой для осуществления экономической деятельности вплоть до недавнего времени. Эле­менты средневекового наследия в сельских регионах все еще явля­ются заметными чертами в общей картине — даже в бывших со­циалистических экономиках Восточной Европы.

    Сельскохозяйственный базис

    Вплоть до начала индустриального развития в XIX в. сельское хозяйство повсеместно являлось наиболее важным сектором эко­номики как с точки зрения стоимости и объема выпуска, так и с точки зрения доли занятой рабочей силы. Однако сельскохозяйст­венная ориентация является уникальной чертой средневековой Ев­ропы, отличающей ее от других развитых цивилизаций. В древ­них городах-государствах Шумера и последующих цивилизациях вплоть до Римской империи характер экономики и общества опре­делялся городскими институтами, даже если большинство населе­ния занималось сельским трудом. В свою очередь, в средневеко­вой Европе, несмотря на рост численности и экономической роли городского населения (особенно в Италии и во Фландрии), клю­чевая роль принадлежала сельскому хозяйству и сельским инсти­тутам.

    Чтобы понять специфику средневековой экономики, необходи­мо вспомнить политические и социальные условия, в которых происходило ее зарождение: растущее налоговое бремя, прогрес-

    62



    сирующая неэффективность и коррупция в Римской империи, окончательное крушение центральной власти и последовавшая за этим анархия, рост крупных самодостаточных имений, упадок го­родов и межрегиональной торговли. После падения империи вар­варские племена продолжали свои грабительские набеги; карлико­вые королевства появлялись и исчезали, не будучи способны под­держивать эффективный порядок в течение сколько-нибудь про­должительного периода или создать регулярную систему налого­обложения. Государство франков, основанное в сердце средневе­ковой Европы на территории между Луарой и Рейном, существо­вало дольше других, но, не имея регулярной системы налогообло­жения или постоянного бюрократического аппарата, в деле сохра­нения порядка и единства оно также зависело от лояльности круп­ных землевладельцев и вассалов.

    Начиная с VIII в. и в течение последующих двух столетий франкам и другим европейским народам угрожали новые орды за­воевателей. В 711 г. мусульмане из Северной Африки вторглись в Испанию и разгромили королевство вестготов; к 732 г. они про­двинулись до центральной Франции, после чего были отброшены назад. Хотя франки вытеснили мусульман за Пиренеи, маврам удалось захватить Сицилию, Корсику и Сардинию и фактически сделать Средиземное море мусульманским.

    Позже в том же столетии из Скандинавии пришли викинги, которые оккупировали Британские острова, захватили Норман­дию, совершали набеги на города, стоящие на побережье морей и рек (в частности, они доходили до Парижа), и даже проникли в Средиземное море. В IX в. сильные мадьярские племена проник­ли через Карпаты в Центральную Европу, осуществляя набеги, грабя и взимая дань с населения северной Италии, южной Герма­нии и восточной Франции, прежде чем осесть в следующем столе­тии на своей новой родине — Венгерской равнине.

    Чтобы ответить на эти угрозы, франкские короли создали сис­тему военных и политических связей, впоследствии получившую название феодализма, которую они вживили в ткань развиваю­щейся экономической системы. Военные соображения потребовали создания конных отрядов, поскольку изобретение стремян (воз­можно, в Центральной Азии) сделало пешие армии практически бесполезными. Непосредственное содержание государством подоб­ных отрядов было невозможно ввиду отсутствия эффективной системы налогообложения и фактического исчезновения денежной экономики. Более того, обеспечение внутреннего порядка и управ­ления требовало наличия многочисленного административного персонала на местном уровне, содержание которого опять же не могло осуществляться непосредственно за счет государства. Реше­ние проблемы заключалось в передаче воинам дохода с больших имений, многие из которых были конфискованы у церкви, в обмен на военную службу. Представители военного сословия были также обязаны поддерживать порядок и отправлять право-

    63

    судне в своих имениях. Высшая знать — герцоги, графы и мар­кизы — имели многочисленные имения со многими деревнями; не­которые из этих имений они передавали мелким дворянам и ры­царям, своим вассалам, в обмен на клятву верности (оммаж). Аналогичную клятву они сами приносили королю.

    В основе феодальной системы лежала форма экономической и социальной организации, имевшая более древние, не связанные с феодализмом корни. В английском языке эта система получила название манориальной1. Манориальная система начала формиро­ваться в конце существования Римской империи, когда латифун­дии (крупные фермы) римских нобилей трансформировались в самодостаточные имения, а земледельцы были прикреплены к земле либо по закону, либо под давлением экономических и соци­альных обстоятельств. Вторжения варваров модифицировали сис­тему преимущественно путем вхождения племенных вождей и во­инов в состав правящего класса. Свою «законченную» форму ма-нориальная система получила в VIII —IX вв., в период вторжений сарацин, викингов и мадьяр, когда она стала экономической базой феодальной системы.

    Самые ранние документальные свидетельства, которые дают информацию о функционировании манориальной системы, отно­сятся к IX в. К этому времени она уже получила широкое распро­странение в регионе между Луарой и Рейном (северная Франция, юг Нидерландов и запад Германии) и в долине реки По (северная Италия). Постепенно она распространилась, с некоторыми моди­фикациями, на Англию (в период норманнского завоевания), Ис­панию и Португалию (в период Реконкисты), на Голландию, Центральную и Восточную Европу. В некоторых районах, таких как Шотландия, Норвегия и Балканы, манориальная система не получила существенного развития. Даже в тех регионах, где пре­обладала манориальная экономика, были территории, обычно с холмистым или гористым рельефом, на которых существовали другие формы экономической организации.

    Мы не можем говорить о «типичном маноре» как о реальном явлении: вариации, географические и хронологические, были чрезвычайно многочисленны. Тем не менее, полезно «сконструи­ровать» гипотетический, идеальный манор, который можно было бы использовать для аналитических целей. (На рис. 3.1 представ­лен план реального манора.) Как организационная и администра­тивная единица манор включал в себя землю, строения и людей, которые обрабатывали землю и обитали в строениях. По функци­ональному признаку земля подразделялась на пашни, пастбища и

    1 Поскольку Франция была классической страной маноров, часто употребляются французские термины — seigneurieи seigneurialisme(или, в англизированной форме, seignorialism). В других языках имеют­ся сходные, но не идентичные термины, что связано с региональными различиями в природе маноров.

    64

    туга, а также лесные угодья и пустоши. В юридическом отноше­нии 'манор подразделялся на поместье сеньора (в английском языке слово «домен» приобрело другое значение, поэтому заимст­вованное из французского языка слово «поместье» — demesne — является более предпочтительным), крестьянские наделы и земли общего пользования. Земля сеньора, иногда — хотя и не всег­да — огороженная или иным образом отделенная от земель крес­тьян, могла составлять от 25% до 30% всей пахотной земли мано­ра. Она также включала в себя земли под домами, сараями, ко­нюшнями, мастерскими, огородами и, в некоторых случаях, вино­градники и фруктовые сады. Наделы крестьян располагались в открытых полях, окружающих манор и деревню. Поля были раз­делены на полосы; наделы отдельных крестьянских хозяйств со­стояли из примерно двух дюжин или более полос, разбросанных по всем полям манора. Луга, пастбища (включая оставленные под паром земли, используемые в качестве пастбищ) и леса находи­лись в общем пользовании, хотя сеньор осуществлял контроль за ними и сохранял особые привилегии в использовании лесов.

    Рис. 3.1. Средневековый манор. Этот план деревни Шилботл в Нор­тумберленде (Англия) датируется началом XVII в., однако он показате­лен для Средневековья. Обратите внимание на приусадебные участки крестьян (коттедж и огород), окруженные открытыми полями и общин­ными землями (пустошами). Манориальная усадьба не показана; огоро­женные земли, принадлежащие сеньору, изображены в правой нижней части плана.

    Источник: Studies of Field System in the British Isles / Ed. A.R.H.Baker, R.A.Butlin. Cambridge: Cambridge University Press, 1973.

    65
    Усадьба, часто укрепленная, служила в качестве резиденции сеньора или его управляющего. Крупные сеньоры, у которых было очень много маноров, могли передавать их в ленное владе­ние вассалам, которые получали с них доходы в обмен на воен­ную службу сеньору. Религиозные институты, такие как соборы и аббатства, также имели маноры, которые могли быть переданы вассалам, управляться напрямую клириками или вверяться в уп­равление мирянам. Феодальный идеал выражался правилом «нет земли без сеньора, нет сеньора без земли», но оно не всегда со­блюдалось. В принципе функцией сеньора была защита манора и отправление правосудия; он мог быть напрямую заинтересован в наблюдении за функционированием своего поместья, но чаще предоставлял выполнение этой функции своему управляющему. Кроме того, он часто имел другие привилегии, связанные, напри­мер, с владением местной мельницей, хлебопекарней или вино­градным прессом.

    Крестьяне жили в небольших деревнях под стенами замка или по соседству с ним. Их дома были простыми, имели одну—две комнаты и иногда чердак, который служил в качестве спальни. Дома строились из дерева или камня, но чаще всего они были глинобитными, с земляным полом, без окон, имели соломенную крышу с дырой, служившей в качестве дымохода. Во дворе могли находиться вспомогательные постройки для скота и орудий, но зимой скот часто содержался непосредственно в жилом доме. Де­ревни, как правило, стояли на реке, которая обеспечивала их водой, приводила в действие мельницу и, возможно, кузнечные меха в кузнице. Если замок не имел часовни (а иногда и при ее наличии), церковь завершала деревенский пейзаж.

    Так можно описать наш гипотетический манор. На самом деле вариации были бесконечны. Хотя в идеале на один манор прихо­дилась одна деревня, часто в один манор входило несколько дере­вень, а иногда бывало так, что одна деревня была разделена между двумя или более манорами. Иногда крестьяне жили не в деревне, а в разбросанных по округе хуторах или даже на изоли­рованных фермах. Два последних типа поселений наиболее часто встречались в регионах с бедной почвой или с холмистой местнос­тью, где манориальная форма организации была развита слабо или отсутствовала вовсе. Однако в Средиземноморском бассейне, особенно в южной Франции и на большей части Италии, неболь­шие квадраты огороженных полей с изолированными строениями, типичные для римских времен, сохранялись на протяжении всего Средневековья. В регионах, где манориальная система была при­внесена извне (как это было на Пиренейском полуострове, в вос­точной Германии и даже в Англии), ее черты модифицировались в зависимости от типа почв, климата и существовавших институ­тов. Наконец, манориальная система нигде не была статичной, как это подчас изображается, но постоянно находилась в состоя­нии эволюции, обычно постепенной, почти незаметной, но неиз­бежной.

    66

    Сельское общество

    •; '• • (•' ' .1-.- . ••' ,/'

    Среди сельского населения существовали различные градации социального статуса. В наиболее развитой теории феодального об­щества — которая, что характерно, была разработана лишь тогда, когда сам феодализм уже стоял на грани упадка, — общество со­стоит из трех «сословий» (ordres), каждое из которых имеет свои обязанности. Сеньоры обеспечивают защиту и поддерживают по­рядок, клирики наблюдают за духовным благополучием общества, крестьяне работают для обеспечения двух высших сословий. Гово­ря по существу, дворяне сражаются, священники молятся, а крес­тьяне работают. Знаменательно, что городское население даже не было включено в эту иерархию, хотя, по крайней мере к XI в., оно составляло уже значительную категорию населения, более многочисленную, чем дворяне или духовенство.

    Правящий класс — феодальное сословие в строгом смысле этого слова, — которое составляло менее 5% совокупного населе­ния, представляло из себя социальную пирамиду с королем на вер­шине, высшей знатью на последующих ступенях и мелкими рыца­рями — на низших. Фактически положение вещей было даже еще более сложным, поскольку многие дворяне имели несколько мано­ров, называемых также бенефициями (benefices), и таким образом являлись вассалами более чем одного сеньора. Могло быть и так, что два сеньора, даже короля, являлись вассалами друг друга при­менительно к отдельным владениям. Неудивительно, что столь за­путанные отношения часто приводили к конфликтам и столкнове­ниям, которые придали феодальной эпохе не вполне заслуженную репутацию эпохи беззакония и жестокости.

    Сословие клириков, единственное сословие, которое не само­воспроизводилось биологически (по крайней мере в принципе, хотя на практике иногда было совсем по-другому), также имело многочисленные социальные градации. Прежде всего, следует от­метить различие между черным духовенством (членами монашес­ких орденов), которые удалялись от мирской жизни и образовы­вали отдельные сообщества, и белым духовенством (священника­ми и епископами), которые более активно участвовали в мирской жизни. В раннее Средневековье престиж черного духовенства был более высок, однако в результате возрождения городской жизни и экономического подъема, начавшегося с X в., когда епископы и архиепископы стали играть важную роль и в мирской, и в рели­гиозной жизни, статус белого духовенства повысился. Кроме того, внутри и черного, и белого духовенства существовали различия, связанные с социальным статусом людей, принявших духовный сан. Младшим сыновьям знатных фамилий при вступлении в ду­ховное звание были часто уготованы, порой вне зависимости от наличия у них соответствующей подготовки, места епископов или аббатов. В то же время выходцы из простого народа едва могли претендовать на что-то большее, чем должность приходского свя-

    3' 67

    щенника или служителя монастыря. Потенциал вертикальной мо­бильности в церкви был выше, чем в целом в сельском обществе, но значительно меньше, чем в новых городах.

    Даже среди крестьянского населения имелись статусные раз­личия. Вообще говоря, существовали две основные категории крестьян: свободные и зависимые. Но эти категории не всегда были различимы, и внутри них также существовала градация. Рабство в той форме, в какой оно существовало в Римской импе­рии, постепенно отмерло к IX в.; единственным его пережитком оставалась домашняя прислуга знатных феодалов. С другой сто­роны, класс свободных земледельцев — крестьян-собственников и арендаторов-фермеров, которые также существовали в Римской империи, — был низведен практически до положения зависимых работников. Действительно свободные крестьяне, — имеющие право свободно переселяться из одной деревни в другую, приоб­ретать или оставлять землю по своей инициативе, жениться без разрешения феодала, — были редкостью для Средневековья. В то же время власть сеньоров была ограничена. Крепостные не явля­лись собственностью своих господ, но являлись adsriptiglebac, т.е. прикрепленными к земле. Сеньоры могли приходить и ухо­дить, но, за исключением периодов крупных потрясений, земле­дельцы, были ли они номинально свободны или зависимы, долж­ны были оставаться на прежнем месте жительства, защищенные «обычаем манора» и иногда особыми документами (как, напри­мер, английские копигольдеры).

    В течение всех Средних веков и в начале Нового времени су­ществовали две главные тенденции в развитии социального стату­са крестьянства — тенденции, тесно связанные с эволюцией мано­ра. С периода поздней Римской империи и почти до X или XI в. права и обязанности двух полярных групп — свободных и рабов — все больше и больше сближались. Затем, примерно с XII в. и до Великой французской революции, происходило после­довательное ослабление отношений зависимости (не обязательно экономического свойства), которое привело к ликвидации инсти­тута личной зависимости в некоторых регионах Западной Европы (эта тенденция была значительно слабее в Центральной Европе и вовсе отсутствовала в Восточной Европе, где имела место обрат­ная тенденция).

    Механизм стабильности

    Организация труда в маноре основывалась на комбинации обычной кооперации и принуждения с весьма малыми возможнос­тями для проявления личной инициативы. Наиболее важными операциями были пахота, сев и сбор урожая, в которые вовлека­лись почти все жители деревни. Ввиду существования системы от­крытых полей и из-за того, что личные крестьянские наделы были

    68

    разбросаны по всем полям, работа должна была выполняться со­обща. Более того, на тяжелых почвах, которые в то же время были наиболее плодородными, в плуг необходимо было запрягать упряжку из 4, б и даже 8 быков, а поскольку крестьяне редко имели более 1—2 быков (а многие вообще их не имели), то коопе­рация была совершенно необходима. Сбор урожая также произво­дился сообща, чтобы по его завершении можно было начать выпас скота на жнивье.

    Роль скота в средневековой аграрной экономике существенно варьировалась в разных регионах. Наиболее важную роль выпол­нял рабочий скот, чаще всего — быки, которых можно было встретить повсюду в Европе. Другими рабочими животными были лошади, использовавшиеся в Северо-Западной Европе и в России примерно с X в., ослы и мулы, распространенные в основном в юго-западной Франции и в Испании, и буйволы, использовавшие­ся в некоторых районах Италии. Быки, в отличие от лошадей и мулов, питались в основном травой и сеном, были послушны и легко поддавались разведению, что и объясняет их доминирова­ние. Естественно, что разведение быков подразумевало разведение молочных коров, которые также давали молоко для изготовления масла и сыра; в самых бедных регионах их использовали и как рабочих животных. В «кельтском углу» Европы (Бретань, Уэльс, Ирландия и Шотландия), который не входил в ареал манориаль-ной экономики и где земледелие мало практиковалось, полукоче­вые племена зависели почти исключительно от скотоводства. В Скандинавии, особенно в Норвегии и Швеции, разведение скота также играло более важную роль, чем обработка земли. В ключе­вых манориальных районах крупный рогатый скот, овцы и свиньи разводились на мясо (а овцы — также на шерсть) и иногда — для получения удобрений; однако скотоводство в этих районах имело второстепенное значение по сравнению с земледелием. Ско­товодство преобладало в Северо-Западной Европе, где влажный климат обеспечивал лучшие природные пастбища. Большие лес­ные массивы этого региона также обеспечивали фураж для круп­ного рогатого скота и лошадей, а также для свиней. На юге с его средиземноморским климатом выращивание скота играло мень­шую роль и часто принимало форму отгонного скотоводства: стада овец и коз зимовали в долинах и перегонялись в горы на пастбища в весенне-летний период. Иногда прогон стад по сель­скохозяйственным полям наносил ущерб последним, а чрезмерная эксплуатация горных пастбищ приводила к исчезновению лесов и эрозии почвы.

    Большинство крестьян были обязаны выполнять работу на землях сеньора, которая (в принципе) имела приоритет по отно­шению к работе на их собственных наделах. Размер и характер трудовых повинностей варьировался в зависимости от региона (даже от манора к манору), от хронологического периода и от со­циального статуса крестьянина или юридической природы его зе-

    69

    мельного держания. Нередко бывало, что номинально свободный человек имел повинности, обычно выполняемые зависимыми крес­тьянами, а номинально зависимые подчас могли владеть копиголь­дом или лизгольдом. В целом зависимые крестьяне должны были работать на сеньора больше времени, чем свободные — возможно, в среднем по 3 — 4 дня в неделю. Женщины пряли и ткали в мас­терских сеньора или у себя дома, а дети использовались как слуги в домашнем хозяйстве сеньора. Начиная с X в. развивалась, в не­которых районах быстрее, чем в других, прогрессивная тенденция к сокращению трудовых повинностей или к переводу их в денеж­ную ренту.

    Помимо трудовых повинностей, большинство крестьян имели перед сеньором иные обязательства, денежные или натуральные. Некоторые из них собирались на регулярной основе — например, овца или несколько кур к Рождеству в дополнение к ежегодным денежным платежам, в то время как другие платились по особым случаям, таким как переход держания умершего крестьянина к его наследникам или вступление крестьянина в брак. Форма и ве­личина этих поборов значительно варьировались. В Англии XIII в. общая сумма крестьянских податей и платежей доходила до 50% крестьянского дохода, но в некоторые периоды и в неко­торых местах они могли превосходить даже эту цифру. Крестьяне также были обязаны пользоваться — за плату — господской мельницей, виноградным прессом и печью, а также подпадали под юрисдикцию сеньора в манориальном суде, что нередко предус­матривало уплату штрафов. Они также платили десятину церкви (которая, несмотря на название, не всегда составляла ровно 10%), и иногда платили также королевские налоги. Крестьяне, чьи наде­лы были слишком малы для содержания семьи, как это часто слу­чалось, выполняли дополнительные работы на землях сеньора (или, реже, на землях своих более состоятельных соседей), за что они получали плату, исчисленную в денежном выражении, хотя реальные платежи часто производились в натуральной форме.

    Манориальная система постепенно развивалась на протяжении нескольких веков, в период, для которого были характерны поли­тическая нестабильность, частые вспышки насилия, снижение тор­говой активности и деградация профессиональной специализации, а также использование примитивной производственной техники. Хотя она не была создана для этой цели сознательно, она поддер­живала социальную стабильность и преемственность и обеспечива­ла немногочисленному населению низкий, но приемлемый уровень жизни. Явно не располагающая к индивидуальной инициативе и, следовательно, к инновациям, эта система, тем не менее, развива­лась в ответ на факторы, связанные с взаимодействием институтов и ресурсов, вызвав к жизни технологические изменения, которые повысили производительность и стимулировали рост численности населения, тем самым изменив основы самого существования сис­темы.

    70
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта