Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница33 из 84
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   84
Этико-социальные воззрения. От Левкиппа дошло до нас лишь его общее соображение о том, что цель жизни — в наслаждении прекрасным. Что касается Демокрита, то от него сохранились многие изречения на нравственные темы. Они позволяют говорить о Демокрите как об одном из мудрецов. Общество п семья. Правда, нравственный мир Демокрита как человека рабовладельческого общества узок. Рабство Демокрит отнюдь не считал безнравственным. Напротив, он советует Рабами пользуйся' как частями тела каждым по своему назначению (Л Отношение Демокрита к семье, женщине и детям негативно. С женщинами дела лучше не иметь, а если уж необходимо завести семью то надо выбрать женщину простую, маленькую и молчаливую Женщина много искуснее мужчины в злословии (705,), Пусть женщину не рассуждает это ужасно (705), Украшение женщины — молчаливость (703). Наибольшее унижение для . мужчины повиноваться женщине. Такой мужчина — раб своих страстей. Детей лучше не иметь, потому что удача в воспитании детей достигается ценой борьбы и забот ’ причем блага малы, слабы и незначительны, в случае же неудачи страдания ни с чем несравнимы. Также и воспитание детей ненадежное дело (Л 721). Лучше взять ребенка на воспитание у друга. Здесь можно выбрать ребенка по сердцу, в противном же случае приходится довольствоваться тем, кто родится.
Дружба. Тот недостоин жить, у кого нет хорошего друга. Демокрит высоко ценит дружбу, ноне всякую, а лишь истинную и разумную, ведь дружба одного разумного лучше дружбы всех неразумных ( Л
660). Самое трудное в дружбе — отличить истинных друзей от мнимых, для чего нужна мудрость. Выбирая друзей, следует быть осторожными осмотрительным, многие друзья — любители имущества их влй-
дельцев, а не их самих. Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний должен приходить по собственному почину (J1 658). Не имеющий друга недостоин жизни, ведь это значит, что он плохой человек, неспособный никого любить, поэтому и его никто не любит (ни один человек не любит того, кто сам никого не любит»).
Демокрит говорит и о том, как сохранить дружбу. Здесь важны самокритичность, способность к раскаянию, к тому, чтобы больше порицать самого себя, чем другого, умение сочувствовать, а не злорадствовать при виде несчастья другого, независтливый характер. Наиболее опасна для дружбы клевета Меч рубит, а клевета разделяет друзей Л
6 6 6
в).
Вопрос о мнимых друзьях перерастает в вопрос о притворстве качестве человека низкого нрава. Такой человек хвалит и порицает то, что этого не заслуживает. Чтобы не ошибиться в людях, надо судить о них по делам, а не по словам. Хотя слово тень дела (Л 565), многие, творя постыднейшие дела, произносят добродетельные речи Л 672 а. Поэтому и самому нужно стремиться к добродетельным делами поступкам, а не к словам (Л 669).
Восшггаиие и обучение. Цели воспитания — достижения добродетели — лучше достигать убеждением и доводами рассудка, чем принуждением. В основе воспитания — способность к стыду, те. совесть. Человека бесстыжего воспитать нельзя. Лучшее наставление для детей — пример отца. Нужно избегать общения с дурными людьми, воспитанный даже не должен разговаривать с невоспитанными, ведь прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда (Л 774). Воспитание не всемогуще, поэтому прекрасное узнают и стремятся к нему только люди, созданные для него (Л
6 8 С воспитанием связано обучение. Сама способность стыдиться приходит к человеку в процессе обучения (когда его учат письму, музыке, гимнастике и т. п. Обнаруживая свое неумение и незнание, человек стыдится, осознает свою ограниченность и утрачивает свою гордыню, если она у него была.
Образование — украшение для счастливых, убежище для несчастных. Для образования нужны три вещи природные способности, упражнения и время.
Богатство п бедность. Для Демокрита это моральная, а не социальная проблема. Богатые и бедные будут всегда. Следовательно, дело в том, как относиться к богатству и к бедности. Богатством надо пользоваться разумно, принося пользу народу. Когда имущие решаются давать взаймы, помогать и оказывать благодеяния неимущим, тов этом уже заключено и сострадание, и преодоление одиночества, и возникновение дружбы, и взаимопомощь, и единомыслие среди граждан, и другие блага, которые никто не может исчислить (Л 633). Бедным надо радоваться тому, что имеешь, и смотреть не на тех, кому
лучше, а на тех, кому хуже. Здесь Демокрит софистичен: богат не тот, кто владеет имуществом, а тот, кто беден желаниями, более того, бедняком быть лучше, чем богатым, ибо бедняки избегают злых козней, зависти и ненависти. Именно они счастливы.
Счастье и эвпомия. Счастлив тот, кто довольствуется немногим. Счастье не в богатстве, оно не в стадах и золоте, не в рабах и не в деньгах. Счастье — в душе (780, 776,777). Если у животных главное — их телесная природа, то у человека — его душевный склад (J1 783).
Эвтюмия — хороший дух — определяется как такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью (Маковельский АО Античные атомисты. С. 308). Перевод С. Я. Лурье несколько иной эвтюмия — такое состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями или другими переживаниями (Л 735). Поскольку здесь везде говорится о страхе как главном препятствии для эвтюмии, то эвтюмия есть также и атхамбия— свобода от страха. Эвтюмия -уравновешенность, гармония, размеренность, симметрия, безмятежность, невозмутимость, бесстрастие, благое состояние духане тождественное наслаждению.
Средства достижения эвтюмии — мера во всем, умеренность, золотая середина, ведь прекраснее во всем середина (J1739). Надо быть умеренным в наслаждениях, не стремиться к преходящему, побеждать в себе страсти, а этому и учит философия — философия освобождает душу от страстей. Надо вообще избегать перегрузок Желающий быть в хорошем расположении духане должен браться за много дел нив своей частной жизни, нив общественной, и, чтобы ни делал, он не должен стремиться делать свыше своих сил и своей природы. Но даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надежнее, чем избыток пер. АО. Маковельского, фрагмент Умеренность распространяется Демокритом и на самопознание Не стремись знать все, чтобы не быть во всем невеждой (пер. АО. Ма­
ковельского, фрагмент 425 а).
Мудрец. Однако все эти моральные предписания рассчитаны на мудрецов, живущих по законам морали. Если бы общество состояло из одних мудрецов, тоне было бы никакой надобности в законах и праве. Мудрецы чуждаются людей, ибо целиком погружены в философию. Они живут незаметно. Демокрит сказал «Проживи незаметно Л 725). Мудрец уклоняется от политической деятельности. Мудрец — гражданин мира Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа (Л Мораль и право. Политические симпатии. Право хуже морали. Но оно необходимо для толпы. Предписания закона искусственны, это дурное изобретение. Демокрит говорил, что мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно (J1 725). Законы созданы людьми. Если бы люди были справедливы друг к другу, то закон не мешал бы каждому жить, как ему угодно ведь зависть рождает начало вражды (Л
570). Закон стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели (Л 608).
Демокрит — сторонник демократической формы правления и враг монархии. Стобей (II в) сохранил нам его замечательные слова Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства (Л 596). Лучше быть бедным, но свободным, чем богатым, но несвободным. Такова мысль Демокрита — апологета свободного духа (Теория исторического развития и культуры.
Демокриту принадлежит и учение о самостоятельном историческом прогрессе людей от звероподобного состояния к цивилизованному. У Эсхила в Прикованном Прометее именно титан Прометей наделил людей мыслью, сознанием, речью, научил их астрономии и математике (Я восходы и закаты звезд им первый показал. Для них я выдумал науку чисел, из наук важнейшую, письменности и домостроению, одомашнил для них диких животных, научил их мореходству и т. п. У Демокрита же люди до всего дошли собственным умом, подгоняемые нуждой и пользуясь наблюдениями над природой. Демокрит говорит, что путем подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению (Л В первобытном состоянии люди, живя порознь, вели неупорядоченную звероподобную жизнь, питались травами и плодами деревьев. Люди не знали тогда ни земледелия, ни какого-либо другого искусства. С дикими зверями они сражались на равных. Не знали огня, не умели приготовлять пищу, ходили нагими, не умели откладывать плоды про запас. Многие гибли, особенно зимой. С переходом от первобытного состояния к цивилизованному под влиянием нужды люди стали помогать друг другу, собираясь вместе. Сообща они научились укрываться в дуплах деревьев, в зарослях, расщелинах скал и пещерах и, распознав, какие из плодов пригодны для хранения, стали складывать их в пещерах и питаться ими в течение всего года. В этот период люди вели жизнь простую, свободную от излишеств и взаимно дружелюбную, не имея ни царей, ни начальников, ни властителей, не зная ни войн, ни насилий, ни хищений.
Но когда, став изобретательнее и предусмотрительнее, люди открыли употребление огня, то обратились и к более горячим, хитродер­
зостным делам. Понемногу стали развиваться искусства. Вообще нужда и опыт были для человека учителями во всем. Они толкали его вперед
так как от природы он был способен ко всякому учению, благодаря наличию рук, рассудка и умственной гибкости.
Происхождение речп п проблема имени. Люди не всегда владели речью. В первобытном состоянии речи не было. Речь стала возникать в связи с общением людей. Из голоса, первоначально невнятного и нечленораздельного, постепенно стали вылепляться слова, и люди, устанавливая между собой знаки для каждого предмета, создали для себя общепонятный способ сообщений обо всем. Итак как такие системы возникли везде, где живут люди, тоне все люди имеют общий языка в каждом месте речь сложилась, как пришлось. Поэтому существуют разные языки, для которых первые системы, возникшие у всех народов, стали исходными.
Проблема возникновения языка включает в себя вопрос, как существуют слова — по природе или по установлению. Пифагор, например, думал, что имена существуют по природе. Давать имена — дело того, чей ум созерцает природу сущего. Первые люди, давшие названия вещам, благодаря своей исключительной мудрости выразили с помощью имен внутренние сущности вещей, например имя Зевса — символ и звуковой образ творческой сущности. Демокрит же, напротив, считал, что имена существуют по установлению, и доказывал это, приводя четыре довода
1
) одноименность разных вещей,
2
) много- именность одной и той же вещи в разных языках, 3) переименования,
4) отсутствие соответствия в словообразовании, например от слова мысль можно образовать глагол мыслить, почему же от слова справедливость нельзя образовать, глагол «справедливеть»? Значит, имена возникли случайно, а не присущи вещам по природе. Это учение
Демокрита содержалось в его работе О наименованиях, или Об именах».
У Демокрита были работы О поэзии, О красоте стихов, но все это также погибло. Известно только то, что он правильно учил Никто не может стать хорошим поэтом без воспламенения души и какого-то порыва безумия (Л Происхождение религии и атеизм. Религия — историческое явление, вначале ее не было. Источник религии — страх перед грозными явлениями природы, ведь первобытные люди, наблюдая небесные явления, как, например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения Солнца, Луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому — боги (Л 581). Не умея объяснять происходящее в мире естественными причинами, они все объясняли промыслом богов. Этому мнимому объяснению атомисты противопоставили материалистическое учение
«Левкипп же, Демокрит и Эпикур считают, что мир. неодушевлен и управляется не провидением, а некоей бессознательной природой (Л
589). Люди, далее, не знали о смертной природе человека. Таким образом, атомисты — атеисты
Правда, этому, казалось бы, противоречит то, что мы говорили об образах богов. Но таким способом Демокрит пытался объяснить то, во что уже верили эллины в то, что боги иногда являются людям. Но, объясняют атомисты, являются не боги, а только их неизвестно как сложившиеся образы. Если что и считать богом, так это разум. Учение
Демокрита о богах вызвало критику со стороны Цицерона Что же сказать о Демокрите, который возводит в боги то "образы" в их беспорядочном движении, то ту природу, которая изливает и посылает эти "образы, то нашу мысль и разум Мне кажется говорит далее Цицерон, — что Демокрит... колебался в вопросе о природе богов. То он считал, что во Вселенной есть образы, обладающие божественностью, то он утверждал, что боги — это атомы души, находящиеся в той же Вселенной, то одушевленные "образы, которым свойственно помогать или вредить нам, то некие "образы, столь огромные, что они охватывают весь наш космос снаружи (J1 472). Идеалисту Цицерону все это не нравится. Поэтому они говорит о взглядах Демокрита на природу богов, что они скорее достойны отчизны Демокрита, чем его самого (в Древней Греции слово «абдерит» имело сопутствующее значение простак. Но Цицерон все же вынужден признать, что, отрицая, будто в мире существует что-либо вечное, кроме пустоты и движущихся в ней атомов, Демокрит фактически упразднял богов.
Проблема свободы. Выше мы говорили о том, что у первых атоми­
стов все необходимо. Однако распространяется ли необходимость на человека и на человеческое общество Позднее Эпикур высмеял необходимость — владычицу Вселенной, ибо лучше уж следовать мифу о богах, чем быть рабом предопределенности естествоиспытателей, ибо вера в мифы дает в живых образах хоть надежду на то, что, воздавая почести богам, удастся вымолить их расположение, а предопределенность естествоиспытателей заключает в себе неумолимую необходимость (J1 Выше мы видели, что люди способны изменить свою жизнь. Правда, там говорилось также, что их толкает на это необходимость, нужда. Но все-таки они в какой-то мере свободны. Например, они свободно дали вещам имена. Так что возникает вопрос откуда же свобода На этот счет имеются разные точки зрения. Иногда доказывают, что в действительности Демокрит признавал объективность случайности. По мнению же других, атомисты открыли, что тайна свободы не в случайности, а в технике, что Демокрит разделил то, что существует по природе, и то, что существует по установлению. Он отрицал случайность как там, таки здесь, ведь в основе техники также лежит необходимость. Но человек свободен, поскольку он с помощью техники побеждает естественную необходимость по законам необходимости социальной
СОФИСТЫ Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются софисты. В условиях античной рабовладельческой демократии риторика, логика и философия оттесняют в системе образования гимнастику и музыку. Риторика — искусство красноречия — становится царицей всех искусств. В судах ив народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать жизненно важно. Поэтому появляются платные учителя мыслить, говорить и делать — софисты.
Древнегреческое слово «софистэс» означало знаток, мастер, художник, мудрец. Но софисты были мудрецами особого рода. Истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах ив тяжбах. Адвокатов тогда не было. А в судах, — скажет позднее Платон, — решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность (272 Е. Поэтому слово софист приобрело предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое — черным. Софисты были философами в той мере, в какой эта практика получала у них мировоззренческое обоснование.
Вместе стем софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они — теоретики риторики, красноречия. В центре их внимания — слово. Многие из софистов обладали удивительным даром слова. Софисты создали науку о слове. Велики их заслуги ив области логики. Нарушая еще не открытые законы мышления, софисты способствовали их открытию. В философии софисты привлекли внимание к проблеме человека, общества, знания. В гносеологии софисты сознательно поставили вопрос о том, как относятся к окружающему нас миру мысли о нем состоянии ли наше мышление познать действительный мир?
На последний вопрос софисты ответили отрицательно. Софисты учили, что объективный мир непознаваем, те. они были первыми агностиками Агностики (от древнегреч. а — отрицание и «гносис» — знание) учат, что мир непознаваем, что истины нет. Однако агностицизм софистов ограничен их релятивизмом. Релятивизм — учение о том, что все в мире относительно. В гносеологии же как учении опознании релятивизм означает, что истина относительна, что она зависит от условий, от места и времени, от обстоятельств, от человека. Софисты учили, что истина у каждого своя. Как кому кажется, так оно и есть. Поэтому софисты отрицали не истину, а объективную истину. Они признавали лишь субъективную истину,точнее говоря, истины. Эти истины отнесены не столько к объекту, сколько к субъекту. Поэтому мы и говорим, что агностицизм софистов был ограничен их релятивизмом. Гносеологический релятивизм софистов был дополнен релятивизмом нравственным. Нет объективного критерия добра и зла
Что кому выгодно, то и хорошо, то и благо. В области этики агностицизм софистов перерастал в аморализм.
Софисты мало занимались физикой. Они первыми четко разделили то, что существует по природе, и то, что существует по установлению, по закону, разделили законы природы и общественные законы. В лице софистов философская мировоззренческая мысль Древней Греции поставила в фокус мировоззренческих изысканий человека. Свой релятивизм софисты распространили и на религиозные догмы. В целом несостоятельный релятивизм имеет одну положительную черту он антидогматичен. В этом смысле софисты сыграли особенно большую роль в Элладе. Они вели странствующий образ жизни. И там, где они появлялись, догматизм традиции был поколеблен. Догматизм держится на авторитете. Софисты же потребовали доказательства. Сами они могли сегодня доказать тезиса завтра — антитезис. Это шокировало обывателя и пробуждало его мысль от догматической дремоты. У всех невольно возникал вопроса где все же истина?
Софистов принято делить на старших и младших. Среди старших выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад. Все они современники пифагорейца Филолая, элеатов Зенона и Мелисса, физиков Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа. От многочисленных сочинений софистов сохранилось немного.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   84


написать администратору сайта