А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Скачать 18.63 Mb.
|
Познание. Чарваки — сенсуалисты. Они отрицали всякое сверхъестественное знание, авторитеты. Даже разум (манас) не может быть самостоятельным источником знания. Всезнание чарваки выводили из чувств. Влияние чарваков одно время была велико. Мадхавачарья сообщает, что многие люди в соответствии с наукой о политике и удовольствии, считая единственной целью жизни богатство и удовольствие, и отвергая потусторонний мир, следуют только учению чарваков» (Там же). Однако со временем учение чарваков потеряло влияние, а труды их погибли или же были сознательно уничтожены теми же самыми брахманами, которых они так едко высмеивали НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ Китай в древности. Древний Китай находился там же, где и современный, но занимал значительно меньшую площадь, первоначально очень малую. Колыбелью китайской культуры и цивилизации была Великая китайская равнина с плодородными лессовыми почвами, по которой протекала и ныне протекает в своем нижнем течении Хуанхэ Желтая река, а также прилегающие к этой равнине более возвышенные местности. Большая часть китайской территории — возвышенности и горы, и ей не грозит затопление, как Европе и России, в случае подъема уровня мирового океана. Хотя на востоке Древний Китай выходил к морями океану, он не был морской державой. Древний Китай — типичная речная цивилизация со всеми ее особенностями. Другой уже собственно китайской особенностью Древнего Китая была его географическая изолированность. От всего остального мира Китай был отгорожен с запада горами и пустынями. На востоке находилась тогда недоступная заморская Япония, аза ней неведомый Тихий океан. Дороги на север и на юг никуда не вели. Лишь в 1 в. до н.э. китайцы нашли дорогу на запад и установили знаменитый шелковый путь вплоть до Рима. Между тем Китай — родина одной из ветвей пралюдей. Археологи, неутомимо разыскивающие древнейшие становища, показали, что вышеупомянутая Великая китайская равнина была местом обитания антропоидов и архантропов (около 500 тысяч лет до н.э.), палеоантро пов (около 50 тысяч лет до н.э.), неоантропов (около 5 тысяч лет до н.э.). Известно, что затем, в IV—II тысячелетиях до н.э., на территории Китая процветали сначала неолитическая культура Яншао, а затем поздненеолитическая культура Лушань, связанная с племенем Ся, от которого и пошел китайский народ Фи.юсофия древнею мири 97 Сами китайцы называли свою страну Тянься (Поднебесная) или Чжунго (Срединное государство, полагая, что они, китайцы, обитают в центре земли. Они наивно думали, что земля квадратная, а небо круглое. Углы земли небом непокрыты, там нет времен года, там зыбучие пески действительно, на западе Китай окружен пустынями. Эти географические представления давали китайцам возможность считать себя высшей расой и презирать соседние сними народы как варваров. История Китая делится на легендарно-летописную и реально-ар- хеологическую. О первой истории мы узнаем из древнекитайских летописей, однако ее соответствие действительности пока не подтверждается памятниками материальной культуры. Согласно летописной истории, в Китае существовала династия Ся, которая правила, св. до н.э. согласно традиционной историографии по XVIII век до н.э., а согласно Бамбуковым анналам даже по XVI век до н.э. В коллективной памяти китайского народа сохранялись смутные воспоминания о далеких временах, когда господствовала Великая Справедливость и когда вся земля в Поднебесной была общей. Если же говорить конкретнее, то свою легендарную историю китайцы начинают с тех времен, когда китайским народом правил некий справедливый правитель Яо (2357—2258), который назначил своим преемником не своего сына, а своего помощника Шуня. Шунь в свою очередь сделал продолжателем своего дела опять-таки не своего сына, а Юя. Юй же. передал свою власть сыну по имени Ди. Таки возникла наследственная династия Ся. Последний представитель династии Ся тиран Цзе отличался крайней жестокостью — и Небо (Тянь) от него отвернулось. Реальная история Китая начинается в XVIII в. до н.э. Об этой истории можно судить по археологическим находкам, которые говорят о том, что культура Китая этого времени была бронзовой. Археологами были найдены бронзовые лопаты, употреблявшиеся наряду с деревянными. Были найдены и древнейшие китайские надписи. Основателем новой династии Ш ан-Инь был Чэн Тан (1766— 1754). Позднее Шан стала именоваться Инь. Это было усвязано стем, что очередной правитель китайцев по имени Пан-гэн перенес поселение своего народа с севера от Хуанхэ, где большие беды причиняли наводнения, к югу от Хуанхэ в Инь (на территорию теперешней провинции Хэнань). Последний правитель династии Ш ан-Инь по имени Чжоу Синь также отличался крайней жестокостью и распутством. Он казнил тех из своих приближенных, кто советовал ему изменить методы управления народом, и окружил себя злодеями. Династия Ш ан-Инь была свергнута и ее место заняла династия Чжоу. Китайское племя Чжоу издавна обитало на территории восточной части нынешней провинции Ганьсу и западной части нынешней провинции Шэньси. В качестве легендарного предка племени Чжоу почитался некий Хоу-цзи (Князь-зерно) — покровитель земледелия. Основание династии Чжоу связывают с именем Вэнь Вана, но фактическим основателем династии был сын Вэнь Вана по имени У-ван (1122— 1116 гг. до н.э.). Именно он разгромил шаниньцев. Согласно официальной китайской историографии династия Чжоу получила власть над новыми территориями вовсе непутем насильственного захвата, а по воле Неба, которое снова отвернулось от злодея, на этот раз от Чжоу Синя. Территория Китая при династии Чжоу увеличилась. Исконные земли чжоу стали доменом чжоусского царя, а завоеванные земли были отданы в пользование, ноне в собственность царским сановникам. Китайское государство на всем протяжении его истории вплоть дог типичная восточная деспотия. Его можно представить в форме социального конуса. В основании конуса лежали бесправные земледельческие крестьянские общины. Они состояли из простолюдинов, которые именовались шужэнь. На вершине конуса находился самодержавный правитель, ван, с неограниченной никаким законом властью. В представлении китайцев власть вана — продолжение власти отца в семье, а эта власть также была неограниченной. Ван — отец своего народа. Его титул Я — единственный среди людей. Ив самом деле, ван был единственным землевладельцем, вся земля считалась царской. В древнекитайской Книге песен («Шицзин») мы читаем: Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди не царской земли (Ода о несправедливости//Шицзин. М, 1957. С.280.) Все китайцы, независимо от своего социального уровня, считались слугами царя: На всем берегу, что кругом омывают моря, Повсюду на этой земле только слуги царя (Там же.) Такими слугами царя былине только простолюдины — большинство народа, но и те, кто находился между основанием и вершиной нашего воображаемого социального конуса. Непосредственно над простолюдинами возвышались ши — главы больших семей, которые управляли хозяйством. Выше стояли дафу — главы кланов, доверенные лица царя и его военачальников в дальних районах. Еще выше, непосредственно под ваном, находились чжухоу — правители уделов, высшие сановники, князья -99 Жизнь китайцев была строго регламентирована. Высшие и низшие слои общества резко отличались друг от друга во всем в образе и стиле жизни, в одежде и даже в питании. Шужэнь питались только овощами, ши полагалась еще и рыба, дафу ели и свинину, чжухоу — еще и говядину, а ван кушал свинину, баранину, бычачину. Строго соблюдалось то, что у нас иронически называют китайскими церемониями. Все было продумано до мелочей. Например, надоевшей наложнице вана посылался теплый парчевый халат, чтобы она, больше не софетая царской любовью, могла согреться хотя бы халатом. В отличие от Индии, Персии, Вавилонии, Иудеи, Египта, в Китае не было сословия жрецов. Религиозные функции исполняли главы семейств, старосты сели другие, наконец ван, только он имел общение с высшими духами земли и неба. Ван — Тянь-цзы, те. сын Неба. Его воля — воля Неба. Считалось, что ван олицетворяет высшее единство китайского народа и выражает не только волю Неба, но и волю народа. Но эта воля толковалась своеобразно. Ванне должен был слепо служить этой воле. Народ обычно близорук. Ван выражает и осуществляет дальние и истинные интересы народа. Когда вышеназванный правитель Пан-гэн замыслил переселить свой народ с левого берега Хуанхэ на правый и когда народ стал этому противиться, ван утверждал, что действует в согласии с народной волей и угрожал всем бунтовщикам отрезать носы. Военнопленные долгое время не находили применения. Их не превращали в рабов, а приносили в жертву богами духам. Государственные должности и дарованные земли наследовались. История династии Чжоу распадается на периоды Западное Чжоу (XII—VIII вв. до н.э.) со столицей Хао (современная провинция Шаньси) и Восточное Чжоу (VIII— III вв. до н.э.) со столицей Лои. В свою очередь история Восточного Чжоу распадается на подпериоды Лего (Разделенные царства, или Чунь цю» ( Весны и осени, так называлась летопись, в которой была описана история Китая с 721 по 481 гг. до н.э.) и Чжаньго (Воюющие государства, 481—221 гг. до н.э.), когда титул вана узурпировали бывшие чжухоу, ставшие само званными суверенными правителями многих мнимых царств, на которые распался тогдашний Китай. Такими новоявленными царствами были царства Цзинь, Цинь, Чжао, Яо, Ци, Чу, Хань, Вэй и др. Царство Цинь находилось на северо-западе, оно было отгорожено от других царств средним течением реки Хуанхэ, что давало ему стратегическое преимущество. На севере располагалось царство Чжао, оно подвергалось нападению северных кочевников, поэтому держало большую конницу. На северо- востоке было царство Яо со столицей неподалеку от нынешнего Пекина. На востоке пребывало царство Ци (большая часть нынешней провинции Шаньдун), где производились шелк, льняные ткани, добывались соль и рыба. Центральную часть долины Хуанхэ занимало земледельческое царство Вэй. В центре, в горах, ютилось царство Хань — самое бедное и слабое из вышеназванных царств (там производились луки и стрелы. Были и другие, менее значительные царства, например царство Jly на территории нынешней провинции Шань дун — родина Кун Фу-цзы (Конфуция). При распаде Китая верховная власть династии Чжоу формально сохранялась. Но она была лишь номинальной. Столица Чжоу была лишь религиозным центром. Во времена Восточного Чжоу в Китае начинается железный век. В Западном Чжоу археологи не нашли железных изделий) Первое упоминание о железе восходит кв. до н.э., когда в царстве Цзинь стали штамповать на железных плитах уголовные законы. Затем из железа начали производить лопаты, наконечники, косы, крюки, долото, латы и копья. Появление сохи с железным сошником революционизировало сельское хозяйство. В это же время появляется первая монета. До этого единицами обмена были ракушки — каури. В 524 г. в царстве Цзинь начали производить литую монету, затем в царствах Цинь и Вэй лопатообразную, а в царстве Яо — с квадратным отверстием в середине. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. Возникают города как центры ремесел. Складывается городская культура с психологией горожанина, качественно отличной от психологии сельчанина. Однако ив деревнях постепенно и исподволь меняются производственные отношения. Первоначально пахотные земли находились во владении сельских общин и время от времени перераспределялись, чтобы все члены общины имели одинаковые земельные наделы. Господствовала система колодезных полей (цзин-тянь), или система колодезных земель (цзин-ди). Она состояла в том, что квадратное поле площадью в 900 му (му — мера площади, полоса земли длиной в 240 шагов и шириной в один шаг, причем длина шага была приблизительно равна 1,6 м, так что фактически это был двойной шаг) делилось на девять равных участков по 100 му. В центре находилась земля вождя (гун-тянь) или общинное поле. Его окружали восемь личных участков (сы-тянь). Сначала полагалось обрабатывать центральный участок, но он как правило обрабатывался плохо не свое. Поэтому в 496 г. до н.э. в царстве Лу неэффективная обработка центрального участка была заменена натуральным налогом, который взымался независимо от урожая, что тяжким бременем, вплоть до голодной смерти, ложилось на китайского крестьянина при неурожае. Затем такие же реформы были проведены в царствах Чжэн и Чу. В царстве Цинь соответствующая реформа была проведена в 408 г. до н.э. Там же позднее, в середине IV в. до н.э., земля стала частной собственностью, ее купля и продажа были узаконены Пустующий центральный участок стали присваивать дафу и ши, те. чиновники, управляющие хозяйствами царей и их военноначаль- ников и контролирующие обработку так называемых общинных полей. Земля перестала перераспределяться. Разорившийся общинник терял свой надели превращался в батрака, в бродягу, в раба. В конце III в. до н.э. община из коллективного держателя земли превратилась в самоопределяющееся объединение свободных земельных собственников. Возник класс богатых незнатных фактических (хотя номинально земля оставалась царской) землевладельцев. Эта новая имущественная знать вступила в борьбу с наследственной аристократией за власть. Ван часто принимал ее сторону, так был заинтересован в ослаблении князей. Старая строгая стратификация была нарушена. Начались нисходящие и восходящие социальные движения, когда раб, пастух, бродячий нищий, торговец становились знаменитыми государственными деятелями. Однако никто не был защищен от произвола вышестоящего на социальной лестнице. Перед произволом же вана все были равны. Поэтому государственная служба была равно для всех тягостна. В той же Книге песен сказано Иди служить — на службе ложь, одни шипы и страх И вот, коль неугодное речешь — опалы царской примешь гнет, царю угодное речешь — друзей негодованье ждет. (Древнекитайская философия. Собр. текстов. Вт. Т. МС. Далее указываются томи страница.) Закрепощенные крестьяне временами поднимали восстания, а аристократия устраивала заговоры и государственные перевороты, после чего все оставалось по-старому. Разбогатевшие общинники выступали против наследственной служилой аристократии, требуя упразднения наследования государственных должностей и равенства возможностей. Но эти новаторские движения тонули в китайском традиционализме, который имел в Китае характерную для него форму ритуализма. Как уже было сказано, все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое обоснование. Как говорится в авторитетной для китайцев книге «Цзо чжуань», ритуализация отношений китайцев, их ритуал взаимного приветствия и обращения основываются на постоянстве неба, порядке (2, 12); ритуал — это устои (в отношениях) верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу (Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков, явлений природы (например, зерна, земли, неба. В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм. Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков, которым приносились жертвы, первое время даже человеческие (военнопленные, дети- первенцы). Социальное неравенство проявлялось ив религиозном культе. Как уже было сказано, высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только сын неба — ван. Небо (тянь) — высший объект почитания в Китае. Оно — обиталище небесного владыки — Шанди. Воля неба — высшая сила, определяющая все происходящее на земле. Она недоступна пониманию людей Высшего неба деянья неведомы нам, воле небес не присущи ни запахни звук (Вместе стем необходимо отметить, что в Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. П РО ФИЛОСОФИЯ Как было сказано выше, профилософия состоит из двух противоречивых, нона поверхностный взгляд единых и даже как будто нерасчленимых (синкретизм) частей. Это 1) художественно-мифоло- го-религиозный мировоззренческий комплекс — продукт в основном воображения и правого полушария головного мозга и 2) знания — продукт рассудка и левого полушария головного мозга, интеллекта, возникшего и развившегося в практике жизнеобеспечения, практического разума, без которого выживание того или иного племени или народа было бы невозможно.' В Древнем Китае существовали обе части предфилософии. Наибольшее количество сведений по китайской мифологии содержится в трактате Шань Хай цзин» (Книга гори морей) ив произведениях китайского поэта по имени Цюй Юань (340—219). Современный ученый Юань Кэ собрал мифы Древнего Китая в одноименной книге. Среди них есть уже и отвлеченные, профилософ- ские. Согласно одному из мировоззренческих космогонических мифов, мироздание (юйчжоу) возникло постепенно из первобытного хаоса (хунь-тунь), когда не было ни Неба, ни Земли и когда в кромешной тьме блуждали бесформенные образы тогда в этой тьме зародились два божества две противоположные, упорядочивающие этот хаос, персонифицированные космические силы Инь и Ян — тяжелое и легкое. Из Ян возникло Небо. Из Инь возникла Земля. В другом мифе упорядочение хаоса и организация мироздания связывались с деятельностью космического человека по имени Пань- гу, зародившегося внутри космического яйца порождения хаоса. Проснувшись и оказавшись в первобытном мраке, Пань-гу неизвестно откуда взявшимся железным топором раскалывает яйцо на Землю и Небо и поднимает последнее над первой. По мере роста Пань-гу небо юз поднималось все выше. Наконец, небо достигло достаточной высоты и уже не нуждалось в поддержке. Тогда Пань-гу упали умер. И из частей его тела возникли части мироздания ветер и облака — из вздоха, гром — из голоса, Солнце — из левого глаза, Луна — из правого, четыре страны света — из туловища с руками и ногами, реки — из крови, дороги — изжил, почва — из плоти, созвездия — из волос на голове и усов, травы, цветы и деревья — из кожи и волос на теле, металлы и камни — из зубов и костей, дождь и роса — из пота, молния — из блеска глаз. А из ползавших по телу Пань-гу паразитов произошли люди, и ветер их развеял повсюду. (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М, 1987. С.35.) Древние китайцы все одухотворяли. В их представлении существовали духи огня и воды, засухи и дождя. Противоположные духи боролись друг с другом. Например, дух вод Гун-Гун непрестанно борется с духом огня по имени Чжу-жун. В этом сказывается первобытная диалектичность китайской мифологии и мифологии вообще. Мыслящих китайцев интересовала также проблема своего происхождения. И они пытались ответить на этот вопрос в меру своих малых тогда возможностей. Согласно одной антропогонической версии, некая Нюй-ва вылепила первых людей из лёсса. Сперва она старалась — и оттого самые первые люди получались хорошими знатными, богатыми, умными. Устав, она стала лепить, как попало. Так возникли низкие, бедные и глупые люди — уже нам известные простолюдины, шужэнь. Нюй-ва и ее брат и муж Фу-си научили людей охоте и рыболовству, варке мяса, правилам женитьбы. Другой культурный герой по имени Шэнь-нун научил людей употреблять в пищу хлебные злаки, изготовил для них первые земледельческие орудия труда. Нюй-ва починила мироздание она отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими небосвод. Она же преграждает путь разливу вод. В Древнем Китае существовал характерный для всех речных культур и цивилизаций, которые периодически страдали от наводнений, миф о всемирном потопе. Согласно этому мифу, после всемирного потопа остались в живых только брат и сестра, которые и дали начало новому поколению людей. Вышеназванные культурные герои Фу-си, Нюй-ва, Шэнь-дун имели рост более девяти чи (более двух метров. У Фу-си и его жены и сестры было тело змеи, голова быка, нос тигра, лицо человека. С вышеупомянутым манизмом (культом предков) было связано учение о душе — анимизм. Китайцы приписывали себе по две души. Одна после смерти возносилась на Небо. Другая же оставалась на Земле и могла и помогать, и вредить пока еще живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам обильные умилостивительные жертвы. Для Китая была характерна идеализация прошлого и вытекающий отсюда традиционализм — преданность традициям, что привело к неподвижности китайской жизни Большую роль в жизни китайцев играли гадания — естественное для человека желание узнать будущее, примитивная футурология. Ничего важного как в личной, таки в общественной жизни без гадания не предпринималось. Выше говорилось о том, что во времена династии Ш ан-Инь существовала письменность, археологи нашли древнейшие китайские надписи. Эти надписи были гадательными. Они сохранились, так как были выполнены на больших костях животных и щитках черепашьего панциря. На этом прочном материале примитивными иероглифами писался вопрос, после чего материальный носитель надписи бросали в огонь. По образовавшимся от нагревания трещинам, похожим на иероглифы, читали ответ. Профессиональные предсказатели назывались бу. Религиозный ритуал был сложным. Он состоял изобильных жертвоприношений предками духам, из молитв. В Оде о засухе («Ши- цзин») говорится: У стран земли моля обильный год, Я жертвы в срок вознес на алтарях. И далее: Всем духам я моленья возносил, Жертв не жалея. Такова первая часть китайской профилософии. Вторая ее часть состояла из знаний, которые могли служить и служили реальной жизни людей. |