Главная страница
Навигация по странице:

  • Интуиция

  • Источники (или формы) права

  • Компромисс

  • Конституционный строй

  • Абсолютная истина


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеАбсолютная истина
    Дата30.11.2020
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаbogol-ubov-l-n-shkol-nyj-slovar--po-451647580.pdf
    ТипДокументы
    #155439
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Индивид (от лат. 'ташаиит — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.
    Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал индивидом. Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необходимо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми.
    По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения индивида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества.
    Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.
    Индивидуальность (от лат. ташаиит — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
    Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. . . •
    Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.
    Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм, внутри какой-либо отрасли права.

    Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны.
    Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие.
    Институт социальный (лат. тзШШит — установление и 5ОСШ//5 — общественный)
    — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их
    деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие требности. К важнейшим социальным институтам относятся: семья (удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода); производство (потребность в добывании средств существования);
    государство (потребность в безопасности, социальном порядке); религия (потребность в решении духовных проблем); образование (удовлетворяет потребность в передаче знаний, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.
    Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова
    «институт» — научного или образовательного учреждения.
    С понятием социального института связано и понятие и н -ституциализации, означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений.
    Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения.
    Искусство — форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах — живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художе- ственных образах. Именно создание художественного образа является отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают разные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через зву- коинтонации и т. д.
    Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение — изобразительное искусство.
    Ислам (от арабского слова «покорность») — одна из мировых монотеистических (см.
    Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама назы- вают мусульманами. По количеству приверженцев является второй религией в мире (после христианства), общая их численность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства. иудаизма и местных религиозных верований. Основателем ислама является Мухаммед (570 — 632). Вероучение изложено в священной книге Коране. Основной догмат ислама — поклонение единому Богу
    Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле всевышнего, но и земным властям. Для ислама характерно активное проникновение во все сферы жизни людей, когда практически любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В

    России ислам исповедуют 13 млн человек (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.
    Истина — подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно
    (адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности.
    Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и
    общества на данном этапе их развития Этим объясняется относительный характер истины
    — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.
    История (от греч. Мзгопа — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук
    (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют так#е исторические дисциплины, изучающие различные стороны
    культуры, науки и техники Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся 9 памяти людей; 4) происшествие (событие);
    5) рассказ.
    Исторический процесс (от лат. ргосеззиз — ход, развитие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая 0о времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей.
    Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь человечества постоянно продолжается.
    Участники исторического процесса — индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях че- ловеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.
    В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действующие в составе определенных общественных групп
    (движения, классы, партии).
    Человек — центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории. Одна из особенностей исторического процесса конца XX в. состоит в том, что в ряде стран получили невиданное раньше развитие самосо- вершенствование личности, следование общезначимым моральным ориентирам, возросла образованность населения, овладевающего демократической культурой; все это приводит к возрастанию роли в истории человека мыслящего и чувствующего. Данное положение находит свое подтверждение в повышении личной инициативы и заинтересованности
    индивида при решении современных глобальных проблем, в миротворческой деятельности, в поддержке людей, попавших в беду.
    Источники (или формы) права — это официальные, т. е. исходящие от государства,
    способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера.

    Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
    Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древний источник права,
    представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская
    Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать.
    Судебный прецедент (прецедентное право)— это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в
    Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.
    Иудаизм — самая древняя монотеистическая (см. Монотеизм) религия в мире. Возник в конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Палестине, распространен в основном среди евреев. Основные положения вероучения изложены в Торе и Талмуде. Основа иудаизма — вера в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии
    (спасителя), богоизбранность еврейского народа. Иудаизм содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все сферы быта верующих. Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ислама. Общая численность верующих иудеев составляет приблизительно 20 млн человек.
    К
    Коммуникация (от лат. соттитсаИо — связываю) — наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.
    Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим».
    Компромисс (от лат. сотргот188ит) — соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок. Конституционное право — ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти; основы правового положения личности; национально-территориальное государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
    В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государственное право».
    Основными принципами конституционного (государственного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека, разделение властей, федера-лиЗм.
    Главный источник конституционного права в России— Конституция РФ. К Другим источникам относятся: федеральные конституционные законы («О референдуме Российской
    Федерации», «О Конституционном суде» и пр.); федеральные законы («О выборах
    Президента Российской Федерации» и др.).
    Основанием для наступления конституционной ответственности является виновное поведение субъекта, нарушающее предписания (нормы) конституционного права.
    Конституционный строй — система социальных, экономических и политико- правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции.

    Ключевой характеристикой конституционного строя является верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Права
    человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.
    Основы конституционного строя Российской Федерации устанавливает первая глава
    Конституции РФ.
    Конституция (лат. сопзШипо — установление) — закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности,
    институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.
    Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она отражает соотношение социальных и политических сил в
    обществе. Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное
    мировоззрение.
    Конституция Российской Федерации 1993 г. — основной закон Российского государства, закрепляющий основы его конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
    Конфессия (от лат. соп/евкю — признание, исповедание (то же, что и вероисповедание)
    — какая-либо религия, церковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и организационную структуру.
    Конфликтология — сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии,
    политологии, социальной и политической психологии. Наиболее важными направлениями этой теории конфликтов является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей преодоления. Занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания.
    Конформизм (от лат. соп — си югта — форма) — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию.
    Критерии истины — оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом.
    Основным критерием истинности является практика, составляющая основу процесса
    познания. Практика —движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед познанием конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В философии практика понимается как система всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.
    В качестве остальных критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.
    Кругозор — 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др. (про- блемы и явления.
    Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке
    расширять свой кругозор.
    Культ (от лат. сиЯиз — почитание) — 1) один из основных элементов религии,
    совокупность определенных обрядов, ритуалов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклонение, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта