Главная страница
Навигация по странице:

  • Философские школы. Будда избегал метафизических вопросов. Однако, как в махаяне, таки в хинаяне сложились свои философские школы. Это мадхьямики

  • Мадхьямики. Наиболее нигилистична школа мадхьямиков (школа — шунъя-вада

  • Йогачары.

  • Критика Веди религии.

  • Смертность души.

  • Первоначала.

  • А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


    Скачать 18.63 Mb.
    НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
    Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    Дата12.03.2017
    Размер18.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
    ТипДокументы
    #3672
    страница11 из 84
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   84
    Общины. В буддийские общины не принимались заразные и неизлечимые больные, несовершеннолетние, рабы, тяжкие преступники, должники, воины и чиновники. Члены общины становились бхикшу, те. нищими, давшими обет не иметь частной собственности. Качества бхикшу: прямодушие, правдивость, ласковость, спокойствие, беспристрастность, достоинство. Их одежда состояла из старых, но чисто вымытых лоскутьев желтого цвета. Их имущество три одежды по числу времен года, коврик, чаша для подаяния, игольня с иголками и нитками, пара чулок с башмаками. Их образ жизни зимой они поднимались при проблеске зари утро уходило на духовные занятия, те. на созерцание и беседы (при этом сидели с поджатыми ногами, тело держали прямо затем шли в городили в деревню за подаянием с чашей, войдя в город, расходились по улицам молча, шли с опущенным взором, не просили если не подавали, то принимали это спокойно, если подавали, тоне благодарили вернувшись к полудню, делились подаянием (обычно вареный рис) с бедными, со зверями и птицами. Летом же в дождливый сезон расходились по деревням — летнее сидение.
    Философские школы. Будда избегал метафизических вопросов. Однако, как в махаяне, таки в хинаяне сложились свои философские
    школы. Это мадхьямикии йогачарыв махаяне, саутрантикии вайбха-
    шики
    в хинаяне. Эти школы в разной степени нигилистичны. Их цель доказать, что окружающий нас мир в сущности ничто. При этом философские школы махаяны более нигилистичны, чем школы хина­
    яны.
    Расположим эти четыре буддийские философские школы посте пени убывания нигилизма.
    Мадхьямики. Наиболее нигилистична школа мадхьямиков (школа —
    шунъя-вада
    , члены школы — шунъя-вадины).Мадхьямики отрицают существование как духовной, таки материальной субстанции. Все есть в сущности пустота. Только кажется, что существует этот мир как телесный, таки духовный. На самом деле существует только пустота —
    шунъята
    , за которой скрывается высшая реальность, достижимая лишь в состоянии нирваны, но о ней ничего нельзя сказать. Она немыслима. Нельзя сказать ни то, что она существует, ни то, что она не существует. Она ничем не обусловлена. Зависимое происхождение относится лишь к миру явлений. Опыт в состоянии нирваны не может быть описан.
    Сами мадхьямики не считали себя полными нигилистами ведь они признают существование высшей реальности, которую нельзя описать. Поэтому они и называли ее пустотой. Но это лишь отрицательная сторона высшей реальности. Что касается феноменов, то отрицается каких абсолютная реальность, таки их абсолютная нереальность, ибо они обусловлены другими. Их собственная природа неясна Поэтому эти буддисты-махаянисты называют себя средними, отсюда и название мадхьяма— среднее..
    Нагарджуна. Основателем школы мадхьямиков был Нагарджуна, который жил во II в. Нагарджуна происходил из семьи брахмана, но стал буддистом. Нагарджуна учил, что истинная реальность не может быть описана по формуле это есть и это не есть. Высшая реальность за пределами видимости. Истинная реальность неописуема. Не может быть теории реальности. Реальность не в системе категорий человеческого мышления. Истинная реальность постигается лишь мистическим сознанием. Сточки зрения мистического сознания в материальном мире все есть ничто и природа — иллюзия. Но и абсолют сточки зрения обыденного сознания есть ничто, потому что он лишен развития и проявления, множественности и разнообразия.
    Постижение истинной реальности мистическим сознанием означает освобождение от материального мира, а потому называется нирвана, или спасение.
    Йогачары. (Виджняна-вада, виджняна— сознание. Более умеренные нигилисты — йогачары. Буквально йогачары — те, кто практикует йогу. У йогачар-буддистов йога как и вообще йога — медитация или транс, постепенное освобождение от оков материального, те. от вовлеченности в обманчивость материального мира. Чтобы лучше почувствовать иллюзорность этого мира, йогачары созерцали трупы

    Йогачары думали, что только духовное реально. Без реальности ума все рассуждения мадхьямиков были бы ложными, мнимыми, кажущимися. Разум реален. И только он реален. Ум — поток идей. Материальный мир вне сознания не существует. Существуют лишь представления, нонет соответствующих им объектов. Нельзя доказать существование объектов вне ума. Синий цвет и представление синего цвета неразделимы. Показания органов чувств — подобная сновидениям галлюцинация. Йогачары характеризуют абсолют не негативно, как мадхьямики, а позитивно.
    Главные представители — Асанга, Васубандху, Дигнага. Основные идеи выражены в сочинении «Ланкаватара-сутра».
    Йогачары подвергли критике скептические и нигилистические тенденции махьямиков. Они признавали реальное существование духа, ума. Если что и имеет значение, то это психическое бытие личности, чистое сознание — виджняна. Духовная субстанция существует. Это абсолютное сознание (Алая-виджняна — сокровищница сознания, это сознание индивидуального, а не универсального. Все вещи — состояния ума. Нельзя доказать, что вещи существуют вне нашего сознания. Не существует ничего кроме сознания того, что ничего не существует. Все нереально, но факт осознания нереальности всего реален. В этой сокровищнице сознания хранятся все впечатления. Они выявляются при нужных обстоятельствах.
    Таковы две философские школы махаяны.
    Перейдем теперь к школам хинаяны:
    Саугрантики. Еще менее нигилистичны саутрантики: согласно их учению реальны и сознание, и телесный мир. Но объекты и сознание совпадают. Внешние объекты не воспринимаются, а познаются посредством умозаключения.
    Еще менее нигилистичны вайбхашики. В основе вайбхашики трактат «Абхидхама» и комментарий на этот трактат «Вибхаша». Реальны и ум, и вещи. Вещи существуют вне сознания. Они воспринимаются нами непосредственно, а нес помощью вывода, как учили саутрантики.
    Буддисты развивали логику, были и выдающиеся логики-буддисты, например, вышеупомянутый Дигнага. Но цель буддийской логики отрицательная логика здесь — это не инструмент познания, а способ доказать, что высшая реальность лежит внелогического мышления.
    В поздней махаяне и ваджраяне все бодхисаттвы и будды персони­
    фицируются в Ади-Будде.
    Из всех рассмотренных выше учений только один буддизм (точнее, одна его ветвь, махаяна, потуги современных кришнаитов не в счет) вышел за пределы Индии и стал мировой религией. Это произошло в Средние века. Буддизм получил распространение в Тибете, Китае, Бирме, Корее, Японии ив других регионах Северной, Восточной и
    Юго-Восточной Азии. В Индии же буддизм был поглощен брахманизмом, а Будда включен в пантеон брахманизма-индуизма как одно из воплощений Вишну.
    В первом тысячелетии н.э. махаянистский религиозный буддизм проник в Корею, а через нее в Японию.
    Ныне буддизм — одна из широко распространенных (в основном за пределами Индии) мировых религий.
    В Российской Федерации буддизм исповедуют калмыки и буряты.
    Чарвака-локаята
    В отличие от других даршан, чарвака-локаята категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атмана-Брахмана, и по существу строит свое мировоззрение на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Словно как бы единственно трезвые среди пьяных чаркаки-локаятики говорили о реальности и единственности нашего мира, в котором мы живем как деятельные и разумные существа, обеспечивающие материальное существование представителям грезящего сознания. Поэтому чарвака-локаята и адвайта-веданта абсолютно противоположны.
    Материализм чарвака-локаяты имеет свою предысторию.
    Уже боги самхит, будучи по преимуществу олицетворением явлений природы, при демифологизации легко растворялись в своем исходном натуралистическом содержании. В Упанишадах при всем господстве в них протоидеалистической линии Атмана-Брахмана присутствует — пускай ив качестве сатанинской, асурической, гонимой — протома- териалистическая линия, которая за первоначало всего сущего принимает то или иное телесное начало — от пищи до материи (пракрити).
    Материалистические учения были ив древнеиндийском эпосе, в
    «Махабхарате».
    «Мокшадхарма» (Основа освобождения. В этой обширной части
    «Махабхараты» (в «Мокшадхарме» семь с половиной тысяч iujJok, или пятнадцать тысяч строк) мы находим целый спектр мировоззрений — от явно теистического монизма до решительного материализма. В ней, в частности, рассказывается о материалистических взглядах некоего
    Бхарадваджи — ученика идеалиста Бхригу.
    Бхарадваджа разошелся со своим учителем по имени Бхригу — сторонником учения о посмертном существовании души — дживы. Идеалист Бхригу сравнивал мертвое тело со сгоревшими дровами, а душу — с потухшим огнем, который все же продолжает существовать и после своего потухания в пространстве, на что материалист Бхарад­
    ваджа возражал, говоря, что гибнет без дров огонь. Аналогично без тела гибнет душа. Ведь живое тело состоит из пяти сутей: огня, воздуха, воды, земли и пространства оно обладает чувствами и умом (манасом),
    вполне достаточными для восприятия и осмысления мира. Джива ненужен. Говорят, джива слышит, но разве не ушами слышат, даже когда ум (манас) отвлечен Все подобное себе видит глаз, с манасом сочетаясь а если ум отвлечен, то глаз, смотря, не видит. Итак, взаимодействия чувств и ума достаточно для объяснения явлений сознания и для познания мира.
    Поэтому Бхарадваджа делает вывод о бесполезности допущения существования дживы-души. Бессмертия нет Все после смерти распадается на пять сутей...», и только семя существовать продолжает, излившись раньше мертвец мертвецом и гибнет, а из семени продолжает развиваться семя».
    Бхарадваджа высказывал также мысль о равенстве людей независимо от их принадлежности к варнам. От вожделенья, усталости, голода и заботы, печали, страха, гнева все несвободны зачем различать тогда варны?» — спрашивает философ-материалист. Нет разницы между брахманом и шудрой, все люди одинаковы.
    Материалистическая санкхья. Выше говорилось о дуалистической и о монистическо-теистической санкхье. Был, однако, и материалистический вариант санкхьи, в котором, в отличие от дуалистической, а тем более от теистической санкхьи, центр тяжести мировоззрения переносится на материю-пракрити. Вариант материалистической сан­
    кхьи мы находим в «Мокшадхарме», где некий Панчашикха высказывается против сверхъестественного откровения и отдает предпочтение очевидности и умозаключению Откровение — ничто, если оно нарушает очевидность и умозаключение. Он обращает внимание на то, что закономерность Вселенной нарушилась бы, если бы дары и обряды плоды приносили. Душа — нечто иное, как тело. Одинаково смертны и тело, и ум (манас). Никакой души, кроме манаса, нет. Панчашикха сводит буддхи и аханкару к манасу, который в совокупности с пятью чувствами достаточен для познания. Для восприятия необходимы манас, орган познания и предмет позйания. Все сущее состоит из пяти сутей. Это уже известные нам вода, пространство, земля, огонь и воздух. Живое тело также состоит из этих сутей. Смерть — полное освобождение от кармы. Умерший также не пятнается плодами своих действий, как лист лотоса не смачивается водой Исчезли его заслуги, грехи отпали».
    Этика Панчашикхи реальна и пессимистична. Он ничего не может противопоставить всепоглощающей смерти Гибнущему человеку сего хрупкой жизнью что в домочадцах, что в рушащихся начинаниях Ведь все покинув, люди мгновенно уходят и не вернутся больше».
    «Анугита». Спор ума и чувств. Мысль об органической связи в процессе познания ума и чувств представлена не только в «Мокшад­
    харме», но ив другой философской части «Махабхараты» — в «Ануги- те. Там, в частности, содержится рассказ о принципиальном споре между чувствами и умом. Зазнавшийся ум (манас) заявляет чувствам
    Без меня не обоняет нос, язык не чувствует вкуса, образа глаз не объемлет, не познает касаний кожа ухо, покинутое мной, никак не воспринимает звука, а потому, делает вывод ум, он из всех сутей наилучший. Скромные чувства не отрицают значения ума в восприятии мира, но они напоминают манасу о том, что он без чувств может наслаждаться предметами лишь в воображении, что без чувств ум истощается и угасает также, как гаснет огонь без дров ведь ум только осмысливает показания чувств. Чувства — двери в обиталище ума. Без нас нет для тебя постиженья»,— заканчивают чувства свою полемику с зазнайкой-умом.
    Чарвака-локаята. Санскритское слово «лока» (м. р) означает место край, страна, простор мир, вселенная земля жизнь, а во множественном числе — люди, народ человечество. Некоторые производят термин «локаята» от «локаятама», что означает точка зрения обычных людей. Этот термин говорит о близости учения локаяты к обыденному сознанию (во всяком случаев представлении его оппонентов. Синонимом термина «локаята» служило слово «чарвака», объяснить которое труднее. По одной версии слово «чарвака» было сначала именем родоначальника этого учения. Другие думают, что это презрительное прозвище древнеиндийских материалистов, происходящее от глагола «чарв» — есть, жевать, поскольку эти материалисты якобы проповедовали Ешь пей веселись. Третьи производят термин «чарвака» от «чару» — приятный и «вак» — слово, толкуя, таким образом, «чарвака» как доходчивое, приятное слово».
    Все многочисленные произведения чарваков погибли. Если что и сохранилось, так только фрагменты из этих' сочинений в опусах других более поздних авторов. Кроме того, взгляды чарваков перелагались в разных древних книгах, но обычно критически и даже карикатурно.
    Важным источником сведений о чарваках является, в частности, сочинение философа XIV в. Мадхавачарьи «Сарва-даршана-самграха» Собрание всех философий»), излагающее философские и религиозные учения Древней и Средневековой Индии. Здесь излагается и учение чарваков. Мадхавачарья цитирует Брихаспати, в котором многие видели основателя учения чарваков-локаятиков.
    Критика Веди религии. Чарваки подвергли критике все мировоззрение Вед, все ведийские авторитеты и источники, саму ведийскую религию. Они провозгласили, что Веды страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием, а те, кто считает себя знатоками Вед, просто плуты и мошенники. В целом же Веды — просто неумная болтовня обманщиков, а агнихспра (и другие обряды) — способ прокормления их (АМФ. Т. 4.1. С. Сам же Брихаспати буквально говорил так «Агнихотра, три Веды, триданда (тройственный самоконтроль над своими мыслями, словами и поступками А. Ч и посыпание себя пеплом — всего лишь способ
    прокормления тех, кто лишен мудрости и трудолюбия — и добавлял Мошенники, шуты, бродяги — вот кто составил три Веды (Там же. С. 171). Брихаспати едко высмеивал религиозные обряды жрецов-брах- манов, показывал нелепость жертвоприношений.
    Смертность души. Чарваки вообще и Брихаспати в частности расходятся с ведийским мировоззрением, отрицая существование души после смерти Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь Если то, что покидает тело, уходит виной мир, почему жене возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким Отсюда чарваки делали вывод о том, что все эти обряды поминовения усопших — лишь способ, установленный брахманами для своего прокормления (Там же).
    Первоначала. Чарваки ограничили первоначала всего сущего лишь вещественными, материальными сущностями. В отличие от Бхарад- ваджи и стоящей за ним материалистической санкхьи чарваки-локая- тики сводили все сущее к четырем, а не к пяти началам. Эти четыре начала — четыре великие сути (великая суть махабхута) — земля, вода, воздух и огонь (фактически четыре формы существования вещества, если подогнем понимать плазму. Из сочетания махабхут и состоит все сущее в мире. Махабхуты активны и самодеятельны. Сила
    (свабхава) присуща им внутренне.
    Сознание. Оно также производно от махабхут. Чарваки вплотную подошли к пониманию того, что сознание — свойство высокоорганизованной материи. У них сознание — свойство материи, производное от специфического сочетания махабхут (что это за сочетание, чарваки, разумеется, даже не брались предполагать. Сознание возникает из махабхут, когда они, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. Сами по себе ваю (воздух, агни (огонь, ап (вода) и кшити (земля) никаким сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при должном соединении этих частей.
    Так бывает нередко. Например, при смешении некоторых веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Если жевать сразу бетель, известь и орех, то смесь приобретает ярко-красный цвет, который отсутствовали у известии у ореха, и у бетеля.
    Таким же образом, надо полагать, соответствующая комбинация земли, воды, воздуха и огня вызывает появление нового, наделенного сознанием живого тела. Поэтому у Мадхавачарьи мы читаем о чарваках: В этой школе признаются четыре элемента земля, вода, огонь, воздух. И именно из этих четырех элементов возникает сознание, подобно тому как при смешении кинвы и других (веществ) возникает опьяняющая сила (Там же. С. 167). При распадении живого тела на махабхугы исчезает и сознание.
    Из сказанного следует, что существует только реальный мири реальная жизнь. Богов нет, и поэтому чарваки — атеисты. Отсюда
    вопрос Мадхавачарьи: Но как можно считать высшее божество источником вечного блаженства, если этот взгляд решительно опровергается чарваками — самыми рьяными безбожниками, последователями учения Брихаспати?» (Там же. С. Э п ка. Чарваки — гедонисты. Они видят смысл жизни в счастье, а счастье понимают как наслаждение. В этом отношении они — полный антипод буддистов, которые во всем видели страдание. Чарваки признают, что наслаждения иногда связаны со страданиями, нов нашей власти сделать эту связь минимальной. Брихаспати сказал, что наставление глупцов — думать, что человек должен отказаться от удовольствий, доставляемых чувственными вещами, поскольку они сопряжены со страданиями ведь не выбрасываем мы наполненные спелыми белыми семенами колосья риса только потому, что они в пыли ив шелухе Жизнеутверждающий гедонизм чарваков противостоял самоуничтожению буддистов в нирване.
    Однако не все чарваки были гедонистами. Имеются сведения, что школа чарваков распадалась на сушикшита и дхурта, те. на тонких и грубых чарваков. Идеалы тонких чарваков были, по-видимому, сложнее, они не сводились к учению о том, что единственный смысл жизни человека состоит в доставляемых чувственными страстями наслажде­
    ниях.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   84


    написать администратору сайта